Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Держите равнение на триумвират «идеального слога»



 

В процессе совершенствования этого нового навыка – вычислять тему вопроса, обращая внимание на первую фразу говорящего, – вы обнаружите, что у вас это получается все лучше и лучше. Тем самым появляется больше времени, чтобы ответить на три ключевых вопроса:

1. Что я думаю по этому поводу?

2. Как мне это проиллюстрировать (пример, история или факты)?

3. Какие первые пять слов я собираюсь сказать?

 

Этот трехэтапный процесс позволит вам избежать долгих и запутанных речей. Теперь, чисто ради интереса, давайте представим, что разговор движется не в том направлении, в котором вам этого хотелось бы. Или вы налетели на разговорный блокпост. Или вы ничего не смыслите в теме разговора, и все, что вам остается – только блефовать. Такое случается довольно часто. Недавно по одному из новостных каналов сообщили, что по данным соцопроса трое из пяти американцев признали, что стараются казаться умнее, чем они есть на самом деле. Ничего себе опросик, да? Но его результаты свидетельствуют о том, что люди часто говорят не то, что думают. Это довольно опасная тактика. На следующих страницах вы найдете конкретные советы по поводу того, как найти выход из потенциально рискованных ситуаций.

 

 

Разговорный объезд

 

Мы часто оказываемся втянутыми в такие разговоры, от которых хотелось бы спрятаться под невидимой мантией Гарри Поттера. Именно это и произошло на одном замечательном обеде, где собрались четыре пары, когда‑ то учившиеся в одном колледже. В самый разгар приятных домашних посиделок раздалась безвкусная реплика одного из мужчин. Он сказал, что одна из наших однокурсниц (ее не было за столом) разместила в Facebook свои фотографии и ее внешность тянет на 10 баллов.

Потом он ляпнул:

– А кто‑ нибудь видел, какие ножки стали у нашей Синтии? Она выглядит просто потрясно!

У меня не хватило смелости поднять глаза со своей отбивной на его бедную жену, чтобы увидеть, как она испепеляет мужа своим взглядом. За столом на какое‑ то время воцарилась тишина, все ждали, что кто‑ нибудь сменит тему разговора. Но как это сделать? Любой, кто попытался бы завести старую пластинку «Эй, а как насчет тех янки, а? », в два счета оказался бы под столом. К нашему глубокому сожалению, публичное восхваление ножек Синтии на этом не закончилось.

– Нет, я имею в виду, что теперь она выглядит намного лучше, чем в колледже! – продолжал наш друг. – Такая горячая штучка в пляжных шортах. На месте ее мужа я бы подумал о том, чтобы согнать живот, потому что вокруг нее наверняка вьются парни.

Лицо его жены стало красным, как бурак.

Чтобы перевести такой разговор на более безопасную почву, требуются немалое мастерство и такт. С одной стороны, нельзя делать это слишком резко, без всякого перехода, а с другой – нужно следить за словами, чтобы не подлить масла в огонь. Это называется искусством расширения темы.

Возьмите какую‑ нибудь фразу из контекста и расширьте ее до необходимых пределов, чтобы уйти в сторону от опасной темы, но не настолько, чтобы окружающие это заметили.

К примеру, за тем обедом я сделал следующее:

– Ну, я думаю, что большинство наших ровесников стараются следить за собой. Я имею в виду, что мои родители вряд ли занимались спортом после тридцати…

И вот мы уже говорили о разнице поколений, что было более безопасной и нейтральной темой.

Эта тактика особенно удобна, когда разговор заходит в тупик. К примеру, если на вечеринке кто‑ нибудь заговорит с моей женой о нью‑ йоркском бейсбольном клубе «Мets», она будет в явной растерянности. Просто жена не фанатка «Мets» (как и я, она болеет за «Янкиз») и не сможет поддержать разговор. Тем не менее она способна расширить тему, вспомнив, например, интервью на NPR с Р. А. Дики, обладателем премии Сая Янга 2012 года, который в то время играл за «Мets». В любом случае она сможет повернуть разговор в другом направлении, если скажет: «На днях я слышала очень интересное интервью с Р. А. Дики. Оказывается, его карьера резко пошла на взлет, когда другой питчер научил его самой сложной технике подачи – наклболу». Так что, даже если моя жена может и не знать, что «Мets» заняли последнее место в плей‑ офф, эта ремарка по теме поможет ей поддержать разговор.

Или, например, за обедом кто‑ то начинает говорить о кошмарной системе приема в начальные школы – тема, волнующая многих родителей в Нью‑ Йорке. Но если ваши дети, как и мои, уже учатся в колледже, то данная тема, на первый взгляд, может показаться разговорным тупиком. Но вы можете ее расширить, скажем, так: «Должен вам сказать, что эта система вступительных испытаний еще не раз потреплет им нервы. Моя дочь недавно проходила собеседование для обучения за границей – вся переволновалась».

Отзеркаливание части вопроса в своем ответе может помочь вам перейти от одной темы к другой с помощью всего одного‑ двух предложений. Иногда даже президенту Обаме не требуется целого предложения, чтобы уйти от вопроса. Часто достаточно одного слова. Вы знаете, какие два слова помогают ему уклониться от нежелательного вопроса и перевести разговор в нужное русло? Первое – это смотрите, второе – слушайте. На бумаге они выглядят сухо и холодно, почти как приказ. Но Обама произносит их таким тоном, как будто говорит: «Давайте будем сейчас честными и откровенными».

 

Завуалированный уход

 

Мало когда чувствуешь себя более беспомощным, чем теряя почву под ногами и не зная, как обрести ее обратно. Это может быть разговор с боссом на офисной вечеринке, больше напоминающий crosstalk на канале CNBC, когда пятеро или шестеро гостей стараются перекричать друг друга. Или рабочая сессия мозгового штурма, во время которой коллега не дает вам вставить ни слова. А может, вы ведете дискуссию, и какой‑ нибудь выскочка считает, что правила регламента для него не писаны. Многие любят вести себя подобным образом, но нельзя позволять им садиться вам на голову. Однако это нужно сделать так, чтобы соблюсти правила хорошего тона.

Завуалированный уход – очень простая техника. Вы просто заканчиваете за кого‑ то начатую им фразу. Так говорят супружеские пары, всю жизнь прожившие вместе.

Правда, существует вероятность того, что вы не угадаете, как именно человек хотел закончить свою мысль. Поэтому договорите за него предложение, а затем быстро добавьте: «Интересно, что вы затронули эту тему, я как раз хотел об этом поговорить». Или переведите «стрелку» на другого участника дискуссии. Попробуйте сказать что‑ нибудь вроде: «По‑ моему, Сьюзен не так давно упоминала о чем‑ то похожем. Сьюзен, что ты там сказала о…? »

Не терзайтесь угрызениями совести за то, что вам пришлось кого‑ то оборвать на полуслове. Вы можете даже говорить одновременно с ним какое‑ то время; главное – не останавливаться. Это своеобразная словесная игра, и вы должны твердо для себя решить, что не собираетесь уступать, наоборот, вы заставите этого человека замолчать.

Этой технике я обучил менеджера рекламной компании, которая собиралась проводить панельную дискуссию (я рассказывал об этом в первой главе). Модераторы должны уметь незаметно усмирять тех участников дискуссии, которые пытаются забрать весь кислород в помещении.

Принцип Дрейпера – это не повседневная необходимость. Считайте его «палочкой‑ выручалочкой» для напряженных и патовых моментов. Просто потренируйте его сейчас, чтобы в будущем использовать во время вопросно‑ ответных сессий, панельных дискуссий и собраний – в ситуациях, когда на карту поставлено действительно многое.

 

 

Как соображать на ходу

 

Я всегда считал, что обладаю средними способностями, но при этом с маниакальной одержимостью стремился довести их до совершенства тщательной подготовкой и регулярной практикой.

Уилл Смит

 

Я никогда не забуду день, когда слава суперзвезды Дайаны Росс перевернулась с ног на голову.

Я наблюдал это воочию, так как моя альма‑ матер пригласила меня снять репортаж о нашей школе.

Так случилось, что дочь Дайаны училась в одном из выпускных классов и певица решила выступить с торжественной речью во время последнего звонка. Я не мог не вспомнить свое окончание школы, когда мы, выпускники старших классов, слушали, как президент городского совета Нью‑ Йорка Кэрол Беллами демонстрировала ораторское мастерство и харизму кабинетного чиновника. Как я мог не снять Дайану Росс, королеву «Motown», для памятного школьного видео? Ведь именно ее журнал «Billboard» объявил «артисткой века».

В тот памятный июньский день на небе не было ни облачка. Все старшеклассники, их родители, учителя и бывшие выпускники собрались на ухоженной, зеленой, как бильярдный стол, поляне с потрясающим видом на реку Гудзон. Мы все ждали чего‑ то действительно особенного. Легенда «Motown» вышла к трибуне без заметок в руках.

«Ого, – подумал я. – Сейчас мы увидим, как работают настоящие профессионалы».

Ее речь длилась не более шести‑ семи минут, но всем показалось, что прошел целый час. В ней не было ни структуры, ни формы, ни содержания. Знаменитая поп‑ дива как минимум раз пять сказала: «Извините, вышло немного не так, как я планировала».

В том‑ то все и дело. Она не планировала. И когда Дайана Росс отошла от микрофона, было понятно – по крайней мере, для меня, – что она и сама знала о том, что разочаровала всех своим выступлением.

Поверьте, кем бы вы ни были – знаменитостью или простым инженером, одаренным оратором или новичком в этом деле, – вы не захотите оказаться на месте Дайаны. Никто не хочет стоять перед аудиторией, отчаянно пытающейся ловить каждое ваше слово и чувствовать себя сгорающим от неловкости и стыда.

Если вы привыкли говорить экспромтом, без подготовки, рано или поздно это с вами случится. До сих пор судьба была к вам благосклонна, одаривая красноречием и сообразительностью. Но в один прекрасный день она возьмет выходной, и вы дорого заплатите за свою любовь к экспромту.

Это может случиться не сегодня. Это может случиться не завтра. Но когда‑ нибудь обязательно случится.

В главе 6 я сравнил экспромт с ездой по горной дороге в условиях густого тумана. Если когда‑ либо вам приходилось делать подобное, то вы знаете, какой смертельный страх при этом испытываешь. Единственное, чего хочется в такие моменты – хоть что‑ нибудь разглядеть перед носом автомобиля. И чем меньше видимость, тем больше чувство страха.

То же относится и к общению. Неуверенность в своей следующей мысле или даже слове вызывает не меньший страх, с одной лишь разницей: в машине вы можете снизить скорость, чтобы свести к минимуму возможность аварии. Если бы наши инстинкты так же замечательно срабатывали и во время речи! Но, как ни странно, мы делаем все с точностью до наоборот. Чем больший страх и волнение мы испытываем, тем быстрее говорим.

Хуже экспромта в публичном выступлении может быть только экспромт с несоблюдением дистанции между мозгом и ртом. Эта смертельная комбинация создает благодатную почву для самых разных напастей: избитых фраз, запинок, слов‑ паразитов и бессвязного, нелогичного изложения. Когда ставки высоки, не стоит так рисковать.

Даже профессионалы, люди, которые всю жизнь выступают перед аудиторией, часто сожалеют о своих экспромтных ремарках. Примером тому может служить речь Джоди Фостер на церемонии вручения «Золотого глобуса» в 2013 году, где ей была вручена персональная награда имени Сесила де Милля за вклад в кинематограф.

 

Итак, раз я здесь как на исповеди, у меня внезапный порыв рассказать вам то, чего никогда раньше не могла сказать на публике. Вынуждена признаться, я немного волнуюсь по этому поводу, но, наверняка, не так, как мой пресс‑ агент, а, Дженифер? Но я просто собираюсь сказать все как есть, хорошо? Громко и с гордостью, хорошо? Для этого мне понадобится ваша поддержка.

Я… одинока. Да, так и есть, я одинока. Нет, я не шучу, действительно не шучу, но все‑ таки немного шучу. Я имею в виду, спасибо за ваш энтузиазм. Могу я услышать свист или что‑ нибудь типа того? Господи. Серьезно, я надеюсь, вы не слишком разочарованы, что сегодня не будет громкого камин‑ аута, потому что у меня уже был камин‑ аут тысячу лет назад, еще в каменном веке, в те смутные дни, когда хрупкая юная девушка открылась доверенным друзьям, семье и коллегам и затем, постепенно и с гордостью, – всем, кто знал ее, всем, с кем она знакома лично…

 

Удивительно, как одно неудачное выступление может перечеркнуть долгие годы восхищения и уважения. Я всегда был большим фанатом Джоди Фостер. Она поражала меня своим умом, женственностью и отсутствием глупого самолюбования, которое часто встречается у ее голливудских коллег. Когда я услышал эту речь, моей первой мыслью была: «Ого, никогда бы не подумал! » И даже выражение признательности Мелу Гибсону, еще одному актеру, который мне когда‑ то нравился, тоже не сильно не помогло.

Так или иначе, знаменитости сами себя обманывают: Когда загорится красная лампочка, я включу свою магию. Возможно, в льстивом окружении ни у кого не хватает смелости сказать им о том, что нужно готовиться к выступлению. Тщательная подготовка, являющаяся залогом успешного выступления, может просто не вязаться с их ореолом гламурности.

Помните: лучше не касаться спорных или деликатных тем, в том числе насилия, порнографии, этнических групп, политики и религии, если вы тщательно не продумали свои замечания заранее. Хотя многих знаменитостей, спортсменов и политиков это не останавливает. Клейтон Уильямс потерял голоса избирателей и проиграл выборы на пост губернатора Техаса из‑ за небрежного высказывания об изнасиловании. Даже суперзвезда рестлинга Авраам Вашингтон был исключен из Международной федерации рестлинга после комментария его менеджера в прямом эфире программы «Monday Night Raw»: «Рестлер Тайтус О’Нил был как Коби Брайант в гостинице Колорадо… неудержимый».

Плохое сравнение. Так же как и то, которым помощник бывшего президента Джорджа Буша Марк МакКиннон наградил губернатора Техаса Рика Перри, сказав, что мозг последнего застыл во время республиканских дебатов. Что еще хуже, он назвал поражение Керри «человеческим эквивалентом шаттла “Челленджер”». Никогда, никогда! – не сравнивайте чьи‑ то промахи с национальными трагедиями. Катастрофа «Челленджера» стала горем для всей страны. Сравнивать ее с неудачей Перри глупо и некорректно. Я также советую своим клиентам воздерживаться от использования слова «цунами» в бизнесе для описания массивного притока каких‑ либо ценностей или капитала, например: «После того как мы усовершенствовали эту модель, у нас буквально цунами новых заказов». Это как‑ то режет ухо.

А конгрессмен Тодд Акин подвергся бурным нападкам после того, как во время гонки за место в сенате ему задали вопрос: «Имеют ли право на аборт женщины, ставшие жертвами изнасилования? » На что он ответил:

 

«Вы знаете, люди всегда пытаются представить это в качестве очень сложного и деликатного вопроса, но все зависит от того, как на него посмотреть. Прежде всего, врачи утверждают, что такие случаи – большая редкость. При изнасиловании женский организм запускает “защитный механизм”, что позволяет избежать беременности. Но даже если предположить, что произошел какой‑ то “сбой”, надо наказывать насильника, а не будущего ребенка».

 

Я уверен, что Митт Ромни, услышав этот «перл», схватился руками за голову. Акин не только потерял шансы на избрание в сенат, но и, что более существенно, подлил высокооктанового риторического топлива в высказывания демократов во время президентской кампании. Глупые спонтанные ремарки – это как авария на атомной станции: радиоактивного загрязнения избежать практически невозможно.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-19; Просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.031 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь