Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Часть вторая. Церковь Темпла
Глава 11
Восстановление церкви Темпла. – Красота и великолепие древнего храма. – Различные архитектурные стили, воплощенные в нем. – Открытия, сделанные в ходе недавней реставрации. – Алтарь и сакрариум. – Мраморная писцина. – Покаянная келья. – Древняя часовня Святой Анны. – Захоронения
Если настанет день, когда громоздкие церковные скамьи, органы и пафосные алтарные перегородки выйдут из моды, ни одно церковное здание, избавленное от этих помех, не станет прекраснее для глаз и не принесет большего удовольствия истинному антикварию, чем строгая и прекрасная церковь Темпла. Джентельменс мэгэзин, май 1808 года, с. 1087
После трех веков запустения величественные храмы, возведенные нашими католическими предками, постепенно восстанавливаются, обретая свой изначальный вид. Постройки, некогда считавшиеся уродливыми и варварскими сооружениями невежественных времен, ныне – предмет для восторженных панегириков и образцы для подражания. Даблин ревью, май 1841 года, с. 301
Истинное счастье, что до наших времен сохранилась древняя церковь Темпла, главный храм рыцарей-тамплиеров в Британии – самый красивый и совершенный памятник ордена из уцелевших, восстановленный в его безыскусном величии, таким, каким он был семь столетий назад. Счастье – созерцать его таким, каким он был, когда в его стенах священнодействовал патриарх Иерусалимский, когда закованные в броню рыцари Святого ордена Храма Соломона, поклявшиеся бороться за христианскую веру, разворачивали под его высокими сводами знамена с алыми крестами и возлагали на алтарь свои мечи для освящения. Со времен правления Карла I и до не столь отдаленных времен церковь Темпла пребывала в печальном состоянии. За века ей пришлось претерпеть немало реставраций и неуместных поновлений, которые исказили ее облик и затмили неповторимую своеобычную красоту нагромождением современных украшений[521]. Вскоре после Реформации протестантские законоведы, воодушевленные страстным желанием уничтожить все символы папистской веры, скрыли под слоем белил великолепную потолочную роспись этого освященного веками здания; старинный мозаичный пол оказался погребенным под сотнями возов земли и мусора, а сверху, двумя футами выше уровня старого пола, положили другой, сложенный из старых каменных надгробий. Великолепные мраморные колонны были обезображены толстым слоем штукатурки и краски; красота резных арок и искусной лепнины померкла под слоями побелки. Древний храм, облаченный в соответствии с пуританскими представлениями того времени в строгие белые одежды, на века утратил свой первоначальный облик. Позже, в царствование Карла II в Алтарном нефе установили строгие громоздкие скамьи, скрывшие основания изящных колонн; простые, но прекрасные каменные стены были обшиты дубовыми панелями восьми футов в высоту, которые заслонили интересные сводчатые ниши за главным алтарем в восточной части здания и изящный мраморный лавакрум, встроенный в южную стену. Элегантные готические арки, соединяющие круглый неф, или ротонду, – с прямоугольной, алтарной, частью здания, были перекрыты перегородкой из дубовых панелей со стеклянными окнами и дверями, разделившей здание на две части. Кроме того, в прямоугольном нефе был установлен массивный орган, украшенный коринфскими колоннами, пилястрами и греческим орнаментом. Эти нововведения изменили исторический облик церкви и исказили ее строгую красоту. В восточной части церкви тогда же был установлен непомерно большой алтарь в «классическом» стиле, украшенный коринфскими колоннами, пилястрами и антаблементами, богато декорированный изображениями херувимов, гирляндами из листьев, плодов и цветов, тонко вырезанными и красивыми сами по себе, но тяжеловесными и неуместными в постройке готического стиля. Громоздкая, украшенная искусной резьбой кафедра, возведенная между колоннами, образовала своего рода преграду и «утяжелила» интерьер. Часть этих дополнений, неуместных в столь древней постройке, недавно была устранена стараниями бенчеров (старейшинами) коллегии юристов Внутреннего и Среднего Темпла. Благодаря хорошему вкусу этих почтенных мужей и гражданской ответственности перед великим наследием прошлого историческое здание постепенно возвращает свой изначальный облик – потолок церкви заново расписан, мраморные колонны и мозаичные полы очищены и отреставрированы.
Этот величественный храм, ставший свидетелем важнейших исторических событий Британии, память о которых хранят его стены, имеет неповторимое очарование. Дух прежних веков почивает на его древних камнях. Входя под своды церкви, погружаешься в атмосферу тех суровых веков, когда сердца христиан были полны желанием освободить Святую землю из рук неверных. В эпоху священного пыла Крестовых походов короли Англии, надменные папские легаты и суровые воины – прославленные тамплиеры – собирались в стенах лондонского Темпла, главном храме ордена в Британии. Под сводами древнего оплота тамплиеров нашли упокоение выдающиеся личности XII–XIII столетий, мраморные изваяния рыцарей в доспехах над захоронениями почтенных мужей и по сей день привлекают взоры пытливых путешественников. Торжественные церемонии посвящения неофитов в братство ордена Храма, совершаемые при закрытых дверях после первой ночной стражи, строгое следование уставу, ночные бдения в церкви суровых монахов-воинов и слухи об ужасах покаянной кельи, – в былые времена все это способствовало созданию ореола таинственности вокруг этого священного здания и внушало обывателям чувство благоговейного трепета и суеверного страха, что породило странные и чудовищные россказни о безбожии и отступничестве братьев, о магии и колдовстве, приведшие к несправедливой и бесславной казни через сожжение на костре Великого магистра и многих сотен рыцарей-тамплиеров, а также к роспуску прославленного ордена и гонениям на братьев.
Первая и самая интересная часть церкви Темпла, именуемая в древних источниках Round church (Ротонда) или Nave (Неф), была освящена в 1185 году Эраклием, патриархом Иерусалимским, прибывшим в Англию из Палестины, как уже говорилось выше, чтобы заручиться поддержкой короля Генриха II в борьбе против грозного Саладина[522]. Над главными вратами в стародавние времена была начертана надпись[523]: «10 февраля, в год от воплощения Господня 1185-й, церковь сия была освящена во имя Пресвятой Девы Марии господином нашим Эраклием, Божьей милостью патриархом храма Вознесения, который пожаловал индульгенцию на пятьдесят дней всякому, кто будет ежегодно устремляться сюда»[524]. Прямоугольная часть церкви, именуемая в источниках Chancel (Алтарной), построенная с восточной стороны Ротонды, была освящена в день Вознесения в 1240 году, о чем сообщил историк Матфей Парижский, монах Сент-Олбанса, который лично присутствовал на церемонии. «Приблизительно в то же время (1240 год от Р. Х.) была освящена достославная церковь в Новом Темпле в Лондоне, здание, достойное того, чтобы его увидеть; церемония свершилась в присутствии короля и множества знатных людей королевства, которые в тот же день, то есть в день Вознесения, по завершении освящения пировали по-королевски на великолепнейшем пиру, устроенном на средства госпитальеров»[525]. После обнародования в 1162 и 1172 годах от Р. Х. знаменитой буллы Omne datum optimum («Всякое даяние благо»), освободившей тамплиеров от общих положений церковной юрисдикции и позволившей им принимать священников и капелланов в свой орден без епископского рукоположения, члены этого гордого и могущественного братства, не жалея средств, принялись возводить в различных частях христианского мира церкви, поражавшие роскошью и великолепием, подобно той, что мы сейчас видим в Лондоне. Вероятно, строительство древней части этого здания началось сразу после обнародования упомянутой выше папской буллы, так как строительство было завершено к прибытию в Англию патриарха и Великого магистра Храма (церкви в то время строились довольно долго). Круглый и Алтарный нефы церкви возведены в разное время, а потому архитектурные стили строений различны. Первый представляет собой прекраснейший и интереснейший образец смешанного стиля церковной архитектуры, который называется Semi-Norman – полунормандским или Intermediate – переходным стилем. В нем прослеживаются черты нормандского стиля[526], представленного характерными для него округлыми арками и низкими массивными колоннами, и стиля ранней готики, элементы которой преобладают в интерьере. Второе строение (алтарный трехнефный придел) является безупречным и элегантным образчиком более позднего архитектурного стиля, с его стрельчатыми арками и легкими, изящными колоннами. Ни один другой храм Британии не может похвастаться соседством столь разных стилей и сочетанием архитектурных приемов, а потому постройка эта представляет особый интерес для архитекторов и антиквариев. Алтарная восточная часть этого прославленного сооружения представляет собой, быть может, первый образец полной победы готики над основательным, лаконичным и тяжеловесным нормандским стилем, который главенствовал в XI-XII веках. Круглый неф – творение переходного стиля, в его архитектуре явственно прослеживаются изменения, характерные для периода заката нормандском стиля и утверждения стиля ранней английской готики. Церковь Темпла предваряет изящный притвор из полуциркульных арок в нормандского стиле, возведенный в 1195 году; ныне с трех сторон его окружают потемневшие от времени здания усердных правоведов, скрывающие его строгую красоту. Войдя под сень увенчанного крестом притвора, путник предстает перед роскошным порталом, обрамленным с двух сторон колоннами с коринфскими капителями, от которых расходятся полукружия резных арок, богато украшенные растительным орнамен том. Простенки между колоннами декорированы причудливым узором – ромбовидными розетками, цветочными бутонами и листьями. Между капителями колонн установлены скульптурные изображения короля, королевы, монахов и святых – одни держат в руках свитки, другие застыли в молитвенной позе. Над ними четыре ряда растительного орнамента, проистекающего из уст маскаронов в виде человеческих голов. Колонны обрамляют стальную, искусно выкованную дверь, которая ведет в Круглый неф, или, как писали хронисты прошедших столетий, в Ротонду.
Круглый неф
Ротонда имеет вид круглой цитадели под покатой крышей, которую венчает цилиндрическая зубчатая башня под коническим куполом[527]. Внутри храм имеет вид круглого донжона, окруженного галереей, или клуатром, который объединен с нефом крестообразным сводом, покоящимся на шести опорах. Красоту и изящество здания, с его круговой колоннадой, витражными окнами и длинной перспективой архитектурного великолепия, невозможно описать – это нужно видеть своими глазами. Из центра нефа взгляд устремляется вверх, к своду верхнего барабана с его крестообразным перекрытием и выпуклой розеткой на пересечении шести балок, основания которых зиждутся на капителях шести изящных колонн из темно-серого пурбекского мрамора[528]. Неф образуют шесть мраморных опор, соединенные шестью стрельчатыми арками. Каждая опора состоит из пучка четырех мраморных колонн, опоясанных посередине выпуклым мраморным пояском и увенчанных коринфскими капителями. Примечательно, что рисунок аканта капителей в каждой из шести групп не повторяется, что придает особое очарование, но не нарушает строгой гармонии. Сразу же над арками, соединяющими эти опоры, тянется узкий карниз, опоясывающий Ротонду и поддерживающий изящную аркатуру из арок, объединенных в ансамбль из 42 небольших колонн пурбекского мрамора с нарядными капителями, на которые опираются полуциркульные декоративные арки. Перекрещиваясь, они образуют простой, но элегантный узор из чередующихся стрельчатых и округлых арок, между которыми просматриваются шесть пар сдвоенных окон, которые выходят на галерею (трифорий) над клуатром. Выше аркатуры еще один ярус с расположенными по кругу окнами, некогда имевшими цветные витражные стекла. В простенках между окнами установлено шесть колонн из пурбекского мрамора, на капителях которых покоятся перекрещенные балки свода. Средний ярус храма опоясывает аркатура, образованная чередой миниатюрных колонн с причудливыми капителями, соединенных попарно стрельчатыми арками. Над аркатурой тянется вереница гротескных масок, отображающих разнообразие человеческих эмоций. Одни лица старые, другие – юные, одни головы увенчаны коронами, другие – в монашеских капюшонах, одни скульптурные портреты наделены благородными чертами, другие – безобразны. На некоторых лицах лежит печать страданий – их искажает гримаса невыносимой боли, зубы стиснуты в адских корчах, в уши, носы и лысины некоторых грешников вцепились псы или дикие звери. Ни один скульптурный портрет не повторяется дважды, каждая маска своеобычна и удивительна. Галерею похожих масок обнаружили среди руин церквей тамплиеров в Акре и в Замке Паломника. Нижний ярус, на котором покоится основание вышеописанной аркады, представляет собой выступ, который выполняет функции скамьи. Круглый неф и опоясывающий его клуатр освещает ряд полукруглых окон, украшенных по бокам небольшими колоннами. В ходе одной из реставраций рабочие обнаружили над западным порталом круглое окно в нормандском стиле. Восьмилепестковая роза Темпла – одно из самых красивых витражных окон в Британии.
Алтарный неф
Переход из Ротонды в прямоугольный трехнефный Алтарный придел Темпла образуют три высокие стрельчатые арки. Самую высокую центральную арку, образующую парадный вход в неф, поддерживают великолепные колонны из пурбекского мрамора. Миновав арку, мы оказываемся в просторном светлом помещении, состоящем из трех нефов равной высоты, образованных восьмью группами мраморных колонн, которые поддерживают величественный крестообразный свод. Эта строгая и изящная постройка являет собой чистейший и красивейший образец ранней английской готики, сменившей переходный стиль, воплощенный в архитектуре Круглого нефа. Эта часть здания залита солнечным светом, исходящим из многочисленных стрельчатые окон. Совершенные пропорции стройных мраморных колонн, красота и богатство убранства, легкость и воздушность конструкции придают постройке вид сказочного дворца. Внутреннее трехнефное пространство образует два ряда опор, в каждом из которых по четыре группы колонн. Как и в Ротонде, опоры представляют собой пучок из четырех мраморных колонн, на капители которых опираются стрельчатые потолочные арки. Вдоль стен церкви, на одной линии с опорами, расположены группы из трех тонких колонн: центральный столб, закрепленный по центру металлической стяжкой, – из темного блестящего пурбекского мрамора, боковые пилястры – из светлого канского камня. Основания этих колонн покоятся на каменном бордюре, который тянется по всей длине церкви. Боковые колонны, идущие параллельно основным опорам, поддерживают стрельчатые арки, образующие сводчатый, некогда украшенный росписью потолок. Боковые колонны образуют с каждой стороны пять простенков, в них расположены тройные стрельчатые окна. Чередование окон и узких светлых простенков придает зданию необычайную легкость и очарование. В торцевой восточной стене церкви имеется три группы окон. Тройные стрельчатые окна в южном и северном нефах той же величины и формы, что и боковые. Центральное окно надалтарного триплета заметно шире, над пазухами арочных сводов окна можно увидеть небольшие розетки в виде четырехлистников; по обеим сторонам окна просматриваются скульптурные изображения двух венценосных особ, предположительно это портреты короля Генриха III и его королевы. В скором времени в эти окна вставят витражные стекла, на древних камнях Темпла вновь заиграют разцветные блики, и храм обретет прежнее великолепие. Ниже окон, за главным алтарем, имеется сакрариум – три ниши, в которых в стародавние времена хранили священные сосуды. В центральной нише, увенчанном круглой аркой, хранились золотой потир и патена[529], скрытые завесой и заслонкой; в боковых нишах хранились серебряные сосуды для вина и воды, алавастр с миром, алтарные покрова (корпорал, воздуха) и прочая церковная утварь. На каменной кладке вокруг ниш видны следы засовов и дверных петель. Эти ниши были обнаружены после того, как снесли массивную дубовую заалтарную перегородку, которая нарушала гармонию восточной части церкви.
Мраморная писцина
Подле главного алтаря после снятия дубовых панелей в южной части здания была обнаружена изящная мраморная писцина, или лавакрум, – двойная чаша с водостоком в мраморной нише, украшенная двумя миниатюрными арками, покоящимися на изящных мраморных колоннах. Один резервуар использовали для омовения потира и литургических сосудов, в другом священник омывал руки перед освящением хлеба и вина. Вода, изливаемая служкой на руки священника, уходила через отверстие на дне лавакрума по трубам за пределы храма. Этот интересный памятник древности был бережно восстановлен и заслуживает внимания ценителей древностей[530]. Рядом с писциной, в южной стене, имеется маленькая изящная ниша, где помещались кувшин, таз и полотенца. Напротив, у северной стены здания, можно увидеть дверцу, которая вела в ризницу, или табернакль, где хранились облачение, богослужебные книги и утварь, в том числе дароносица, предназначавшаяся для причащения больных братьев[531]. В центре северного нефа церкви на возвышении был установлен орган, так как в Круглом нефе для него не нашлось места. Слева от органа, рядом с аркой, соединяющей две части храма, имеется маленькая дверь в нормандском стиле, за которой имеется темная винтовая лестница, ведущая в трифорий – галерею над клуатром Ротонды, а также к Покаянной келье.
Покаянная келья
Это мрачное место одиночного заключения, устроенное в толще церковной стены, не более четырех футов и шести дюймов в длину и двух футов шести дюймов в ширину[532]. Человек, запертый в этом каменном мешке, не мог ни лечь в полный рост, ни развернуться. Источником света и воздуха в ней служат две узкие бойницы, одна из них, с восточной стороны, выходящая внутрь церкви, обращена на главный алтарь, чтобы заключенный мог видеть и слышать мессу, другая – выходит в Ротонду и обращена к западным вратам церкви. На каменной кладке у входа в темницу сохранились следы засова и дверных петель, а под последней ступенью лестницы пытливый глаз заметит каменную нишу, в которой оставляли хлеб и воду для узников. В этот жуткий карцер помещали непокорных и провинившихся братьев-тамплиеров, тех, на кого была наложена суровая епитимья. Ее мрачные тайны похоронены в молчаливой могиле, но одна печальная история страданий и ужаса, связанная с этим местом, стала известна. Несколько братьев лондонского Темпла на допросе поведали папским инквизиторам о горестной смерти рыцаря брата Уолтера ле Бачелора, главного прецептора Ирландии, который за неповиновение Великому магистру Храма был закован в цепи и закрыт в Покаянной келье, где скончался, не выдержав невыносимых тягот заточения. Усопшего вынесли из кельи на заре, и он был погребен братом Джоном де Стоуком и братом Радульфом де Бартоном во дворе, между церковью и Темпл-Холлом[533]. Дисциплина в Темпле была строгой и до чрезвычайности суровой. Некий свидетель рассказал, что непокорных братьев заковывали в цепи и держали в подземельях Темпла так долго, сколько магистр считал нужным, чтобы спасти их души от мук ада, иным братьям не суждено было вновь увидеть солнечный свет[534]. Кроме того, провинившихся тамплиеров магистр самолично подвергал бичеванию по обнаженной спине в Темпл-Холле, нередко их пороли плетьми по воскресеньям в церкви на глазах у всей общины. Брат Адам де Валианкур, рыцарь знатного рода, решил оставить орден, но вскоре, охваченный угрызениями совести, пожелал вернуться в общину. Магистр определил ему наказание: есть в течение года на земле вместе с собаками, поститься четыре дня в неделю, вкушая лишь хлеб и воду, а по воскресеньям подвергаться бичеванию в церкви перед главным алтарем в присутствии всей общины[535].
Часовня Святой Анны
У противоположной, южной стороны церкви, подле боковой проходной арки, раньше была еще одна дверь, а за ней лестница, которая вела в придел Святой Анны – старинную двухэтажную часовню, пристроенную к южной стене Ротонды в 1220 году. Нижний этаж часовни сообщался с Круглым нефом через дверь под правой аркой аркады, объединяющей две части церкви, а верхний – с Алтарным нефом, через упомянутые лестницу и дверь, которая была заделана[536], после того как в 1827 году в ходе реставрационных работ часовня была снесена. Постройку венчала сводчатая крыша, крестообразные потолочные балки в местах пересечения были украшены рельефной резьбой. Когда-то из часовни можно было попасть в трифорий – внутреннюю галерею над клуатром. В этом уединенном месте проходили малые капитулы ордена, на которых магистр назначал наказание провинившимся братьям, а также тайные встречи папских легатов и английских епископов. В стенах этой часовни Амори де Монфор, папский капеллан, заключенный в тюрьму королем Эдуардом I, был освобожден по требованию папы римского, в присутствии архиепископа Кентерберийского и епископов Лондонского, Линкольнского, Батского, Ворчестерского, Норвичского, Оксфордского и некоторых других прелатов, лордов и знатных господ; названный Амори поклялся, что немедленно покинет королевство и никогда не вернется в Англию без позволения короля[537]. В прежние времена часовня Святой Анны, «что близ Круглой церкви», была известна как место целительной силы. Со всей Британии сюда стекались бесплодные женщины, чтобы в приделе Святой Анны, матери Пречистой Девы, вымолить долгожданное дитя[538]. Раньше к церкви Темпла было приписано множество священников, во главе которых стоял custos – хранитель, или настоятель. Король Генрих III для спасения своей души, душ предков и наследников платил тамплиерам из казны восемь фунтов в год, чтобы три капеллана ежедневно служили мессу в церкви Темпла: один должен был молиться за самого короля, второй – за всех здравствующих христиан, а третий – за всех усопших[539]. В 1228 году леди Идонья, вдова Роберта де Випона (Ветери-Понте), влиятельного вельможи, владельца земель и замков в Северо-Западной Англии, пожертвовала тринадцать боватов[540] своей земли в Острефелде в пользу капелланов ордена тамплиеров в Лондоне, чтобы те молились о спасении ее души и души ее покойного мужа[541]. Настоятеля церкви Темпла назначали магистр и капитул ордена Храма, затем он приступал к своим церковным обязанностям без епископского рукоположения или какого-либо другого официального введения в должность, как и все орденские священники и капелланы. Он не подчинялся никаким церковным властям и повиновался только магистру ордена Храма, как своему господину и епископу. Священники ордена принимали те же обеты, что и братия, и не имели каких-либо особых привилегий. Капелланы подчинялись рыцарям и не допускались на советы капитула, кроме особых случаев, когда на заседании требовался священиик. Тамплиеры исповедовались только у орденских капелланов; для исповеди у стороннего священника требовалось особое разрешение. В лондонском Темпле в прежние времена хранилось много священных и ценных реликвий, привезенных тамплиерами из Палестины. Множество индульгенций даровалось лондонскими епископами всем благочестивым христианам, которые с глубокой верой приходили поклониться этим святыням. Епископ Или также даровал индульгенции всем верующим своего диоцеза и всем благочестивым христианам, которые посещали богослужения в церкви Темпла во славу Божию и во имя Пречистой Девы Марии, сиятельной Царицы Небесной, а также всем жертвователям на свечи и неугасимые лампады в алтарях[542].
Архитектура старейшей части церкви Темпла представляет необычайный интерес еще и потому, что в Англии существует всего три старинные церкви круглой формы. Принято считать, что все церкви тамплиеров имели круглую форму по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме, но это не так. В разных частях христианского мира сохранилось немало развалин тамплиерских храмов (в Европе насчитывается около 150 соборов, церквей и часовен) самых разнообразных форм, видов и размеров.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы