Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Почему не всегда исполняются молитвенные прошения наши
Откройте сердца ваши и вникните в слова Христовы: Говорю вам: все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите; и будет вам (Мк. 11, 24). Как будто бы совершенно определенное и ясное обещание Христово исполнять все наши прошения, все наши молитвы! А как часто вы плачете о том, что не исполняются молитвы ваши, как часто горюете об этом! Почему же, почему так? Почему говорит святой апостол Иаков совсем не то, что сказал Господь Иисус? В его Соборном Послании читаем: Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Прелюбодеи и прелюбодеицы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу (Иак. 4, 3–4). Что же это значит? Разве апостол святой мог противоречить Господу Иисусу Христу? Конечно, нет. Разве может быть вообще противоречие в слове Божием? Как же объяснить это видимое противоречие? Вот как: слова Господа Иисуса Христа: Все, что ни будете просить в молитве, верьте, что получите, – относились к Его святым апостолам, Его ученикам, к друзьям Его, а не ко всем прелюбодеицам. Апостолы и все другие христиане, исполняющие закон Христов, получат и все просимое, а прелюбодеи и прелюбодеицы не получат. О каких это прелюбодеях и прелюбодеицах говорит святой апостол? Только ли о подлинно совершающих прелюбодеяние? Нет, нет. Он говорит о другом, говорит о прелюбодеянии в отношении Самого Бога, он говорит: Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: до ревности любит дух, живущий в нас (Иак. 4, 5). Прелюбодеями и прелюбодеицами называет он тех, кто прелюбодействует в отношении Самого Бога, кто изменяет любви к Богу, кто любовь к Богу разделяет с чем‑нибудь иным, как прелюбодей разделяет любовь к жене своей с любовью к чужой женщине. Запомните, что есть прелюбодеи и прелюбодеицы в отношении Самого Бога. Кто же это такие? Это те, которые в дружбе с миром, ибо сказал святой апостол: дружба с миром есть вражда против Бога. И апостол Иоанн Богослов говорит: Не любите мира ни того, что в мире: кто любит мир в том нет любви Отчей (1 Ин. 2,15). О каком же это мире говорят святой апостолы? Неужели о прекрасном мире, сотворенном Богом, который блистает божественной красотой? Нет, совсем о другом мире, ибо в Св. Писании слово мир обозначает и вселенную, и нечто совсем иное. Мир во втором значении этого слова – это все те, которые живут без Бога; мир – это все те, кто не алчет и не жаждет правды, а алчет и жаждет только наслаждений, только утоления страстей своих; мир – это те, кто не устраивает всю жизнь свою согласно словам Господа Иисуса Христа, Который сказал так: Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их (Мф. 7, 13–14). По торному широкому пути стремятся, перегоняя и сталкивая друг друга, давя друг друга, огромные, бесконечные толпы людей. Куда бегут, куда стремятся, чего ищут они? Вовсе не ищут они вечной правды, не алчут и не жаждут правды, как люди, возлюбившие Христа. Они алчут и жаждут совсем другого: алчут и жаждут они того, чтобы устроить как можно уютнее, как можно приятнее жизнь свою, жизнь своей семьи. Они только к благам временным и суетным благам кратковременной жизни земной стремятся, не помышляя о жизни вечной. Они не стремятся войти в нее, думая, что все кончается со смертью их. Много крови на этом широком торном пути, ибо со злобою и ненавистью борются на нем друг с другом все те, кто стремится только к благам мира сего. Много на этом пути, много таких, которые устраивают жизнь свою за счет благополучия других, которые предают друг друга, которые даже отрекаются от своих благодетелей и предают их. Правда, не все бегущие по этому широкому пути так нечисты, так жестоки. По этому пути идут и другие, идут люди честные, люди не творящие зла, не обагрявшие в крови рук своих, не устраивающие благополучие свое за счет благополучия других. Кто же это? Это те, которые, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, не покорились праведности Божией (Рим. 10,3). Они не покоряются правде Божией, они ставят себе целью свою собственную правду. Одни ставят правду научную, другие – правду политическую. Это их собственная правда, это тот кумир, который они сами себе создали. Они поклоняются этому кумиру, не поклоняясь Богу, они идут собственным путем. Различными путями идут люди в жизни и думают, что все их пути хороши, а Господь разоряет, часто совсем разоряет пути эти, ибо они не Божий пути. Идущие этими путями не возводят очей своих горе, к престолу Божию. Они не помышляют о той вечной правде, которую принес на землю Господь и Бог наш Иисус Христос. Они даже ни во что ставят величайшую святыню Крови Христовой. О них сказал святой апостол Павел в Послании своем к Евреям: Если отверзшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью; то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? (Евр. 10, 28–29). А как много попирающих Кровь Христову, а если и не попирающих, то ни во что ставящих ее, забывающих о ней, забывающих о Кресте Христовом, которым спас Он мир. Вот видите, о каких прелюбодеях и прелюбодеицах говорит святой апостол: о прелюбодеях в отношении Бога. Они, они не получат просимого, потому что они не друзья Божий, а Господь наш сказал: Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам (Ин. 5,14). Все, все можете стать друзьями Божиими, только бы захотели, только бы поставили целью жизни своей исполнение заповедей Христовых, только бы с трепетом взирали умственными очами на Крест Христов, только бы Крест Его был начертан на сердцах ваших, тогда чего ни попросите. будет вам. Ибо не только к святым апостолам, но и ко всем праведным, ко всем чистым христианам относятся слова эти, ко всем, кто исполняет заповеди Его, ко всем, кто становится достойным носить имя христианина. Вот в чем дело: надо стать друзьями Христовыми, надо не быть друзьями мира, ибо невозможно совместить служение Богу со служением миру; ибо невозможно совместить любовь к Богу с любовью к миру. Одно из двух: или Бог, или мир. И если выберем Бога, начнем исполнять заповеди Христовы, тогда прелести и обольщения мира в глазах наших станут совершенно ничтожными, не представляющими никакого решительно интереса, подобно тому, как ненужными и неинтересными для взрослых становятся игры, забавляющие малых детей. Тогда, придя в совершенный возраст, станут они выше всех благ, всех наслаждений мира. Будут стремиться только к высшим благам Божиим, станут алкать и жаждать правды. Но надо, чтобы Крест Христов был неизгладимо начертан на сердцах ваших, чтобы никогда не забывали вы о Кресте Христовом, никогда не забывали о Крови Его, которою все спасены. Вот когда станете такими, когда будете молиться, прося только на добро, когда будете просить только о том, о чем просил пророк Давид в псалме 50‑м: Сердце чисто созижди во мне. Боже, и дух прав обнови во утробе моей, – когда только о том будете просить, чтобы дал вам Господь смирение, тихость, благость, любовь святую, – только об этом, – тогда, безусловно, исполнятся прошения ваши. А если будете просить на зло, если будете подобны ворам, которые крестятся, идя на промысел свой, и просят у Бога помощи, не получите, конечно, не получите просимого, никогда, никогда не получите. Итак, просите только того, что угодно Богу. Итак, будьте друзьями Богу, а не миру. 22 июля 1951 г.
Что есть жизнь вечная
В нынешнем чтении слышали вы чрезвычайно важные слова Господа нашего Иисуса Христа, которые надо вам разъяснить. чтобы вы поняли их должным образом и запечатлели в сердцах ваших. Господь Иисус Христос перед страшными страданиями Своими так молился Отцу Своему: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17,1–3). Что такое жизнь вечная? Это то же, что Царство Небесное. И вот Господь разъясняет, что такое Царство Небесное, что такое жизнь вечная. Он говорит, что жизнь вечная состоит в том, чтобы мы познали Бога Отца и посланного Им Иисуса Христа. Апостол Навел говорит в одном из своих посланий: Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 17), т. е. не утехи и наслаждения плоти, но праведность и мир и радость во Святом Духе. А многие люди не понимают всей глубины слов Христовых. и все мусульмане этого не знают. Они представляют себе Царство Божие, вечную жизнь так, как не надо себе представлять: именно как пищу и питие, именно как земные наслаждения. Мусульмане думают, что жизнь вечная будет состоять в том, что праведники будут находиться в постоянном общении с молодыми прекрасными женщинами, которые будут услаждать их пением, музыкой и плясками своими, что будут они наслаждаться необыкновенными изысканными яствами. Это грубо чувственное представление. Так думать о Царстве Божием, о жизни вечной нельзя нам, христианам. Надо помнить то, что сказал Господь Иисус Христос: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа. Жизнь вечная. Царство Божие, вечная радость о Духе Святом, вечный мир состоят в познании Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа. Вот это запомните. Но как вам понять это, как вникнуть в это? что значит познание Бога Отца и Бога Сына? Это можно нам понять, если подумаем. как познаем мы окружающих людей. Мы познаем их по делам их, по словам их, по чувствам и желаниям их, по их мыслям, которые они высказывают в беседах с нами. Мы познаем их в постоянном, долгом общении с ними. Вот именно так будем в жизни вечной познавать Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Как и чем будем познавать? Сердцем своим, любовью своею, ибо святой апостол Иоанн Богослов в Соборном Послании открыл нам величайшую и важнейшую истину, что Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). Любовь есть сущность естества Божия. Познать Бога – это значит познать всесовершенную, абсолютную любовь. Как познаем мы любовь окружающих нас людей? Пе сердцем ли своим? Конечно, сердцем, и только сердцем! Итак, познание Бога Отца и Предвечного Сына Его Иисуса Христа должно состоять в познании сердцем нашим любви Божией. Как же именно познаем мы Бога сердцем? Можно познать Его только чистым сердцем, сердцем, полным любви, сердцем, очищенным от зла, от ненависти, от проклятий, от всякой скверны, сердцем чистым, сердцем, хранящим в себе святую любовь. Так в общении с Любовью Божией будет состоять наше познание Бога. Мы будем все больше познавать любовь как сущность Божества и будем становиться причастниками ее. Но только ли в этом будет состоять познание Бога Отца и Бога Слова? Нет, не только. Кроме сердца, важнейшего органа высшего познания вообще, мы познаем и умом. И Бога также будем познавать и умом. Это будет тогда, когда в жизни временной научимся ум свой очищать от всякой лжи, от всякой скверны, когда, по слову апостола, стяжем мы ум Христов; когда все мысли наши будут направлены туда, куда повелевает направлять их Господь Иисус Христос; когда будем думать только о высшем, о святом, о чистом; когда ум наш будет свободен от всяких хитросплетений, лжи, когда будет он чист; когда он будет глубоко, всецело сосредоточен на познании высшего. Итак, сердцем нашим и умом будем познавать Троицу Святую. В этом познании, непрестанно, неизменно расширяющемся и углубляющемся, и будет состоять наше вечное блаженство. Ибо нет высшего блаженства, чем то, которое получаем, познавая ум Христов, познавая любовь Божию. Вечное блаженство праведников будет состоять именно в постоянном общении с Богом. Где же будет происходить это общение? Где это Царствие Божие? Будет ли это только неведомое нам духовное царство, неизвестно где пребывающее? Нет, не будет. Оно будет там, где по слову Божию, открытому чрез великого апостола Иоанна Богослова, будем мы пребывать в вечной жизни, оно будет в новом Иерусалиме, сходящем с небес. Послушаем, что говорит великий апостол в 21‑й главе своего Откровения: И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. Новое небо и новая земля, – прежнее все миновало. Как миновало? Это узнаем от Самого Господа и от великого апостола Петра, узнаем, что когда придет конец мира, вселенная и все дела на ней сгорят – огнем будут уничтожены, перестанут существовать, вместо них будет сотворено все новое. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое (Откр. 21, 2–5). Когда истреблена будет земля, и все дела на ней сгорят, тогда Господь сотворит все новое: новую вселенную, новую землю, новое небо. Тогда снизойдет с небес новый Иерусалим, предназначенный для обитания святых вместе с Богом. В дальнейшем повествовании святой евангелист Иоанн Богослов подробно описывает град Иерусалим. Останавливаться на этом не буду, скажу только то, что для нас особенно важно, что необходимо сказать. Там, в новом Иерусалиме, ничего уже не будет проклятого, но престол Бога и Агнца будет в нем, и рабы Его будут служить Ему. И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их (Откр. 22, 3–4). И в этот град новый Иерусалим, предназначенный для вечного блаженства праведных, не войдет… ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни (Откр. 21, 27). Это будет град чад Божиих. Они будут там наслаждаться вечным и неизменным общением с Самим Богом. Здесь, в жизни земной, мы имеем общение с Богом только в молитвах, в наших глубоких слезных молитвах. Дух наш тогда сообщается с Духом Божиим. А там это общение будет вечным, бесконечным, беспрестанным. Будем ли видеть тогда лицом к лицу Бога нашего? О нет! Бог есть Дух, телесности Он не имеет. Нельзя Его представлять себе в виде благообразного Старца, сидящего на престоле. Бога никогда никто не видел. Бог недоступен очам нашим, потому что Он есть Дух, потому что Он не материален. Это запомните. Вот как говорит святой Иоанн Богослов о том, что видел в своем великом видении: Я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду (Откр. 4, 2–3). Этими словами описывается Бог, сидящий на престоле: Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису. Это совсем не человеческий образ, это какой‑то таинственный образ, сияющий красотой драгоценных камней, какого мы и представить себе не можем… Но Господа Иисуса Христа мы будем видеть очами своими, потому что Он воскрес и вознесся на небо в теле человеческом, в теле прославленном. Когда святые апостолы провожали взорами возносившегося Спасителя, уже скрывшегося из вида их за облаком, тогда предстали им два мужа в белых одеждах и сказали: Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо (Деян. 1, 11), – таким же образом, т. е. в теле человеческом. и если до Второго Своего пришествия Господь и Бог наш Иисус Христос сохранит Свое человеческое тело, пе значит ли это, что сохранит его навеки? Знаем, что Господь много раз являлся мученикам Своим и великим святым в Своем земном телесном виде, и будем мы в новом Иерусалиме видеть Его в теле человеческом, видеть глазами нашими. А Бога Отца и Бога Духа Святого будем видеть только духовными очами. Чей же дух сподобится этого высшего счастья? Только дух чистый, только чистые сердцем Бога узрят, только те, в которых нет никакой скверны, ибо ничто скверное не войдет в новый Иерусалим. Чтобы сподобиться пребывания в этом вечном граде, все время нашей земной жизни надо посвятить одному великому делу – очищению сердца своего. Как же очистить сердце? Разве не знаете вы, как вы содержите в чистоте жилища ваши: вы метете и моете полы, выметаете паутину и всякую грязь, моете окна и двери, стираете скатерти и занавески; и только тогда, если постоянно заботитесь о чистоте жилища, чисто оно. Совершенно так же надо заботиться о чистоте сердца: надо изо дня в день смотреть, нет ли в нем какой грязи, надо строго следить, чем и когда осквернено и загрязнено оно, надо эту скверну, эту грязь немедленно смывать. Чем смывать? Слезами, слезами покаяния. Это и есть задача жизни нашей. Я разъяснил вам смысл и значение слов Христовых: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа. А теперь еще продолжу речь мою и отвечу на вопрос, который возникал в уме многих из вас. Вы думаете: что будет с добрыми людьми, которые зла не делают, даже много добра творят, но Бога не исповедуют? Войдут ли они в Царство Небесное? Сподобятся ли жизни вечной? О нет, о нет! Это не я говорю, но Сам Христос. Недостаточно одних добрых дел, надо еще всем сердцем веровать в Господа Иисуса Христа и пославшего Его Бога Отца, надо омыть свою греховную скверну в купели крепления, нужно причащаться Тела и Крови Христовых. Не я говорю, а Сам Христос говорил апостолам Своим пред Вознесением Своим на небо: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16,15–16). Тем, кто веры не имеет, кто не крестился, не приобщался Тела и Крови Христовых, нет доступа в этот град новый Иерусалим, нет жизни вечной, как нет ее и для иудеев, и для мусульман, хоть и много среди них есть людей добрых и весьма достойных. Тогда где же будет им место? На это отвечает Христос, сказавший: В доме Отца Моего обителей много (Ин. 14, 2). Правда, это слово относится к тем, кто войдет в горний Иерусалим, но мы можем из этих слов сделать и дальнейшее заключение. Надо представлять дело так, что вечное блаженство, жизнь вечную унаследуют те, кто шел за Христом, всем сердцем веруя в Него, кто крещен был во Имя Отца и Сына и Святого Духа. На вечные мучения будут осуждены все злодеи, обагренные кровью, все богохульники, прелюбодеи, все, кто бесконечно был далек от чистоты сердца. Но ведь между этими двумя крайними группами, между праведными, с одной стороны, злыми и нечестивцами, с другой, есть огромное количество людей, которых не назовем ни праведниками, ни злодеями. Какова же будет участь их? Не знаем, но так как Господь сказал: обителей много, – думаем, что и для них найдется какая‑нибудь скромная обитель в доме Отца Небесного. Они не наследуют в полной мере Царства Божия, но и не будут мучиться. Они будут в каком‑то промежуточном состоянии. Какое это состояние, мы, конечно, не знаем. Дух человеческий бессмертен, и он будет продолжать свое существование или в вечной радости праведных, или в постоянных мучениях грешников, или наконец, в неведомом нам промежуточном состоянии. Но скажем и больше: Дух Святой, все животворящий, одухотворяет и всякую живую тварь, и потому надо верить в бессмертие и всей твари, обновленной Богом, когда сотворит Он все новое. Мы, конечно, не можем этого утверждать, а только предполагаем. Вы, малое Христово стадо, отличаетесь от огромного количества людей, чуждых Христу, никогда не приходящих в храм, не причащающихся Святых Тайн. Вам надлежит всегда заботиться о том, чтобы здесь, в жизни земной, получить право войти в вечные обители Царства Божия. Вот об этом и старайтесь, приучайтесь как можно чаще входить в общение с Богом в молитвах. И поможет в этом вам Господь наш Иисус Христос, сказавший: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17, 3). 30 июля 1950 г.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы