Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Глава 71. Права, смежные с авторскими
Общие положения
Статья 1303. Основные положения В ряде случаев довести произведение или иной подобный объект до тех, кому он предназначен, сложно или вообще невозможно без участия третьих лиц. Так, песню должен кто-то исполнить, а кто-то - записать и растиражировать, телепередачу передать в эфир или по кабелю, собранные материалы занести в базу данных, обнаруженную рукопись давно умершего автора - обнародовать. Такие лица не создают нового произведения, более того, их деятельность может быть абсолютно не творческой, однако в результате этой деятельности обычно получается новый продукт, в основе которого - созданный кем-то исходный объект. В число обладателей смежных прав не вошли редакторы, корректоры и т.п. - они нового продукта не создают (ведь даже если редактор полностью переделал произведение, все изменения считаются внесенными автором, который их одобрил). По той же причине сюда не отнесены издатели (см. п. 7 ст. 1260 ГК относительно правового положения некоторых категорий издателей). Несколько особняком в ряду субъектов смежных прав стоит публикатор (ст. 1337 ГК). Он не создает нового продукта, но вместо автора открывает для публики уже существующий. Труд такого "первооткрывателя" не является творческим, но он как бы замещает автора в части, касающейся обнародования произведения, и получает за это соответствующий ограниченный объем прав на произведение. Общим для всех смежных прав является их неразрывная связь с исходным объектом (отсюда и термин "смежные"). Как правило, такой объект охраняется авторским правом, однако он может и не являться результатом творческой деятельности (например, возникают смежные права у телекомпании, просто транслирующей изображение с места какого-либо события) или не охраняться авторским правом по иной причине.
Наука
В СССР смежные права, как таковые, не охранялись. В научной литературе того периода существовал спор: признавать подобные права авторскими (например, права организаций эфирного вещания на передачи охранялись как авторские) или выделить их в отдельную категорию. В итоге к началу 1990-х г. был разработан институт смежных прав. Термин "смежные права" появился в нашем законодательстве в названии статьи 141 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г.
Статья 1304. Объекты смежных прав Перечень объектов и субъектов смежных прав неоднократно изменялся. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. признавали в качестве смежных права исполнителей, создателей звуко- и видеозаписей и организаций эфирного вещания. Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах" отнес создателей видеозаписей к субъектам не смежного, но авторского права, зато ввел в круг обладателей смежных прав организации кабельного вещания, а создателей звукозаписей переименовал в производителей фонограмм. Комментируемая статья ГК дополнила перечень еще двумя пунктами - это права создателя базы данных и права публикатора произведения науки, литературы и искусства, обнародованного после его перехода в общественное достояние.
Специальная норма
Международная конвенция об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 26 октября 1961 года). Конвенция вступила в силу для России 26 мая 2003 г.
Статья 1305. Знак правовой охраны смежных прав Положения российского законодательства о знаке охраны и его элементах соответствуют ст. 11 Римской конвенции 1961 г. Таким образом, знак охраны смежных прав унифицирован для 83 государств, на настоящее время подписавших Конвенцию. Помещение на экземпляры фонограммы знака охраны является правом, а не обязанностью правообладателя. Отсутствие знака не влияет на охрану соответствующих смежных прав в России, однако национальное законодательство других государств в качестве условия предоставления ими охраны прав изготовителей фонограмм и (или) исполнителей может требовать обязательного использования знака охраны.
Статья 1306. Использование объектов смежных прав без согласия правообладателя и без выплаты вознаграждения Применяются правила, установленные для использования произведений, относительно свободного воспроизведения в личных целях (ст. 1273 ГК), в информационных, научных, учебных или культурных целях (ст. 1274 ГК), в целях правоприменения (ст. 1278 ГК), свободного исполнения музыки во время официальной или религиозной церемонии либо похорон (ст. 1277 ГК), а также правила о свободной записи организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования (ст. 1279 ГК). Два вида договоров, на основании которых может передаваться право использования объектов смежных прав (ст. 1235-1237 ГК).
Статья 1307. Договор об отчуждении исключительного права на объект смежных прав
Статья 1308. Лицензионный договор о предоставлении права использования объекта смежных прав Сравните с аналогичными договорами в отношении объектов авторского права (ст. 1285 и 1286 ГК).
Статья 1309. Технические средства защиты смежных прав Соотнесите положения ст. 1299 и 1309 ГК со ст. 1280 ГК "Свободное воспроизведение программ для ЭВМ и баз данных. Декомпилирование программ для ЭВМ".
Статья 1310. Информация о смежном праве
Статья 1311. Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав Статьи 1252 и 1253 ГК определяют общие принципы защиты исключительных прав и ответственности за их нарушение, а ст. 1311 содержит специальную норму, касающуюся случаев нарушения именно исключительного права на объект смежных прав.
Судебная практика
Размещение объектов авторского права и (или) смежных прав в телекоммуникационных сетях, в частности в сети Интернет, является использованием данных объектов: Так, запись произведения или объекта смежных прав в память электронной вычислительной машины является использованием, если по инициативе лица, совершившего запись, неопределенный круг лиц получает доступ к этому произведению или объекту смежных прав. Лица, осуществившие подобные действия, признаются нарушителями авторского права и (или) смежных прав. К указанным лицам могут быть отнесены, в частности, владельцы сайта, на котором были размещены контрафактные произведения или объекты смежных прав (Постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 N 15).
Статья 1312. Обеспечение иска по делам о нарушении смежных прав Статья 1312 ГК отсылает к правилам об обеспечении иска по делам о нарушении авторских прав.
Права на исполнение
Статья 1313. Исполнитель Термин "исполнитель" используется законодателем в широком смысле. Режиссер-постановщик спектакля не участвует непосредственно в исполнении, участие дирижера в исполнении музыкального произведения также довольно специфично, тем не менее в правовом смысле они - исполнители.
Судебная практика
Режиссер-постановщик спектакля приравнивается к исполнителю и является субъектом смежных прав (Постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 N 15).
Наука
Исполнителем может быть лишь физическое лицо, возраст и состояние дееспособности которого значения не имеют. Конечно, за малолетних и недееспособных исполнителей права осуществляются их законными представителями. В отношении исполнений, которые осуществляются различными искусственно созданными механизмами либо животными, исполнительские права приобретают их создатели либо дрессировщики. Российское законодательство охраняет результаты исполнительской деятельности как профессионалов, так и любителей, не делая между ними никакого различия.
А.П. Сергеев
Статья 1314. Смежные права на совместное исполнение
Статья 1315. Права исполнителя
Статья 1316. Охрана авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения после смерти исполнителя
Специальный закон
Авторство, имя автора и неприкосновенность произведений науки, литературы и искусства, а также авторство, имя исполнителя и неприкосновенность исполнения охраняются в соответствии с правилами ст. 1228, 1267 и 1316 Гражданского кодекса Российской Федерации независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания. Охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведений науки, литературы и искусства, а также авторства, имени исполнителя и неприкосновенности исполнения осуществляется в соответствии с правилами ст. 1228, 1267 и 1316 Гражданского кодекса Российской Федерации, если соответствующее посягательство совершено после введения в действие части четвертой Кодекса (Статья 9 Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Статья 1317. Исключительное право на исполнение Отсылка к п. 2 ст. 1315 означает, что использующее исполнение лицо, не являющееся исполнителем, обязано соблюдать и права авторов произведения, и права исполнителей.
Судебная практика
Исполнитель имеет исключительное право использовать и разрешать использовать исполнение путем воспроизведения. Это право он может передать по договору производителю фонограммы либо организации эфирного или кабельного вещания. В таком случае договор производителя фонограммы либо организации эфирного или кабельного вещания с исполнителем должен устанавливать объем переданных прав. Исполнителям в отношении их исполнений или постановок принадлежат исключительные смежные права: - личные неимущественные; - имущественные. Это означает, что использование исполнения или постановки допускается при условии выплаты исполнителю вознаграждения. Право на получение вознаграждения является неотъемлемой частью исключительного права исполнителя на использование исполнения или постановки, и невыполнение этого требования должно квалифицироваться судами как нарушение смежных прав (Постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 N 15).
Статья 1318. Срок действия исключительного права на исполнение, переход этого права по наследству и переход исполнения в общественное достояние
Специальный закон
Сроки охраны прав, предусмотренные статьями 1281, 1318, 1327 и 1331 Гражданского кодекса Российской Федерации, применятся в случаях, когда пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 года (Статья 6 Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Статья 1319. Обращение взыскания на исключительное право на исполнение и на право использования исполнения по лицензии
Статья 1320. Исполнение, созданное в порядке выполнения служебного задания
Статья 1321. Действие исключительного права на исполнение на территории Российской Федерации
Судебная практика
В отношении исполнителей, изготовителей (производителей) фонограмм и вещательных организаций статьей 2 Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция 1961 г.) устанавливается национальный режим охраны, под которым понимается режим, предоставляемый внутренним законодательством договаривающегося государства, в котором испрашивается охрана: 1) для исполнителей, являющихся его гражданами, в отношении осуществляемых на его территории исполнений, передачи в эфир или первой записи; 2) для изготовителей фонограмм, являющихся его гражданами или юридическими лицами, в отношении фонограмм, впервые записанных или впервые опубликованных на его территории; 3) для вещательных организаций, штаб-квартиры которых расположены на его территории, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории (Постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 N 15).
Право на фонограмму
Статья 1322. Изготовитель фонограммы Изготовителем фонограммы может быть как физическое, так и юридическое лицо (на практике большинство изготовителей фонограмм - именно юридические лица). Под записью в данной статье понимается фиксация звуков при помощи технических средств (а не нотная запись, например), позволяющая последующее прослушивание записанного звука. Под записью отображения звука подразумеваются ситуации, когда записывается не собственно исполнение (или иной звук), а, например, его прямая трансляция (отображение при помощи технических средств) по радио или телевидению. Деятельность по изготовлению фонограмм не носит творческого характера.
Наука
...деятельность по изготовлению звукозаписей носит технический характер, однако их создатели наделяются особыми правами, которые близки к правам авторов. Это обусловлено необходимостью защиты имущественных интересов изготовителей фонограмм от несанкционированного воспроизведения и распространения звукозаписей иными лицами. Охране подлежат любые фонограммы независимо от их материальной формы, качества записи, а также того, зафиксировано ли на фонограмме охраняемое законом исполнение творческого произведения или произведена запись различных звуковых эффектов, голосов животных, пения птиц и т.п..
А.П. Сергеев
Статья 1323. Права изготовителя фонограммы В отношении звуков, зафиксированных при помощи фонограммы, может вообще не существовать авторского права и (или) прав исполнителей (фонограмма звуков леса, шума дождя или кваканья лягушек в пруду). Тем не менее изготовитель фонограммы имеет в отношении такой фонограммы полный объем прав.
Статья 1324. Исключительное право на фонограмму Пункт 4 ст. 1324 подчеркивает необходимость соблюдения прав авторов произведений и прав исполнителей.
Судебная практика
Контрафактными являются экземпляры произведения и фонограммы, изготовление и распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав. Например, правомерно воспроизведенные и распространяемые на территории другой страны экземпляры произведений, не предназначенные для распространения на территории Российской Федерации, являются контрафактными при распространении на территории Российской Федерации (Постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 N 15).
Специальная норма
Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (заключена в Женеве 29 октября 1971 г.). Конвенция вступила в силу для России с 13 марта 1995 г.
Воспроизведение фонограмм является на сегодня в РФ лицензируемым видом деятельности.
Специальная норма
Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ (ред. от 29.12.2006) "О лицензировании отдельных видов деятельности" (подп. 86 ст. 1). Постановление Правительства РФ от 28.04.2006 N 252 "О лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей". С 2006 г. значительно ужесточены требования к продавцам экземпляров фонограмм. В частности, не допускается продажа экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм при осуществлении розничной торговли с использованием лотков и палаток, а также не в упаковке производителя. В странах Западной Европы, например, диски с аудиозаписями без упаковки можно купить на улице в специальных автоматах. В России производители таких автоматов столкнулись с необходимостью их переделки для продажи дисков в упаковке.
Специальная норма
Постановление Правительства РФ от 12.07.2003 N 421 (ред. от 28.04.2006) "О внесении изменений и дополнений в правила продажи отдельных видов товаров и в Положение о лицензировании деятельности по воспроизведению (изготовлению экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей".
Статья 1325. Распространение оригинала или экземпляров опубликованной фонограммы
Судебная практика
Суд первой инстанции признал представленный компакт-диск контрафактным, так как его распространение производилось без разрешения правообладателя на использование текстов записанных на нем песен, и взыскал с нарушителя компенсацию в заявленной истцом сумме. : Суд не учел, что истец в соответствии с названными авторскими договорами в силу статей 6 и 7 Закона об авторском праве приобрел у авторов Разиной С.А. и Соколова В.П. исключительные (имущественные) права на литературные произведения тексты песен. Как усматривается из пункта 4.10 договоров от 01.12.2003 N А5-1/в/п, от 01.12.2003 N А5-2/в/п и приложений к ним, эти произведения существовали в форме звукозаписи. Ответчик же продавал компакт-диски, то есть экземпляры фонограммы (звуковой записи) исполнения группой "Мираж" музыкальных произведений с текстами Разиной С.А. и Соколова В.П.... Кроме того, - в случае, если экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. Однако, несмотря на указанные нормы, доводам ответчика об исчерпании прав авторов произведений (правообладателей) судом оценки не дано (Постановление Президиума ВАС РФ от 14.02.2006 N 11997/05 по делу N А40-56185/04-5-446).
Статья 1326. Использование фонограммы, опубликованной в коммерческих целях Специальный порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения за исполнение фонограмм Правительством Российской Федерации пока не установлен. Единственным относительно применимым в данном случае нормативным актом является Постановление Правительства РФ от 17.05.1996 N 614 "О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)".
Статья 1327. Срок действия исключительного права на фонограмму, переход этого права к правопреемникам и переход фонограммы в общественное достояние
Специальный закон
Сроки охраны прав, предусмотренные статьями 1281, 1318, 1327 и 1331 Гражданского кодекса Российской Федерации, применяются в случаях, когда пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 года (Статья 6 Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Статья 1328. Действие исключительного права
Судебная практика
При рассмотрении дел судам следует учитывать, что... предоставление на территории Российской Федерации охраны объектам смежных прав иностранных физических и юридических лиц на основании международных договоров Российской Федерации осуществляется в отношении соответствующих фонограммы, передачи в эфир, передачи по кабелю, а также исполнения, не перешедших в общественное достояние в стране их происхождения, вследствие истечения установленного в такой стране срока действия смежных прав, и не перешедших в общественное достояние в Российской Федерации вследствие истечения... срока действия смежных прав (Постановление Пленума ВС РФ от 19.06.2006 N 15).
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-20; Просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы