Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Мысленный эксперимент в концепции В.С. Библера



 

Анализ понятия мысленный эксперимент содержится в книге В.С. Библера «Мышление как творчество (Введение в логику мысленного диалога)» [4], а также - в его статье «Творческое мышление как предмет логики (Проблемы и перспективы)» [5].

Автор выступил против стандартного подхода к логическому мышлению как системе приёмов и операций, сводящему движение мысли к операционному алгоритму. Алгоритмы задают стандартные способы выполнения действий с помощью правил, а также - саму последовательность операций, точное выполнение которых гарантирует решение задач. В результате мышление протекает не как процесс познания, а - в форме операций. Логика, трактованная как операционалистика, есть автоматизированная формальная логика.

Автор обращает внимание на тот факт, что новая теория не выводится из старой, а также - из новых экспериментальных фактов. Новая теория всегда возникает в точке логического изобретения. Следовательно, сведение мысли к операционному алгоритму является неадекватным изображением процесса познания.

Изобретение новых понятий, идей, новых теорий, по Библеру, характерно только для творческого мышления. Автор считает, что развитие научно-теоретического, творческого мышления возможно лишь в деятельности людей. Библер пишет: «…одновременное бытие одного - познаваемого, изменяемого - предмета в двух формах (в форме объекта идеализации и в форме идеализованного предмета) и есть исходное определение мышления, которое коренится в самом «неделимом ядре» практической деятельности человека» [4, с. 368].

Библер не согласен и с традиционной точкой зрения на творческое мышление, как на процесс исключительно интуитивный (подсознательный, алогичный). Трактовка интуитивного движения мысли сводится к следующему: в одном случае - это мгновенность перехода от незнания к знанию с отсутствием логической цепочки, в другом - открытие происходит с помощью посторонних ассоциаций во время поездки за город и т.п., в третьем - это неожиданное видение сути вещей. Во всех случаях интуиция объясняется подсознанием, бессознательностью деятельности.

Библер считает, что научное творчество может быть понято как творчество человека в его цельности: «…в единстве его теоретических, эстетических, эмоциональных, физических способностей» [5, с. 186]. В творческой деятельности в любой области знания действует универсальный человек - общественный субъект, личность, поэтому процесс познания не может быть осуществлён ни исключительно рассудком (операционным алгоритмом), ни бессознательно (одной интуицией).

Автор утверждает, что творческое мышление есть логический процесс, протекающий в движении мысленных экспериментов: «… в 20 веке… особенное понятие «мысленного эксперимента» получает всеобщее логическое значение …это не специфический «приём» исследовательской работы физика, но определение сути каждого живого понятия, каждого акта умственной деятельности» [5, с. 196].

Библер делает и более категоричный вывод: «Есть основания утверждать, что понимание научно-теоретического творчества как логического процесса возможно, больше того, что закономерности творческого мышления лежат в основе любого логического движения» [5, с. 167]. В движении мысленных экспериментов, по Библеру, формируется не формальная, а содержательная логика, которая отражает процессы развития, внутренних противоречий явлений, перехода одного явления в другое.

Мысленный эксперимент у Библера должен начинаться с внутреннего противоречия, которое способствует парадоксальному самообоснованию понятия. Он должен протекать в форме диалога, как основы творческого мышления, но диалога мысленного - внутреннего, воплощенного во внутренней речи.

Мысленный диалог - это не только столкновение противоположных логик мышления, но и проявление богатейших логических возможностей познания. Библер пишет: «Понять (и развить) язык теоретического текста как язык самообоснования (самоотнесения понятий) означает понять (и развить) этот один язык как некое двуязычие, как речь внутреннего (внутри единой теории) диалога, в котором осуществляется взаимообращение текстов, их полифония, контрапункт, а не просто сосуществование» [4, с. 41].

Творческое мышление всегда имеет предмет мысли. Без предмета нет мысли. Предмет мысли - это объект, включённый в познавательную деятельность субъекта. Предмет мысли представлен в форме идеализированного предмета. В мысленном эксперименте он помещается в идеальные, изобретённые ситуации, для выявления его логических возможностей, поскольку Библер считает, что: «…собственно логическим движением обладает именно предмет мысли (и мысль как предмет), а не чисто субъективная активность по отношению к этому предмету» [5, с. 193].

Библер рассматривает предмет в генезисе и его будущих вероятностных состояниях. Настоящее, прошлое и будущее - это три логических измерения, которые должны быть поняты как «квазиодновременные состояния», в совокупности, дающие логический объём идеализированного предмета: «Прошлое - причина бытия предмета, настоящее - решающий логический статут, будущее включается логически в настоящее, предмет уже обладает своими будущими состояниями. Именно виртуальные состояния предмета и дают - логически - образ мира как целого, замыкающегося на себя в точке этого предмета» [4, с. 194-195].

Внутри теоретического движения возникает понятие, которое является формой существования предмета. В мысленном эксперименте у Библера понятия-определения не существует, есть понятие-трансформация (понятие как процесс), в котором рассматривается прошлое (генезис), настоящее и будущее предмета мысли и его превращение в другой предмет. «Определить понятие…означает определить результаты процесса мысли» [5, с. 191].

Библер считает, что сутью любого развивающегося понятия является «тождество предметности и категориальности», т.е. в понятии предмет понимается, объясняется (тем самым выявляется его содержание). «Понимание и составляет отличие мысли от представления. Будущие возможности предмета вполне можно представить, но повернуть их на предмет, как он есть, возможно, только понимая, осмысливая, возможно в понятии» [4, с. 367-368].

Процесс образования и развития математических понятий имеет свою специфику. Имеет место не только абстрагирование (выделение существенного), но и добавление основных свойств объекта, добавление новых элементов к идеализированному предмету (например, отрезок можно продолжать неограниченно в обе стороны).

Автор отмечает особенность геометрических понятий, основанных на модельных образах. Развитие понятия в геометрии должно быть построено на преобразовании геометрического образа. Геометрический метод, как синтетический, способствует охвату целого в мысленном эксперименте. Библер делает вывод о том, что понятия: «…возникают путём коренной трансформации исходных понятий и …имеют логически обосновывающий и аксиоматический статут” [4, с. 321].

В мысленном эксперименте при мысленной переделке предмета с изменением его формы одновременно изменяется и содержание мысли - понятие. Таким образом, предмет мысли выступает как форма познания, а понятие - как содержание познания.

Развитие и превращение понятий, логическая их связь осуществляются в конструктивной деятельности. Библер отмечает необходимость создания определённых условий и идеальной среды в конструктивной деятельности и описывает способы конструирования (например, бесконечно большая или бесконечно малая количественная трансформация предмета).

Библер считает, что в математике конструктивная деятельность в мысленных экспериментах имеет огромное значение. Конструирование научных понятий осуществляется путём выполнения дополнительных условий: добавлением новых элементов к предмету.

Таким образом, в мысленном эксперименте, при мысленной переделке предмета с изменением его формы одновременно изменяется и содержание мысли - понятие. Предмет мысли выступает как форма познания, а понятие - как содержание познания.

В книге «Мышление как творчество» [4] Библер сосредотачивается на фигуре Галилея. Мышление Галилея он рассматривает как: «…новую форму внутритеоретического диалога» [4, с. 284]. Объяснимо это тем, в истории науки одно из первых и весьма продуктивных осуществлений мысленного эксперимента было сделано Галилеем.

Рассматривая эмпирические обобщения опытных фактов движения, Галилей построил мысленную модель - движение по наклонной плоскости. Такая модель возникла в результате абстрагирования от множества условий, определяющих разнообразие реальных движений (движение различных тел, с различными начальными условиями, траекториями, в различных средах и т.п.). Собственно наклон плоскости является обобщением многообразных «сил», функция которых в реальных ситуациях - препятствовать или способствовать движению. Наклон вниз соответствует ускоряющим «силам», а наклон вверх - замеляющим.

Так как в данной модели наклон плоскости «содержит в себе» все силы, влияющие на движущееся тело, то переход к горизонтальной плоскости представляет собой случай, когда на движущееся тело действие каких-либо сил не происходит. Следовательно, ничто не может ускорить или замедлить движение тела по горизонтальной плоскости.

«В результате данного МЭ стало возможным появление понятий инертности и, далее массы и силы, которые легли в основание классической механики» [16, с. 11]. Невозможно получить закон инерции: «…непосредственно из эксперимента, - фиксирует Энштейн - его можно вывести лишь умозрительно - мышлением, связанным с наблюдением» [16, с.11].

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.013 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь