Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Этапы эмпирического исследования ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Данное исследование включало в себя следующие этапы: 1. Тестирование испытуемых с помощью теста дивергентного мышления; 2. Тестирование испытуемых с помощью теста творческих характеристик личности; 3. Подсчет сырых баллов; 4. Выявление распределения уровней творческих способностей для каждой из подвыборок; 5. Выявление различий в результатах между подвыборками по уровню творческих способностей с помощью статистического критерия; 6. Интерпретация полученных данных. Результаты исследования и их обсуждение
«Сырые» результаты, полученные в ходе данного исследования, приведены в Приложении Б. С помощью таблицы 1[23] были определены уровни творческого мышления (ниже среднего, средний и выше среднего) на основе показателей обоих тестов.
Таблица 1. Оценочная нормативная таблица
Ниже приведено графическое представление полученных результатов:
Рис. 1. Совмещенный график для баллов по тесту дивергентного мышления
Рис. 2. Совмещенный график для баллов по тесту творческих характеристик личности
На рисунках 1 и 2 приведено отражение суммарных баллов по тестам дивергентного мышления (ТДМ) и творческих характеристик личности (ТТХЛ), так как в данной работе рассматривается общий уровень творчества. Баллы по каждому из критериев могут быть рассмотрены при индивидуальной интерпретации для каждого из испытуемых, но в рамках данного исследования они не имеют определяющего значения. Из визуального анализа графиков можно заключить, что диапазон распределения баллов в подвыборке студентов технических специальностей как по одному, так и по другому тесту лежит ниже, чем в подвыборке студентов гуманитарных специальностей. При этом в тесте творческих характеристик личности разница в результатах становится менее выраженной, что может говорить о том, что студенты технической подвыборки более склонны к переоценке собственных творческих способностей. Определим частоту встречаемости различных уровней тестовых баллов для обоих подвыборок.
Таблица 2. Частота встречаемости тестовых баллов для гуманитарной подвыборки (сгруппированные данные)[1]
Рис. 3. Уровень дивергентного мышления студентов гуманитарных специальностей
Таблица 3. Частота встречаемости тестовых баллов для технической подвыборки (сгруппированные данные)
Рис. 4. Уровень дивергентного мышления студентов технических специальностей
Как можно видеть из таблиц 2 и 3, студенты обоих подвыборок склонны к завышению уровня своих творческих способностей. Это может быть обусловлено неадекватным восприятием своего уровня творчества, или же фактором социальной желательности. Но, тем не менее, более к этому склонна техническая подвыборка.
Таблица 4. Частота встречаемости тестовых баллов для всей выборки (сгруппированные данные)
Рис. 5. Уровень дивергентного мышления всей выборки творческий способность дивергентный мышление Из рисунка 5 видно, что для данной выборки преобладает невысокий уровень творческих способностей. Но в целом, исходя из визуального анализа, можно предположить, что у студентов гуманитарных специальностей уровень творческих способностей выше, чем у студентов технических. Для дальнейшего анализа возьмем результаты по ТДМ. Чтобы более точно проверить распределения результатов для обеих подвыборок на наличие существенных различий в уровне творческих способностей, воспользуемся критерием U – Манна-Уитни. Сформулируем гипотезы: Н0: Уровень творческих способностей в подвыборке студентов технических специальностей не ниже уровня творческих способностей в подвыборке студентов гуманитарных специальностей. Н1: Уровень творческих способностей в подвыборке студентов технических специальностей ниже уровня творческих способностей в подвыборке студентов гуманитарных специальностей. Основные расчеты представлены ниже:
Таблица 5. Индивидуальные значения уровня творческих способностей для обеих подвыборок
Таблица 6. Подсчет ранговых сумм по подвыборкам
Общая сумма рангов: 315 + 150 = 465. Расчетная сумма:
Равенство реальной и расчетной сумм соблюдено. Определим значение Uэмп:
Uэмп. = .
Uэмп. < Uкрит. При любом уровне значимости.
Ответ: Принимается Н1. Уровень творческих способностей в подвыборке студентов технических специальностей ниже уровня творческих способностей в подвыборке студентов гуманитарных специальностей. Было проведено уточняющее квазиэкспериментальное корреляционное исследование с целью подтвердить гипотезу о том, что уровень творческих способностей студентов гуманитарных специальностей выше, чем студентов технических специальностей. Проведенное тестирование и интерпретация результатов подтвердили выдвинутую гипотезу, выявились значимые различия между подвыборками. Мнение о том, что студенты гуманитарных специальностей обладают большим уровнем творческих способностей, нежели студенты технических специальностей, подтвердилось эмпирическими данными. Однако, на результаты исследования могли повлиять указанные в начале главы 2 внешние факторы и условия исследования. Поэтому, в дальнейшем эта тема может быть дополнена новыми данными. Во-первых, объем выборки был небольшим (30 чел.), поэтому нельзя с уверенностью утверждать, что полученные результаты распространяются на всех людей. Во-вторых, были опрошены студенты ТТИ ЮФУ. Результаты могут быть другими, если опросить учащихся других ВУЗов, или работающих людей. В-третьих, невозможно было исключить влияние таких факторов, как личностные особенности испытуемых, их мотивацию и эмоциональное состояние на момент тестирования. Это тоже могло оказать свое влияние на полученные результаты. Также, было выявлено, что студенты обоих подвыборок в той или иной степени склонны к завышению своих результатов. Чтобы уточнить результаты, нужно провести лонгитюдное исследование. Предположение, выдвинутое в качестве гипотезы данного исследования, может быть проверено в дальнейших экспериментах.
Заключение
Данная работа была посвящена исследованию уровня творческих способностей студентов. Ее целью было изучить творческие способности студентов гуманитарных и технических специальностей. Цель работы достигнута, реализованы ее основные задачи. Так, к теоретическим результатам можно отнести следующие положения: 1. Творчество – довольно сложное и объемное понятие. В науке нет такого определения творчества, с которым были бы согласны все. Однако, ученые и исследователи сходятся в одном – творчество предполагает выход за рамки, создание чего-то нового и ценного для общества. 2. В обществе принято мнение, что люди типа «Человек-Человек» или «Человек-Художественный образ» более способны к творчеству. Можно предположить, что гуманитарная среда обучения дает больше возможностей к проявлению себя как творческой личности. 3. По данной теме были проведены исследования, которые, однако, в основном распространялись на людей школьного возраста, а по вопросу творческих способностей студентов не было получено четких данных. К эмпирическим результатам работы относится следующее: 1. Для данной выборки преобладает невысокий уровень творческих способностей (ниже среднего); 2. При визуальном анализе графиков и гистограмм можно заметить, что уровень творческих способностей студентов гуманитарных специальностей выше; 3. Статистическая обработка результатов выявила значимые различия и подтвердила гипотезу о том, что уровень творческих способностей в подвыборке студентов гуманитарных специальностей выше уровня творческих способностей в подвыборке студентов технических специальностей. В дальнейшем эта тема может быть дополнена новыми данными, так как имелось много факторов, которые могли повлиять на результат. В современных условиях развитие способности к творчеству считается одной из целей образования. Тем не менее, выделяют профессии гуманитарные и технические. В первых есть больше возможностей проявить себя как творческого человека, выходя за существующие рамки и создавая что-то новое и ценное. Можно предположить, что молодые люди, в частности, студенты, выбравшие гуманитарные профессии (типа Ч-Ч и Ч-Х), имеют больший уровень креативности, чем студенты-«технари». Данное исследование проводилось с целью попытки найти ответ на вопрос – действительно ли у студентов гуманитарных специальностей уровень творческих способностей выше? В этом заключается его практическая значимость.
Библиографический список 1. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. - М.: Фолио-Аст, 2002. 2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 320 с. 3. Боно Э.Серьёзное творческое мышление / Э. Боно // Пер. с англ. Д. Я. Онацкая.— Мн.: ООО ≪ Попурри≫, 2005. 4. Гальцова Е.В. Психология профессиональной деятельности: Учебно-методическое пособие. – Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2008. 5. Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 2003. 6. Диагностика творческого мышления: креативные тесты // Елена Туник. -М.: Чистые пруды, 2006 7. Дружинин В.Н. Психология общих способностей - Издательство “Наука”, 1994 г. 8. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология — СПб: «Питер», 2000. 9. Ильницкая И.А. О готовности учителя к работе по выявлению и развитию творческого потенциала учащегося // Образование Омской области № 01 (08) 2006, январь. 10. Краткий психологический словарь // Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. 11. Лук А. Н. Творчество //" Наука и жизнь" 1973, № 1, С. 76 - 80; № 2, С. 79 - 83. 12. Лук А. Н., Мышление и творчество. М., Политиздат, 1976. 13. Никитин Б. Ступеньки творчества, или Развивающие игры.—3-е изд., доп.— М.: Просвещение, 1990. 14. Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997. - 416 с. 15. Попов О.А. Содержание и характеристика научного исследования // Статистика в психологии и педагогике: каталог статей. – 2008. 16. Психологические исследования творческой деятельности // Под ред. О.К. Тихомирова. - М.: Наука, 1975. - 256 с. 17. Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей // Художественное творчество. Сборник. - Л., 1983, с.105-122. 18. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: " Прогресс", 1994. 19. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории.// Вопросы психологии. М., 1960. N 3. 20. Серавин А. И. Исследование творчества. Возможность определения творчества. 21. Старенченко Ю.Л. Психология массовой коммуникации. Часть 1 22. Туник Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. − СПб: Речь, 2003. 23. Шадриков В. Д. Способности, одаренность, талант //Развитие и диагностика способностей, М.: Наука, 1991. 24. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии.
Приложения
Приложение А. Инструкции и стимульный материал методик
Тест дивергентного мышления Здравствуйте! Инициалы _______________________________________ Группа _______________ Этот тест поможет узнать, насколько вы способны к творческому самовыражению с помощью рисунков. Вам предлагается 12 квадратов. Работайте быстро. Постарайтесь нарисовать необычную картинку, которую никто другой не сможет придумать. Работайте в квадратах по порядку, не прыгайте беспорядочно с одного квадрата на другой. Создавая картинку, используйте линию или фигуру внутри каждого квадрата, сделайте ее частью вашей картины. Вы можете рисовать в любом месте внутри квадрата, в зависимости от того, что вы хотите изобразить. Можно использовать разные цвета, чтобы рисунки были интересными и необычными. После завершения работы над каждым рисунком подумайте над интересным названием и запишите название в строчке под картинкой. Не волнуйтесь о правильном написании. Создание оригинального названия более важно, чем почерк и орфография. Ваше название должно рассказать о том, что изображено на картинке, раскрыть ее смысл. Спасибо за участие в исследовании!
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы