Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Международное значение ирландского опыта урегулирования конфликта. Ирландская модель урегулирования и возможности ее применения



Особенности методов и принципов урегулирования конфликта, заложенных в Белфастском соглашении, позволяют говорить об особой Ирландской модели урегулирования конфликта, которая подразумевает под собой, в первую очередь, достижение компромисса путем переговоров и полное разоружение военизированных группировок, а также создание специальных институтов, способных представлять интересы обеих сторон. Также первостепенным принципом этой модели является немедленное прекращение насилия и разоружение. В институциональном аспекте эта модель предусматривает создание собственного законодательного и исполнительного органа в конфликтном регионе, а также механизмы его взаимодействия как с другими провинциями Британского государства (межправительственный совет Британских островов), так и с Ирландской республикой (Совет Министров).

Сегодня нередко высказываются предложения по использованию Ирландской модели урегулирования конфликта для других религиозно-политических конфликтов современности, в первую очередь для ближневосточного конфликта. Объясняется это тем, что на сегодняшний день Ирландская модель является наиболее успешной в этой области. Основные параллели видятся между вовлечением в избирательную политику исламистского движения в лице палестинской партии «Хамас» и стратегией партии " Шин Фейн" в Ирландии в 1980-е гг. С одной стороны, это сравнение кажется уместным: в начале 1980-х война Ирландской республиканской армии (ИРА) была в разгаре, но перспектива победы на выборах и получения доступа к власти на региональном и национальном уровне убедили ИРА и " Шинн Фейн" отказаться от вооруженной борьбы.[31] Движение «Хамас» также использует в качестве основных своих методов террористические формы борьбы, однако имеет похожие предпосылки для перехода на политические средства достижения своих целей. Однако при более глубоком рассмотрении становится понятно, что предложение по применению Ирландской модели для Арабо-израильского конфликта представляется малоперспективным. Очевидно, что Шинн Фейн имеет гораздо более светские и прагматичные цели, в то время как Хамас составляют последователи жесткого фундаментализма. Ближневосточный конфликт – сложнейший конфликт современности, так как на кону стоит существование еврейской демократической страны, находящейся в окружении тоталитарных мусульманских стран. Это и серьёзные территориальные проблемы делают ближневосточный конфликт существенно более тяжёлым, чем ирландский. Поэтому правомерность следования ирландской модели разрешения конфликта выглядит весьма сомнительно.

В связи с вышеприведенными фактами кажется более перспективным применение Ирландской модели для баскского конфликта в Испании. В 2000 году в ходе саммита Евросоюза во Франции прозвучали призывы занять активную позицию в урегулировании баскского конфликта по североирландскому образцу.[32] Однако, следует подчеркнуть, что ситуация, предшествовавшая началу переговорного процесса в Ольстере, и нынешняя ситуация в Испании имеют ряд принципиальных различий. В отличие от Испании, где в последнее время можно говорить об определенной радикализации умеренных националистов[33], в Ольстере наблюдался обратный процесс — переход экстремистов Ирландской республиканской армии (ИРА) от максималистских запросов (предоставление североирландцам права на самоопределение, вывод британских войск, амнистия боевикам ИРА) к более прагматичным позициям. Кроме того, в основе возникновения движения католического меньшинства Северной Ирландии за отделение от Великобритании лежала дискриминация католиков протестантским большинством. Межконфессиональные мотивы отсутствуют в Стране Басков, где подавляющее большинство населения — католики.

Таким образом, мы можем оценить значение конфликта в Северной Ирландии для мирового сообщества как высокое, т.к. он получил широкий резонанс, в особенности, за счет террористических действий ИРА. Процесс урегулирования данного конфликта и его результаты представляет собой уникальный пример поиска компромисса, однако, применение его на практике имеет значительные ограничения. Однако, определенные черты данной модели, в первую очередь принцип компромисса при условии разоружения и прекращения насилия, имеют достаточно широкое применение.


Заключение

Делая выводы, следует отметить, что религия и на сегодняшний день продолжает быть глубоко интегрированной во все сферы жизни общества, в том числе в политику.

Религиозно-политические конфликты являются достаточно распространенными и крайне трудноразрешимыми. Чаще всего религиозный фактор вовлекается в конфликт в качестве сопутствующего и используется конфликтующими сторонами с целью достижения собственных, зачастую чисто прагматических, целей.

Причины религиозных конфликтов можно представить как комплекс региональных противоречий исторического, территориального, политического, социально-культурного и иного свойства. Среди основных факторов, приводящих к возникновению религиозно-политического конфликта можно назвать поликонфессиональный характер государства, особенности государственного строительства, дискриминация отдельных религиозных групп населения, экономическая, военная идеологическая или политическая поддержка оппозиционного религиозного движения извне, вмешательство одних государств в дела других под предлогом борьбы с нарушениями прав единоверцев.

Конфликт в Северной Ирландии - этнополитический конфликт между центральными британскими властями и местными праворадикальными и национальными организациями касательно статуса региона, осложненный противоречиями между католическим меньшинством, подвергаемым дискриминации со стороны протестантского большинства.

История конфликта насчитывает около восьми веков. ХХ век отмечен регулярными проявлениями насилия с обеих сторон. Наибольшей остроты конфликт достиг в конце 60-х – начале 80-х гг. ХХ века. Началом кризиса считается 1969 г., когда английским правительством было принято решение об использовании войск против демонстрантов – борцов за гражданские права католиков. В течение последующих лет происходили яростные столкновения, как между конфессиональными группировками, так и последних с полицией, террористическая деятельность достигла небывалых размахов.

Со второй половины 80-х годов конфликтующие стороны взяли курс на урегулирование конфликта, и результатом стало заключение 10 апреля 1998 года Белфастского соглашения. В целом данное соглашение нельзя считать надежной гарантией мира в Ольстере, не говоря уже о прекращении межобщинного противостояния, причины которого слишком глубоки и сложны. Тем не менее соглашение 10 апреля 1998 г. представляет собой значительный шаг вперед, демонстрирует возможность взаимоприемлемых решений и доказывает, что только путь компромисса и прекращение насилия, могут привести к позитивным результатам.

Религия сыграла огромную роль в развитии североирландского конфликта. Католическая вера стала этнических ирландцев для них символом самобытности и самоидентификации. Протестанты в условиях враждебного им окружения также сплачивались и практиковали жесткую политику утверждения и защиты своих исключительных прав.[34] Церковная принадлежность при этом оказалась универсальным инструментом для разграничивания двух враждующих групп. Поэтому сглаживание религиозных и культурных различий между общинами не без оснований рассматривалось британским политическим руководством, как важное средство преодоления многовекового конфликта.

Конфликт в Северной Ирландии приобрел серьезное международное значение. В первую очередь это касается террористической деятельности ИРА, которая имела поддержку ирландской общины США, а также многих сепаратистских и террористических организации мира, таких как Организация освобождения Палестины, Хезболла, колумбийская FARC и другие.

В процессе урегулирования конфликта была сформирована особая Ирландская модель, которая, однако, вряд ли окажется в полной мере применимой для наиболее острых религиозных конфликтов современности, в первую очередь, для ближневосточного конфликта. К такому выводу нас приводят особенности религиозных взглядов исламского фундаментализма. Североирландский подход к урегулированию конфликта тажке имеет ограничения в применении всхожей, на первый взгляд, ситуации в Стране Басков (Испания). Однако, отсутствие религиозного фактора в данном конфликте и более сильная радикализация ЭТА на данный момент накладывают ограничения на применение Ирландской модели в полной мере.

Конфликт в Северной Ирландии считается урегулированным, конфликтные действия на сегодняшний день фактически прекращены. Однако конфликтный потенциал в регионе все еще сохраняется и работа над полным разрешением конфликта продолжается.

 


Список литературы

 

1. Бирюков И.Д. Ольстер – кризис британской империалистической политики. 1968-1984 гг. - М.: Мысль, 1985. - 260 с.

2. Волкова Г. И., Тадевосян Э. В. Государство автономий и политика регионального автономизма в современной Испании// Право и политика. — 2001.-№1.-С. 33 - 44

3. Грибин Н.П. Трагедия Ольстера. - М.: Междунар. отношения, 1983. - 224 с.

4. Дмитриева О. Конфликты без обобщений. В Ирландии решают проблему Ольстера // Российская газета. – 2004. - № 3654. 15 декабря. – С. 9.

5. Зеленков М.Ю. Религиозные конфликты: проблемы и пути их решения в начале XXI века (политико-правовой аспект). – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2007. – 244 с.

6. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: курс лекций. – Ростов-н/Д: «Феникс», 1998. – 480 с.

7. Ланцов С. А. Политическая конфликтология: учебное пособие. – СПб: Питер, 2008. – 320 с.

8. Малышева Д.Б. Религиозный фактор в вооруженных конфликтах современности. – М.: Наука, 1991. – 192 с.

9.Орлова М. Е. Северная Ирландия: опыт преобразований в расколотом обществе. - М: Наука, 1994. – 154 с.

10. Полякова Е.Ю. Ольстер: истоки трагедии. – М.: Наука, 1982. - 167 с.

11. Султыгов А.Х. Этнополитический конфликт в Северной Ирландии: прошлое и настоящее // Новая и новейшая история. - 2006. - № 2. - С.168-173.

12. Амелин В.В. Проблемы предотвращения межэтнических конфликтов (международный опыт): [Электронный документ] - (http: //www.mininform.orb.ru/books/opyt/amelin.htm) Проверено 10.11.2010.

13. «Военная литература»: Северная Ирландия): [Электронный документ] - (http: //militera.lib.ru/common/show/05_38.html) Проверено 10.11.2010.

14. Напалкова И.Е. Религиозный фактор в развитии Ольстерского конфликта во второй половие ХХ – начале XXI века.: [Электронный документ] //Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 38 (176). – С. 125–129.

(http: //www.lib.csu.ru/vch/176/019.pdf) Проверено 10.11.2010

15. Ольстер: конфликт длиной в тысячу лет: [Электронный документ]. – (http: //www.pravda.ru/world/europe/european/08-10-2008/286588-ulster-0/) Проверено 15.11.2010.

16. Орлова М. Опыт мирного урегулирования в Северной Ирландии в контексте «культуры мира» ": [Электронный документ]. – (http: //www.nasledie.ru/pravosl/22_3/article.php? art=2) Проверено 12.11.2010.

17. The Guardian: палестинцам не подходит " ирландская модель": [Электронный документ]. – (http: //obzor.westsib.ru/article/51431) Проверено 15.11.2010

18. British-Irish Agreement.: [Электронный документ] – (http: //www.nio.gov.uk/agreement.pdf) Проверено 15.11.2010.

19.CAIN web service: conflict and politics in Northern Ireland (1968 to the present): [Электронный документ] - (http: cain.ulst.ac.uk/index.html ) Проверено 10.11.2010.

20. Global Security: Irish Republican Army (IRA): [Электронный документ] - (http: //www.globalsecurity.org/military/world/para/ira.htm) Проверено 12.11.2010.

 


Приложение 1


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.02 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь