Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1 Религиозный фактор политических конфликтов



Содержание

Введение

Глава 1 Религиозный фактор политических конфликтов

Глава 2 Конфликт в Северной Ирландии

2.1 История конфликта

2.2 Белфастское соглашение 1998 г. Урегулирование конфликта

2.3 Характеристика и особенности Североирландского конфликта

Глава 3 Международное значение конфликта в Северной Ирландии

3.1 Террористический фактор

3.2 Международное значение ирландского опыта урегулирования конфликта. Ирландская модель урегулирования и возможности ее применения

Заключение

Список литературы

Приложения

 


Введение

 

В современном мире существует множество религий и религиозных верований. На протяжении всей истории человечества религия оставалась важнейшей составляющей жизни общества. Поиски духовных ориентиров, точек опоры в быстро меняющемся мире приводят к тому, что в настоящее время роль религиозного фактора возрастает.[1] Связано это во многом с тем, что религия – важнейший социальный институт, который включает в себя систему социальных норм, ценностей, ролей, обычаев, верований, ритуалов, стандартов поведения. Религия в общественной жизни никогда не выступала в так называемом «чистом виде». Особенно это относится к современности. Религия глубоко интегрирована во многие сферы общественной жизни - культуру, образование, быт и в том числе в политику.
Необходимость изучения религиозного конфликта продиктована сложностью и многогранностью этого феномена, наличием большого количества внешних и внутренних факторов, влияющих на внутри конфессиональные и межконфессиональные отношения.

Конфликт в Северной Ирландии отличается чрезвычайной сложностью и своеобразием. Здесь сплелись социальные, национальные и религиозные противоречия, и если первые из них лежат в основе событий, то последние – в конкретных условиях Северной Ирландии – резко обостряют и драматизируют конфликт, придают ему специфическую окраску.

Таким образом, актуальность данной работы продиктована широкой распространенностью религиозно-политических конфликтов в мире, а также сложностью их урегулирования, т.к. религиозные предрассудки – одни из самых устойчивых. В современном мире насчитывается несколько десятков конфликтов, имеющих религиозную окраску. Самые значительные из них: конфликт на Ближнем Востоке (Арабо-израильский конфликт), религиозные войны в Африке, противостояние индуизма и исламизма в Индии и Пакистане, а также к ним мы можем отнести действия представителей исламского фундаментализма по всему миру.

Актуальность изучения Североирландского конфликта объясняется его показательностью: он демонстрирует наличие серьезнейшей конфликтности в довольно благополучном регионе Западной Европы и лишний раз опровергает миф о " гармонии", которая царит в странах западной демократии. Кроме того, важен и накопленный североирландским обществом опыт ведения переговоров, достижения определенного консенсуса расколотым электоратом на выборах и проч. В связи с указанными обстоятельствами, исследование причин и методов урегулирования этнополитического конфликта в Северной Ирландии является актуальным и имеет определенную практическую значимость.

Актуальность данного исследования для современной России объясняется наличием сходной по природе собственной проблемы. Стране еще предстоит решить вопрос о политическом статусе Чеченской республики, при этом урегулирование затянувшегося конфликта на Северном Кавказе вряд ли возможно силовыми методами. Североирландский и северокавказский конфликты, несомненно, имеют значительные различия, однако определенные политические параллели, очевидно, просматриваются. Это, касается, прежде всего, актуальности таких проблем, связанных с применением терроризма, как дестабилизация общества и воздействие публичных террористических актов на общественное сознание; наличие внешних каналов финансирования террористических организаций; нерешенность вопросов о политическом статусе территорий, условиях и сроках сдачи оружия боевыми организациями, об освобождении осужденных террористов.

Объектом данного исследования являются религиозно-политический конфликт. Предмет исследования – закономерности и особенности влияния религиозного фактора на политические конфликты, рассматриваемые на примере конфликта в Северной Ирландии.

Целью данной работы является изучение религиозно-политических конфликтов на примере Ольстерского конфликта.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

1). Изучить влияние религиозного фактора на политические конфликты.

2). Рассмотреть истоки, основные события, особенности и современное состояние конфликта в северной Ирландии.

3). Выявить международное значение Ольстерского конфликта.

При написании данной работы были использованы такие методы научного познания как исторический метод, изучение монографических публикаций и статей, метод анализа и синтеза и др.

Степень теоретической разработанности данной проблемы недостаточно высока Проблема религиозных конфликтов наиболее полно отражена в монографии М.Ю.Зеленкова, а также в пособии С.А. Ланцова «Политическая конфликтология».

. Конфликту в Северной Ирландии посвящены такие работы, как «Ольстер: истоки трагедии» Е.Ю Поляковой, «Ольстер – кризис британской империалистической политики» И.Д. Бирюкова, «Трагедия Ольстера» Н.П. Грибина. Однако стоит отметить, что все эти труды были написаны в годы наиболее острого противостояния в Ольстере (70-80-е гг.), современное состояние проблемы освещено в литературе крайне слабо.

 


Глава 2 Конфликт в Северной Ирландии

религиозный конфликт белфастское соглашение ирландия

История конфликта

Северная Ирландия - составная часть Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии, расположенная на северо-востоке о. Ирландия. Иногда употребляется название Ольстер, поскольку Северная Ирландия занимает бoльшую часть территории этой исторической провинции. Включает шесть графств: Антрим, Арма, Даун, Фермана, Лондондерри (Дерри) и Тирон, и 26 округов. [Приложение 1]

Конфликт в Северной Ирландии - этнополитический конфликт, вызванный спором между центральными британскими властями и местными праворадикальными католическими и национальными организациями касательно статуса региона.

Североирландский конфликт имеет длительную историю. Его истоки лежат в XII в., когда самостоятельное ирландское королевство Ольстер было формально подчинено английской короне, хотя фактически власть осталась в руках вождей кланов. Непосредственно колонизация Северной Ирландии началась в 1609 году.[10] В период Реформации на территории Ольстера укоренился протестантизм, чему способствовали повсеместные вытеснения коренного католического населения со стороны переселенцев из Шотландии и Англии, в остальной же части Ирландии господствующие позиции сохранил католицизм. С начала заселения Ольстера англичанами и шотландцами колонизаторский элемент оказался связанным с протестантизмом, а католицизм превратился в религию угнетенных и преследуемых.[11] Таким образом, с самого начала колонизации национальные, политические и религиозные различия в Ольстере совпали с социальными. Ключевые позиции в экономике и политической жизни заняли английские и шотландские дворяне – землевладельцы, а также купцы.

Новым этапом закабаления Ирландии явился период Английской буржуазной революции, когда были заложены основы колониального режима, просуществовавшего несколько столетий. Революция в Англии началась открытием 3 ноября 1640 г. Долгого парламента, а уже через год (с осени 1641 г.) в Ирландии вспыхнуло восстание против английского господства. Борьба продолжалась десять лет. Одним из центров восстания стал Ольстер, который почти полностью был занят повстанцами. В 1650 году ирландцы были разбиты армией Оливера Кромвеля. Парламент конфисковал почти все владения католиков (кроме тех, что находились в Коннахте) и начал новое заселение Ирландии, главным образом из числа отставных солдат. Политика Кромвеля способствовала укреплению в Ирландии протестантского господства. Представление о превосходстве над католиками укреплялось с помощью протестантской (как англиканской, так и пресвитерианской) церкви, санкционировавшей колониальный грабеж. Господствующее положение протестантов закреплялось серией так называемых карательных законов против католиков, фактически отстранявших последних от многих видов хозяйственной деятельности и лишавших их политических и гражданских прав. Гонениям подвергалась и католическая церковь, поскольку государственной религией был объявлен протестантизм.

Первоначально английское правительство вместо процесса урегулирования конфликта предпочло его устранение, выразившееся в подавлении восстаний и протестных выступлений ирландцев, дискриминации коренного населения страны. В 1760 – начале 1770-х гг. возникли тайные ирландские крестьянские организации («Белые ребята», к«Дубовые ребята», позднее Риббониты и др.). Им противостоял основанный в 1796 г. протестантский Оранжистский орден.

С 1 января 1801 г., согласно так называемому «Акту об унии», была ликвидирована автономия Ирландии; ирландский парламент упразднен, а Ирландия стала частью Соединённого королевства Великобритании и Ирландии. Уния принесла Ольстеру экономический подъем и закрепила господство протестантов, которые консолидировались в борьбе с католиками.

В 1916 произошло восстание в Дублине, которое изменило всю ситуацию в стране. Повстанцы провозгласили Ирландскую Республику, но вскоре восстание было подавлено. Казнь лидеров восстания оказала сильное влияние на ирландских католиков и возвысила республиканскую идею до уровня общенациональной.[12] После этого стало набирать силу ирландское республиканское движение — Шин фейн, которое позже организовалось в политическую партию. По окончании Первой мировой войны в Ирландии начались вооруженные столкновения между Шин фейн и британскими войсками. С 1919 по 1921 год ирландцы ведут войну за независимость, которая закончилась образованием самостоятельной Ирландии, однако шесть северных графств (Ольстер) остались в составе Британии. С событиями этой войны связано образование в 1919 году и первые террористические акции Ирландской республиканской армии как военизированного крыла Шин фейн. Во время войны за независимость в 1920 британцы пытались разрешить ирландскую проблему, разделив Ирландию на Северную Ирландию в составе 6 графств, с преобладанием протестантов-юнионистов, и Южную Ирландию в составе 26 графств, с преобладанием католиков-националистов (Акт об ирландском правительстве 1920). Каждая из двух частей должна была контролировать свои внутренние дела в рамках Соединенного Королевства, кроме того, оговаривался всеирландский координирующий орган – Ирландский Совет[13]. Северный Парламент был образован в июне 1921, но Шин фейн отказалась участвовать в Южном Парламенте, который собирался дважды, однако затем прекратил существование. 6 декабря 1921 был подписан Англо-Ирландский договор, согласно которому признавалось разделение Ирландии. Предлагалось образовать Ирландское свободное государство, которое бы имело статус, аналогичный статусу Канады как доминиона в составе Британской империи. Ирландское свободное государство, предшественник современной Ирландской Республики, было формально провозглашено 6 декабря 1922.

Ирландская республиканская армия оказалась неудовлетворенна разделом Ирландии, что вылилось в кампанию терроризма в шести графствах с целью воспрепятствовать североирландскому правительству осуществлять свою власть на этой территории. Беспорядки осуществлялись под религиозными лозунгами.

К концу 1920-х годов в Северной Ирландии был восстановлен мир. Однако антагонизм между протестантами и католиками все еще существовал. Вплоть до 1925 года католики отказывались от какого-либо сотрудничества с юнионистским правительством, полагая, что оно долго не продержится.

Когда в 1939 году началась Вторая мировая война, Северная Ирландия вступила в войну в качестве части Соединенного Королевства, в то время как Эйре (как стало называться после 1937 Ирландское Свободное государство) заявило о своем нейтралитете.

Когда в 1949 Эйре покинуло Содружество и провозгласило себя Ирландской Республикой, британский парламент принял Акт об Ирландии, в котором подтверждалось, что Северная Ирландия не перестанет быть частью Великобритании без ясно выраженного согласия североирландского парламента.[14]

В 1963 премьер-министром Северной Ирландии стал капитан Теренс О'Нейл. Он предпринял ряд шагов в направлении улучшения отношений с Ирландской республикой и реформ внутри страны.[15] Часть протестантов активно выступили против предложенных реформ. Их враждебность усилилась с появлением католического движения за гражданские права - Ассоциации гражданских прав, которая организовала демонстрации протеста. В свою очередь, ИРА время от времени совершала нападения на Северную Ирландию. Наиболее значительная кампания против северных графств была развернута в 1956 и 1961 гг., но она получила слабую поддержку среди гражданского населения.

К 60-м годам XX в. ситуация в регионе стала практически тупиковой. Ольстер стоял на пороге социальной катастрофы. Очередное силовое вмешательство со стороны Англии в 1969 г. ознаменовало собой новый виток в развитии кризиса в Северной Ирландии. В 1969 г. английским правительством было принято решение об использовании войск против демонстрантов – борцов за гражданские права католиков. Конец 60-х – начало 80-х гг. считаются десятилетиями, когда конфликт в Ольстере перешел в наиболее острую свою фазу. В провинции происходили яростные столкновения, как между конфессиональными группировками, так и последних с полицией, в которых зачастую гибли невинные люди.[16] Террористическая деятельность достигла небывалых размахов.

При этом религиозная составляющая прослеживалась даже в деятельности террористических организаций. На флагах некоторых группировок присутствовали религиозные атрибуты, а в уличных столкновениях звучали призывы религиозного характера.

В июне 1970 года последовала новая волна мятежей после того, как за участие в беспорядках была заключена в тюрьму лидер союза борьбы за гражданские права Бернадет Девлин. Когда волнения достигли критической точки, правительство Северной Ирландии обратилось за помощью к Великобритании, и британские войска восстановили мир. Под давлением из Лондона правительство Северной Ирландии распустило спецназ в апреле 1970 года и разрешило деятельность британского генерального инспектора в Королевской ольстерской полиции, которая затем была разоружена. Эти меры спровоцировали новый взрыв насилия со стороны протестантов.

Возобновила партизанские действия ИРА, расколовшаяся на две группы: " официальных" активистов, ставивших целью социальную революцию, и " временных" активистов, преданных идее воссоединения Ирландии.[17] Члены ИРА подвергли бомбардировке центральные районы Белфаста и Лондондерри.

В январе 1972 года британские войска открыли огонь по мирным демонстрантам-католикам в Лондондерри, игнорировавшим запрет правительства на манифестации. В марте 1972 года в разгар насильственного противостояния католических и протестантских экстремистов деятельность североирландского парламента была приостановлена. Законодательные права были переданы британскому парламенту, а исполнительная власть - министру по делам Северной Ирландии. Попытки умиротворить католическое население вызвали возмущение протестантского большинства, опасавшегося, что насилие со стороны ИРА будет иметь своим результатом уступки католикам.[18]

Протестанты сформировали политическое движение " Авангард" для сопротивления попыткам изменить характер отношений между Северной Ирландией и Великобританией. После возобновившихся террористических действий ИРА британское правительство прекратило свою миротворческую политику и отправило в Северную Ирландию дополнительный контингент вооруженных сил.

В марте 1973 года был проведен референдум по вопросу о том, останется Северная Ирландия частью Соединенного Королевства либо войдет в состав Ирландской Республики. Референдум бойкотировался католиками, утверждавшими, что его результат предрешен. В июле был введен в действие билль о конституции Северной Ирландии. В билле подтверждалось, что Северная Ирландия не будет отделена от Соединенного Королевства без согласия большинства населения.

Биллем оговаривалось образование всеирландского Совета, в который входили бы только представители Ирландской Республики и Северной Ирландии. Прежний парламент упразднялся, и учреждалась Ассамблея, формировавшаяся на основе пропорционального представительства. В ноябре был сформирован коалиционный кабинет, в котором впервые власть получили и протестанты, и католики.

Спустя год деятельность Ассамблеи была приостановлена. В мае 1975 были проведены выборы в конвент, который должен был дать предложения по новой политической структуре. Протестанты завоевали большинство мест и заняли господствующее положение в конвенте и отвергли предложения, приводившие к представительству католиков в кабинете. Британское правительство распустило конвент в марте 1976 года и объявило о продолжении на неопределенно долгий срок режима прямого правления.

Правительства Ирландии и Великобритании решили попытаться прийти к соглашению в Северной Ирландии, минуя мнение местных протестантских и католических фракций. В ноябре 1985 года они пришли к договорённости, что воссоединение Ирландии должно было произойти тогда и только тогда, когда этого пожелало бы большинство населения Северной Ирландии, причем ирландское правительство представляло интересы североирландских католиков.[19]

В 1993, после шестимесячных интенсивных переговоров, британское и ирландское правительства выступили с совместным заявлением об условиях достижения мира в Северной Ирландии. Выражалась надежда, что заявление убедит ИРА отказаться от насилия и перейти к политическим методам ведения борьбы. В начале 1994 лидер североирландских католиков Джерри Адамс посетил США и дал понять, что ИРА готова отказаться от насильственных действий.[20] В августе 1994 ИРА объявила об одностороннем прекращении огня. Ольстерский союз обороны и Ольстерские добровольческие силы, ведущие подпольные протестантские военные организации, объявили о прекращении огня в октябре 1994 года.

Первая публичная встреча представителей Шин фейн и британского правительства состоялась в декабре 1994 года. В феврале 1995 года британский и ирландский премьер-министры заявили о новых совместных предложениях по политическому урегулированию в Северной Ирландии. Среди этих предложений были выборы новой североирландской ассамблеи, образование органа, состоящего из членов такой ассамблеи и представителей ирландского парламента. Хотя Шин фейн дала позитивный ответ на эти совместные предложения, британское правительство настаивало на немедленном и одностороннем разоружении ИРА.

Вопрос о разоружении ИРА оставался главным препятствием на пути политического диалога между ирландскими националистами и британским правительством. В марте и апреле 1995 из Северной Ирландии было выведены первые контингенты британских войск. Дальнейшие предварительные переговоры были проведены в мае и июле 1995 года и в январе 1996 года. ИРА, со своей стороны, возобновила террористические акции взрывом бомбы в лондонских доках.

Несмотря на это, британский и ирландский премьеры встретились 23 февраля, чтобы объявить о начале многосторонних переговоров в июне 1996 года. Шин фейн пришлось исключить из переговорного процесса из-за ее связей с ИРА, которая продолжала свою кампанию насилия.

К моменту всеобщих парламентских выборов 1997 г. конфликт в Ольстере охватил уже все стороны общественной жизни, жестко подчинявшиеся общинно – религиозной детерминации. Разрешение кризиса стало острейшим вопросом государственного значения. Одним из лозунгов «неолейбористов» во время избирательной компании был акцент на сугубо политические методы в миротворческом процессе в Ольстере.[21] Выборы принесли неолейбористам уверенную победу, во главе правительства стал Э. Блэр.

Блэр считал, что ирландская политика должна проводиться вне всякого идеологического и религиозного контекста, что Лондону нельзя занимать ни ту, ни другую сторону, а лишь организовать и контролировать мирный диалог между ними.

В июле 1997 года Адамс, президент «Шин фейн», сумел убедить лидеров ИРА прекратить насилие, и в конце августа его партия была приглашена участвовать в многосторонних переговорах о мире. 10 апреля 1998 года стороны пришли к компромиссу, было заключено Белфастское соглашение, известное также под названием «Соглашение Страстной пятницы».


Террористический фактор

Одним из основных факторов, обеспечивающих международную окраску конфликта и его влияние на международные отношения, является терроризм. Террористическая деятельность, имеющая религиозную окраску, сыграла значительную роль в данном конфликте. Причем насилие применялось с обеих сторон. Однако, организацией, для которой терроризм использовался как основной метод борьбы является ИРА. Ирландская республиканская армия была сформирована в 1919 году как военное крыло партии Шинн Фейн. В 1969 году произошел раскол ИРА на «временную» ирландскую республиканскую армию (ВИРА) и «официальную» ирландскую республиканскую армию. Поводом для раскола стали разногласия по поводу участия или неучастия в официальных органах власти Северной Ирландии (парламентские выборы) и в методах ответа на эскалацию насилия. Террористическая деятельность ИРА обширна и имела широкий резонанс. Всего жертвами террористических операций ИРА стали около 2000 человек. Одной из главных вех в истории ИРА считается 21 июля 1972 года, когда в одном только Белфасте прогремел 21 взрыв, в результате чего погибли 9 человек и еще несколько сотен получили ранения. В 1984 году ИРА организовала покушение на премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. Считается, что основным поставщиком оружия и финансирования ИРА являлась Ливия. Также в финансировании и поставках оружия ИРА обвинялись ирландская диаспора в США, Организация освобождения Палестины, партия Хезболла, Куба, Колумбия. [30]

Главенствующим принципом концепции политического соперничества, как её понимает ИРА, является расширение конфликта. С этой целью ИРА ставила своей целью подтолкнуть союзников Великобритании к оказанию давления на Лондон, чтобы англичане ушли из Ольстера. Точкой приложения усилий служат США, где имеется самая крупная ирландская диаспора. На протяжении многих десятилетий американцы ирландского происхождения регулярно жертвуют деньги ИРА, а позднее – ВИРА. Таким образом, главным рычагом влияния является многочисленное и имеющее значительный политический вес в стране ирландское население в США.


Заключение

Делая выводы, следует отметить, что религия и на сегодняшний день продолжает быть глубоко интегрированной во все сферы жизни общества, в том числе в политику.

Религиозно-политические конфликты являются достаточно распространенными и крайне трудноразрешимыми. Чаще всего религиозный фактор вовлекается в конфликт в качестве сопутствующего и используется конфликтующими сторонами с целью достижения собственных, зачастую чисто прагматических, целей.

Причины религиозных конфликтов можно представить как комплекс региональных противоречий исторического, территориального, политического, социально-культурного и иного свойства. Среди основных факторов, приводящих к возникновению религиозно-политического конфликта можно назвать поликонфессиональный характер государства, особенности государственного строительства, дискриминация отдельных религиозных групп населения, экономическая, военная идеологическая или политическая поддержка оппозиционного религиозного движения извне, вмешательство одних государств в дела других под предлогом борьбы с нарушениями прав единоверцев.

Конфликт в Северной Ирландии - этнополитический конфликт между центральными британскими властями и местными праворадикальными и национальными организациями касательно статуса региона, осложненный противоречиями между католическим меньшинством, подвергаемым дискриминации со стороны протестантского большинства.

История конфликта насчитывает около восьми веков. ХХ век отмечен регулярными проявлениями насилия с обеих сторон. Наибольшей остроты конфликт достиг в конце 60-х – начале 80-х гг. ХХ века. Началом кризиса считается 1969 г., когда английским правительством было принято решение об использовании войск против демонстрантов – борцов за гражданские права католиков. В течение последующих лет происходили яростные столкновения, как между конфессиональными группировками, так и последних с полицией, террористическая деятельность достигла небывалых размахов.

Со второй половины 80-х годов конфликтующие стороны взяли курс на урегулирование конфликта, и результатом стало заключение 10 апреля 1998 года Белфастского соглашения. В целом данное соглашение нельзя считать надежной гарантией мира в Ольстере, не говоря уже о прекращении межобщинного противостояния, причины которого слишком глубоки и сложны. Тем не менее соглашение 10 апреля 1998 г. представляет собой значительный шаг вперед, демонстрирует возможность взаимоприемлемых решений и доказывает, что только путь компромисса и прекращение насилия, могут привести к позитивным результатам.

Религия сыграла огромную роль в развитии североирландского конфликта. Католическая вера стала этнических ирландцев для них символом самобытности и самоидентификации. Протестанты в условиях враждебного им окружения также сплачивались и практиковали жесткую политику утверждения и защиты своих исключительных прав.[34] Церковная принадлежность при этом оказалась универсальным инструментом для разграничивания двух враждующих групп. Поэтому сглаживание религиозных и культурных различий между общинами не без оснований рассматривалось британским политическим руководством, как важное средство преодоления многовекового конфликта.

Конфликт в Северной Ирландии приобрел серьезное международное значение. В первую очередь это касается террористической деятельности ИРА, которая имела поддержку ирландской общины США, а также многих сепаратистских и террористических организации мира, таких как Организация освобождения Палестины, Хезболла, колумбийская FARC и другие.

В процессе урегулирования конфликта была сформирована особая Ирландская модель, которая, однако, вряд ли окажется в полной мере применимой для наиболее острых религиозных конфликтов современности, в первую очередь, для ближневосточного конфликта. К такому выводу нас приводят особенности религиозных взглядов исламского фундаментализма. Североирландский подход к урегулированию конфликта тажке имеет ограничения в применении всхожей, на первый взгляд, ситуации в Стране Басков (Испания). Однако, отсутствие религиозного фактора в данном конфликте и более сильная радикализация ЭТА на данный момент накладывают ограничения на применение Ирландской модели в полной мере.

Конфликт в Северной Ирландии считается урегулированным, конфликтные действия на сегодняшний день фактически прекращены. Однако конфликтный потенциал в регионе все еще сохраняется и работа над полным разрешением конфликта продолжается.

 


Список литературы

 

1. Бирюков И.Д. Ольстер – кризис британской империалистической политики. 1968-1984 гг. - М.: Мысль, 1985. - 260 с.

2. Волкова Г. И., Тадевосян Э. В. Государство автономий и политика регионального автономизма в современной Испании// Право и политика. — 2001.-№1.-С. 33 - 44

3. Грибин Н.П. Трагедия Ольстера. - М.: Междунар. отношения, 1983. - 224 с.

4. Дмитриева О. Конфликты без обобщений. В Ирландии решают проблему Ольстера // Российская газета. – 2004. - № 3654. 15 декабря. – С. 9.

5. Зеленков М.Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века (политико-правовой аспект). – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. – 244 с.

6. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: курс лекций. – Ростов-н/Д: «Феникс», 1998. – 480 с.

7. Ланцов С. А. Политическая конфликтология: учебное пособие. – СПб: Питер, 2008. – 320 с.

8. Малышева Д.Б. Религиозный фактор в вооруженных конфликтах современности. – М.: Наука, 1991. – 192 с.

9.Орлова М. Е. Северная Ирландия: опыт преобразований в расколотом обществе. - М: Наука, 1994. – 154 с.

10. Полякова Е.Ю. Ольстер: истоки трагедии. – М.: Наука, 1982. - 167 с.

11. Султыгов А.Х. Этнополитический конфликт в Северной Ирландии: прошлое и настоящее // Новая и новейшая история. - 2006. - № 2. - С.168-173.

12. Амелин В.В. Проблемы предотвращения межэтнических конфликтов (международный опыт): [Электронный документ] - (http: //www.mininform.orb.ru/books/opyt/amelin.htm) Проверено 10.11.2010.

13. «Военная литература»: Северная Ирландия): [Электронный документ] - (http: //militera.lib.ru/common/show/05_38.html) Проверено 10.11.2010.

14. Напалкова И.Е. Религиозный фактор в развитии Ольстерского конфликта во второй половие ХХ – начале XXI века.: [Электронный документ] //Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 38 (176). – С. 125–129.

(http: //www.lib.csu.ru/vch/176/019.pdf) Проверено 10.11.2010

15. Ольстер: конфликт длиной в тысячу лет: [Электронный документ]. – (http: //www.pravda.ru/world/europe/european/08-10-2008/286588-ulster-0/) Проверено 15.11.2010.

16. Орлова М. Опыт мирного урегулирования в Северной Ирландии в контексте «культуры мира» ": [Электронный документ]. – (http: //www.nasledie.ru/pravosl/22_3/article.php? art=2) Проверено 12.11.2010.

17. The Guardian: палестинцам не подходит " ирландская модель": [Электронный документ]. – (http: //obzor.westsib.ru/article/51431) Проверено 15.11.2010

18. British-Irish Agreement.: [Электронный документ] – (http: //www.nio.gov.uk/agreement.pdf) Проверено 15.11.2010.

19.CAIN web service: conflict and politics in Northern Ireland (1968 to the present): [Электронный документ] - (http: cain.ulst.ac.uk/index.html ) Проверено 10.11.2010.

20. Global Security: Irish Republican Army (IRA): [Электронный документ] - (http: //www.globalsecurity.org/military/world/para/ira.htm) Проверено 12.11.2010.

 


Приложение 1

Содержание

Введение

Глава 1 Религиозный фактор политических конфликтов

Глава 2 Конфликт в Северной Ирландии

2.1 История конфликта

2.2 Белфастское соглашение 1998 г. Урегулирование конфликта

2.3 Характеристика и особенности Североирландского конфликта

Глава 3 Международное значение конфликта в Северной Ирландии

3.1 Террористический фактор

3.2 Международное значение ирландского опыта урегулирования конфликта. Ирландская модель урегулирования и возможности ее применения

Заключение

Список литературы

Приложения

 


Введение

 

В современном мире существует множество религий и религиозных верований. На протяжении всей истории человечества религия оставалась важнейшей составляющей жизни общества. Поиски духовных ориентиров, точек опоры в быстро меняющемся мире приводят к тому, что в настоящее время роль религиозного фактора возрастает.[1] Связано это во многом с тем, что религия – важнейший социальный институт, который включает в себя систему социальных норм, ценностей, ролей, обычаев, верований, ритуалов, стандартов поведения. Религия в общественной жизни никогда не выступала в так называемом «чистом виде». Особенно это относится к современности. Религия глубоко интегрирована во многие сферы общественной жизни - культуру, образование, быт и в том числе в политику.
Необходимость изучения религиозного конфликта продиктована сложностью и многогранностью этого феномена, наличием большого количества внешних и внутренних факторов, влияющих на внутри конфессиональные и межконфессиональные отношения.

Конфликт в Северной Ирландии отличается чрезвычайной сложностью и своеобразием. Здесь сплелись социальные, национальные и религиозные противоречия, и если первые из них лежат в основе событий, то последние – в конкретных условиях Северной Ирландии – резко обостряют и драматизируют конфликт, придают ему специфическую окраску.

Таким образом, актуальность данной работы продиктована широкой распространенностью религиозно-политических конфликтов в мире, а также сложностью их урегулирования, т.к. религиозные предрассудки – одни из самых устойчивых. В современном мире насчитывается несколько десятков конфликтов, имеющих религиозную окраску. Самые значительные из них: конфликт на Ближнем Востоке (Арабо-израильский конфликт), религиозные войны в Африке, противостояние индуизма и исламизма в Индии и Пакистане, а также к ним мы можем отнести действия представителей исламского фундаментализма по всему миру.

Актуальность изучения Североирландского конфликта объясняется его показательностью: он демонстрирует наличие серьезнейшей конфликтности в довольно благополучном регионе Западной Европы и лишний раз опровергает миф о " гармонии", которая царит в странах западной демократии. Кроме того, важен и накопленный североирландским обществом опыт ведения переговоров, достижения определенного консенсуса расколотым электоратом на выборах и проч. В связи с указанными обстоятельствами, исследование причин и методов урегулирования этнополитического конфликта в Северной Ирландии является актуальным и имеет определенную практическую значимость.

Актуальность данного исследования для современной России объясняется наличием сходной по природе собственной проблемы. Стране еще предстоит решить вопрос о политическом статусе Чеченской республики, при этом урегулирование затянувшегося конфликта на Северном Кавказе вряд ли возможно силовыми методами. Североирландский и северокавказский конфликты, несомненно, имеют значительные различия, однако определенные политические параллели, очевидно, просматриваются. Это, касается, прежде всего, актуальности таких проблем, связанных с применением терроризма, как дестабилизация общества и воздействие публичных террористических актов на общественное сознание; наличие внешних каналов финансирования террористических организаций; нерешенность вопросов о политическом статусе территорий, условиях и сроках сдачи оружия боевыми организациями, об освобождении осужденных террористов.

Объектом данного исследования являются религиозно-политический конфликт. Предмет исследования – закономерности и особенности влияния религиозного фактора на политические конфликты, рассматриваемые на примере конфликта в Северной Ирландии.

Целью данной работы является изучение религиозно-политических конфликтов на примере Ольстерского конфликта.

Для достижения данной цели были определены следующие задачи:

1). Изучить влияние религиозного фактора на политические конфликты.

2). Рассмотреть истоки, основные события, особенности и современное состояние конфликта в северной Ирландии.

3). Выявить международное значение Ольстерского конфликта.

При написании данной работы были использованы такие методы научного познания как исторический метод, изучение монографических публикаций и статей, метод анализа и синтеза и др.

Степень теоретической разработанности данной проблемы недостаточно высока Проблема религиозных конфликтов наиболее полно отражена в монографии М.Ю.Зеленкова, а также в пособии С.А. Ланцова «Политическая конфликтология».

. Конфликту в Северной Ирландии посвящены такие работы, как «Ольстер: истоки трагедии» Е.Ю Поляковой, «Ольстер – кризис британской империалистической политики» И.Д. Бирюкова, «Трагедия Ольстера» Н.П. Грибина. Однако стоит отметить, что все эти труды были написаны в годы наиболее острого противостояния в Ольстере (70-80-е гг.), современное состояние проблемы освещено в литературе крайне слабо.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 200; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.074 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь