Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Теоретические основы изучения творческих способностей



Курсовая работа

по теме: «Психодиагностика творческих способностей у студентов гуманитарных и технических ВУЗов»

 

 

Выполнила: студентка группы И-67 Сарычева М.П.

Проверила: преподаватель Кибальченко И.А.

 

 

Таганрог 2011

 


 

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения творческих способностей

1.1 Понятия творчества, креативности и творческих способностей

1.2 Изучение творческих способностей в психологии

1.3 Творческие способности и специальность

Глава 2. Экспериментальное изучение творческих способностей у студентов гуманитарной и технической специальностей

2.1 Описание выбранных методик

2.2 Описание выборки

2.3 Этапы эмпирического исследования

2.4 Результаты исследования и их обсуждение

Заключение

Библиографический список

Приложения

 


Введение

Актуальность исследования

Творческие способности — далеко не новый предмет исследования. Однако, в прошлом у людей не возникало особой потребности к их научному изучению. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Все большее значение придается интеллектуальному труду работника, все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, автоматизируется.

Творческая деятельность, являясь более сложной по своей сущности, доступна только человеку. А более простая — исполнительская — может быть переложена и на животных, и на машины, для нее и ума не так уж много требуется [14].

Современное общество, изменяясь и развиваясь, предъявляет к человеку всё более высокие требования. Для того, чтобы быть востребованным, необходимо привносить в него что-то новое своей деятельностью, т.е. быть незаменимым. А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер. В современном бизнесе способность к творческому мышлению важна практически в любой работе. Карл Роджерс однажды сказал: «Если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости» [9].

Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребенку — нужно лишь суметь раскрыть их и развить [12]. Но как это сделать? Можно ли научить творчеству? Какие условия необходимы для раскрытия творческого потенциала личности? Эти вопросы волнуют человеческую цивилизацию на всем протяжении ее существования.

Проблема изучения творчества долгое время представляла лишь литературный интерес. Она не имела ни фундаментальных постулатов, ни ясно очерченного предмета исследования, ни методики. Но сейчас эта тема из разряда отвлеченных переходит в категорию доступных для естественнонаучного анализа, получает и научную предметность, и исследовательскую аппаратуру. Более того, изучение творческой деятельности приобретает прикладное значение [13].

Вопросами творчества занимались еще античные философы (Гераклит, Демокрит, Платон, Аристотель). Творческое мышление изучали многие психологи. Среди них такие видные исследователи, как Б.Н. Никитин, Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, Я.А. Пономарев, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, О.С. Анисимов, Б.М. Теплов, и другие. Большинство работ посвящено развитию творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, а более старшим возрастам, в частности, подростковому и юности, уделяется гораздо меньше внимания.

Сегодня творческое мышление привлекает к себе гораздо больше внимания, чем раньше. Почти все крупные фирмы называют себя «творческими корпорациями». Скорость происходящих изменений, потребность в гибкости и возрастающая конкуренция делают творческие способности качеством, которое нельзя игнорировать. Поэтому молодым людям, определившимся и определяющимся с выбором профессии, важно знать свой уровень творческих способностей и возможности их развития.

Проблема: Негласно считается, что творческие способности студентов гуманитарных специальностей выше, т.к. среди них больше людей типа «человек-художественный образ» или «человек-человек». Однако, экспериментально по этому вопросу не было получено четких подтверждающих данных.

Цель работы: Изучить творческие способности студентов гуманитарных и технических специальностей.

Гипотеза исследования: Уровень творческих способностей студентов гуманитарных специальностей выше, чем студентов технических специальностей.

Объект исследования: Студенты гуманитарных и технических специальностей.

Предмет исследования: Творческие способности студентов гуманитарных и технических специальностей.

Задачи исследования:

1. Изучить проблему творческих способностей в психологической литературе;

2. Выделить группы студентов разной профессиональной направленности

3. Экспериментально изучить уровень творческих способностей у студентов разных специальностей;

4. Статистически обработать и интерпретировать полученные результаты;

5. Сделать выводы.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования;

2. Эмпирические методы исследования:

· Тест дивергентного (творческого) мышления Вильямса;

· Тест личностных творческих характеристик Вильямса.

3. Методы математико-статистической обработки данных:

· Выявление различий между выборками по исследуемому признаку с помощью статистического критерия;

· Построение гистограмм, графиков.

4. Интерпретационные методы.

База исследования: В исследовании принимали участие тридцать человек, из них – 15 студентов гуманитарных специальностей, 15 студентов технических специальностей.

Положение, выносимое на защиту: Уровень творческих способностей студентов гуманитарных специальностей выше, чем студентов технических специальностей.

 


 

Глава 1. Теоретические основы изучения творческих способностей

Описание выбранных методик

 

В данном исследовании был использован Модифицированный и адаптированный вариант набора креативных тестов Вильямса (САР), а точнее, такие его методики, как Тест Дивергентного Мышления и Опросник личностных творческих характеристик. САР был разработан первоначально для отбора одаренных и талантливых детей в школы, работавшие по федеральным, государственным и местным программам развития творческих способностей. В настоящее время САР доступен для измерения творческого потенциала всех детей. Креативные тесты Вильямса, несомненно, могут быть использованы и для оценки творческих способностей взрослых людей

Тест дивергентного мышления направлен на диагностику комбинации вербальных левополушарных показателей и правополушарных визуально-перцептивных показателей. Данные оцениваются с помощью четырех факторов дивергентного мышления: беглость, гибкость, оригинальность и разработанность. Также можно получить оценку для названия, отражающую вербальные способности. Таким образом, полный тест отражает когнитивно-аффективные процессы синхронной деятельности правого и левого полушарий мозга.

Тестовая тетрадь состоит из трех отдельных листов, стандартного формата А4, на каждом листе бумаги изображено по четыре квадрата, внутри которых имеются стимульные фигуры. Испытуемым предлагается дорисовать картинки в квадратах и придумать для каждой картинки название. Под квадратами стоит номер фигуры и место для подписи. Испытуемым дается инструкция, после чего они начинают работу над тестом. Более подробно инструкция и стимульный материал представлены в приложении А.

В результате мы получаем пять показателей, выраженных в сырых баллах:

· Беглость (Б);

· Гибкость (Г);

· Оригинальность (О);

· Разработанность (Р);

· Название (Н).

1. Беглость — продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных испытуемым, независимо от их содержания. Обоснование: творческие личности работают продуктивно, с этим связана более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рисунок).

2. Гибкость — число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка.

Четыре возможные категории:

— живое (Ж) — человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, животное, насекомое, рыба, птица и т. д.

— механическое, предметное (М) — лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т. д.

— символическое (С) — буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т. д.

— видовое, жанровое (В) — город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и т. д.

Обоснование: творческие личности чаще предпочитают менять что-либо, вместо того чтобы инертно придерживаться одного пути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой.

3. Оригинальность — место (внутри-снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок.

Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи данной стимульной фигуры.

Обоснование: менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру-стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать внутри закрытой части. Высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т. е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.

1 балл — рисуют только снаружи.

2 балла — рисуют только внутри.

3 балла — рисуют как снаружи, так и внутри.

Общий сырой балл по оригинальности (О) равен сумме баллов по этому фактору по всем рисункам. Максимальный балл – 36.

4. Разработанность — симметрия-асимметрия, где расположены детали, делающие рисунок асимметричным.

0 баллов — симметрично внутреннее и внешнее пространство.

1 балл — асимметрично вне замкнутого контура.

2 балла — асимметрично внутри замкнутого контура.

3 балла — асимметрично полностью: различны внешние детали с обеих сторон контура и асимметрично изображение внутри контура.

Общий сырой балл по разработанности (Р) — сумма баллов по фактору разработанность по всем рисункам. Максимальный балл – 36.

5. Название — богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).

0 баллов — название не дано.

1 балл — название, состоящее из одного слова без определения.

2 балла — словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что нарисовано на картинке.

3 балла — образное название, выражающее больше, чем показано на картинке, т. е. скрытый смысл.

Общий сырой балл за название (Н) будет равен сумме баллов по этому фактору, полученных за каждый рисунок. Максимальный балл – 36.

Максимально возможный общий суммарный показатель (в сырых баллах) за весь тест — 131.

Тест творческих характеристик личности − это опросник, состоящий из 50 пунктов, помогающих выяснить, насколько любознательными, наделенными воображением, умеющими разбираться в сложных идеях и способными на риск считают себя испытуемые. Материал методики представляет из себя лист с вопросами и таблицу ответов, в которой испытуемый должен выбрать наиболее подходящий по его мнению пункт – «в основном верно (ДА)», «отчасти верно (может быть)», «в основном неверно (НЕТ)», или «не могу решить (не знаю)». Более подробно инструкция и материал представлены в приложении А.

При оценке данных опросника используются четыре фактора, тесно коррелирующие с творческими проявлениями личности. Они включают: Любознательность (Л), Воображение (В), Сложность (С) и Склонность к риску (Р). Мы получаем четыре сырых показателя по каждому фактору, а также общий суммарный показатель.

При обработке данных используется шаблон. Отметки на шаблоне показывают ответы, соответствующие оценке 2 балла, также на шаблоне отмечены коды для четырех факторов, оцениваемых в тесте. Все ответы, находящиеся на не отмеченных клетках, получают один 1 балл, кроме последней колонки «Не знаю». Ответы в этой колонке получают минус один (— 1) балл в сырых баллах и вычитаются из общей оценки. Использование этой колонки дает право «наказать» недостаточно творческую, нерешительную личность.

Код фактора четвертой колонки на шаблоне используется, чтобы показать, который из четырех факторов относится к каждому отдельному вопросу. Этот опросник разработан для того, чтобы оценить, в какой степени способными на риск (с пометкой Р), любознательными (Л), обладающими воображением (В) и предпочитающими сложные идеи (С) считают себя испытуемые. Из 50 пунктов 12 утверждений относятся к любознательности, 12 — к воображению, 13 — к способности идти на риск, 13 утверждений к фактору сложность.

Если все ответы совпадают с отметками шаблона, то суммарный сырой балл может быть равен 100 баллам, если не отмечены пункты «Не знаю».

Чем выше сырая оценка человека, испытывающего позитивные чувства по отношению к себе, тем более творческой личностью, любознательной, с воображением, способной пойти на риск и разобраться в сложных проблемах он является; все выше вышеописанные личностные факторы тесно связаны с творческими способностями [23].

 

Описание выборки

 

В исследовании участвовала выборка студентов ТТИ ЮФУ, состоящая из тридцати человек. Для того, чтобы сформировать под выборки разной профессиональной направленности, был взят внешний, формальный ее признак – специальность. Таким образом, в исследовании участвовало 15 студентов, обучающихся по гуманитарным специальностям и 15 студентов, обучающихся по техническим специальностям. Такие переменные, как половой признак и возраст испытуемых, не учитывались.

Испытуемые принимали участие в исследовании только в добровольном порядке и могли в любой момент отказаться от участия.

 

Сформулируем гипотезы:

Н0: Уровень творческих способностей в подвыборке студентов технических специальностей не ниже уровня творческих способностей в подвыборке студентов гуманитарных специальностей.

Н1: Уровень творческих способностей в подвыборке студентов технических специальностей ниже уровня творческих способностей в подвыборке студентов гуманитарных специальностей.

Основные расчеты представлены ниже:

 


 

Таблица 5. Индивидуальные значения уровня творческих способностей для обеих подвыборок

Гуманитарная подвыборка

Техническая подвыборка

Балл Балл
1 59 1 40
2 67 2 49
3 68 3 53
4 71 4 58
5 81 5 60
6 84 6 62
7 86 7 63
8 86 8 63
9 88 9 64
10 90 10 67
11 90 11 68
12 98 12 73
13 99 13 75
14 99 14 81
15 102 15 88

 

Таблица 6. Подсчет ранговых сумм по подвыборкам

Гуманитарная подвыборка

Техническая подвыборка

Баллы Ранги Баллы Ранги
59 5 40 1
67 11, 5 49 2
68 13, 5 53 3
71 15 58 4
81 18, 5 60 6
84 20 62 7
86 21, 5 63 8, 5
86 21, 5 63 8, 5
88 23, 5 64 10
90 25, 5 67 11, 5
90 25, 5 68 13, 5
98 27 73 16
99 28, 5 75 17
99 28, 5 81 18, 5
315   150

Общая сумма рангов: 315 + 150 = 465. Расчетная сумма:

 

 

Равенство реальной и расчетной сумм соблюдено.

Определим значение Uэмп:

 

Uэмп. = .

 

Uэмп. < Uкрит. При любом уровне значимости.

 

Ответ: Принимается Н1. Уровень творческих способностей в подвыборке студентов технических специальностей ниже уровня творческих способностей в подвыборке студентов гуманитарных специальностей.

Было проведено уточняющее квазиэкспериментальное корреляционное исследование с целью подтвердить гипотезу о том, что уровень творческих способностей студентов гуманитарных специальностей выше, чем студентов технических специальностей.

Проведенное тестирование и интерпретация результатов подтвердили выдвинутую гипотезу, выявились значимые различия между подвыборками. Мнение о том, что студенты гуманитарных специальностей обладают большим уровнем творческих способностей, нежели студенты технических специальностей, подтвердилось эмпирическими данными.

Однако, на результаты исследования могли повлиять указанные в начале главы 2 внешние факторы и условия исследования. Поэтому, в дальнейшем эта тема может быть дополнена новыми данными.

Во-первых, объем выборки был небольшим (30 чел.), поэтому нельзя с уверенностью утверждать, что полученные результаты распространяются на всех людей.

Во-вторых, были опрошены студенты ТТИ ЮФУ. Результаты могут быть другими, если опросить учащихся других ВУЗов, или работающих людей.

В-третьих, невозможно было исключить влияние таких факторов, как личностные особенности испытуемых, их мотивацию и эмоциональное состояние на момент тестирования. Это тоже могло оказать свое влияние на полученные результаты.

Также, было выявлено, что студенты обоих подвыборок в той или иной степени склонны к завышению своих результатов.

Чтобы уточнить результаты, нужно провести лонгитюдное исследование. Предположение, выдвинутое в качестве гипотезы данного исследования, может быть проверено в дальнейших экспериментах.

 


 

Заключение

 

Данная работа была посвящена исследованию уровня творческих способностей студентов. Ее целью было изучить творческие способности студентов гуманитарных и технических специальностей. Цель работы достигнута, реализованы ее основные задачи.

Так, к теоретическим результатам можно отнести следующие положения:

1. Творчество – довольно сложное и объемное понятие. В науке нет такого определения творчества, с которым были бы согласны все. Однако, ученые и исследователи сходятся в одном – творчество предполагает выход за рамки, создание чего-то нового и ценного для общества.

2. В обществе принято мнение, что люди типа «Человек-Человек» или «Человек-Художественный образ» более способны к творчеству. Можно предположить, что гуманитарная среда обучения дает больше возможностей к проявлению себя как творческой личности.

3. По данной теме были проведены исследования, которые, однако, в основном распространялись на людей школьного возраста, а по вопросу творческих способностей студентов не было получено четких данных.

К эмпирическим результатам работы относится следующее:

1. Для данной выборки преобладает невысокий уровень творческих способностей (ниже среднего);

2. При визуальном анализе графиков и гистограмм можно заметить, что уровень творческих способностей студентов гуманитарных специальностей выше;

3. Статистическая обработка результатов выявила значимые различия и подтвердила гипотезу о том, что уровень творческих способностей в подвыборке студентов гуманитарных специальностей выше уровня творческих способностей в подвыборке студентов технических специальностей.

В дальнейшем эта тема может быть дополнена новыми данными, так как имелось много факторов, которые могли повлиять на результат.

В современных условиях развитие способности к творчеству считается одной из целей образования. Тем не менее, выделяют профессии гуманитарные и технические. В первых есть больше возможностей проявить себя как творческого человека, выходя за существующие рамки и создавая что-то новое и ценное. Можно предположить, что молодые люди, в частности, студенты, выбравшие гуманитарные профессии (типа Ч-Ч и Ч-Х), имеют больший уровень креативности, чем студенты-«технари». Данное исследование проводилось с целью попытки найти ответ на вопрос – действительно ли у студентов гуманитарных специальностей уровень творческих способностей выше? В этом заключается его практическая значимость.

 


 

Библиографический список

1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. - М.: Фолио-Аст, 2002.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 320 с.

3. Боно Э.Серьёзное творческое мышление / Э. Боно // Пер. с англ. Д. Я. Онацкая.— Мн.: ООО ≪ Попурри≫, 2005.

4. Гальцова Е.В. Психология профессиональной деятельности: Учебно-методическое пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008.

5. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 2003.

6. Диагностика творческого мышления: креативные тесты // Елена Туник. -М.: Чистые пруды, 2006

7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - Издательство “Наука”, 1994 г.

8. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология — СПб: «Питер», 2000.

9. Ильницкая И.А. О готовности учителя к работе по выявлению и развитию творческого потенциала учащегося // Образование Омской области № 01 (08) 2006, январь.

10. Краткий психологический словарь // Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

11. Лук А. Н. Творчество //" Наука и жизнь" 1973, № 1, С. 76 - 80; № 2, С. 79 - 83.

12. Лук А. Н., Мышление и творчество. М., Политиздат, 1976.

13. Никитин Б. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.—3-е изд., доп.— М.: Просвещение, 1990.

14. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 416 с.

15. Попов О.А. Содержание и характеристика научного исследования // Статистика в психологии и педагогике: каталог статей. – 2008.

16. Психологические исследования творческой деятельности // Под ред. О.К. Тихомирова. - М.: Наука, 1975. - 256 с.

17. Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей // Художественное творчество. Сборник. - Л., 1983, с.105-122.

18. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: " Прогресс", 1994.

19. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории.// Вопросы психологии. М., 1960. N 3.

20. Серавин А. И. Исследование творчества. Возможность определения творчества.

21. Старенченко Ю.Л. Психология массовой коммуникации. Часть 1

22. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. − СПб: Речь, 2003.

23. Шадриков В. Д. Способности, одаренность, талант //Развитие и диагностика способностей, М.: Наука, 1991.

24. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии.

 


 

Приложения

 

Приложение А. Инструкции и стимульный материал методик

 

Тест дивергентного мышления

Здравствуйте!

Инициалы _______________________________________

Группа _______________

Этот тест поможет узнать, насколько вы способны к творческому самовыражению с помощью рисунков.

Вам предлагается 12 квадратов. Работайте быстро. Постарайтесь нарисовать необычную картинку, которую никто другой не сможет придумать. Работайте в квадратах по порядку, не прыгайте беспорядочно с одного квадрата на другой. Создавая картинку, используйте линию или фигуру внутри каждого квадрата, сделайте ее частью вашей картины.

Вы можете рисовать в любом месте внутри квадрата, в зависимости от того, что вы хотите изобразить. Можно использовать разные цвета, чтобы рисунки были интересными и необычными.

После завершения работы над каждым рисунком подумайте над интересным названием и запишите название в строчке под картинкой. Не волнуйтесь о правильном написании. Создание оригинального названия более важно, чем почерк и орфография. Ваше название должно рассказать о том, что изображено на картинке, раскрыть ее смысл.

Спасибо за участие в исследовании!

 


 

Приложение Б. Сырые результаты

 

Таблица Б.1[2]

Тест дивергентного мышления

Тест творческих характеристик личности

Выборка

Испытуемый

Баллы (∑ )

Б

Г

О

Р

Н

Баллы (∑ )

Л

В

С

Р

Гуманитарии

ПЕА

59

12

11

19

4

13

51

20

10

12

9

ЧНВ

67

12

7

22

3

23

62

22

18

12

10

КТО

68

12

9

25

7

15

63

21

19

15

8

СЮВ

71

12

10

23

6

20

65

18

25

10

12

ДМА

81

12

9

31

9

20

66

19

22

15

10

ХАВ

84

12

10

32

11

19

66

22

20

14

20

ВВЛ

86

12

7

31

10

26

68

20

18

20

10

КОГ

86

12

10

31

6

27

70

20

24

9

17

ИАИ

88

12

6

27

18

25

70

16

20

17

17

БИВ

90

12

8

29

14

27

76

18

21

21

16

ПЕВ

90

12

7

28

12

31

79

23

20

19

17

МОС

98

12

5

27

21

32

79

20

23

18

18

ГПА

99

12

8

30

14

35

80

19

21

17

23

ЕМП

99

12

10

28

17

32

93

24

22

24

23

РТС

102

12

8

29

17

36

94

24

23

24

23

Технари

НА

40

8

4

16

1

11

51

14

13

12

12

КР

49

7

5

21

14

2

55

17

12

15

11

ЦСКА

53

12

9

19

3

10

56

16

15

12

13

ВЮ

58

12

8

20

3

15

56

18

15

11

12

ШИА

60

12

7

22

6

13

58

17

17

14

10

ДВ

62

12

8

25

2

15

63

23

17

11

12

ШЭЭ

63

12

9

26

3

13

65

19

16

15

15

НДА

63

11

8

22

4

18

67

18

19

13

17

ЦЦ

64

12

7

23

7

15

68

20

21

16

11

ЮПР

67

12

7

30

2

16

68

15

17

17

19

*СА

68

12

8

26

8

14

69

19

16

17

16

ВА

73

12

7

21

8

25

71

21

18

15

17

АА

75

12

9

32

10

12

72

17

15

22

18

WdF

81

12

8

32

12

17

79

20

18

17

17

ЛДС

88

12

9

29

21

17

81

21

22

18

20

 


[1] Баллы сгруппированы относительно предлагаемой методикой обработки

[2] Цветами показаны уровни – от светлого к темному: ниже среднего, средний, выше среднего

Курсовая работа

по теме: «Психодиагностика творческих способностей у студентов гуманитарных и технических ВУЗов»

 

 

Выполнила: студентка группы И-67 Сарычева М.П.

Проверила: преподаватель Кибальченко И.А.

 

 

Таганрог 2011

 


 

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения творческих способностей

1.1 Понятия творчества, креативности и творческих способностей

1.2 Изучение творческих способностей в психологии

1.3 Творческие способности и специальность

Глава 2. Экспериментальное изучение творческих способностей у студентов гуманитарной и технической специальностей

2.1 Описание выбранных методик

2.2 Описание выборки

2.3 Этапы эмпирического исследования

2.4 Результаты исследования и их обсуждение

Заключение

Библиографический список

Приложения

 


Введение

Актуальность исследования

Творческие способности — далеко не новый предмет исследования. Однако, в прошлом у людей не возникало особой потребности к их научному изучению. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства, делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Все большее значение придается интеллектуальному труду работника, все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, автоматизируется.

Творческая деятельность, являясь более сложной по своей сущности, доступна только человеку. А более простая — исполнительская — может быть переложена и на животных, и на машины, для нее и ума не так уж много требуется [14].

Современное общество, изменяясь и развиваясь, предъявляет к человеку всё более высокие требования. Для того, чтобы быть востребованным, необходимо привносить в него что-то новое своей деятельностью, т.е. быть незаменимым. А для этого, что очевидно, деятельность должна носить творческий характер. В современном бизнесе способность к творческому мышлению важна практически в любой работе. Карл Роджерс однажды сказал: «Если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творческости» [9].

Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребенку — нужно лишь суметь раскрыть их и развить [12]. Но как это сделать? Можно ли научить творчеству? Какие условия необходимы для раскрытия творческого потенциала личности? Эти вопросы волнуют человеческую цивилизацию на всем протяжении ее существования.

Проблема изучения творчества долгое время представляла лишь литературный интерес. Она не имела ни фундаментальных постулатов, ни ясно очерченного предмета исследования, ни методики. Но сейчас эта тема из разряда отвлеченных переходит в категорию доступных для естественнонаучного анализа, получает и научную предметность, и исследовательскую аппаратуру. Более того, изучение творческой деятельности приобретает прикладное значение [13].


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.423 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь