Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Феникс и сотворение мира. Когда и как родился первый Феникс?



 

Таинственная птица упоминается еще в древнейших из дошедших до нас мифах – в сказаниях о сотворении мира. Разные теологические центры Древнего Египта, крупнейшими среди которых были города Гелиополь, Мемфис, Гермополь и Фивы, выдвигали каждый свою космогоническую версию, объявляя своего главного бога творцом мира, а всех наиболее популярных в стране богов – созданными им или ведущими от него происхождение (общей для всех являлась только идея об Изначальном Хаосе). Поэтому существуют четыре космогонические концепции: соответственно гелиопольская, мемфисская, гермопольская и фиванская.

Город Гелиополь никогда не был политическим центром Египетского государства, однако с эпохи Древнего царства и вплоть до конца Позднего периода он оставался важнейшим теологическим центром и главным культовым центром солярных богов. Гелиопольская космогония бога Ра – древнейшая космогоническая концепция Египта. Космогонические идеи раскрываются в «Текстах пирамид» и в «Книге познания воссуществований Ра и низвержения Апопа». Развитие гелиопольской космогонии представлено в «Текстах саркофагов».

Космогоническая версия Гелиополя, сложившаяся во времена V династии, была наиболее распространенной, а главные боги гелиопольского пантеона – самыми популярными во всей стране. Египетское название города – Иуну (Город Столбов) связано с культом обелисков, а обелиски напрямую связаны с культом птицы Бенну‑Феникс. В гелиопольской версии собственно впервые и рассказывается о птице Бенну.

Согласно гелиопольской концепции, давным‑давно, много миллионов лет назад, был Хаос – бескрайняя, неподвижная и холодная водная гладь, окутанная темнотой. Этот океан назывался Нун, он представлял собой довольно мрачное зрелище. Окаменевшие холодные воды Нуна, казалось, навечно застыли в неподвижности. Не было ни воздуха, ни тепла, ни света: все окутывал первозданный мрак, всюду царила тишина. Проходили столетия, тысячелетия, но ничто не нарушало покоя: Первозданный Океан Нун оставался незыблемым и неподвижным.

Но однажды свершилось чудо. Вода вдруг заплескалась, заколыхалась, и на поверхности появился великий бог Атум – первый бог во Вселенной. «Я существую! – воскликнул он, и Вселенная содрогнулась от громоподобного голоса, возвестившего начало жизни. – Я сотворю мир! Я сделаю это, ибо мое могущество настолько велико, что я сумел сам себя создать из вод океана! Нет у меня отца и нет матери; я – первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов!

Привет тебе, Атум. Привет тебе, Хепри, породивший сам себя. Ты поднялся ввысь под именем Холм – Тот, который высок. Ты возник под своим именем Хепри – Тот, кто возникает».

А вокруг Вселенную по‑прежнему сковывал холод, все было объято мертвенным безмолвием и погружено во тьму. Атум стал искать в Первозданном Океане твердое место – какой‑нибудь островок, но вокруг не было ничего, кроме неподвижной воды Хаоса Нуна. В океане не было ни одного даже самого крошечного клочка суши, куда можно было бы ступить ногами – все затопляла вода. Мрачная пучина уже клокотала, готовясь поглотить Атума: уже пенился внизу похожий на разинутую пасть чудовища водоворот и неумолимо затягивал бога в свое жерло. Надо было как можно скорей создать землю, хоть какой‑нибудь островок. Спасение от гибели было только в этом. С неимоверным усилием Атум оторвался от воды, воспарил над бездной и, воздев руки, произнес волшебное заклинание. В тот же миг раздался оглушительный грохот, и среди пенных брызг из пучины вырос холм Бен Бен – Изначальный Холм. (Согласно другому варианту этого мифа, Атум сам был Холмом. Луч бога Ра достиг Хаоса, и Холм ожил, став Атумом.)

Обретя под ногами землю, Атум опустился на холм и стал размышлять, что ему делать дальше. «Конечно, сперва я создам других богов, – думал он. – Только вот кого именно? Может быть, бога плодородия? Но ведь нет еще земли, на которой выросли бы травы и злаки, и нет людей, которые могли бы обрабатывать землю, сеять зерно и собирать урожай… Лучше я создам ветер. Без ветра этот океан вновь замрет и останется навсегда неподвижным. И еще я создам богиню дождя и влаги – чтоб вода океана подчинялась ей». Однако если мир придет в движение, то все, что бы Атум после этого ни сотворил, будет немедленно разрушено и вновь превратится в Хаос. Творческая деятельность совершенно бессмысленна до тех пор, пока в мире нет стабильности, порядка и законов. Поэтому Атум решил, что одновременно с ветром надо создать богиню, которая будет охранять и поддерживать раз и навсегда установленный закон.

Приняв после многолетних раздумий это мудрое решение, Атум наконец приступил к сотворению мира. Он изверг семя себе в рот, оплодотворив сам себя, и вскоре выплюнул изо рта Шу, бога ветра и воздуха, и Тефнут – женщину с головой свирепой львицы, богиню мирового порядка. Это была первая божественная пара на земле.

Нун, увидав Шу и Тефнут, воскликнул: «Да возрастут они!»

«… и так родились близнецы – Шу и Тефнут. О Атум‑Хепри, ‹…› ты воссиял [в образе] Бенну на предвечном холме Бен Бен в храме Бенну в Гелиополе, выплюнул Шу и изрыгнул Тефнут. Ты обнял их своими руками Божественного Ка, дабы твое Божественное Ка пребывало в них» («Тексты пирамид»).

Но свет еще не был создан. И случилось несчастье. Непроглядный мрак все еще окутывал Вселенную, и в темноте Хаоса Атум потерял своих детей в Первозданном Океане. Сколько он ни звал их, сколько ни кричал, оглушая водную пустыню плачем и стенаниями, ответом ему было безмолвие. А это могло означать все, что угодно, даже самое худшее. Может быть, Шу и Тефнут заблудились и погибли в Хаосе.

В полном отчаянии Атум вырвал свое Око и послал его на поиски Шу и Тефнут. «Сделай то, что я тебе скажу. Иди в океан, разыщи моих детей Шу и Тефнут и верни их мне». Глаз отправился в океан, а Атум уселся и стал дожидаться его возвращения. Медленно тянулось время, дни проходили за днями, столетия за столетиями. Всюду был мрак, тишина, холод. Терпение бога наконец иссякло. И, потеряв всякую надежду вновь увидеть своих детей, Атум закричал: «О горе! Что же делать мне? Мало того, что я навеки потерял своего сына Шу и свою дочь Тефнут, я вдобавок еще лишился Глаза!» И он создал новое Око, поместил его в свою пустую глазницу и назвал его «Великолепным».

Старый Глаз тем временем бродил по водной пустыне и после многолетних поисков нашел таки Шу и Тефнут, и привел их обратно к холму Бен Бен. Но едва Шу и Тефнут ступили на холм и бог бросился им навстречу, чтобы поскорей их обнять, как вдруг Старый Глаз, весь пылая от ярости, подскочил к Атуму и гневно прохрипел:

– Что это значит?! Не по твоему ли слову я отправился в океан Нун и вернул тебе потерянных детей! Я сослужил тебе великую службу, а ты – и это благодарность! – ты тем временем создал себе новый Глаз и поместил его туда, где по праву должно находиться мне!

– Не гневайся, – сказал Атум. – Я помещу тебя на лоб, и ты оттуда будешь созерцать мир, который я создам, будешь любоваться его красотой.

Но оскорбленный Глаз не желал слушать никаких оправданий. Стремясь во что бы то ни стало наказать бога за предательство, он превратился в ядовитую змею кобру. С угрожающим шипением кобра раздула шею и обнажила смертоносные зубы, нацеленные прямо в Атума. Однако бог взял спокойно змею в руки и поместил к себе на лоб. Чтобы успокоить Око, Атум поручил ему великую миссию – быть хранителем его и установленного им и богиней Тефнут‑Маат миропорядка, и если на их пути встретятся враги, уничтожать их. С тех пор Солнечное Око в виде змеи‑кобры стали носить на коронах все боги, а потом и фараоны, унаследовавшие от богов земную власть. Солнечное Око в виде кобры называется урей. Помещенный на лоб или на корону, урей зорко смотрит вдаль и испускает ослепительные лучи, которые испепеляют всех встретившихся на пути врагов. Тем самым он защищает и оберегает законы мироздания, установленные богиней Маат.

Из вод океана вырос белый лотос. Бутон раскрылся, и оттуда вылетел бог солнца Ра, который принес миру долгожданный свет. Увидев Атума и его детей, Ра заплакал от радости. Его слезы упали на землю и превратились в людей.

По другой версии мифа, люди родились от слез самого Атума, который, не в силах поверить в счастье обретения детей, заплакал от радости. Его слезы дождем упали на холм Бен Бен и превратились в людей.

В некоторых вариантах гелиопольского космогонического мифа упоминается изначальная божественная птица Бенну, как и Атум, никем не сотворенная. Бенну – «Тот, который из себя возник» («бен» означает «возникать»). В начале мироздания Бенну летала над водами Нуна и свила гнездо в ветвях вербы на холме Бен Бен (поэтому верба считалась священным растением).

Шу женился на Тефнут. От брака Шу и Тефнут родилась вторая божественная пара: бог земли Геб и его сестра и жена, богиня неба Нут. Нут родила – Осириса (егип. Усир), Хора, Сета (Сутех), Исиду (Исет) и Нефтиду (Небтот, Небетхет). Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Нефтида, Сет, Исида и Осирис составляют Великую Гелиопольскую Эннеаду, или Великую девятку богов.

Геб и Нут очень любили друг друга и появились на свет крепко обнявшимися. Поэтому в начале творения небо и земля были слиты воедино. Но однажды Геб и Нут поссорились. Причиной ссоры послужило то, что богиня неба пожирала своих детей – звезды. Разгневанный Геб напустился на свою супругу и принялся осыпать ее проклятиями. Желая положить конец их разладу, солнечный бог Ра велел Шу: «Ступай и разлучи их! Раз они не могут жить в мире, пусть живут врозь». Богу ветра ничего не оставалось делать, как выполнить приказ владыки. Он взмахнул руками, произнес заклинание, и в тот же миг по всей Вселенной разразилась страшная буря, забушевал ураган. Сколько ни противились Геб и Нут, сколько ни напрягали силы, ветер разорвал их объятия. Небо отделилось от земли. По всему океану зачернели маленькие острова и огромные материки, вздыбились горные хребты, потекли реки.

Родившиеся из слез Ра люди с радостными криками покинули холм Бен Бен и разошлись по зеленеющим долинам. Они построили города, воздвигли величественные храмы для богов и дворцы для вельмож, стали обрабатывать пашни и построили город Иуну (Гелиополь). А на самом холме соорудили святилище. Наступил золотой век – время, когда люди и боги жили на земле совместно.

На холме Бен Бен люди впоследствии построили главный храм Ра‑Атума в Иуну «Хут Аат», или «Великая обитель», главное святилище Египта. Некогда оно было самым значительным храмом на территории страны, более чем в два раза превосходившим по размерам территорию Карнакского комплекса бога Амона в Фивах. Это место считалось египтянами одним из самых священных.

Эту легенду отчасти подтверждают историки и археологи. Они нашли множество интересных доказательств того, что легендарный храм на холме Бен Бен существовал. По данным археологии, первое поселение на месте будущего Гелиополя существовало еще в додинастическую эпоху. Жилища этих людей все еще не обнаружены, если вообще от них сохранилось хоть что‑то, однако их погребения известны; они находятся в некрополе на границе с пустыней к юго‑востоку от храма Ра‑Атума. Вместе с останками было обнаружено много керамических сосудов, которые по декору заметно отличаются от современных им керамических изделий Верхнего Египта и даже от тех сосудов, что найдены неподалеку, в Маади, где сходились торговые пути Египта и Азии.

Проработав в 1912 году четыре недели в Иуну, сэр Флиндерс Питри выявил в центральной части города огромный холм почти квадратной формы со скругленными углами, который служил платформой для сооружения, которое было давно разрушено. Он посчитал, что нашел крепость Второго Переходного периода, но ошибся, приняв за следы военной деятельности фараонов основу большого храма Атума‑Ра. Именно здесь в основании большого храма еще в 1903–1904 годах была обнаружена шахта, заполненная обломками статуй и царских надписей. Находки были сделаны египетскими археологами совместно с европейскими коллегами неподалеку от того места, где некогда располагалось главное святилище бога солнца.

Но вернемся во времена славы Иуну, во времена расцвета «Великой обители» Атума‑Ра.

 

Атум или Ра?

 

А кстати, при чем тут Ра, если во времена сотворения мира его, что называется, «рядом и близко не было»? Почему «Великая обитель» стала святилищем Атума‑Ра, если мир и холм Бен Бен сотворил именно Атум, причем совершенно единолично? И вообще, об одном ли храме идет речь?

Атума стали ассоциировать с солнечным богом Ра в эпоху пирамид, а впоследствии Ра полностью занял место Атума. Однако в более ранние времена именно Атум считался «первым богом», чем‑то вроде Бога‑Отца в христианстве. Атуму принадлежала главная созидательная роль после Солнца. На рубеже III тысячелетия до н. э. Солнце и его культ еще не играли той роли в жизни Египта, которая будет ему отдана в классические эпохи Египта фараонов. Лишь на заре строительства пирамид, при III династии, Солнце постепенно заняло главенствующее место в представлениях египтян о верховном божестве. Культ Ра начал формироваться параллельно с объединением Египта и стал доминировать в период Древнего царства, вытесняя более архаичный культ Атума. Фараоны IV династии, возводившие пирамиды, придали поклонению Ра статус государственной религии, а трое из них даже носили имя, включающее слово «Ра» (Джедефра, Хафра, Менкаура). Однако действительно высочайшего положения в стране жречество Ра добилось при фараонах V династии, которая, вероятно, установилась не без помощи влиятельных гелиопольских жрецов. В позднейших древнеегипетских сказаниях, в первую очередь «Хуфу и чародеи», утверждалось, что первые три фараона этой династии (Усеркаф, Сахура, Неферикара) были сыновьями Ра.

 

 

Бен Бен и обелиски

 

Солнечная символика касается Атума так же, как и Ра. С этим связан еще один феномен, еще один объект культа как Бенну‑Феникса, так и солнечных богов Египта – то, что египтяне называли Бен Бен (так же как и Священный холм, поскольку этот объект – символ Изначального холма), а нам известно под названием «обелиски». В Иуну, там, где Солнце впервые поднялось со Священного холма (или, согласно другим надписям, этого места впервые коснулся солнечный луч), в «допирамидные» времена была возведен первая священная колонна – обелиск. Точнее, более простая грубо обработанная форма, типа менгира[39], еще не классический геометрически правильный обелиск с вершиной в форме пирамидиона (небольшой пирамидки). Эта священная колонна, по всей видимости, и дала городу его древнее имя Иуну – Город Столбов. Позже обелиски стали символами холма Бен Бен. Пирамидальные вершины обелисков, покрытые листовой медью, электрумом (сплавом серебра и золота) или золотом, считались местом пребывания Солнца в полдень.

В начале эпохи пирамид вершина первого обелиска в священной столице была заменена еще более священной реликвией. Этой реликвией был Бен Бен, таинственный камень конической, точнее пирамидоообразной формы (не следует путать с мифологическим Изначальным холмом). Отсюда и геометрическая форма всех последующих вершин обелисков. Все египетские обелиски так или иначе повторяют форму священного Бен Бена: это столбы правильного квадратного сечения с пирамидальной вершиной, которая обычно покрывалась отражающим слоем. Обелиски ставились, как правило, парами. Практически все известные обелиски изготовлены из розового гранита. Камень этот играл особую роль в жизни египтян: из него делали порталы храмов, саркофаги, статуи царей и, как уже упоминалось, массивные обелиски. Там, где Нил прорезает Нубийское нагорье и вырывается на равнину, расположены знаменитые асуанские каменоломни. Розовый гранит, начиная с эпохи Древнего царства, а возможно, и раньше, добывали в этих каменоломнях.

Примерно треть из сохранившихся до наших дней 27 каменных изваяний не превышает в высоту 10 метров. Практически все известные на сегодня обелиски покрыты по всей поверхности надписями, славящими царей и их деяния. Любопытно, что немалое число обелисков находится за пределами Египта. После установления своего господства римляне активно вывозили их в Италию. Сегодня Вечный город украшают тринадцать обелисков из Египта. А в XIX веке настоящую охоту за древнеегипетскими древностями устроили французы и англичане. Не обошли они своим вниманием и обелиски, поэтому их можно увидеть и в Париже, и в Лондоне, и в Нью‑Йорке.

Таинственный камень Бен Бен сыграл в религиозных мировоззрениях древних египтян огромную роль. Геродот писал о нем следующее: «Согласно поверью, Бен Бен упал с неба. К сожалению, он был утерян так давно, что к моменту воцарения Сунусерета [в 1971 году до н. э.], никто уже не помнил его внешнего вида. В это время [эпоха XII династии] в памяти сохранилось только, что он имел форму пирамиды».

Более или менее уверенно можно сказать, что Бен Бен все еще хранился в храме во времена фараона Пи‑Анхи (примерно 750 год до н. э.), поскольку была найдена запись, рассказывающая о посещении фараоном этой святыни. Намереваясь войти в святая святых и лицезреть небесный объект, фараон на восходе Солнца на переднем дворе храма принес обильные жертвы. Затем он вошел в храм, по обычаю низко кланяясь великому богу. После этого жрецы прочли молитву о безопасности фараона, чтобы он мог без вреда для себя войти в святилище, а затем выйти из него. Вслед за этим были совершены церемонии подготовки для вступления в «Звездную комнату» – так почтительно именовалось святилище. Эти церемонии включали в себя омовение фараона, очищение и натирание благовониями. Затем владыке вручили редкие цветы или ветви растений, которые он должен был преподнести богу, положив их перед камнем Бен Бен. После этого он поднялся по ступенькам к «великому шатру», в котором находилась святыня. Достигнув верхних ступенек, фараон отодвинул засов, открыл двери и «увидел своего праотца Ра в обители Бен Бен». В завершение церемонии он отступил назад, закрыл за собой двери и опечатал их глиняной печатью.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.021 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь