Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Новокрестьянская поэзия. Н. Клюев.
Большинство новокрестьянских поэтов после революции оказались на периферии литературы и жизни, со своей поэтизацией неразрывной связи человека с миром живой природы, стали свидетелями ломки традиционных крестьянских устоев. Клюев, Клычков, Орешин были уничтожены как кулацкие поэты и на долгие годы вычеркнуты из истории литературы. Николай Алексеевич Клюев — самый крупный, влиятельный представитель новокрестьянского течения в русской поэзии. Он гордился своим древним старообрядческим крестьянским родом возводил свои истоки, и кровные, и духовные, и литературные, к «неистовому протопопу» Аввакуму Когда свяжу свою вязанку Сосновых слов, медвежьих дум? «К костру готовьтесь спозаранку», — Гремел мой прадед Аввакум! Клюев творит художественный образ своих предков и свой собственный, в его поэзии много легендарного, вымышленного. Эта мифологизация создавала приподнятый, героический настрой. Поэт сотрудничал с революционными организациями народнической и эсеровской ориентации, распространял прокламации, был арестован за агитационную деятельность и около полугода провел в тюрьме. Революционность Клюева была тесно связана с религиозными представлениями, идеей христианской жертвенности, страдания: Я надену черную рубаху И вослед за мутным фонарем По камням двора пройду на плаху С молчаливо-ласковым лицом.
43. Тема любви в прозе И.А. Бунина (на примере 1–2 произведений по выбору экзаменуемого). Образ любви в творчестве писателя – это особый синтез духа и плоти. Дух, по мнению Бунина, невозможно постичь, не познав плоти. И Иван Алексеевич отстаивал в своих произведениях чистое отношение к плотскому и телесному. У его рассказах нет понятия женского греха, как в «Анне Карениной», «Войне и мире», «Крейцеровой сонате» Л. Н. Толстого, нет настороженного, неприязненного отношения к женскому началу, свойственного Н. В. Гоголю, но нет и опошления любви. Его любовь – это земная радость, загадочное влечение одного пола к другому. Бунинское изображение отношений между мужчиной и женщиной, по меркам целомудренной и аскетичной русской литературы, предельно откровенно и смело. Бунинского героя влечёт к противоположному полу с неимоверной силой. Это нашло отражение в сборнике рассказов «Тёмные аллеи». Бунин искренне верил в то, что он пытался донести до читателя в своих произведениях. И только на основе этой веры могла возникнуть подлинная жемчужина литературы на любовную тему – рассказ «Лёгкое дыхание», который затем вошёл в цикл «Тёмные аллеи». Повествование, лаконичное и многозначное, построено на обилии событийных, психологических контрастов, которые воспринимаются не приёмом изображения, а важным элементом авторской концепции. С первых строк складывается двойственное ощущение: кладбище, голые деревья, холодный ветер, намогильный крест с венком и – фотографический портрет гимназистки, «с поразительно живыми глазами». Смерть и жизнь, печаль и радость есть символы судьбы Оли Мещерской. Писатель раскрыл силу природного тяготения к любви, красоте, определив одновременно искажение этого дара в конкретных внешних условиях и во внутренне противоречивом бытии личности. Иначе говоря, выразил неизвестные дотоле повороты всечеловеческих чувств и состояний. От столкновения вечного и личностного, объективного и субъективного рождается «нерв», загадка души бунинских героев. Но писатель не торопится высказать свой взгляд на эти процессы. Оценка воплощена в сложной, часто противоречивой содержательности образов, деталей, слова, композиции. Нам как бы предлагается самим решить, что и как здесь защищается или осуждается. Вывод из всего сказанного таков: герои «Тёмных аллей» и других рассказов (к примеру, «Митина любовь») не противятся природе, часто их поступки совершенно нелогичны и противоречат общепринятой морали (пример тому – внезапная страсть героев в рассказе «Солнечный удар»). Любовь Бунина «преступна» - это переступание через нормы, выход за рамки обыденности. Эта аморальность для писателя, можно сказать, есть некий признак подлинности любви, поскольку обычная мораль оказывается, как и всё установленное людьми, условной схемой, в которую не укладывается стихия естественной, живой жизни. 44. « Орловские страницы » в творчестве Л. Андреева (на примере рассказов « Ангелочек », « Баргамот и Гараскька », « Кусака » - по выбору студентов). Воспоминания об Орле как о некоем благословенном месте не случайны на закате жизни (Андреев умрёт от сердечного приступа в сентябре 1919 года, в возрасте 48 лет) для истинного орловца, русского писателя Леонида Андреева. Родился он на одной из окраинных улиц Орла, уже прославленного именами великих прозаиков и поэтов: И. С. Тургенева, Н. С. Лескова, А. А. Фета, Ф. И. Тютчева В доме № 41 на 2-й Пушкарной улице, построенном в 1874 году Николаем Ивановичем Андреевым, прошли детство и отрочество будущего писателя, формировался характер «буйного орловца» И отцовский дом, который Леонид покинул в 1891 году, отправившись в далёкий Петербург, в университет, и церковь Михаила Архангела, и гимназия, в которой Андреев учился, и населённые «сапожниками, пенькотрепальщиками, кустарями-одиночками и иных свободных профессий представителями» Посадские, Пушкарные улицы станут местом действия многих произведений Андреева. Орловские реалии и люди, с которыми сводила молодого писателя судьба, отзовутся в его рассказах «Баргамот и Гараська», «Ангелочек».Пожалуй, из всех великих, рождённых и живших на Орловщине, только Н. С. Лесков отдал ей дань в той же мере, что и Леонид Андреев. Героями его рассказов чаще всего становятся несчастные, обездоленные люди, способные, однако, к духовному обновлению. В светлый день Пасхи, когда на время протрезвевшие, забывшие о своей тяжкой доле «пушкари» идут в церковь, устанавливается перемирие между находящимися в вечном противостоянии городовым Баргамотом и пьяницей Гараськой. Для маленького бунтаря Сашки жизнь богатеньких деток стала «зазеркальем» его собственного неблагополучия («Ангелочек»), но восковой ангелочек на ёлке своей «нездешностью» открыл озлобленному мальчишке, что в мире всё ещё существуют добро и красота. 45. Своеобразие лирического героя поэзии О.Э. Мандельштама (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). Талантливому поэту О. Э. Мандельштаму выпало жить и творить в суровое время. Он стал свидетелем революции 1917 года, времен правления Ленина и Сталина. Все виденное и прочувствованное Мандельштам «выплескивал» в свои стихи. Именно поэтому творчество этого поэта столь трагично, наполнено страхом, волнением, болью за судьбу страны и за свою судьбу. Известно, что Сталин очень не любил этого поэта, потому что Мандельштам открыто выражал свое отношение ко всему, что творилось в стране и к вождю, в частности. Примером тому служит сатирический памфлет на правителя. После его прочтения многие сказали, что со стороны поэта этот поступок – самоубийство. А Мандельштам прекрасно осознавал это, но он был готов к смерти. Лирический герой стихотворения « Мы живем, под собою не чуя страны… » выступает как отважный гражданин, стоящий на защите своей страны и своего народа. Он отваживается открыто сказать то, что все знают, но о чем молчат: Мы живем, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны, А где хватит на полразговорца, Там припомнят кремлевского горца. Герой горько смеется и даже в какой-то степени издевается над главным лицом стихотворения. В глазах лирического героя Сталин превращается в какое-то мифическое чудовище: «толстые пальцы, как черви»; «тараканьи смеются глазища И сияют его голенища». Он – не человек, а какое-то чудовищное животное: «Он один лишь бабачит и тычет». Не менее страшна и характеристика действий этого чудовища: Как подкову, дарит за указом указ - Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз. Что ни казнь у него - то малина… "Мы живем, под собою не чуя страны" Смелости лирического героя этого стихотворения можно только восхититься. Сталин «заинтересовался» Мандельштамом, поэт был арестован. Но вождь не приказал сразу же расстрелять поэта. Это было бы слишком просто. Он сослал Мандельштама в Воронеж. Живя в этом городе, поэт существовал как бы на грани двух миров, всегда в ожидании расстрела. Именно в Воронеже Мандельштам написал стихотворение « Средь народного шума и спеха… » Здесь интонации лирического героя меняются. Он испытывает вину перед вождем за все, что было создано им раньше. Теперь лирический герой по-другому оценивает «вождя всех народов». Его «отеческий» взгляд и «ласкает, и сверлит». Герой чувствует, что Сталин журит его за все «ошибки». Но, на мой взгляд, все эти чувства героя надуманны и неискренни. Это стихотворение было написано под давлением Сталина, как и следующее – « Ода » (1937). |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 2823; Нарушение авторского права страницы