Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


XXIV. Судьба униатов и православных, во II Речи Посполитой



 

После обретения Польшей независимости новые власти вместе с униатским и католическим клиром не жалели усилий, чтобы задушить все проявления Православия в Галиции.

Украинские школы закрывались, украинскую молодежь не принимали в университеты, православных украинцев лишали работы, принуждали переходить в католичество, усмирялись „непокорные" - т.е. пребывающие в Православии - области. Проведенная в 1947г. операция „Висла" не была изобретением большевиков, скорее продолжением традиционного польско-католического нашествия на украинские земли. Даже польские историки, которых нельзя заподозрить в симпатии к Православию и украинцам, утверждают, что только за несколько лет православными стали более 25 тысяч человек (А.Боженский „Политическая проблема Черенской земли"). В самом Галиче делегация из 300 местных жителей обратилась к православному священнику, чтобы он принял их в свою Церковь (В.Бончковский ,Лосле смерти ЮЛилсу^ского"). Таким образом, никакая сила не могла сдержать процесс перехода от униатства к Православию в Галиции. И это происходило в то время, когда в Советской России зверствовал большевистский террор, и в течение первых пяти лет Советской власти (1917- 1922) было ликвидировано более 700 монастырей, а суды приговорили к смерти 1962 монаха, 3447 монахинь и 1691 представителя белого духовенства. Без суда и следствия было убито более 15 тысяч человек из числа белого и черного духовенства, разрушены или сожжены тысячи церквей вместе со всем их имуществом. Невиданное в истории христианства мученичество Русской Православной Церкви не отвратило галицийских и закарпатских униатов от объединения с ней и только с ней.

На помощь „братской Церкви" (а именно этим именем католики не так давно стали называть ненавистных и проклинаемых ими „схизматиков") Ватикан не спешил. Папы Бенедикт XV и Пий XI с необыкновенной радостью посылали одно посольство за другим, поздравляя с победой Ленина и Сталина. Часто символической помощью для голодающего Поволжья и другими подобными ухищрениями они пытались завоевать благосклонность большевиков в надежде, что те навяжут если не католичество, то по крайней мере унию всему Православию бывшей Российской империи. В связи с этим в Ватикане была создана специальная Конгрегация по делам Восточной Церкви, во главе которой стоял бывший офицер французского генерального штаба. Кроме того, с целью подготовки отрядов католических и униатских миссионеров было проведено объединение школ, т.н. „Руссикум". Вскоре обнаружилось, что все эти надежды беспочвенны. Католики и униаты вместе с православными стали объектом большевистских гонений.

Часть униатского и католического духовенства бежала из Советской России в соседние страны, преимущественно в Польшу. Часть разделила трагическую судьбу православного духовенства.

 

XXV. Заключение

 

 

Начиная с XI века и до нынешних времен, то есть около 900 лет с небольшими перерывами, Польша была, есть и - как следует из сегодняшних действий папской курии и польского епископата - будет „плацдармом" католической экспансии на Восток. Правительство II Речи Посполитой придавало огромнейшее значение искоренению Православия через обращение его приверженцев в католичество или униатство.

В 1925г. было подписано соглашение между Ватиканом и польским правительством, в котором, между прочим, подчеркивалось, что Польша гарантирует униатскому духовенству " оплату его труда, но обязывает приносить присягу на верность Польше. Вместе с тем, униаты были лишены права проводить миссионерскую деятельность, чтобы не создавать конкуренцию римско-католическим миссионерам. Это очевидное отсутствие доверия к униатам, однако, было компенсировано. Уже в 1925г. униатских миссионеров стал готовить Восточный институт при Люблинском католическом университете, а в Дубне на Волыни - семинария. В Альбертине, возле Слонима, в противовес православным Жировичам иезуиты основали униатский монастырь, а также школу миссионеров. Для обмана и привлечения православных они носили длинные бороды, одевались как православные священники, при богослужении использовали церковно-славянский язык, а при общении с людьми - языки русский и белорусский. Но несмотря на эти ухищрения, православные не дали себя обмануть - результаты были минимальные.

Хотя деятельность униатских миссий в Беларуси не была плодотворной, известны случаи отступничества православных от веры отцов. В 1925г. православный архимандрит П.Морозов перешел в униатство, но через полтора года осознал свою ошибку и возвратился в лоно Православной Церкви. В письме римско-католическому епископу Виленскому Р. Яблжиковскому он писал: „...Использование для католической пропаганды священников, отторгнутых от Православия, как отбросы, использование их только потому, что они на все согласны и с удовольствием могут чернить Православие, свидетельствует о том, что католическая иерархия не только не хочет засыпать вырытую человеческими руками пропасть между Церквами, но и углубляет ее с помощью наемников. На то воля Божия есть, чтобы Православная Церковь была и далее отделена от католической, сохраняла свои исконные ценности до того времени, пока католическая Церковь не будет готова к евангельскому объединению с Церковью Православной." Ватикан, однако, не переставал оказывать давление на Польшу и в 1932г. польское правительство приняло тайное решение: "задача обращения Востока в католичество, так же, как и в прошлые столетия, остается и далее . „исторической миссией" польского государства". Принудительное обращение православных в католичество и униатство усилилось. Хотя результаты этих усилий и были невелики, оддействительностью" (1989г.) писала: „Далеко идущий план Ватикана по созданию унии, сорвался, а сложности, с этим связанные, пришлись на долю Польши. Уния представляла собой источник конфессиональных и политических конфликтов. Она также не осуществила надежду объединить русские народы с католической Церковью и Польским государством".

К сожалению, к таким или подобным выводам приходят далеко не все историки в Польше, в Беларуси, и особенно - в западной Украине.

В послевоенной Польше уния пребывала в остаточном виде среди украинского меньшинства и совершенно отсутствовала в среде меньшинства белорусского. В Галиции и в Подолье незадолго до второй мировой войны униатское духовенство разделилось на два лагеря: один - с православной ориентацией („восточники"), второй - прокатолический („западники").

„Восточники" стремились очистить униатскую Церковь от римско-католического влияния, сблизить униатские обряды с православными. Они издали даже православные „Служебник" и „Литургикон". Во главе „восточников" выступил профессор Гавриил Костельник, за что и был изгнан из униатской академии. В то же время „западниками" беззастенчиво руководили базилиане, направляя их к полному объединению с католиками.

По инициативе униатов восточной ориентации при опоре на большинство прихожан и под руководством профессора Г.Костельника 8-10 марта 1946г. во Львове был созван собор. В нем участвовали два униатских епископа, 214 священников и 19 светских лиц, приверженцев униатской Церкви. Подводя итог дискуссии, профессор Г.Костельник сказал: ,На соборе делегаты не привели ни одного аргумента против нашего объединения с Православной Церковью". Собор единогласно постановил лишить силы решения Брестского униатского собора 1596г., ликвидировать унию, порвать отношения с Ватиканом и возвратиться к родной Православной Вере, объединившись с Русской Православной Церковью.

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий I благословил решения Львовского Собора и принял униатов в лоно Православной Церкви. Не подлежит сомнению, что более 690 униатских священников и очень многие деятели униатской Церкви искренне и без какого-либо принуждения желали вернуться к Православию. К сожалению, это движение было грубейшим образом использовано сталинской политикой. Опекать собор взялся МГБ, который не был особенно разборчив в средствах: старался к искренне желающим объединиться с Православной Церковью принудительно присоединить как можно больше униатов. Эти „старания" сильно мешали делу - в результате часть духовенства и верующих прислушались к аргументации „западников" и украинского подполья. В постановлении Львовского собора от 8-10.03.1946 последние увидели угрозу для своего существования и объявили сторонникам собора войну. Среди жертв конфликта было много духовных лиц и светских деятелей, в том числе и убитый из-за угла профессор Г.Костельник. Уния защищалась не молитвой, а братоубийственными пулями.

После 1989г., особенно после получения Украиной независимости, началось возвращение многих бывших униатов в униатскую Церковь. Большое число иерархов и священников, бывших униатов, отреклось от Православия. Многие из них, выйдя из подполья или возвращаясь из изгнания, дали волю эмоциям и обвинили православное духовенство в сотрудничестве с советской властью и органами госбезопасности. Возникло большое количество униатских приходов, особенно на территории бывшей Галиции и Закарпатья. Пока слишком рано говорить, является ли возвращение к унии устойчивым процессом или это временная реакция на жестокий террор (ссылки в концлагеря в Сибирь, преследования органами безопасности и местной советской администрацией), жертвами которого стало как униатское духовенство, так и католическое и православное, а также церковные активисты в 1939-1941 и 1944-1964гг. Нельзя, однако, обойти молчанием тот факт, что возникновение многих униатских приходов было результатом применения силы фанатичными военизированными группами. Многих заставили перейти в униатство против их воли.

С величайшим сожалением следует сказать о том, что некоторые униатские деятели и теперь обвиняют Православную Церковь, великую мученицу большевизма, во всех преступлениях советского режима. Таким образом, им удается вносить разлад в украинскую общественность, вербуя сторонников для достижения главной цели - уничтожения Православия и подчинения украинского народа духовной власти Ватикана.

Попытки возрождения унии в Беларуси не столь эффективны. Возникло 12 униатских общин, некоторые из них состоят из 5-7 человек. Это, преимущественно, новообращенные, до недавнего времени некрещеные, еще несколько лет назад активные комсомольские и партийные деятели, атеисты, блуждающие и не находящие себе места в новых условиях. Вырастет ли на этой основе белорусская униатская Церковь - судить трудно. Однако Святая Конгрегация по делам восточных Церквей в Ватикане не щадит усилий, чтобы основать такую структуру. Для этого она назначила в 1994г. о.Сергия Хайка своим инспектором по делам греко-католиков в Беларуси.

В 370 годовщину гибели Иосафата Кунцевича польский католический епископат при участии униатского епископа отслужил особую панихиду. А для православных Иосафат Кунцевич остался их преследователем. Папа Иоанн Павел II объявил территорию бывшего СССР „миссионерским пространством" римско-католической Церкви. Таким образом, Ватикан не отказался от своих притязаний, игнорируя существование Православной Церкви. Для православных это очередная попытка уничтожить их веру, то, что для них свято, новая попытка религиозного и национального подчинения. Эти опасения подкрепляются выступлениями некоторых католических епископов, мнениями и исторически и политически безосновательными, оскорбляющими чувства православных. Но мы, православные, верим в то, что наши братья-католики вернутся к „первой любви" (Откр.2:4).

Стязание с латиной Георгий, митрополит Киевский (1062-1072)[12]

 

 

Когда великий Константин принял от Христа царство, и вера христианская стала с тех пор все больше расти и распространяться повсюду, и превратилось Римское царство из ветхого Рима в Константинов град, тогда последовали семь святых Вселенских Соборов. На этих семи соборах был и папа великого старого Рима, либо сам в этом чине приходивший, либо присылавший епископов своих. И имели святые Церкви между собой единство и общение - одно и то же проповедовали, одно и то же мыслили. А затем заняли старый Рим немцы и завладели землей той. И вскоре старые мужи правоверные, которые хранили закон Христов и святых апостолов и святых отцов и держались его, скончались. После же их смерти молодые, нестойкие поддались прелести немецкой и впали в различные многочисленные заблуждения, запрещенные и осужденные Божественным законом. И из-за этих заблуждений явно в иудейство впали, и когда вопреки многочисленным увещеваниям и советам других Церквей не захотели оставить творимое ими зло, то отвержены были от нас. Евангелие же их, как доброе и поклоняемое, почитается в великой Церкви, но почитается для обличения и к стыду их, ибо не живут они так, как оно велит.

1. Так как на опресноках служат и вкушают их, что по-иудейски. Христос ведь не указал этого, но указал совершать Таинство святое не на опресноках, а на хлебе настоящем и кислом (отступление к иудаизму, в котором также используется пресный хлеб - Ред.).

2. Так как бреют бороды свои бритвой, что отступлением является от закона Моисеева и евангельского.

3. Так как на святой Литургии, во время причащения, один из служащих, вкусив опресноки, целует остальных. Но этого Христос не завещал, не говорил: „Прими и ешь, и целуй остальных", но сказал: „Примите и ядите".

4. Так как на святой службе не совершают ни Великого, ни Малого Входа, а службу совершают не в алтаре, а во всей церкви, три, и четыре, и пять раз в день, а гррбы их - в алтарях.

5. Так как в святом Правиле, говоря: „Верую в единого Бога", к этому злое прибавление делают, зло и неразумно мысля. Ибо святые отцы написали так: „И в Духа Святаго, Господа животворящаго, иже от Отца исходящаго"; а эти особо прибавили: „иже от Отца и от Сына", что есть зловерие великое и приводит к иудейству и к савелианской ереси. (Суть савелианства в слиянии двух божественных ипостасей, Бога-Отца и Бога-Сына, в одну; иудаизм же вовсе не признает троичность Бога. - Ред.). Ибо так прибавляя, отступают они от веры святых отцев первого и второго Соборов и от того слова Христова, которое он сказал ученикам о приходе Святого Духа. Как евангелист Иоанн пишет, так сказал: „Когда же придет Утешитель, Дух истины, который от Отца исходит, то научит вас всякой правде". Не сказал ведь Христос: „который и от Сына" - это они прибавили. Зловерие это и ересь великая.

6. Так как в святой Литургии говорят: „Един свят, един Господь со святым Духом". Этого они ни от святых отцов, ни от святых апостолов не восприняли. Мы же так говорим: „Един свят, един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца, аминь". Те же новое добавили: „со святым Духом", но этого святые отцы не говорили.

7. Так как изменили слова святого апостола Павла, говорившего следующее: „малая закваска все тесто квасит". А те так говорят: „малая закваска все тесто тлит". Да знайте, латиняне, что лжете в этом: ведь закваска, вложенная в тесто, то есть в муку, еще больше его увеличивает и заквашивает, и великое делает, а не растапливает, не тлит (что означает: губит, убивает). Стыдятся они того, что причащаются и служат на опресноках, и поэтому переменили слово апостольское и вместо „квасит" написали „тлит".

8. Так как запрещают жениться диаконам, которые хотят стать попами, а женатых попов не хотят ни ставить, ни причащаться от них. Но то первый святой Собор велел: ставить иподиаконов, и диаконов, и священников, которые первым законным браком женились, и на девицах, а не на вдовах или разведенных. Ведь и апостол Павел провозгласил это: „честен брак и ложе непорочно". Христос ведь благословил брак, и апостолы также его почтили, и святые отцы приняли его, и те, кто его не принимают, противятся правой вере.

9. Так как двух сестер мужья в жены берут: женятся на первой, а после ее смерти сестру ее берут.

10. Так как епископы носят перстень на руке, как будто Церковь в жены взяв. Этого не велели ни Христос, ни святые апостолы, любящие простое смирение во всем.

11. Так как на войну ходят епископы и попы, и руки свои кровью оскверняют, чего Христос не повелел.

12. Так как епископы их женятся, а попы их наложниц держат, живя с ними, и если куда идут, то там и женятся, и детей заводят и служат беспрепятственно.

13. Так как хранят субботу и постятся в этот день. А это по-иудейски, ибо Христос это как зло уничтожил, и святые апостолы, и святые отцы также не разрешили, написав, что „если какойнибудь христианин постится в субботу, кроме Великой Субботы, да будет он проклят".

14. Так как в первое воскресенье Святого Поста совершают и мясопуст и маслопуст вместе, а потом опять, попостившись в субботу, и в воскресенье едят яйца, и сыр, и молоко.

15. Так как едят удавленину и мертвечину, чего даже иудеи не делают. Это запрещено и Моисеевым законом и евангельским, и у святых апостолов, в правилах их, явно возбраняется.

16. Так как нечисто есть запрещенных животных, [а они] ведь едят и черепаху нечистую, называя ее курицей.

17. Так как нечисто для чернецов их есть сало свиное, которое с кожей. Ведь епископы их повелевают и другое мясо чернецам есть, если повелят, - а это запрещено.

18. [опущено за резкостью высказывания - Ред.] 19. Так как едят с псами в одном сосуде - сами едят, а остатки отдают псам - пусть полижут. А потом сами едят, если хотят.

20. Так как не считают святыми святых и великих отцов наших и учителей, архиереев; говорю о Василии Великом, и Григории Богослове, и Златоусте. И учения их не принимают из-за высоты их и из-за жестокотрудного и добродетельного жития их.

21. Так как при святом крещении крестятся в одно погружение, говоря: „Во имя Отца и Сына и Святого Духа", что неверно - как иудейское крещение или даже арианское. Не крестятся они в три погружения, три имени называя; не почитают единочтимо, единое л авнр и единосущно Отца и Сына и Святого Духа. Не триипостасное Божество исповедают, а, как еретик Савелий, единоипостасное, но триименное - он ведь говорил: „Один Отец есть, называется Отец и Сын и Святой Дух". Православная же вера три ипостаси исповедует и проповедует совершенную, и присносущную, единославную, сопрестольную [Троицу] в едином Божестве нераздельно почитаемую.

22. Так как крещаемому ими сыплют соль в рот (суеверие, народное средство против чародейства, встречается в обрядах многих народов Европы. - Ред.), и не называют епископы и попы при крещении именем святого или святой, но как мать назовет, таким именем и крестят, а не так как святые отцы установили.

23. Так как не хотят мощам святым поклоняться, а некоторые из них и иконам святым, что есть ересь Гноеименитого (византийский император Константин V Копроним (745-775) - ярый иконоборец. - Ред.) и тех проклятых, которые иконы пожгли.

24. Так как изображения святых икон пишут на мраморе и на полу церковном, и не почитают их, а попирают ногами, и не только миряне, но и попы, и монахи их.

25. Так как не отделяют святого от скверного, не почитают особо алтаря святого, что восприняли мы и чему научились от святых. Мы притвор и паперть иным образом используем, и в них и простой чади, и женщинам стоять велим, во внутренней же церкви уже некоторых из книжников ставим, а в верхней части - лучших из книжников. В святом же алтаре во время святой Литургии - только архиереи, и священники, и диаконы, и иподиаконы. А те святой алтарь так же используют, как и притвор.

26. Об этой древней, божественной и святой службе [Литургии] богоотец Давид, Духом Святым прозрев, сказал: „Ты священник во век по чину Мелхиседекову". Когда великий праотец Авраам, Бога познавший, освободил Лота, племянника своего, от Ходоллгомора царя и царей, бывших с ним, и возвращался он с битвы в долину Савину (а это была долина царей), то Мелхиседек, царь Салимский, бывший священником Бога Всевышнего, вынес хлеб и вино, и благословил Авраама, и сказал: „Благословен Авраам от Бога Всевышнего, который создал небо и землю, и благословен Бог Всевышний, который предал врагов твоих в руки твои". И подал тогда хлеб и вино ему и бывшим с ним домочадцам, всем тремстам восемнадцати, предвосхищая эту святую и благодатную службу Господа нашего Иисуса Христа. Слышите ли, латиняне, что не опресноки с вином растворенным вынес Мелхиседек, святой первый священник Бога Всевышнего, когда благословил великого Авраама, отцов начальника, но хлеб вынес на закваске замешенный. Поэтому пророк Давид и сказал: „Ты священник во век по чину Мелхиседекову". Богу же нашему слава.


[1] Равеннский экзархат принадлежал Византии. Император-иконоборец Константин Копроним тщетно требовал возвращения себе этих земель, но не имел сил возвратить их, занятый борьбой с арабами и своими православными подданными. - Прим. ред.

[2] „Повесть временных лет" преп. Нестора-летописца сообщает об этом следующие подробности: "Потом пришли немцы из Рима и сказали: „Пришли мы, посланные папой". И сказали ему: „Так говорит тебе папа: „Земля твоя, как и наша, а вера не похожа на твою. Наша вера - свет. Кланяемся мы Богу, сотворившему небо и землю, звезды и месяц, и все, что дышит, а ваши боги - суть дерево". Владимир же спросил: „В чем заповедь ваша?" И ответили они: „Пощение по силе. Кто пьет или ест - это все во славу Божию, как сказал учитель наш Павел". Владимир же сказал немцам: „Идите обратно, отцы наши не приняли этого"".

[3] История донесла до нас ответ благоверного князя послам папы Иннокентия IV: „Слышите, посланницы папежстии и прелестницы преокаянные! От Адама и до потопа, и от потопа до разделения язык, и от разделения язык до начала Авраамля, и от Ав раамля до приития Израилева сквозе Чермное море, а от начала царства Соломона до Августа царя, а от начала Августа до Рожде ства Христова, и до страсти и до воскресения Его, а от воскресения Его и на небеса вшествия и до царствия Великого Константина и до Первого Собора и до Седьмого Собора: сия вся сведаем доб ре, а от вас учения не принимаем".

[4] Епископ Мисаил происходил из рода князей Пеструцких или Пестручей - Прим. ред.

[5] Елена - супруга великого князя Литовского и дочь великого князя Московского Иоанна III - Прим. ред.

[6] подскарбий - помощник королевского или великокняжеского казначея - Прим. ред.

[7] Мариенбургского - Прим. ред.

[8] Орден базилиан, кощунственно присвоивший себе имя святого Василия Великого, был ударной силой униатства. В любопытном документе, озаглавленном „Выдержка из уставов чина святого Василия Великого", изданном в ограниченном количестве для узкого круга базилиан, говорится буквально следующее: „Целью этого общества является сохранение католической веры у одних, распространение ее среди других,... соединение русского народа с римской церковью и обеспечение русских католических епископов учеными, трудолюбивыми и искренне преданными помощниками." - Прим. ред.

[9] Мариенбургом - Прим ред.

[10] 1772г. - Прим. ред.

[11] Соответственно в 1793 и 1795гг. - Прим. ред.

[12] Пребывал на Киевской кафедре в 1062-1073гг. - Прим. ред.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-20; Просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.035 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь