Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Знаки препинания при ссылке на автора или на источник цитаты



1. Если указание на автора или на источник цитаты следует непосредственно за текстом, то оно заключается в скобки, причем точка ставится после закрывающей скобки (а не после цитаты): «Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский).

2. Заглавие произведения, следующее за фамилией автора после цитаты, отделяется точкой и не заключается в кавычки; точкой же отделяются выходные данные:

«Надо уметь употреблять слова, которые наиболее точно и наиболее тонко выражали бы мысли, волнующие художника» (Фадеев А. А. Литература и жизнь. М., 1939. С. 155).

3. Первое слово указания на источник цитаты пишется со строчной буквы, если не является именем собственным:

Приближение грозы художественно описывается так: «Между далью и правым горизонтом мигнула молния, и так ярко, что осветила часть степи и место, где ясное небо граничило с чернотой. Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на её краю висели большие чёрные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и левом горизонте» (из повести «Степь» А. Я. Чехова).

4. Если указание на автора или на источник цитаты приводится не непосредственно за текстом, а помещается ниже, то после цитаты ставится точка (или знак препинания, стоящий в источнике):

Как не любить родной Москвы?

Баратынский

Эпиграф обычно приводят без кавычек, а ссылку на источник дают без скобок:

О, не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана!

Жуковский

Прописные и строчные буквы в цитатах

1. Если цитата синтаксически связана с авторским текстом, образуя придаточную часть сложноподчиненного предложения, то первое слово цитаты пишется, как правило, со строчной буквы:

Говоря о поэзии Пушкина, Н. А. Добролюбов писал, что «в его стихах впервые сказалась нам живая русская речь, впервые открылся нам действительный русский мир».

2. Первое слово цитаты пишется со строчной буквы, если цитата, будучи синтаксически не связанной с предшествующими авторскими словами, приводится не с начала предложения, т. е. имеет перед собой многоточие:

Д. И. Писарев указывал: «…красота языка заключается единственно в его ясности и выразительности».

3. Если цитата предшествует авторским словам, то первое слово в ней пишется с прописной буквы и в том случае, когда цитата приводится не с начала предложения, т. е. в цитируемом тексте это слово пишется со строчной буквы:

«…Гибок, богат и при всех своих несовершенствах прекрасен язык каждого народа, умственная жизнь которого достигла высокого развития», — писал Н. Г. Чернышевский.

Заключение:

В данной лекции были рассмотрены вопросы о способах передачи чужой устной или письменной речи на письме. Чужой речью называют высказывания других лиц, включенные в авторское повествование. Слова, которые вводят чужую речь, называют словами автора или авторскими словами. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь, диалог, цитата, - используются в равной степени в различных стилистических проявлениях. К примеру, цитирование принято использовать в публицистическом и научном стилях речи. Диалоги и прямая речь активно используются в текстах художественной литературы.

В языке юриспруденции наиболее употребимым способом является косвенная речь. Предложения с косвенной речью являются оптимальными для передачи на письме информации, сказанной другими лицами в ситуациях различных сфер юридического общения.

 

 

Литература

1. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч. 3: Синтаксис. Пунктуация. - М., 1987.

2. Белошапкова В.А. Современный русский язык: Синтаксис. - М., 1977.

3. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. - М., 1973.

4. Введенская Л.А., М.Н. Черкасова. Русский язык и культура речи: учебное пособие для среднего профессионального образования. 1 изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2011 – 381 с.

5. Корчагина, Е.В. К70 Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Все виды разбора и анализа слова, словосочетания и предложения» / Е.В. Корчагина. — М.: ACT: Астрель, 2008. — 190 с.

 

Рекомендуемые информационные ресурсы:

1 http: //www.videotutor-rusyaz.ru/uchitelyam/metodichka.html 

2. http: //www.obrazovanie.biniko.com/info_138.php

3. http: //www.rulinguistic.com/cat/kommunikativnye-kachestva-rechi

4. http: //www.talkbusedst.ru/kurs-lektsij-po-delovomu-obshcheniyu.html

5. http: //www.langrus.ru/content/view/31

6. http: //www.prometod.ru

7. www.gramota.ru

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОНЕЦКАЯ АКАДЕМИЯ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

 

КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

 

                                     УТВЕРЖДАЮ:

заведующий кафедрой русского языка

и иностранных языков

_________________Д.Э. Танцюра

                                          “____” _____________ 201_ г.

 

ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ № 8

ТЕМА: «Орфоэпические нормы русского литературного языка»

для курсантов всех факультетов и студентов специального факультета юридического образования очной формы обучения

                                                                  Рассмотрено и утверждено

на заседании кафедры русского языка и иностранных языков

Протокол № ___

от «____» _____ 201_____г.

 

Донецк, 2019

ТЕМА 8. Орфоэпические нормы русского литературного языка.

ПЛАН

4. Орфоэпия: значение и происхождение термина.

5. Основные правила литературного произношения в современном русском литературном языке.

6. Акцентологическая норма русского литературного языка как разновидность орфоэпической.

7. Основные акцентологические правила. Ударение в именах существительных, именах прилагательных, глаголах, причастиях.

  Основные понятия: орфоэпия, редукция, оглушение, уподобление, акцент, ударение.

Вступление

       Орфоэпические нормы языка составляют основу правильности речи, что, в свою очередь, является признаком хорошей речи. От того, насколько чисто говорит человек, зависит, как его будут воспринимать окружающие. Правильное произношение слов, точная интонация, верно расставленные ударения свидетельствуют о высоком уровне грамотности человека. Это очень важно для специалиста практически любой области, а особенно для публичных людей, юристов, руководителей, педагогов. Соблюдение норм орфоэпии необходимо и в средствах массовой информации, поскольку сегодня это основной источник информации и тысячи людей ежедневно к нему обращаются. Таким образом, орфоэпические нормы представляются важной составляющей устной речи. Этим обусловлена актуальность изучения орфоэпических норм современного русского языка.

       В любой сфере деятельности профессионал оказывается перед необходимостью быть готовым к произнесению живого слова. «Несоблюдение орфоэпических норм свидетельствует не только о невысоком уровне общей культуры человека, но и о его недостаточной профессиональной компетентности». Неправильно произнесенное слово
может поставить в неудобное положение, создать впечатление полуграмотного человека, плохого специалиста, не способного быстро и точно передать свои мысли.

      Именно орфоэпическая культура является той «одеждой», по которой человека встречают практически в любой социальной роли — от сотрудника паспортного стола до судебного оратора. Неправильное произношение дискредитирует человека гораздо сильнее, чем отсутствие диплома об образовании.

 


Вопрос 1. Орфоэпия: значение и происхождение термина

Слово «орфоэпия» состоит из двух греческих корней – «orthos» и «epos», которые переводятся как «правильный» и «речь». То есть наука о правильной речи – вот что такое орфоэпия.

Орфоэпией называется совокупность всех норм произношения в литературном языке, а также отдельный раздел языкознания, который изучает функционирование этих норм. Орфоэпия как раздел вырабатывает рекомендации по произношению различных звуков, звукосочетаний, грамматических форм, слов, заимствованных из других языков. В основе устной речи лежат такие понятия, как произношение и ударение. Очень часто они не отражаются на письме в должной мере, поэтому важно знать, как правильно произносить слова в литературном языке, тем более, устная речь развивается очень стремительно и распространена больше. Не секрет, что в последние годы люди стали меньше читать и писать, а больше говорить и слушать.

Разделы орфоэпии.

В данной науке выделяются следующие разделы:

· произношение звуков (гласных и согласных);

· произношение отдельных морфем;

· произношение имен и отчеств;

· употребление иностранных слов.

По тому, как человек говорит, как ставит ударения, можно определить, например, место его рождения, проживания. Различают такие диалектные особенности, как «аканье» или «оканье» и т. п. В любом случае правильность произношения слов является показателем уровня образованности говорящего. Орфоэпические нормы русского языка – это исторически сложившиеся закономерности образования звуков и их сочетаний. Эти особенности сформировались еще в середине XVII века на основе московского говора. Умение правильно и грамотно выражать свои мысли всегда было широко востребовано, и наш век не стал исключением. Уровень владения речью при знакомстве может очень многое сказать о человеке. И если этот уровень не будет должным образом развит, то выводы будут неутешительными. Это особенно повредит на деловой встрече, официальном визите или собеседовании при устройстве на работу. Орфоэпические нормы регулируют произношение отдельных звуков в разных фонетических позициях, в сочетаниях с другими звуками, а также их произношение в определенных грамматических формах, группах слов или в отдельных словах.

Важно соблюдать единообразие в произношении. Орфоэпические ошибки влияют на восприятие речи слушателем: они отвлекают его внимание от сути изложения, могут вызывать непонимание, негодование и раздражение. Произношение, которое соответствует орфоэпическим нормам, значительно облегчает и ускоряет процесс общения.

Орфоэпические нормы определяются фонетической системой русского языка. В каждом языке действуют свои фонетические законы, которые регулируют произношение слов.

В основе русского литературного языка, а значит и литературного произношения, лежит московское наречие.

В русской орфоэпии принято разграничивать «старшую» и «младшую» нормы. «Старшая» норма сохраняет особенности старомосковского произношения отдельных звуков, звукосочетаний, слов и их форм. «Младшая» норма отражает особенности современного литературного произношения.

Главная проблема состоит в том, что имеющиеся орфоэпические нормы часто нарушаются. Чем обусловлены эти ошибки? Рассмотрим более подробно эти ошибки и правила, которые помогут их избежать. Орфоэпические нормы русского литературного языка регулируют правильное произношение звуков в различных фонетических позициях, с другими звуками, в определенных грамматических формах и отдельно стоящих словах. Отличительная черта произношения – единообразие. Ошибки орфоэпического характера могут негативно сказаться на восприятии речи слушателями. Они могут отвлекать внимание собеседника от сути разговора, вызвать непонимание и раздражение. Соответствующее орфоэпическим нормам произношение облегчает процесс общения и делает его более эффективным. Орфоэпические нормы определяет фонетическая система языка. Каждый язык характеризуется своими фонетическими законами, регулирующими произношение звуков и слов, которые они создают. Основой русского литературного языка является московское наречие, однако, в русской орфоэпии разграничивают так называемую «младшую» и «старшую» нормы. Первая отображает отличительные черты современного произношения, вторая обращает внимание на старомосковские орфоэпические нормы.

Итак,  орфоэпия – это совокупность правил нормативного литературного произношения. Орфоэпические нормы включают нормы произношения звуков и нормы ударения (акцентологические нормы).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь