Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


БЛАЖЕННЫЙ АВГУСТИН (354–430)



 

Августин, который жил в годы упадка Римской империи, был величайшим теологом своего времени Его труды сильно повлияли на христианские доктрины и отношения средних веков, да и сейчас еще оказывают свое влияние. Августин родился в 354 году в городке Тагаст (ныне Соук-Рас в Алжире), около сорока пяти миль от большою прибрежного города Гиппон (ныне Аннаба). Его отец был язычником, а мать — преданной христианкой. В детстве его не крестили.

Уже в юности Августин поразил всех своим умом, и в шестнадцать лет его отдали в Гардаю учиться. Там у него появились любовница и незаконнорожденный ребенок. В девятнадцать лет он решил заняться философией и вскоре принял манихейство, религиозное учение, созданное около 240 года пророком Мани. Христианство казалось молодому Августину сложным, а манихейство подходило ему. Однако в течение следующих девяти лет он полностью разочаровался в этом учении. В возрасте двадцати девяти лет Августин приехал в Рим, а немного позже — в Милан в Северной Италии, где стал профессором риторики. Там он познакомился с неоплатонизмом, усовершенствованной версией философии Платона, которая была развита Плотином в третьем веке. Епископом в то время в Милане был преподобный Амброзии. Августин прослушал несколько его проповедей, которые явили ему новый, более понятный аспект христианства. В тридцать два года Августин принял христианство. Бывший скептик стал пылким сторонником этой религии. В 387 году Амброзии окрестил Августина, и тот вскоре вернулся домой в Тагаст.

В 391 году Августин стал помощником епископа юрода Гиппон. Пять лет спустя епископ умер, и сорокадвухлетний помощник занял его место. На этом посту Августин оставался до конца своих дней. Хотя Гиппон был далеко не центральным городом, достоинства Августина были столь очевидны, что вскоре он стал одним из самых уважаемых отцов церкви. Хотя Августин был слабого телосложения, благодаря стенографам ему удалось создать большое количество религиозных трудов. Около 500 его проповедей и более 200 писем сохранились до наших дней Из его книг наиболее известными и влиятельными являются «О граде Божием» и «Исповедь». Последняя — одна из самых известных автобиографий в мире — была написана, когда Агустину минуло сорок лет.

Многие его письма и проповеди посвящены опровержению убеждений манихейства, донатизма (раскольнической христианской секты) и пелагианства (еще одной еретической христианской группы того времени). Спор Августина с пелагианством сформировал важную часть его религиозных доктрин. Пелагий был английским монахом, который приехал в Рим около 400 года и изложил там несколько интересных теологических учений. Каждый из нас, утверждал Пелагий, не является изначально грешником и свободен выбирать добро или зло. Праведной жизнью и прилежной работой человек может добиться прощения. Церквью из-за влияния трудов Блаженного Августина взгляды Пелагия были объявлены еретическими, а его самого (уже изгнанного из Рима) отлучили от церкви. Согласно Августину на всех людях лежит пятно греха Адама. Люди не могут получить спасение только своими усилиями и прилежной работой. Для спасения нужна милость Божья. Похожие идеи высказывались и раньше, но Августин развил ранние утверждения, а работы укрепили церковь на этих позициях, которые впоследствии стали каноническими.

Августин утверждал, что Бог уже знает, кто будет спасен, кто нет, и что, следовательно, некоторым из нас предопределенно быть спасенными. Эта идея предопределенности оказала огромное влияние на следующие поколения теологов, например на Жана Кальвина. Вероятно, даже более важной была не доктрина предопределенности, а позиция Блаженного Августина, касающаяся вопросов секса. Приняв христианство, он решил, что необходимо отречься от пола. (Однажды Августин написал «Ничего не стоит остерегаться больше, чем половых связей».) Однако настоящее отречение оказалось для него довольно тяжелым. Его личная борьба и взгляды на этот предмет подробно описаны в книге «Исповедь». Высказанные в ней взгляды, благодаря большому авторитету Августина, оказали существенное влияние на средневековые позиции в отношении вопросов пола. Его работы также связали вместе представления о первоначальном грехе и сексуальном желании.

Во время жизни Августина Римская империя быстро приходила в упадок. В 410 году Рим был захвачен вестготами. Естественно, оставшиеся римские язычники утверждали, будто римляне были наказаны за отречение от их древних богов в пользу христианства. Наиболее известная книга Блаженного Августина «О граде Божием» частично защищает христиан от обвинении. Но еще она включает в себя и философскую концепцию, которая оказала значительное влияние на развитие Европы. Августин выразил мнение, что Римская империя не являлась никакой важной основой Не были таковыми ни город Рим, ни какой-либо другой город на Земле. По-настоящему важным был рост «небесного города» — иными словами, духовный прогресс человечества. Носителем этого прогресса, была, конечно, церковь. («Вне церкви нет спасения».) Отсюда следует, что императоры — язычники, христиане или варвары — были не настолько важны, как папа и церковь.

Хотя Августин не сделал последнего шага, резкость его аргументов легко приводит к заключению, что временные правители должны подчиняться папе. Средневековые папы были рады почерпнуть это заключение у Августина, и его доктрины, следовательно, положили начало долгому конфликту между церковью и государством, и это характеризовало европейскую историю в течение многих веков. Труды Августина сыграли свою роль в переходе некоторых аспектов греческой философии в средневековую Европу. В особенности сильное влияние на мысли зрелого Августина оказал неоплатонизм и через него повлиял на средневековую христианскую философию. Еще интересно отметить, что Августин задолго до Декарта высказал знаменитое утверждение «Я мыслю, следовательно, я существую», хотя, конечно, другими словами.

Он был последним великим христианским теологом перед средневековьем и его труды остались доктриной церкви. Во всех своих общих чертах, в несовершенных формах они продержались все средние века. Августин был самым выдающимся из отцов римско-католической церкви, а его книги широко изучались духовенством. Взгляды Августина на спасение, вопросы пола и на многие другие проблемы оказали большое влияние на историю. Большинство из следующих поколений католических теологов и лидеры протестантов, такие как Лютер и Кальвин, тоже оказались под этим влиянием. Умер Августин в Гиппоне в 430 году в семьдесят шесть лет.

Анцалы, одно из варварских племен, вторгшееся в разделившуюся Римскую империю, в то время осаждали город. Несколько месяцев спустя они захватили его и большую часть сожгли. Но библиотека и кафедральный собор Августина избежали уничтожения.

 

УИЛЬЯМ ГАРВЕЙ (1578–1657)

 

Уильям Гарвей, великий английский врач, открывший циркуляцию крови и функцию сердца, родился в 1578 году в городке Фолькстоун в Англии. Великую книгу Гарвея «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» изданную в 1628 году, правильно называть наиболее важной книгой во всей истории физиологии. Фактически она является отправной точкой современной физиологии. Основная ценность этого труда заключается не в его прямом применении, а в представленных в нем базовых понятиях о функционировании человеческого тела.

Для нас, сегодняшних, знакомых с принципом циркуляции крови и, следовательно, принимающих его как само собой разумеющееся, теория Гарвея выглядит совершенно очевидной. Но то, что сейчас кажется столь простым и очевидным, вовсе не было очевидным для биологов прошлого. Ведущие биологи тех времен излагали свои взгляды так: а) пища превращается в кровь в сердце, б) сердце нагревает кровь, в) артерии наполнены воздухом, г) сердце производит «жизненный дух», д) кровь в артериях и венах отливает и приливает, один раз направляясь к сердцу, другой раз в обратном направлении. Гален, величайший врач древнего мира, человек, который сам лично производил множество вскрытий и задумывался о сердце и кровеносных сосудах, никогда не подозревал, что кровь циркулирует. Не подозревал этого и Аристотель, хотя биологией он интересовался очень сильно. Даже после издания книги Гарвея многие медики не желали принять его идею о том, что кровь в теле человека постоянно циркулирует по закрытой системе кровеносных сосудов, а сердце обеспечивает энергию для движения крови.

Гарвей первым сформулировал понятие циркуляции крови простым арифметическим вычислением. Он определил, что сердце за каждый свой удар выбрасывает примерно две унции крови. Поскольку оно бьется около 72 раз в минуту, простым умножением можно прийти к заключению: каждый час от сердца в сюрту поступает примерно 540 фунтов. Но эта цифра намного превосходит общий вес человеческого организма и еще больше превосходит вес находящейся в нем крови. Следовательно, Гарвею показалось вполне очевидным, что одна и та же кровь постоянно циркулирует через сердце.

Сформулировав эту гипотезу, он девять лет проводил эксперименты и делал тщательные наблюдения с целью определить детали циркуляции крови. В своей книге Гарвей ясно утверждал, что по артериям кровь уходит от сердца, а по венам возвращается к нему. Не имея микроскопа, он не мог обнаружить капилляры, маленькие кровеносные сосуды, по которым кровь поступает от малых артерий в вены, но верно определил их существование. (Капилляры были открыты итальянским биологом Мальпиги через несколько лет после смерти Гарвея.)

Гарвей также утверждал, что функция сердца заключается в том, чтобы качать кровь в артерии. В этом, как и в каждом другом своем важном моменте, его теория являлась верной. Более того, он представил огромное количество экспериментальных доказательств с подробными аргументами, поддерживающими теорию. Хотя сначала она встретила сильное сопротивление, к концу жизни Гарвея ее в основном приняли. У Гарвея есть также труды по эмбриологии, которые хотя и менее важны по сравнению с исследованиями циркуляции крови, но являются значительными. Он был внимательным наблюдателем, и его книга «Зарождение животных», изданная в 1651 году, положила настоящее начало современной эмбриологии.

Как Аристотель, который сильно повлиял на него, Гарвей проверял теорию предварительного формирования — гипотезу, что эмбрион даже на ранних стадиях развития имеет такое же общее строение организма, как у взрослого животного, хотя и меньших масштабов. Он верно утверждал, что окончательная структура эмбриона развивается, формируется постепенно.

Гарвей прожил долгую, интересную, удачливую жизнь. В юношеском возрасте он поступил в колледж при университете в Кембридже, в 1600 году отправился в Италию изучать медицину в университете в Падуе. В то время это была самая лучшая медицинская школа в мире. (Можно отметить, что во время обучения Гарвея профессором университета в Падуе был Гашлей, правда, неизвестно, встречались ли когда-нибудь эти люди.) В 1602 году Гарвей получил в Падуе медицинскую степень и вернулся в Англию, где его ждала долгая, успешная карьера врача. Среди его пациентов были два английских короля (Яков І и Карл І), а также знаменитый философ Фрэнсис Бэкон. Гарвей читал лекции по анатомии в медицинском колледже в Лондоне и был избран президентом этого колледжа. (От этого поста он отказался.) Вдобавок к частной практике Гарвей в течение многих лет был главным врачом в больнице Св. Варфоломея в Лондоне. Когда в 1628 году издали его книгу о циркуляции крови, он стал известен на всю Европу. Гарвей был женат, но не имел детей. Умер он в 1657 году в Лондоне в возрасте семидесяти девяти лет.

 

ЭРНЕСТ РЕЗЕРФОРД (1871–1937)

 

Эрнест Резерфорд считается величайшим физиком-экспериментатором двадцатого столетия. Он является центральной фигурой в наших познаниях в области радиоактивности, а также человеком, который положил начало ядерной физике. Помимо своего огромного теоретического значения его открытия получили широкий спектр применения, включая: ядерное оружие, атомные электростанции, радиоактивные исчисления и исследования радиации. Влияние трудов Резерфорда на мир огромно. Оно продолжает расти и, похоже, еще увеличится в будущем.

Резерфорд родился и вырос в Новой Зеландии. Там он поступил в Кентерберийский колледж, и к двадцати трем получил три степени (бакалавра гуманитарных наук, бакалавра естественных наук, магистра гуманитарных наук). На следующий год ему присудили право на обучение в Кембриждском университете в Англии, где он провел три года как студент-исследователь под руководством Дж. Дж. Томсона, одного из ведущих ученых того времени. В двадцать семь лет Резерфорд стал профессором физики в университете Макджил в Канаде. Там он работал девять лет и в 1907 году вернулся в Англию, чтобы возглавить физический факультет Манчестерского университета. В 1919 году Резерфорд вернулся в Кембридж, на этот раз как директор Кавендишской лаборатории, и оставался на этом посту до конца жизни.

Радиоактивность была открыта в 1896 году французским ученым Антуаном Анри Беккерелем, когда он проводил эксперименты с урановыми соединениями. Но вскоре Беккерель потерял интерес к этому предмету, и большая часть наших основных знаний в области радиоактивности происходит из широких исследований Резерфорда. (Мари и Пьер Кюри открыли еще два радиоактивных элемента — полоний и радий, но не сделали открытий фундаментального значения.) Одно из первых открытий Резерфорда заключалось в том, что радиоактивное излучение урана состоит из двух различных компонентов, которые ученый назвал альфа- и бета-лучи. Позже он продемонстрировал природу каждого компонента (они состоят из быстродвижущихся частиц) и показал, что существует еще и третий компонент, который назвал гамма-лучами. Важная черта радиоактивности — это связанная с ней энергия. Беккерель, супруги Кюри и множество других ученых считали энергию внешним источником. Но Резерфорд доказал, что данная энергия — которая намного мощнее, чем освобождаемая при химических реакциях, — исходит изнутри отдельных атомов урана! Этим он положил начало важной концепции атомной энергии.

Ученые всегда предполагали, будто отдельные атомы неделимы и неизменяемы. Но Резерфорд (с помощью очень талантливого молодого помощника Фредерика Содди) смог показать, что когда атом испускает альфа- или бета-лучи, он преобразуется в атом иного сорта. Сначала химики не могли в это поверить. Однако Резерфорд и Содди провели целую серию экспериментов с радиоактивным распадом и трансформировали уран в свинец. Также Резерфорд измерил скорость распада и сформулировал важную концепцию «полураспада». Это вскоре привело к технике радиоактивного исчисления, которое стало одним из важнейших научных инструментов и нашло широкое применение в геологии, археологии, астрономии и во многих других областях.

Эта ошеломляющая серия открытий принесла Резерфорду в 1908 году Нобелевскую премию (позже Нобелевскую премию получил и Содди), но его величайшее достижение было еще впереди. Он заметил, что быстродвижущиеся альфа-частицы способны проходить сквозь тонкую золотую фольгу (не оставляя видимых следов!), но при этом слегка отклоняются. Возникло предположение, что атомы золота, твердые, непроницаемые, как «крошечные бильярдные шары» — как ранее считали ученые, — были мягкими внутри. Все выглядело так, будто меньшие и более твердые альфа-частицы могут проходить сквозь атомы золота как высокоскоростная пуля через желе. Но Резерфорд (работая с Гешером и Марсденом, своими двумя молодыми помощниками) обнаружил, что некоторые альфа-частицы, проходя сквозь золотую фольгу, отклоняются очень сильно. Фактически некоторые вообще отлетают назад. Почувствовав, что за этим кроется нечто важное, ученый тщательно посчитал количество частиц, полетевших в каждом направлении. Затем путем сложного, но вполне убедительною математического анализа он показал единственный путь, которым можно было объяснить результаты экспериментов: атом золота состоял почти полностью из пустого пространства, а практически вся атомная масса была сконцентрирована в центре, в маленьком «ядре» атома.

Одним ударом труд Резерфорда навсегда потряс наше привычное видение мира. Если даже кусок металла — кажущийся самым твердым из всех предметов — являлся в основном пустым пространством, значит, все, что мы считали вещественным, вдруг развалилось на крошечные песчинки, бегающие в необъятной пустоте!

Открытие Резерфордом атомных ядер является основой всех современных теорий строения атома. Когда Нильс Бор через два года опубликовал знаменитый труд, описывающий атом как миниатюрную солнечную систему, управляемую квантовой механикой, он использовал для своей модели в качестве отправной точки ядерную теорию Резерфорда. Так же поступили Гейзенберг и Шрёдингер, когда они сконструировали более сложные атомные модели, используя классическую и волновую механику. Открытие Резерфорда также привело к появлению новой ветви науки: изучение атомного ядра. В этой области Резерфорду тоже было суждено стать пионером. В 1919 году он добился успеха при трансформировании ядер азота в ядра кислорода, обстреливая первые быстродвижущимися альфа-частицами. Это было достижение, о котором мечтали древние алхимики. Вскоре стало ясно, что ядерные трансформации могут быть источником энергии Солнца. Более того, трансформация атомных ядер является ключевым процессом в атомном оружии и на атомных электростанциях. Следовательно, открытие Резерфорда вызывает гораздо больший интерес, чем просто академический.

Личность Резерфорда постоянно поражала всех, кто с ним встречался. Он был крупным человеком с громким голосом, беспредельной энергией и заметным недостатком скромности. Когда коллеги отмечали сверхъестественную способность Резерфорда всегда находиться «на гребне волны» научных исследований, он сразу отвечал: «А почему бы и нет? Ведь это я вызвал волну, не так ли?» Немногие ученые стали бы возражать против этого утверждения.

 

ЖАН КАЛЬВИН (1509–1564)

 

Знаменитый протестантский теолог и моралист Жан Кальвин является одной из важнейших фигур в европейской истории. Его взгляды на такие разнообразные предметы, как теология, управление страной и личная мораль, в период длительностью более 400 лет влияли на жизнь сотен миллионов людей. Жан Кальвин (настоящее имя: Жан Коувин) родился в 1509 году в городке Нуайон во Франции. Он получил хорошее образование. Окончив коллеж де Монтегю в Париже, Кальвин поступил в Орлеанский университет и стал изучать закон. Дополнительное изучение законодательства он продолжил в Бурже.

Кальвину было всего восемь лет, когда Мартин Лютер вывесил свои Девяносто пять тезисов на двери церкви в Виттенберге и тем самым положил начало протестантской Реформации. Он вырос в семье католиков, но в юношеском возрасте превратился в протестанта. Чтобы избежать гонений, Кальвин вскоре покинул Париж, где он жил, и после некоторого проведенного в путешествиях времени поселился в Швейцарии в городе Базель. Там Кальвин жил под псевдонимом и интенсивно изучал теологию. В 1536 году в возрасте двадцати семи лет он издал свою самую известную работу «Институты христианской религии». Эта книга, в которой были собраны и представлены в понятной и систематической форме основные протестантские убеждения, сделала его знаменитым. Позже в 1536 году Кальвин посетил Женеву, где протестантство быстро набирало силу. Его попросили остаться там как учителя и лидера протестантской общины. Но вскоре возник конфликт между страстным пуританином Кальвином и жителями Женевы. В 1538 году он был вынужден покинуть город. Однако в 1541 году его попросили вернуться. Кальвин согласился и стал не только религиозным лидером города, но еще и его эффективным политическим лидером до самой своей смерти в 1564 году.

Теоретически Кальвин никогда не был в Женеве диктатором: большинство горожан имели право голоса, большая часть политической власти принадлежала совету, состоявшему из двадцати пяти человек. Кальвин в этот совет не входил. Он был человеком, которого могли сместить в любое время (как это и случилось в 1538 году), если он не согласен с большинством. Но на практике Кальвин управлял городом и после 1555 года стал фактическим властелином. Под управлением Кальвина Женева стала ведущим протестантским центром в Европе. Он постоянно старался поддерживать рост протестантства в других странах, особенно во Франции, и некоторое время Женеву называли «протестантским Римом». Вернувшись в Женеву, Кальвин сразу разработал ряд духовных правил для местной реформированной церкви. Эти правила служили образцом для многих реформированных церквей Европы. Находясь в Женеве, Кальвин написал много влиятельных религиозных трактатов и продолжал дорабатывать «Институты христианской религии». Также он прочитал множество лекций по теологии и толковал Библию.

Женева Кальвина была строгим, пуританским местом. Серьезными преступлениями считались не только супружеская измена и блуд, но также азартные игры, пьянство, танцы и пение непристойных песен. Все это запрещалось, а провинившихся ждало серьезное наказание. Закон требовал посещения церкви в предписанные часы, а длинные службы были обычным делом.

Кальвин страстно поощрял прилежность в работе, образование, и Женевский университет был основан во время его правления. Он был нетерпимым человеком и тех, кого считал еретиками, судил и наказывал. Самой знаменитой его жертвой (всего их было несколько) оказался Мигель Сервет, испанский врач и теолог, который не верил в доктрину Троицы. Когда Сервет приехал в Женеву, его арестовали, обвинили в ереси и сожгли на костре (в 1553 году). Еще несколько человек, заподозренных в черной магии, сожгли на костре в период правления Кальвина.

Кальвин умер в Женеве в 1564 году. Он был женат, но его жена умерла в 1549 году, а их единственный ребенок — при рождении. Значение Кальвина не в его прямой политической деятельности, а в провозглашенной им идеологии. Он подчеркнул авторитет и важность Библии и, как и Лютер, отказал в авторитете и важности римской-католической церкви. Как Лютер, преподобный Августин и Святой Павел, Кальвин придерживался взгляда, что все люди грешники и что спасение приходит не через прилежную работу, а через одну лишь веру. Особенно важными были его идеи предопределенности и осуждения. Согласно Кальвину, Бог уже решил — не принимая во внимание заслуги, — кого следует спасти, а кого проклясть. Зачем же тогда человеку стараться вести нравственный образ жизни? Кальвин отвечал, что «избранные» (то есть те, кого Бог выбрал, чтобы спасти) выбраны Богом также вести праведную жизнь. Мы спасены не потому, что делаем добро, а делаем добро потому, что выбраны для спасения. Хотя такая доктрина может показаться некоторым странной, несомненно, она вдохновила многих кальвинистов вести праведную жизнь.

Кальвин оказал огромное влияние на мир. Его теологические доктрины в конечном счете имели даже больше приверженцев, чем у Лютера. Хотя Северная Германия и Скандинавия стали в основном лютеранскими, но Швейцария и Нидерланды приняли кальвинизм. Существовали небольшие, но значительные кальвинистские группы в Польше, Венгрии и Германии. Пресвитерианцы в Шотландии были кальвинистами, так же как гугеноты во Франции и пуритане в Англии. Причем пуритане, конечно, оказали сильное и продолжительное воздействие на Соединенные Штаты. В Женеве Кальвина было больше теократии, нежели демократии, но конечный эффект кальвинизма, тем не менее, усиливал демократию. Возможно, тот факт, что в столь многих странах кальвинисты оставались в меньшинстве, послужил причиной их стремления к ограничениям установленной власти. Или, может быть, таким фактом оказалась внутренняя демократическая организация кальвинистских церквей. Но какова бы ни была причина, изначальные оплоты кальвинизма (Швейцария, Голландия и Великобритания) стали также оплотами демократии.

Утверждают, что кальвинистские доктрины были главным фактором в создании так называемой «протестантской рабочей этики» и в развитии капитализма. Трудно судить, в какой степени можно принять это утверждение. Голландцы, например, считались трудолюбивыми людьми еще до рождения Кальвина. С другой стороны, кажется неразумным предполагать, что четко выраженное отношение Кальвина к прилежной работе не оказало влияния на его последователей. (Можно отметить, что Кальвин допускал получение прибыли, в то время как это осуждалось большинством ранних христианских моралистов. А прибыль была важным фактором в развитии капитализма.) На какое место в нашем списке стоило бы поставить Кальвина? Его влияние касалось прежде всего Западной Европы и Северной Америки. Более того, вполне очевидно, что за последний век это влияние заметно пошло на убыль. Во всяком случае, большая часть заслуги существования кальвинизма как течения христианства уже отдана более ранним фигурам, таким как Иисус, Святой Павел и Лютер.

Хотя протестантская Реформация была событием огромной исторической важности, ясно, что Мартин Лютер нес большую ответственность за этот переворот. Сам Кальвин являлся лишь одним из нескольких влиятельных протестантских лидеров, которые вышли на сцену после Лютера. Следовательно, нет сомнений, что Кальвин должен стоять ниже Лютера. С другой стороны, Кальвин должен стоять выше таких философов, как Вольтер и Руссо, частично из-за того, что его влияние охватило в два раза больший временной период, и частично потому, что его идеи оказали столь глубокий эффект на жизнь его последователей.

 

ГРЕГОР МЕНДЕЛЬ (1822–1884)

 

Грегор Мендель известен как человек, открывший основные принципы наследственности. Но при жизни он был никому не известным монахом и ученым-любителем, чьи ярчайшие исследования игнорировались научным миром.

Мендель родился в 1882 году в городе Хейнзендорфе. В то время это была территория австрийской империи, а сейчас — часть Чехии. В 1843 году Мендель ушел в монастырь августинцев в Брюнне в Австрии (ныне Брно в Чехии). В 1847 году он стал священником, а в 1850 году сдавал экзамен на сертификат преподавателя, но потерпел неудачу, получив самые низкие оценки по биологии и геологии! Тем не менее настоятель монастыря отправил Менделя в Венский университет, где он с 1851 по 1853 год изучал математику и естественные науки. Мендель так никогда и не получил официальную лицензию преподавателя, но с 1854 по 1868 год был сменным учителем естественных наук в брюннской Новой школе. В то же время, начав с 1856 года, он проводил свои знаменитые эксперименты по выведению растений. К 1865 году Мендель вывел свои законы наследственности и представил их перед Брюннским естественноисторическим обществом. В 1866 году результаты его трудов были опубликованы в Протоколах этого общества в статье под названием «Эксперименты с гибридами растении». Вторая статья была опубликована в том же самом журнале три года спустя. Хотя Протоколы Брюннского естественноисторического общества не были престижным журналом, они доставлялись в главные библиотеки. К тому же Мендель отослал копию своего труда Карлу Негели, ведущему авторитету в области наследственности. Негели прочитал работу и ответил Менделю, но не смог понять ее огромной важности. После этого статьи Менделя полностью игнорировались и были почти забыты более чем на тридцать лет. В 1868 году Менделя назначили настоятелем его монашеского ордена, и с тех пор административные обязанности оставляли ему очень мало времени на опыты с растениями. Когда он умер в 1884 году в шестьдесят один год, его великолепные исследования были почти забыты и не принесли их автору признания.

Работы Менделя заново открыли лишь в 1900 году, когда три разных ученых (голландец Хуго Де Фриз, немец Карл Корренс и австриец Эрих фон Чермак), работая независимо друг от друга, наткнулись на статью Менделя. Каждый из трех ученых проводил свои ботанические опыты, каждый независимо открыл законы Менделя, каждый перед тем как опубликовать результаты своей работы штудировал литературу и нашел статью Менделя, каждый, внимательно проштудировав труд Менделя, понял, что собственная работа совпадает с его заключениями. Поразительное тройное совпадение. Более того, в тот же год английский ученый Уильям Бейтсон тоже нашел статью Менделя и вскоре представил ее вниманию других ученых. К концу года Мендель наконец получил признание, которое заслужил в своей жизни.

Какие же факты о наследственности открыл Мендель? Прежде всего, он узнал, что во всех живых организмах были базовые части, сегодня называемые генами, с помощью которых наследственные характеристики передавались от родителя к отпрыску. В растениях, которые изучал Мендель, каждая индивидуальная характеристика, такая как цвет семени или форма листа, определялась парой генов. Отдельное растение наследовало у родителей по одному гену из каждой пары. Мендель обнаружил, что если два гена, унаследованные для данной характерной черты, отличались (например, один ген для зеленых семян, а другой для желтых), обычно только воздействие доминантного гена (в данном случае, желтых семян) проявляло себя в этом растении. Тем не менее отступающий ген не разрушался и мог перейти на следующих потомков. Мендель понял, что каждая репродуктивная клетка, или гамета (она соответствует сперматозоиду или яйцеклетке в человеческом организме), содержала только один ген из каждой пары. Еще он установил совершенную случайность того, какой ген окажется в отдельной гамете и перейдет к потомку.

Законы Менделя, хотя они и были немного модифицированы, остаются начальной точкой современной генетики. Как же случилось, что Мендель, ученый-любитель, смог открыть важные принципы, которые ускользали от множества выдающихся профессиональных биологов до него? К счастью, он выбрал для своих опытов вид растения, чьи наиболее яркие характеристики определены одним набором генов. Если бы каждая изучаемая им характеристика определялась несколькими наборами, его исследования оказались бы намного сложнее. Но эта улыбка удачи не помогла бы ему, если бы он не был невероятно внимательным и терпеливым экспериментатором, если бы он не понимал, что необходимо вести статистические анализы наблюдений. Из-за упомянутого выше фактора случайности обычно невозможно предсказать, какая характерная черта будет унаследована отпрыском. Только проведя огромное количество опытов (Мендель записал результаты опытов более чем над 21 000 отдельных растений!) и статистически проанализировав их, ученый смог вывести свои законы.

Очевидно, что законы наследственности являются важным дополнением к человеческим знаниям, а наши познания в генетике, вероятно, найдут большее применение в будущем, чем сейчас. Существует, однако, другой фактор, который необходимо учитывать, обсуждая, на каком месте в нашем списке должен стоять Мендель. Поскольку его открытия игнорировались при жизни, а его заключения были заново открыты учеными следующего поколения независимо друг от друга, исследования Менделя можно считать невостребованными. Если этот аргумент рассмотреть широко, можно заключить, что Менделю в этом списке вообще нет места: например, Лейф Эриксон, Аристарх и Игнац Земмельвейс были пропущены ради Колумба, Коперника и Джозефа Листера. Однако между случаем Менделя и другими существует различие. Его работы были забыты лишь на короткий срок, а после нового открытия быстро получили широкую известность. Де Фриз, Корренс и Чермак хоть и открыли свои принципы независимо друг от друга, в конце концов все равно читали работы Менделя и ссылались на результаты его исследований. Наконец, никто не может точно сказать, что работы Менделя никогда не оказали бы влияния на историю, если бы не было Де Фриза, Корренса и Тшермака. Статья Менделя уже была включена В.О. Фоске в широко используемую библиографию работ по наследственности. Это гарантирует, что рано или поздно какой-нибудь серьезный студент наткнулся бы на нее. Можно отметить еще такой факт: ни один из трех ученых никогда не присваивал себе заслугу открытия генетики. И еще: открытые научные принципы повсюду называются «законами Менделя». Открытия Менделя кажутся сравнимыми и оригинальностью, и важностью с открытием Гарвеем циркуляции крови. Согласно этому сравнению он и стоит в данном списке.

 

МАКС ПЛАНК (1858–1947)

 

В декабре 1900 года немецкий физик Макс Планк поразил весь научный мир своей смелой гипотезой: световая энергия (то есть энергия световых волн) выделяется не постоянным потоком, а состоит из частей или комков, которые он назвал квантами. Предположение Планка, противоречившее классической теории света и электромагнетизма, обеспечило отправную точку квантовой теории, которая с тех пор произвела революцию в физике и предоставила нам более глубокое понимание природы материи и радиации.

Планк родился в 1858 году в Киле, Германия. Учился он в Университетах Берлина и Мюнхена и получил докторскую степень в физике в Мюнхенском университете, когда ему был всего лишь двадцать один год. Некоторое время Планк преподавал в Мюнхене, а потом в университете в Киле. В 1889 году он стал профессором Берлинского университета и оставался там вплоть до своей отставки в 1928 году. Планк, как и несколько других ученых, интересовался излучением черного тела, чье название дано электромагнитному излучению, выделяемому абсолютно черным телом при нагревании. (Абсолютно черное тело определяется как объект, который не излучает никакого света, но полностью поглощает его, когда тот на него падает.) Физики-экспериментаторы уже тщательно измерили излучение, испускаемое подобными объектами даже до того, как Планк начал работать над этой проблемой. Его первым достижением было открытие довольно сложной алгебраической формулы, верно описывающей излучение черного тела. Эта формула, часто используемая в наши дни физиками-теоретиками, точно объединяет все экспериментальные данные.

Но существовала следующая проблема: общепринятые законы физики предсказывали совсем другую формулу. Планк глубоко погрузился в эту проблему и наконец пришел к совершенно новой теории: световая энергия излучается только точными кратными числами элементарных частиц, которые он назвал квантами. Согласно его теории, величина кванта света зависит от частоты света (то есть от его цвета), а также пропорциональна физической величине, названной им сокращенно «Н», и теперь мы называем ее постоянной Планка. Гипотеза ученого полностью противоречила предыдущим концепциям физики. Однако, используя ее, он смог найти точное теоретическое обоснование правильной формулы излучения черного тела.

Гипотеза Планка оказалась столь революционной, что ее без сомнений отвергли бы как сумасшедшую идею, если бы он не был хорошо известен как авторитетный, внимательный физик. Хотя эта гипотеза звучала очень странно, в данном конкретном случае она привела к правильной формуле. Сначала большинство физиков (включая самого Планка) посчитали его идею не больше чем удачным математическим вымыслом. Но несколько лет спустя выяснилось, что концепцию Планка о квантах можно применить к различным физическим явлениям, а не только к излучению черного тела Эйнштейн использовал в 1905 году эту концепцию, чтобы объяснить фотоэлектрический эффект, а Нильс Бор в 1913 году применил ее в своей теории строения атома.

К 1918 году, когда Планку присвоили Нобелевскую премию, стало уже ясно, что его гипотеза в основном верна и что она имеет фундаментальное значение в истории физики. Из-за своих антифашистских убеждений Планк подвергался большой опасности в период правления Гитлера. Его младшего сына казнили в начале 1945 года за участие в неудавшемся офицерском заговоре, целью которого было убийство фюрера. Сам Планк умер в 1947 году в возрасте восьмидесяти девяти лет.

Развитие квантовой механики, возможно, является наиболее важной научной разработкой двадцатого века, даже важнее теории относительности Эйнштейна. Постоянная Планка «Н» играет жизненно важную роль в теоретической физике и теперь признана одной из двух или трех наиболее фундаментальных физических постоянных. Она фигурирует в теории строения атома, в принципе неопределенности Гейзенберга, в теории излучения и во многих научных формулах. Оценка Планком ее численной величины была в пределах двух процентов числа, принятого в наши дни. Планк в целом считается отцом квантовой механики. Хотя он сыграл небольшую роль в последующем развитии этой теории, было бы ошибочно ставить его в данном списке слишком низко. Осуществленный им начальный прорыв был очень важен. Он освободил умы от возникших ранее заблуждений и, таким образом, позволил своим последователям сформировать более изящную теорию, которую мы имеем в наши дни.

 

ДЖОЗЕФ ЛИСТЕР (1827–1912)

 

Джозеф Листер, британский хирург, который ввел в хирургию использование антисептических мер, родился в 1827 году в Аптоне, Англия. В 1852 году он получил медицинскую степень в университетском колледже в Лондоне. Листер был отличным студентом. В 1861 году он стал хирургом в Королевском лазарете в Глазго, где проработал восемь лег. Именно в этот период им был развит метод антисептики в хирургии.

В Королевском лазарете Листер заведовал новым хирургическим блоком. Его поразил высокий уровень смертности. Серьезные инфекции, такие как гангрена, были обычным последствием хирургической операции. Он старался соблюдать в своем отделении чистоту, однако это были недостаточные меры, чтобы снизить уровень смертности. Многие врачи утверждали, что причиной инфекций в больнице являлись «миазмы» (вредные испарения). Но это объяснение не удовлетворило Листера. В 1865 году он прочитал работу Луи Пастера, в которой высказывалась теория о том, что болезнь вызывают микробы. Этот труд и послужил для Листера ключевой идеей. Если инфекция вызывалась микробами, значит, лучший метод предотвратить послеоперационное заражение — убить всех микробов до того, как они попадут в открытую рану. Используя карболовую кислоту как средство уничтожения микробов, Листер основал новый набор антисептических процедур. Он не только тщательно мыл руки перед каждой операцией, но еще подвергал полной санитарной обработке все инструменты и одежду. Некоторое время хирург даже распрыскивал карболовую кислоту в воздухе операционной. Результатом явилось драматическое падение числа смертных случаев после операций.

За период с 1861 по 1865 год уровень послеоперационной смертности в мужском отделении несчастных случаев снизился до сорока пяти процентов. К 1869 году он упал до пятнадцати процентов. Первый великий труд Листера по антисептической хирургии был опубликован в 1867 году. Его идеи приняли не сразу. Но в 1869 году ему предложили кафедру клинической хирургии в Эдинбургском университете, и за семь лет работы там его слава широко распространилась. В 1875 году Листер поехал в Германию с лекциями о своих идеях и методах, а на следующий год совершил такую же поездку в Соединенные Штаты. Но большинство врачей так и остались неубежденными. В 1877 году Листеру предоставили кафедру клинической хирургии в лондонском Королевском колледже — пост, который он занимал пятнадцать лет. Его демонстрации антисептической хирургии в Лондоне вызвали огромный интерес в медицинских кругах. В результате новые идеи стали приниматься все больше и больше. К концу жизни Листера принципы антисептической хирургии стали применяться врачами фактически всего мира.

За свою работу Листер получил большое признание. Он пять лет был президентом Королевского общества и личным хирургом королевы Виктории Листер был женат, но не имел детей, и умер в возрасте почти восьмидесяти пяти лет. Скончался он в 1912 году в английском городе Уолмер.

Нововведения Листера полностью революционизировали хирургию и спасли много миллионов жизней. Нельзя сказать, что в наши дни лишь очень немного людей умирают от послеоперационной инфекции. Но сегодня хирурги спасают множество пациентов, которые не пожелали бы подвергнуться операции, если бы опасность заражения была сейчас такой же, как сто лет назад. Более того, теперь хирурги могут проводить сложные операции, за которые они раньше и не взялись бы, поскольку риск попадания в рану инфекции был очень велик. Век назад, например, операции, связанные с вскрытием грудной клетки, не были обычным делом. Хотя современная техника антисептической хирургии отличается от методов Листера, она основана на тех же базовых идеях и является результатом развития методов знаменитого хирурга.

Кто-то может заявить, что идеи Листера были лишь очевидными выводами из работ Пастера и что значительной заслуги первого тут нет никакой. Однако несмотря на труды Пастера кому-то потребовалось развить и обнародовать технику антисептической хирургии. Включение в данную книгу и Листера, и Пастера не означает, что одно и то же открытие посчитано дважды. Применение теории, объясняющей, что болезнь вызывается микробами, имеет такое значение, что заслуга открытия делится между Пастером, Левснгуком, Флемингом и Листером. И потому все эти люди имеют право занять свое место в нашем списке.

Возможно еще одно возражение против того, что Листер стоит на таком высоком месте. Почти за двадцать лет до его трудов венгерский врач Игнац Земмельвейс (1818–1865), работая в венской Главной больнице, четко продемонстрировал преимущества антисептических процедур в акушерстве и хирургии. Но хотя Земмельвейс стал профессором и написал превосходную книгу о своих идеях, его не заметили и проигнорировали. Именно работы, лекции и демонстрации Листера на самом деле убедили всех врачей в необходимости антисептических процедур в медицинской практике.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-20; Просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.133 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь