Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Астрономические загадки сфинкса



 

Интересной темой являются гипотезы о зодиакальной символике Сфинкса. Сфинкс символизирует астрономическую эру Льва (по иной версии – Тельца). Исходя из этого, Сфинкса датируют соответствующими периодами. Как аргумент приводится так называемый Дендерский зодиак (о нем немного позже), где присутствуют и Лев, и Водолей, и другие зодиакальные символы.

Гипотеза вроде бы красивая. Египтяне действительно обладали потрясающими познаниями в астрономии. Но, во‑первых, нет никаких доказательств, что они проявляли интерес к двенадцати знакам зодиака в их нынешнем виде примерно до 200 года до н. э. Во‑вторых, сам зодиак и привычные имена созвездий – Лев, Телец, Скорпион и другие – дело рук, а точнее фантазии (потому что без нее очень трудно увидеть в нескольких сверкающих точках близнецов или фигуру, занимающуюся стрельбой из лука) тех, кто жил значительно позже: эти названия распространились во времена, более близкие нам. Хотя расположение двенадцати созвездий по зодиакальному кругу происходит из Древнего Вавилона (южный Ирак), где эта концепция зародилась, по‑видимому, не ранее XV века до н. э. Несмотря на то что после этой даты мы находим тысячи вавилонских астрономических записей на глиняных табличках, понятие о двенадцати знаках зодиака как об отдельной группе вряд ли имело важное значение до начала эллинистической эпохи (323 год до н. э. и далее), когда греческая культура распространилась на территории Ближнего Востока. Именно в этот период представление о двенадцати знаках зодиака приобрело широкую популярность и впервые попало в Египет – возможно, через греческих астрологов. Наиболее ранние египетские изображения знаков зодиака появляются на потолке храма в Дендере, построенного около 200 года до н. э. Дендерский зодиак принадлежит к эпохе Птолемеев, а Сфинкс, при всех разногласиях в его датировке, все‑таки намного старше. Можно сказать, что египтяне о зодиаке в то время точно не знали, и, следовательно, зодиакальных эр в то время не было, а значит, все разговоры о зодиакальной символике Сфинкса мягко говоря, притянуты и несерьезны.

 

У сфинкса была пара?

 

Интересное открытие было сделано при помощи орбитальных съемок, они показали (и тем подтвердили предположения археологов), что справа от Сфинкса, перед Храмом Долины, под песком находится еще одна похожая статуя. Выдвигаются предположения, что это – пара знаменитого Большого сфинкса, то есть жена фараона, которому он посвящен. Возможно, эта статуя поможет более точно идентифицировать Большого сфинкса. По оценкам ученых, она ушла в песок на глубину примерно пяти метров. В ближайшее время исследователи обещают ее откопать.

Главным идеологом теории о существовании второго сфинкса стал египетский археолог, исследователь и специалист по искусству эпохи фараонов Басам Рудван аш‑Шамаа. По его мнению, «если принимать во внимание образ мышления древних египтян, твердо следовавших принципу симметрии, то наличие в Гизе одинокой фигуры сфинкса кажется очень странным». Археолог утверждает, что параллельно ныне известной одинокой статуе Большого сфинкса должна стоять аналогичная по размерам (примерно 73 м в длину и около 20 м в высоту) и форме статуя сфинкса‑женщины.

Аргументов у этой гипотезы существует несколько. Во‑первых, отмечает исследователь, «Отец ужаса» охраняет покой Храма Сфинкса, расположенного у его подножия. Но параллельно Храму Сфинкса находится еще один храм, названный Храмом Долины. Если следовать принципу симметрии, его также должен охранять сфинкс.

Во‑вторых, поверхность земли в районе, где предположительно должна находиться «Мать ужаса», на несколько метров возвышается по сравнению с тем местом, где стоит Большой сфинкс. «Логично предположить, что статуя просто скрыта от наших глаз под толщей песка», – говорит аш‑Шамаа.

Кроме этих двух аргументов существуют и другие доказательства существования памятника, почерпнутые из исторических источников.

Один из них – гранитная стела, расположенная между передними лапами Большого сфинкса и повествующая о первой реставрации статуи. «На стеле, в верхней части, изображены две статуи сфинкса, а не одна, как было бы логично предположить. Кроме того, в тексте есть иероглиф, обозначающий разрушение или безвозвратную утрату чего‑либо. Речь, скорее всего, идет о сфинксе, изображенном слева на стеле, голову которого венчает металлическая корона», – делает свои предположения Басам аш‑Шамаа. По мнению археолога, именно эта корона и стала причиной разрушения и забвения памятника.

Второй исторический источник, в котором говорится о некогда существовавшей статуе и ее разрушении, – это текст известняковой таблички, найденной на раскопках близ пирамид (ныне она хранится в Национальном музее Египта). «Речь в этом письменном памятнике идет о том, что в статую сфинкса ударила молния и разрушила ее. Голову второго, утерянного ныне, сфинкса украшала корона из металла, что, кстати, подтверждается и изображением на стеле. Попавшая в корону молния разрушила голову статуи. Она обвалилась на передние лапы и повредила их», – сообщает египетский археолог. По его словам, разрушенную по «воле небес» статую древние египтяне решили не восстанавливать из‑за суеверного страха перед небесной карой.

Последними аргументами исследователя стали снимки, сделанные с американского космического спутника. Как раз в предполагаемом месте расположения статуи, указываемом аш‑Шамаа, то есть параллельно Большому сфинксу и за Храмом Долины, на фотоснимках отчетливо зафиксировано наличие в почве некого известнякового тела, по‑видимому, обработанного человеком.

Наличие довольно внушительных аргументов оставляет надежду, что второй сфинкс будет найден. Но то, что он окажется «женского пола», пока лишь предположение. Все‑таки чаще всего в египетском искусстве, согласно принятому канону, сфинксы изображались как существа мужского пола (да и само египетское слово, обозначающее сфинкса, мужского рода, в отличие от принятого греческого аналога). Кроме того, ничто в известных источниках не указывает на то, что разрушенная статуя имела какие‑либо признаки женственности.

 

Сфинкс и греки

 

Еще один интересный и загадочный вопрос – при каких обстоятельствах образ Сфинкса перешел к грекам и стал символом загадочного существа? Сфинкс, правда, в несколько трансформированном виде, попал в мифологию, вошел во множество сказок, преданий и легенд.

В Грецию легенды о сфинксах пришли в VII веке до н. э. Греки добавили Сфинксу крылья и превратили его в женское существо, тогда как в Египте он считался божеством мужского пола. Вероятно, это произошло под влиянием хеттов, от которых до нас дошли скульптурные изображения сфинксов с женскими лицами и грудью. В отличие от египтян, которые всегда считали Солнце мужским божеством, хетты почитали богиню Солнца.

Правда, первоначально греческий Сфинкс сохранял черты льва с головой мужчины. Легенды приписывали ему необычайную мудрость и скверный нрав, он бродил по дорогам близ Парнаса и пожирал прохожих. Но в более поздних сказаниях мы встречаем его уже в образе крылатого чудовища с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями грифона. Обитала эта особа, именуемая Сфинга (в переводе с греческого – «душительница»), близ Фив и душила недостаточно сообразительных проходящих путников, которые не могли разгадать ее трудные загадки.

Если верить поэту Гесиоду, Сфинкс приходился, точнее говоря, приходилась дочерью чудовищной Химере и двуглавому псу Орфу (по другой версии – Тифону и Ехидне). Древние греки всегда изображали ее прямосидящей (и никогда – лежащей, стоящей на задних лапах или летящей). Это не причуда художников, а служебная обязанность данного существа: Сфинкс была сторожем. Однажды боги Гера и Арес призвали ее из Эфиопии к окраинам города Фивы. Там она должна была сидеть на большой дороге и задавать каждому прохожему одну‑единственную загадку: «Какое животное утром ходит на четырех ногах, днем на двух и вечером на трех?»

Сфинкс убивала всякого, кто не мог ее решить. Когда же Эдип дал правильный ответ, что это – человек (который ползает на четырех конечностях ребенком, ходит прямо в расцвете сил и с палкой в преклонном возрасте), Сфинкс бросилась в море с обрыва. По мнению К. Г. Юнга, эта легенда отражает исчезновение матриархата во времена, когда мужская физическая сила стала преобладающей.

 

«Сородичи» сфинкса из Гизы

 

В заключение хочется напомнить, что не так далеко от нас (ближе, чем Египет, во всяком случае), на берегу Невы, хранятся два подлинных сфинкса, не уступающих по художественным достоинствам колоссу на Гизе. Высечены они из розового гранита, обработка которого требует приемов особого совершенства и сложности. Сфинксы надежно датированы благодаря сохранившимся на их постаментах иероглифическим надписям. Они были созданы по приказу фараона Аменхотепа II, правившего в 1408–1372 годах до н. э. Вообще Санкт‑Петербург – это настоящий «заповедник» для сфинксов и их «родичей», коих у сфинксов немало. К примеру, Банковский мост украшен статуями грифонов – легендарных животных с телом льва и головой и крыльями орла. Чаще всего грифонов изображают с довольно длинными «ослиными» ушами.

В средневековых бестиариях[18] описаны многочисленные существа, явно состоящие в родстве со сфинксами. Например, мантикора – вполне наглядный пример родства. Существо с львиным телом и человеческими чертами лица, иногда рогатое, с серыми глазами, тремя рядами стальных зубов и драконьим, реже – ядовитым скорпионьим хвостом. Оно покрыто красной шерстью, издает трубный рев и в ряде случаев даже умеет летать (некоторые авторы «приделывают» к ней крылья). Родина этого зверя – Персия. Слово «мантикора» состоит из двух персидских корней: «мартийя» (человек) и «кхвар» (пожирать), что недвусмысленно говорит о «гастрономических пристрастиях» этого зверя. Греки‑в частности ученый Ктесий[19] – упоминали мантикору в рассказах об Индии. С легкой руки Плиния Старшего это чудовище встало в один ряд с единорогом, грифоном и прочими химерами. Однако некоторые древние авторы проявляли умеренный скепсис, Павсаний[20], к примеру, критиковал Ктесия за популизм и утверждал, что мантикора – это обычный лев.

Так как лев считается царем зверей, а орел – царем воздуха, грифон занимает особое место в иерархии обитателей средневековых бестиариев. Греки утверждали, что грифоны живут в далекой Скифии, рядом с пещерой северного ветра Борея. Они строили гнезда, но откладывали в них не яйца, а драгоценные агаты. Грифоны якобы охраняли золотые рудники и воевали с лошадьми. В геральдике упоминается женская особь – «кейтон», лишенная крыльев. Скифы всячески поддерживали миф о грифонах, охраняющих их золото от иноземцев, и предъявляли в доказательство их существования огромные высушенные кости (сейчас высказываются предположения, что это могли быть кости динозавров, часто встречающиеся в этом регионе).

В аккадской мифологии были добрые демоны шеду – крылатые быки (или львы – ламассу) с мужскими головами, украшенными типичными для ассирийской и иранской культуры прямоугольными бородами. Основной функцией шеду была защита жилища. Около дверей обычно ставились две небольшие фигуры шеду (либо под порог закапывалась глиняная табличка с их изображением). Входы в города охраняли статуи колоссального размера, украшенные резьбой с заклинаниями.

Были также и симурги, волшебные птицы с телом некоего млекопитающего (об этом говорится весьма смутно, известно лишь то, что они кормили своих детенышей молоком) и иногда – с человеческим лицом. Симурги вили гнезда около воды и враждовали со змеями. Если верить легендам, они были так стары, что видели конец света три раза и обладали абсолютным знанием об окружающих вещах.

 

* * *

 

Итак, можно считать, что некоторые тайны Большого сфинкса уже разгаданы. Но все ли? Помните: «Когда Сфинкс расхохочется, мир прекратит свое существование»? Пока он продолжает лишь улыбаться…

 

 

Тайны Тутанхамона

 

Тутанхамон, наверное, на сегодняшний день – самый известный и при этом самый таинственный из египетских фараонов. Его судьба и при жизни, и спустя века после смерти подобна захватывающему роману.

 

Информация к размышлению

 

Надо сказать, что, в отличие от прочих египетских правителей, всеобщая известность пришла к этому фараону довольно поздно. До открытия его гробницы о Тутанхамоне практически ничего не было известно. Даже в самых подробных обзорах истории Египта ему уделяли не более двух‑трех абзацев, а иногда ограничивались лишь упоминанием его имени. И это не удивительно. Что тогда имелось? Стела, возвещающая о восстановлении при нем культа верховного бога страны Амона, на которой имя Тутанхамона было заменено именем правившего за ним фараона Хоремхеба. Скульптурная группа, где он изображен вместе с этим богом (причем голова Тутанхамона отбита). И несколько предметов и амулетов с его именем. Вот, собственно, и все.

Насыщенные бурными и во многом для нас неясными событиями годы царствования Тутанхамона также отнюдь не благоприятствовали сохранению памяти о нем, тем более, что для этого были приняты соответствующие меры. Тысячелетие спустя, в конце IV века до н. э., Манефон даже не упомянул Тутанхамона в перечне былых владык, когда писал историю Египта, хотя этот историк фундаментально изучил прошлое своей родины.

Что же сегодня мы знаем о Тутанхамоне, последнем фараоне XVIII династии? Стоит сразу же сказать, что большую часть этих фактов историки узнали именно благодаря знаменитой гробнице фараона, которая не была разграблена, точнее, почти не разграблена искателями сокровищ.

Тутанхамон – зять Аменхотепа IV (Эхнатона), двенадцатый и последний фараон XVIII династии, его тронное имя – Тутанхатон Хекаиунушема Небхепрура (до своего вступления на трон Тутанхамон носил имя Тутанхатон, что означает «Живой образ Атона»). Он правил всего девять лет: примерно с 1361‑го по 1352‑й, или, по другим версиям, с 1334‑го по 1325 г. до н. э. Тутанхамон вступил на престол в детском возрасте после непродолжительного царствования фараона Сменхкара.

На протяжении своей недолгой жизни Тутанхамон находился в окружении незаурядных личностей: он был наследником фараона‑еретика Эхнатона и воспитанником легендарной Нефертити, пережил как революционную реформу солнечной религии, так и ее крах и возврат к старым богам. Одно только то, что при нем были отменены преобразования Эхнатона, дает повод считать Тутанхамона значительной фигурой среди исторических деятелей древнеегипетской истории.

К моменту смерти Эхнатона Тутанхамону было всего восемь или девять лет, поэтому он находился под сильным влиянием престарелого «Отца Бога» – Эйе, который был его соправителем, пережил его и стал преемником на троне. Юный фараон все время находился в центре замысловатых политических интриг, которые плели вокруг трона искушенные царедворцы Эйе и Хоремхеб, власть все время его правления фактически находилась в руках Эйе и прочих высокопоставленных вельмож. Под этим влиянием молодой фараон вынужден был отменить религиозную реформу Эхнатона и восстановить культ Амона‑Ра. Статус столицы был возвращен Фивам, и, покинув Ахетатон (столицу Эхнатона), Тутанхамон вместе с семьей и двором перебрался в Фивы.

Умер Тутанхамон девятнадцати (по данным различных антропологов – от 18 до 20) лет от роду и был погребен на западном берегу Нила в традиционном месте захоронения фараонов XVIII династии – Долине царей, недалеко от Фив. Развесистое древо XVIII династии, чьим последним и бесплодным побегом стал Тутанхамон, пресеклось. Тутанхамон был последним фараоном этой династии, состоящим в родственной связи со своими предшественниками. Существует, кстати, гипотеза, что верховный жрец и тронный преемник Тутанхамона также имел некую степень родства с царской семьей, но более далекую. Супруга фараона Анхесенпаатон после смерти Тутанхамона вышла замуж за Эйе и скоро умерла при невыясненных обстоятельствах. Престол перешел к Хоремхебу, который и стал основателем новой, XIX династии.

Вот, пожалуй, и все факты, которые достоверно известны. Далее начинаются версии, гипотезы, предположения и вопросы.

 

Вопросы без ответов

 

Происхождение Тутанхамона неясно, загадочны также перипетии его судьбы, уже один перечень событий, которые произошли в его очень недолгой жизни, свидетельствует о том, что еще много вопросов осталось не разрешенными. Как пришел к власти молодой фараон? Почему правил так недолго, и могла ли его смерть быть результатом чьей‑то злой воли?

Отдельную загадку представляет собой зловещая (или все‑таки благородная?) фигура Эйе. Кто он – «серый кардинал», заговорщик или просто свидетель трагической цепочки роковых событий? Готовил ли он трон для себя или старался сохранить XVIII династию?

Загадочна и трагична судьба молодой вдовы Анхесенпаатон – дочери Эхнатона и Нефертити, хранительницы царской крови и преемственности династии. Она должна была выйти замуж за жреца Эйе, вероятного убийцу ее мужа. Анхесенпаатон ненадолго пережила Тутанхамона. Но и Эйе вскоре тоже умер. Что стояло за этой чередой смертей?

Ошеломляющей сенсацией стало обнаружение английским археологом Говардом Картером[21] в 1922 году гробницы Тутанхамона с прекрасно сохранившейся мумией фараона и большим количеством нетронутых сокровищ: ритуальных предметов, личных вещей, произведений ювелирного искусства поразительной красоты. Эта находка стала пищей для волны слухов и легенд, множество которых окружало имя Тутанхамона и историю обнаружения его «наследства». В частности, неоднократно говорилось о проклятии Тутанхамона, которое падет на каждого, кто, так или иначе, потревожит покой мумии. Загадочные смерти участников экспедиции Картера и людей, имеющих отношение к исследованию находок, вроде бы указывают на то, что была некая причина таких трагических совпадений. Существует ли в действительности роковая тайна, связанная с гробницей?

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.037 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь