Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Базаров и Одинцова. Тема любви в романе. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)



Любовь в жизнь Базарова входит вместе со знакомством с Анной Сергеевной Одинцовой. Здесь герой впервые теряет самообладание, "конфузится", что с удивлением замечает его молодой друг и ученик Аркадий Кирсанов, который и сам вскоре почувствует некоторую влюбленность в Одинцову, впрочем, это чувство он без особых страданий забудет через некоторое время. Но к моменту посещения усадьбы, принадлежащей Одинцовой, Аркадий всерьез увлечен этой "барыней " и чувствует ревность к другу. Он не может не заметить, что Базаров и Анна Сергеевна прекрасно ладят, всегда находят общие темы для разговора и чрезвычайно интересны друг другу. Базаров и сам признает схожесть между собой и Одинцовой, однако, ни в чем не уступая Евгению, Анна Сергеевна все же иная. Будучи дамой дворянского происхождения, она обладает хорошим воспитанием и безупречными ма нерами, она умна, горда и независима, жизнь ее подчинена строгому распорядку. В своем стремлении к Одинцовой Базаров безотчетно старается дополнить, улучшить себя, чувствуя некоторую ущербность.

Однако Анна Сергеевна холодна, она не может ответить на страсть Базарова, более того, сила любви Евгения пугает ее, привыкшую к размеренности и комфорту. Базаров интересует ее своей необыкновенностью, своей особой позицией, своей решительностью и непримиримостью. Но в то же время в Базарове Одинцова видит лишь развлечение, забавное времяпрепровождение, если и могло возникнуть в ней какоето чувство, то только по прошествии времени, а Базаров ей этого времени не дал. Ему следовало бы пойти на компромисс, но герой-максималист не согласен на смирение. Холодность Одинцовой он воспринимает как собственное поражение, любовь воспринимает как слабость.

Отказ Одинцовой и невозможность что-либо изменить ни в ней, ни в себе стали для Базарова началом кризиса. Он потерял опору, подвергая сомнению всю прежнюю свою систему ценностей. Несомненно, Базаров стал человечнее, научившись прощать чужим людям их слабости, но крайний максимализм не позволил простить эти слабости себе. Герой стал уязвимей для стороннего воздействия. Потеряв прежнюю уверенность и невозмутимость, он участвует в "глупой" дуэли с Павлом Петровичем Кирсановым, в попытке избавиться от любви к Одинцовой он увлекается Фенечкой, он небрежно анатомирует труп умершего от тифа и случайно забывает прижечь рану.. . Но все это произошло оттого, что жизнь больше не принимает Базарова, для него больше нет места в мире, устроенном по иным законам, нежели он полагал. Раньше казалось, что это Базаров своим отрицанием способен изменить мир, а оказалось, что мир изменил Базарова.

Величина страсти Базарова стала губительной и для его любви, и для его жизни. Все, что отрицалось Базаровым, стало отрицать его самого. Ненавистный "романтизм" вошел в его жизнь как разрушительное, дисгармоничное начало. Но справиться с собой, победить в себе жизнь Базаров был не в силах. Единственное, что могло бы успокоить его в полной мере, - это смерть. И смерть стала закономерным финалом его жизни. Смерть же разрешила его страдания безответной любви, смерть позволила Одинцовой спокойно продолжить свое существование в покое и комфорте, как она и привыкла. Итак, можно по-разному отвечать на вопрос, насколько успешно прошел герой "испытание любовью". С одной стороны, тот духовный кризис, который произошел в сознании Базарова, говорит о неполноценности и неустойчивости его мировоззрен ческих позиций, о неуверенности героя в собственной правоте. С другой стороны, в любви Базаров оказался много сильнее и искренней, нежели остальные герои романа. Сила любви героя была такова, что разрушила морально и физически его самого и привела к смерти.

18. Изображение судеб народных в поэзии Н.А. Некрасова (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого).

Народ в поэзии Николая Алексеевича Некрасова изображен покорным судьбе, забитым, задавленным нищетой, покорным и неспособным к борьбе.

В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» поэт изображает людей из народа, которые пришли к парадному подъезду в надежде попасть на прием к вельможе. Поэт рисует крайнюю степень нищеты, бедственного положения и униженности пришедших:

… некрасивы на взгляд

Загорелые лица и руки,

Армячишко худой на плечах,

По котомке на спинах согнутых,

Крест на шее и кровь на ногах,

В самодельные лапти обутых…

 

«Крест на шее и кровь на ногах» выступают как символ подвижничества и страдания. Швейцар прогоняет просителей, так и не приняв скудной лепты. Просители развели руками и ушли « с непокрытыми» головами. Описанию пришедших противопоставлено описание вельможи, купающегося в роскоши и его богатых палат.

В «Железной дороге» поэт рассказывает о том, как по приказу Николая I был согнан народ со всех уголков России на строительство железной дороги. Спасаясь от голода, задавленные нуждой, на возведение дороги устремлялись толпы мужиков. Многие из них погибают. Оставшиеся же в живых получают бочонок вина в качестве вознаграждения за работу. А еще им «великодушно» прощают недоимку.

… Знал, для чего и пахал он и сеял,

Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге – не ест и не пьет,

Червь ему сердце больно сосет,

Руки, что вывели борозды эти,

Высохли в щепку, повисли, как плети,

Очи потухли и голос пропал,

Что заунывную песню певал…

 

Понятно, что пахарь уже проживет недолго и результатом своего труда порадоваться не успеет. Такой финал жизни крестьянина обеспечила именно нужда и непомерно тяжелый труд. Народные страдания заключаются не только в нечеловеческом труде и не только в вечной нищете. Бесправие, унижение человеческого достоинства довершают картину народного горя.

В стихотворении «В дороге» Некрасов рассказывает историю ямщика, который из-за барского каприза женился на Груше, воспитанной вместе с барышней. Жизнь и несчастной Груши и самого ямщика загублена: она не приспособлена к крестьянскому быту, а ему нужна в доме хозяйка и работница.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 687; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь