Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


I . Устройство христианского храма



РЕФЕРАТ

направление: культурология
на тему: «Религиозные обряды в православной и мусульманской вере Березовского района»

 

                                                                   Выполнила: Иванова Анастасия

МОУ «Березовская средняя

                                     общеобразовательная школа № 2»,

ученица 9 класса.

                                                             Преподаватель: Перина Л.В.

                                                                    учитель истории высшей кв. кат.

 

 

Березовка – 2011

Содержание:

Введение

I. Устройство христианского храма

II. Вознесенский храм. История зарождения и история развития церкви

а) Имущество и собственность храма

б) Внутреннее устройство

в) Берёзовское духовенство

г) Закрытие храма

д) Возвращение храма верующим

III. Устройство мусульманского храма

а) Открытие мечети в д. Копчиково

IV. Обряды в православной церкви и обряды в мусульманской церкви

Заключение

Приложение

Источники информации

 

Введение

 

 «Уходящий век наглядно показал,

куда ведут попытки устроить жизнь без Бога» 

 

Святейший Патриарх Московский

 и всея Руси Алексий II

 

В нашем свободном современном мире каждый волен решать верить ему в существование Бога или нет. Всё больше люди отдаляются от религии, реже приобщаются к святыням церкви, что связано с ростом городов, развитием техники, промышленности, цивилизации. Тем не менее, говоря о религии, вряд ли кто-то будет отрицать ее значительную роль в современном мире. Религия призвана помогать людям духовно, поддерживать их в особо тягостные периоды жизни.

Сегодня большое внимание к церкви отмечается и в политической жизни разных государств, в том числе, и в нашей стране. Многие ученые сходятся во мнении, что в основе конфликта цивилизаций Запада и Востока лежат религиозные противоречия. Поэтому изучение религиозных представлений сохраняет свою актуальность.

В нашем Березовском районе в последнее время также много внимания уделяется духовному возрождению. На наших глазах преображается Вознесенский храм в с. Березовка, который в этом году отмечает свое 200-летие. Совсем недавно появилась и первая мечеть в районе, расположенная в д. Копчиково. Если о православных храмах, традициях, обрядах мы имеем неплохое представление, то о мусульманских храмах, традициях и обрядах знаем мало.

Тему моего исследования я выбрала не случайно. Мне захотелось расширить свой кругозор, узнать есть ли у православных и мусульман общие черты, и в чем различия между ними.

Меня глубоко заинтересовало исследование обычаев этих религий. Увлекло сопоставление и сравнение главных обрядов (венчание и похоронно-поминальный ритуал). Проблемой я считаю недостаточное понимание двух конфессий, иногда предвзятое отношение друг к другу.

Я выдвинула гипотезу – если представители двух религий в нашем районе будут иметь более полное представление друг о друге, то будет больше уважения и согласия среди населения.

   

  Цель моей работы: изучение особенностей культа православных и мусульман в Березовском районе.

Задачи:

1. изучить литературу по данной теме;

2. сравнить архитектурные черты православных и мусульманских храмов;

3. сравнить обряды венчания и погребения у православных и мусульман;

4. взять интервью у представителей православной и мусульманской церквей;

5. сделать обобщение.

Я изучила работы журналиста и краеведа И.Н. Козлова, который подробно описал историю Вознесенского храма.

Также были использованы источники Интернет, где я нашла красочные картинки к моей работе, а также материал об устройстве православного и мусульманского храмов.

Кроме этого, я взяла интервью у Шафикова А. Н., имам-хатыба Берёзовского района Пермского Муфтията, который в деталях объяснил мне обряды мусульманской церкви.

Вознесенскому храму в этом году исполняется 200 лет.  Это очень значимая дата в истории не только Берёзовки, но и края в целом, поэтому я уделила особое внимание познанию истории нашего Вознесенского храма, его «жизненного пути», устройств.

I. Устройство христианского храма

Христианство, одна из трёх мировых религий, наряду с буддизмом и исламом. В основе – вера в Иисуса Христа как Богочеловека, спасителя. Приобщение верующих к Божественной благодати осуществляется через участие в таинствах. Источник вероучения – Священное предание, главным в нём является Священное писание (Библия)

Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В 4 в. стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм.

Православие – одно из основных и старейших направлений в христианстве. Православие имеет ряд особенностей, отличительных от католицизма:

- более продолжительное богослужение

- важная роль отводится праздникам (1-е место занимает Пасха)

- каждая из церквей имеет свою специфику, но придерживается общей системы догматов и обрядности.

Храм обязан иметь престол и быть освящён архиереем. Храм освящается во имя праздника или святого. В Храме выделяются три части:

· алтарь, содержащий жертвенник и престол

· средняя часть храма, отделённая от алтаря иконостасом

· притвор

Согласно традиции, храм всегда строится алтарём на восток.

Храм, как правило, имеет колокольню или звонницу с колоколами для созыва верующих на богослужения. Крыша храма увенчивается куполом с крестом. Средняя часть храма, где стоят молящиеся, отделяется от алтаря иконостасом. В иконостасе есть три двери. Средние, самые большие, называются Царскими вратами. Направо от Царских врат помещается икона Спасителя, налево – Божией Матери. Икона вправо от Спасителя называется храмовой – на ней изображён праздник или святой, в честь которого освящён храм. Храмовыми иконами Вознесенской церкви являются иконы Вознесение Господне, Василия Великого и Ильи Пророка 1.

 

 

1 http: //ru.wikipedia.org.

 

II. История зарождения и развития Вознесенского храма

 

Каменный храм, находящийся в с. Берёзовка уже третий. Первый деревянный храм был построен в конце XVII –начале ХVIII вв. Затем, в 1774 г. строилась вторая деревянная церковь.

Дед А.П. Шаравиной, Ф.Я.Мезенцев принимал участие в строительстве каменного храма. Из воспоминаний Анны Даниловны: «…дедушка рассказывал, как вместе с другими мужиками строил церковь на селе. Подробностей особых не говорил, лишь запомнила, что Берёзовка была на сыром, болотистом месте, там ключ был. Явилась на этом месте икона пресвятой Богородицы. Тогда и было решено – быть тут православному храму. Канавы стали кругом копать, осушать место. А ещё сама запомнила, что вокруг церкви ограда кирпичная была, домов рядом не было. Рядом с церковью поле было, рожь росла. Намного позднее вокруг храма стали строиться дома и он стал в центре села.»

Разрешение на строительство храма было получено в 1805 г. Тогда же для постройки «было подряжено 300000 штук кирпичу»1. Через шесть лет был «устроен и освящён придельный левый храм во имя Василия Великого.» Именно в этот придел и перенесли иконостас из старой деревянной церкви, дополнили его новой резьбой и устроили новые Царские врата. В дальнейшем он будет перекрашен и позолочён.

В 1820 г. прошло освящение престола главного придела. Иконостас в него также перенесли из старой церкви, но в 1849 г. установят новый, а также перестелют каменный пол на чугунный. В 1826 г. Был освящён Пророко-Ильинский придел. Иконостас в него устроили новый.

5 июля 1887 года случился большой пожар. Причина его возникновения – неизвестна. Пожар нанёс храму большой ущерб.  

 

 

1 И.Н. Козлов «Вознесенскому храму - 190 лет» с. Берёзовка. 2002 г.

 

Берёзовское духовенство

 

     За время действия Вознесенского храма здесь несли исправно службу многие священнослужители, которых отличала большая ответственность к своему пастырскому призванию, благоговение к богослужению, уважение и любовь к прихожанам. (см. Приложение 1)

    Первые имена священнослужителей неизвестны. В начале ХIХ века при церкви состояло три священника. С 50-х годов ХVIII имелось четыре штата духовенства 1.

«Дело «контрреволюционной повстанческой организации» в Березовском районе было начато 7 августа 1937 года. По нему обвинялись 26 человек – служители церкви и верующие: 4 священника, 1 диакон, 9 крестьян-единоличников, 2 колхозника, остальные – без определенных занятий, в большинстве женщины. Березовская организация рассматривалась как звено «общеуральской фашистско-повстанческой организации церковников». Все обвиняемые были приговорены к расстрелу. В 1964 году дело было признано сфальсифицированным, осужденные по нему лица реабилитированы». 2

Трагической оказалась судьба священников Вознесенской церкви Михаила Крючкова и Павла Духонина. Крючков М.И. был одним из последних священников, который верой и правдой служил в храме до его закрытия. А затем М. И. Крючкова ночью арестовали и увезли в неизвестном направлении. Лишь недавно родственники священнослужителя узнали о его дальнейшей судьбе.

Арестован он был 15 октября 1937 года РО НКВД села Берёзовка. Его обвиняли в «антисоветской агитации, контрреволюционной деятельности». 2 ноября 1937 года решением тройки УНКВД Свердловской области Крючков М. И. был приговорён к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 10 ноября 1937 года. Место расстрела и захоронения М.И. Крючкова не установлено.

Фамилия Михаила Ивановича Крючкова внесена в книгу Памяти жертв политических репрессий Пермской области (Часть третья. Том 2. Стр. 594).

Павла Духонина арестовали 18 декабря 1937 года. 30 декабря того года было вынесено постановление Тройки – «применить к П. Духонину высшую меру наказания с конфискацией имущества». Расстрелян Павел Петрович 27 января 1938 года.

Спустя десятилетия внуки П.П. Духонина, проживающие в городе Перми, решили все узнать о трагической гибели дедушки. И многое нашли – документы, материалы, фотографии.

        

 

 1 И.Н. Козлов «Вознесенскому храму - 190 лет» с. Берёзовка. 2002 г.

 2 И.Н.Козлов «Березовское духовенство», «Сельская новь» №148, 2010

Закрытие храма

 

30-е годы ХХ в. – время образования колхозов, раскулачивания. Время, когда жителей сел и деревень призывали жить по-новому, вытравляли у людей всё, что связано с церковью.

21 ноября 1935 г. Свердловский облисполком принимает постановление за № 0446 о закрытии церквей. На местах начали активно вести эту работу. 30 декабря того же года пленум Берёзовского райисполкома обсуждает вопрос о закрытии молитвенных зданий в районе. Из постановления пленума: «… немедленно развернуть массово-разъяснительную работу, добиться через общее колхозное собрание закрытия церквей в районе и организации в них колхозных изб-читален и клубов». Проводились сходы граждан, собрания, на которых также присутствовали колхозники, рабочие, служащие, единоличники. 

Шёл разговор о использовании храма для культурно-просветительных работ.

10 января 1936 года президиум Берёзовского райисполкома принял такое решение, опираясь на протоколы собраний и сходов жителей: «… При проведении колхозных собраний охвачен 351 человек, из которых голосовало «за» - 231 человек, «против» - 40, служащих охвачено 200 человек и все единогласно голосовали «за»… церковь закрыть и использовать её для Дома Социалистической культуры» 1. Окончательную точку в этом деле поставил Свердловский облисполком.

После закрытия в здании располагался Дом культуры, затем он стал именоваться районным. Здесь же размещались районная и детская библиотеки. С годами не стало каменной ограды вокруг церкви, чугунных плит, которыми было выложено крыльцо, пропала имущество церкви, 2богатая утварь. По этому поводу 08.04.1992 г. было принято специальное Постановление ВЦИКа «О религиозных объединениях» за подписью Калинина, в котором чётко сказано, куда должно использоваться имущество. Из пункта 40-го Постановления:

«При ликвидации молитвенного здания имущество распределяется следующим образом: а) все предметы из платины, золота, серебра и парчи, а также драгоценные камни подлежат зачислению в государственный фонд и передаются в распоряжение местных финансовых органов; б) все предметы исторической, художественной и музейной ценности передаются органам народного комиссариата просвещения; в) остальные предметы, имеющие специальное назначение передаются верующим для переноса в другие молитвенные здания того же культа».

Казалось бы, теперь в этом деле должен быть порядок. Очевидцы утверждают, что никакого порядка не было, рушили всё.

 

1  И.Н. Козлов «Вознесенскому храму - 190 лет» с. Берёзовка. 2002 г.

 

Возвращение храма верующим

В начале 90-х годов настало время возрождения духовной жизни общества. Церкви, монастыри стали возвращаться

верующим. В отдельных населённых пунктах проходили сходы жителей, где обсуждался этот вопрос. В райисполком поступило письмо-заявление, содержавшее подписи больше 1000 человек. На страницах районной газеты «Сельская новь» шла дискуссия – одни выступали за передачу здания, другие были против.

И всё же, президиум районного Совета народных депутатов принял решение о передаче здания, которое утвердила Седьмая сессия Берёзовского районного Совета народных депутатов в 1991 г. Для выполнения этой миссии была образована комиссия по оценке технического состояния храма. Открытым голосованием собрание учредителей прихода избрало приходской совет. Вёл собрание благочинный 4-го округа протоиерей Борис Бартов 1.

Сразу же был организован сбор средств на восстановление храма. Люди помогали кто чем мог – несли деньги, ткань, простыни… Жертвовали на реконструкцию церкви предприятия, организации, частные лица.

8 декабря 1992 г. состоялось освящение храма, совершённое благочинным 4-го округа протоиереем Борисом Бартовым. В это время был назначен священником Владимир Нечаев. На смену ему пришёл Георгий Щукин.

Постепенно храм приобретал первозданный вид: была приобретена церковная утварь, малая звонница; появилась ограда; местными художниками были написаны четыре большие иконы на стенах южного прихода. Также велись работы по перекрытию и покраске крыши, ремонту окон, побелке стен. Большую работу провела бригада реставраторов из г. Осы. По проекту архитектора Г.Л. Кацко изготовлены были барабаны луковиц, покрыты жестью и установлены. Затем провели установку крестов на луковицы. Восстановление храма продолжается и в настоящее время.

 

 

 1 И.Н. Козлов «Вознесенскому храму - 190 лет» с. Берёзовка. 2002 г.

 

Мечеть в д. Копчиково

Подготовительный этап строительства мечети начался с: расчистки религиозной организацией «Общество мусульман деревни Копчиково» площадки. На таком мероприятии читался азан, суры из Корана и общая молитва. Собралось много народа, так как присутствовали почтенные гости такого ранга, как муфтий Пермского края Хаджи Хамид Галяутдинов, заместитель муфтия Альфред Аскарович Масагутов, имам-хатыб Пермского муфтията Захит Казеханов. Выступили глава администрации Берёзовского поселения И.И. Чайкин, инициатор строительства А.Д. Бактиков, Хаджи Хамид Галяутдинов1. От 13 татарских деревень высказала благодарность и низкий поклон руководитель культурного центра «Шауба» С.М. Бормотова, пообещав провести акции по сбору средств.

Обязанностью мусульман является закат (обязательный налог на имущество и доходы, которые расходуются на нужды общины и прихожан). Мусульмане должны делать добровольные пожертвования – саадака. Молельный дом строился на пожертвования более чем 200 мусульман нашего района и края. Хаджи Хамид Галяутдинов и Альфред Аскарович Масагутов помогли разработать устав общины, проект мечети, оказали материальную помощь при строительстве. Существенный вклад в дело внесли депутаты Берёзовского поселения, частные предприниматели.  

 

 1 «Сельская новь» за 23 августа 2007г.

Никах

Ислам уделяет большое внимание семье, негативно относится к безбрачию и монашеству. По Корану, мусульманину разрешается иметь до четырёх жён. 

  

Обряд аналогичный христианскому венчанию в исламе называется «никах», это слово можно расшифровать, как бракосочетание. По законам мусульманской веры, чтобы благополучно вступить в брак молодым людям необходимо выполнить, как минимум, четыре условия. На церемонии обязательно должен присутствовать родственник невесты мужского пола. С обеих сторон, то есть со стороны жениха, и со стороны невесты обязательно должны присутствовать свидетели. Никах положено проводить только после уплаты калыма, который назначают невеста и ее родные. Калым эта плата за возможность получения девушки. Самым главным условием для благословенного брака является желание обоих молодых людей жить вместе1.

 

Никах проводиться следующим образом. Во время церемонии перед молодыми читается определенная сура (молитва) Корана - священная книга, является основой ислама; молодых спрашивают, согласны ли они вступить в брак,  после чего брак считается состоявшимся, причем никакого официального уведомления не требуется.

  Часто, после завершения исламского обряда бракосочетания никах, молодым выдается свидетельство, которое считается официальным документом во многих странах. Традиции мусульманского обряда бракосочетания, хорошо знакомы всему миру. Например, такой обряд, как похищение невесты, мы все знаем его. Сегодня обряд похищения невесты не так уж и распространен, что намного облегчает жизнь молодой девушки, давая ей намного больше свободы. В мусульманской вере существует множество условий, предусмотренных Кораном, для вступления в совместную жизнь молодых людей. При нарушении каких-либо правил в проведении обряда никах может служить поводом для расторжения брака. Церемония может проходить как дома, так и в мечети. Затем, по традиции, в дом жениха приглашаются гости как со стороны жениха, так и со стороны невесты, там подаются угощения.

1 http: //www.lovenikah.com

Приложение

Таблица «Берёзовское духовенство»

 

Штат духовенства Период духовной деятельности ФИО священнослужителя
I 1761-1807 Ф.И.Конюхов
  1807-1816 В.И. Протопопов
  1816-1835 М.И. Попов
    С.Н. Нечаев
  1859-1874 Е.И. Архангельский
  1874-1904 М.И. Архангельский
II до 1783 М.Ф. Грамолин
  1787-1794 И.У. Луканин
  1802-1830 А.Г. Краснопёров
  1830-1839 П.Н. Николаев
  1844-1889 А.П. Коровин
  с 1889 Н.М. Кудрявцев
III 1783-1794 И.У. Пирожков
  1802-1806 Ф. Любимов
  1806-1815 П.И. Грамолин
  1815-1824 С.И. Грамолин
    Ф.П. Грамолин
    П.Ф. Грамолин
IV   С. Нечаев
    М. Попов
    П. Николаев
    Ф.Грамолин
  1901-1908 Н. Кудрявцев, М. Калачников, В. Покровский, М. Архангельский
в 1918 К. Высоцкий, В. Антипин, К. Андреев, А. Киселёв, Н. Бусыгин
Начало 30-х г. ХХ в. А. Шилов, П. Духонин, М. Крючков

РЕФЕРАТ

направление: культурология
на тему: «Религиозные обряды в православной и мусульманской вере Березовского района»

 

                                                                   Выполнила: Иванова Анастасия

МОУ «Березовская средняя

                                     общеобразовательная школа № 2»,

ученица 9 класса.

                                                             Преподаватель: Перина Л.В.

                                                                    учитель истории высшей кв. кат.

 

 

Березовка – 2011

Содержание:

Введение

I. Устройство христианского храма

II. Вознесенский храм. История зарождения и история развития церкви

а) Имущество и собственность храма

б) Внутреннее устройство

в) Берёзовское духовенство

г) Закрытие храма

д) Возвращение храма верующим

III. Устройство мусульманского храма

а) Открытие мечети в д. Копчиково

IV. Обряды в православной церкви и обряды в мусульманской церкви

Заключение

Приложение

Источники информации

 

Введение

 

 «Уходящий век наглядно показал,

куда ведут попытки устроить жизнь без Бога» 

 

Святейший Патриарх Московский

 и всея Руси Алексий II

 

В нашем свободном современном мире каждый волен решать верить ему в существование Бога или нет. Всё больше люди отдаляются от религии, реже приобщаются к святыням церкви, что связано с ростом городов, развитием техники, промышленности, цивилизации. Тем не менее, говоря о религии, вряд ли кто-то будет отрицать ее значительную роль в современном мире. Религия призвана помогать людям духовно, поддерживать их в особо тягостные периоды жизни.

Сегодня большое внимание к церкви отмечается и в политической жизни разных государств, в том числе, и в нашей стране. Многие ученые сходятся во мнении, что в основе конфликта цивилизаций Запада и Востока лежат религиозные противоречия. Поэтому изучение религиозных представлений сохраняет свою актуальность.

В нашем Березовском районе в последнее время также много внимания уделяется духовному возрождению. На наших глазах преображается Вознесенский храм в с. Березовка, который в этом году отмечает свое 200-летие. Совсем недавно появилась и первая мечеть в районе, расположенная в д. Копчиково. Если о православных храмах, традициях, обрядах мы имеем неплохое представление, то о мусульманских храмах, традициях и обрядах знаем мало.

Тему моего исследования я выбрала не случайно. Мне захотелось расширить свой кругозор, узнать есть ли у православных и мусульман общие черты, и в чем различия между ними.

Меня глубоко заинтересовало исследование обычаев этих религий. Увлекло сопоставление и сравнение главных обрядов (венчание и похоронно-поминальный ритуал). Проблемой я считаю недостаточное понимание двух конфессий, иногда предвзятое отношение друг к другу.

Я выдвинула гипотезу – если представители двух религий в нашем районе будут иметь более полное представление друг о друге, то будет больше уважения и согласия среди населения.

   

  Цель моей работы: изучение особенностей культа православных и мусульман в Березовском районе.

Задачи:

1. изучить литературу по данной теме;

2. сравнить архитектурные черты православных и мусульманских храмов;

3. сравнить обряды венчания и погребения у православных и мусульман;

4. взять интервью у представителей православной и мусульманской церквей;

5. сделать обобщение.

Я изучила работы журналиста и краеведа И.Н. Козлова, который подробно описал историю Вознесенского храма.

Также были использованы источники Интернет, где я нашла красочные картинки к моей работе, а также материал об устройстве православного и мусульманского храмов.

Кроме этого, я взяла интервью у Шафикова А. Н., имам-хатыба Берёзовского района Пермского Муфтията, который в деталях объяснил мне обряды мусульманской церкви.

Вознесенскому храму в этом году исполняется 200 лет.  Это очень значимая дата в истории не только Берёзовки, но и края в целом, поэтому я уделила особое внимание познанию истории нашего Вознесенского храма, его «жизненного пути», устройств.

I. Устройство христианского храма

Христианство, одна из трёх мировых религий, наряду с буддизмом и исламом. В основе – вера в Иисуса Христа как Богочеловека, спасителя. Приобщение верующих к Божественной благодати осуществляется через участие в таинствах. Источник вероучения – Священное предание, главным в нём является Священное писание (Библия)

Христианство возникло в 1 в. н. э. среди евреев Палестины, сразу же распространилось у других народов Средиземноморья. В 4 в. стало государственной религией Римской империи. К 13 в. вся Европа была христианизирована. На Руси христианство распространилось под влиянием Византии с 10 в. В результате схизмы (разделение церквей) христианство в 1054 раскололось на православие и католицизм.

Православие – одно из основных и старейших направлений в христианстве. Православие имеет ряд особенностей, отличительных от католицизма:

- более продолжительное богослужение

- важная роль отводится праздникам (1-е место занимает Пасха)

- каждая из церквей имеет свою специфику, но придерживается общей системы догматов и обрядности.

Храм обязан иметь престол и быть освящён архиереем. Храм освящается во имя праздника или святого. В Храме выделяются три части:

· алтарь, содержащий жертвенник и престол

· средняя часть храма, отделённая от алтаря иконостасом

· притвор

Согласно традиции, храм всегда строится алтарём на восток.

Храм, как правило, имеет колокольню или звонницу с колоколами для созыва верующих на богослужения. Крыша храма увенчивается куполом с крестом. Средняя часть храма, где стоят молящиеся, отделяется от алтаря иконостасом. В иконостасе есть три двери. Средние, самые большие, называются Царскими вратами. Направо от Царских врат помещается икона Спасителя, налево – Божией Матери. Икона вправо от Спасителя называется храмовой – на ней изображён праздник или святой, в честь которого освящён храм. Храмовыми иконами Вознесенской церкви являются иконы Вознесение Господне, Василия Великого и Ильи Пророка 1.

 

 

1 http: //ru.wikipedia.org.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.081 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь