Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тайна смерти и посмертные загадки Хатшепсут



 

Смерть Хатшепсут до сих пор тоже остается одной из загадок древнеегипетской истории. Ее мумия не идентифицирована. Не подтверждена также и версия, будто она была убита Тутмосом III. Умерла Хатшепсут, по всей вероятности, естественной, не насильственной смертью. Гробница с ее саркофагом была расхищена еще в древности и не содержала никаких останков, когда была открыта в новейшее время. Благодаря этому родилась легенда, что Хатшепсут и ее фаворит Сенмут оставили свое царство и скрылись (уж не в неведомую ли страну Пунт?), когда перевес сил стал не в пользу царицы, чтобы не стать жертвами кровавой расправы. При этом было инсценировано мнимое погребение царицы, чтобы Тутмос III мог с полным правом занять престол.

Преемник и противник великой Хатшепсут был ее полностью достоин. Тутмос III, еще при жизни прозванный аристократией, жречеством, армией и даже народом Мудрым, или Воителем, был, пожалуй, одним из величайших фараонов в истории Египта. Он совершил 17 военных походов, не проиграв ни одной из своих 82 битв. При нем был построен первый Суэцкий канал, засыпанный в IX веке до н. э. ассирийским царем Ашшурбанипалом после того, как во время первой экспедиции на Египет, при переправе через канал, великий завоеватель потерял треть своего 200‑тысячного войска от стрел метких лучников и от крокодилов, терзавших всадников и лошадей, рискнувших переправиться вплавь. А его десантный флот был буквально раздавлен грозными осадными пентаремами, которые впервые начал строить именно Тутмос III.

Тутмос захватил Ливию, Нубию и Сирию; Хатти, Вавилон и Индия платили ему колоссальную дань. При нем было совершено первое морское путешествие вокруг Африки, карты Тутмоса благодаря превосходному знанию астрономии египетскими жрецами по точности превосходили карты Геродота! Его воины впервые вышли к побережью Тихого океана за 1200 лет до Александра Великого. Громадные десантно‑боевые пентаремы сокрушили десятки форпостов Народов моря, в связи с чем финикийцы, входившие в этот союз, основали в Палестине оседлое государство, отказавшись от пиратства и противостояния Египту, став вассалами Тутмоса.

Однако, как писала Е. И. Рерих: «Вспомним женщину‑фараона Хатшепсут, по количеству проведенных благих реформ царствование ее превосходило многих фараонов. И не она ли своим мудрым управлением подготовила победы Тутмоса III?» А также добавим – его мирное строительство, исследовательские и торговые экспедиции.

После смерти Хатшепсут Тутмос III приказал уничтожить всякое напоминание о царице. Почему же он так рьяно уничтожал память о своей предшественнице? И почему он стал это делать в середине своего царствования, а отнюдь не сразу по восхождении на трон? Тутмос стер с хронологической стелы картуш «фараона Мааткара», вокруг ее обелисков, в зале ее отца в Карнаке, он велел построить каменную стену, закрывшую ее имя и сведения о том, что она воздвигла их.

На всех стенах ступенчатого храма были уничтожены как ее изображения, так и ее имя. В храме Сети I в Абидосе в списке царей Египта ее имя отсутствует, так же как и имя «фараона‑еретика» Эхнатона и его преемников. Кстати, недавно статую Хатшепсут, неизвестную ранее, обнаружила египетско‑французская археологическая экспедиция. Уникальная находка сделана в Карнакском храме в Луксоре, под обелиском, на котором сохранилось едва ли не единственное изображение знаменитой царицы.

Больше всего пострадал Джесер‑Джесеру – погребальный храм Хатшепсут. Конечно, Тутмос не совершил святотатства и не посмел разрушить храм, но осирические (изображающие фараона в погребальном уборе Осириса) статуи Хатшепсут были обезличены, а барельефы храма, изображающие основные деяния женщины‑фараона, были сбиты. Так что Тутмос лишил ненавистную мачеху‑узурпатора не только памяти, но и достойной фараона загробной жизни.

Но на этом месте остановимся и зададим себе еще один вопрос – мачеху ли? Еще одна загадка Хатшепсут – тайна ее родства с одним из величайших фараонов.

Как и все фараоны, Тутмос III имел еще одно сакральное имя: Си‑с‑Асет‑Ра – сын Исиды и Солнца. Греческие историки поздней античности на свой лад назвали его Сизострисом, причем приписав этот титул Рамсесу Великому (который имел совсем другое сакральное имя – Рамсес‑Мери‑Амон‑Усер‑Маат‑Ра), объединив военные победы и мирное строительство двух великих фараонов, присвоив Рамсесу походы на Вавилон и Индию, которые совершил Тутмос, тремя веками раньше, и датировав царствование Рамсеса XIV веком до н. э., – временем правления Тутмоса III. Эта ошибка бытовала вплоть до открытия Шампольоном древнеегипетского языка, после которого ученые начали переводить стелы и комментарии к барельефам, восстановив историческую правду.

Надписи на уцелевших барельефах Хатшепсут называли Тутмоса сыном Исиды. Барельефы Тутмоса III тоже называют его Си‑Асет, сын Исиды, что отражено и в его сакральном имени.

Однако пресловутой и неизвестной «наложницы Исиды», которая, по официальной версии, родила Тутмоса III от его отца – Тутмоса II, – могло и не существовать. На храмовых надписях правления Тутмоса II нет никакого упоминания о «наложнице Асет». Это ставит множество вопросов, однако на многие из них можно найти ответы или, по крайней мере, выдвинуть более или менее правдоподобные предположения.

Во‑первых, Хатшепсут было выгодно объявить Тутмоса III побочным сыном покойного мужа, подорвав его права на трон, тем более, если Тутмос был родным сыном царицы.

Как ни парадоксально, не менее выгодно было после смерти Хатшепсут и Тутмосу III отречься от своей матери‑отступницы, упоминания о которой он полностью вычеркнул из истории. Ведь Си‑Асет означает прежде всего сын богини Исиды, а не сын неизвестной истории наложницы. Тутмос III объявил себя сыном фараона, в которого вошел дух солнечного божества, и самой богини Исиды – жены Осириса и матери Великого Гора.

Эта тайна разрешима лишь на уровне гипотез, но все же, скорее всего, Тутмос был сыном царицы и фараона. Вначале Хатшепсут подорвала права наследника, выдумав несуществующую наложницу, а после ее смерти Тутмос объявил себя сыном богини, а не узурпаторши, посягнувшей на священные традиции, воспользовавшись легендой самой Хатшепсут. Но достоверное подтверждение, как, впрочем, и опровержение этой гипотезы, вероятно, никогда не станет возможным.

Обычно посмертное уничтожение многочисленных скульптур и изображений Хатшепсут в Фивах (в частности, в ее поминальном храме Дейр‑эль‑Бахри) расценивается как следствие личной ненависти Тутмоса к Хатшепсут (мол, он слишком много вытерпел от нее). Но также вполне жизнеспособной и, возможно, даже более серьезной выглядит версия о том, что фараон Тутмос руководствовался не личными мотивами, а политико‑религиозными соображениями. Кстати, на вполне законных основаниях – неестественное существование женщины‑фараона противоречило мировоззрению древних египтян, противоречило Маат – принципу гармоничного вселенского устройства и, более того, создавало потенциальную угрозу династическим наследникам мужского пола.

Тутмос III желал устранить прецедент, который усложнил бы порядок наследования престола и при котором женщина могла стать фараоном. Хатшепсут пыталась утвердить в стране последовательно матриархальное право престолонаследия, но этому помешала смерть ее дочери Нефрура и отсутствие реальных кандидатов на трон среди женщин. Этими мотивами, очевидно, и руководствовался Тутмос III, когда принял решение уничтожить ряд изображений и надписей своей предшественницы, но что было реально осуществлено лишь под конец его правления. Поэтому царствование Хатшепсут осталось эпизодом в истории Египта, не повлекшим за собой изменение традиционного порядка престолонаследия. Тутмос III не хотел «рекламировать» прецедент.

Таким образом, можно сделать вывод, что единственным препятствием для Хатшепсут как фараона был «гендерный фактор». Если бы она была мужчиной, то ее царствование осталось бы одной из самых славных страниц истории Древнего Египта, а ее имя вошло бы в официальные египетские перечни царей. Однако Хатшепсут была женщиной, и это не давало ей полностью реализоваться в политическом отношении, поэтому царица и повелела изображать себя в мужском облике, чтобы народ, издревле привыкший к царям – мужчинам, видел в ней законного фараона. Этих целей царица достигала путем продуманной внутренней политики и развернутой пропаганды в изобразительном искусстве, поэтому нет никаких оснований считать Хатшепсут «случайным» и тем более слабым фараоном, возведенным на трон исключительно интригами придворных кругов, оттеснивших законного претендента на престол. Без всякого сомнения, Хатшепсут была волевой, честолюбивой и незаурядной женщиной.

Имя царицы изъяли из хроник, но, несмотря на это, оно все же дошло до нашего времени. И эти поврежденные памятники стоят в наше время мрачными свидетелями великой мести царя. Но в великолепном храме Хатшепсут ее слава все еще живет, и каменное ограждение обрушилось, возвещая современному миру о величии Хатшепсут. На одном из ее обелисков начертано: «Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя годы и будут говорить о том, что я совершила… Не говори, что это похвальба, Но скажи: „Как похоже это на нее (ее величество Хатшепсут), как достойно отца ее (бога Амона)!“».

Возвращение памяти о Хатшепсут произошло значительно позже. Рамсес Великий восстановил на своей новой хронологической стеле картуш Хатшепсут, почитая ее как Великую правительницу. Он восстановил также картуш Тутанхамона, стертый Эйе, после того как еретик Эхнатон и сам Эйе (по мнению многих святотатец и цареубийца) были прокляты и преданы забвению. Рамсес воссоздал и «Священнейший» храм, разрушенный землетрясением, но сбитые лица и барельефы так и остались не восстановленными.

Память о мудрой правительнице пережила тысячелетия. Хатшепсут останется в памяти потомков не только правителем Египта, но, прежде всего, одной из величайших женщин всех времен и народов.

 

 

Загадки царицы Нефертити

 

После Тутмоса III трон XVIII династии через нескольких преемников вскоре перешел к Аменхотепу III, которого современники называли Великолепным. Этот фараон пришел к здравой и полезной окружающим мысли: завоевания ничего не дают, кроме бед и страданий. Жить стоит ради радостей самой жизни, благо его отцы и деды свезли в Фивы несметные богатства. Была у Аменхотепа любимая жена, «великая царская супруга» Тийи (Тийя, Тия). Он уважал ее настолько, что в царских надписях ставил ее имя рядом со своим. Имя Тийи, неординарный ум, властность и мудрость были притчей во языцех на всем Древнем Востоке. В одном из дипломатических писем фараону Аменхотепу IV, написанном клинописью на глиняной табличке царем государства Митанни, располагавшегося в Малой Азии, говорится: «Все, о чем говорил я твоему отцу, известно матери твоей Тийи. Никто другой не знает этого, и ты можешь об этом спросить свою мать». К одному из праздников Аменхотеп III подарил жене воистину царский подарок: потрясающую красотой и богатством летнюю резиденцию – дворец Малькатта, рядом с которым находилось огромное искусственное озеро, засаженное лотосами, с ладьей для прогулок. Удостаивавшаяся почестей, недоступных другим египетским царицам, Тийи была обожествлена еще при жизни и оказывала колоссальное влияние на супруга и детей.

Но не все в царстве Аменхотепа III шло гладко. Вокруг Египта усиливались государства, которые в любой момент могли стать опасными, особенно хетты и ассирийцы. Внутри же самого Египта весьма укрепились позиции жрецов Амона, верховного бога древних египтян. Они пытались править страной и подчинить своему влиянию фараонов. Мало того, что жрецы накопили богатства не меньшие, чем властители страны, они обладали монополией на общение с миром Вечности: именно жрецы стояли между фараонами и богами.

Сохранилась одна надпись, в которой сказано, что Аменхотеп любил кататься с Тийи по озеру в ладье, называемой «Сияние Атона». Атон – это бог Солнца, он не был верховным богом, но на севере страны стоял храм, посвященный Солнцу. Его жрецы находились в конкурентных отношениях со жрецами Амона. И фараоны в борьбе с одними жрецами могли опираться на других. Бессмертный принцип «разделяй и властвуй» эффективно работал задолго до того, как его сформулировали римляне.

Лучшим способом победить слуг бога было объявить богом самого себя. К этому и шел Аменхотеп III. Прошло четыре года его правления, и у фараона родился сын, которого назвали Аменхатоном (тронное имя Аменхотеп IV, позже Эхнатон). Когда ему исполнился двадцать один год, он женился на той, чье имя прочно вошло в историю как символ бессмертной совершенной красоты. Нефертити, чье имя в переводе означает «Пришедшая красавица», можно, без всякого сомнения, назвать одной из самых известных и прекрасных женщин в истории.

Но кроме красоты Нефертити обладала еще и незаурядным умом и волей. Некоторыми египтологами выдвигается версия, что после смерти Эхнатона под именем Сменкхара, вероятно, недолгое время царствовала его жена Нефертити. Якобы Нефертити (впоследствии после реформы Эхнатона – Нофер‑Нефру‑Атон, «Прекрасны совершенства солнечного диска»), помня опыт мудрой Хатшепсут, после свержения ее мужа фараона Эхнатона объявила себя и Женой Бога (титул, изобретенный еще Нефрусебек), и фараоном Сменкхара (тронное мужское имя). Впрочем, это вопрос дискуссионный. Нефертити пробыла на троне весьма недолго, но все же побыла, что и позволяет ее включить в перечень женщин на троне Египта. Однако все‑таки, по более распространенной и классической теории, имя Сменкхара носил мужчина – или младший брат Эхнатона, или один из его зятьев и двоюродных братьев (впрочем, устанавливать родственные связи в фараонских семьях при их родственных браках – занятие нелегкое).

Но даже если и Нефертити не была на египетском троне как фараон, она сделала немало как соправительница, и вообще, собственно, знаменита она, в отличие от Хатшепсут, не своим правлением, а в первую очередь (после титула величайшей красавицы всех эпох, разумеется) участием в религиозных реформах своего мужа Эхнатона.

Нефертити фанатично поддерживала предпринятое Эхнатоном ниспровержение традиционной религии и его монотеизм. Вместе с ним она поклонялась богу Атону, символом которого был солнечный диск. Вслед за мужем покинула Фивы, чтобы переселиться в новую специально построенную столицу Ахетатон, где фараон сменил свое имя на Эхнатон. Впрочем, жизнь Нефертити в Ахетатоне и позже, в странном изгнании, в пору вдовства на троне фараона, и смерть ее хранят немало неразгаданных тайн, которые и сегодня будоражат воображение. Популярность древнеегипетской царицы в наши дни по‑прежнему велика. Портреты и гипсовые бюсты Нефертити можно увидеть в квартирах многих семей на пяти континентах. Посудите сами: сохранить признание в народной молве и быть эталоном земной красоты более трех тысяч лет – это на грани чуда.

Правда, многие века она бытовала в сказках, легендах, поучениях и поэмах под псевдонимом «красивейшая и счастливейшая царица Египта». Лишь в начале XX века она наконец получила свое настоящее имя – Нефертити, по счастливой случайности находки не оставили места для сомнений.

Если посмотреть на Египет сверху, с высоты птичьего полета, то почти в самом центре страны, в трехстах километрах южнее Каира, можно увидеть маленькую арабскую деревню под названием эль‑Амарна. Именно здесь изъеденные временем скалы, вплотную подойдя к реке, начинают затем отступать, образовывая почти правильный полукруг. Пески, остатки фундаментов древних сооружений и зелень пальмовых рощ – так выглядит сейчас когда‑то роскошный древнеегипетский город Ахетатон.

Зимой 1912 года германский археолог Людвиг Борхардт приступил к раскопкам остатков очередного дома разрушенного городища. Лопаты наткнулись на обвалившуюся крышу какой‑то мастерской. Вскоре археологам стало ясно, что они обнаружили мастерскую скульптора. Незавершенные статуи, гипсовые маски и скопления камней различных пород – все это четко определяло профессию владельца обширной усадьбы. Среди находок внимание ученых привлек фрагмент ларца с надписью «Хвалимый царем начальник работ скульптор Тутмос». Очевидно, так звали владельца мастерской, ведущего скульптора Ахетатона, произведения которого представлялись на одобрение царя. В одной из комнат поместья производились работы особой важности, – это было небольшое помещение, где скульптор хранил свои лучшие творения.

6 декабря Борхардта попросили срочно прийти на место раскопок. В нескольких сантиметрах от стены в кирпичной пыли виднелась часть скульптуры. Инструменты были отложены в сторону, дальше археологи работали только руками. Среди мусора и вековой пыли лежала неизвестная скульптура. Оказалось, что это выполненный из известняка и раскрашенный бюст супруги фараона в натуральную величину, об этом говорили красные ленты, спускающиеся вдоль шеи, высокий синий церемониальный головной убор. Наконец бюст был поднят. Очень трудно найти слова, чтобы передать все великолепие этого портрета царицы Нефертити. Древний скульптор блестяще отобразил черты утонченного лица с нежным овалом и его выражение – смесь горделивости, ума, приветливости и собственного достоинства. В правом глазу сохранилась вставка из горного хрусталя со зрачком из черного дерева. Широкие тяжелые веки слегка закрывают глаза, придавая лицу выражение сосредоточенной созерцательности и легкой усталости. Скульптор сумел передать следы прожитых лет, разочарования, каких‑то тяжелых переживаний. Может быть, портрет был создан после смерти одной из дочерей Нефертити, царевны Макетатон. Высокий синий убор обвит «золотой» повязкой, украшенной «самоцветами». На лбу когда‑то находился урей – священная змея, считавшаяся в Египте символом царской власти. На пожелтевших листках своего дневника Людвиг Борхардт, увидев портрет Нефертити в первый раз, записал всего одну фразу: «Описывать бесцельно – это надо видеть!»

Не менее прекрасна и другая головка, предназначавшаяся для небольшой статуи царицы. Она была найдена в развалинах той же мастерской архитектора Тутмоса. Высота ее 19 см, она сделана из песчаника теплого желтого оттенка, хорошо передающего цвет загорелой кожи. Скульптор по каким‑то причинам не закончил работу, он не доделал уши, не отполировал поверхность камня, не прорезал орбиты для глаз. Но, несмотря на незавершенность, головка производит грандиозное впечатление. Царица изображена здесь еще юной, чуть улыбаются губы с милыми ямочками в углах, лицо полно задумчивой мечтательности. Чтобы полностью оценить гений скульптора, головку надо медленно поворачивать, и тогда при меняющемся освещении выступают все новые, едва отмеченные детали, придающие памятнику ту силу жизненности, которая отличает работу мастера.

То, что Нефертити была и остается красивейшей женщиной всех времен и народов, не вызывает сомнений. Но вот была ли она безмерно счастлива в браке, как утверждают легенды, в этом нам придется разобраться. Тут далеко не все просто и ясно.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь