Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Юридические символы как часть правовой культуры общества
Культура (лат. cultura - земледелие, воспитание, почитание) - понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, право, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Культура является предметом изучения культурологии и истории культуры. Правовая культура является предметом изучения науки права. Культура понимается как: - практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей; - исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях; - общий объём творчества человечества (Даниил Андреев); - продукт играющего человека! (Й. Хёйзинга); - совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека (Ю. Лотман); - вся совокупность внебиологических проявлений человека; - набор знаний, верований и поведений, который основан на символическом мышлении и социальном обучении. Как основу цивилизаций различают культуры в периодах изменчивости доминантных маркеров (периодов и эпох, способов производства, товарно-денежных и производственных отношений, политических систем правления, персоналий сфер влияния и т.д.). Правовую культуру в словарях определяют как: общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде правовых актов. Она проявляется в поведении субъектов в процессе их взаимодействия, и формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания, обучения и практики. В зависимости от носителя правовой культуры различают ее следующие виды: - правовая культура государства; - правовая культура общества; - правовая культура личности; - правовая культура семьи; - правовая культура группы. Правовая культура общества является: - разновидностью общей культуры, представляющей собой систему ценностей, достигнутых человечеством в области права и относящихся к правовой реальности данного общества (уровню правосознания, режиму законности и правопорядка, состоянию правовой системы, состоянию юридической практики и др.); - показателем правового прогресса; - результатом социально-правовой активности отдельных личностей, коллективов и других субъектов права; - отправным моментом, базой для правовой активности и в целом для правовой культуры личности. Познавательно-преобразовательная функция правовой культуры связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества. Она призвана: - содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, - поставить человека в центр общественного развития, - создать ему достойные условия жизни и труда, - обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития. Праворегулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, и общества в целом. Ценностно-нормативная функция проявляется в разнообразных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Право рассматривается как ценность. Правосоциализаторская функция рассматривается через призму формирования правовых качеств личности. Коммуникативная функция обеспечивает общение граждан в юридической сфере, она существует через это общение и влияет на него. Прогностическая функция охватывает правотворчество и реализацию права, обеспечение правомерного поведения граждан, их социальной активности, включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы. Правовая культура личности - это обусловленные правовой культурой общества степень и характер прогрессивно-правового развития личности, обеспечивающие ее правомерную деятельность. Правовая культура личности предполагает: 1. наличие правовых знаний, правовой информации; 2. превращение накопленной информации и правовых знаний в правовые установки, убеждения, привычки правомерного поведения; 3. готовность действовать, руководствуясь этими правовыми знаниями и правовыми убеждениями, т.е. поступать правомерно - в соответствии с законом, использовать свои права, исполнять обязанности, соблюдать запреты, а также уметь отстаивать свои права в случае их нарушения. Правовая культура личности характеризует уровень правовой социализации члена общества. Правовая культура личности означает не только знание и понимание права, но и правовые суждения о нем как о социальной ценности, и главное - активную работу по его осуществлению, по укреплению законности и правопорядка. Правовая культура личности - это ее позитивное правовое сознание в действии. Она включает преобразование личностью своих способностей и социальных качеств на основе правовых знаний и опыта. Правовая культура социальной группы характеризуется уровнем правосознания данной социальной группы, а также уровнем осуществления ею требований права. Правосознание и правовая активность граждан выражается в степени освоения (знание, понимание и соблюдение) права гражданами, должностными лицами. Каждый субъект права должен: - признать ценность права, - знать право, - понимать смысл права, - уметь толковать те или иные положения закона, - понимать цель правого акта, - определить сферу действия правового акта, - уметь применять в практической деятельности приобретенные правовые знания, - использовать правовой акт для реализации своих потребностей, а в случае нарушения прав уметь защитить свои права, свободы и законные интересы, а также интересы других людей и государства, - уметь вести себя в сложных правовых ситуациях и т.д. Для профессионала-юриста необходимо знание и понимание правовых предписаний, умение их применять. Человек - не юрист использует минимум правовых знаний, который требуется для его жизни. Юридическая практика как элемент юридической культуры - деятельность по изданию, толкованию и реализации юридических предписаний. В зависимости от характера, способов преобразования общественных отношений можно различать правотворческую, правоприменительную, распорядительную, интерпретационную и другие типы юридической практики, а по субъектам - законодательную, судебную, следственную, нотариальную и др. Философия XX в. в поисках основы человеческого бытия наделяет самостоятельным бытием символ и заменяет исследование мира исследованием картины мира, сводя философские проблемы к лингвистическим и пересматривая отношения субъекта с реальностью. В настоящее время сложилась такая практика, когда изучение любой сферы жизнедеятельности приводит к изучению системы ее символов. Проблема исследования современных процессов в правовой культуре в контексте ее символических структур является одной из актуальных в современной философии культуры и права. Успехи лингвистики, обусловленные сложившейся культурной ситуацией, привели к распространению ее методов на другие гуманитарные науки (философия, культурология, психология, социология, теория информации, право и т.д.). Появление новых информационных технологий усилило влияние символических систем на все области реальной жизни. Культурологическая мысль постоянно обращалась и обращается к кантовской проблематике. Сформулированная им проблема символа, культуры и человека определила путь развития всей послекантовской философии культуры (Г.В.Ф. Гегель, И. Гете, В. фон Гумбольдт, Ф. Шиллер, Ф. Шлегель, Ф. Шлейермахер и др.). Исследованиям культурологических идей И. Канта посвящены работы В.Ф. Асмуса, М.Н. Афасижева, Е.Я. Васина, Ю.Я. Баскина, В. Виндельбанда, К. Фишера, А.В. Гулыги, Э. Кассирера, А.Ф. Лосева, Н.В. Мотрошиловой, Н.Н. Рубцова, К.А. Свасьяна, Ю.Н. Солонина и др. В рамках культурно-философской парадигмы символический контекст культуры рассматривается либо как "реалистический", либо как "идеалистический", в зависимости от трактовки природы символа. Когнитивное направление в исследовании культуры (когнитивная культурология) дает возможность диалектического снятия противоречия между реалистическим и идеалистическим символизмом. Выявлены два направления осмысления символизма культуры - "идеалистический символизм", обоснованный в концепциях И. Канта, Э. Кассирера и О. Шпенглера, и "реалистический символизм", обоснованием которого являются концепции Н.А. Бердяева и А.Ф. Лосева: - "реалистический символизм" отображает бытие и соединяет мир духовный и мир природный; культура в таком контексте рассматривается как место отношения человека с миром, имеет объективные основания и воплощает целостность мира; - "идеалистический символизм" отображает состояния человека, в его символах отсутствует "онтологическая обязательность"; культура рассматривается как субъективная модель объяснения мира, в рамках которой культурные целостности предстают в качестве самостоятельных образований, несводимых друг к другу, символ при этом соединяет мир человека и мир культуры. Такой подход позволяет провести типологизацию концепций символизма культуры, в качестве критериев типологизации выступает онтологический статус символа и культуры. Выделяют два типа символов: - символ сознания - символ как принцип символизма, как деятельность мышления, выполняющая функцию символического оформления действительности; - символ культуры - символ как форма воплощения идеи. Культура - это модель объяснения мира. Важнейшая функция символа - давать людям мотивацию, так как символ способствует формированию круга приоритетных ценностей, которые могут определять и вести социальное действие. Термин "символ" используется в отношении любого объекта, который может "служить средством передачи и восприятия смысла", ограничивая символическую деятельность сознания социальной деятельностью. Из символов конструируются культурные и правовые системы, в которых отношения между символами моделируют отношения между элементами некоторого объекта. Существуют модели двух видов: выражающие "реальность" и "порождающие" ее. Символ рассматривается как конкретное выражение понятий, как абстракции опыта, закрепленные в воспринимаемой форме, как конкретные воплощения идей, установок, суждений, желаний, верований, поэтому символ - это знак вообще. Знак и символ - это синонимы, все то, что выполняет обозначающую функцию. Любой знак в качестве символа в отдельности не может рассматриваться как механизм моделирования поведения, так как только весь комплекс в целом действует как модель. Культуру можно рассматривать как процесс и как вторичную реальность. Е.Я. Режабек (см. википедию), определяет культуру как систему метарегулятивов, организующих все виды человеческой деятельности, (таким метарегулятором является правовая культура), как "аппаратурное оснащение коллективного сознания", которое обеспечивает эффективность индивидуального сознания, управляющего деятельностью человека. В этом "аппаратурном оснащении" выделяются три яруса - к "верхнему" ярусу относятся "надиндивидуальные регулятивы" человеческой деятельности, "мировоззренческие смыслы", регулирующие поведение общественного человека, которые могут быть доступны сознанию только реализуясь в планах, когнициях, понятиях, когнитивных формах, образующих "средний" ярус культуры. Самый развернутый "нижний" ярус существования культуры образует система артефактов, в которых реализуется предметная деятельность человека, стремящегося сделать окружающий мир пригодным для жизни. Эти три взаимодополняющих друг друга яруса культуры эволюционируют совместно на принципах самоорганизации. Такой подход позволяет исследовать "преобразование мира на культурных основаниях", рассматривать культуру как "реальность осуществленных целей родового человека", а пространство культуры - как "поле общих дел, чувств и мыслей". С этой точки зрения регулятивность (в том числе и правовая) становится "орудием" и "техническим оснащением" культуры, определяющим поведение человека, а когнитивность понимается в самом широком смысле, включая такие дорефлексивные уровни, как чувственное переживание, культурные архетипы, социальные и психологические стереотипы. Приведем юридические символы г. Москвы.
Знамя города Москвы является официальным государственным символом города Москвы, выражающим единство населения города Москвы. Знамя находится в Белом зале Правительства Москвы (улица Тверская, дом 13). Знамя используется при торжественном вступлении в должность Мэра Москвы, принятии присяги депутатами Московской городской Думы, принятии присяги судьями Уставного суда города Москвы, вручении лицу, удостоенному звания "Почетный гражданин города Москвы", Грамоты и Знака Почетного гражданина города Москвы.
Флаг города Москвы является официальным государственным символом города Москвы. Эталон флага города Москвы, а также его описание хранятся в Музее истории города Москвы и доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам.
Герб города Москвы является официальным государственным символом города Москвы. Эталоны герба города Москвы (цветной и черно-белый рисунки), а также его описание хранятся в Музее истории города Москвы и доступны для ознакомления всем заинтересованным лицам.
Гимн города Москвы является официальным государственным символом города Москвы. Гимном города Москвы является музыкально-поэтическое произведение, созданное на основе песни Дунаевского И.О. на стихи Лисянского М.С. и Аграняна С.И. "Моя Москва".
Вопросы для студентов, изучающих тему: 1) дайте характеристику правовой культуры общества; 2) раскройте значение юридических символов, как части правовой культуры общества; 3) расскажите о взглядах, упоминаемых в параграфе авторов, на рассматриваемую проблему.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы