Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные психологические функции



Содержание

 

Введение

1. Общие типы установки

2. Основные психологические функции

3. Описание психологических типов

3.1. Экстравертный тип

3.1.1.Экстравертный мыслительный тип

3.1.2.Экстравертный чувствующий тип

3.1.3. Экстравертный ощущающий тип

3.1.4. Экстравертный интуитивный тип

3.2. Интровертный тип

3.2.1. Интровертный мыслительный тип

3.2.2. Интровертный чувствующий тип

3.2.3. Интровертный ощущающий тип

3.2.4. Интровертный интуитивный тип

4. Определение общения

5. Основные проблемы в общении

Заключение

Список литературы



Введение

 

Я выбрала тему «Психологические типы людей. Проблемы общения» так как данная тема интересна для меня и актуальна в наше время. Она помогает лучше понять личность и выстроить взаимоотношения с разными людьми, что очень важно в современном мире. А знания проблем общения помогут избежать их и выбрать наиболее подходящую манеру поведения в тех или иных условиях.

Современная наука соционика - учение, изучающая процесс обмена информацией между человеком и внешним миром /8;стр.6/, берет свое начало из работы известного американского психолога К.Г. Юнга. Типология Юнга являлась наиболее зрелой для понимания совместимости и несовместимости разных типов людей в период ее создания. Этому способствует подход автора к психике человека как к определенной структуре, тогда как все типологии других авторов имеют описательный характер. Может возникнуть вопрос, почему вышеупомянутые авторы не заметили закона дополняемости человека человеком. Наверное, потому что все они психиатры, которые по роду своих занятий работали с отдельными пациентами, углубляясь в познание качеств отдельных типов людей, и не могли наблюдать за их взаимодействием в постоянных микроколлективах: в семье, на работе. Кроме того, достаточно долго бытовало мнение, что полностью психически здоровые люди - однотипны, что определенные типические черты проявляются лишь при некотором отклонении от нормы. Что все люди "средние", и лишь у пациентов с отклоненным поведением можно заметить типичные черты какой-то акцентуации или психопатии.

Типология К.Г. Юнга кардинально отличается от всех других типологий, которые, как правило, ограничиваются описанием поведения людей и классификацией этого поведения. Типология К.Г. Юнга - это типология здоровых людей, позволяющая понять и психику больного человека, а не наоборот, как это обычно бывает. Но она не совершенна. Юнг дал лишь контурную карту человеческих типов, требующую доделки и завершения.



Общие типы установки

 

К.Г. Юнг в своем подходе к определению психологических типов первоначально выделил 2 основных типа людей, которые он назвал интроветным и экстравертным. Критерием для такого разделения послужило ему наблюдение, что жизнь одного человека более обусловлена объектами его интереса, тогда как судьба другого может быть более обусловлена его собственной внутренней жизнью, его собственным субъектом. Такую обусловленность можно наблюдать в той или иной степени у любого человека. Руководствуясь этим наблюдением, Юнг смог выделить вышеназванные группы людей, а саму эту обусловленность он назвал общим типом установки. Рассмотрим более подробно, что Юнг подразумевал, делая такое разделение людей по общему типу их установки.

Общие типы установки отличаются друг от друга своеобразной установкой по отношению к объекту. У интровертного типа отношение к нему абстрагирующее; в сущности, он постоянно заботится, как бы отвлечь свое я от объекта, как если бы ему надо оградить себя от чрезмерной власти объекта. Экстравертный тип, напротив, относится к объекту положительно. Он утверждает его значение постольку, поскольку он постоянно ориентирует свою субъективную установку по объекту и вводит ее в отношение к нему. В сущности, объект никогда не имеет для него достаточно ценности, поэтому значение его постоянно приходится повышать. С биологической точки зрения, отношения между объектом и субъектом есть всегда отношение приспособления, ибо всякое отношение между объектом и субъектом предполагает видоизменяющееся воздействия одного на другой. Эти видоизменения и составляют приспособление или адаптацию. Поэтому типическая установка по отношению к объекту суть процессы приспособления. Природа знает два, коренным образом различных варианта адаптации и две, обусловленные ими возможности самоподдержания живых организмов – это повышенная плодовитость при относительно малой обороноспособности отдельного индивида, и вооружение отдельного индивида многообразными средствами самосохранения при относительно малой подвижности. У экстраверта есть особенность, состоящая в способности постоянно растрачиваться, распространяться и внедрятся во все, а у интроверта наблюдается тенденция оборонятся от внешних требований и, насколько возможно, воздерживаться от всякой затраты энергии, направленной прямо на объект, но зато создавать для себя самого возможно более обеспеченное и могущественное положение. Юнгу казалось, что эта биологическая противоположность есть не только аналогия, но и общая основа двух психологических способов приспособления.

В своей работе Юнг показал, что общий тип установки не зависит от воспитания, общества или культуры, у двоих двойняшек, воспитывавшихся в одной семье, например, могут быть разные типы установки. Сам Юнг приписывает это различие к человеческой склонности к установке того или иного типа, то есть человеку полезнее или легче приспособляться тем, а не иным способом. Но с другой стороны, Юнг рассматривал эти две установки как противоположные механизмы психической деятельности, которые свойственны каждому человеку. Однако внешние обстоятельства и внутренняя диспозиция очень часто благоприятствуют работе одного механизма в ущерб другому. Естественно, это влечет перевес в сторону работы одного механизма. И если такое состояние по определенным причинам становится преобладающим, то вследствие из этого и возникает тип, то есть привычная установка, в которой один механизм постоянно господствует, считал К.Г. Юнг.

 



Экстравертный тип

 

Известно, что каждый человек ориентируется по тем данным, которые ему передает внешний мир. Однако это может происходить различными способами. Например, тот факт, что на дворе холодно, одному дает повод тот час же надеть пальто, другой же, имея намерение закалятся, находит этот факт излишним. Первый в этом случае ориентируется по данным внешних факторов, а другой сохраняет свое особое воззрение, которое воздвигается между ним и объективно данным.

И если ориентирование по объекту и объективно данному преобладает настолько, что чаще всего самые важные решения и действия обуславливаются не субъективными воззрениями, а объективными обстоятельствами, то мы говорим об экстравертной установке. Если она оказывается привычной, то мы говорим об экстравертном типе. Если человек мыслит, чувствует и действует, одним словом живет так, как это непосредственно соответствует объективным условиям и их требованиям как в хорошем, так и в дурном смысле, то он экстравертен. Он живет так, что объект играет в его сознании более важную роль, чем его субъективное воззрение. Он имеет, конечно и субъективные воззрения, но их детерминирующая сила меньше, чем сила внешних, объективных условий. Поэтому он совсем не предвидит возможности натолкнутся внутри себя на какие-нибудь безусловные факторы, ибо знает таковые только во внешнем мире. Все его сознание смотрит во внешний мир, потому что важное и детерминирующее решение приходит к нему именно оттуда. Но оно приходит оттуда, потому что он его оттуда ждет. Эта основная установка является, можно сказать, источником всех особенностей психологии человека.

 

Экстравертный ощущающий тип

Нет такого типа, который мог бы сравнится в реализме с экстравертным ощущающим типом. Его объективное чувство факта чрезвычайно развито. Он в течение жизни накапливает реальные наблюдения над конкретным объектом, и, чем ярче он выражен, тем меньше он пользуется своим опытом. В некоторых случаях его переживание вообще не становится тем, что заслуживало бы название «опыта». То, что он ощущает, служит ему в лучшем случае проводником, ведущим к новым ощущениям, и все новое, что входит в круг его интересов, приобретено на пути ощущения, и должно служить этой цели. Таких людей будут хвалить, как разумных, поскольку люди склонны считать ярко выраженное чувство чистого факта за нечто очень разумное. В действительности же такие люди не очень разумны, ибо они подвержены ощущению иррациональной случайности точно так же, как и ощущению рационального свершения. Ощущение для такого человека означает конкретное проявление полноты жизни, его желание направлено на конкретное наслаждение, так же как и его моральность. Такой человек отнюдь не должен быть чувственным варваром, он может дифференцировать свое ощущение до высшей эстетической чистоты, ни разу не изменив даже в самом абстрактном ощущении своему принципу объективного ощущения.На более низкой ступени этот тип является человеком осязаемой действительности, без склонности к рефлексии и без властолюбивых намерений. Его постоянный мотив в том, чтобы ощущать объект, иметь чувственные впечатления и, по возможности, наслаждаться. Если он ощущает, то этим все существенное для него сказано и исполнено. Для него ничего не может быть выше конкретности и действительности, предложения стоящие за этим или выше этого допускаются лишь постольку, поскольку они усиливают ощущения. При этом совсем не надо, чтобы они усиливали ощущения в приятном смысле, ибо человек такого типа не простой сластолюбец, он только желает наиболее сильных ощущений, которые он, согласно с его природой должен получать извне.

 

Интровертный тип

 

Интровертный тип отличается от экстравертного тем, что он ориентируется преимущественно не на объект и не на объективно данном как экстравертный, а на субъективных факторах. У интровертного типа между восприятием объекта и его собственным действием выдвигается его собственное субъективное мнение, которое мешает действию принять характер, соответствующий объективно данному. Интровертное сознание видит внешние условия и тем не менее выбирает в качестве решающей субъективную детерминанту. Этот тип руководствуется, стало быть, тем фактором восприятия и познания, который представляет собою субъективную предрасположенность, воспринимающую чувственное раздражение.

 

Интровертный ощущающий тип

Примат интровертного ощущения создает определенный тип, отличающийся известными особенностями. Это иррациональный тип, поскольку он производит выбор из происходящего не преимущественно на основе разумных суждений, а ориентируется по тому, что именно происходит в данный момент. Тогда как экстравертный ощущающий тип определяется интенсивностью воздействия со стороны объекта, интровертный ориентируется по интенсивности субъективной части ощущения, вызванной объективным раздражением. Такой тип может легко поставить вам вопрос, для чего люди вообще существуют, для чего вообще объекты имеют еще право на существование, если все существенное все равно происходит без объекта. В тех случаях, когда воздействие объекта, - вследствие особых обстоятельств, например вследствие чрезвычайной интенсивности или полной аналогии с бессознательным образом, - проникает до субъекта данного типа, этот тип бывает вынужден поступать согласно со своим бессознательным образцом. Эти поступки имеют по отношению к объективной действительности иллюзорный характер и являются поэтому чрезвычайно странными. Они сразу вскрывают чуждую действительности субъективность этого типа. Но там, где воздействие объекта проникает не вполне, оно встречает проявляющую мало участия, благосклонную нейтральность, постоянно стремящуюся успокоить и примирить. То, что слишком низко, несколько поднимается, то, что слишком высоко, несколько понижается, восторженное подавляется, экстравагантное обуздывается, а необыкновенное сводится к правильной формуле, - и все это для того, чтобы удержать воздействие объекта в должных границах. Вследствие этого и этот тип действует подавляюще на окружающих, поскольку его полная безобидность не является вне всякого сомнения. Такие люди обыкновенно позволяют злоупотреблять собою и мстить за то усиленным сопротивлением и упрямством не у места.

Если нет художественной способности выражения, то все впечатления уходят вовнутрь, вглубь и держат сознание в плену, лишая его возможности завладеть зачаровывающим впечатлением при помощи сознательного выражения. Для своих впечатлений этот тип располагает до известной степени лишь архаическими возможностями выражения, ибо мышление или чувство относительно бессознательны, а поскольку они сознательны, то имеют в своем распоряжении лишь необходимые банальные и повседневные выражения. Поэтому они, в качестве сознательных функций, совершенно непригодны для адекватной передачи субъективных восприятий. Поэтому этот тип лишь с чрезвычайным трудом доступен для объективного понимания, да и сам он в большинстве случаев относится к себе без всякого понимания.

 

Определение общения

 

 Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга /6;стр.659/. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом.

В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее.

Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди.

Цель общения – отвечает на вопрос «Ради чего существо вступает в акт общения?». Здесь имеет место тот же принцип, что уже упоминался в пункте о содержании общения. У животных цели общения не выходят обычно за рамки актуальных для них биологических потребностей. У человека же эти цели могут быть весьма и весьма разнообразными я являть собой средства удовлетворения социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических и многих других потребностей.

Средства общения – способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, которая передается в процессе общения от одного существа к другому. Кодирование информации – это способ ее передачи. Информация между людьми может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.



Основные проблемы в общении

 

Одной из сложных проблем психологии являются затруднения, с которыми человек сталкивается в деятельности, общении. Проблема затруднений, или "барьеров" общения, в качестве объекта специального исследования изучается с середины 20 века. Зимняя И.А. дает такое определение. Затруднения в общении – это субъективно переживаемое человеком состояние "сбоя" в реализации прогнозируемого (планируемого) общения вследствие неприятия партнера общения, его действия, непонимания текста, непонимания партнера, изменения коммуникативной ситуации, собственного психологического состояния.

Проблемы, как считает А.К. Маркова, выявляются в форме остановки, перерыва деятельности, самого общения, невозможности его продолжения. Затруднения имеют несколько функций. Позитивная функция затруднения имеет два значения:

а) индикаторное (привлечение внимания слушателя-партнера);

б) стимулирующее (активизация деятельности при анализе и преодолении затруднения, приобретение опыта).

В то же время А.К. Маркова фиксирует и негативную функцию затруднения, имеющую два значения:

 а) сдерживающее (в случае отсутствия условий для преодоления затруднения или наличия неудовлетворенности собой, например, заниженной самооценки);

б) разрушительное (затруднения приводят к остановке, распаду деятельности, уходу от общения).

На современном этапе "барьеры" общения рассматриваются с разных позиций. Зимняя И.А. выделяет следующие основные области затруднения человека в общении: этносемиокультурная, статусно-позиционно-ролевая, индивидуально-психологическая, возрастная, деятельностная, область межличностных отношений.

Статусно-позиционно-ролевая область затруднений в общении – Это область обуславливается целым рядом причин: семейным воспитанием, позицией в общности, атрибутами роли, статусом учреждения и т.д. Эти затруднения возникают в условиях асимметрии статусов, позиции взаимодополняемости прав и обязанностей конвенциональных ролей.

Возрастная область влияния возникает в определенной возрастной группе, например, известно, что ребенок до школы предпочитает общение со взрослыми, до подросткового возраста почти половина детей предпочитает общение со сверстниками, после окончания школы юноши и девушки проявляют интерес к общению со взрослыми.

Область индивидуально-психологических затруднений – Это та область, где индивидуально-психологические особенности партнеров общения выступают в качестве причины коммуникативных затруднений. Среди индивидуально-психологических особенностей партнеров, оказывающих наибольшее влияние на общение и вызывающих в случае несоответствия ему затруднения, чаще всего отмечается: коммуникативность, контактность, эмоциональная устойчивость, импульсивность, интровертированность и т.д.

 Наиболее изученным среди индивидуально-психологических факторов, вызывающих затруднения общения, являются экстраверсия-интроверсия. К индивидуально-психологическим факторам, вызывающим определенные за-труднения в общении, как с позиции говорящего, так и с позиции слушающего, относится когнитивный стиль деятельности. Когнитивный стиль – есть устойчиво проявляемая в меняющихся ситуациях, и в частности в коммуникативных ситуациях, специфика познавательной деятельности. Разграничиваются два полярных стиля – с низкой и высокой дифференциацией (разделением). Данные многих исследований говорят о том, что субъекты с низкой психологической дифференциацией предпочитают межличностную и групповую деятельность индивидуальной, они более успешны в общении (Н.П. Иванов). Люди с высокой дифференциацией когнитивных структур проявляют большее понимание другого человека.

Достаточно большие затруднения вызывает отсутствие или низкий уровень эмоциональной регуляции, проявляющиеся в неконтролируемой реакции партнеров общения друг на друга, на всю коммуникативную ситуацию. Стрессом может быть деятельность, партнер или сам говорящий. В зависимости от этого меняется общая тональность общения, интонационная, лексико-грамматическая характеристика текста, невербальные средства.

Соответствие индивидуально-психологических особенностей, включающие интеллектуальные, эмоциональные, поведенческие, личностные проявления, могут, как облегчить, так и затруднить общение.

Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, считают, что причинами трудностей общения являются: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Также причинами, по их мнению, могут стать психофизиологические нарушения, соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания является отказ от контактов с людьми, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль.

Трудности в общении испытывают люди с двигательной расторможенностью, со склонностью к резким колебаниям настроения, плаксивостью, мнительностью. На особенности общения влияет тип нервной системы, который в темпераменте. Для сангвиников – повышенная активность, богатство мимики и движений, эмоциональность, впечатлительность, контактность с людьми, хотя нет постоянства в своих привязанностях.

Кон И.С. считает, что самая распространенная трудность общения подростков и молодых людей – это застенчивость. Из 2500 опрошенных американских студентов в возрасте от 18 до 21 года 42% считает себя застенчивыми, причем 60% из них рассматривают застенчивость, как серьезную трудность.

Кон И.С. утверждает, что те, кто считает себя застенчивым, отличаются пониженным уровнем экстраверсии, они менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение, более тревожны, склонны к невротизму и переживают больше коммуникативных трудностей. Чтобы общение протекало в нормальном русле, по мнению Кона И.С., подросткам надо избавляться от их застенчивости /5;стр.58-62/.

Зимняя И.С. называет еще одну область коммуникативных затруднений – это межличностные отношения. В их основе лежат симпатия (антипатия), принятие (непринятие), совпадение ценностных ориентаций и их расхождение, совмещенность или различие индивидуальных стилей деятельности общения. Все это и многое другое могут облегчить или затруднить взаимодействие людей, вплоть до его прекращения.

Отмечается, что проявления затрудненности общения, обусловленные фактором межличностных отношений, обнаруживаются в форме изменения стилей делового общения. По данным исследований, среди факторов, затрудняющих общение межличностные отношения, занимают I место. Поварницына Л.А. выделяет пять групп трудностей общения.

1 группа – трудности, связанные с неумением вести себя, незнанием, что и как сказать;

2 группа – трудности, связанные с непониманием и неприятием партнера общения;

3 группа – трудности, вызванные непониманием партнера общения, т.е. недостаточной сформированностью собственной стороны общения;

4 группа - трудности, связанные с переживанием неудовольствия, даже раздражения по отношению к партнеру;

5 группа – трудности, вызванные общей неудовлетворенностью человека общением.



Заключение

 

Сам К.Г. Юнг в своей работе говорил, что описанные им типы в чистом виде встречаются в повседневной жизни. Он призывал относится к ним как к Гальтоновским семейным фотографиям, накопляющим общую и поэтому типичную черту. Но тем не менее его работа оказала значительное влияние на развитие как психологии в целом, так стала и источником из которого возникли новые науки, такие как соционика в частности. С помощью изучения различных типов людей мы можем прогнозировать их типичные взаимоотношения, будем знать, как лучше построить свое отношение к другому человеку, и даже будем более полно понимать другого человека. Кстати, известны случаи, когда простой (но грамотной) перестановкой и распределением обязанностей в коллективе производительность этого коллектива увеличивалась до 180%.

В данный момент в психологии существует ветвь, которая занимается исключительно психологией здоровых людей, и называется эта ветвь валиеологией. Переоценить значение работы К.Г. Юнга о психологических типах людей для данного направления, в психологии попросту говоря невозможно.

 А, анализируя причины, вызывающие затруднения в общении, можно сделать вывод, что частыми причинами затруднений общения могут, по мнению исследователей, выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека, а также различные психологические типы.

 Наиболее массовыми причинами, вызывающими трудности общения является эмоциональная неустойчивость, робость, осторожность, подозрительность, эгоистичность, зависимость от группы, от общественного мнения, недисциплинированность, плохой самоконтроль и др.

 В ходе проведенного мной исследования я научилась определять психологические типы людей, видеть и предотвращать затруднения в общении.



Список использованной литературы

 

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., Аспект Пресс, 1996.

2. Асмолов А.Г. “Психология личности”. М.: 1996.

3. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. – М., 2000. К.Г.Юнг Психологические типы.

4. Зимняя И.А. Психология обучения иностранному языку в школе. – М., 1991.

5. И. С. Кон. Социологическая психология. Избранные психологические труды. — М., НПО «МОДЭК» 1999.

6. Немов Р.С. Психология. Книга 1: Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.

7. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб, 2002.

8. К.Г. Юнг «Психологические типы» Москва, 1995г.

Содержание

 

Введение

1. Общие типы установки

2. Основные психологические функции

3. Описание психологических типов

3.1. Экстравертный тип

3.1.1.Экстравертный мыслительный тип

3.1.2.Экстравертный чувствующий тип

3.1.3. Экстравертный ощущающий тип

3.1.4. Экстравертный интуитивный тип

3.2. Интровертный тип

3.2.1. Интровертный мыслительный тип

3.2.2. Интровертный чувствующий тип

3.2.3. Интровертный ощущающий тип

3.2.4. Интровертный интуитивный тип

4. Определение общения

5. Основные проблемы в общении

Заключение

Список литературы



Введение

 

Я выбрала тему «Психологические типы людей. Проблемы общения» так как данная тема интересна для меня и актуальна в наше время. Она помогает лучше понять личность и выстроить взаимоотношения с разными людьми, что очень важно в современном мире. А знания проблем общения помогут избежать их и выбрать наиболее подходящую манеру поведения в тех или иных условиях.

Современная наука соционика - учение, изучающая процесс обмена информацией между человеком и внешним миром /8;стр.6/, берет свое начало из работы известного американского психолога К.Г. Юнга. Типология Юнга являлась наиболее зрелой для понимания совместимости и несовместимости разных типов людей в период ее создания. Этому способствует подход автора к психике человека как к определенной структуре, тогда как все типологии других авторов имеют описательный характер. Может возникнуть вопрос, почему вышеупомянутые авторы не заметили закона дополняемости человека человеком. Наверное, потому что все они психиатры, которые по роду своих занятий работали с отдельными пациентами, углубляясь в познание качеств отдельных типов людей, и не могли наблюдать за их взаимодействием в постоянных микроколлективах: в семье, на работе. Кроме того, достаточно долго бытовало мнение, что полностью психически здоровые люди - однотипны, что определенные типические черты проявляются лишь при некотором отклонении от нормы. Что все люди "средние", и лишь у пациентов с отклоненным поведением можно заметить типичные черты какой-то акцентуации или психопатии.

Типология К.Г. Юнга кардинально отличается от всех других типологий, которые, как правило, ограничиваются описанием поведения людей и классификацией этого поведения. Типология К.Г. Юнга - это типология здоровых людей, позволяющая понять и психику больного человека, а не наоборот, как это обычно бывает. Но она не совершенна. Юнг дал лишь контурную карту человеческих типов, требующую доделки и завершения.



Общие типы установки

 

К.Г. Юнг в своем подходе к определению психологических типов первоначально выделил 2 основных типа людей, которые он назвал интроветным и экстравертным. Критерием для такого разделения послужило ему наблюдение, что жизнь одного человека более обусловлена объектами его интереса, тогда как судьба другого может быть более обусловлена его собственной внутренней жизнью, его собственным субъектом. Такую обусловленность можно наблюдать в той или иной степени у любого человека. Руководствуясь этим наблюдением, Юнг смог выделить вышеназванные группы людей, а саму эту обусловленность он назвал общим типом установки. Рассмотрим более подробно, что Юнг подразумевал, делая такое разделение людей по общему типу их установки.

Общие типы установки отличаются друг от друга своеобразной установкой по отношению к объекту. У интровертного типа отношение к нему абстрагирующее; в сущности, он постоянно заботится, как бы отвлечь свое я от объекта, как если бы ему надо оградить себя от чрезмерной власти объекта. Экстравертный тип, напротив, относится к объекту положительно. Он утверждает его значение постольку, поскольку он постоянно ориентирует свою субъективную установку по объекту и вводит ее в отношение к нему. В сущности, объект никогда не имеет для него достаточно ценности, поэтому значение его постоянно приходится повышать. С биологической точки зрения, отношения между объектом и субъектом есть всегда отношение приспособления, ибо всякое отношение между объектом и субъектом предполагает видоизменяющееся воздействия одного на другой. Эти видоизменения и составляют приспособление или адаптацию. Поэтому типическая установка по отношению к объекту суть процессы приспособления. Природа знает два, коренным образом различных варианта адаптации и две, обусловленные ими возможности самоподдержания живых организмов – это повышенная плодовитость при относительно малой обороноспособности отдельного индивида, и вооружение отдельного индивида многообразными средствами самосохранения при относительно малой подвижности. У экстраверта есть особенность, состоящая в способности постоянно растрачиваться, распространяться и внедрятся во все, а у интроверта наблюдается тенденция оборонятся от внешних требований и, насколько возможно, воздерживаться от всякой затраты энергии, направленной прямо на объект, но зато создавать для себя самого возможно более обеспеченное и могущественное положение. Юнгу казалось, что эта биологическая противоположность есть не только аналогия, но и общая основа двух психологических способов приспособления.

В своей работе Юнг показал, что общий тип установки не зависит от воспитания, общества или культуры, у двоих двойняшек, воспитывавшихся в одной семье, например, могут быть разные типы установки. Сам Юнг приписывает это различие к человеческой склонности к установке того или иного типа, то есть человеку полезнее или легче приспособляться тем, а не иным способом. Но с другой стороны, Юнг рассматривал эти две установки как противоположные механизмы психической деятельности, которые свойственны каждому человеку. Однако внешние обстоятельства и внутренняя диспозиция очень часто благоприятствуют работе одного механизма в ущерб другому. Естественно, это влечет перевес в сторону работы одного механизма. И если такое состояние по определенным причинам становится преобладающим, то вследствие из этого и возникает тип, то есть привычная установка, в которой один механизм постоянно господствует, считал К.Г. Юнг.

 



Основные психологические функции

 

Гипотеза об экстраверсии и интроверсии позволила Юнгу, прежде всего, выделить две обширные группы психологических личностей. Но подобное группирование носит столь поверхностный и общий характер, что допускает лишь самое общее различие. Более детальное исследование индивидуальной психологии представителей любой из этих групп, тот час же показывает огромное различие между отдельными индивидами, принадлежащими, несмотря на это, к одной и той же группе. Поэтому Юнгу пришлось сделать еще один шаг в своем исследовании с целью обосновать данное различие между индивидами. Юнг сделал еще одно распределение индивидов по их отдельным психологическим функциям. Внешние обстоятельства не только вызывают преобладание экстраверсии или интроверсии, но и способствуют, кроме того, преобладанию у индивида одной из основных функций над другими. Юнг называл основными психологическими функциями, - а именно такими, которые существенно отличаются от всех прочих, - мышление, чувство, ощущение и интуицию (в современной соционике это, соответственно, логика, сенсорика, этика и интуиция). Если одна из этих функций привычно господствует над другими, то формируется соответствующий психологический тип. В соответствии с преобладанием одной из основных психологических функций Юнг различал мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы. Каждый из этих типов, кроме того может быть экстравертным или интровертным, смотря по отношению к объекту. В результате Юнг получил разделение на 8 психологических типов, среди которых он выделял рациональные и иррациональные типы, по принципу обоснования своих действий либо разумом, либо своим восприятием.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.075 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь