Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Казачий костюм, мундир, одежда
Наиболее ранние сведения по этнографии казачества содержатся в работе Г. де Боплана. Хотя, изданная на французском языке в 80‑х гг. XVII в., эта работа содержит описание быта, внешности, образа жизни казаков запорожских, некоторые приводимые им сведения соотносимы с более поздними о донских казаках XVIII в.: «Одежду их составляют две перемены белья, сорочек и шаровар, плохой кафтан и шапка». Автор оставил на полях карты Украины рисунок с изображением казака и казачки, по которому можно дополнить портрет некоторыми деталями; мужская шапка опушена по краю мехом, имеет форму продолговатого, мягкого колпака; кафтан подпоясан широким кушаком, на ногах – сапоги. Лицо бритое, без бороды; его украшают усы. Об одежде того времени – мужской и женской – мы знаем благодаря А.И. Ригельману. Мужчины носят платье «совсем татарское, парчовое, штофное и суконное, кафтан и полукафтан или бешмет и штаны широкие, сапоги и шапки заправляли в короткие сапоги». Кафтаны подпоясывают кушаками, волосы подстригают «вокруг», ходят с бородами или, сбривая, оставляют усы. И.И. Георги добавляет к этому, что шапки казаки носят с крупными из овчинок высокими околышами. Он отмечает и отличия в одежде рядовых казаков и старшины. Рядовые подпоясываются сабельным опоясьем или же поясом камлотовым и других материй, старшины имеют шелковые персидские и польские (так называемые слуцкие) пояса. Рядовые казаки носят красные шаровары, полусапоги черного сафьяна или простой кожи; старшина – цветные сапоги (красные, желтые) и шаровары под цвет. В течение XVIII в. поэтапно вводилась форменная одежда, которая соответствовала описанной, но отличалась в разных полках по цвету (голубой, синий, зеленый). Все части одежды сочетались по тону, даже верхи шапок. В 1774 г. форма была унифицирована. Верхние кафтаны – голубые с красными воротником, обшлагами и подбоем. Бешметы, шаровары и верхи шапок голубые. Кушаки малиновые с желтой бахромой. Офицерская одежда выделялась отделкой золотой тесьмой (верхи шапок) и серебряными и золотыми украшениями кушаков. Детально выписанное облачение казачьего старшины можно увидеть на парадных портретах донских атаманов, находящихся в Новочеркасском музее истории донского казачества. Благодаря этим портретам, а не только словесным описаниям А.И. Ригельмана и В.Д. Сухорукова, мы можем судить и о женской одежде. Женщины низовых станиц и Черкасска одевались на восточный манер. Основным видом платья был кубелек. Лиф плотно облегал тело и застегивался серебряными или позолоченными пуговицами (параллельно располагался и ряд декоративных). Пояс, надеваемый выше талии, украшался серебряными и золотыми бляшками (на каждой было какое‑либо изображение или орнамент). Расширяющиеся полы запахивали, под кубелек надевали длинную шелковую рубаху с длинными рукавами. «На голове носят повязки с висящими по щекам чикиликами, то есть лопастями жемчужными, а поверх оных высокие кички с сороками…». Казачки увлекались украшениями и носили, кроме упомянутых чикиликов, жемчужные ожерелья, серьги, подвески, на запястьях браслеты (бизилики, бязилики), перстни. На ногах у них были «чулочки или ичеги кожаные желтые и туфли или башмаки красные, золотом шитые». В зимнее время костюм дополнялся шапкой (у богатых собольей) и шубой (крытой материалом и мехом внутрь). У верховых казачек, особенно бедных, одежда была такая же, как у женщин южнорусских селений. Ригельман упоминает «кички с сороками» (головные уборы), поневы (род запашной юбки из ткани в клетку), на ногах – лапти‑портни (поршни) и даже «мужнины» сапоги. Девушки одевались почти так же, как женщины; вместо рогатого головного убора носили повязку (челау́чь) с чикили́ками (жемчужными лопастями). И девушки, и женщины ходили в портках. Традиционная женская одежда сохранялась дольше, чем мужская. Для казаков, людей военных, одеждой служила форма, которая постоянно видоизменялась. Но они все же нуждались и в штатской – рубахах, просторных штанах, легкой обуви (чирика́х), вязаных домашних носках. Во второй половине, конце XIX – начале XX в. одежда претерпевает существенные изменения. В моду вошли пиджаки, брюки, жилеты, костюмы‑тройки, пальто. Это встречало в более консервативной казачьей среде сопротивление, о чем свидетельствует презрительная кличка франта – «пиджачник». Несмотря на универсальность одежды, казаки сохраняли индивидуальность в способе ношения. Рубахи заправлялись в штаны, те, в свою очередь, в высокие носки из белой овечьей шерсти; на голове красовалась фуражка, а в зимнее время папаха набекрень. Верхней одеждой служил овчинный тулуп; в ветреную погоду надевали башлык (съемный капюшон с длинными концами) или зипун, вытесненный в XX в. венцерадой (длинным плащом‑накидкой с капюшоном). Военная форма принципиально изменилась в 1835 г., когда были введены серые суконные шинели со стоячим воротом, синие фуражки с красным околышем. В течение века происходит ряд упрощений и нововведений. Накануне реформы XX в. они носили длинный темно‑синий мундир с разрезом сзади (для удобства посадки в седле), застегивавшийся на крючки. Обшлага и воротник‑стойка имели красную окантовку. Темно‑синие шаровары с красным кантом заправлялись в сапоги. Летом вместо мундира носили легкую гимнастерку защитного цвета. В 1862 г. в качестве форменного головного убора для частей донского и кавказского казачества вводится башлык. Женская одежда испытала заметное влияние европейской моды. Основным комплексом повсеместно становятся юбка с кофтой. Костюм шили из ткани одного цвета (парочка) или разного цвета и текстуры. Блузы различного кроя получили своеобразные наименования: кира́са, ге́йша, матене́. Кирасы пользовались особой любовью девушек и молодых женщин, так как облегали фигуру, подчеркивали талию, в срез линии которой притачивалась ба́ска (оборка или волан). Блузы украшались кружевом, кокеткой из контрастной шелковой ткани или гипюра, расшивались стеклярусом, блестками. Некоторые имели сложные застежки (боковые и плечевые), пуговицы тоже служили украшением. На юбки нашивали бархатные или шелковые ленты, отделывали их оборками. Под юбку надевалась одна или несколько нижних юбок, которые шили из зона (коленкора – хлопчатобумажной ткани). Поверх юбки в районах Хопра и Медведицы надевали фартук‑«завеску», отделанную изящной полосой вышитого орнамента, лентами, сплетенным вручную кружевом. «Завески» были и цветными из покупных тканей, и белые, полотняные. Специалисты по традиционной одежде находят в этом влияние комплекса костюма крестьян‑однодворцев близлежащих губерний России. Волосы у замужних женщин убирались сзади в узел («кугулю», «куль», «шиш»), на который надевался колпак (от татарского «калфак») – тканая двухслойная шапочка в виде небольшого мешочка. Край, а иногда и весь колпак украшался набивным рисунком (цветочный орнамент); излюбленные цвета фона – черный, зеленый, реже бежевый. По‑видимому, на рубеже веков появляются «файжонка» (происхождение этого головного убора не выяснено) и «шлычки». Файжонка делалась из черного кружева, связанного на коклюшках, состояла из шапочки на «куль», наподобие русского сборника, и двух полос (скорее, напоминающих лопасти) – «хвостов»; в «хвосты» для сохранения формы вставлялись кости. Файжонки были распространены на Среднем и Нижнем Дону и на Северском Донце. «Шлычки» верхнедонские казачки носили в виде держащей форму круглой шапочки с плоским верхом, надеваемой на узел и прикалываемой шпильками. Сшитая из дорогой яркой ткани, она украшалась вышивкой, блестками, стеклярусом. На улице голову и плечи казачки покрывали шалью – шелковой и шерстяной, украшенной бахромой. Турецкие шали были известны казакам издавна, но в XIX в. покупались шали русского производства. В отличие от привозных они были двусторонними. Рисунок одних имитировал восточный «кашмирский» узор, другие украшались цветочными композициями. Популярны были и шелковые однотонные шали (белые, кремовые и др.), с блестящим рисунком на матовом фоне. Носили и кружевные черные шали, и полушалки коклюшной работы. Полушалок, накинутый на голову, очень напоминает испанскую мантилью. С нарядной одеждой носили обувь европейского типа – кожаные ботинки на пуговках (гусарики) и шнурках (гетры) и полуботинки – баретки. В качестве верхней одежды от предшествующих столетий сохранилась «донская шуба» – колоколообразного вида, запахивающаяся, с длинными узкими рукавами. Ее шили из лисьего, заячьего или беличьего меха, покрывали шелком, штофом, шерстью. Подол, борта и ворот оторачивались выдрой или бобром. Казачки победне́е носили «нагольную», то есть некрытую овчинную шубу. Считалось, что она предназначена для зимних уличных хлопот по хозяйству. С конца XIX – начала XX в. распространяются плюшевые пальто на вате (плиски) и кофты («кохты»). Кофты кроились сильно расширяющимися книзу и застегивались у воротника‑стойки на крючок или пуговицу. Повседневный ее вариант был короче, уже и застегивался на пуговицы. Казачки по‑прежнему носили много украшений – серьги, кольца, ожерелья. Но большая их часть была уже серийной, недорогой работы. В качестве материалов для пошива одежды используются чаще не домотканые, а покупные фабричные ткани: шерстяные – сукно, кашемир; хлопчатобумажные – нанка, миткаль (последний в отбеленном виде назывался зоном, после нанесения орнамента – ситцем, окрашенный в красный цвет – кумачом, в синий – китайкой). Льняные холсты использовали для домашней рабочей одежды. В праздничных нарядах нередки были дорогая парча, атлас, шелковый батист. В XX в. традиционная казачья одежда была вытеснена из быта и постепенно утрачена, но этнографам еще удается привозить из экспедиций достаточно редкие образцы убранства начала XX в. Они становятся экспонатами многочисленных городских и сельских музеев. По старинным образцам, но из современных, часто дешевых синтетических тканей, шьются сценические костюмы для сельских фольклорных коллективов. Поэтому до начала 90‑х гг., когда оформилось движение возрождения казачества, военная форма и женская «парочка» (костюм из длинной юбки с кофтой) были принадлежностью сцены или праздника. Отдельные детали гардероба, продиктованные условиями быта, все же сохраняются. Женщины во время работы по дому в разных районах Дона по‑своему повязывают платки; мужчины зимой ходят в тулупах, белых шерстяных носках, в которые заправляют брюки. Легкую обувь по‑прежнему называют «чириками».
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы