Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Традиции крестьянской общины как условие для становления общественной пожарной охраны.



Вместе с тем, фатализм русичей сопровождался и упорством в борьбе с огнем. Если в деревне начинался пожар, несмотря на угрозу его быстрого распространения, многие крестьяне вместо того, чтобы бросаться спасать свои вещи, устремлялись на помощь погорельцам и принимали посильное участие в тушении их дома. Это объясняется не только системой взаимной выручки и круговой поруки, которые скрепляли единство рода или верви, но и тем, что многие крестьяне в деревне состояли в кровном родстве друг с другом.

 

Деревенский коллектив воспринимался многими русичами как единая и большая семья, членам которой они всегда были обязаны оказать всемерную помощь и поддержку. И иначе быть не могло, поскольку именно родственный коллектив являлся главной гарантией в борьбе за выживание в суровых природных условиях и борьбе с огненной стихией. Аналогичные принципы самоорганизации возникали и в городских поселениях, хотя в них кровнородственные связи не имели столь сильного значения, как в сельской местности.

 

Традиции взаимовыручки у горожан в Древней Руси формировались на основе принципов местного самоуправления, которые предполагали самоорганизацию посадского населения по улицам и кварталам, в которых селились представители одной и той же профессии. Это позволяло наладить кооперацию между мелкими ремесленниками и создать торговые объединения у купцов.

 

Средневековая цеховая организация, древнерусского города отвечала не только за качество своей продукции, не только выступала поручителем в суде, она обязана была выставлять караулы в ночное время, чтобы обеспечивать порядок в своих кварталах, в том числе и по предупреждению пожаров, оповещать население в случае пожара и тушить огонь собственными силами.

 

Отношение к пожарам в Древней Руси оставалось противоречивым. Пассивное отношение к огненной стихии порождалось первобытным страхом и почтением перед огнем и закреплялось религиозными обычаями и традициями. Вместе с тем, русичи проявляли завидное упорство в восстановлении из пепла своих городов и деревень, и, оказывая друг другу посильную помощь, старались противостоять пожарам, создавая основы общественной самоорганизации, которая предшествовала образованию государственных структур пожарной охраны.

 

Условия, в которых складывались исторические предпосылки формирования противопожарной службы в нашей стране по сравнению с другими странами Европы и Азии были весьма неблагоприятными. Несмотря на это наши предки продолжали упорную борьбу с огненной стихией. Противостояние огню проявлялось в основном в пассивной тактике, которая предполагала разрушение горящих зданий. Можно только удивляться терпению и упорству древних русичей, которые восстанавливали деревни и города после опустошительных пожаров. Это упорство объяснялось не только покорностью к судьбе и спокойному отношению к материальным потерям во время пожаров, но и тем, что русичи стремились постоянно объединять свои усилия в борьбе с огненной стихией и не отступали перед трудностями. Традиции взаимовыручки, которые складывались в борьбе с огнем, помогали русичам преодолевать и другие суровые испытания, которыми богата наша история. Это нашествия иноплеменников и голод, стихийные бедствия и капризы природы.

 

 

  Пожары на Руси

 

Древняя Россия горела много и часто. Жадные языки пламени не щадили ни простой избы, ни изумительного резного храма.
Старинные хроники пестрят описаниями бесчисленных пожаров и бедствий, принесенных огнем. Жгли землю русскую инороднические враждебные племена и завоеватели, жгли сами князья в междоусобных войнах. Летописи сохранили описания целого ряда опустошительных пожаров. 

 

Псков.
Княгиня Ольга, с чьим именем связано первое упоминание о городе Пскове в " Повести временных лет", начинает свое правление с того, что сжигает в бане древлянских послов: " и за проша мовницу и повеле зажещи я от дверей и ту изгореша вси". А потом с помощью голубей и воробьев той же участи обрекает город Искоростень. Птицы были взяты в виде дани с осажденных, а потом с привязанным к хвосту огнем их отпустили; они вернулись в свои голубятни и подожгли город: " тако загорахуться голубницы и от них клети и одрини и не бъ двора идеже не горяще и не бъ льзе гасите, вси бъ дворе возгорешаяся".

Каждый псковитянин знает, что псковская земля на протяжении многих столетий была порубежной. И была укреплена городами-крепостями: Гдов, Остров, Изборск, Врев, Опочка, Выбор и другими - дабы защитить землю русскую от посягательств иноземцев: немцев, шведов, литовцев. Псков же был одним из сильнейших хорошо укрепленных форпостов северо-запада. Только за период с XII по XVII вв. город выдержал 120 войн и 30 осад и ни разу в честном бою город не был сдан врагу.

Известны случаи, когда сами псковичи при приближении врага уничтожали свои дома на посаде, чтобы лишить врага ожидаемой добычи и пристанища, и уходили за крепкие городские стены. В 1503 году немцы, неудачно сходив походом на Изборск, пошли на Псков 6 сентября, а пришли утром во втором часу на Завеличье; и псковичи сами подожгли город.


Во время сражений псковичи взрывали башни, поджигали деревянные строения, куда проникали враги, чтобы нанести урон противнику. Во время штурма города войсками польского короля Стефана Батория в 1581 году, его секретарь Ян Пиотровский писал: "... русские под обе башни подложили пороху, чтобы выжить наших, подкладывали головни, отчего деревянные связи в башне, где были поляки, быстро загорались..."


В " Повести о прихожении Стефана Батория на град Псков" насчитывается всех штурмов 231, вылазок - 47. Здесь решалась судьба города и во многом судьба Русского государства. Поэтому для отражения противника все способы были хороши.
За разорение и пролитую " крове христианьскыя... мстили поганым Немцом..." псковичи, используя то же страшное оружие - огонь.
В августе 1480 г. немцы подошли к Изборску ратью, хотели взять город, стрелы огненные пускали. Два дня отстояли возле стен, одолеть изборян не смогли, пошли ко Пскову. На четвертый день юрьевцы подошли, подвезли много " ратного запаса, и хлебов, и пива, и вологи, акы на пир, " решили город стоянием взять; "... напившеся, закляшеся князю своему поганому местеру посады огнем зажещи, а Псков град взяти; и собравше по Завеличью оставшаяся древеса и жердье и солому, и накладоша 2 оучаны, акы тростья стань цосталяша, и полияша таковыи хврасть смолою, и таковымъ замышлениемъ зотеша Запсковие зажещи, бяше бо тогда посивенъ ветер от Завеличья на град." И многие горожане от страха из города побежали. Тогда были посланы гонцы за помощью. А священники и диаконы святой Троицы " нощию вземше от гроба одеяние благоверного князя Домонта, и с кресты оходиша около Кромоу, молящеся господеви и благоверным княземъ способствовати на поганыя". (В годы правления Довмонта псковское войско под его предводительством одержало много побед над Литвой, ливонскими рыцарями и чудью, немцы страшились его гнева и храбрости. Поэтому псковичи обратились своими молитвами к его помощи). Немцы же в то время переплыли реку, хотели на берег вылезти, да псковичи ударили по ним камнями, секирами, мечами, потопили 50 немцев, остальные повернули назад и дождавшись ночи" побегоша никым же гоними".
В январе пришли в Псков новгородцы, а в феврале 20-тысячная московская сила и поехали они " воевати Немецькои земли на мясной неделе; ... и плениша и пожгоша всю землю Немецкую от Юрьева и до Риги... и отмстиша Немцем за свое и въ двадесятеро, али и боле..."
Разрастался город Псков, укреплялся новыми стенами и крепостями: во время правления князя Довмонта построена вторая линия обороны, получившая наименование Довмонтовой стены, а при посаднике Борисе псковичи возвели третью, в 1309 г., почти километровую по длине стену. (Впоследствии " стена Бориса" была разобрана.) В 1375 г. возник четвертый оборонительный пояс. Новое пространство стали называть Средним городом. В конце 15 века псковичи стали обносить новой оборонительной линией Окольный город.

 


В среднем каждые 15-20 лет в Пскове выгорала значительная часть города.

" В лето 1454. Месяца декабря 14, на памят святых мучеников Фирса и Аевкиа, бысть пожаръ великъ зело въ граде Пскове: загореся от Воловина лавичи от Прокопьева двора, владычная наместника, и погоре 4 части града, и милостию святыа Троица переметаша от Плоских ворот къ святому Спасау по Старой стене к костроу, а от Стараго костра переметаше ко Враговеи оулици до ко Глоухомоу костроу; а горело нощь да день".


И неудивительно, что огонь пожирал большие городские площади. Застройка была в основном деревянная: из дерева строились дома горожан, улицы мостили деревянными настилами. По обе стороны мощеной улицы возвышался бревенчатый частокол, отгораживая дворы псковичей от проезжей части. Было где разгуляться " красному петуху". Шестнадцать раз выгорал Псков полностью за период с XIII в. по XVIII в.


Быстрому распространению огня способствовала плотная застройка и узкие улочки. Ширина древних улиц Пскова составляла от 2-2, 5 до 3, 5 метров. Рост Пскова велся за счет уплотнения застройки уже освоенной прежде городской территории и расширения посада, участков на Запсковье. Интересную характеристику средневековой застройки дал известный беллетрист и фольклорист С. В. Максимов: " Не селились люди как прямее, а строились как ладнее... Уважая и любя соседа, пристраиваются к боку и сторонкой, так, чтобы его не потеснить и потом жить с ним в миру и согласии: не всегда в линии, как в хороводе, а отчего же и не в россыпь? Должно строиться так, как велят подъемы и спуски земли, берега рек и озер, лишь бы только всем миром или целой общиной". В 17-18 вв. дороги стали достигать 6 метров. Незначительные смещения уличных трасс связаны, скорее всего, с крупными пожарами.
Если стихийный характер развития пожаров в древнем Пскове объяснялся главным образом плотностью деревянных построек, то причины их возникновения кроются в самом быте горожан. Дома отапливались печками-каменками по-черному, освещались жилища лучиной. Перед иконами горели глиняные лампадки и плошки, в которые наливали масло и опускали фитиль. Летописи доносят до нас сведения от чьего двора начался пожар.


" В лето 6914 (1406 г.)... месяца майя въ 31, на память святого мученика Еремея, град Псковъ весь погоре на самый Духовъ день; тогда быша послы во граде Пскозе от князя великаго с Москвы боляринъ Никита Неелова; загорелося во время пения обеднии от Оксеньтия Баибороды".
" В лето 6966 (1458 г.). Погоре вся Запсковье от Богоявленского конца и до монастыря святого Воскресениа и церковъ загоре святого Козмоу и Демьана; а загореся от Якова от Железова, из Мощоной оулици, месяца октября в 1 день; загореся в полнощь, а до обеда все выгоре; тогды было и Кромоу от того пожару притоужно сильно, и богь оупасе святаа живоначальнаа троице своего места..."


" В лето 7029 (1521 г.).... церков камену на Завеличье Успение пречистеи, и покрыша ю; и в семыи четрег, как поидоша псковичи скоудельницы проводить, и в то время загорелося у пречистеи на Завеличьи, на бую под колоколы Якова попа двор, и яшася огонь за колокольницу, и не успеша колоколов сняти, и в одного колокола оуши отломишася, а церковь едва а еще не освященоу богь улюбе".
В церквях же возникали пожары, возможно, от свеч. В 1532 году 15 августа, загорелся у Воскресения Христова на Стадище в монастыре келья; погорело до Спаса посад.В мае 1682 г. начался пожар в девичьем Васильевском монастыре на болоте у вдовы.


На посаде, где жили ремесленники, пожары возникали по небрежности кузнецов, гончаров, литейщиков, работа которых была связана с огнем.

На великий пост горел Псков. В лето 1544 г... 1 апреля на великий пост, на Полонищи погорела Якиманская улица и монастырь Аким и Анна, и чюдотворцы Козьма и Демьян, да монастырь Покров святей богородицы, , а дворов згорело семьсот и с кельями.


Засуха тоже становилась причиной бедствий. Сильнейшая засуха была летом 1430 года, везде загорелись мхи и болота, и от дыму погибали птицы, и дымом воняла рыба в воде. В 1533 году была великая засуха - целых два месяца, июль и август: ключи и болота иссохли, горели леса, от смрада задыхались и птицы, и люди. Сильный пожар истребил в Пскове среднюю часть города с церквями.


Приносили пожары много горя и убытков городу и горожанам. Летом 1478 г. осенью, 10 октября был в Пскове пожар страшный. Горел город двое суток и было убытка и страха в том пожаре очень много и скорбь великая.

Пожары собирались тушить всем миром, но в случае неудачи каждый спасал свое добро. Например, во время пожара 1607 года прибежали люди и погасили огонь, затем начали расходиться, но начался сильный ветер с юга и понес огнь к площади и не смогли унять ничем и побежал каждый в свой дом... Сгорел весь город. Выгорел Псков и в 1466 году, да не один день горел.

 


И каждый раз диву даешься, как русскому народу хватало терпения и упорства, чтобы восстановить заново дома и храмы.
При сильном ветре, случалось, огонь перекидывался из одной части города на другую, несмотря на широкие полноводные реки, делившие город на три части.


1682 год. "... И в бурю в городе на Пскове-реке в Примостье на воде пскович посацкий и всяких чинов люди, которые на пожару выносили на плоты всякие свои пожитки и те их пожитки на воде горели. И высокий мост весь згорел..." Последствия пожара были настолько велики, что царским указом псковичи на 3 года - до 1685 года - полностью освобождались от налогов.

 

Новгород.

Пожар. Старинное русское слово, от которого будто пышет огнем и пахнет горьким дымком пепелища и перед глазами встают картины исторических пожаров, сгубивших тысячи русских городов и сел. Пожар. Сколько в этом коротком слове заключено горя, тревоги и страданий. В Новгородских Летописях за период с 1045 по 1712 годы отмечено более ста пожаров, десять из которых полностью уничтожали Новгород, по много раз огнем уничтожались Софийская и Торговая стороны. Особенно часто в Летописях встречаются сообщения о разгулах огненной стихии в 14-15 веках, когда Новгород достигает своих максимальных размеров, при этом максимально уплотняется городская застройка. Так, в 1340 году, пожар, начавшись в Неревском конце, перекинулся в Детинец, где сгорели Владычный и другие дворы, а также церкви. Далее огонь распространился в Людин конец и на всю Софийскую сторону, а затем перебросился на Торговую сторону через Волхов.

Самым ужасным по своим последствиям был пожар в засушливый 1508 год. 20 августа во время сильного ветра на Славковой улице в клети от свечи возник пожар. Огонь очень быстро охватил всю Торговую сторону, сопровождался образованием огненных смерчей, которыми деревья вырывало с корнем, а речные суда бросало в огонь. В огне погибло 3315 новгородцев, много людей, спасаясь от огня утонуло в Волхове.

Постоянная угроза возникновения опустошительных пожаров требовала принятия мер предупреждения и тушения их. Население предупреждалось о соблюдении мер предосторожности при обращении с огнем, ограничивалось использование огня жителями - в летнее время запрещалась топка печей в домах и банях, выпечка хлебов разрешалась в печах, отдаленных от строений, на окраину города выносились кузницы. Наблюдение за строгим соблюдением мер безопасности против пожаров вели объезжие головы. Суровые меры наказания предусматривались для домовладельцев, по неусмотрительности которых произошел пожар. Над поджигателями, как правило, устраивали самосуд. Их либо сжигали, либо с Волховского моста сбрасывали в воду. После пожара 9 мая 1531 года, при котором сгорело 125 человек, по приказанию Великого князя на Софийской стороне были размежованы улицы и на них поставлены “огневщики” -пожарные. Повидимому в древнем Новгороде организованного тушения пожаров не было. Этому, в определенной мере, мешало суеверие и внушение церкви, будто пожары посылает бог в наказание за грехи и поэтому бороться с огнем нельзя. Были святые и иконы, которые, как внушала церковь “защищают” от пожаров. В Новгороде к таким святым относили Никиту Новгородского. В одной из церквей Новгорода имеется икона “Никита Новгородский утишает пожар в Новгороде “. На этой иконе изображен молящийся “святой Никита” на фоне горящего Новгорода. Можно представить “огнегасительный эффект” его молитвы, если при пожаре 1097 года, на фоне которого он, повидимому изображен, продолжавшемуся три дня сгорел Детинец и вся Торговая сторона.

Москва.

Если стихийный характер развития пожаров в древней Москве объяснялся главным образом скученностью деревянных построек, то причины их возникновения кроются в самом быте горожан. Большинство москвичей жило в избах, отапливаемых по черному— курной печью, не имеющей дымохода. Дым от такого очага выходил наружу через дверь или маленькое оконце (волоковое окно). Толстый слой сажи покрывал стены и.потолок. Жилища освещались лучиной. Пучки тонко расщепленных сосновых лучинок вставлялись в железные держатели — светцы. Во избежание пожара под светец ставился окоренок —деревянное корытце с водой, куда падали, обламываясь, тонкие угольки лучины. Перед иконами горели глиняные лампадки и плошки, в которые наливали масло и опускали фитиль. В домах побогаче держали для освещения сальные или восковые свечи. Таким образом, сам быт жителей древней Москвы способствовал возникновению и распространению пожаров. Наиболее характерной причиной бытовых пожаров было неосторожное обращение с огнем (опрокинутая лампадка, упавшая свеча или лучина и т. д.). В слободах, где жили ремесленники, очень часто возникали пожары по небрежности оружейников, кузнецов, гончаров, котельников, работа которых постоянно была связана с огнем.

В лето 1365 г. великая засуха поразила Русскую землю. С ранней весны дни стояли невыносимо жаркие. Не было дождей, обмелели реки, пересохли болота, иссякли родники и колодцы. Беда грянула с Чертолья — так называлось к западу от Кремля глухое, дикое место, заросшее мелколесьем и кустарником. Издавна стоит на Чертолье церковь Всех Святых, откуда огненная десница и обрушилась неотвратимо на град Москву. В один из томительно душных дней от опрокинутой лампадки запылала деревянная церковь. Сухое дерево стен и дранка церковного шатра вспыхнули, как порох, а затем с треском занялись огнем соломенные крыши приютившихся у церковных стен изб и хибарок «черных» людей. Зловещий гул пожара слился с криками и стонами гибнувших.

Сильный ветер подхватил и далеко окрест разнес тучу искр и горящих головней. Безжалостное пламя забушевало в селах и слободах, тесно жавшихся под защиту городских стен. Огненный ураган обрушился на посад и скученные строения Кремля, испепеляя все на своем нуги. Не устояли перед яростной силой огня и иссушенные жарой кремлевские стены, срубленные из вековых дубов. Через два часа не стало града Москвы. Гибельный пожар до основания истребил Кремль, его стены и башни, посад и Заречье, лишив тысячи жителей имущества, скота и крова. Горше всего жители города переживали гибель в пламени кремлевской твердыни — спасительного убежища от лютых набегов врагов.

«Всехсвятский» пожар имел прямое отношение к последующему восстановлению кремлевских стен, но уже не дубовых, как эго было при князе Иване Калите, а более прочных, способных противостоять и военной силе, и стихии огня. Великий князь Дмитрий Иванович, впоследствии прозванный Донским, решает укрепить Москву надежной каменкой стеной. Уже в то время на Руси имелись мастера — «горододельцы», каменотесы и каменщики, могущие вырубить, хорошо обтесать и уложить белые камни, добытые в подмосковных каменоломнях. В летописи сообщается, что к возведению оборонительной каменной стены было преступлено с ранней зимы 1365—1366 гг. Белый камень к месту строительства подвозился из каменоломен села Мячкова. Из камня были возведены сами стены и боевые башни. Вместе с тем «горододельцы» при строительстве стен довольно широко применяли и деревянные конструкции.

Белокаменный Кремль с длиной стен около 2 тысяч метров был возведен к 1367 г. С того времени и город Москву стали называть белокаменной». Использование естественного белого камня при возведении кремлевских стен и башен явилось крупным шагом вперед в создании в необычайно короткий срок мощных оборонительных сооружений и широком освоении нового огнестойкого строительного материала. Теперь белокаменная кремлевская твердыня снова надежно охраняла жителей Москвы от коварных иноплеменников и набегов жадных удельных князей. Но великий «всехсвятский» пожар был не первым и не последним в печальной цепи пожаров, опустошивших Москву. Издревле город горел часто и буйно.

Безымянные авторы русских летописей скорбно повествуют о губительных пожарах, бесчисленное число раз опустошавших город и посад.

Редко какой год в древней Москве проходил без пожаров, беспощадно выжигавших деревянные постройки. Летописные источники отмечают, что за десять с небольшим лет произошло четыре огромных пожара. 3 мая 1331 г. полностью выгорает весь Кремль. Через четыре года пламя пожара снова бушует в городе. 13 июня 1337 г. очередной пожар уничтожает почти всю Москву. Четвертый великий пожар происходит 31 мая 1343 г., во время этого пожара опять сгорел весь город.

Стихия огня беспощадно обрушивается на другие русские города. Погорели город Москва, Вологда, Витебск. Пожары в истории Москвы выделяются летописцами, как великое народное бедствие, после которого, однако, происходило быстрое обновление города и на высоком Боровицком холме мощно и грозно снова поднимались стены Кремля.

В XIV—XV вв. Московское княжество значительно усиливается, становясь политическим центром Северо-восточной Руси. Москва превращается в важнейший узел ремесленного производства и торговли. Она уже состоит из собственно города — крепости Кремля —Великого посада, где находится одно из самых людных мест —«торг» с многочисленными лавками, лабазами и погребами. Внутри кремлевских стен —княжеские постройки, соборы, часовни, боярские хоромы.

В раскинувшихся вокруг Кремля слободах—дворы и избы ремесленников, «черного» люда. Все эти скученные постройки— от княжеских хором до дворов ремесленников—были построены целиком из дерева, что делало их весьма опасными в пожарном отношении. Бревенчатые избы малы, приземисты, окружены хозяйственными постройками, поленницами, сеновалами. Малейшая неосторожность с огнем приводила к катастрофическим последствиям, так как в условиях деревянной застройки способов защиты от пожаров почти не было.

Если огонь истребил 100—200 домов, то о таком пожаре много не говорили, да и в летописях ему не находилось места. «Большим», или «великим», пожаром в Москве считался такой, который выжигал все постройки или большую часть города.

«Огонь не щадит ни княжеских хором, ни боярских дворов, ни жилищ черного люда. Великокняжеский дворец был деревянным, как и все гражданские постройки древней Москвы. Поэтому он и сам город горел наравне с другими постройками, как свеча, во время страшных московских пожаров».

Среди опустошительных пожаров XV в. выделяется «великий пожар», случившийся в среду 14 июля 1445 г. Пожар возник ночью в Кремле. В нем сгорели не только все деревянные строения, но даже «каменные церкви распадались и рушились от невыносимой жары». Во время этого пожара погибло множество людей, сбежавшихся под защиту кремлевских стен из окрестных городов, сел и деревень из-за боязни татарского нашествия.

Пожары в древнем городе возникали не только по неосторожности жителей. Очень часто к поджогам прибегали враги, стремясь стереть Москву с лица земли. Так называемые «военные пожары» были особенно губительными. Из летописей известно, что в 1177 г. во время междуусобной войны рязанский князь Глеб напал на город и «пожеже Московь всю, город и села». Скорбь и отчаяние переживают жители Москвы памятной зимой 1238 г., во время разорения татарами.

Дважды выжигал посады и Загородье Москвы, окрестные села и деревни литовский князь Ольгерд. В 1382 г. хан Тохтамыш после трехдневного безрезультатного штурма московской твердыни вероломством проник в Кремль. «И было и в граде и вне града злое истребление, покуда у татар руки и плечи измокли, силы изнемогли и острия сабель притупились. И был дотоле град Москва велик, чуден, много народен и всякого узорочья исполнен, и в единый час изменился в прах, дым и в пепел.». В 1451 г. Москва снова увидела татарскую орду под стенами Кремля. Татары зажгли деревянные строения посадов, огонь обступил весь Кремль, и находящиеся там люди «изнемогли от многий истомы и от дыма». Приступ «скорой татарщины» был отбит, и на этот раз город уцелел.

При нашествии внешних врагов москвичи уходили за стены Кремля, запирались в крепости, а посады, строения и изгороди нередко сами безжалостно сжигали. В XV столетии волны огня и дыма шестнадцать раз проносились над Москвой, испепеляя либо весь до основания город, либо большую его часть. В хронике горестных лет, во время которых «великие и большие» пожары с беспощадностью обрушивались на жителей города, значатся годы 1415, 1418, 1422, 1445, 1451, 1453, 1458, 1468, 1470, 1473, 1475, 1480, 1485 и 1488. В 1493 г. город подвергался опустошительным сильнейшим пожарам дважды.

Что представляла собой Москва в конце XV столетия, можно определить из летописных источников, описывающих пожар 1488г. Этот пожар уничтожил большую часть города, но Кремль и значительная часть Великого посада огнем затронуты не были. Во время пожара погорели «дворы всех богатых гостей и людей, всех тысяч с пять». Если предположить, что в каждом дворе жили минимум два человека, то получится, что в посаде в пяти тысячах сгоревших дворов жило не менее 10000 человек. Прибавим к этой цифре население Кремля и уцелевших от огня и получим, что к концу XV в. в Москве было не менее 20000 жителей при 8—10 тысячах дворов.

Но столь могучи и жизненны силы русского народа, что выжженная и разоренная Москва вновь и вновь восставала из пепла, обновленная и жизнедеятельная. Выгодное географическое положение города на перекрестке важнейших торговых путей и в середине русских княжеств, которые прикрывали ее от ударов извне, делало Москву своего рода притягательным центром и убежищем для русских людей.

Лес всегда был под рукой и в большом изобилии, рабочих рук достаточно, что давало возможность быстро отстраивать город. Деревянные дома на улицах Москвы ставятся, как правило, «без больших издержек и с великой быстротой». Каждый горожанин, богатый или бедный, стремился иметь в городе свою усадьбу, или двор, особенно на посадах. Однако чем ближе к Кремлю, тем гуще и теснее стояли деревянные дома. В Китай-городе и некоторых других частях Москвы можно было увидеть довольно высокие дома «в три или четыре комнаты, одна над другой». Крыши домов, церквей покрывались дубовой дранкой, каждая из которых заострялась на конце так, что вся крыша казалась покрытой чешуей. Эти драночные крыши представляли собой большую опасность при пожарах. Ветром горящая дранка переносилась на значительное расстояние, создавая новые очаги пожаров.

Со второй половины XV в. в градостроительстве Москвы произошли важные изменения, благодаря которым спустя много лет стало возможным полностью избавить город от опустошительных пожаров. Речь идет об освоении обжига красного кирпича — огнестойкого строительного материала, Началось с того, что в 1467г. зодчий Василий Ермолин остроумно обновил одну из белокаменных обветшавших церквей в Кремле «кирпичом ожиганным». Вскоре после этого в 1471 г. богатый купец по прозвищу Таракан в течение одного строительного сезона возвел в Кремле же «палаты кирпичные», опередив самого великого государя, жившего еще в деревянном дворце. А в 1485 г. Иван III начинает грандиозную 3-х летнюю реконструкцию стен Кремля — воздвигается крепость из кирпича, который и становится с этого времени основным огнестойким материалом для каменных сооружений. Московские государи строят крупные кирпичные заводы с обжигательными печами, но немало высококачественного кирпича изготовлялось и в горнах Гончарной слободы».

В 1487 г. русские каменщики возводят стрельницу наугольную, через год—Свиблову башню с тайниками и подземными ходами. Потом сооружаются грозные башни над Боровицкими воротами, Собакине, Никольская и особо почитаемая московскими жителями Фроловская башня, позднее получившая название Спасских ворот. Башни соединяются стенами. Кладка кремлевских стен выполнена комбинированным способом: фундамент и тело стены — из белого бутового камня, а облицовка — кирпичная. Ровно 10 лет продолжалось строительство новых каменных стен и башен Кремля, которые в несколько видоизмененном виде стоят и поныне. Наличие обожженного красного кирпича и искусство московских мастеров-каменщиков позволили реконструировать старые и построить новые дворцы и соборы в самом Кремле.

Величественной каменной громадой высился Кремль на крутом берегу Москвы-реки в обрамлении ожерелья грозных башен н неприступных стен, увенчанных но верху ажурными «ласточкиными хвостами», как тогда называли зубцы стен из красного кирпича. А снаружи к кремлевским стенам по-прежнему жались посады, море деревянных изб, сараев, часовни, церквушки. Над Неглинной, над канавами шумели, работали день-деньской мельницы, торговали тысячи лавок. Они снижали боеспособность кремлевского укрепления и угрожали в случае пожара расположенным в Кремле дворцовым постройкам, соборам, боярским хоромам, княжеским покоям. В 1493 г. Кремль опустошается двумя пожарами.

И вышло от великого князя Московского Ивана Васильевича повеление - - снести все дома, лавки и постройки вокруг Кремля, находящиеся на расстоянии ближе ста десяти сажен (примерно 235 метров) от кремлевских стен. Пустырь, образовавшийся у стен Кремля, стал прообразом современных противопожарных разрывов. Однако большая часть строений в самом Кремле, Китай-городе, в Белом и Земляном городах оставалась деревянной, легкоуязвимой для пожаров.

В XVI и XVII вв. пожары в Москве не столь часты, как прежде. Видимо, сказываются те предупредительные меры, которые систематически осуществляются в городе, по борьбе с пожарами. Но все же грозную стихию огня покорить не удается. Город горит во время больших пожаров 1547, 1571, 1610, 1626, 1629, 1634 гг. Всего за первые четыре с половиной века своего существования Москва 13 раз выгорала дотла, и около 100 раз огонь уничтожал значительную часть города (5—6 тысяч строений).

 

Пожары в истории Москвы выделяются летописцами, как великое народное бедствие, после которого, однако, происходило быстрое обновление города и на высоком Боровицком холме мощно и грозно снова поднимались стены Кремля.

В XIV—XV вв. Московское княжество значительно усиливается, становясь политическим центром Северо-восточной Руси. Москва превращается в важнейший узел ремесленного производства и торговли. Она уже состоит из собственно города — крепости Кремля —Великого посада, где находится одно из самых людных мест —«торг» с многочисленными лавками, лабазами и погребами. Внутри кремлевских стен — княжеские постройки, соборы, часовни, боярские хоромы.

В раскинувшихся вокруг Кремля слободах — дворы и избы ремесленников, «черного» люда. Все эти скученные постройки — от княжеских хором до дворов ремесленников — были построены целиком из дерева, что делало их весьма опасными в пожарном отношении. Бревенчатые избы малы, приземисты, окружены хозяйственными постройками, поленницами, сеновалами. Малейшая неосторожность с огнем приводила к катастрофическим последствиям, так как в условиях деревянной застройки способов защиты от пожаров почти не было.

Если огонь истребил 100—200 домов, то о таком пожаре много не говорили, да и в летописях ему не находилось места. «Большим», или «великим», пожаром в Москве считался такой, который выжигал все постройки или большую часть города.

«Огонь не щадит ни княжеских хором, ни боярских дворов, ни жилищ черного люда. Великокняжеский дворец был деревянным, как и все гражданские постройки древней Москвы. Поэтому он и сам город горел наравне с другими постройками, как свеча, во время страшных московских пожаров».

Среди опустошительных пожаров XV в. выделяется «великий пожар», случившийся в среду 14 июля 1445 г. Пожар возник ночью в Кремле. В нем сгорели не только все деревянные строения, но даже «каменные церкви распадались и рушились от невыносимой жары». Во время этого пожара погибло множество людей, сбежавшихся под защиту кремлевских стен из окрестных городов, сел и деревень из-за боязни татарского нашествия.

Пожары в древнем городе возникали не только по неосторожности жителей. Очень часто к поджогам прибегали враги, стремясь стереть Москву с лица земли. Так называемые «военные пожары» были особенно губительными. Из летописей известно, что в 1177 г. во время междуусобной войны рязанский князь Глеб напал на город и «пожеже Московь всю, город и села». Скорбь и отчаяние переживают жители Москвы памятной зимой 1238 г., во время разорения татарами.

Дважды выжигал посады и Загородье Москвы, окрестные села и деревни литовский князь Ольгерд. В 1382 г. хан Тохтамыш после трехдневного безрезультатного штурма московской твердыни вероломством проник в Кремль. «И было и в граде и вне града злое истребление, покуда у татар руки и плечи измокли, силы изнемогли и острия сабель притупились. И был дотоле град Москва велик, чуден, много народен и всякого узорочья исполнен, и в единый час изменился в прах, дым и в пепел.». В 1451 г. Москва снова увидела татарскую орду под стенами Кремля. Татары зажгли деревянные строения посадов, огонь обступил весь Кремль, и находящиеся там люди «изнемогли от многий истомы и от дыма». Приступ «скорой татарщины» был отбит, и на этот раз город уцелел.

При нашествии внешних врагов москвичи уходили за стены Кремля, запирались в крепости, а посады, строения и изгороди нередко сами безжалостно сжигали. В XV столетии волны огня и дыма шестнадцать раз проносились над Москвой, испепеляя либо весь до основания город, либо большую его часть. В хронике горестных лет, во время которых «великие и большие» пожары с беспощадностью обрушивались на жителей города, значатся годы 1415, 1418, 1422, 1445, 1451, 1453, 1458, 1468, 1470, 1473, 1475, 1480, 1485 и 1488. В 1493 г. город подвергался опустошительным сильнейшим пожарам дважды.

Что представляла собой Москва в конце XV столетия, можно определить из летописных источников, описывающих пожар 1488г. Этот пожар уничтожил большую часть города, но Кремль и значительная часть Великого посада огнем затронуты не были. Во время пожара погорели «дворы всех богатых гостей и людей, всех тысяч с пять». Если предположить, что в каждом дворе жили минимум два человека, то получится, что в посаде в пяти тысячах сгоревших дворов жило не менее 10000 человек. Прибавим к этой цифре население Кремля и уцелевших от огня и получим, что к концу XV в. в Москве было не менее 20000 жителей при 8—10 тысячах дворов.

Но столь могучи и жизненны силы русского народа, что выжженная и разоренная Москва вновь и вновь восставала из пепла, обновленная и жизнедеятельная. Выгодное географическое положение города на перекрестке важнейших торговых путей и в середине русских княжеств, которые прикрывали ее от ударов извне, делало Москву своего рода притягательным центром и убежищем для русских людей.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.047 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь