Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Живопись романтизма (картины «Плот Медузы» Т.Жерико, «Свобода на



баррикадах» Э.Делакруа, «Последний день Помпеи» К.П.Брюллова).

Романтизм - художественное направление, стиль, движение, развернувшееся в Европе в начале 19

века. Пришло на смену классицизму. Захватило все виды искусства, ярко проявилось в театре,

живописи, театре, музыке.

Первое, что характеризует этот стиль - это субъективность переживаний, погруженность во

внутренний мир человека. В искусстве классицизма человек существовал как некая частица социума, как часть социального целого. В романтизме личность человека выдвигается на

первый план и приобретает гиперболизированное значение. Отсюда очень многие постулаты романтического искусства. До романтизма в искусстве преобладал канон, и его очень трепетно защищали академики — академики словесности в литературе, академики художеств, правило драматургии с правилом трех единств и т.д. Романтики отрицают канон и какую-либо нормативность, выдвигая личность художника в качестве критерия творчества. Этот постулат романтизма замечательно сформулировал Пушкин: «Судить художника по тем законам, которые он сам над собой поставил». Художник в романтизме становится креативной личностью, который творит законы своего искусства. Для живописи это имело очень существенные последствия.

Преобладающим жанром, утверждающим прерогативу личности, субъективное начало, становится жанр портрет. И вот этот принцип романтики переносят и на другие жанры, например, на пейзаж. То есть, даже в пейзажной живописи надо сохранить субъективные переживания художника. В пейзажной живописи в период романтизма произошли очень существенные изменения. До 18 века пейзаж в основном был представлен ведутой (городским пейзажем). Архитектурные сооружения, площади. Природа, ландшафты - если и появлялись в живописи, то, как плод фантазии художника, рожденный в мастерской. Романтики первыми начинают работать на пленере, т.е. на открытом воздухе. И пытаются в живописи не просто запечатлеть природный ландшафт, а его изменчивость - в разное время суток, в разное время года. Это открытие предопределило начало импрессионизма.

До романтизма в искусстве фактически не было исторических сюжетов, либо они отображались условно. Независимо от места и времени действия персонажи облачались в современные одежды. Романтизм утверждает принцип историзма в искусстве, то есть художник в своих произведениях начинает искать историческую истину. Появляется исторический роман, создателем которого является Вальтер Скотт, появляется историческая драма, у нас это Пушкин. И появляется историческая живопись. Художник хочет достоверно воспроизводить живопись, а не условно. Пытается вжиться в историю, собирая разнообразные материалы для своего произведения. Мировоззрение романтиков - трагическое, пропитанное духом катастрофизма. Ведь именно в необычном, экстраординарном состоянии человек лучше всего раскрывается. Романтики ставя! своих персонажей в экстраординарные обстоятельства и исследуют человека в этих обстоятельствах. Картина Жерико «Плод Медузы» - в основе реальные события, гибель фрегата, несколько пассажиров спаслись на плоту, в течение двух недель их носило по океану, многие умерли, но. в конце концов их подобрал проходящий корабль. Кто-то на этом плоту уже отчаялся, у кого-то теплится надежда, кто-то умирает. На первом плане — старик, держащий на руках умершего сына. Композиция развивается по диагонали, и на втором плане - люди, увидевшие вдалеке корабль. Здесь - сложная амальгама чувств. Радость, надежда, отчаяние, горе - все это романтизм смешивает в художественном произведении.

Романтики решительно отрицают чистоту жанра. Если это литература, то соединение стихов и прозы, трагедии и комедии. Если живопись, то тоже резкие контрасты. Один из основных приемов в искусстве романтизма, который и позволяет передавать эти контрасты - гротеск. Гротеск как способ художественного отображения был открыт романтиками и с этого времени утвердился в искусстве. Живопись романтизма и в целом романтическое искусство - это интерес к человеку не только в состоянии разума (как у классиков), романтики интересуются человеком в пограничных состояниях между сном и бодрствованием, их интересует человек с помутившимся рассудком. Например, «Портреты в доме умалишенных» позднего Жерико. «Свобода на баррикадах» Делакруа создана под впечатлением Июльской революции в Париже. В центре композиции — повстанцы, которые поднимаются на отбитую у королевских войск баррикаду, их ведет сама Свобода, в одной руке - ружье, в другой - знамя Французской республики. Сквозь дым видны фигуры участников штурма. Фигура Свободы напоминает скульптуру Венеры Мелосской, которая незадолго до изображаемых событий была найдена и привезена в Париж. Рядом со Свободой - мальчишка с пистолетами, прообраз Гавроша. «Последний день Помпеи» Брюллова - крупнейшее произведение романтизма. Ее замысел возник под впечатлением оперы Пачини «Последний день Помпеи». Художник был поражен сюжетом и эффектами, отсюда некоторая театральность картины. Показанный катастрофизм произвел настоящий фурор. Это не картина! Это целая эпопея! - писал Вальтер Скотт.

 

Билет 14


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь