Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Сальто-мортале без страховки
Каждого отдельного человека все эти общественные сдвиги более всего затрагивают в семье. Попытки успешного воспитания детей в наше время подобны воздушной акробатике под куполом цирка, требующей огромной сноровки и невероятно сплоченной, взаимозависимой работы гимнастов, – при том, что нет никакой страховочной сетки! Раньше страховочная сеть была. Существовали законы, поддерживавшие семью. Семейные ценности активно пропагандировались средствами массовой информации. Общество чтило семью, помогало ей. И она, в свою очередь, служила обществу. Но больше страховочной сетки нет. Массовая культура, экономика и законы изрезали ее. А новые технологии ускорили этот процесс. В 1992 году американский Департамент профилактики подростковой преступности обобщил результаты буквально сотен исследований, проведенных за предшествующие несколько лет: К сожалению, экономические условия, культурные нормы и федеральные законы в течение последних двух десятков лет способствовали созданию такой среды, где институт семьи получает все меньше поддержки… а система экономической помощи родственников оказалась совершенно разрушена. И все это происходило настолько постепенно, что многие даже не замечали перемен. Это напоминает историю о том, как живых лягушек сварили в кипятке, а они даже не сопротивлялись. Если лягушку бросить в котел с кипятком, она тут же выпрыгнет. Но эти лягушки не выпрыгивали. Они не оказывали никакого сопротивления. Почему? Потому что их посадили в котел, когда вода там была еще едва теплой. Потом постепенно котел нагревали. Вода становилась теплее… еще теплее… стала горячей… закипела. Изменение температуры было столь постепенным, что лягушки успевали привыкнуть к меняющейся среде, пока не оказалось слишком поздно. Мы привыкаем к неким внешним воздействиям, и они становятся для нас чем-то совершенно естественным и нормальным, даже когда убивают нас и наших близких. Александр Поуп писал:
Порок – это настолько страшное чудовище, Что достаточно взглянуть на него, чтоб возненавидеть. Но если видишь его слишком часто, если это лицо становится узнаваемым, То сначала ты его терпишь, потом жалеешь, потом начинаешь любить.
Это процесс постепенной десенсибилизации. И именно это происходит, когда принципы мы постепенно подчиняем социальным ценностям. Эти мощные силы массовой культуры изменяют наше морально-этическое представление о том, что хорошо и что плохо. Мы даже начинаем думать о социальных ценностях как о принципах и называем «хорошее» «плохим», а «плохое» «хорошим». Мы теряем моральные опоры. Радиоканалы забиваются атмосферными помехами, и четкий прием радиосигналов оказывается затруднен. И наша голова начинает идти кругом. Такое головокружение порой возникает у пилота самолета, который летит с неисправными приборами через наклонную облачную гряду. Он не видит наземных ориентиров и даже с помощью реакций нервных окончаний в мышцах и суставах и вестибулярного аппарата не может определить, где верх, а где низ, поскольку оба эти механизма обратной связи отказывают в условиях нарушенной ориентации по отношению к направлению силы тяжести. Мозг отчаянно пытается расшифровать информацию, поступающую от разных органов чувств, но, в отсутствие ключей-подсказок, в нормальных условиях предоставляемых зрением, весьма возможна неправильная или внутренне противоречивая интерпретация создавшейся ситуации. Вследствие такой сенсорной путаницы и возникает головокружение. Так же и в жизни. Когда мы сталкиваемся с исключительно мощными источниками влияния, харизматическими личностями или коллективными действиями, то порой переживаем своего рода духовное головокружение. Мы теряем ориентацию. Наш нравственный компас сбивается, и мы даже не знаем об этом. Стрелка, которая прежде, в более спокойные времена, показывала строго на север – на принципы, которые правят всякой жизнью, – теперь мечется под действием мощных электромагнитных полей, порождаемых бурей.
Компас как метафора
Чтобы продемонстрировать этот феномен своим слушателям (и указать на пять важных моментов, с ним связанных), я предлагаю им закрыть глаза, а потом говорю: «А теперь, не открывая глаз, покажите рукой на север». Среди слушателей происходит легкое замешательство, пока они пытаются определить, в каком направлении находится север. Потом я прошу их открыть глаза и посмотреть, куда кто показывает. Обычно в этот момент раздается взрыв смеха, потому что руки присутствующих вытянуты в самых разных направлениях – даже вертикально вверх. Тогда я достаю компас и объясняю, что его стрелка всегда указывает в одну сторону, в направлении на север. Оно определяется естественным магнитным полем Земли. Я устраиваю эту демонстрацию перед слушателями в разных уголках земного шара, и она является самым лучшим из известных мне способов показать людям, что есть такая вещь, как Северный полюс. С помощью этой иллюстрации я довожу до слушателей первую мысль: Так же как есть «Северный полюс» – неизменная реальность, существующая вне и помимо нас, – так же есть и неизменные естественные законы, или принципы. И эти принципы в конечном итоге определяют поступки людей и их последствия. С этого момента я использую метафору «Северный полюс» для обозначения этих самых принципов, или естественных законов. Затем я начинаю объяснять разницу между «принципами» и реальным поведением. Я кладу компас под проекционный аппарат, чтобы все видели стрелку и метку «север», которая в данном случае олицетворяет направление движения. Затем начинаю поворачивать компас, чтобы все увидели, что с изменением положения его корпуса (я это называю изменение «направления движения») стрелка не движется, оставаясь на месте. Поэтому если вы хотите отправиться, скажем, на восток, то можете повернуть компас на девяносто градусов вправо от указателя «север» и затем двигаться в направлении метки. Затем я объясняю, что в выражении «направление движения» заключены реальные действия людей; иными словами, их поведение является результатом их базовых ценностей, того, что они для себя считают важным. Если для них важно продвигаться на восток, они ведут себя соответственно. Люди могут двигаться туда, куда им заблагорассудится, но истинное направление на север совершенно не зависит от их желания и воли. Тогда я выдвигаю вторую идею: Существует разница между принципами (направлением строго на север) и поведением (направлением движения). Эта демонстрация позволяет мне сформулировать и третью мысль: Есть разница между природными (основанными на принципах) и социальными (основанными на ценностях и поведении) системами. Чтобы проиллюстрировать эту идею, я спрашиваю: «Кто занимался зубрежкой в школе?» Почти все поднимают руки. Тогда я спрашиваю: «И кому это помогало сдать экзамен?» Поднимаются те же руки. Иными словами, в школе «зубрежка» срабатывает. Затем я спрашиваю: «А кому приходилось заниматься сельским трудом?» Обычно руки поднимают от 10 до 20 процентов аудитории. И я спрашиваю этих людей: «Кто из вас занимался “зубрежкой”, работая на земле?» Обычно раздается смех, потому что всем понятно, в сельском хозяйстве «зубрежкой» не занимаются. Это просто не поможет. Было бы абсурдом думать, что можно забыть весной посеять, бить баклуши все лето, а осенью ударным трудом, «зубрежкой», восполнить упущенное и получить урожай. Я спрашиваю: «Как же так получается, что в школе этот метод срабатывает, а в поле нет?» И люди начинают понимать, что сельское хозяйство является природной системой, где правят естественные законы, или принципы, а школа является социальной системой – изобретением общества, – где правят социальные правила и ценности. Я спрашиваю: «Можно ли в школе получать высокие оценки, но при этом не получать знания?» И почти все признают, что такое возможно. Иными словами, если мы хотим говорить о природной системе развития разума, она должна подчиняться в большей мере законам фермы, нежели законам школы, – управляться природной, а не социальной системой законов. Затем я перехожу к другим важным для людей сферам, в том числе к физическому здоровью. Я спрашиваю: «Кто из вас неоднократно пытался сбросить вес?» Руки поднимают довольно многие. Я их спрашиваю: «Какой главный ключ к снижению веса?» Постепенно каждый осознает, что для того, чтобы похудеть без необратимых изменений и без вреда для здоровья, нужно совместить направление движения (привычки и образ жизни) с естественными законами, или принципами, обеспечивающими желательный результат, то есть с принципами правильного питания и регулярного выполнения физических упражнений. Социальная система ценности может позволить вам быстро сбросить вес с помощью искусственного голодания, но в конечном счете обмануть организм не удается, рано или поздно он берет свое. Замедляется обмен веществ, и включается «жировой термостат». И со временем вес восстанавливается – и даже с избытком. Так люди начинают понимать, что естественные законы правят не только в сельском хозяйстве, но также в их собственном разуме и теле. Затем те же рассуждения я переношу на межличностные отношения. Я спрашиваю: «Какому закону в долгосрочной перспективе подчиняются отношения между людьми, закону фермы или закону школы?» Все признают, что отношения подчиняются закону фермы, то есть в большей мере естественным законам, или принципам, нежели социальным нормам. Иными словами, проблемы, которые порождаются делами, нельзя решить словами, и вам не будут доверять, пока вы не станете достойными доверия. Слушатели приходят к пониманию того, что принципы честности, порядочности, целомудренности являются фундаментом любых длительных отношений. Можно притворяться какое-то время или наводить глянец с помощью косметики, но в конце концов вы будете пожинать то, что посеяли. Нарушение принципов приводит к утрате доверия. И это касается отношений не только между отдельными людьми, но и между организациями, между обществом и государством и между разными государствами. В конечном счете все решает моральный закон и моральное чувство – внутреннее знание универсальных, вечных и самоочевидных принципов. Затем я перехожу к проблемам общества. Я спрашиваю: «Если по-настоящему серьезно задуматься о реформе здравоохранения, на чем бы вы сосредоточили внимание?» Почти каждый признает, что мы должны сосредоточиться на профилактике: на согласовании поведения людей, их системы ценностей, их направления движения в соответствии с естественными законами, или принципами. Но социальная система ценностей в отношении здравоохранения, которая составляет направление движения общества, фокусируется преимущественно на диагностике и лечении болезней, а не на их предупреждении или изменении образа жизни людей. Часто на героические усилия, призванные продлить жизнь умирающего человека на несколько недель или дней, тратится больше денег, чем было потрачено на профилактику болезней за все годы его жизни. Вот к чему ведет социальная система ценностей и какую роль общество отводит медицине. И вот почему почти все деньги, направляемые на здравоохранение, тратятся на диагностику и лечение болезней, а не на их предупреждение. Затем я переношу этот анализ на вопросы реформы образования, социального обеспечения, политические реформы – вообще на всякие реформы. И мало-помалу люди постигают четвертое положение: Сущность всякого счастья и успеха заключается в соответствии направления движения естественным законам, или принципам. Наконец, я показываю, какое мощное воздействие на наше «чувство точного севера» могут оказывать традиции, тенденции и ценности нашего общества. Я указываю на то, что даже здание, в котором мы находимся, может искажать «чувство севера», потому что само обладает магнитным полем. Если выйти из здания на открытую местность, стрелка компаса несколько изменит свое направление. Я сравниваю это искажающее магнитное поле внутри здания с силой массовой культуры – теми общественными традициями, тенденциями и ценностями, которые могут заглушать голос совести, так что мы даже не сознаем этого, пока не окажемся наедине с природой, где «компас» говорит правду, где мы можем замедлить свой бег, расслабиться, поразмышлять, проникнуть в глубь себя и услышать голос своей совести. Я показываю, что стрелка компаса смещается даже тогда, когда я подношу ее к проектору, потому что проектор тоже обладает собственным магнитным полем. И я сравниваю это с субкультурой, в которой живет каждый человек, – будь то субкультура семьи, организации, где он работает, или компании друзей. Есть много уровней субкультуры, и иллюстрация того, как электрический аппарат сдвигает стрелку компаса, весьма полезна и наглядна. Часто можно видеть, как люди теряют нравственные устои и отрываются от своих моральных корней, чтобы нравиться другим или получить признание. Затем я беру авторучку, прикладываю ее к компасу и показываю, как можно заставить стрелку поворачиваться. Ее можно повернуть настолько, что «север» становится «югом». Таким образом я иллюстрирую, как «хорошее» у людей становится «плохим», а «плохое» «хорошим». Это может происходить под влиянием очень сильной личности, под воздействием эмоционального переживания (вроде предательства со стороны родителей или насилия в семье) или в результате измены собственной совести. Эти психологические травмы могут быть столь тяжелыми, что подрывают всю систему ценностей. Я использую эту демонстрацию, чтобы внушить слушателям последнее, пятое положение: Наше глубинное внутреннее знание – морально-этическое чувство естественных законов, или принципов, – может изменяться под действием традиций или в результате насилия над собственной совестью, подчиняться им или даже полностью затмеваться ими. Если семейная миссия не пустит корни в наших умах и сердцах, а также в семейной культуре, сколько бы мы ни работали над ней, силы массовой культуры могут путать и дезориентировать нас. Они искажают наше нравственное чутье так, что мы начинаем думать, что плохо не делать плохо, а плохо попадаться. Вот почему так важно учить ребенка пользоваться «приборами» – четырьмя человеческими дарованиями, – чтобы он не сбивался с пути. В этом, пожалуй, заключается главная роль родителей. Мы должны не просто указывать детям, что им надлежит делать, а помочь им научиться пользоваться своими дарованиями – особенно совестью, – чтобы самостоятельно ориентироваться и сохранять правильный курс. Без такого умения они обречены. Общество их неминуемо совратит.
Зрите в корень
Как-то я участвовал в конференции под названием «Объединенные религии против порнографии», где собрались представители различных религиозных и женских организаций, этнических групп и системы просвещения, чтобы объединить усилия в борьбе против этого ужасного зла, жертвами которого становятся преимущественно женщины и дети. Стало ясно, что при всей омерзительности этой темы, ее необходимо обсуждать, поскольку она стала реальностью нашей культуры. На этой конференции нам показали запись опроса людей, среди которых было множество молодых мужчин и семейных пар. Это были не наркоманы и не преступники, а совершенно обычные люди, и в порнографии они видели нормальное развлечение. Некоторые говорили, что смотрят порнографические фильмы или снимки ежедневно, кто-то даже несколько раз в день. При просмотре этой видеозаписи нам стало ясно, что порнография весьма глубоко укоренилась в современной молодежной культуре. Я выступил с докладом о методах изменения массовой культуры. Затем посетил семинар, где ту же проблему обсуждали лидеры женских организаций. Я познакомился с работой организации «Матери против пьянства за рулем», акции протестов которой серьезно отразились на культурных нормах американского общества. Там же мне дали буклеты, описывающие существующие формы и виды порнографии. Когда я прочитал все это, мне стало плохо. Все увиденное и пережитое еще раз убедило меня в том, что надо с головой погрузить людей в реалии происходящего, чтобы они по-настоящему прочувствовали негативное влияние этой мерзости на нравственное состояние людей и на общество в целом. Чтобы людей затошнило от этого, как затошнило меня. Надо завалить их негативной информацией, пока они не почувствуют отвращение и не обретут мотивацию, а затем дать им надежду . Вовлекайте людей в поиск решения. Воздействуйте на их сознание и совесть, на эти два человеческих дарования, чтобы расшевелить другие два – воображение и волю. А потом вместе ищите людей и организации, которые могли бы стать моделями для подражания, оказать позитивное влияние и разработать законы, содействующие добру и защищающие невинные души. Но самое главное – что важнее построения законодательной базы и всяких попыток воздействия на массовую культуру – это укрепление семьи. Как писал Генри Дэвид Торо, «на тысячу обрубающих листья зла приходится один, обрубающий корни». Дом и семья – это корень всему. Именно здесь куется нравственная броня, способная защитить человека от пагубного влияния массовой культуры, усиливаемого технологиями, и превратить последние в нечто содействующее поддержанию в обществе добродетели, моральных ценностей и норм. Чтобы законы были действенными, должна быть воля общества (обычаи и традиции) к исполнению этих законов. Великий социолог Эмиль Дюркгейм говорил: «Когда традиции сильны, в законах нужды нет, когда же традиций нет, законы все равно не выполняются». Если нет социальной воли, всегда можно найти юридические лазейки и обойти закон. И дети быстро теряют невинность и загнивают изнутри, проникаясь сарказмом и цинизмом и становясь легкой добычей преступных сообществ, принимающих их в свою «семью». Поэтому очень важно пробуждать в каждом ребенке четыре общечеловеческих дарования и строить с ним отношения на основе доверия и безоговорочной любви, чтобы вы могли учить его и влиять на него принцип-центричным образом. Интересно отметить, что одним из результатов конференции, о которой я писал выше, можно назвать изменения, произошедшие в культуре и чувствах самих религиозных лидеров. Благодаря общности их миссии за два дня обычная вежливость и обмен любезностями сменились искренней любовью, настоящим единением, открытым и искренним общением. Лидеры поняли, что в эти трудные времена мы должны сосредоточить внимание на том, что объединяет, но не разделяет нас.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы