Глава 3. Четвёртый день поездки. Тбилиси. Опять ВЛ11.

Наступил четвёртый день поездки, а если не считать дня, когда мы добирались, то третий. Сегодня мы встали в 6 утра, до границы с Грузией оставалось ехать час, а там ещё два до Тбилиси. Время я коротал, описывая первый день этой поездки, когда мы ехали через Махачкалу в Баку. В поезде ничего особенного не произошло.

Природа Грузии разительно отличается от природы Азербайджана. Из окошка я любовался разнообразными деревьями и травами, зелёными, а не жёлтыми горами, которые так надоели за два дня изучения окрестностей Баку. Я люблю буйную растительность.

На пограничной станции Гардабани нам разрешили выйти на перрон и я отправится осматривать электровоз, это был красно-серый 4Е10-932, который представляет собой односекционный ВЛ10У. На его передней части у фар висела круглая паутина. Удачливый паук, много насекомых, летящих на свет огней, соберет его сеть.

Грузинские железнодорожные станции заставлены списанными вагонами – разобранными до каркаса крытыми, бочками с разодранной теплоизоляцией, рефрижераторными секциями с распахнутыми дверями, голыми пассажирскими без стёкол и внутреннего убранства. Создается впечатление безразличия, столько металла пропадает! Вагонное кладбище есть даже на станции Тбилиси пассажирская – здесь стоят вагоны от электричек и горелые электровозы ВЛ11.

Мы вошли в вокзал, который является одновременно торговым центром.

Люди здесь, как и в Баку, гостеприимные и знают русский язык, таксисты чуть менее приставучие. Грузинские надписи пишутся местными символами, не похожими ни на кириллицу ни на латиницу, поэтому читать их не представлялось возможным.

В обменном пункте каждый из нас обменял пять тысяч рублей на 173 лари, так называются местные деньги. Курс составил примерно 30 рублей за один лари, прямо как доллар года четыре назад. После этого мы направились в кассу и купили билеты от Батуми до Еревана, купе по цене примерно 2500 рублей, что, как позже выяснилось, довольно дешево за то, что мы получили.

Расписание движения поездов здесь есть только на электронном табло, никаких стендов или информационных систем, поэтому могут быть трудности, если понадобится узнать, во сколько ночной поезд Тбилиси – Озургети проследует какую-нибудь станцию в горах. Ещё мы приобрели местную сим-карту, чтобы пользоваться интернетом. 4 гб у этого оператора стоят 10 лари.

Выполнив организационные мероприятия, мы спустились в метро и отправились в Макдональдс. Проезд стоит пол-лари, то есть, 15 рублей. Тут я вспомнил, каким было метро в Нижнем Новгороде 6 лет назад: таким же темным и отдающим сыростью. Я начал осматривать сооружения с точки зрения инженера по деповскому хозяйству. Туннели подземных переходов требуют косметического ремонта: под потолком провода, которым следовало бы находиться в коробе или в пластмассовой трубе, своды надо оштукатурить и побелить, а лампы заменить на более яркие. Станции метро выглядят прилично, но очень тёмные: поезда останавливаются так, что остаётся место снять их в хвост, но из-за тускло освещения соблазн это сделать не велик. Сами поезда здесь – номерные с капитальным ремонтом, как в Баку, в оригинальной красно-серо-белой окраске. Но внутри они напоминают наши московские коллекторные яузы - тёмные и пыльные.

Двойственное ощущение вызвало у меня метро: с одной стороны, некрасиво, мрачно, слегка запущено, но с другой, таинсивенная атмосфера подземки похожа на сон. Иногда мне снились невероятно быстрые эскалаторы, тёмные станции метро, серые составы, и вот, в Тбилиси, я увидел воплощение своих сновидений.

В Макдоналдсе мы принялись решать, чем заняться в городе. Изучив википедию, Денис выяснил, что в метро есть открытая станция Гациридзе, где можно сделать красивые фотографии поездов с горами, да ещё и на солнце, а не в тёмных подземельях.

Мы во второй раз спустились под землю, теперь нам попался самый обычный номерной 10138, внешне и внутренне больше похожий на нижегородский: окрас темно-синий, двери внутри серые.

На открытой станции мы сняли несколько одинаковых составов с горами на заднем плане, а после этого поехали на следуюшую станцию, которая напомнила нашу Измайловмкую: такая же платформа посередине и кровля на одном ряде колонн, с одной стороны лес, а в конце станции переход над путями. Я даже на какой-то момент забыл, что нахожусь в другом городе.

Тбилиси мне очень понравился. Он куда более уютный, чем Баку, находясь здесь, я испытал чувство, будто уже не в первый раз посещаю этот необычный город. Люди здесь похожи на людей в Москве, есть даже модники со странными причёсками и макияжем; красивых, девушек намного больше, чем в Баку – есть на кого посмотреть, да и вообще молодёжи моего возраста много. Все знают русский язык, как и в Азербайджане.

В 16.05 у нас была электричка в сторону Гори. Мы вышли к ней на перрон, это была ЭР2 после местного капремонта с носатой мордой, с сидениями, как в экспрессе, и с тиристорным регулятором скорости. Это я понял по особому пищащему звуку при разгоне, такой же издают " сапсаны" и " ласточки". Трогается и тормозит эта электричка плавно. Технические характеристики электрички, конечно, впечатляют, но кто решил, что такая носатая, словно картонная, морда лучше круглой, которая была у электрички до того, как её переделали? Такая безвкусная, нелепая электричка придётся по вкусу людям, которые в этом не разбираются и примут её за новый поезд, а потом будут хвалить руководство железной дороги.

Полчаса езды по перегонам среди каменных глыб и стучащих в окно веток – и мы в горах. Погода стояла солнечная – ни единого облачка, а взору открывались зелёные остроконечные вершины, мосты, горная река Кура, деревушка. Там и сям разгуливали группы коров, мы слышали их мычание. Вдоль берега реки ползали самосвалы с породой, они медленно преодолевали все подъемы и скрывались за холмами. Мы прибыли в это место, чтобы снять пассажирский поезд Кутаиси – Тбилиси. Денис остался рядом с мостом, решив, что кусты, загораживающие вид на поезд, будут и дальше, и нет смысла идти. Я всё-таки прошёл пару сотен метров вперед, и тут мне открылся отличный вид на перегон, правда, кусты были и здесь, но в меньшем количестве, поэтому я достал карманную пилку и срезал их, за что был исцарапан колючками. Спустя 10 минут у меня появилась отличная фотография зелёного электровоза с четырьмя белыми вагонами и с горой на фоне.

Я вернулся к Денису и мы стали ждать электричку, чтобы снять её на мосту. Вдруг с другой стороны от путей мы услышали недовольный крик и увидели, человека на лошади. Он спускался с горы и что-то орал нам. Его обвисшие штаны и старая черная рубаха выдавали в нём пастуха, тракториста, уборщика кукурузы, но только не охранника и не железнодорожника. Тем не менее, спустившись ближе, этот хрен с горы (прозвище на сто процентов соответствует его образу), потребовал, чтобы мы немедленно прекратили снимать и убрались куда подальше. Выслушивать объяснения этот простолюдин не желал, только вопил, что сейчас вызовет милицию и всё в таком духе. Мы прошли на другую сторону моста, куда он со своей кобылой попасть не мог, подождали, пока он уйдет подальше, и вернулись обратно, только на этот раз встали в более укромном месте. Такие дурные кадры с синдромом вахтера встречаются и у нас. Им нет дела до красоты железной дороги, она просто транспорт и металл, поезда все одинаковые, и любить их невозможно.

До заката, который наступил через час после встречи с вахтером, мы успели снять две скоростные электрички. Солнечный диск всего за минуту прошел путь от точки касания с горизонтом до полного захода.

Без солнца стало тускло, и мы вернулись на платформу ожидать электричку до Тбилиси. На горы спустилась ночь. Светила луна, которая никогда не покажет нам своей обратной стороны, чирикали неуловимые сверчки и журчали цикады, на западе горели огни электроподстанции. Шумел бурный поток реки Куры. Вон и наша электричка мчится.

Вернувшись в Тбилиси, мы поужинали в столовой на вокзале. Наш рацион представлял собой салат из курицы с известной приправой, название которой я забыл, и картошки с сосиской. К чаю я взял медовик.

После еды мы сели в ночной поезд и поехали в Кутаиси.

Сегодня был отличный день. Я выспался и был бодр от подъёма до отбоя. И вот небольшое заключение. Тбилиси очень понравился, ничего общего с Москвой в части планировки города и сооружений, другое метро, другие пейзажи, другой язык. Здорово было ощущать себя как дома в таком отличном от Москвы городе. По железной дороге поставлю «сойдёт». Локомотивы в большинстве своём такие же, как у нас, старым электричкам на местном ремонтном заводе приляпали уродские морды и снимал я их без особого удовольствия, а грузовые поезда ходят плохо – за весь день мы видели только один, да и тот проехал в тёмное время. Порадовали только горные пейзажи и единственная приличная фотография пассажирского поезда, а ещё удалось прилично снять на мосту два двухэтажных экспресса «Штадлер» и два китайских экспресса, но они не показались мне слишком интересными.

Что же, надеюсь, что завтрашний день в окрестностях Кутаиси принесёт нам больше интересного подвижного состава!