Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Двигательные импровизации



 

Цель двигательных импровизаций, предлагаемых нами, дать человеку возможность побыть в разных ролях, в разных эмоциональных состояниях, повзаимодействовать друг с другом нетрадиционными способами, прислушаться к своим ощущениям в движении. В начале тренинга участникам предлагаются простые игровые импровизации, для их выполнения предлагаются некоторые образцы (например, образы зверей). По мере прохождения тренинга мы отказываемся от образцов, и импровизации направляются внутренними импульсами участников.

Предлагаемые нами техники рассчитаны как на индивидуальную работу ("Закрытие", "Рост"), так и на парную (так называемые техники на присоединение к состоянию другого человека: "Зеркало",

"Тень", «Равновесие», "Драка", "Сиамские близнецы", «Подавление», "Разговор через стекло") и на работу всей группы (различного рода групповые скульптуры).

 

Техники:

 

1.. Ходьба с зажимами.

Участники идут друг за другом по кругу.

"Продолжая идти, напрягите до предела правую руку… левую руку… всю верхнюю половину тела… левую ногу… правую ногу- обе ноги… всю нижнюю половину тела… поясницу… Представьте себе, что вы — маленькие дети… роботы… старики… Представьте себе, что масса вашего тела увеличилась в два раза… Представьте себе, что ваше тело практически невесомо… Представьте себе, что вам надо торопиться, но делать этого очень не хочется… Представьте себе, что все внутри вас бежит, а вы себя сдерживаете…"

Упражнение заканчивается ходьбой в свободном темпе.

 

2. Звери, птицы, рыбы.

Участники идут друг за другом по кругу.

"Представьте себя хищной птицей… маленьким цыпленком… кошкой (домашней или дикой, как вам больше нравится)… слоном… снова птицей… рыбой… бабочкой… Представьте себя любым зверем. Таким, который вам ближе всего, на которого вы похожи, побудьте им. Как он двигается, какие звуки издает? Каково вам в обличьи этого зверя… А теперь вы снова — люди. Темп движения — спокойный. Сделайте несколько глубоких вдохов. Упражнение закончено".

 

3. Зоопарк.

"Найдите себе место в этой комнате, где вам было бы удобно расположиться. Мы — в зоопарке Представьте себя зверем — своим антиподом (зверем, которого вы менее всего напоминаете, привычки которого противоположны вашим). Станьте этим зверем. Придайте своему телу положение, характерное для него.

Клетки раскрылись, звери выбрались на волю и разгуливают по зоопарку. Приглядываются, принюхиваются, взаимодействуют, если хотят. Возможны проявления любопытства, агрессии, самообороны (без прямого контакта). Возможна любая вокализация, кроме слов…

Приглядите себе пару — зверя или птицу, с которым вы могли бы находиться рядом, взаимодействовать или просто сосуществовать без взаимного напряжения. Повзаимодействуйте…

Вы выразили друг другу доверие. Обсудите с партнером происходившее, свои ощущения, переживания, что-то может быть неожиданное для вас".

 

4. Движение с присоединением.

Упражнение проводится в парах под музыку.

"Пусть кто-то один из вас (или оба вместе) начнет делать любые движения, прислушиваясь к музыке и к себе. Второй пусть попытается делать движения в гармонии (не синхронные, а гармоничные движения) с первым. Побудьте в гармонии с музыкой, с собой, друг с другом".

 

5. Подарки.

Упражнение проводится в парах.

"Мы любим, когда нам делают подарки. Сейчас у вас есть возможность обменяться воображаемыми подарками с вашим партнером. Вы можете подарить ему все, что захотите. Разговаривать вам нельзя, однако попробуйте преподнести свой подарок так, чтобы ваш партнер понял, что ему подарили и смог отреагировать. Обменяйтесь с партнером по очереди двумя подарками".

 

6. Слепой — поводырь.

Упражнение проводится в парах.

"Один из вас — слепой, другой — поводырь. Задача поводыря: познакомить слепого с окружающим его пространством (миром), позволить ему получить максимум информации, оберегая его при этом от возможных опасностей. Вам необходимо учитывать характер слепого, его темперамент".

После обмена ролями проводится обсуждение приобретенного опыта в парах.

 

7. Зеркало.

8. Тень.

9. Разговор через стекло.

10. Сиамские близнецы.

11. Насос и надувная кукла.

Последние пять техник нет необходимости описывать, так как они являются довольно известными; кроме того, они были описаны в "Хрестоматии по телесно-ориентированной психотерапии" (Москва, 1993). Следует только отметить, что они используются нами, как упражнения на присоединение к состоянию другого человека, и именно об этом идет речь при обсуждении опыта, приобретенного в ходе их выполнения.

 

12. Равновесие.

Участники разбиваются на пары, встают друг напротив друга на расстоянии 70-100 см, вытягивают руки вперед и соприкасаются ладонями. Задачей каждого из них является заставить партнера потерять равновесие (сойти с места), сохранив его самому.

Это упражнение хорошо проделать несколько раз с разными партнерами, так как каждый человек выбирает свою собственную стратегию выполнения данного упражнения в зависимости не только от особенностей своего характера, но и от особенностей установившегося контакта с партнером.

 

13. Драка.

Упражнение проводится в парах.

"Вы — противники. Задача — победить соперника. Настройтесь на борьбу. Будьте внимательны, вам предстоит не только наносить удары, но и отражать нападение противника. Упражнение проводится в замедленном темпе и без прямого контакта".

Упражнение может использоваться как самостоятельная техника для отреагирования агрессии. Замедленный темп позволяет «увидеть» силу и энергию агрессии.

 

14. Подавление (другое название "Борьба взглядов").

Участники разбиваются на пары и рассаживаются друг напротив друга.

"Посмотрите друг другу в глаза. Сейчас вы находитесь в равных позициях. Пусть постепенно один из вас (заранее договоритесь кто) начнет взглядом подавлять другого. Когда ваш партнер окончательно «подавлен», замрите на 2–3 секунды (один — на высоте позиции, другой — «отброшенный» вниз). После этого взгляд «подавленного» партнера пусть начинает набирать силу, взгляд «подавлявшего» — ее терять. Ваши позиции опять сравнялись. Теперь уже тот, кто был «подавлен» прежде, начинает сам взглядом подавлять своего противника. И снова, когда партнер окончательно «подавлен», замрите на 2–3 секунды."

Каждый партнер в течение упражнения должен побывать 2–3 раза в позиции «сверху» и столько же в позиции «снизу». Упражнение заканчивается в позиции "на равных".

 

15. Отвинченная голова.

"Как трудно иногда бывает «отключить» свою голову, так часто она вмешивается "не в свое дело". Сейчас вам представится возможность посуществовать немного без нее. Разбейтесь на пары. Один пусть укладывается отдыхать. Другой усыпляет его бдительность (помогает расслабиться, поглаживает, покачивает и пр.). В тот момент, когда первый расслабляется, второй — начинает «отвинчивать» у него голову (осторожно, чтобы первый "не спохватился"). Когда голова, наконец, отвинчена, второй участник несет воображаемую голову в угол комнаты и прячет ее. Потом будит своего товарища…

Как вам без головы? Вы ничего не видите и не слышите… Что происходит?… Поищите свою голову!

Дав своему партнеру посуществовать в новом для него качестве некоторое время, второй участ-

Хрестоматия по телесно-ориентированной терапии 137

ник возвращает ему голову. Тот ее внимательно изучает и, после опознания, они вместе «прикручивают» ее на место".

После проделывания упражнения партнеры обмениваются впечатлениями (или записывают их) и меняются ролями.

 

Атмосфера

 

Каждая жизненная ситуация, каждый дом, каждый пейзаж, каждая семья имеет свою собственную атмосферу. Она создается целым рядом причин, но потом приобретает известную самостоятельность, способность "влиять на причины, ее вызвавшие, и рождает из себя новые факты, дотоле не существовавшие" (М.Чехов, с. 139). Наши движения, речь, манера держаться, интонации, настроения, чувства, нередко и мысли, меняются, когда мы попадаем в сильную, захватившую нас атмосферу. Атмосфера способна даже менять значение слов (сравните: «люблю» в атмосфере драмы, водевиля, трагедии и т. д.) Поэтому мы и говорим о психологической важности атмосферы, создающей контекст общения, его психологическое содержание.

Атмосфера не находится рассудочным путем, не вычисляется, но ее можно научиться видеть, чувствовать. Научившись «видеть» атмосферу, окружающую человека в наиболее важные моменты его жизни, и его внутренние атмосферы, можно лучше почувствовать его проблемы и чувства, лучше понять содержание того, что нам сообщает клиент, а также то, создание какой атмосферы будет способствовать продвижению клиента в психотерапевтической работе.

 

Техники:

1. "Закройте глаза. Представьте себе пространство вокруг вас, наполненное атмосферой (как оно наполнено светом и воздухом). Представьте, что вокруг вас атмосфера радости, она заполняет все пространство комнаты, охватывает вас… А теперь представьте, что атмосфера радости покидает эту комнату, и на смену ей приходит атмосфера ненависти, и теперь она окружает вас со всех сторон…".

(Далее идет смена контрастных атмосфер, например" чуда — апатии — восторга — упрямства — благоговения — одиночества — радостного предчувствия… На каждую атмосферу дается 15–30 секунд. Оканчивать эту часть упражнения необходимо на «нейтральной» или «положительной» атмосфере).

"А теперь выберите атмосферу, которая наполнит пространство вокруг вас. Она неторопливо сменяет предыдущую атмосферу и окутывает вас. Побудьте в ней. Почувствуйте себя в ней… Сделайте легкое движение в гармонии с ней… Подвигайтесь… Какие ощущения в теле возникают? Что с вашим дыханием? Какие образы возникают?".

 

2. "Разбейтесь на две группы. Первая группа выбирает атмосферу и погружается в нее. Не надо обсуждать, кто как будет действовать, просто почувствуйте себя в выбранной атмосфере. Начинайте движения, созвучные атмосфере Другая группа пытается «увидеть» созданную атмосферу".

(Участники могут принимать и статичные позы. Каждый работает самостоятельно, может использовать любые звуки, шорохи, все, кроме слов. Главное, чтобы все, что делается, было для участников (для каждого отдельно) созвучно общей атмосфере).

 

3. Участники разбиваются на три группы.

1 этап упражнения. Первая и вторая группы (по секрету от третьей) выбирают две противоположные, враждебные между собой атмосферы и погружаются в них.

2 этап упражнения. Участники обеих групп (вразбивку, по одному) входят в комнату, где находится третья группа, садятся, ходят, делают что-то созвучное их атмосферам. Участники третьей группы стараются «проникнуть» в атмосферы, которые приносят с собой входящие. Каждый участник третьей группы выбирает для себя одну из этих атмосфер, присоединяется к тем, чья атмосфера выбрана.

3 этап упражнения. Две вновь образовавшиеся группы (вместе с примкнувшими участниками третьей группы) постепенно отделяются друг от друга, несколько секунд наблюдают за «носителями» враждебной атмосферы, затем начинают безмолвную борьбу силами своих атмосфер (известно, что две противоположные атмосферы не уживаются друг с другом).

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-20; Просмотров: 253; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь