Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Социокультурная ценность символов как приемов юридической техники
Приёмы юридической техники представляют собой операции разработчиков в отношении текста создаваемого правового акта, направленные на использование средств юридической техники в соответствии с её правилами. Рассмотрим взгляды Йеринга, которые позволяют в косвенной форме определить социокультурную ценность символов как приемов ЮТ. Рудольф фон Йеринг (нем. Rudolf von Jhering или Rudolf von Ihering; 22 августа 1818, Аурих - 17 сентября 1892, Гёттинген) - немецкий правовед. В молодости - представитель юриспруденции понятий (на нем.), затем - основоположник юриспруденции интересов (на нем.), представитель реалистической школы права. Йеринг стремился соединить политико-правовые теории с социологическими, психологическими и иными концепциями. Рудольф фон Йеринг - один из создателей социологии права, ученый, чей авторитет в правоведении общепризнан. Преодолев влияние исторической школы, Йеринг в своих исследованиях на место саморазвития права ставит борьбу за него, а на место причины развития права - его цель. Он постоянно подчеркивает важность гражданских и политических прав и в связи с этим обращается к "социальной механике", к мотивам и характеру человеческой деятельности. Многие рассуждения классика мирового правоведения и сегодня не потеряли своего значения. В связи с ломкой существовавших стереотипов о праве идеи Иеринга приобретают особую актуальность. Сочинения знаменитого немецкого юриста Рудольфа фон Йеринга пользовались большой популярностью в России, многие были переведены на русский язык. К их числу относится и "Борьба за право" ("Der Kampf urn's Recht", 1872). Если правовое положение, частного лица или государства не стало действующим или не употребляется, то борьба за право становится неизбежной, утверждает автор. Это равно относится ко всем частям права, как к государственному, так и к уголовному и гражданскому. Три основных приема юридической техники были рассмотрены Рудольфом фон Йерингом в его работе "Юридическая техника". Это следующие приемы ЮТ: 1. Юридический анализ (алфавит права). Алфавит заключает в себе в области языка решение задачи, являющейся главной проблемой техники для права: облегчение господства над материалом через его упрощение. Идея алфавита (символов) заключается в разложении, в сведении сложного к его составным частям. И для права возможность сравнительно легкого владения материалом, кажущимся неисчерпаемым, покоится на том же процессе, что и для языка: на разложении материала и сведении его к простым элементам; здесь подтверждается замечание, что сущность права заключается в разложении, дроблении и делении. В этом смысле можно ЮТ, на долю которой выпадает решение этой задачи, назвать химией права, юридическим искусством разложения, умеющим отыскивать простые элементы права. Момент общности должен быть включен во все правовые положения, в том числе и свойственные отдельным институтам: договору купли-продажи, мены, найма и т.д. Мыслительный процесс - извлечение общих начал содержит в себе применение аналитического метода, так как он представляет собой не что иное, как выделение общего из частного, разложение материала на его общие и частные или местные элементы. Его цель - не возможно большее устранение индивидуальностей и замена их общими точками зрения, а, наоборот, выяснение того, что является в действительности индивидуальным и что, в действительности же - общим; этим он способствует правильному пониманию как одного, так и другого. Но вместе с тем он этим путем уменьшает объем материала, предупреждая возможность развития одной и той же мысли в различных местах системы. Юриспруденция может только извлекать общее начало, где оно есть, но она не может создать его. Обобщение мысли в юриспруденции известно под именем аналогического распространения. Понятие "аналогического распространения" может быть определено следующим образом: этот прием - нечто иное, как выделение всего, имеющего по своей природе и своему предназначению общий характер, из той частной формы, в которой оно появилось в истории. Решение юридического случая - та же операция, что и чтение: как при последней отыскивают, т.е. читают буквы, из которых состоит слово, и сумму обозначенных ими звуков соединяют в одно целое, так юрист отыскивает понятия юридического казуса; каждое в отдельности, он выделяет одно за другим, чтобы, наконец, установить их общий результат: решение покоится на разграничении, суждение - на делении. 2. Логическая концентрация. Этот прием преследует, ту же цель, что и предыдущий, но в прямо противоположном направлении: вместо разложения - соединением и сведением. Он не является специфически юридическим приемом, а общей логической операцией извлечения какого-нибудь принципа из данных частностей, подстановкой иной, более интенсивной логической формы выражения. Максимальная логическая концентрация достигается в символе. Эта задача может быть выражена в несколько иной форме следующим образом: речь идет здесь о сжатии внешнего объема той массы правового материала, который создало положительное право для какого-нибудь известного юридического отношения. Объем этот определяется не исключительно или даже только преимущественно значением данного юридического отношения, количеством вопросов, которые должны быть при нем разрешены, словом, каким-нибудь объективным моментом, а наоборот, также чисто субъективным моментом искусности лица, разрешающего эти вопросы. Кто понимает дело, достигает здесь одним словом того же, чего другой - сотней. Краткость - одно из неоценимейших качеств законодателя. Но краткость заключается не в малом количестве слов, содержимых законом, а в интенсивности, глубине высказываемых им мыслей. Можно легко представить, что закон привел к жизни множество постановлений (казуистическая форма), в другом законодательном сборнике нормировано самым полным образом с помощью одного только принципа (принципиальная форма). При том первом способе юриспруденция лишена возможности концентрировать материал: частности, не вытекающие из какого-нибудь принципа, не могут быть и сведены к принципу. Но также мало юриспруденции дана была бы эта возможность, если бы законодатель сам всегда высказывал данный принцип в подходящей форме - впрочем, в этом отношении у юриспруденции никогда не было недостатка в работе. Возможность концентрации материала со стороны юриспруденции предполагает, что законодатель действительно имел и применил какой-нибудь принцип, лишь не сознавая и не высказывая его. 3. Юридическая конструкция. Обычная форма, в которой право появляется в законах - повелительная, т.е., непосредственно практическая форма запрещения или повеления. Эта форма проявления права, в которой форма и содержание еще совершенно совпадают, является в истории первоначальной, первой. В противоположность той, которая появляется впоследствии, Йеринг называет её "низшей" формой. Пока юриспруденция оставляет материал в этой его форме, название "низшей" подобает также и ей. Различаются, таким образом, низшая и высшая формы выражения права, так и низшая и высшая юриспруденция. Деятельность юриспруденции можно определить одном словом - толкованием. Задача толкования заключается в том, чтобы разложить материал, устранить кажущиеся противоречия, выяснить темные и неопределенные места, извлечь наружу полное содержание законодательной воли, следовательно, в особенности извлечь из данных отдельных положений лежащий в их основе принцип, и, наоборот, из данного принципа вывести все последствия его. Толкование не есть специально юридическая операция: каждая наука, источники которой - письменные акты, должна заняться толкованием; поэтому и самый предмет не получает, благодаря ему, своеобразно юридического характера. Что бы юриспруденция ни извлекла таким путем наружу, оно не будет ничем специфически новым, а всегда только первоначальным правовым материалом, лишь - разложенным. С толкования не только повсюду начала юриспруденция, но оно и должно быть всегда первым приемом, предпринимаемым ей над сырым материалом закона. Чтобы конструировать, она должна сперва интерпретировать, толковать; низшая юриспруденция - необходимая первая ступень к высшей, но она лишь первая ступень, и юриспруденция не должна на ней останавливаться больше, чем нужно. Только на высшей ступени ее задача и метод становятся специфически юридическими, лишь здесь она приобретает свой своеобразный научный характер, отличающий ее от всех других наук. "Правовой институт является не простым сборищем отдельных правоположении, касающихся одного и того же отношения, а чем-то существенно отличным от него. Положения права - материя, масса мыслей, они имеют лишь материальное существование; институты же права представляют собой существа, логические индивидуальности, юридические тела, мы охватываем и наполняем их представлением об индивидуальном бытии и жизни. Они возникают, погибают, действуют, вступают в столкновение с другими, они имеют свои задачи, цели, которым служат, и соответственно этому - своеобразные силы и свойства и т.д. Я назвал бы их, чтобы вызвать в читателе постоянное представление об их бытии и жизни, юридическими существами, если бы это название не казалось слишком искусственным. Я предпочитаю потому выражение "юридические" или "правовые тела" (в противоположность простой субстанции права или правовому материалу)". Социокультурная ценность символов как приемов юридической техники заключается в том, что символы позволяют выразить действительное во всем богатстве его содержания.
Вопросы для студентов, изучающих тему: 1) назовите приемы юридической техники; 2) объясните социокультурную ценность символов как приемов юридической техники; 3) назовите взгляды авторов, упомянутых в параграфе на изучаемую тему.
Глава 3. Правовые акты
Понятие права
1. Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. В Организацию Объединенных Наций входит 193 государства (www.un.org), и у каждого есть свое законодательство. Во все века были попытки создать универсальный закон, который бы обеспечил благополучие гражданам. Такой кодекс, например, был создан в иудео-христианской религии - Декалог Моисея или Десять заповедей, Закон Божий. Заповеди были даны Богом Моисею на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта (Исх. 19.10-25). Заповеди были изложены Моисеем, получившим этот закон(по мнению ученых) от различных афро-азиатских народов, особенно месопотамской культуры, интуитивно уловившим и соблюдавшим его. Моисей был не только военачальником, но и выдающимся знатоком древней и современной ему европейской культуры. Особенно хорошо он был знаком с утерянными для нас историческими сочинениями и жизнеописаниями таких цивилизаций как халдейская, шумерская, хеттская, а также с ученым наследием, восходящим к десятому тысячелетию до Рождества Христова. Сегодня в западной системе ценностей иудео-христианская культура стремится выступать в качестве идеологического обоснования любой морали. Это следующие заповеди: 1. Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим... 2. Не делай себе кумира... 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно... 4. Помни день субботний, чтобы святить его... 5. Почитай отца твоего и мать твою... 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 10. Не желай дома ближнего твоего, не желай жены ближнего твоего... Общепризнанного определения права в мире не существует. Более того в науке рекомендуется избегать универсальных определений. В нашей жизни право мы наблюдаем в разных формах. Форма - (от лат. forma вид, образ, устройство) англ. form; нем. Form. Наружный вид, внешнее очертание; способ существования и выражения содержания. Сложность права состоит в том, что оно имеет множество форм. Перечислим основные формы существования права, их более десяти: 1) совокупность нормативных правовых актов, прецедентов, правовых обычаев, нормативных договоров (то есть всех источников права); 2) совокупность правил поведения; 3) наука; 4) система правоотношений; 5) правосознание; 6) как справедливость; 7) как свобода; 8) учебная дисциплина; 9) как добро и зло; 10) как правда и ложь; 11) как ценность; 12) как знание; 13) как сила; 14) как порядок и т.д. 2. Право - это совокупность нормативных правовых актов. Это объективная форма права, которая доступна всем, но, тем не менее, многие понимают право по-разному. Право, принимая форму законодательства (законодательство - это совокупность всех нормативных правовых актов), приобретает форму всеобщности, объективности. Право человек видит в форме напечатанного закона, указа Президента РФ, приказа министра и т.д. Нормативный правовой акт - общее название всех конкретных нормативных правовых актов таких, как закон, указ, постановление, приказ и т.д. Акт - письменный документ, содержащий норму. Эта норма является правовой. Документ - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими её идентифицировать (ГОСТ Р 51141-98). Письменный документ - это текстовый документ, информация которого зафиксирована любым типом письма. Нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый правотворческим органом и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Норма права - общеобязательное правило постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. По юридической силе, т.е. сфере действия акта и степени его обязательности, различают следующие нормативные правовые акты: а) федеральные нормативные правовые акты: законы. Существуют два вида законов: природы и правовые. Правовой закон - нормативный правовой акт, принятый высшим представительным органом государственной власти или непосредственным волеизъявлением народа. Природный закон - необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Правовые законы регулируют наиболее важные вопросы государственной жизни. Существуют следующие виды законов: - конституция (основной закон), которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие, она закрепляет основополагающие принципы правового регулирования, является основой законодательства; - закон о поправках к конституции; - федеральный конституционный закон; - федеральный закон (кодифицированный и текущий); - указы Президента Российской Федерации. Они издаются на основе и во исполнение Конституции России и законов; - постановления (нормативный правовой акт распорядительного характера, принимаемый организацией, действующей на основании коллегиальности) Правительства РФ. Издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов Президента РФ. Например, Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009; - приказы (это - нормативный правовой акт распорядительного характера, издаваемый единолично руководителем организации) и инструкции федеральных органов исполнительной власти, министерств. Эти нормативные правовые акты издаются на основе и во исполнение Конституции, законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства России. Законы публикуются в Собрании законодательства РФ (http://www.szrf.ru/). Акты органов исполнительной власти публикуются в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти" - www.szrf.ru; их можно найти на официальном интернет-портале правовой информации - www.pravo.gov.ru; б) нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации: Конституция - основной закон республики, определяющий ее статус; уставы края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения; закон субъекта РФ - региональный закон; постановления представительного органа субъекта РФ; указы Президента Республики издаются на основе и во исполнение Конституции РФ, Конституции республики и законов; постановления Правительства субъекта РФ; постановления главы администрации края, области, автономной области, автономного округа, города федерального значения; приказы, инструкции (нормативный правовой акт органа управления, которым регулируется какая-либо деятельность), постановления министерств, ведомств субъектов РФ, например, Приказ Минюста России от 18.02.2010 N 38 "Об утверждении положения о Департаменте регистрации ведомственных нормативных правовых актов" (http://www.minjust.ru). Правовые акты можно найти на сайте соответствующего госоргана; в) нормативные правовые акты органов местного самоуправления: постановления, распоряжения, приказы. Их можно найти на сайте соответствующего органа; г) нормативные правовые акты организаций. Руководитель организации издает приказы, инструкции, положения, распоряжения в соответствии со своей компетенцией. Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 (СЗ РФ, 2000, N 12, ст. 1260) одобрен Классификатор правовых актов, на основании которого можно построить собственную юридическую библиотеку. Он включает следующие разделы: 010.000.000 Конституционный строй 020.000.000 Основы государственного управления 030.000.000 Гражданское право 040.000.000 Семья 050.000.000 Жилище 060.000.000 Труд и занятость населения 070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование 080.000.000 Финансы 090.000.000 Хозяйственная деятельность 100.000.000 Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело 110.000.000 Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды 120.000.000 Информация и информатизация 130.000.000 Образование. Наука. Культура 140.000.000 Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм 150.000.000 Оборона 160.000.000 Безопасность и охрана правопорядка 170.000.000 Уголовное право. Исполнение наказаний 180.000.000 Правосудие 190.000.000 Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат 200.000.000 Международные отношения. Международное право 210.000.000 Индивидуальные правовые акты по кадровым вопросам, вопросам награждения, помилования, гражданства, присвоения почетных и иных званий. Нормативные правовые акты делятся на отрасли законодательства: конституционное, уголовное, гражданское, семейное, административное, трудовое, образовательное и т.д. 3. Право - это совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством. За их нарушение применяются различные меры государственного воздействия. Правила поведения делятся на правовые и другие (морали, традиции, обычаи и т.д.). Особенности правовых правил, состоят в следующем: они устанавливаются или санкционируются государством; защищаются от нарушения государством; должны выражать интересы большинства населения, независимо от их политических, экономических и других взглядов, имущественного положения и т.д.; они обязательны для всех. Каждая форма существования права - будь то система норм, нормативных правовых актов, наука, правоотношения, правосознание - имеет свою структуру. Структура - это связь между элементами права. Структура права, как совокупность норм, состоит из групп норм, которые называются отраслями права. Отрасль права - элемент системы права, регулирующий определенный вид общественных отношений. Отрасли права состоят из институтов. Институт права - это группа норм, регулирующая определенную часть общественных отношений. Например, в отрасли трудового права выделяют такие институты, как трудовой договор, рабочее время и время отдыха, заработная плата, труд молодежи, труд женщин, трудовые споры и др. Норма права является основным элементом структуры права. Это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой, регулирующее общественные отношения. Она состоит из трёх частей: гипотезы, диспозиции, санкции. Гипотеза - часть правила, в которой содержатся обстоятельства, юридические факты, при наличии которых возникают, изменяются или прекращаются права, обязанности, ответственность лиц. Гипотеза включается в нормы для того, чтобы ограничить права, например, право работодателя на увольнение работника, на заключение договора (ст. 22 ТК РФ) и т.д. Диспозиция - указывает участников правоотношения, а также их права и обязанности. Санкция - указывает меры государственного принуждения, в ней перечисляются меры наказания, которые применяются к нарушителю в двух случаях: если человек превысил свои права, незаконно ограничил права другого человека, причинил ему ущерб; если человек не исполнил или некачественно исполнил свою обязанность. Субъективное право - обеспеченная законом мера возможного поведения человека или организации, направленная на достижение цели, связанная с удовлетворением их интересов. Субъективные права человека можно разделить по юридической силе на следующие виды: Первый вид - право, которое может быть реализовано собственными силами, без обязательного активного участия другой стороны. Это, например, право: исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28 Конституции РФ); обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции РФ); свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 Конституции РФ) и т.д. Второй вид - право, которое можно осуществить только тогда, когда определенную обязанность выполнит другая, обязанная сторона. Это наиболее распространенный вид прав в образовательных правоотношениях. Например, учащийся может воспользоваться своим правом на участие в управлении образовательными организациями только с согласия образовательной организации (ст. 3, 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"). Такой же порядок установлен и при реализации права обучающегося на участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования, образовательных стандартов в порядке, установленном локальными нормативными актами. Третий вид - право, реализуемое лишь в договорном (консенсуальном) порядке. Например, право обучающегося на заключение договора с образовательной организацией (ст. 54 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"). Четвертый вид - право, реализация которого возможна только при наличии двух юридических фактов: выполнения обязанности обязанной стороной; признания законности действий должностным лицом, органом власти, разрешение на действия в местном нормативном акте. Например, право на обучение по индивидуальному учебному плану возможно только с согласия образовательного учреждения, если это право предусмотрено в уставе образовательного учреждения (ст. 34 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"). Юридическая обязанность, долг - определенная нормой права мера необходимого поведения в интересах управомоченного субъекта. Обязанности можно разделить на три группы: Первая группа - постоянные обязанности, которые необходимо выполнять: например, обучающемуся - соблюдать требования устава, педагогу - честно и добросовестно работать, выполнять нормы труда (ст. 21 ТК РФ) и т.д. Вторая группа - обязанности, связанные с определенным событием, например, обязанность сдать экзамены, выдать диплом и т.д. Третья группа - обязанности, которые выполняются по требованию правомочного лица, например, своевременно и точно выполнить распоряжения работодателя, предоставить право гражданину обучаться на родном языке (ст. 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации") и т.д. Кроме того, обязанности делят на активные (совершать действия) и пассивные (не совершать действия). Например, педагогу запрещается удалять с занятий обучающихся - это пассивная форма. Активной обязанностью является обязанность студента выполнять требования программы высшего профессионального образования. Юридическая ответственность - это применение к виновному лицу, нарушившему закон, мер государственного принуждения. В зависимости от характера правонарушения существуют следующие виды ответственности: уголовная ответственность наступает, если лицо совершило преступление; административная ответственность наступает, если лицо совершило административное правонарушение. Это - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность; материальная ответственность наступает, если лицо причинило ущерб организации, с которой оно состоит в трудовых отношениях; гражданская ответственность наступает, если лицо не исполнило обязанность, предусмотренную гражданским правом; дисциплинарная ответственность наступает, если человек совершил дисциплинарный проступок в трудовых, образовательных отношениях. Привлечь человека к ответственности можно, если он совершил правонарушение, которое традиционно должно включать четыре элемента: объект нарушения - общественные отношения, охраняемые законодательством; субъект правонарушения, т.е. лицо, совершившее нарушение; субъективная сторона - вина человека в форме умысла или неосторожности; объективная сторона - сам проступок, его последствия. Это - деяние, повлекшее общественно опасные последствия в виде действия или бездействия. Правила поведения содержатся в нормативном правовом акте. Они являются содержанием НПА. 4. Право как наука. Как и всякая наука, право изучает определенную часть действительности: нормы права, нормативные правовые акты, правосознание, правоотношения и т.д. Приказом Министерства образования и науки РФ от 25 февраля 2009 г. N 59 утверждена Номенклатура специальностей научных работников. Современная юридическая наука права имеет 34 специальности, которые составляют 15 групп:
Право изменяется, возникают новые специальности, например, образовательное право, международное образовательное право, служебное право и т.д. 5. Право как система правоотношений. Правовые отношения - это общественные отношения между лицами, урегулированные нормами права. Это - связь людей, которая состоит в том, что стороны, вступившие в отношения, наделяются правами, обязанностями, ответственностью за исполнение обязанностей. Право регулирует не все общественные отношения, а только самые существенные. После того, как для урегулирования отношений принята норма права, они становятся правоотношениями. Субъектами (участниками, сторонами) правоотношений являются физические и юридические лица. В разных правоотношениях стороны могут иметь специальные названия, выражающие особенности этих отношений, например, продавец, покупатель и т.д. Физическое лицо - это человек, как участник правоотношений. Его положение в правоотношении характеризуется двумя свойствами, которые называются правоспособностью и дееспособностью. Юридические лица - это организации: предприятия, учреждения, акционерные общества, госорган и т.д. Они имеют право выступать от своего имени во всех отношениях и нести самостоятельно ответственность по своим обязательствам. Поведение человека в правовых отношениях может быть двух видов: правомерное поведение, при котором человек не превышает своих прав, исполняет обязанности, установленные в законе; правонарушение - неисполнение обязанности, установленной в законе, или превышение прав, причинившее ущерб другому человеку. Правоспособность человека - способность иметь юридические права и выполнять обязанности. Она признается в равной мере за всеми людьми. Правоспособность приобретается с рождения и прекращается со смертью. Какие права имеют люди? Например, они могут иметь имущество на правах собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской деятельностью, а также любой иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица или совместно с другими гражданами и юридическими лицами совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; выбирать место жительства; иметь авторские права на научные труды, произведения литературы и искусства, изобретения; иметь иные имущественные и личные неимущественные права. Дееспособность - это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их. Например, в имущественных отношениях гражданская дееспособность возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижении 18 лет. Возникновение, изменение или прекращение правоотношений связано с определенной причиной, которой являются юридические факты. В зависимости от правовых последствий они делятся на: правообразующие, которые влекут возникновение правоотношений, например трудовой договор; правоизменяющие, которые влекут изменение прав, обязанностей, например, приказ о переводе на другую работу; правопрекращающие, которые прекращают правоотношения, например, приказ об увольнении. Правоотношение состоит из трёх необходимых элементов: субъект правоотношения; объект правоотношения; содержание правоотношения. По различным оценкам право регулирует только 1% общественных отношений. Для юристов имеет большое значение мониторинг всех общественных отношений и их соотношение. 6. Право как правосознание - одна из форм общественного сознания. Это - система правовых взглядов, теорий, идей, убеждений, оценок и т.д. Это - представления каждого человека о праве, о его реализации и т.д. Индивидуальное правосознание делится на научное, обыденное и профессиональное. Обыденное правосознание возникает на основе опыта человека, из средств массовой информации, под влиянием других людей. Каждый человек обязан обладать знанием права, так как право регулирует его поведение. Согласно ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Но для того, чтобы соблюдать законы их нужно знать. Научное правосознание - более точное представление о праве в отличие от обыденного правосознания. Это - правосознание человека, изучающего право. Профессиональное правосознание - это правовое сознание лиц, которые профессионально занимаются правом. Ученые считают, что главным критерием, по которому можно оценивать разные этапы исторического развития, является уровень свободы личности. Право является формой выражения свободы человека. Люди свободны тогда, когда они признаются равными и подчиняются не другим людям, а закону. Право должно регулировать деятельность государства, чтобы оно не могло ограничивать права людей сверх меры, т.е. ограничивать их свободу. Этот принцип последовательно проводится в законодательстве как международном, так и национальном. Например, в 1930 г. была принята Конвенция ООН относительно Принудительного или обязательного труда. В 1955 г. ООН приняла дополнительную Конвенцию об упразднении рабства, работорговли, институтов и обычаев, сходных с рабством. Считается, что свобода есть прирожденное, естественное право каждого человека, что никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Государства, участвующие в Конвенции, отмечали, что рабство и обычаи, сходные с рабством, ликвидированы еще не во всем мире, не во всех частях света. Обычаями, сходными с рабством, в Конвенции названы: долговая кабала - человек должен отработать долг, причем время отработки не ограничено, характер работы не определен; крепостное состояние - человек работает на земле другого человека и не может изменить свое положение; обычай выдавать женщину замуж за вознаграждение без права ее отказа от брака; право мужа передать женщину другому за вознаграждение; обычай после смерти мужа передавать женщину по наследству другому; случаи, когда ребенок передается другому лицу за вознаграждение с целью эксплуатации ребенка или его труда. По мнению И. Канта человек считается свободным, если он подчиняется не другому человеку, а закону. 7. Право как справедливость. Право нередко понимают как справедливость. По определению Аристотеля (др.-греч. философ и ученый 384-322 до н.э.), справедливость есть равенство для равных людей. Справедливым считается и пропорциональное равенство: если человек трудится больше, то он может и больше получать; не трудившийся, в свою очередь, ничего не получает, и это - справедливо. Справедливость нередко разделяют на природную и установленную законом. Закон может быть двух видов: справедливый и несправедливый. На этом основано различие права и закона. Право - это справедливый закон. Закон, который не является правом, отличается от права тем, что он отражает интересы не всего общества или его большинства, а лишь его меньшинства. Тем самым закон оказывается формой произвола какой-то группы населения и становится несправедливым. Кроме того, несправедливый закон нарушает равенство граждан. Важнейшим инструментом обеспечения равенства является договор. Факт общественной солидарности, говорил Л. Дюги, осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости. Социальная норма солидарности составляет основу всего объективного права. Л. Дюги утверждал, что право вытекает непосредственно из социальной солидарности и поэтому стоит над государством. Законодатель лишь констатирует норму, но не создает ее. Леон Дюги (фр. Leon Duguit, 1859-1928; Википедия) - французский юрист, специализировавшийся на публичном праве и прибегавший к так называемому методу социологического позитивизма (влияние Дюркгейма и Конта). Профессор, а затем декан университета Бордо. Защитник теории Общественной службы, он, с другой стороны, настаивал на социальной функции права собственности и разрабатывал критику института государства, которое для него было лишь одним из возможных способов управления неустойчивой формой, которая могла исчезнуть. Леон Дюги является главным представителем учения солидаризма. Он, опираясь на идеи французских социологов О. Конта, Э. Дюркгейма и Л. Бурнежуа, развил концепцию социальной солидарности. В теории Л. Дюги связи, объединяющие людей в обществе, являются узами социальной солидарности. Общество делится на классы, каждый класс выполняет свою миссию, свой долг, свою социальную функцию по обеспечению солидарности и гармонии общества. Эти социальные связи основаны на разделении труда. Сотрудничество классов в процессе разделения труда приводит к преодолению теневых сторон капитализма мирным путем, без революций. Факт общественной солидарности, говорил Л. Дюги, осознается индивидами и порождает норму социальной справедливости: "не делать ничего, что нарушает социальную справедливость, и делать все возможное для ее реализации и увеличения". Социальная норма солидарности составляет основу всего объективного права. Юридическая норма - это "верхний пласт" социальной нормы. Отдельные нормы в их многообразии значительны лишь постольку, поскольку они отвечают социальной норме солидарности. Юридическая норма возникает спонтанно в условиях общественных взаимосвязей. Законодатель лишь констатирует, но не создает ее. В этом аспекте теория Л. Дюги связана с социологической юриспруденцией. Норма социальной солидарности создает для индивида лишь право выполнять "социальную обязанность", определенную социальную функцию, в соответствии с положением, которое данное лицо занимает в системе общественной солидарности. Существует лишь объективное право - юридическая норма, которая никому, ни индивиду, ни коллективу не дает субъективных прав. Человек лишь винтик в социальном организме. Индивид - это не цель, а средство выполнять известную работу в деле социального строительства. Для права есть только обязанности. Для каждого класса существуют свои социальные функции. Государство налагает руку на собственность, которая должна выполнять социальную функцию. Л. Дюги говорил, что собственность социализируется и перестает быть абсолютным правом и трансформируется для собственника в социальный долг. Л. Дюги говорил о социальной реформе общества. Он считал, что современное общество движется к федерализации классов, соорганизованных в синдикаты - синдикальный федерализм. Всеобщее индивидуалистическое избирательное право он предлагал заменить организаторским пропорциональным представительством партий и профессиональных организаций. Для этого классовое общество перестраивается на основе синдикатов. Каждый класс объединяется по профессиональному признаку в профессиональные союзы. Отношения между классами регулируются не законами, а договорами. Соединение синдикатов в федерацию приведет к децентрализации политической власти, к политическому и правовому плюрализму. Власть будет распределяться между различными синдикатами, к которым перейдет вся практическая работа по осуществлению социально-экономических и социально-политических задач. Деятельность центрального правительства будет направляться палатой, образованной из представителей всех синдикатов. Некоторые идеи, которые выдвинул Л. Дюги, находят и сегодня применение, так в Норвегии продолжительность рабочего дня и минимальная оплата рабочего часа определяются соглашением организаций предпринимателей и рабочих. В целом, для политико-правовой доктрины солидаризма характерны следующие моменты: идеологическое противостояние индивидуализму и социализму (коммунизму); резко негативное отношение к учению о классовой борьбе (Леон Дюги называл его "отвратительной доктриной"); скептическое отношение к субъективным правам, поскольку они, по мнению солидаристов, разобщают членов общества. "Индивид не имеет никакого права, он имеет лишь социальные обязанности". Дюги предлагал заменить понятие субъективного права понятием социальной функции. У него было отрицательное отношение к идеям равенства и естественным правам человека, выдвинутым в революционную эпоху и закрепленным в Декларации прав человека и гражданина. Дюги утверждал: что люди неравны от природы, занимают соответственно этому разное положение в обществе и должны иметь разное, а не одинаковое юридическое состояние; взгляд на буржуазию и пролетариат как на взаимосвязанные классы, каждый из которых выполняет социально необходимую функцию и которые должны совместно и солидарно трудиться в общественном производстве; одобрительное отношение к частной собственности, которая рассматривалась не как субъективное право индивида, а как его обязанность "свободно, полно и совершенно выполнять социальную функцию собственника"; понимание социальной солидарности как "факта взаимной зависимости, соединяющей между собой, в силу общности потребностей и разделения труда, членов рода человеческого"; идею о том, что осознание факта солидарности порождает социальную норму, которая стоит выше государства и положительных (писаных) законов, а они лишь служат ее осуществлению. Дюги писал: "Ничего не делать, что уменьшает солидарность по сходству и солидарность через разделение труда; делать все, что в материальных силах личности, чтобы увеличить социальную солидарность в обеих этих формах". По мнению Дюги, норме солидарности соответствуют законы о всеобщем образовании, здравоохранении, социальном обеспечении, охране труда и др. Теория солидаризма оказала значительное и долговременное влияние на политико-правовую идеологию и практику. В России идеи Леона Дюги были поддержаны (хотя и не безоговорочно) такими видными правоведами, как Павел Иванович Новгородцев и Максим Максимович Ковалевский. На идеи Дюги о "социальных функциях" права благожелательно ссылались А.Г. Гойхбарг и другие советские юристы 1918-1920 гг. В дальнейшем доктрина Дюги о синдикалистском (корпоративном) государстве была использована фашистской партией Италии, франкистским и другими антидемократическими режимами, что подорвало доверие к фактически умеренным идеям солидаризма, ряд которых сохраняет актуальность и по сей день. Справедливость - понятие, которое многозначно. В русском языке есть понятие, которое имеет одно значении с понятием справедливости - это равенство. Равенство (справедливость) бывает двух видов: фактическое и формальное. В любой системе права используются оба вида справедливости, но какого-то вида справедливости в конкретной правовой системе больше. Примерами фактического равенства являются одинаковая для всех минимальная заработная плата, один для всех возраст выхода на пенсию и т.д. Формальное равенство состоит в том, что всем даны одинаковые права, но мы все живем по-разному. Почему? Потому что мы все по-разному пользуемся своими правами. Например, после окончания вуза один стал предпринимателем, создал собственное дело, а другой поступил на работу в качестве наемного работника. 8. Право как свобода. Свобода - идея, отражающая такое отношение субъекта к своим актам (поведению), при котором он является их определяющей причиной и они, стало быть, непосредственно не обусловлены природными, социальными, межличностно-коммуникативными, индивидуально-внутренними или индивидуально-родовыми факторами (Новая философская энциклопедия. - 2003). Свобода неотделима от равенства. Правовое равенство - это равенство свободных людей. Равенство отличается от уравнительности. Равенство - установление одинакового положения людей, наделение их одинаковыми правами и обязанностями, невзирая на естественные различия. Право рассчитано на свободных людей. Человек в правовых отношениях должен вести себя как свободный человек, и только в этом случае он может привести в действие весь правовой механизм для обеспечения своей свободы. Право признает людей формально равными, поэтому они имеют одинаковые права приобретать те или иные блага, получать доходы, приобретать жилье и т.д. Но в силу того, что люди не равны по своим возможностям (физическим, интеллектуальным и т.д.), они по-разному используют свои права, достигают разных результатов и, следовательно, живут по-разному. Социальное государство предполагает обеспечение каждого человека минимальным набором благ, позволяющим человеку вести достойную жизнь независимо от его особенностей: способностей, возраста, состояния здоровья и т.д. Самые блестящие умы бились и бьются над тем, как сделать этот мир лучше. Но результат расходится с целями, так как вместо свободы и процветания во многих странах распространены бедность и нищета. По словам Иммануила Канта (а перед этим почти те же слова произнес Вольтер), "человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, но закону". Важнейшей задачей государства и права является создание такой социальной системы, в которой люди подчиняются закону, а не другим людям. Цель общества или государства дать каждому человеку возможности, а он должен развивать присущие ему дарования. Основная свобода человека - экономическая, это тот вид свободы, без которой свобода личная и политическая в прошлом никогда не существовали. Каждый человек должен иметь собственность. Первый вид свободы есть собственность, считал Гегель (Философия права. М., 1990. С. 94) Предпринимательство - это свобода в экономической сфере. Оно открыло дорогу использованию нового знания, все стало возможным, лишь бы нашелся кто-нибудь, кто готов действовать на свой страх и риск, вкладывая свои деньги в те или иные проекты. Экономическая свобода - это свобода любой деятельности. Она включает кроме права выбора риск и ответственность. Деньги - величайшие, из когда-либо изобретенных человеком инструментов свободы. При определенных условиях, как показывает история, они могут стать инструментом порабощения. Частная собственность является главной гарантией свободы, причем не только для тех, кто владеет этой собственностью, но и для тех, кто ею не владеет. Путь к свободе есть в действительности столбовая дорога к рабству, считают пессимисты. В экономической сфере конкурируют два экономических метода планирование и конкуренция. Конкуренция дает большую свободу человеку, чем планирование, так как она позволяет обойтись без "сознательного общественного контроля" и дает индивиду шанс самому принимать решения, взвешивая успех и неудачу того или иного предприятия. Государственное регулирование экономики - воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих в них лиц. Оно осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, отстаивать государственные и общественные интересы. Государственное регулирование в широком смысле слова включает прогнозирование, планирование, финансирование, бюджетирование, налогообложение, кредитование, администрирование, учет, контроль. Государственное регулирование имеет место как в централизованно управляемой экономике, так и при рыночной экономике (Современный экономический словарь. 1999). Назначение правовых правил быть инструментом достижения индивидуальных целей. Есть три вида, три ступени человеческой свободы - "свобода от", "свобода для" и "свобода во имя". Важно представлять соотношение понятий свобода и справедливость. Основную ценность для человека представляет свобода, а справедливость есть средство, которое делает свободу приемлемой для всех. 9. Право как форма добра и зла. Право содержит добро и зло. Абсолют (Бог) не только благ и всемогущ, но имеет право суда, поэтому не производя зла и имея силы ему воспрепятствовать, Он допускает его, как средство наказания свободных созданий, злоупотребивших свой свободой*(1). Лейбниц разделяет зло на три вида: 1) метафизическое - несовершенство в мире, бытийственное; 2) физическое - страдание бытия; 3) нравственное включает всечеловеческие пороки и преступления. Отменить зло Бог не может, т.к. это будет отмена свободы (См более подробно: Щеглов А.П. Философские представления о природе зла в Древней Руси. М., 2011). Эпикур указывал, что логически объяснить существование зла возможно с помощью трех версий. Первая - Бог может, но не хочет избавить мир от несчастий. Вторая - Бог хочет, но не может избавить мир от несчастий. Третья - Бог не может и не хочет это сделать. Плутарх изложил четыре причины, из-за которых боги допускают существование зла. Первая причина заключена в том, что боги дают грешнику время исправиться. Вторая причина говорит о том, что ожидание наказания увеличивает его переживание. Третья состоит в ожидании богами, когда наказание будет наиболее эффективным. Четвертая причина объемлет предыдущие и гласит, что понятие времени у богов и людей не совпадает. Истинная свобода человека отождествляется с подчинением божественной воле (в католицизме также церковному предписанию), а зло трактуется как извращенное, неправильное употребление свободы, своеволие и гордыня - наглое притязание на подобие божественному всемогуществу (Втор, 29; 19). Гордость составляет, согласно христианству, психологическую основу греха. (Сир, 10;7, 14-15). Как порождение "гордости", себялюбия и эгоизма, зло рассматривается как противоположность абсолютному добру - Богу. В отличие от абсолютного добра, зло не первично и не самостоятельно потому, что оно существует только в тварном мире, причем вследствие акта свободной воли субстанциальной личности. Злые акты воли совершаются под видом добра, в составе зла всегда есть добро. B.C. Соловьев в книге "Оправдание добра: Нравственная философия"*(2) ставит этическую проблему, "оправдывая" добро, - стоит ли жить, если в мире царит зло, и в чем же заключается смысл жизни. Соловьев рассматривает зло исключительно через этические категории*(3). Бердяев утверждает, что Свобода угодна Богу, но в то же время она - не от Бога. Существует "первичная", "несотворённая" свобода, над которой Бог не властен. Древнерусские метафизические представления различали два вида бытия - духовное бытие и физическое бытие. В этих двух формах проявляется зло. Природа зла начинается в духовной сфере и затем проявляется в физическом бытии в форме физических страданий, болезней, бедствий и смерти. Свобода выбора обнаруживает повод для проявления природы зла. Разрушая одно и давая тем самым бытие другому, зло только разрушение и гибель. Зло не только несет ложный бытийственный статус, но и является ложным знанием и ошибочным пониманием. Русский нравственный мир - это мир активного противления злу, упреждения действий зла, удержания зла. По замечанию К. Крылова, "главным источником зла считается потакание злу, готовность смириться с ним, потворствование ему (чем бы это ни объяснялось)". В этике человек, который не защищает свой идеал (добра, правды, истины), - сам не добр, не правдив, не истинен. Д. Менделеев писал: "Законы, сколь бы ни были они прозорливы и разумны, не только всего предусмотреть не могут, но и пишутся, в сущности, ради устранения зла, а возбуждать добра не могут ни при каких законодателях". "Благо же народное, ради которого существуют правители, определяется суммой добра, и во имя его "положительно" может действовать одна администрация". Она может содействовать добру в "круге свободных действий граждан". М.М. Сперанский писал: "...законы без нравов не могут иметь полного действия, ибо законы должны покровительствовать свободе, а не уловлять ее подозрениями". Право должно показать человеку, что государство считает добром, а что злом. В законодательстве перечислены следующие виды зла: уголовные преступления; административные правонарушения; причинение вреда в имущественных отношениях; дисциплинарные нарушения. В мире появляются все новые виды зла, и государство должно указать народу на них, включив эти злодейства в уголовный кодекс. Добро - это все, что полезно человеку. Зло - это все, что вредно человеку. Распространено устойчивое представление о том, что право существует только до тех пор, пока есть некие ориентиры общественного согласия по вопросам "что такое хорошо и что такое плохо", "что такое добро и зло". Противоположный взгляд исповедуют сторонники морального релятивизма (этический релятивизм). Это - принцип, согласно которому не существует абсолютного добра и зла, отрицаются обязательные нравственные нормы и объективные критерии нравственности. Моральный релятивизм является противоположностью моральному абсолютизму. 10. Право, как правда и ложь. Правда (истина) - отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Ложь - утверждение, заведомо (или не заведомо) не соответствующее истине и высказанное в таком виде сознательно (или неосознанно). В повседневной жизни ложью называют умышленную передачу фактической и эмоциональной информации (вербально или невербально) с целью создания или удержания в другом человеке убеждения, которое сам передающий считает противным истине. Доверие между людьми складывается только тогда, когда общество скреплено общими ценностями, и люди не утратили способность к вере, честность, чувство справедливости и свободы. А уважение к закону возникает только тогда, когда он один для всех, всеми соблюдается и в основе его - правда (Путин В.В. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить. Известия. 2012, 16 января). Русская Правда (др.-рус. Правда XI век, 1019-1054 годы) - правовой кодекс Руси. Правда Ярослава основана на устном законе и обычном праве Руси. Русская Правда содержит в себе, прежде всего, нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства. Она является главным источником правовых, социальных и экономических отношений восточных славян. Многочисленные ранние европейские правовые сборники, тоже назывались Правдой, например, "Салическая правда" - сборник законодательных актов Франкского государства, Рипуарская и Бургундская правды, составленные в V-VI вв. н.э., и др. Как полагают многие ученые, Русская правда явилась конечным кодифицированным результатом эволюции древнерусского права, прошедшего несколько этапов в своем развитии. Ложь выступает как манипулирование информацией. Опираясь на Cooperative Principle (Grice), МакКорнак (McCornack), по его убеждению, выявил общие типы лжи (Википедия. Ложь.): 1. Манипулирование качеством информации (осознанное манипулирование качеством передаваемой информации хорошо объясняет ложь или фальсификацию). 2. Манипулирование количеством информации (осознанное манипулирование количеством передаваемой информации хорошо объясняет обман или укрывательство). 3. Передача двусмысленной, размытой информации: А) Умолчание - сокрытие правды (минимизация - minimization). Б) Искажение - сообщение ложной информации, также - фабрикация, фальсификация (максимизация - maximization). Можно назвать две причины лжи в праве: умышленные и неосторожные действия. 11. Право как учебная дисциплина. Учебная дисциплина имеет название: право, правоведение, основы правовых знаний и т.д. Она может включаться в общеобразовательные программы, но, в основном, изучается в качестве профессиональной программы. Задача программы "Право" состоит в том, чтобы привить необходимую правовую культуру. Содержание образования по программе "Право" составляет совокупность системы знаний о праве, умений и навыков, компетенций, овладение которыми обеспечивает правовую культуру. Элементами учебной дисциплины являются: федеральный государственный образовательный стандарт, программа предмета, организация учебного процесса, промежуточная и итоговая аттестации и т.д. 12. Право как вид решения в контексте общей теории управления, которая рассматривает управление как вторую часть деятельности. Деятельность состоит из двух элементов: познание и управление. Управление состоит из субъекта управления, объекта управления и средств управления. Процесс управления включает следующие этапы: 1) осознание проблемы управления; 2) принятие решения по проблеме; 3) организация выполнения решения; 4) контроль за исполнением решения; 5) корректировка решения, системы организации и контроля. Нормативный правовой акт - это всегда решение проблемы. К нему применяются требования, которые разработаны в теории принятия решения. Правовой акт может быть формой любого этапа процесса управления. 13. Право в современном мире. В современном мире каждое государство имеет свое право, а бывает так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Свое право имеют и негосударственные общности: каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения. Правовая семья - одно из понятий сравнительного правоведения. Она представляет собой совокупность национальных правовых систем, которые объединяют общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования. Наиболее известной является классификация французского учёного Р. Давида, в соответствии с которой выделяются правовые семьи: романо-германская; англосаксонская; религиозная (мусульманская, иудейская и др.), социалистическая, некоторые другие. 14. Задачи права. Право в обществе, государстве необходимо для решения конкретных задач. Такая сложная и большая система, как право, имеет множество целей. Задачи права представляют собой разновидность социальных задач. Социальная задача - это необходимость осуществить в будущем определенную деятельность. В любом обществе существует огромное количество конфликтующих между собой задач, выдвигаемых разными группами населения. В то же время с помощью права общество формирует общие задачи, с которыми в той или иной степени согласно большинство его членов. Задачи нормативных правовых актов показывают то, для чего они были созданы. Существует разное понимание задач права. Если основными задачами считать защиту личности, то тогда мы исходим из идеи о том, что общество создано для человека, а не человек для общества. Если мы будем считать, что главной задачей права является защита интересов общества и государства, то в таком обществе государство будет считаться высшей ценностью по сравнению с человеком. Видимо, основными задачами права являются решения обеих задач - защиты человека и защиты государства. Ученые по-разному объясняют необходимость права. Например, известный европейский правовед П. Сандевуар (См. Сандевур П. Введение в право. - М., 1994) пишет, что в общественной жизни люди и группы людей могут проявлять не только миролюбие, склонность к сотрудничеству, симпатию и солидарность, но и эгоизм, жадность, жестокость, стремление к превосходству над другими, чрезмерную требовательность и даже злонамеренность - хищническое в своем роде поведение. Таким образом, общественная жизнь не всегда представляет примеры альтруизма (нравственный принцип, согласно которому благо другого и он сам нравственно более значимы, чем собственное я и своё благо. Альтруизм противоположен эгоизму. Эгоизм - принцип жизненной ориентации, основывающейся на мотивах себялюбия и своекорыстия, забота о своем я и своих интересах даже ценой блага других) и благородства, превращаясь в арену проявления желаний, интересов, конкуренции, стремлений к власти и господству. Право существует, так как живущий в обществе человек является эгоистичным, жадным и жестоким созданием по отношению к другим людям, а иногда даже несознательным и преступным. Право существует потому, что сплоченность групп людей, общественный прогресс и само выживание человеческого общества требуют энергичного и всеобщего принуждения. Право - это "отчасти тот хлыст, которым служитель щелкает в зоопарке". Видный французский юрист Мишель Виралли отмечает, что право - чрезвычайно сложный механизм, нечто необъятное, устрашающее, принуждающее и даже притесняющее, но одновременно, с другой точки зрения, успокаивающее и защищающее. Право - лицо общества, подавляющее индивида и помогающее ему (см. Карбонье Ж. Юридическая социология. М., 1986). Другой французский юрист говорит, что право - это весьма сложный объект для изучения, и чтобы проникнуться им, нужны годы тяжелого труда... Как только отношение между двумя лицами может стать объектом рассмотрения со стороны третьего лица, которое решает спорные вопросы, это означает, что данное отношение из области нравов перешло в несколько неопределенное царство права. Важнейшей целью права является упорядочение деятельности индивидов - членов общества путем установления норм или правил поведения, которые они должны соблюдать при реализации различных социальных связей. Право есть метод организации общества, нацеленный на снижение социальной напряженности и устранение конфликтов. Право призвано учреждать и поддерживать такой социальный порядок, который налагает на индивидов и социальные группы определенные обязанности, одновременно гарантируя им правоспособность и конкретные права. Основная цель права - установить формальное равенство разных людей; сделать людей свободными; обеспечить им возможность осуществить свое право; признать людей одинаково ценными для государства и в государстве. Если эта цель не достигается, то в обществе действует не право, а закон силы. 15. Функции права. Под функцией права понимаются основные направления воздействия норм права на общественные отношения, поведение, сознание людей. Право выполняет, прежде всего, регулятивную и охранительную функции. Регулятивная функция состоит в упорядочении общественных отношений, которые представляются в виде задач, прав, обязанностей и ответственности. Важнейшим средством регулирования общественных отношений является договор. Охранительная функция заключается в установлении мер ответственности за превышение прав, неисполнение обязанностей. Рассмотрение функций права дает возможность узнать, почему существует право, что оно дает обществу. По мнению американского юриста Лоуренса Фридмэна, основная функция права состоит в социальном контроле поведения людей в обществе. Правовая система рассматривается как часть системы социального контроля. Другая функция - урегулирование спорных вопросов, конфликтов. Следующая - перераспределение между людьми товаров и услуг. Функция социального охранения состоит в том, что право можно рассматривать как мускулы и скелет общества. Закон защищает право каждого человека (См. Фридмэн Л. Введение в американское право. - М., 1992). Важнейшая функция права - установление мира в обществе, мирного способа разрешения конфликтов. 16. Субъективные права человека и возможности их реализации. Право делится на два вида: объективное и субъективное. Субъективное право - вид и мера возможного поведения лица. Объективное право - это система общеобязательных социальных норм, правил поведения, установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения. Его называют иногда позитивным правом. Объективное право или естественное право - вытекающее из самой природы, человеческого разума императив, стоящий над государством и законом (См. Юридический словарь. 2000 г.). Перед каждым человеком стоит вопрос - как реализовывать свою свободу (возможности) или субъективное право в жизни, хотя бы для того, чтобы быть конкурентоспособным, приобрести максимально возможную свободу. Уровень свободы человека во многом зависит от того, как человек пользуется своей свободой. Эта свобода в жизни человека заставляет его делать выбор между видами деятельности. Таких развилок в судьбе человека не так много, в течение жизни их может быть 30-40. Такой выбор можно назвать шаги к свободе. Можно предложить сделать 23 шага, которые приведут к максимальной свободе. Эти шаги человек может делать в течение всей своей жизни: первый шаг - получить максимально высокое профессиональное образование. Профессиональное образование имеет следующие ступени: 1) среднее профессиональное образование с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего; 2) среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена; 3) высшее профессиональное образование с квалификацией бакалавр; 4) высшее профессиональное образование с квалификацией специалист; 5) высшее образование с квалификацией магистр; 6) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. Существует закономерность, чем выше профессиональное образование человека, тем выше может быть его доход; второй шаг - изучить мировой язык, например, английский. Доход лиц, знающих иностранный язык, может быть выше дохода лиц языка не знающих; третий шаг - выбрать вид работы, который позволит получать максимальный доход. Существуют следующие виды труда: 1) труд "на себя" - предпринимательский, индивидуальное предпринимательство - фрилансерство, микробизнес, малый бизнес, средний бизнес, крупный бизнес; 2) труд наемного работника; 3) работа в госоргане, муниципальном органе; 4) работа в международных организациях; четвертый шаг - освоить правила создания собственной организации; пятый шаг - поддерживать профессиональное общение с коллегами численностью до 120 человек; шестой шаг - получить доступ к мировым информационным ресурсам, записавшись в библиотеки мирового уровня: Лондонскую, (первая в мире по количеству единиц хранения, на сегодняшний день располагает ок. 150 млн. ед.) (http://www.bl.uk/); библиотеку ООН им. Д. Хаммаршельда (http://www.un.org/); мировая цифровая библиотека (http://www.wdl.org/ru/item/); Российскую государственную библиотеку (http://rsl.ru/), Российская Государственная библиотека для слепых, библиотеку Президента Ельцина Б.Н. в Санкт-Петербурге (www.prlib.ru), свою городскую библиотеку и т.д.; седьмой шаг - научиться превращать доходы в капитал и его увеличивать. За тридцать лет работы человек может заработать капитал размером 500 тысяч евро или 20.000.000 рублей, не считая стоимости машины и квартиры. Президент России в своем выступлении на расширенном заседании Госсовета 24.04.2012 г. сказал: "Человек стремится к материальному благополучию, потому что кроме достойных условий жизни оно дает свободу, дает возможность выбирать место жительства и род занятий, сохранять и укреплять здоровье, чувствовать себя уверенно, помогать другим"; восьмой шаг - развивать свою компетенцию жителя муниципальной общины; девятый шаг - развивать свою компетенцию гражданина России: избирателя; участника общественной экспертизы законопроектов (zakon.government.ru); участника открытого правительства и т.д.; десятый шаг - изучать и анализировать бюджеты страны: муниципальный, субъекта РФ, федеральный, для того чтобы иметь представление и своё мнение о финансовом плане страны и, конечно же, управлять своим семейным бюджетом; граждане являются налогоплательщиками, и они должны знать как используются средства, образующие бюджет. Распоряжением Правительства РФ от 20 июля 2011 г. N 1275-р одобрена Концепция создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"; одиннадцатый шаг - приобрести компетенцию потребителя, изучив потребительское право; изучить закон о защите прав потребителей и научиться прагматично строить свои отношения с продавцами; двенадцатый шаг - научиться использовать силу судов для защиты своих прав, свобод и законных интересов, изучить гражданский процессуальный, уголовный процессуальный, арбитражный процессуальный кодексы, посещать в учебных целях судебные процессы для приобретения опыта защиты прав в суде; тринадцатый шаг - знать своих представителей в публичных органах - 3-х депутатов: федерального, в субъекте РФ, муниципального. Изучить статус депутатов; четырнадцатый шаг - изучать и совершенствовать свои знания права, создать и поддерживать свою юридическую библиотеку правовых актов и комментариев; пятнадцатый шаг - постоянно заниматься самообразованием, повышать свой профессионализм до 100%; шестнадцатый шаг - научиться измерять свой профессионализм по 100 бальной шкале; семнадцатый шаг - построить дом, а не только квартиру в многоквартирном доме; восемнадцатый шаг - посадить сад; девятнадцатый шаг - создать семью и воспитать детей; двадцатый шаг - постоянно повышать свою общую компетенцию; двадцать первый шаг - освоить роль хозяина своего дома, муниципального образования, субъекта РФ, всей федерации; двадцать второй шаг - приобрести компетенцию члена муниципальной общины; двадцать третий шаг - приобрести компетенцию государствоведа. Каждый гражданин должен иметь представление о нашем общем доме - государстве.
Вопросы для студента, изучающего тему: 1) назовите формы права, которые наиболее значимы для человека, семьи, общества и государства; 2) назовите субъективные права, реализуя которые человек приобретает большую свободу; 3) проанализируйте Доклад Московской городской Думы "О состоянии законодательства города Москвы в 2012 году"; 4) объясните, почему ни одному государству в мире не удалось построить правовое государство, опираясь на 10 заповедей; 5) какие запреты нужно установить для работодателей, для того чтоб не было нарушений трудовых прав в сфере труда; 6) какие запреты нужно установить собственнику; 7) какие запреты нужно установить государственным и муниципальным служащим для того, чтобы исключить коррупцию среди них.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы