Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Прикладные науки (специальные)
— Предмет - юридические аспекты общественных отношений, возникающих в сферах, не имеющих непосредственного юридического значения. (криминалистика, криминология, и т.п.). Значительно меньше теория государства и права взаимосвязана с прикладными науками. Это обусловлено тем, что последние не в полной мере относятся к юридическим наукам, поскольку включают в свое содержание данные естественных, технических и других наук. Например, судебная медицина — использование медицинской науки в судебной деятельности, а криминалистика опирается на достижения технических наук. Т.о., особенность ТГП состоит в том: — гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления — государство и право (этим она отличается от технических, естественных наук); — политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правов сфере общественной жизни (этим она отличается от других гуманитарных наук); — теоретической, изучающей наиболее общие закономерности государства и права (этим она отличается от других юридических наук»
10.Догосударственные формы социального управления: организация и формы осуществления. Для общественного устройства зрелого первобытного общества характерны две основные формы объединения людей - род и племя. Через эти формы прошли практически все народы мира, в связи, с чем первобытнообщинный строй нередко называют родоплеменной организацией общества. Род (родовая община) является исторически первой формой общественного объединения людей. Это был семейно-производственный союз, основанный на кровном или предполагаемом родстве, коллективном труде, совместном потреблении, общей собственности и социальном равенстве. Род не был семьей Другой важнейшей формой общественного объединения первобытных людей было племя. Племя - более крупное и более позднее общественное образование, которое возникает с развитием первобытного общества и увеличением числа родовых общин. Племя - это основанный опять-таки на родственных связях союз родовых общин, имеющий свою территорию, имя, язык, общие религиозные и бытовые обряды. Кроме родов и племен в первобытном обществе встречаются и такие формы объединения людей, как фратрии и союзы племен. Фратрии (братства) - это или искусственные объединения нескольких связанных родственными узами родов, или первоначальные разветвленные роды. Они являлись промежуточной формой между родом и племенем и имели место не у всех, а только у некоторых народов (например, у греков). Союзы племен - это объединения, которые возникали у многих народов, но уже в период разложения первобытнообщинного строя. Они создавались либо для ведения войн, либо для защиты от внешних врагов. все они были однотипными объединениями людей, основанными на кровном или предполагаемом родстве. В родовой общине как первичной форме объединения людей власть, а вместе с ней и управление, выглядели следующим образом. Основным органом и власти, и управления было, родовое собрание, которое состояло из всех взрослых членов рода. Оно решало все важнейшие вопросы жизни родовой общины. Для решения текущих, повседневных вопросов оно выбирало старейшину или вождя. Старейшина или вождь избирался из числа наиболее авторитетных и уважаемых членов рода. он в любое время мог быть отстранен родовым собранием от занимаемой должности и заменен другим. Кроме старейшины или вождя родовое собрание избирало военного предводителя (военачальника) на время военных походов и некоторых других "должностных" лиц - жрецов, шаманов, колдунов, которые тоже никакими привилегиями не обладали. В племени организация власти и управления была примерно такой же, как и в родовой общине. Основным органом власти и управления здесь, был совет старейшин (вождей), хотя наряду с ним могло существовать и народное собрание (собрание племени). В состав совета старейшин входили старейшины, вожди, военачальники и другие представители родов, составляющих племя. Совет старейшин решал все основные вопросы жизни племени при широком участии народа. Для решения текущих вопросов, а также на время военных походов избирался вождь племени, положение которого практически ничем не отличалось от положения старейшины или вождя рода. Как и старейшина, вождь племени никакими привилегиями не обладал и считался лишь первым среди равных. Аналогичной была организация власти и управления во фратриях и союзах племен. Так же как в родах и племенах, здесь встречаются народные собрания, советы старейшин, советы вождей, Никакого специального аппарата управления или принуждения, здесь еще не существует. Все это начинает появляться лишь с разложением первобытнообщинного строя. Таким образом, с точки зрения своего устройства первобытное общество являлось достаточно простой организацией жизнедеятельности людей, основанной на родственных связях, коллективном труде, общественной собственности и социальном равенстве всех его членов. Власть в этом обществе носила подлинно народный характер и строилась на началах самоуправления Черты власти родовой общины следующие: Ø Власть исходила от всего общества Ø 2. Власть строилась по кровнородственному принципу, Ø 3. Не существовало особого аппарата управления и принуждения ( Ø 4. На занятие каких-либо должностей , например вождя, старейшины, не влияли ни социальное, ни экономическое положение претендента, Ø 5. Выполнение управленческих функций не давало никаких привилегий; 6. Социальная регуляция осуществлялась при помощи особых средств (мононорм).
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы