Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Жертвоприношение союзнику



 

Возможно, поэтому ацтеки боялись Тецкатлипоку больше, чем других богов, и приносили ему кровавые жертвы. Они верили, что в его власти уничтожить мир, если он этого захочет. Каждый год они выбирали самого красивого пленника, который должен был олицетворять этого бога. Пленника учили петь и играть на флейте, украшать себя цветами и изящно курить. Его одевали в дорогие одежды и назначали восьмерых пажей прислуживать ему. В течение целого года его осыпали почестями и всячески развлекали. За двадцать дней до назначенной даты жертвоприношения ему давали в качестве жен четверых молодых женщин, олицетворявших четырех богинь. Затем начиналась череда празднеств и танцев. Наконец, когда наступал фатальный день, молодого человека с величайшей торжественностью увозили из города и приносили в жертву на последней террасе храма. Жрец рассекал грудь пленника одним ударом обсидианового ножа и вырывал пульсирующее сердце, поднося его солнцу.

В чем же смысл этого ужасного жертвоприношения самого красивого пленника, связанного с четырьмя богинями? Пока оставим без внимания отталкивающий сексизм этого и других мифов. Предание, должно быть, говорит о том, что вам необходимо служить своему богу-союзнику и принести в жертву свой привлекательный внешний вид, свой успех. Поскольку Тецкатлипока — солнце, вы, прежде всего, должны почитать импульс горения, жизнь экстатическую или сознательно отдаваться им. Эти жертвы — часть вашего ординарного «я» — делают вас своего рода преступником, так как в большинстве общин экстаз подавляется. Когда вы служите своему союзнику, ваши старые части умирают, а новые, связанные с трансперсональными переживаниями, начинают жить.

Если союзник наделяет вас даром, а вы относитесь к этому неразумно, то союзник может убить вас. Вспомните, например, о композиторе Вольфганге Амадее Моцарте. Этот великий человек служил своему гениальному музыкальному союзнику. Он сочинял музыку, но был одержим алкоголизмом, который, в конце концов, убил его в тридцать с немногим лет. Хотя никто не может судить другого человека, я часто думаю, что случилось бы с Моцартом, если бы он дольше прожил со своим союзником и убил бы привлекательную, земную свою часть, как предлагают легенды ацтеков. Вместо этого он старался жить жизнью буржуазного среднего класса (хотя алкоголизм сделал это почти невозможным). Сказать «нет» алкоголю и «да» его божественному проявлению означало бы сказать «да» творчеству и «нет» стандартному стилю жизни.

Однако легче говорить об этой битве, чем пережить ее. Если вы когда-нибудь испытывали вдохновение, то вам знакомо приятное чувство подчинения сильному союзнику. Известна вам и дань, которую за это берет союзник с дружеских отношений и повседневной жизни.

Предвестниками встреч с союзниками являются кошмарные детские сны, где вы едва ускользаете из когтей чудовища. Часто персонажи этих ранних сновидений ловят вас, предвещая кризисы, которые будут происходить в вашей жизни позднее. В каждый момент жизни кажется, что чудовища угрожают вашей способности адаптироваться, провоцируя поведение, которое представляется неприемлемым. Есть кризисы школьных лет, во время которых союзник заставляет вас вести себя более сложно, чем хотелось бы школьной системе или родителям. Затем, между двадцатью и тридцатью годами, когда вы мечетесь, выбирая профессию, союзник всегда убеждает вас менять профессии или выбрать ту, которая кажется непрактичной. В разгар кризиса средних лет союзник снова здесь, угрожая перевернуть всю вашу жизнь, нарушая родственные отношения, ввергая вашу жизнь в очевидный беспорядок. И наконец, в старости демон появляется вновь: вы становитесь раздражительны и невыносимы, менее терпимы к тому, что происходит вокруг вас, и вмешиваетесь в дела друзей и родственников.

Снова и снова союзник появляется в ваших настроениях и нарушает родственные отношения. Поскольку ваши проблемы приходят из других измерений, вы не ощущаете себя причиной ваших неприятностей. Но другие думают иначе. Вы между тем настаиваете, что трудности в них.

Ваша наиболее древняя человеческая задача — возвратить себе все, что делает вас целым, обрести свою душу, обнаружить своего демона. Это значит определить его местонахождение и затем переработать его сверхъестественную энергию. Вы помните женщину с рассеянным склерозом, о которой я упоминал в седьмой главе? Если считать телесную проблему союзником, послание этой женщине заключалось в том, чтобы быть непредсказуемой, выразить все свои ощущения. Она была храбрым человеком и поэтому смогла сделать это. Искать тайну союзника и обрести ключ к существованию прежде, чем вы будете доведены до безумия или болезни, требует большого мужества.

Союзник — призрак, преследующий вас, это нечто большее, чем ваш личный демон. Подобно Тецкатлипоке, союзник — это космическая звезда, всемирное божество, что-то, находящееся во всей атмосфере. Он в вашей семье, вашей группе и вашей нации. Союзник — это коллективный дух, которым пренебрегают. Это изгой, тень всего вашего общества, тот аспект культуры, который не будет поддерживаться существующей системой.

Таким образом, демон — это болезнь каждого индивидуума, но также и его потенциальное будущее возрождение. Он играет важную роль в мире, роль, обычно отсутствующую в культуре; он — это ваше безумное, извращенное, экстатичное, бунтующее, страдающее и мудрое «я». Или он — это вы безумный, вы извращенный, вы экстатичный, вы страдающий и мудрый. С самого раннего детства вы имеете дело не только с вашим личным демоном, но и с неприемлемой мировой психологией. Борьба с вашим персональным союзником одновременно является и глобальной работой.

Боги и духи не только ваши, но всех и каждого. Вы страдаете от телесных проблем, которые досаждают не только вам, в то же самое время они присутствуют в снах каждого человека. Ваши страдания — это мифический конфликт между духом времени, в котором вы живете, и неведомым демоном возрождения. Вот почему, если вы преуспевающий воин, ваша борьба не только превращает демона в полезного советника, но и ослабляет напряженность в окружающей вас атмосфере. По мере того как вы заново выковывайте свою основополагающую природу, вы изменяете мир, вы — шаман, борющийся с демонами, чтобы защитить свое племя.

С каждой битвой вы приближаетесь к чему-то вечному, и оставить свою личную историю становится легче. Союзник требует не кратковременных изменений, а полной переоценки вашей личной идентичности и мировоззрения. Ваши боги и богини требуют, чтобы вы приняли свою мифическую природу и совершали бы подвиги, которые по вашему разумению под силу только богам.

Припомните умирающего Питера, которого я упоминал ранее в этой главе. Выйдя из комы, он вновь и вновь кричал: «Я нашел ключ к жизни!» Эми и я никогда не могли полностью понять, что это за ключ, но его последний предсмертный сон дал нам намек. В этом сне он заблудился, но нашел дорогу по гигантским следам, оставленным в снегу мифическим персонажем. Он шел по следам своего союзника через неведомое, через порог физической жизни. Союзник, появившись в водовороте сознания его умирающего тела, указывал ему дорогу к вечности.

 

Упражнения

 

1. Когда вы чувствуете, что готовы к работе с союзником, обратитесь к тем событиям своей жизни, которые были наиболее трудны, ужасны, неблагоприятны или непреодолимы.

2. Выберите один такой трудный случай, симптом, проблему взаимоотношений или ночной кошмар.

3. Изучите содержащуюся здесь угрозу. Почувствуйте ее природу. Сосредоточьтесь на ней. На что похоже ощущение быть жертвой?

4. Теперь приготовьтесь переключиться. Отдайтесь эксперименту, на время оставив позади свою старую идентичность жертвы, и выходите за пределы проблемы. Затем постарайтесь стать создателем этой проблемы. Если это был несчастный случай, почувствуйте или вообразите ту силу или союзника, которые могли бы создать его. Если это симптом, почувствуйте или вообразите природу духа, создавшего этот симптом, чью энергию вы ощутили, и затем представьте себе, что вы являетесь этим духом. Почувствуйте создателя симптома и представьте себе, как он выглядит. Попробуйте вообразить человеческое лицо. Если ваша проблема заключается в затруднениях во взаимоотношениях, вообразите или почувствуйте некое существо, которое могло бы сделать эти взаимоотношения такими трудными. Нарисуйте или начертите этот дух; сыграйте его роль сами или попросите друга сыграть его для вас.

5. Когда вы готовы, взгляните духу в лицо. Примите его послание. Боритесь с союзником, расспрашивая его во время игры. Осознайте его послание и найдите тот аспект самого себя, который противостоит ему в вашей личной жизни. Можете ли вы измениться хотя бы в небольшой степени? Можете ли вы пожертвовать чем-либо в своей жизни или преобразовать ее так, чтобы объединиться с энергией этого демона, сделав его вашим союзником? Как мог бы союзник в конечном итоге обогатить культуру, в которой вы живете в настоящее время?

6. Почувствуйте энергию союзника и представьте себе возможность ее немедленного полезного использования в земных задачах.

7. Не торопясь приготовьтесь петь и танцевать. В конце концов, заставьте союзника танцевать и петь. Двигайтесь, используя его энергию, заставляя его произносить звуки в соответствии с вашими движениями. Заставьте его спеть песню со словами. Не забудьте записать эту песню. В конечном итоге, если вам удалось зайти так далеко, вы положили союзника на лопатки и раскрыли его тайну.

 

Глава 9. Двойник

 

По мере того как вы годами терпеливо работаете над собой, ваша идентичность постепенно изменяется. Вы знаете свои настроения; ваши проблемы преображаются по мере того, как их первоначальный апокалипсический вид принимает более гуманную форму. Вы становитесь более созидательны, более близки к своей телесной энергии и сновидениям. Создается впечатление, что ваш союзник почти исчез; по крайней мере, он появляется в ваших снах в менее драматических формах. Иногда он даже имеет сходство с вами.

Эта трансформация (вас в союзника и союзника в вас), предсказанная в ацтекском мифе о Тецкатлипоке, является результатом увеличивающейся конгруэнтности и целостности. Имя Тецкатлипока означает «дымящееся зеркало». Зеркальный аспект союзника объясняется тем, что он отражает лицо борющегося с ним. Таким образом, союзник — провозвестник двойника — образ вашего вечного, целостного «я», сновидящее тело с вашим лицом.

Теперь вам понятно, почему охота и образ воина играют первостепенную роль в работах многих современных авторов, пишущих о шаманизме? Особое внимание, уделяемое в настоящее время образу воина, не связано с историей; поскольку шаманы и коренные культуры в целом не сосредоточивались на этом аспекте духовной жизни. При этом термин «воин» даже не упомянут в указателе к основополагающему труду Мирча Элиаде «Шаманизм»!

Внезапный интерес к образу воина больше связан с настоящим, чем с древними временами. По мере того как мир движется к новому столетию, вы сталкиваетесь со все большим разнообразием по сравнению с тем, что было у ваших племенных родственников в их этнических группах. Вы более не живете в этнически однородном племени. Ваша современная культура гораздо более разнообразна, чем когда-то можно было предугадать. Вы стоите лицом к лицу с проблемой превращения мира в очень большую деревню, так и не научившись ладить друг с другом. Мы, кажется, не в состоянии избежать расизма, нищеты, страха гомосексуализма, нанесения вреда окружающей среде, преступности и других проблем. Никто не может справиться с таким их множеством. Отсюда ваша бессознательная очарованность войной, духом воина.

Но внешние проявления вашего затруднительного положения имеют внутреннюю сущность. Например, чувство расовой ненависти может возникнуть только у человека, который внутренне изолировал себя от людей, отличающихся от него цветом кожи или каким-то природными особенностями. Белым людям европейского происхождения необходимо поддерживать природу тех, кого они колонизировали. Жители Америки не американцы без признания в себе коренного американского духа; австралийцы подобны деревьям, лишенным корней, без связи с жизнью аборигенов. Вы — непредумышленный расист, если принимаете только одну сторону самого себя. Вы можете постараться выбросить других из своей концепции мира, но с собственной душой вам не удастся этого сделать. Подумайте только: австралийцы лишь недавно дали коренным жителям право голоса, а многие так называемые современные люди все еще считают шаманизм дикарством, а аборигенов — дикарями. Эти предрассудки создают напряженность в обществе и одержимость войной и образом воина.

По мере того как вы становитесь мудрее, вы обнаруживаете, что гораздо больше связаны с людьми, которых подавляли. Новые конфликты могут возникнуть в вас из-за тех периодов жизни, которые вы подавляли. Вы нуждались и нуждаетесь в образе воина, но, встретив однажды своего союзника, достигаете внутреннего единства, и тогда кажется, что образ воина был только этапом вашей жизни. Возможно даже и не заметив этого этапа, вы освободили себя и собрали те составные самого себя, о существовании которых в вашей жизни вам ранее даже не хотелось упоминать.

С этой новой, более продвинутой точки зрения борьба с союзником была борьбой с самим собою и с той частью вашей культуры, которая была подавлена. Теперь, когда ваше очарование войной ослабло, вы удивляетесь, почему другие так одержимы проблемами силы и власти.

По мере того как ваша внутренняя работа, дисциплина, мужество и стойкость трансформируются в новую работу, вы обнаруживаете, что ваши отношения с внутренним миром, которые вы отражаете, стали менее конфликтны и более гармоничны. В сущности, прежде чем вы осознаете это, вы начинаете развивать двойника, и ваш внешний вид начинает соответствовать внутреннему.

Современная литература о сознании не уделила достаточного внимания изучению двойника, так что я имею удовольствие сделать это, начав рассказ об эмпирической природе двойника и историях шамана-гуру дона Хенаро.

 

 

Двойник и его сигналы

 

Задумывались ли вы когда-либо над тем, почему вы видели во сне животное или какую-нибудь странную ситуацию, после того как вас расстроил друг или что-то огорчило на работе? Точка зрения шамана на этот процесс сновидения заключается в том, что ни вы, ни ваши друзья не являются самими собой. Вы все либо животные, либо сказочные чудовища. Когда дон Хуан, фантазируя, помогает Кастанеде вызвать образы его друзей, все друзья Кастанеды появляются в образе грибов, тигров или других животных. Дон Хуан говорит, что эти образы представляют союзников ваших друзей.

Иными словами, фантазии и сновидения ваших друзей есть образ их природы, неотъемлемой, но неинтегрированной. Вы входите в область сновидений, чтобы узнать, что действительно происходит и что не происходит в реальности. В сновидениях вы видите своих друзей бессознательными, их действиями управляют вторичные процессы в виде символов или призрачных фигур.

В известном смысле вы всегда подозреваете о существовании скрытых сил за кулисами повседневной жизни. Сновидения отображают отвергнутые аспекты жизни. Обычно вы не заостряете свое внимание на этих аспектах — отвергнутых частях самого себя, закамуфлированных аспектах окружающего.

Однако у вас может быть друг, который и в повседневной жизни остается самим собой. Он ведет себя совершенно естественно и является вам в ваших сновидениях собственной персоной. Кастанеда, например, был шокирован открытием, что один из его наставников-шаманов предстает перед ним в фантазиях не в виде символа. Хенаро является Кастанеде как сам Хенаро. Кастанеда так ошеломлен, что дон Хуан старается успокоить его, объясняя: «Хенаро теперь свой собственный двойник». Невозможно понять, реален он или нет, и все же двойник Хенаро, как говорит дон Хуан, так же реален, как и он сам. Двойник Хенаро фактически есть он сам, и этого объяснения должно быть достаточно.

Его было бы достаточно, если бы вы были практикующим и просветленным даосом. Но вы, вероятно, идентифицируете себя с временем и пространством, физическим телом и миром западной культуры. Когда шаман объясняет, что Хенаро реальный и нереальный, не сон и не явь, не мертвый и не живой, то он имеет в виду, что колдун идентифицирует себя с духом в той же мере, что и с миром. Нет более разницы между этими двумя. Он одновременно и реальный и нереальный, и ни то ни другое.

Если кто-то обладает цельным «я», вы видите его в своих фантазиях и видениях таким, каков он есть. Вот почему Хенаро в стране снов выглядит так же, как и на улице. Как Хенаро стал таким? Он мог быть просто конгруэнтным. Или он много лет занимался терапией? Или, может быть, другие шаманы отправлялись в забытые миры, чтобы найти отвергнутые части его души? А может, он просто унаследовал шаманский дух и теперь его действия не идут вразрез с его чувствами?

В терминах процессуальной терапии вы обычно отождествляетесь с первичными процессами и отказываетесь от вторичных процессов. Вы создаете барьеры своим вторичным переживаниям. Если в детстве вас обижали, части вашей детской души отвергаются и появляются только в сновидениях. Если подростком вы боялись быть красивым или если никто не хотел танцевать с вами, то, возможно, подросток покинул вашу сознательную душу и ушел в другой мир. Возможно, вы расстались и со своей «животной натурой», если люди, которые воспитывали вас, испытывали страх перед собственными инстинктами.

В любом случае все кончается тем, что вы как бы раскалываетесь на части. Как открыли шаманы, эти части находятся в подземных или небесных мирах. Теперь известно также, что они представляют собой отвергнутые части настоящего момента. Они появляются в ваших телесных сигналах, даже если вы не осознаете их и если другие не могут понять значения ваших двойных сигналов, то есть поведения, с которым вы не отождествляетесь.

Например, если ваше детство было трудным, вы будете подавлять свои детские инстинкты, хныкать и жаловаться, вместо того чтобы играть. Если вы подавляете эти сигналы, ваши друзья смущаются и видят во сне эти сигналы как детские образы, с которыми, как вам кажется, вы не связаны. Следовательно, вы можете появляться в сновидениях других людей как ребенок, эльф, чудовище, бизнесмен или гуру, в зависимости от того, от чего вы отрекаетесь в данный момент.

Ваши сновидения и телесные сигналы дают вам шанс обрести себя. Сновидения показывают те части мира, которые вы можете научиться признавать в себе и своих друзьях. Обдумайте возможность того, что ваши переживания, фантазии, сновидения и телесные ощущения — все аспекты сновидящего тела — специфичны для данного времени и окружения. В этом случае осознавание означает не только личную внутреннюю работу, но и внешнюю. Осознавание означает пробуждение вашего внимания к окружающему миру.

Вот пример того, как это может сработать. Эми и я решили поэкспериментировать совместно с нашим общим другом Рейчел, поставив себе целью побыть полностью самим собой. Каждый из нас взял на себя задачу осознать собственные двойные сигналы и жить в соответствии с ними в своем сновидящем теле.

Когда мы начали эксперимент, Рейчел обнаружила, что кокетничает. Она применила к себе свое второе внимание и сосредоточилась на сигналах, которые казались ей именно такими. Она экспериментировала, флиртовала и строила мне глазки. Между тем Эми, изучавшая свои собственные сигналы, обнаружила, что ее плечи двигаются. Она тоже использовала свое второе внимание и, удерживая эти движения в своем сознании, позволила дать им волю. Она следовала за своими руками, которые пытались взмахивать, словно крылья, и внезапно превратилась в дикую птицу. Она пронзительно закричала на Рейчел за ее флирт, заставив всех нас рассмеяться. Мы были людьми, но мы в такой же степени могли быть и тремя птицами, выясняющими взаимоотношения.

Когда мы перестали смеяться, я попытался выяснить, что же случилось со мной. Я заметил, что старался действовать так, будто меня ничто не беспокоило. Затем я обнаружил, что втягиваю голову в плечи, и понял, что две женщины испугали меня. Став своим двойником, я убежал от них обеих, моля о защите от их сил. И мы снова разразились смехом.

Когда я спросил себя, от чего я убегал, то пришел к выводу, что бежал не только от их сил, но и от собственной слабости. Я чувствовал себя ненужным, не заслуживающим их внимания и боялся обратиться к ним. Набравшись храбрости, я попросил их о помощи. Спустя некоторое время обе женщины сделали то же самое. Войдя в наши двойные сигналы, мы стали конгруэнтны в тот момент. Мы жили жизнью своих двойников.

 

Поля и проекции

 

Вы можете спросить, не проецируете ли вы свои собственные внутренние образы на ваших друзей, когда видите их во сне. Да, это действительно происходит всякий раз, когда вы находите внешний объект, за который можно зацепиться. Но в то же время проекция — это идея, порожденная главным образом психологией индивидуума, а двойник — это полевая концепция. Если определенный образ существует в окружающем вас поле, то вы, как и другие, находите его в ваших сновидениях или переживаниях. Иными словами, концепции поля являются концепциями совместных переживаний. Они — продукт вашей собственной психики и психики окружающих вас людей. Вместе с тем они принадлежат и всему полю.

Ваш двойник может обладать определенными координатами во времени и пространстве, но для стороннего наблюдателя это может представляться парапсихологическим явлением. Другие люди могут видеть вас в любой точке Земли. Если бы шаманы знали физику, они могли бы сказать, что вы были самим собой, а также частью всемирного квантового поля.

Простейший способ развить двойника — это ваши сновидения. В своем воображаемом мире вы можете собрать вместе все свои части. В терминах процессуальной терапии вы приходите к двойнику посредством осознавания вторичных процессов, отмечая сновидческие переживания во время бодрствования, ощущая и переживая энергию импульсов и образов, пока они не станут вами самими. Не ждите ночи, чтобы сновидеть. Делайте это в любое время и делайте постоянно. Это вопрос осознавания в ощущениях, движении, зрении, слухе и отношениях.

Обратите внимание на то, как вы пытаетесь действовать, затем заметьте, не происходит ли еще что-нибудь, и, если происходит, войдите в это. Самая большая проблема — чтобы выйти из своей старой системы самоопределения и вступить в процесс сновидения, так сказать, остановить мир. По мере того как вы развиваете осознавание своих ощущений, позвольте своим телесным ощущениям руководить вашим поведением. В этом состоит развитие двойника посредством сновидения.

Чем меньше вы привязаны к себе, тем больше вы наделяете качествами учителя, гуру, людей, привязанных к самим себе. Вы описываете их как умных, вызывающих страх и почтение, любящих и сильных. Когда вы сами испытываете все это, то вы косвенно думаете о них как о необычных путешествиях. Но пока вы живете в своем сновидящем теле, вы не чувствуете себя внушающим благоговение, трепет, не чувствуете себя очень сильным. Вам просто хорошо здесь и сейчас — как дома.

Двойник становится реальностью для вас, когда вы живете вторичными процессами и преодолеваете сомнения и колебания. Возьмите на себя ответственность и живите своими восприятиями и переживаниями, не заботясь о том, что могут подумать другие.

 

Выход из времени

 

Вы можете казаться вышедшим из времени и даже представляться появляющимся в двух местах одновременно. Дон Хуан объясняет Кастанеде, что «текучий» воин не фокусируется на обычном времени: он не ощущает себя неодушевленным предметом. Он только потом замечает, что был в двух местах одновременно. Это была лишь «бухгалтерия», не оказывавшая на него влияния, когда он действовал текуче.

Дон Хуан говорит, что для такого воина, как Хенаро, существует только один процесс. Стороннему наблюдателю кажется, что воин находится в центре двух различных эпизодов. Воин же замечает, «что у него были два отдельных переживания, значительно позже».

Такое высокодифференцированное понимание восприятия больше подходит для современной психологии, чем для древнего шаманизма. Не означает ли это, что мы начинаем сейчас интегрировать эти миры? В любом случае парапсихологическое событие можно рассматривать с двух точек зрения. Магические события могут быть пережиты, по крайней мере, двояко: сторонним наблюдателем и шаманом, живущим в них.

Как аутсайдер, вы живете в обычном времени и пространстве, в определенном социальном и общественном контексте. Вы ведете себя так же, как и другие. Ваши намерения и идентичность принадлежат какому-то времени и месту. Когда вы смотрите на вторичные процессы, то, поскольку вы не участвуете в них, они кажутся вам символичными, странными и ошибочными. Вы воспринимаете свои собственные действия как нечто выходящее за рамки нормального; они нарушают общепринятые мерки и даже законы времени и пространства. Как аутсайдер, вы полагаете, что вы либо воин, имеющий физическое тело, присутствующее в данном месте и в данное время, либо проекция или плод воображения.

Поскольку вы действуете так, как если бы вы видели только «реальные» тела, вы думаете, что вы, должно быть, дух, способный выйти из тела и быть в двух местах одновременно. Вот почему Кастанеда считает, что видел Хенаро в одном месте, тогда как Хенаро находился в другом. Он предполагает, что Хенаро развил двойника. Если бы Кастанеда находился вместе с Хенаро внутри переживания, если бы он мог участвовать в нем и вступить в поток сновидений, он бы понял, что Хенаро просто реален, где бы ни воспринималось его присутствие.

Если вы находитесь в своем сновидящем теле, тогда все реально и вы чувствуете, что жизнь такова, какой она и должна быть. Однако когда вы в нормальном состоянии сознания, идентифицированном с вашими первичными процессами и делами повседневного мира, то вы шокированы и изумляетесь, что некоторые ваши сны кажутся реальными, и тогда вы называете их синхронностями, или двойниками. Точно так же вы считаете магами конгруэнтных людей.

В одной из историй «Сказок силы» дон Хуан и Кастанеда стараются скрыться от друга Кастанеды, который хочет встретиться с доном Хуаном. Находясь рядом с современным офисом, дон Хуан толкает Кастанеду в спину меж лопаток, и Кастанеда, крутясь, пролетает через офис, пространство и время. Толчок дезориентирует Кастанеду до такой степени, что он путешествует во времени назад и оказывается в прошедшей субботе на рынке, проходит через сцены, которые тогда происходили. Он действительно наблюдает события, которые случились неделей раньше в том месте, где он никогда не был.

Возможно, согласно законам физики, путешествие назад во времени представляется маловероятным. Ведь антиматерия является тем же, что и обычная материя, только она существует короткий период времени. Ричард Фейнман, физик, лауреат Нобелевской премии, разработал теорию антиматерии, которая напоминает мне двойника дона Хуана. У Фейнмана есть два варианта того, что происходит с электроном в поле: варианты внутреннего и внешнего наблюдателей. По внешнему варианту теории Фейнмана считается, что, когда электрон входит в магнитное поле, создаются новые частицы материи. Появляются новый электрон и его двойник — позитрон, имеющий противоположный заряд. Далее, все три частицы: старый электрон и пара электрон — позитрон — движутся во времени вперед вместе до тех пор, пока позитрон (или двойник), в конце концов, не уничтожает первоначальный старый электрон в пределах поля. Между тем второй, новый, электрон продолжает движение вне магнитного поля. Никто не замечает, конечно, что этот электрон чем-либо отличается от первоначального. Эти возникновения и исчезновения похожи на историю убийства своим двойником и последующего перевоплощения.

Фейнман также использовал второй вариант, стараясь объяснить, что происходит с первоначальным электроном без дополнительных возникновений и аннигиляции частиц. Он воспользовался позицией внутреннего наблюдателя. Он сказал, что первый электрон был текучим. Вместо того чтобы быть уничтоженным своим союзником, он мог стать «текучим» воином, заметить приближающуюся беду и измениться. Он мог стать своим собственным двойником и путешествовать обратно во времени. С этой точки зрения вам не нужны концепции типа материи и антиматерии; вы просто допускаете, что электрон в магнитном поле может двигаться во времени в обратном направлении и затем снова вперед. Электрон временно становится паранормальным, то есть свободным от времени и пространства.

Таким образом, движения обратно во времени эквивалентны жизни антиматерии в мире квантовой механики. Вы либо натолкнетесь на своего союзника, либо выйдете из времени и станете вечным. В обычной жизни вы можете казаться другим, как если бы вы были частью таинственного парапсихологического события. Если у вас есть двойник и вы воин, следующий своему сновидящему телу, то такие истории — обычная вещь.

Жить в сновидящем теле просто, это будет получаться спонтанно, если у вас хватит мужества следовать тому, что вы чувствуете, и импровизировать жизненный процесс. И все же для обычного наблюдателя, не чувствующего сновидящего тела и, следовательно, занимающего внешнюю позицию, все, что не соответствует общепринятой реальности, является непостижимым, колдовским действием и внушает благоговейный ужас.

Шанс поэкспериментировать с двойником и выйти за пределы времени и пространства, за пределы первичных процессов, представляется, когда у вас возникают необычные ощущения или когда вы захвачены возбуждающей вас ситуацией. Стрессовые, напряженные, сложные ситуации «раскалывают» вас на части.

Возьмем, например, ночную прогулку по темной лесной тропинке или выступление перед большой аудиторией людей. Эти действия расщепляют вас на части. Одна часть отождествляется с вашим робким или испуганным «я», другая связана с воображаемыми злыми силами в лесу или критически настроенными людьми. Естественно, вы диссоциируетесь и отрекаетесь от своей сильной недоброжелательной стороны. Шаман же концентрирует свое второе внимание на этой силе, чтобы побольше узнать о ней. В любом случае человек внезапно осознает себя существующим одновременно в двух ипостасях: жертвы и угрожающей фигуры. В то время как ваше повседневное «я» расщепляется, отмежевываясь от злых сил, сновидений и свободных сигналов о них, «я» восприятия становится обеими частями — сначала одной, а затем другой. Будучи шаманом, вы позволяете миру направлять вас. Вы остаетесь собою, пока не возникает страх. Тогда вы чувствуете этот страх, используете свое второе внимание, замечаете угрозу и ведете себя непредсказуемо. Вы можете сами стать могучим чудовищем и начать рычать. А можете пуститься наутек, позволив собственному телу нести вас туда, куда ему заблагорассудится. Сторонний наблюдатель может решить, что вы нарушаете правила нормального поведения, и подумает, что вы охвачены либо радостью, либо безумием, либо паранормальными переживаниями.

Я однажды слышал историю о съезде Американской ассоциации гуманистической психологии. Встречу проводил Эйб Маслоу. Внезапно под столом, за которым сидел Маслоу, увидели ползущего Фрица Перлза: «Папа, не сердись на меня, пожалуйста, не сердись!» — захныкал с пола Перлз, уцепившись за штанину Эйба. Перлз жил жизнью своего двойника, следуя воле своего сновидящего тела. Однако его роль маленького ребенка могла быть также и частью непроявленной атмосферы в аудитории.

Большие скопления людей создают сложные поля. Возможно, поэтому вы и стремитесь избегать многолюдных собраний; они выявляют такие аспекты вашей личности, которые вам не хотелось бы обнаруживать в себе.

Как показала моя практика, умирающие автоматически попадают в свои сновидящие тела и путешествуют сквозь время и пространство. В этом я убедился, работая с клиентом-швейцарцем. Это было в Цюрихе в семидесятых годах, за несколько дней до его смерти. Он сказал мне, что находится в Гамбурге у светофора на определенной улице, где произошел транспортный затор. Я позвонил своему другу в Гамбург, и тот подтвердил, что, действительно, в это время там, на обычно спокойной улице, образовалась пробка. С точки зрения стороннего наблюдателя, умирающий был и в Гамбурге, и в Цюрихе одновременно. С точки зрения умирающего, он жил в своем сновидящем теле. В один момент он был со мной, а в другой — в Гамбурге.

Вторичные процессы, как и сновидения, могут быть связаны со всем миром. Ваша личная жизнь не только лично ваша. С точки зрения аутсайдера, вы страдаете от сновидений, телесных проблем, неврозов, проблем взаимоотношений и мировых проблем. Но при взгляде изнутри оказывается, что вы везде одновременно и имеете возможность выйти из времени и пространства и быть где угодно и когда угодно.

Ваш привычный образ жизни, скорее всего, далек от пути сердца. Он безжалостно влечет вас за собой, как некий неодушевленный предмет. Вы бьетесь, бессознательно подталкивая себя, действуя так, словно вы определяете свою собственную судьбу. Путь сердца, однако, освещается точкой зрения воина. Когда возникает что-то новое, воин усиливает его, сосредоточивается и выходит за пределы предписанного места, чтобы избежать времени, а возможно, и смерти.

 

 

Сновидение своего «я»

 

Дон Хуан называет работу по развитию двойника остановкой мира, выходом за рамки своего отождествления. Он говорит, что ваше повседневное «я» сновидит двойника. Однако как только вы научаетесь сновидеть двойника, вы меняетесь местами, и двойник начинает сновидеть ваше «я». Вы сами — сон: двойник сновидит вас так же, как вы, по вашим представлениям, сновидите его.[22]

Обычно вы идентифицируетесь со своим повседневным «я», своим привычным образом жизни, потому что ваша личная история и идентичность имеют для вас большое значение. Но чем глубже вы осознаете вторичные процессы, тем вероятнее становится оставить вашу нормальную идентичность. В тот момент, когда вы это делаете, ваше сновидящее тело становится реальностью, которая, как представляется, сновидит ваш реальный мир, чтобы самореализоваться.

Вы знаете, что ваше сновидящее тело, или ваш двойник, действительно создает то, что вы воспринимаете как повседневную жизнь, неприятности и телесные симптомы, потому что вы сновидите проблемы, когда вам скучно. У вас нет другого способа заявить о том, кто вы есть, кроме как раззадорить и ограничить себя атрибутами повседневности.

Карл Юнг рассказывает в своей автобиографии о встрече со своим двойником (это произошло незадолго до его смерти):

«Я шел вдоль дороги. Местность была холмистой. Светило солнце, и видно было далеко окрест. Я подошел к маленькой придорожной часовне. Дверь была приоткрыта, и я вошел внутрь. Удивительно, но на алтаре не было ни образа Девы Марии, ни распятия, а были лишь искусно подобранные цветы. Но затем я увидел, что на полу, перед алтарем, лицом ко мне сидел йог в позе лотоса, погруженный в глубокую медитацию. Присмотревшись, я вдруг понял, что у него мое лицо. Я проснулся в испуге с мыслью: «Ага, так это он — тот, кто думает обо мне. Он видит сон, и этот сон — я». Я знал, что, когда он проснется, меня не станет».[23]

Юнг объясняет, что его сон представляет «его бессознательное как создателя эмпирической личности». Он говорит, что это сновидение показало ему обратимость реальности.[24] Вместо того чтобы рассматривать жизнь с точки зрения нормальной идентичности, «эго», данный сон показывает, что «эго» есть сновидение бессознательного. Юнг пишет: «Наше бессознательное существование реально, тогда как сознательный мир — это род иллюзии, которая с какой-то определенной целью представляет себя реальностью, подобно сну, который кажется реальностью, пока мы не проснемся… Эта бессознательная целостность представляется мне духом всех событий — биологических и психических».[25]

Духовным наставником, руководящим духовным началом жизни, — вот кем вы становитесь, когда идентифицируетесь с вторичным процессом и вступаете в него. Тогда вы — ваш двойник, создатель сновидений, жизнь тела и неуправляемые мировые события. Духовный наставник Юнга, ваше сновидящее тело и двойник шамана сновидят мир, в котором все мы живем.

 

 

Упражнения

 

1. Закройте глаза и представьте, что вы видите сны о каждом из своих друзей. Кто они, ваши друзья? Кто из них появляется в собственном обличье? Кто из них — животные, деревья, дети или драконы? Порекомендуйте им поэкспериментировать, действуя подобно животным или другим образам ваших сновидений. После эксперимента спросите их, насколько близки ваши образы к тем аспектам их личности, которые они не принимали прежде всерьез. Обсудите с ними, насколько ваше воображение является общим измененным состоянием сознания, которое имеется и у вас.

2. Развивайте вашего двойника. Попросите друга посидеть с вами, закрыть глаза и увидеть во сне или в воображении, кем вы в действительности являетесь. Теперь, в качестве эксперимента, постарайтесь стать тем персонажем, каким вы были в его воображении. Обсудите потом, насколько близко видение друга подходит к вашей сути, насколько близко его видение к тому, чего недостает в ваших отношениях?

3. Развивайте вашего двойника на людях. Какие виды внешних ситуаций или полей расстраивают вас, вызывают отрицательные эмоции? Воссоздайте внешние обстоятельства в своем воображении или с помощью друзей. Теперь заметьте, как вы стараетесь вести себя, а также отметьте, какие чувства вы отвергаете. Вместо того чтобы позволять этим чувствам приводить вас в состояние неконгруэнтности, дайте им выразиться в движении: говорите, танцуйте или пойте. Войдите в свое сновидящее тело и играйте определенную роль в этом поле. Может быть, эта роль каким-то образом необходима каждому из нас? Установите это и практикуйте каждый раз, когда окажетесь на людях.

 

 

Глава 10. Путь сердца

 

 

По мере развития сновидящее тело начинает проявлять себя в повседневной жизни в виде роста сознания, в необычных движениях и странных ощущениях. Со временем навыки осознавания начинают работать почти автоматически. Вы обнаруживаете, что стали более понимающим и бдительным, даже когда занимаетесь самыми земными делами: спите, делаете покупки, разговариваете с друзьями, работаете и т. д.

Однако затем происходит нечто неожиданное. Становясь более просветленным, вы начинаете забывать те навыки осознавания, для приобретения которых вы так усердно работали. Теперь временами вы просто бдительны. Что-то затуманивает память о том, как вы пришли к этой степени осознавания. Подобное развитие является типичным для многих психологических и духовных традиций.

Дзен дает следующее краткое объяснение этой эволюции: «До дзен гора является горой; во время дзен гора более не является горой; а после дзен гора опять становится горой». Другими словами, до того как вы начали свой тренинг осознавания, жизнь нормальна: она полна беспокойств или, наоборот, спокойна. Внезапно перед вами предстают призрачные фигуры, привидения, бессознательные и сознательные составляющие ваших вторичных и первичных процессов. Как оказывается, все имеет свой скрытый смысл, все несет свое тайное послание. Мир раздроблен на части, исполнен комплексов, чувства стыда, гонений, детского горя, двойников и грубости. И чтобы выжить, необходимо быть воином. Вы дисциплинируете себя и ведете суровую, собранную жизнь. В конце концов, после дзен нет более скрытых значений, мир снова становится самим собой. На этой стадии порою кажется, что думать больше не о чем. Стремление понять мир, как состоящий из отдельных вещей и частей — души и тела, — ослабевает. Вы забываете о том, что значит быть охотником, воином, забываете даже про невероятного союзника и взамен всего переживаете лишь отдельные периоды целостного, неразрывного восприятия. Вы учитесь через свои ощущения и интуицию быть более конгруэнтным. Вы путешествуете из мира в мир, не находя их отдельными. Вы даже удивляетесь, почему другие говорят об отдельных реальностях, о личности и окружающей среде, о жизни человека и жизни природы, о сознательном и бессознательном. Иногда вы даже думаете, что все остальные неправы, а вы узрели свет.

Но вы должны быть осторожны. Следующий этап в интерпретации дзен звучит так: «И рассыплется гора, и она должна быть воссоздана снова». Если вы не хотите, чтобы вас одолела старость, начните тренинг снова. Приятно видеть счастливого ученика, нашедшего себе хорошего учителя, но нужно помнить, что и учителя не обошла удача, если у него есть такой любознательный и целеустремленный ученик. Предоставленный самому себе, учитель не сможет передать другим важнейшую часть своих откровений и проявить сострадание к людям. Ученик дает ему такую возможность.

Мне нравится вспоминать о Лао-цзы, легендарном авторе древнего классического текста «Дао-дэ цзин», содержащего самую суть даосизма. Согласно легенде, престарелый Лао-цзы, покидая город, был оставлен стражем у городских ворот. Тот умолял его записать свое учение. Без этого случая у нас сейчас не было бы учения великого мастера дао.

Старость является препятствием, если вас не интересуют фундаментальные вопросы и смысл жизни. Часто ли вы спрашиваете себя, в чем смысл жизни, для чего существует этот мир. И хотя не существует однозначных ответов, имеются направления, в которых следует искать, и разнятся они в зависимости от интересующего вас психологического учения, духовной традиции, расы и религии.

Один из ответов шаманского мировосприятия состоит в том, что жизнь — это экстатические путешествия в другие измерения, но не только для решения проблем или нахождения там потерянных душ. Хотя и этого уже немало. Тут есть и нечто большее. Для шамана жизнь — экстатическое путешествие, полное транса, подъема в небесные царства и битв с преисподней. Жизнь для него — это приключение в измененных состояниях сознания. И в то же время она является величайшей из загадок, какие только существуют на свете.

Отвечая в духе большинства традиций коренных американцев на вопросы о смысле жизни, дон Хуан говорит о так называемом пути сердца. Завершая свои наставления в книге «Отдельная реальность», дон Хуан оставляет жаргон и параферналию воинственности и сосредоточивается на самой сути шаманизма, на ощущениях или метанавыках, стоящих за работой шамана, а не только на инструментах шаманизма. Он предупреждает Кастанеду, что при возвращении к повседневной жизни тот столкнется с важными проблемами и не будет в состоянии жить так, как прежде. Воину необходим широкий кругозор. Ему требуется гораздо большее, чем просто навыки: ему необходима мудрость, чтобы продолжать жить и справляться с проблемами повседневной жизни.

Дон Хуан рекомендует искать путь сердца и следовать ему. Любой процесс, которому вы следуете, является только одним из многочисленных вариантов. Следовательно, вы должны помнить, что «путь есть только путь». Если путь, на котором вы находитесь, кажется вам неверным, вы должны оставить его. Правильность того или иного пути относительна, и решение остаться на нем или покинуть его требует ясности и самопознания.

Если пришло время уйти, ваше сердце подскажет вам.[26]

 

 

Старый путь

 

Иногда вы продолжаете идти старым путем, даже когда сердце советует вам не делать этого. Вы можете оставаться на нем только потому, что это единственно известный вам путь. Из чувства страха вы не осмеливаетесь думать о себе иначе, чем как о дочери, сыне, партнере, отце, матери, служащем, домашней хозяйке или студенте. Страх перед новой ролью, финансовая зависимость или даже невосприимчивость к новым переживаниям удерживают вас от значительных перемен и жизни в своем сновидящем теле. Вы чувствуете себя обязанным самому себе и другим поддерживать созданную вами личную историю. Личная история — это тюрьма, которую вы построили себе сами. Другая сила, упорно удерживающая вас на прежнем пути, — честолюбие. Вы можете быть убеждены, что избранный вами путь не приведет к успеху, и все же упорствуете в своем стремлении остаться на нем. Таким образом, большую часть своего времени вы тратите на то, чтобы даже ценой мучительных усилий добиться успеха на этом пути. Кроме этого, вы остаетесь не только из-за гордости и надежды на успех, но и из-за веры в то, что вы единственный, кто должен и может добиться здесь успеха, даже если ваше сердце подсказывает вам, что вы ошибаетесь. Вы понимаете, что жизнь старается перенаправить вас, но не в состоянии заставить себя прислушаться.

Иногда вы остаетесь на избранном вами пути и по той причине, что чувствуете себя усталым, конченым человеком. Вы уже пережили так много, что смена пути кажется невозможной. Депрессия и усталость убеждают вас, что все утратило свое значение, что ситуация безнадежна и никогда не изменится.

 

 

Дисциплина

 

Психологически ориентированные учителя-европейцы утверждают, что для принятия важных решений человеку необходимо сильное «эго». Шаманы же говорят, что человек должен вести дисциплинированную жизнь, чтобы решить, правилен или нет избранный путь. Есть принципиальная разница между западным учением и восточным, между тем, что можно назвать современным европейским мышлением и мышлением духовным (мышлением аборигенов).

Психологические и духовные системы требуют либо руководителя — «эго», — определяющего, что должно произойти, либо дисциплинированного осознавания, воспринимающего все, что происходит вокруг. Системы, основывающиеся на развитии «эго», делают акцент на стабильности и индивидуализации. Самопознание — это его суть. Системы аборигенов строятся на слиянии со всем окружающим, на поклонении природе и на нахождении пути сердца.

Каждая из систем в какой-то степени истинна. Правильна та традиция, в которую вы в данный момент верите. Однако если вас интересует будущее мира, вам придется искать путь сердца. Это заставит вас быть особо внимательным к резервам собственной энергии и к вашим отношениям с другими людьми. Духовные системы аборигенов включают в себя общину и окружающую среду. Система «эго-сознания» в большей степени информирует вас о природе отдельных частей вашей личности. Если вам нужно получить ответы на вопросы, относящиеся к природе вашей личности, обратитесь к психологам, говорящим о неизвестных составляющих вашей индивидуальности. Если у вас вопросы о жизни в целом, то вашими учителями будут окружающая среда и путь сердца.

Чтобы найти этот путь, то есть научиться следовать природе, вам гораздо больше понадобится дисциплина осознания, чем самопознание. Ибо путь сердца — это древнее учение дао, но никто не может следовать дао без осознавания происходящего. В те моменты, когда вы используете ваше второе внимание, вы ощущаете свое сновидящее тело и обретаете дао, вы осознаете, что находитесь на пути сердца, так как независимо от вашего усердия в работе вы чувствуете себя легко и непринужденно, от вас не требуется никаких усилий. Все происходит как бы само собой, вы как бы несетесь на гребне волны, находитесь на пути наименьшего сопротивления. И хотя вы можете находиться в центре смерча, все равно это путь наименьшего приложения усилий, путь, называемый в даосизме как «недеяние», или «ву-вей».

 

 

Смелость

 

Чтобы найти свой путь, необходима также смелость. Ведь когда вы изменяетесь, окружающие могут почувствовать себя оскорбленными. Ваша трансформация причиняет им боль, и, возможно, они захотят отплатить вам тем же. Поскольку друзья и коллеги были частью вашего старого пути, они могут быть против ваших изменений.

Таким образом, чтобы обрести сердце, необходимо найти смелость отказаться от мнения других людей. Обладая смелостью и дисциплиной, вы заметите, что являетесь вторичным процессом для всего сообщества. Не вы один хотите перемен, в изменении нуждается вся культура в целом. Следовательно, ваши изменения в какой-то степени полезны и всем остальным.

Духовность и сентиментальность — разные вещи. Сентиментальность привязывает вас к существующему порядку вещей и препятствует вашему изменению в нужное время. Будучи сентиментальным, вы слишком прислушиваетесь к страхам и жалобам других. Или, возможно, другие являются той вашей частью, которая противится изменению. В любом случае вы выжидаете и не торопитесь расти и обособиться. Наступает день, когда вы понимаете, что ваше решение оставить свой путь и следовать по пути сердца оскорбляет других, потому что вы для них — подобная сну судьба, вы их нагваль.

Подростку, который должен бороться со своими родителями; родителю, который становится влюбленным подростком; учителю, бросающему своих учеников, или взбунтовавшемуся члену группы трансформация доставляет моментальное страдание. Следовательно, вам необходима внутренняя дисциплина и смелость, чтобы, думая о быстро проходящей боли, не забывать о вечном.

 

 

Отрешенность

 

Дон Хуан придает исключительное значение храбрости и медитации в одиночестве, которые так необходимы при выборе пути сердца. Тут нужно быть свободным от страха и честолюбия и обладать мудростью старика. Главный вопрос состоит в том, есть ли у вашего пути сердце? Если есть, вы выбрали правильно. Если нет, то все бесполезно. Один путь сделает вас счастливым и сильным, другой ослабит вас.

Путь сердца дает ощущение счастья и силы, так как человек следует своим мечтам, своему сновидящему телу, своей мифической задаче. Другой путь связан главным образом с вашими первичными процессами, с вашей старой идентичностью и ее строго запрограммированными делами. На этом пути вы становитесь беспокойным, жалуетесь на судьбу, ощущаете себя жертвой своего пути, вы, так сказать, «живете ради других».

Путь сердца — изменчивый и текучий, у него нет жестких рамок. Это древний китайский путь, это — дао, это вода. Он не имеет формы и не имеет планов, а просто течет там, где есть для него проход. Воин на духовном пути подобен флейте, позволяющей ветру дуть через нее, рождая собственную музыку.

Только вы можете принять решение о пути сердца, поскольку только вы можете осознать или почувствовать свое сновидящее тело и следовать ему. Ваша старость напомнит вам о том, что ничего более важного не существует. В конечном счете у вас ведь нет ничего, кроме ваших внутренних импульсов. То, что вам дано в ощущениях, — это единственное, что действительно принадлежит вам. Возможно, только старость и поможет вам понять, что самое ценное, что вы можете сделать, — это уважать собственные ощущения и не придавать особого значения мнению других людей. Вы страдаете, если у вашего пути мало духовности, и глубоко подавлены, если ощущаете бессмысленность своего существования.

Несколько раз я был вынужден оставлять путь без сердца, не имея ни нужных знаний, ни мужества. И каждый раз была борьба. Такие перемены требуют полной ясности и безжалостности, основанных на внутренней уверенности, то есть качеств, которых мне обычно недоставало.

Впервые я сознательно оставил свой путь, когда мне не было и двадцати: я ушел от женщины, с которой жил, так как знал, что наши отношения бесперспективны. Позднее я должен был сделать то же самое в других отношениях, и, хотя я был старше, от этого было не легче. Один раз встать на путь сердца означало сменить профессию физика на профессию психолога. Позднее я изменил метод в психологии, которому обучался. Каждая перемена воспринималась как вопрос жизни и смерти. Каждый раз я надеялся, что мне в последний раз пришлось принимать столь серьезное решение. Едва ли я понимал, что путь, к которому стремился, был вечно меняющимся.

 

 

Оживленные улицы

 

Так как на данном этапе ученичества вам, похоже, все время не хватает ни дисциплины воина, ни сердечности даоса, то вы спрашиваете себя: «А возможно ли вообще жить в сновидящем теле в реальном мире?» Или же на путь сердца можно вступить только в том случае, если вы живете в одиночестве, если у вас есть учитель или если вы проходите курс психотерапии? Возможно ли это в городе?

Дон Хуан на этом этапе говорит Кастанеде, что оживленная улица рядом с его домом — это его мир, его «охотничьи угодья».[27] Так как никто не может избежать мирских дел, воин изменяет свое отношение к миру на прямо противоположное и делает полезной для себя каждую его частицу.

В дзен этому соответствует начало второго этапа обучения, когда монах покидает монастырь и направляется в мир. Это соответствует моменту, когда вы получаете диплом. Наступает время жить, используя то, чему вы научились. В духовной традиции коренных американцев этот момент считается правильным и единственно возможным. В нем объединились все миры. Вне этого момента нет ни неба, ни земли.

Если вы смотрите на мир с точки зрения пути сердца, вы воспринимаете его как место временного пребывания, как место, необходимое для вашего роста. Мир ужасен и удивителен одновременно. С точки зрения пути сердца каждая ситуация должна быть использована, прожита целиком и полностью; жизнью правит время сновидений. Мир — это не только обыденная реальность, это вселенная, это деревня, где мы все вместе боремся, чтобы в результате каждый смог обрести свое «я». Здесь вы находите своих величайших учителей, свое тело, свои отношения, свои сны, свою окружающую среду. Где еще вы можете стать самим собой, как не в дикой местности, с ее медведями и пумами, или в городе, с его конфликтами, наркотиками и опасностями повседневной жизни?

Но наставления мастеров всегда как-то не до конца однозначны. В них говорится о нагвале — вторичном процессе — в повседневной жизни, однако, похоже, что действие их всегда происходит в ашрамах или в дикой местности. Большинство мастеров не живут в городе. Почти никто из них не стремится к политической карьере. Может, потому мы так редко ходим на выборы? Почему великие учителя живут только в наших снах или в уединении? Почему путь сердца уводит их в горы или в ашрам? Не потому ли, что они не принимают обычной жизни? А может, потому, что некоторые учения далеки от проблем людских взаимоотношений, повседневной жизни и современного мира? Может быть, мы должны стать новыми учителями, восседающими в центре уличной драки или расовых бесчинств, и объявить, что это и есть самое подходящее для охоты место? Может быть, учителя, говорящие, что драка — это плохо, что люди не должны бунтовать, что город — это не лучшее место, так же как и мы, просто не знают, что делать с этим миром?

Учителя Кастанеды стараются уравновесить дихотомию между путешествием в другие измерения и городской жизнью, объясняя, как это болезненно возвращаться домой, пережив интенсивный внутренний опыт. Человеку, после сильных внутренних переживаний, дом иногда кажется неподходящим местом: все вокруг так материалистичны. Учителя из племени яки в работах Кастанеды, как и многие духовные учителя, считают наши повседневные «я» непросвещенными идиотами.

До того как вы столкнетесь с союзником, мир состоит из предсказуемых событий и ситуаций, трудных, но неизбежных. После вашего признания союзника и сновидящего тела мир, из которого вы пришли, кажется ограниченным, а люди в нем — отрезанными от жизни. Интеграция с союзником и создание двойника резко изменяют вас.

Но это изменение не постоянно: стремление вернуться домой, туда, откуда вы пришли, означает, что вы также обычный человек, иначе вы не любили бы так сильно то, что покинули. Некоторые ваши прежние чувства не оставляют вас, хотя вы уже не можете более идентифицироваться с этим миром. Изменения происходят так быстро, что вы едва успеваете стать старше и позволить безжалостному времени трансформировать ваше прежнее «я». Это похоже на полуфабрикат: одна часть следует судьбе, а другая все еще стремится к воображаемому «золотому веку».

Итак, сначала вы возвращаетесь обратно и делаете попытку жить в полном соответствии со своим «я». Вы возвращаетесь, чтобы вновь открыть мир, и начинаете думать, что должны просвещать других. И тут, оказавшись со своими старыми друзьями, которых вы больше не знаете, вы переживаете момент острого одиночества. Проблема заключается в том, что ваши друзья привязаны к тому, что вы частично отбросили. И вот вы в одиночестве посмеиваетесь над тем, что других не интересует.

Но это одиночество — признак незаконченной работы, так как нужны годы, чтобы адаптироваться к радикальным переменам в себе. Интеграция с союзником означает, что вы непрерывно живете жизнью своего двойника. Юнг так описывает боль и одиночество этого периода: «Во мне поселился демон, и, в конце концов, его присутствие оказалось решающим. Он одолел меня, и если временами я был безжалостен, то только потому, что находился в его власти. Я никогда не мог остановиться на достигнутом, я должен был все время торопиться, чтобы поймать свои видения. Так как мои современники, само собой разумеется, не могли воспринять эти видения, они видели во мне лишь ненормального, несущегося сломя голову».[28]

Возможно, еще более болезненно то, что в это время вы сами не можете понять себя. На вас оказывают давление, вас гонят, раздражают, а вы при этом одиноки и нетерпеливы. Безумие союзника по-прежнему рядом с вами, оно заставляет вас жить и выражать его послание. Почему же вам приходится так долго ждать ситуации, в которой ваше невыносимое «я» имеет право на существование?

Юнг описывает способ, которым союзник отделяет его от других: «Я знаю что-то очень важное и должен намекнуть на это, о чем другие, по-видимому, ничего не знают и в основном и знать не хотят. Одиночество приходит не оттого, что вокруг нет людей, но оттого, что ты не в состоянии сообщить то, что тебе кажется очень важным, или оттого, что придерживаешься определенных взглядов, которые другие находят неприемлемыми… Если человек знает больше других, он становится одиноким».[29] Обычные люди кажутся вам призраками, по мере того как растет ваше ощущение сновидящего тела. Вы не можете поделиться своими идеями и знаниями потому, что они кажутся культуре, в которой вы живете, недопустимыми вторичными процессами, тенями города. По этой причине один нагваль ищет другого, чтобы избавиться от одиночества. Вы не ищете знакомств среди обычных людей, а ищете избранных, тех, кому открыт путь сердца.

В наши дни к видениям союзников и шаманским тренингам относятся с большей терпимостью и пониманием, нежели в предшествующие исторические периоды. Кто знает, в любом случае мы живем на рубеже веков, когда демократия борется за возрождение, когда альтернативное и шаманское мышление становится чуть ли не самым распространенным направлением. И все же никогда не будет согласия в том, как жить жизнью двойника в повседневной жизни.

Как писал Юнг, боль и одиночество уравновешиваются магическим переживанием двойника, жизнью «тайной, предчувствием неведомого. Это наполняет ваше существование чем-то безличным, нуминозным. Человек, никогда этого не испытавший, упустил нечто очень важное. Он должен почувствовать, что живет в мире, в некоторых отношениях таинственном, где происходят и могут быть познаны на опыте вещи, остающиеся необъяснимыми; что не все происходящее можно предвидеть. Неожиданное и невероятное принадлежит этому миру. Только так жизнь становится полной. Для меня мир был с самого начала безграничным и необъяснимым».[30]

В чем мог заключаться секрет Юнга? Некоторые намекали на его внебрачные связи. Политические взгляды Юнга были наивными, даже утопичными. Хотя он и пользовался большим уважением, многие его не любили, а многие, возможно, просто не понимали. Некоторые воспринимали его как мистика или сумасшедшего. Дон Хуан осознавал, сколь неправильно понимает шамана культура. Он говорил, что человек знания должен стереть свою личную историю, чтобы мысли других не убили его.

Возможно, вы никогда не сможете полностью возвратиться в город к людям, которых вы любили, поскольку вы более не отдаете должного старой системе верований, ее культурным нормам и предрассудкам. Ваши телесные ощущения и восприятие сновидений препятствуют вашему вступлению в двадцать первый век. Ваш дух заставляет вас чувствовать себя неуютно, когда вы ведете себя, как все остальные. Вы стараетесь делать реальное дело, но что-то в вас тяготится и ищет то таинственное, что наполняет жизнь смыслом. Вы горюете над своими потерями потому, что ваш новый фундамент еще недостаточно прочен, чтобы стоять на нем. Вам может даже присниться, что все, кто любил вас, умерли, пока ваш дух пребывал в ностальгической регрессии. На этом этапе ученичества Кастанеды его развитие и мир кажутся несоизмеримыми. Его внутренняя работа остается отделенной от внешнего мира.

Учение шаманов должно помогать вам справиться с тем, что происходит, когда вы возвращаетесь в город, — с реакцией людей и вашим взаимодействием с ними. Взаимодействие с миром — новая стадия в шаманизме, которую мы должны разрабатывать все вместе.

 

 

Упражнения

 

1. Опишите свой путь в жизни на данный момент. Прочувствуйте его. Делает ли он вас счастливым или нет? Обратите внимание на место, где вы живете. Подходящее ли это место? Поставьте себе, если возможно, как использовать ваш теперешний путь для личностного роста. Не прилагайте особых усилий, просто посмотрите, насколько легко это получается.

2. Оставьте путь, не имеющий сердца. Если вы счастливы на своем пути, это путь сердца, если нет — это путь, лишенный сердца. Если это неверный путь или если вам нужна помощь, чтобы отбросить некоторые из неподходящих вам элементов вашего пути, обдумайте следующее.

Вообразите, что вы стары, мудры и добросердечны. Дайте себе совет относительно прохождения своего пути. Может, вы занимаетесь слишком много одним делом и недостаточно другим? Почувствуйте и вообразите безболезненный «добрый» способ оставить путь, если он лишен сердца.

Некоторые персонажи вашего внутреннего мира могут сопротивляться пути сердца; если вы сами один из этих людей, вернитесь к своей личной истории и обратите внимание на изменение, которое должно произойти в вашей идентичности, чтобы идти по пути сердца. Сторонние наблюдатели также сопротивляются вашему переходу на путь сердца. Представьте себе их. Вообразите изменения, которые, по вашему мнению, должны произойти в их мире в результате ваших изменений. Какое возможное значение мог бы иметь ваш новый путь для других? Вообразите этих людей и мысленно обсудите это с ними.

3. Вступите на путь сердца. Представьте себе хотя бы на секунду, что вы свободны, стары, ни к чему не привязаны, и смиренно следуйте велениям жизни. Представьте, что у вас хватает мужества измениться и что сейчас вы этим и занимаетесь. Вообразите, что вы на пути сердца. Расскажите об этом пути и о том, как вы вступили на него, своему другу.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.25 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь