Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Загадки царицы Нефрусебек



 

Священная правительница Нефрусебек (Себекнофру, Себекнефрура, Касебекра, греческий вариант Скемиофрис), взошла на престол тремя столетиями позже. Ее имя означает «Прекраснейшая для Себека (бога‑крокодила)». Нефрусебек – женщина‑фараон, единолично правившая Египтом, согласно Туринскому папирусу, в конце XII династии Среднего царства на протяжении 3 лет 10 месяцев и 24 дней (предположительно, 1799–1796/1795, 1792–1788 или 1789–1785 гг. до н. э.). Тот факт, что она была внесена в Туринский папирус, сам по себе интересен, поскольку показывает, что она не рассматривалась в качестве простого регента или узурпатора. Во‑первых, известно, что Нефрусебек как женщина‑правитель имела полный номинальный титул фараона. В ее титуле отображалось типичное окончание для слов женского рода, таким образом традиционный мужской титул комбинировался с реальностью, в которой Нефрусебек была женщиной. Она была последней правительницей – представительницей своего великого рода, династии, оставившей значительный след в истории Древнего Египта.

Как мы уже отмечали, правлением женщин‑фараонов практически всегда заканчивалась эпоха той или иной династии. Так было и в случае с Нефрусебек. Ее далекая предшественница Нейтикерт «подвела итог» периоду Древнего царства, а Нефрусебек – блистательной эпохе Среднего царства. Загадочна и личная жизнь царицы Нефрусебек. Известно, что она состояла в формальном браке с несовершеннолетним наследником, регентшей которого она стала, но были ли у нее еще мужья? Достоверно известно, что у нее не было потомков, однако говорит ли это о том, что у нее не было настоящего мужа? Ведь она могла бы выйти замуж и вместе с мужем стать основательницей новой династии фараонов. Желающих заполучить ее в качестве жены было наверняка более чем достаточно. Почему же она никого не выбрала? Или все же выбрала, но не «того, кого надо»?

Более подробной информации об этой царице практически нет. О временах Нефрусебек не сохранилось письменных свидетельств, однако в Лабиринте фараонов Сенусерта III и Аменемхета III было найдено несколько статуй, у которых отсутствовала голова и которые считаются изображениями именно этой царицы. Также на стенах крепости в Кумме было найдено относящееся к третьему году правления этой царицы свидетельство о наводнении, в ходе которого Нил поднялся на 1,83 м.

Надо сказать, что Египет времен Среднего царства очень изменился по сравнению с периодом Древнего царства. И эти изменения прежде всего коснулись браков правителей. Теперь они стали заключать так называемые «дипломатические» брачные союзы, целью которых было умиротворение соседей и заключение политических альянсов. Иностранные невесты занимали места рядом с фараонами, и тем самым в каком‑то смысле нарушались древние права коренных египтянок. У фараона Сенусерта II в ранге любимой жены была хеттская принцесса по имени Неферт. И эта самая прекрасная иностранка стала матерью величайшего правителя XII династии Сенусерта III. После Сенусерта III фараоном стал его сын Аменемхет III, прославившийся многими великими делами. Аменемхет III правил Египтом долгий период времени, о чем говорит большая стела в Эль‑Кабе, на которой указано, что она воздвигнута в 44‑й год его царствования. Но принц‑наследник этого фараона по имени Эвибра умер раньше своего отца. Аменемхет III похоронил его рядом со своей пирамидой.

После смерти наследника Аменемхет III назначает наследником второго сына – принца Аменемхета, который после короткого периода соправления стал фараоном Аменемхетом IV. Но царствование этого царя было коротким – всего 8 лет. Манефон называет Нефрусебек сестрой и женой Аменемхета IV, то есть она считается дочерью (возможно, что не кровной, а «названной») Аменемхета III. После смерти Аменемхета IV, не оставившего наследника, на трон взошла Нефрусебек. Существует версия, что фараон, очевидно, пал жертвой дворцового переворота и ему наследовала его царственная сестра и супруга.

То есть снова фактически повторилась история, что произошла в конце VI династии, когда фараон Меренра II был убит и ему наследовала мать царица Нейтикерт (по некоторым сведениям, она была сестрой Меренра II). Почему же произошло именно так?

Наследование по женской линии не было чем‑то неслыханным в Египте, прецеденты были. Но стоит обратить внимание на имя новой царицы. Она была названа в честь бога‑крокодила Себека, посвящена ему. Что же это было за божество? Следует отметить, что бог Себек ассоциировался с хеттским богом Сутехом, которого в Египте называли Сетом. Но не как известного нам Сета – врага Осириса, а другого бога, хотя в религиозной литературе некоторых египетских номов жестокий Себек‑крокодил представлен врагом доброго бога Осириса.

При фараонах V династии Себек упоминался как сын Нейт, которая олицетворяла женское начало и была богиней, создавшей саму себя. Себек забирал души умерших, которые не прошли суд и душа которых тяжелее пера Маат. Поклонение Себеку было основано на страхе перед этим богом, а не на любви к нему. В этом было его отличие от Осириса или Ра.

Но уже при VI династии была сделала попытка отождествить Себека с солнечным богом, в «Книге мертвых» есть упоминание его жилища на Холме Восходящего Солнца (Изначальном холме Бен Бен). Себек входит в число первых и главных богов Египта, и отношение к нему меняется во всей стране, а это практически религиозная реформа, что, впрочем, было для Египта делом не таким уж редким.

Надо сказать, что крокодилов почитали далеко не во всех номах Египта. В одних им поклонялись как богам, а в других на крокодилов попросту охотились. Геродот писал: «Те, кто живет в районе Фив и озера Мерис, относятся к крокодилу с религиозным почтением… Жители Элефантины сделали из этого зверя предмет пищи».

Не секрет, что имя человеку в древних культурах давалось «не просто так», и египтяне, называя кого‑то, а тем более людей, облеченных властью, именем определенного божества, учитывали влияние имени на судьбу. Себек дал царице свою силу и волю к власти. Считалось, что он является покровителем людей, которые не боятся никого и ничего, достаточно беспринципных и амбициозных, тех, кто, идя к цели, не обращает внимания на препятствия. Посвященная Себеку царица, видимо, использовала энергию своего имени с «высоким КПД». Верховная Жрица и воительница (что было редчайшим исключением), она совершила победоносный поход в Землю Куш (Нубию). Нефрусебек объединила с верховной еще и административную (она была одним из двенадцати номархов, еще до брака с фараоном Аменемхетом IV), религиозную и военную власть, пользовалась безусловной поддержкой всего Египта.

Взошла на престол Нефрусебек как регент, формально выйдя замуж за наследника. Но Аменемхет IV умер, по древнеегипетским меркам, до совершеннолетия. Существует гипотеза, что Нефрусебек вышла замуж вторично, по одной из версий, чтобы укрепить свою власть, за одного из номархов. Но это стало для нее роковым. Брак царицы был окружен почти шекспировскими страстями. Ее муж тоже имел стратегическое мышление и не хотел довольствоваться малым (титулом Соправителя), он возжелал сам стать фараоном. Хотя Нефрусебек опротестовала право младшего наследника на престол и была поддержана армией, жречеством, региональной аристократией и всем народом, получив абсолютную власть, однако и это не спасло ее – царица была убита на охоте наемником своего мужа.

Существует также версия, что Нефрусебек так и не вступила в брак после смерти Аменемхета IV и умерла бездетной, возможно, тоже в результате какого‑то заговора.

Гробницы царицы Нефрусебек не найдено, хотя сэр Флиндерс Питри обнаружил незаконченный комплекс пирамид между Дахшуром и Лиштом в Мазгуне, сходный с построенным для Аменхотепа III. Какие же неразгаданные тайны хранят немые каменные развалины? Возможно, эти две неизвестно кому принадлежавшие гробницы предназначались именно для Нефрусебек. Ныне египтологами высказывается гипотеза о том, что южная из двух пирамид в Мазгуне (размеры ее 52,5x52,5 м) принадлежит Нефрусебек. От этой пирамиды сохранилась только подземная часть. Возможно, царица начала строить пирамиду, но не успела закончить.

Было найдено также несколько частей статуи Нефрусебек. Подобно ее титулу, статуи соединяли в себе традиционные аспекты королевского статуса с объективной реальноетью, в которой этим «фараоном» была женщина. Безголовые статуи Нефрусебек сейчас находятся в Лувре, они имеют покрытие плеч, являющееся продолжением покрытия головы, его части являются фрагментами головного убора и представляют собой типично женскую одежду.

Гибель Нефрусебек обернулась для Египта гражданской войной: новому потенциальному фараону – ее мужу и, возможно, убийце – противопоставили наследника, власть которого правительница оспорила сама. С концом правления Нефрусебек обычно связывают крупное восстание несвободных египтян (преимущественно общинников, «царских хемуу», при участии небольшого количества рабов), свидетельством которого является папирус Ипувера. Это восстание и привело к концу XII династии и Среднего царства.

Начался Второй переходный период – самый драматичный, если не сказать – катастрофический период в истории величайшей цивилизации древности, длившийся два с половиной века. За гражданской войной пошла волна переворотов (так как власть фараонов потеряла династическую легитимность), закончившаяся новой гражданской войной, расколовшей Египет на два государства – Верхние и Нижние Земли. Вскоре Египет вновь стал единым, но силы государства были подорваны – через три десятилетия пришли кочевники гиксосы, захватившие большую часть Нижнего Египта. Гиксосы основали в Дельте свое государство со столицей Аварисом. На их изгнание ушло столетие. Только Яхмос I – родоначальник Нового царства и XVIII династии (к которой, кстати, принадлежала царица Хатшепсут), разбил армии гиксосов, сокрушил Аварис и истребил кочевников.

 

Загадки царицы Хатшепсут

 

Эта египетская царица эпохи XVIII династии Нового царства (1479–1458 гг. до н. э.) оказалась исключением из довольно печального списка фатальных женских царствований. Хатшепсут в течение 20 лет правила Древним Египтом. О ее правлении известно достаточно много.

Хатшепсут была дочерью фараона Тутмоса I (1504–1492 гг. до н. э.) от дочери Аменхотепа I царицы Яхмос‑Нофретари, а также сводной сестрой и женой Тутмоса II (его отцом был Тутмос I, а матерью – супруга фараона Мут‑Нофрет) и мачехой Тутмоса III (1492–1425 гг. до н. э.). Она была единственной пережившей детский возраст наследницей династии, что и заставило Тутмоса I приблизительно в середине своего царствования назначить Хатшепсут своей преемницей.

Тутмос II и Хатшепсут, царь и царица Египта, по рождению сводные брат и сестра, начинали свое правление так же, как и другие правители Древнего Египта. Хатшепсут вела себя, как и подобает порядочной жене, и на всех ранних изображениях ее всегда запечатлевали стоящей позади ее мужа Тутмоса II и ее матери Яхмос. Брак оказался вполне удачным, но недолгим.

В 1525 году до н. э. Тутмос II умер, оставив двух дочерей от своей единокровной сестры и Священной супруги – правительницы Хатшепсут, и восьмилетнего сына‑наследника Тутмоса, который сразу же после погребения отца и траура, вопреки традиции, требующей достижения наследником двенадцатилетнего возраста, был наречен фараоном Тутмосом III. При этом наследник Тутмос был побочным сыном от наложницы Исиды, не имеющей отношения к XVIII династии, а в египетской традиции считалось, что именно через материнское чрево передается «фараонская» кровь.

Хатшепсут, не препятствуя ранней коронации Тутмоса, ибо фактически она становилась правительницей, все же добилась неположенного ей при малолетнем, но уже возведенном на трон фараоне титула правительницы‑регента. Скорее всего, имела место борьба партий, в результате чего сошлись на компромиссном варианте – малолетнего Тутмоса объявили фараоном, а вдовствующую Хатшепсут – регентом. Но затем энергичная властительница фактически отстранила юного фараона от власти и впоследствии официально объявила фараоном себя (известно, что художники изображали Хатшепсут с подвязанной церемониальной бородой и в мужской одежде). Примерно через год своего регентства Хатшепсут была избрана жрецом Амона.

Почему спустя 7 лет регентства Хатшепсут вдруг начала называть себя фараоном и правила Египтом еще 22 года после того, как ее сын достаточно вырос, чтобы вступить в права наследования? Почему она узурпировала трон и почему Тутмос позволил ей сделать это?

Во многом это остается загадкой: конец царствования Тутмоса II окутан глубоким мраком, и установление истины не лишено трудностей. Следы семейных раздоров, сохранившиеся в надписях на стенах храмов, недостаточны для того, чтобы мы могли спустя 3500 лет проследить запутанную борьбу за власть. Одно совершенно ясно – Тутмос III вовсе не был «маменькиным сынком». Он провел в Азии более полутора десятков военных кампаний и долго и довольно успешно царствовал после смерти Хатшепсут.

Скорее всего, Хатшепсут была слишком умна и амбициозна, чтобы управлять от чьего‑либо имени, поэтому она и провозгласила себя единственной и полноправной владычицей Египта. Соперничество между Хатшепсут и Тутмосом III превратилось в открытую вражду. За Тутмосом стояла армия, состоявшая, впрочем, фактически из одних наемников, за Хатшепсут – аристократия и жрецы. А значит, положение Хатшепсут было намного прочнее – ибо власть жрецов распространялась не только на земную, но и на загробную жизнь. Вскоре ее сторонники стали настолько сильны, что царь оказался серьезно урезан в своих правах и даже в конце концов отодвинут на задний план. Таким образом, Хатшепсут стала фараоном – факт невероятный и вовсе не гармонировавший с государственной легендой о происхождении фараона.

Конечно, каждому ясно, что любая попытка выступить против традиционной концепции царской власти в Египте могла закончиться трагически для любого претендента женского пола. Кто бы ни был инициатором провозглашения царицы фараоном, это было бы невозможным без участия влиятельных и заинтересованных в воцарении Хатшепсут царедворцев, которые нашли ее наиболее подходящей фигурой на роль фараона, даже несмотря на ее «неподходящий» пол. Еще в детстве вокруг Хатшепсут сложился круг сподвижников, усиливавший свое влияние по мере ее продвижения к трону. Самыми влиятельными сторонниками царицы являлись высокопоставленные сановники Сенмут и Хапусенеб. Во всяком случае, причиной признания политической роли Хатшепсут современниками‑вельможами было фактом признания того, что после смерти ее мужа Тутмоса II она была старшей представительницей царского рода.

Несомненно, что Хатшепсут заняла свое прочное положение на троне и место в истории не по воле случая. Она обладала очень ценным для государственного деятеля талантом: умела делать выводы из опыта своих предшественников. До трагедий Нефертити и Анхесенпаатон – еще столетия, до Клеопатры – полтора тысячелетия, но Хатшепсут хватает примеров Нитокрис и Нефрусебек. «Первенствующая достоинствами [своими]» – так переводилось имя Хатшепсут – позаимствовала у своих предшественниц на троне Египта и положительный, и отрицательный опыт использования женщиной‑политиком потенциала своего окружения, которое, естественно, было мужским.

Прежде всего Хатшепсут осознала, отчего положение на троне двух предшествующих Священных правительниц было столь шатким. После смерти фараона и в случае отсутствия наследника право вдовы владыки Египта на абсолютную власть формально не оспаривалось. Но Священная правительница неизбежно оказывалась зажатой в тисках придворных интриг со стороны ближайших родственников покойного фараона – его родных и двоюродных братьев, назначенных верховными жрецами и военачальниками. Каждый из них хочет власти, а путь к ней лежит через женитьбу на правительнице. Если она отказывает всем, враждующие представители царской семьи объединяются, все – против одной. Если правительница соглашается и принимает предложение одного, то настраивает против себя остальных, становясь при этом и для собственного мужа помехой на пути к абсолютной власти.

Хатшепсут не стала повторять ошибку Нефрусебек относительно повторного замужества, хотя, в принципе, имела значительно больше прав на такой шаг, да и грозило ей это меньшими последствиями – ибо Нефрусебек была просто вдовствующей правительницей‑регентом, происходящей из знатного аристократического рода, но, скорее всего, не из царской семьи. Хатшепсут же, как и ее покойный царственный супруг и брат, была не просто из царской семьи, она была дочерью Тутмоса I, его наследницей, следовательно, ее супруг, решись она выйти замуж, будучи ей не ровней, мог бы и не приобрести титула Соправителя. Тем не менее, Хатшепсут решает, что создавать самой еще одного претендента на трон ей не следует, и делает неожиданный «ход конем», а точнее – последовательность ходов.

По примеру Нефрусебек царица организовала пышную церемонию, в результате которой приобрела титул «Жены Бога». Правда, в отличие от Нефрусебек, Хатшепсут объявила себя Женой Бога уже после смерти супруга‑фараона – казалось бы, неслыханно, но высокое происхождение позволяет ей это.

Получив необходимый статус, Хатшепсут заручилась поддержкой жречества. И она делает следующий шаг – на третьем году правления, практически без сопротивления жречества, а скорее, при его поддержке, против армии (опять же играет роль ее происхождение), объявляет себя дочерью бога Амона‑Ра.

Согласно древнеегипетской религиозной традиции, получившей развитие в XVIII и более поздних династиях, в момент зачатия наследника, которому в будущем суждено стать фараоном, сам бог Извечного Солнца Амон‑Ра принимает облик фараона или же (в разных текстах и трактовках) вселяется в его тело и приходит к супруге, матери будущего фараона.

Царица постаралась закрепить свои права на трон, приказав описать в своем заупокойном храме ритуал теогамии (брака между женой правящего царя и Амоном‑Ра в образе ее мужа, в результате которого рождается будущий царь, в данном случае Хатшепсут). «Хатшепсут должно быть имя моей дочери (долженствующей родиться)… Она будет прекрасной царицей надо всей этой страной», – произносит величайший из богов Египта Амон‑Ра при расставании с царицей Яхмос – так записано на стеле храма Амона в Дейр‑эль‑Бахри. Древнеегипетскую традицию это не нарушает, хотя ранее такой мифопоэтический образ использовался лишь в отношении наследников мужского пола, но и «тихий переворот» четвертого года правления Хатшепсут уже подготовлен. Она – правительница‑регент, Жена Бога и Дочь Солнца.

И вот наступает момент кульминации, момент, которого никто не ожидал, за исключением части высшего жречества, поддерживавшего Хатшепсут. Двенадцатилетнего Тутмоса III готовятся лишить титула фараона, переведя в статус наследника и Юного правителя, а Хатшепсут должна быть объявлена Священной правительницей, к тому же имеющей титулы Жены Бога и Дочери Амона‑Ра. Но мудрая царица понимает, что и со статусом Священной правительницы, несмотря на ее титулы, она останется всего лишь женщиной на троне, желанной добычей высшей египетской знати, а значит, ей придется принимать решение – идти по пути Нейтикерт, лишаясь реальной власти, деля ее с многочисленными советниками – представителями царской семьи из жречества и генералитета, или идти по пути Нефрусебек: получить все, но и рисковать всем, в том числе – жизнью.

И Хатшепсут разыгрывает свою козырную карту, делая то, чего никто не ожидал. Дело в том, что еще при Тутмосе I ей было дано мужское тронное имя Мааткара, переводящееся как Истина (Маат) – двойник (Ка) бога Солнца Ра. Ключевое слово здесь Маат – древнее египетское выражение порядка и правосудия, которое было установлено богами. Поддержание и увековечивание Маат, как гарантии процветания и стабильности страны, требовали законного фараона, который мог взаимодействовать (как это могли только фараоны) непосредственно с богами. Называя себя Мааткара, Хатшепсут, вероятно, заверяла своих людей, что они имели более чем законного правителя на троне.

Вопреки ожиданиям даже своих сторонников, царица объявила себя не Священной правительницей с высочайшими сакральными титулами, она отказалась от них и стала называть себя «фараоном Мааткара». Изумленным жрецам ничего не оставалось, как увенчать голову Хатшепсут не короной Священной правительницы и пекторалью Жены Бога, а двойной короной фараона Египта. Хатшепсут впоследствии, как правило, изображали в мужской одежде и с церемониальной подвесной бородкой. И делалось это не для того, чтобы скрыть ее настоящий пол: царедворцы прекрасно знали, что Хатшепсут – женщина, а что думал простой народ, большого значения не имело. Фараоны в Древнем Египте никогда не ставились на одну доску с простыми людьми, они считались воплощением бога‑мужчины Гора, сына Ра, приравнивались к богам. И слова «фараон», «царь» в Древнем Египте имели только мужской род. Естественно, на изображениях фараон должен был выглядеть, как фараон. Поэтому Хатшепсут и изображали в одеяниях фараона, то есть в мужской одежде.

Вся полнота власти сильнейшего в то время в мире государства сосредоточилась в руках одной женщины. Теперь власть Хатшепсут пожизненна, а родственники Тутмоса II не могут претендовать на ее руку и статус Соправителя. Таким образом, женщина‑фараон обезоружила всех своих врагов.

Но Хатшепсут этого показалось мало, она, возможно, собиралась ввести в Египте матриархат: некоторые источники указывают на ее намерение объявить наследницей свою дочь Нефрура. Во всяком случае малолетняя принцесса была провозглашена «божественной супругой Амона». Но полное исчезновение ее имени из каких‑либо документов в 1470 году до н. э., очевидно, свидетельствует о том, что девочка, скорее всего, умерла до совершеннолетия.

Благодаря этому Тутмос III остался единственным полноправным наследником и в свое время взошел‑таки на трон Египта «полноценным» фараоном. Как бы то ни было, после смерти Хатшепсут произошла легитимная смена власти, царица, так или иначе, позаботилась не только о себе, но и о стране. У Тутмоса III не будет многочисленных соперников‑претендентов, воюющих тайно или явно друг с другом.

Правда, мудрая правительница при всей ее прозорливости упустила в итоге из поля зрения человеческий фактор: постепенно взрослеющий и отстраненный от власти наследник, талантливый полководец, ученый и политик Тутмос III станет ее злейшим врагом, армия и жречество с административной аристократией войдут в непрекращающийся десятилетний конфликт.

Но это будет после, а пока Хатшепсут одержала блестящую победу, добившись власти, какой, наверное, не было ни у одной женщины ни до ни после нее, включая английских королев и русских императриц XVII–XIX веков. Победу, открывшую Хатшепсут путь к реализации власти, укреплению и расширению Египта.

В правление Хатшепсут серьезнейшим образом изменилась египетская внешняя политика – прекратились захватнические походы, которые активно совершали предшественники Хатшепсут. Яхмос – основатель XVIII династии – не только освободил страну от гиксосов, изгнав их из Нижнего Египта, но и восстановил северные границы Египта. В захваченном и разрушенном им Аварисе – столице империи гиксосов – были сосредоточены богатства, награбленные ими за столетия в Нижнем Египте и в других странах, через которые пролегал их путь с Армянского нагорья – Вавилоне и Хатти. Золото и другие ценности разграбленной на пути в Египет столицы хеттов, десятки тонн золота – отступная дань Вавилона, заплаченная гиксосам, чтобы те не продолжали наступление на Двуречье, драгоценные камни, сотни тонн серебра и меди, редчайшее и сверхдорогое в Древнем мире доантичного периода железное оружие, обеспечившее когда‑то гиксосам их победы, пополнили казну Египта при Яхмосе. Его преемник на троне – фараон Аменхотеп I – совершил победоносный поход на юг, покорив нубийцев. Он не смог удержать Куш в составе Империи, но нубийское золото (по‑древнеегипетски золото – «нуб», от чего произошло современное название Нубии; когда страна Куш входила в состав Египта, ее называли «Золотыми землями» – Те Нуб) в качестве ежемесячной дани потекло в сокровищницы Египта.

Возможно, нежелание экспансии в правление Хатшепсут объясняется не столько непрочностью ее положения, сколько тем, что благодаря предшествовавшим фараонам Египет не испытывал внешнего давления. Кроме того, от активной завоевательной политики царицу мог удерживать не страх перед усилением войска и подрастающим Тутмосом, а заинтересованность в мире для реализации честолюбивых замыслов, таких как, например, строительство храмов и путешествие в страну Пунт.

Из внешних активных действий, имевших место в правление Хатшепсут, можно назвать только то, что она провела военные акции в Нубии и Азии, результатами которых стали победы египетских войск над народами нехси (Нубия) и речену (Сирия). Тем не менее, это не исключает того, что после военного похода в Нубию царица сама награждала отличившихся воинов, как это было принято делать фараонами. При этом следует иметь в виду, что Хатшепсут являлась выразительницей интересов довольно широкого слоя высокопоставленных вельмож и жречества, по‑видимому, не заинтересованных в крупных военных действиях. Реально пошатнувшимся положение Хатшепсут можно считать только после смерти ее дочери Нефрура, с которой, как мы уже отмечали, она связывала планы укрепления своего влияния.

К началу правления Хатшепсут Египет стал чрезвычайно богатым, но столь же истощенным последствиями набега гиксосов и последующих войн царством. Все четыре предшественника Хатшепсут на троне XVIII династии вели войны, восстанавливая прежние границы Великой империи и пополняя ее казну. Но ни Аменхотепу I, ни ее отцу, ни ее мужу не было дела до разрушенных кочевниками и землетрясениями великих храмов додинастического периода, Древнего и Среднего царств, великих памятников оазиса Саккары – оскверненных Сфинкса и комплекса пирамид восемнадцати властителей Древнего царства, которые еще тысячелетия и тысячелетия будут говорить о былом величии древнейших фараонов. Им не было дела и до того, что пахотные земли сокращаются, наступают саванна и пустыня, а урожаи зерновых, маслин и фиников падают из года в год. Ибо крестьяне охотно покидают свои земли, идя внаем в армию за щедрую плату из казны, пополненной собранными с полмира сокровищами гиксосов и золотом кушитов. Но чтобы поток нубийского золота не истощался, фараонам было необходимо содержать на юге крупный воинский контингент. Нужно было держать две малых пограничных армии на севере, поскольку не затронутая набегом гиксосов Ливия окрепла, восстановило свои силы и Хеттское царство. И, конечно же, необходима была немногочисленная, но непобедимая регулярная армия с легендарными боевыми колесницами, заимствованными у гиксосов, и лучниками Египта, способными сокрушить превосходящего по численности врага. Землевладельцы пополняли ряды военачальников, их услуги оплачивались фараонами безмерно щедро, ведь землевладелец приводил в армию своих крестьян. В случае внезапного нападения ливийцев или хеттов эта армия сокрушила бы их, но главное – сам факт ее существования заставлял соседей относиться к Египту с трепетом и уважением. Хатшепсут достались и мощная армия, и богатейший золотой запас. Но избыток золота и «военная экономика» приводили в упадок сельское хозяйство Египта.

Как государственный деятель Хатшепсут была очень смелым стратегом для своего времени, ее экономические реформы прямо‑таки революционны. Она не побоялась вложить огромные средства в восстановление сельского хозяйства, дестабилизированного огромными расходами на армию. Хатшепсут резко подняла во всех номах закупочные цены на зерно, мясо и финики, стимулируя сельское хозяйство, несмотря на то что цены были и без того очень высокими. Завышенные цены – тяжкое наследство, которое вместе с огромным запасом золота досталось Хатшепсут от предшественников на троне. Землевладельческая аристократия сильно поредела, пополняя ряды аристократии армейской, количество пахотных земель снизилось. Самые богатые и плодородные земли Дельты в результате владычества гиксосов были заброшены вовсе, а достаточно большая армия, не производя ничего, требовала не только золота, но и огромного количества провизии. Из‑за этих факторов предшественникам Хатшепсут и – поначалу – ей самой приходилось даже импортировать зерно и некоторые другие продукты, закупая их в Хеттском царстве.

Колоссальные средства были потрачены на восстановление городов Нижнего Египта, но стимулирование сельскохозяйственного производства, а также восстановление городов Дельты были жизненно необходимыми. Города Дельты и побережья севера Красного моря были важнейшими торговыми центрами Средиземноморья. Хатшепсут за пятилетний срок, к девятому году своего царствования, на две трети опустошила казну Египта. Но женщина‑фараон восстановила разрушенную почти за три столетия усобиц и войн экономику своей страны.

При всех экономических и политических сложностях Хатшепсут мудро распорядилась своей казной. Прежде всего, следует сказать, что она – первый, а может быть, и единственный фараон в истории Египта, рискнувший расходовать казну значительно больше, чем она пополнялась. Даже Хуфу (Хеопс), построивший самое величественное и самое дорогое в истории Египта сооружение – свою великую пирамиду с погребальным комплексом, как и его предок Джосер, с которого, собственно, началось строительство пирамид и массовое строительство великих храмов, не расходовал (хотя и щедро оплачивал высококвалифицированный труд тысяч рабочих) золота больше, чем позволял постоянный приток из Нубии. В отличие от них, Хатшепсут не просто строила себе памятники, которых, согласно древней пословице, боится само Время, восстанавливая или перестраивая храмы или сооружая новые, она, по сути, производила инвестиции в укрепление своей власти.

Приняв на себя обязанности фараона, Хатшепсут развернула активную строительную деятельность по всему Египту и в подвластной ему Нубии. Условия царской власти требовали проведения определенной пропаганды личности – носителя этой власти в сфере изобразительно искусства и архитектуры, что с успехом и делала Хатшепсут, следуя традиции своих предшественников. Так, царица никогда не упускала возможности восхвалить свое правление и укрепить в сознании подданных свой авторитет законного фараона.

Во время полновластного правления Хатшепсут расцвели прикладные науки и прежде всего архитектура. Были восстановлены древние и недавние памятные постройки и храмы, некоторые обновлены и перестроены. В правление царицы вообще велось активное храмовое строительство. Были возведены заупокойный храм Хатшепсут в Дейр‑эль‑Бахри, в Карнаке – храм Амона‑Камутефа, «Красная капелла» (предназначавшаяся для ладей Амона, Мут и Хонсу), обелиски в центральной части храма, храм богини Сатет на острове Элефантина, храм Гора в Бухене, скальный храм богини Пахет в Спеос Артемид ос. Проводилась реставрация памятников в Ашмунейне, Кусе, Хебену.

Но прежде всего Хатшепсут, как и все жители Древнего Египта, заботилась о своем бессмертии. Религиозно‑философская традиция, космогонический и этический миропорядок Маат – Истина, лежащая в основе Мировой Гармонии, диктовали египтянам жить на земле ради Вечности. Естественно, это традиция предписывала древнеегипетским властителям, начиная с Джосера, оставлять после себя храмово‑погребальные комплексы, которым будет суждено простоять тысячелетия, прославляя в веках их имена.

Строительные планы Хатшепсут были весьма честолюбивы. Она, безусловно, выполнила свою программу государственных работ на территории страны, но это было сконцентрировано, в основном, в области вокруг Фив, где она построила сеть внушительных процессионных дорог и святилищ.

«Джесер Джесеру», «Святейший из Святейших», «Священнейший» – так Хатшепсут назвала свой храм на скалах Ливийского плоскогорья, которые не только служат небывалым фоном для архитектуры, но и сливаются с ней в неповторимое целое. Подобный гигантской лестнице, храм расположен на трех террасах, соединенных пандусами и обрамленных столбами и колоннами.

Сам храм был поистине чудом инженерной мысли. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из них находились открытый двор, крытые помещения с колоннами – портики – и уходившие в толщу скалы святилища.

Уникальное для тех времен и современное в плане уникальных архитектурных решений (квадратные в сечении колонны, ступенчатое террасирование и многое другое) сооружение, детище гениального архитектора Сенмута, действительно прославилось в веках. И не только как архитектурный памятник – в начале XX века элементы погребального храма Хатшепсут в той или иной степени были использованы при возведении столь знаменитых сооружений, как Эмпайрстейт‑билдинг, Рокфеллер‑центр в США, Мавзолей Ленина в Москве и др.

Роскошное убранство храма Хатшепсут просуществовало недолго. По уже упоминавшейся нами не раз «традиции» после смерти правителя взошедший на престол законный наследник, а именно Тутмос III, первым делом приказал истребить по всей стране все изображения своей предшественницы и стереть все надписи, где упоминалось ее имя. Все скульптуры храма были разбиты и зарыты неподалеку, где много столетий спустя их и обнаружили археологи.

Долгое время храм находился в плачевном состоянии. «Деятельность» Тутмоса III усугубилась землетрясением около 1100 года до н. э. А много позднее (в VI веке уже нашей эры) под немногими устоявшими сводами христиане‑копты, прямые потомки древних египтян, устроили монастырь. По его имени низина вблизи современного Луксора и названа Дейр‑эль‑Бахри – Северный монастырь.

При всех расходах на обеспечение «царского пиара» в этой жизни и на комфорт в загробной Хатшепсут не забывала о том, что фундаментом прочной монархии является армия. На ее содержание царица тратила не меньше, чем ее предшественники из XVIII династии, иначе было просто нельзя. Сокращение армии не только ослабило бы Египет, но, главное, вызвало бы недовольство военачальников. Те, кому пришлось бы уйти с высокооплачиваемых постов, возненавидели бы Хатшепсут за потерю своей материальной стабильности и социального положения. Оставшиеся военачальники сочли бы сокращение армии угрозой безопасности страны. В конце концов и те и другие объединились бы, чтобы произвести военный переворот, от которого Хатшепсут не спасли бы ни заступничество жречества, ни поддержка народных масс и даже землевладельческой и административной аристократии. Разве выстояли бы охрана храмов, мелкие воинства номархов и толпы крестьян, даже объединившись, против самой вышколенной и оснащенной на то время армии на планете?

Но все же Хатшепсут удалось сэкономить и на армии, причем с политической выгодой для себя. Она приостановила сооружение оборонительных, наступательных и универсальных форпостов на северных рубежах, уменьшила контингент на границе со страной Куш, отозвав в основную армию военачальников и успокоив их при этом обещанием, что войны с хеттами, ливийцами или восстания кушитов не будет! И смогла доказать это.

Кушиты еще во время Среднего царства полностью переняли древнеегипетскую религиозную традицию, и Хатшепсут послала лучших архитекторов в Нубию строить погребальный храм тамошнему царю. Отчасти строительство финансировал Египет, однако эти средства были не сравнимы с притоком нубийского золота, зато нубийский царь, которому Хатшепсут воздвигала погребальный храм, подтвердил полную лояльность и вассальное, относительно Египта, положение. А в качестве подарка правителю хеттов она послала одного из своих лучших скульпторов с его мастерами, создавшего почти десятиметровую статую хеттского царя. Таким, в общем‑то, нехитрым способом ей удалось получить покорность соседей. И это было только на руку Хатшепсут, поскольку каждая, пусть малозначительная, победа придает генералам самоуверенности и популярности в народе и, следовательно, увеличивает авторитет молодого, быстро взрослеющего Тутмоса, уже проявившего себя в качестве талантливого полководца. Правда, ослабление рубежей Египта уже после смерти царицы соблазнило соседей собрать громадную армию из трех крупных и восьми мелких царств, двадцати городов‑государств и более ста племен и пойти на Египет войной. Но Тутмос III разгромил эту стотысячную армию всего двадцатитысячной регулярной армией Египта, качественно превосходившей несметные орды противника. Это открыло ему дорогу к небывалым доселе завоеваниям и максимальному за всю историю Египта расширению границ империи.

На девятый год своего правления Хатшепсут сделала очень многое для восстановления экономики страны, но и истратила большую часть золотого запаса, хотя торговля и земледелие уже стали пополнять казну, а цены стали снижаться и прекратился импорт – напротив, начался экспорт продовольствия. Оставалось всего два года до мощного экономического рывка, позволившего Хатшепсут восстановить золотой запас, а далее – лишь пополнять его. Но на тот момент настал объективный кризис. Армия требовала денег на свое содержание, при этом высшие военачальники и молодой наследник Тутмос, видя благотворность экономических преобразований, чувствовали за собой прочный тыл и требовали нападения на хеттов, чтобы заставить их платить дань необходимыми Египту кедром и медью, а также оккупации и присоединения Нубии, с целью обеспечить полный контроль Египта над почти неограниченными запасами золота кушитов. Региональная и административная аристократия, значительно обогатившись за счет реформ Хатшепсут, понимая, что с каждым годом доходы будут многократно расти, и не желая отдавать положенное государству, гневно заявляла о растрате казны, рассчитывая, что поддержка нового фараона будет щедро вознаграждена. И только жречество оставалось верным царице – строительство храмов приносило и экономический, и политический эффект: крестьяне и землевладельцы обязаны возносить щедрые дары храмам, объем дани увеличивается год от года, поскольку доходы от сельского хозяйства росли. Конечно, храмы платили налоги в казну, но большая часть доходов оставалась в руках жреческого сословия. В связи с этим Верховные жрецы закрыли глаза даже на то, что Хатшепсут поступила кощунственно, объявив себя фараоном и взошла на трон под мужским именем. Правда, следует заметить, что Хатшепсут не давала повода жречеству для возмущения – она соблюдала все традиции, вплоть до ношения мужской одежды и ритуальной накладной бороды, проводила традиционный для фараонов праздник Хебсед, совершала ритуальную охоту и объезды войск на колеснице в парадной броне. И для большинства населения она по‑прежнему оставалась фараоном Мааткара, несущим Египту мир и благоденствие.

Тем не менее, напряжение в верхах нарастало. Но Хатшепсут разрешила кризис, приняв единственно правильное решение. Со свойственной ей мудростью она решила удовлетворить запросы военачальников и Тутмоса – претендента на престол, заодно отослав часть армии и практически все высшее командование, включая Тутмоса, уже ставшего Верховным военачальником. Но не на войну с хеттами или покорение Нубии – она знает соотношение сил и мощь армии Египта: победа будет за Тутмосом, и он в итоге может отнять у нее трон. И даже если Тутмос потерпит поражение, его позиции ослабнут, но ее – вовсе рухнут. Номархи и военачальники во главе с Тутмосом обвинят во всем ее, заморозившую строительство наступательных и оборонных форпостов, ослабившую приграничные контингенты, растратившую казну вместо того, чтобы нанять еще хотя бы пять‑десять тысяч воинов и обучить их. Любой исход войны – поражение Хатшепсут. Она, понимая это, отправляет пять десантно‑боевых кораблей и пятитысячный военный отряд во главе с Тутмосом не на войну, а в военную экспедицию к загадочной стране Пунт. Эта крупномасштабная военно‑торговая экспедиция была, пожалуй, самым известным событием эпохи царицы Хатшепсут и самой интригующей загадкой для исследователей и потому достойна подробного рассказа.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.044 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь