Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЕОРГ КАРЕЦКИЙ – ДОКВИСЛИНГОВСКИЙ СИОНИСТСКИЙ КВИСЛИНГ ГИТЛЕРА



 

Тот факт, что Жаботинский выступал против Гитлера и сумел уговорить Абу Ахимеира перестать расхваливать его, не означал, что все ревизионисты вообще были согласны с подобной позицией. Некоторые ревизионисты все еще были убеждены в том, что прогресс сионизма лежал на пути коллаборационизма. Наиболее известным из них был Георг Карецкий, на деятельность которого Жаботинский, как мы видели, пытался в 1933 г. наложить узду.

К 1919–1920 гг. Карецкий уже остыл к палестинскому вопросу, столь сильно занимавшему Сионистский союз Германии (ССГ), и сосредоточил все внимание на разработке политики в отношении еврейской общины. В эпоху упадка веры, когда многие немецкие евреи стали положительно смотреть на смешанные браки и придерживаться атеистических взглядов, те, кто оставался предан идее обособленной еврейской общины, начали проявлять еще большую склонность к замкнутости. В 1926 г. созданная Карецким и целиком изолировавшая себя от внешнего мира сионистская Еврейская народная партия в союзе с другими религиозными изоляционистами смогла взять верх над перестроившимся «либеральным» германо‑националистическим руководством, в результате чего в январе 1929 г. Карецкий стал председателем еврейской общины Берлина. Успех его оказался, однако, недолговечным, и в ноябре 1930 г. либералы нанесли ему поражение.

Он вступил в политическую жизнь Германии в период выборов в рейхстаг в сентябре 1930 г. в качестве кандидата от католического центра, притягивавшего его к себе как своей озабоченностью делом религиозного просвещения евреев, так и своим социальным консерватизмом. С приходом к власти

Гитлера Карецкий примкнул к ревизионистам, в которых он теперь видел потенциальный еврейский эквивалент преуспевавших нацистов. Они представляли собой в ССГ лишь незначительную фракцию, завоевав в ходе выборов делегатов на Всемирный сионистский конгресс в 1931 г. всего 1189 из 8494 голосов избирателей. К 1933 г. раскол ревизионистов на соперничавшие между собой клики привел к дальнейшей утрате ими всякого значения. Карецкому с его авторитетом (видного члена общины не составило никакого труда сделаться вождем этих впавших в уныние сил и объединить их в новую Государственно‑сионистскую организацию *.

___________

* Автор допускает неточность. Правильное название – «Имперское представительство германских евреев», куда вначале входили ССГ и старая более многочисленная организация «Центральный союз немецких граждан иудейского вероисповедания», стоявший на антисионистских позициях и ликвидированный затем фашистами. – Прим. ред.

____________

 

В мае 1933 г. он предпринял нелепую попытку спровоцировать в центре Берлинской еврейской общины «путч» и был исключен из рядов ССГ. Его карьера и связи с нацистами получили дальнейшее развитие после разрыва ревизионистов с

Всемирной сионистской организацией, последовавшего за провалом резолюции об аптинацистском бойкоте на конгрессе в Праге. Поскольку де‑факто ревизионисты уже не являлись больше составной частью ВСО, Палестинское бюро в Берлине получило приказ не учитывать бетарцев как кандидатов на получение иммиграционных сертификатов. Ревизионисты ответили на этот шаг организацией скандалов на собраниях ССГ, на которых выкрикивали: «Вы, марксистские свиньи. Все вы сочувствуете Гистадруту, входящему во Второй интернационал» В результате подобных акций штаб‑квартира ССГ была в июне 1934 г. на время закрыта. К б августа один из лидеров Государственно‑сионистской организации, д‑р Фридрих Штерн, направил нацистам письмо, где пояснял, что рост входящей в его организацию антимарксистской молодежной группы «Национальная молодежь Герцля» тормозился тем фактом, что Палестинское бюро, укомплектованное сторонниками якобы промарксистски настроенного Гистадрута из числа – членов ССГ, отказывало членам группы в разрешении эмигрировать. Штерн предлагал передать Палестинское бюро его организации. Через проникших в молодежную группу «Хехалуц» шпионов и через свои собственные контакты в правящих кругах Германии ССГ проведал об этом заговоре, и таким образом план Штерна провалился2. Нацисты быстро сообразили, что если отдадут Палестинское бюро в руки членов этого союза, то ВСО перестанет выдавать в

Германии разрешения на эмиграцию из нее. До тех пор пока нацисты нуждались в ВСО и в еврейской благотворительности для организации эмиграции, они не могли навязать еврейской общине своего коллаборациониста. Проводившаяся Карецким кампания ставила Жаботинского в немыслимое положение: в то время как сам он поносил ВСО за «Хаавару», его собственное движение в Германии работало на нацистов, и вскоре он был вынужден объявить, что отныне «крыло сионизма, разделяющее наши герцлианские взгляды, знает также, что слово «марксист» никогда не должно употребляться в процессе полемики»3.

Нацисты выработали общие принципы политики, дающей сионистам преимущество над евреями‑несионистами, и в соответствии с этим решили, что их стратегией должны были стать не репрессии против «марксистов» из ССГ, а откровенное поощрение Имперского представительства. 13 апреля 1935 г. гестапо известило полицию о том, что впредь Имперское представительство будет получать «исключительное и всегда могущее быть взятым обратно разрешение их членам, принадлежащим к организациям «Национальная молодежь Герцля» и «Брит Хашомрим», носить в помещении униформу… поскольку государственные сионисты доказали, что являются такой организацией, которая всеми способами, и даже нелегально, пытается перебрасывать своих членов в Палестину и которая своей искренней деятельностью, направленной на обеспечение им возможности эмигрировать, идет навстречу намерению правительства рейха выдворить евреев из Германии. Разрешение носить форму должно стимулировать членов германо‑еврейских организаций вступать в ряды молодежных групп Имперского представительства, где их будут с успехом поощрять эмигрировать в Палестину»4.

Несмотря на связь между Импероким представительством и гестапо, Карецкий был все же радушно встречен на конгрессе Повой сионистской организации, собравшемся в 1935 г. в Вене. Когда ревизионисты приняли решение о поддержке антинацистского бойкота, они официально распустили свое германское подразделение в попытке уберечь его от репрессий;

таким образом, было совершенно очевидно, что Карецкий находился в Вене с одобрения гестапо для закулисных махинаций против планов бойкота. Встревоженные рядовые члены организации хотели отмежеваться от Имперского представительства и настояли на принятии резолюции, гласившей, что в создавшихся условиях в Германии не существовало и не могло существовать ревизионистского движения5. Карецкий совершил ошибку, поехав на следующий бетарский конгресс в Кракове в обществе известного еврейского агента гестапо, и кое‑кто из германских бетарцев донес на них Жаботинскому6. Карецкого попросили удалиться с конгресса, и Жаботинский был вынужден призвать его публично защитить себя и опровергнуть обвинение в своей связи с нацистами7. Однако позднее, в 1936 г., он использовал Карецкого в качестве посредника между собой и германским издательством, владевшим авторским правом на одну из его книг. После Кракова Жаботинский не брал на себя дальнейшей ответственности за Карецкого, но в течение всего того времени, пока он оставался в Германии, Карецкий поддерживал контакт с меньшинством во всемирном ревизионистском движении, и особенно с теми его представителями, которые собрались вокруг фон Вейсля в Вене, продолжавшего разделять его пронацистские взгляды.

 

«Сионисты как «расовые евреи» дали нам по крайней мере официальную гарантию»

 

Неудача неоднократных попыток Карецкого побудить германских евреев принять его подход так и не отбила у нацистов охоту попробовать навязать его общине. В конце 1935 г.

они протолкнули его в Имперский союз еврейских культурных объединений. Эти культурные лиги были созданы с целью обеспечить работу еврейским музыкантам, писателям и актерам, которые были уволены со своих должностей, и гестапо решило, что подлинно сионистский дух принесет этим лигам какую‑то пользу8. Член ССГ Беппо Коен был назначен помощником их руководителя, дирижера Курта Зингера, но этого оказалось недостаточно: исполнители все еще оставались приверженцами идеи подлинной культурной ассимиляции евреев, и в октябре 1935 г. Карецкий, не имевший ничего общего с какой бы то ни было областью искусства, был назначен на более высокий пост, чем Зингер, а Коена уволили.

Дирижер заявил нацистам, что он скорее подаст в отставку, чем станет работать с Карецким, и лиги были закрыты. Отказ евреев согласиться с политикой нацистов привлек к себе внимание нацистской прессы, и Ганс Хинкель, в ведении которого находились лиги, публично объяснил свой выбор нового дирижера следующим образом:

 

«Я сознательно позволил сионистскому движению оказывать сильнейшее влияние на культурную и духовную жизнь Германского союза, поскольку сионисты как «расовые евреи» дали нам по крайней мере официальную гарантию сотрудничать с нами в приемлемых формах»9.

 

Сионисты, о которых говорил Хинкель, были членами Имперского представительства, и в тот момент они были еще менее популярными, чем в 1931 г.; практически их насчитывалось немногим больше нескольких десятков членов партии со стажем и 500 человек молодежи 10. Однако нацисты широко рекламировали Карецкого в своей пропаганде. Как бывший глава Берлинской еврейской общины Имперского представительства, а ныне и глава культурных лиг он выглядел весьма импозантной фигурой. 23 декабря «Ангриф» поместил следующее интервью с ним:

«В течение многих лет я рассматривал полное разделение культурных мероприятий обоих народов как условие их мирного сотрудничества… если только оно основано на уважении чуждой национальности… С моей точки зрения… Нюрнбергские законы – оставляя в стороне их юридическую сторону – целиком отвечают такому стремлению к обособленной жизни, базирующейся на взаимном уважении. Это замечание представляется особенно справедливым, если принять во внимание недавно изданный приказ о раздельных школьных системах. Еврейские школы удовлетворяют старому политическому требованию моих друзей, поскольку они считают абсолютно необходимым, чтобы образование евреев целиком соответствовало их традициям и образу жизни» 11.

Однако культурные лиги имели для нацистов слишком важное значение как образец культурного сепаратизма, чтобы от них можно было отказаться в угоду Карецкому, и в конце концов нацисты позволили осуществить их реорганизацию без участия последнего. К 1937 г. Карецкий и гестапо уже созрели для нового маневра. На этот раз намеченной ими целью являлось учреждение Имперского представительства германских евреев. Карецкий заключил союз с недовольными, консервативно настроенными ассимиляционистами внутри Берлинской общины, и они выдвинули программу,

предполагавшую, что это представительство возьмет на себя выполнение политической работы, топда как, религиозные конгрегации займутся благотворительной деятельностью. Раввин

Великой еврейской конгрегации Берлина Макс Нуссбаум рассказал позднее о настояниях нацистов на проведении ревизионистской линии. Комиссар гестапо по делам евреев Кухман возымел желание стать специалистом по еврейскому вопросу, читая все, что было написано только о современном еврействе. Полный решимости исполнить свой долг, он призвал к себе Нуссбаума.

«В результате усилий в этом направлении, – рассказывает Нуссбаум, – он внезапно проникся любовью к ревизионизму, уверяя каждого из нас, кто имел несчастье быть приглашенным в его кабинет, что ревизионизм – единственное решение палестинской проблемы, и непрестанно бранил официальный сионизм как «красный» и «левый». Как‑то весной 1937 г. он вызвал меня в свой кабинет и без обиняков сообщил, что я должен взять на себя руководство ревизионистской группой, сделать ревизионизм более популярным у германского еврейства, прекратить пропаганду в пользу «сионизма Мейнекештрассе» (ССГ)… Когда я отказался подчиниться этому требованию… он «наказал» меня, запретив мне в течение года выступать как на собраниях, так и в печати» 12.

И эта попытка также провалилась: зарубежных евреев не удалось заставить субсидировать центральную еврейскую организацию Германии, руководимую предателем, и нацисты отступили. В качестве утешительного приза они весной 1937 г. провозгласили Имперское представительство германских евреев единственным правомочным еврейским представителем для сношений с германскими учреждениями, ведающими социальной помощью13.

Карецкий перестал быть полезным для нацистов в июле 1937 г., когда в его байке «Ивриа» были вскрыты злоупотребления. Он предоставлял незаконные займы членам правления этого банка и своим личным друзьям и пытался воспользоваться чеком, подлежащим оплате Берлинской еврейской общиной, заставив одного из своих клерков акцептировать этот чек с одной лишь его собственной подписью в нарушение правила, требовавшего наличия на нем второй подписи. Кассир опротестовал чек и известил о случившемся берлинскую конгрегацию. Не существует никаких доказательств того, что Карецкий извлекал из своих махинаций личную выгоду –

он использовал дававшиеся его банком займы как способ завоевать союзников в еврейской общине, – по в конце концов банк потерпел крах, и Карецкий решил посетить Палестину 14.

Визит этот оказался неудачным. 6 октября 1937 г. германская еврейская община в Хайфе узнала о его приезде и для его встречи собралась огромная толпа, которая гналась за ним по улицам города. В конечном счете ему пришлось забаррикадироваться в каком‑то доме и сидеть там, пока полиция не пришла к нему на выручку15. Ассоциация германских иммигрантов публично обвинила его в стремлении добиться с помощью нацистов назначения себя на пост лидера германского еврейства, в попытках спровоцировать убийство председателя ССГ и уничтожить сионистскую организацию, а также в насаждении коррупции в своем банке. Карецкий совершил ошибку, отрицая все эти обвинения и настаивая на разборе его дела в раввинатском суде. В июне 1938 г. суд под председательством главного раввина нашел все выдвинутые

Ассоциацией германских иммигрантов обвинения полностью доказанными16. Это решение раз и навсегда положило конец его активной политической карьере.

 

«Еврейский легион для защиты евреевв Палестине от нападения»

 

Несмотря на отречение от него Жаботинского, Карецкий всюду имел в среде ревизионистского движения своих апологетов. Всегда находились такие, кто не разделял антинацистских взглядов Жаботинского. Если Жаботинскому было позволительно пытаться сотрудничать с Симоном Петлюрой в деле заключения соглашения со Славянским, когда украинская армия уже зверски убила 30 тыс. евреев, то почему сделка с Гитлером была неприемлемой? Ведь до «хрустальной ночи» Гитлер не убил ни одного еврея только за то, что он еврей. Эти ревизионисты были убеждены в том, что победа

Гитлера предзнаменовала наступление эпохи фашизма и что евреям было попросту нужно это понять и как‑то к этому приспособиться. Окружение фон Вейсля, который был посредником Жаботинского в его сношениях с другими авторитарными диктатурами в Восточной Европе, было согласно с позицией Карецкого. В 1936 г. фон Вейсль, как будто действовавший по собственной инициативе, вступил в контакт с английскими фашистами и предложил создать фантастический военный союз между Великобританией, Японией, Польшей, Германией и будущим ревизионистским государством, направленный против Советов, равно как и против арабских и азиатских колониальных революций 17.

Было бы приятно сообщить, что решение раввинатского суда окончательно покончило с карьерой Карецкого и что тот умер, всеми покинутый и всеми ненавидимый. Но 2 августа 1947 г. 68‑летний Карецкий стал председателем оздоровительного фонда ревизионистской организации в Палестине.

Кое‑кто из его друзей даже пытался добиться названия его именем какой‑либо улицы в Рамат‑Гане 18. Даже в наши дни он имеет своих апологетов, которые утверждают, что, принимая во внимание, что мы знаем о том, как весь остальной мир отвернулся от евреев, лишь только Гитлер пришел к власти, их поспешная эмиграция в Палестину была единственным решением проблемы. (На этом настаивал Карецкий. – Ред.)

Карецкий, этот классический ревизионист, хоть и экстремистского толка, был предателем в отношении германской еврейской общины. Его пророчества не выходили за пределы мечты о ревизионистском государстве, простирающемся от

Средиземного моря до Евфрата, с Муссолини как его мандатарным покровителем 19. Он, конечно же, не предвидел «холокоста». В 1935 г. он выдвинул 25‑летний план эвакуации евреев из Германии, предусматривавший эмиграцию 20 тыс.

человек в год. Его занимала мысль об использовании «молодежи Герцля» в качестве «еврейского легиона для защиты евреев в Палестине (курсив автора. – Ред.) от нападения»20.

Неудивительно, что нацисты использовали Карецкого как своего коллаборациониста в Германии. Его соперник в среде ассимиляционистов Макс Нейман был для них абсолютно неприемлем из‑за его настойчивого требования полного участия евреев в жизни третьего рейха. Карецкий же предстал перед нацистами, словно бы оказался здесь в результате некоего запрограммированного распределения ролей: карикатура на театрального еврея, бесчестный ростовщик, фанатик, ревностно, подобно какому‑либо средневековому раввину, стремящийся изолировать евреев от неверующего человечества, вождь коричневорубашечного эмиграционного движения.

 

Примечания

 

1Revisionists Cause Crisis in German Zionism. – „Palestine Post“, 25 June 1934, p. 1.

2Herbert Levine. A Jewish Collaborator in Nazi Germany: The Strange

Career of Georg Kareski, 1933–1937. – „Central European History“, Sep‑

tember 1975, p. 262.

3Vladimir Jabotinsky. Jews and Fascism. – „Jewish Daily Bulletin“, 11 April 1935, p. 2.

4Kurt Grossmann. Zionists and non‑Zionists under Nazi Rule in the

1930s. – „Herzl Yearbook“, vol. IV, 1961–1962, p. 341–342.

5Интервью автора со Шмулем Мерлином, 16 сентября 1980 г.

6Интервью автора с Паулем Рибенфельдом, 17 января 1978 г.

7See Kareskis Hand in Leaders Ousting. – „Congress Bulletin“,

24 January 1936, p. 4.

8Levine. Jewish Collaborator in Nazi Germany, p. 266–267.

9Kareski Again. – „American Hebrew“, 21 February 1936, p. 406.

]0 Solomon Colodner. Jewish Education under the Nazis, p. 111.

11Georg Kareski Approves of Ghetto Laws. – Interview in Dr. Goebbels

„Angriff”. – „Jewish Chronicle“, London, 3, January 1936, p. 16.

12Max Nussbaum. Zionism under Hitler. – „Congress Weekly",

11 September 1942, p. 13.

13A. М. H. The Jewish Year in the Diaspora. – „Palestine Post",

5 September 1937, p. 5.

14Leonard Baker. Days of Sorrow and Pain, p. 213.

15Mr. Kareski Abused by Haifa Crowd. – „Palestine Post“, 7 October

1937, p. 3.

16Kareskis Charge Dismissed. – „Palestine Post“, 10 June 1938, p. 8.

17Levine. Jewish Collaboration in Nazi Germany, p. 272.

18Ibid., p. 253.

19Ibid., p. 272.

20Jacob de Haas. The Sharp End of the Axe. – „Chicago Jewish

Chronicle“, 15 November 1935, p. 9

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.046 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь