Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Типологии молодёжных субкультур



 

Признав молодёжную субкультуру как объективно-обусловленную часть социальной реальности обществ многих стран, целый ряд исследователей сделали попытку её типологизации. В данной работе будут приведены типологии молодёжных субкультур следующих авторов Брейка М., Левиковой С.И., Сергеева С.А., Толстых А.В., Фролова С.С.

Одной из известных является концепция российского учёного С.А. Сергеева, который в качестве критериев своей типологии молодежных субкультур определил характер деятельности, ценностную систему данной субкультуры, а также время ее возникновения. По критерию ценностных ориентаций Сергеев выделяет следующие типы субкультур: романтико-эскапистские (хиппи, толкинисты, байкеры); гедонистическо-развлекательные (мажоры, растаманы, рэперы); криминальные (гопники, люберы); анархо-нигилистические или радикально-деструктивные (панки, металлисты, сатанисты и пр.). По временному критерию автор выделяет традиционные молодежные субкультуры, имеющие достаточно длительную историю (хиппи, панки, битломаны и пр.), и новые, возникшие в последнее десятилетие (толкиенисты, униформисты, металлисты и пр.).

Если говорить об отечественных молодёжных субкультурах, то в истории их формирования выделяется несколько этапов. Отрезок времени с конца 60-х по 1982 год отмечается как первый период в формировании и распространении молодежных субкультур в СССР, первыми представителями которых являлись хиппи. Приблизительно в 1976–1977 года в СССР появились и первые панки. Второй период (1983–1987 года) характеризуется спадом их активности и общей кризисной ситуацией. Дело в том, что хиппи были рассчитаны на студенческую аудиторию, то есть на молодежь 17-ти-20-ти лет, имеющую определенный интеллектуальный уровень, в 1982 году к хиппизму пришли «пионеры» (ученики ПТУ, средних классов школы), которые в силу объективных причин не могли усвоить философские и эстетические концепции хипповских кругов. В связи с отсутствием новых форм деятельности переживали кризис и панки, их тусовки были автономными, система коммуникации и обмена информацией развита слабо. Третий периодразвития молодежных субкультур приходится на 1987–1992 года, это время постоянных конфликтов между консервативно настроенной частью молодежи и «продвинутыми неформалами». Неоднородная как в социальном, так и в интеллектуальном плане молодежная среда не понимала и отрицала идеи неформалов. Четвертый период (1992–1995 года) – отличается спадом активности контркультурой среды. Для молодежных субкультур того периода характерен значительный пессимизм, омоложение состава. Тусовки покидает значительная часть «олдовых» (старших). В этот период бурно развивается романтико-эскапистская молодежная субкультура, в первую очередь группы толкинистов. В 1996 году начинается пятый периодразвития молодежных субкультур, который продолжается до нашего времени. В нём с одной стороны наблюдается повышение интеллектуального уровня контркультурой среды; с другой – прогрессирующее омоложение околоандеграундной среды и полный отказ от интеллектуального роста. Одновременно идет значительный рост гедонистично-развлекательных (прежде всего музыкальных) молодежных субкультур, которые состоят в основном из подростков. Особую популярность приобретают рэперы.

Необходимо отметить, что на формировавшиеся отечественные молодёжные субкультуры оказывали существенное влияние западные. Часто представители хиппи, панков, рэйверов или стиляг просто копировали западные образцы. Однако особенность отечественных молодёжных субкультур теперь состоит в том, что большинство из них ориентированы либо на проведение досуга, либо на передачу и распространение информации, тогда как на Западе альтернативное движение выросшее из молодёжных субкультур 60–70 годов, активно участвует в социальных программах, помощи больным, инвалидам, престарелым, наркоманам и т.д. Причина такого различия может быть тесно связана с российской спецификой, а также местом и ролью нашего государства, которое долгое время отлучало граждан от самодеятельности и спонтанной активности.

Типология молодёжных субкультур, предложенная известным отечественным социологом и философом С.С. Фроловым отражает особенности социально-политических процессов, протекающих в России в начале 21 века. Автор выделяет группы молодёжи по принадлежности: ингруппы, к которым молодой человек ощущает свою принадлежность, идентифицируя себя с другими её членами, таким образом, что оценивает членов группы как «мы». Молодёжь в данных группах разделяет определённые чувства и мнения, цели жизни; аутогруппы, к которым молодой человек не принадлежит и для которых он подбирает значения «не мы», «другие». По взаимоотношениям выделяются: первичные группы, в которых каждый её член видит в другом индивида и личность, у молодых людей общие надежды и чувства, они полностью удовлетворяют свои потребности в общении; вторичные группы, контакты в которых носят безличный и односторонний характер, а дружеские личностные контакты с другими членами необязательны. При этом Фролов отмечает, что в первичных группах личность формируется и социализируется. В этих группах молодые люди находят интимную среду, симпатии и возможности реализации личностных интересов, здесь удовлетворяется их потребность в самореализации и самовыражении. В то же время члены вторичных групп достигают определённых целей, ценой потери интимности и теплоты во взаимоотношениях, хотя это довольно часто компенсируется присутствием во вторичных группах некоторого числа первичных. Наконец выделяются группы по степени общения: малые группы, в которых молодые люди имеют личностные контакты каждый с каждым. Для них не характерна ориентация на групповые цели и действия. Групповое мнение здесь выступает в качестве постоянного фактора социального контроля; большие группы, где непосредственного общения молодых людей со всеми членами группы нет. Им присущи рационально целенаправленные действия, контроль за которыми осуществляется сверху вниз, групповое же мнение учитывается редко.

Анализируя долю участия молодого человека в той или иной субкультуре, С.И. Левикова разделяет молодёжные субкультуры на группы: «чистые» («регулярные»), становящиеся самоцелью для молодых людей. Эти группы как правило закрыты не только для представителей других поколений, но и для «чужих» вообще; «смешанные» или «неполные» («нерегулярные»), участие в которых – не самоцель, а дополнение, компенсация недополученного молодым человеком в формальных социальных институтах.

А.В. Толстых типологизировал молодёжные субкультуры по направлениям деятельности, выделив группы: общественно-политические, пропагандирующие определённые общественно-политические взгляды; радикалов; эколого-этические; образа жизни, или собственно неформальные молодёжные объединения (панки, хиппи, и др.); нетрадиционно-религиозные (сатанисты, культовые группы); по интересам (например, фанаты).

Классификация молодёжных субкультур английскими социологами представляет собой деление последних на два основных типа: прошкольные, ориентированные на интенсивную учёбу и конформность и антишкольные, представленные двумя разновидностями: так называемыми уличной и поп-медиа. Типичными ценностями уличной культуры являются интерес к спорту (футболу, бейсболу, единоборствам), танцы, посещение кафе, пивных баров, просто проведение времени в компании. Субкультуры поп-медиаосновываются на ценностях, ролях и видах деятельности, предлагаемых для молодёжного потребления средствами массовой информации. Главными объектами потребления при этом оказываются музыка, мода, молодёжная пресса, телевидение и кино. В субкультуры подобного типа вовлечены, как правило, подростки из среды среднего класса, не имеющие доступа к уличнойкультуре.

М. Брейк различает молодёжные субкультуры на два типа по классовому признаку – это молодежные субкультуры рабочего класса и молодежные субкультуры среднего класса, высший класс не учитывается по причине своей малочисленности и закрытости. Автор полагает, что эти субкультуры различаются как по своей структуре, так и по организации. Молодежные субкультуры рабочего классабазируются на культуре ближайшего окружения и кратковременны.Они ограничены промежутком между учебой и началом работы, семейной жизни. Среднеклассовые молодежные субкультурыболее разнообразны, члены этих молодежных субкультур вовлечены в них на протяжении большего промежутка времени, эти субкультуры более интернациональны по своему духу.

М. Брейк также, предлагает разделить изучение молодежи на четыре главные области, представителями которых являются: респектабельная молодежь, деликвентная молодежь, культурные бунтари и политически активная молодежь. Респектабельная молодежь принадлежит к среднему классу и может использовать некоторые атирбуты стилей других субкультурных групп (но не стиль жизни). Деликвентная молодежь принадлежит чаще всего к рабочему классу и находится под влиянием молодых взрослых. Характерологические особенности этой группы − воровство, насилие, вандализм. Культурные бунтари входят в субкультуры с богемными традициями на периферии литературно-артистического мира и принадлежат в основном к среднему классу.

Политически активная молодёжь – группа, типологически объединяющая различные группы с радикальными политическими традициями, охватывающая широкую сферу деятельности. К ним относятся различные молодёжные движения: за мир, за гражданские права, экологические и им подобные.

Далее в работе будут выявлены особенности языка и символов хиппи, и байкеров, которые в соответствии с типологией С.А. Сергеева относятся к романтико-эскапистскому типу молодёжной субкультуры, а также растаманов примыкающим к гедонистическо-развлекательному типу молодёжных субкультур.

субкультура молодежь язык символ

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь