Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Теоретический анализ социально психологического феномена толерантности



Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретический анализ социально психологического феномена толерантности

1.1 Различные подходы к пониманию явления толерантности

1.2 Соотнесение понятий " доверие" и " толерантность"

1.3 Воспитание " толерантной" личности в современном обществе

Глава 2. Психологический феномен принятия себя

2.1 Анализ самопринятия с позиции отечественной психологической школы

2.2 Зарубежные концепции принятия себя в соотношении с принятием других

Глава 3. Особенности принятия себя и других у студентов Вуза

3.1 Организация и методы исследования

3.2 Анализ результатов эмпирического исследования

Заключение

Список литературы

Приложения и таблицы


Введение

 

Глобализация современного мира постоянно напоминает человечеству о том, что мир многообразен и в то же время един, что различные подходы к одним и тем же процессам неизбежны в виду различия культур, что часто порождает непринятие, агрессию, многообразные виды насилия. В этой связи проблема толерантности имеет огромную актуальность в связи с постоянным присутствием насилия в нашей жизни. В последнее время проблема толерантности широко освещается в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Кроме насилия, в межгосударственных отношениях, широко распространено почти незаметное, привычное насилие в непосредственном межличностном взаимодействии и общении.

А.Г. Асмолов ответил на вопрос о том, почему же проблема терпимости вызвала волнение во всем мире следующим образом: " … прежде всего, потому что она несет другую идеологию. Люди почувствовали идеологию, которой раньше не было… Любое можете ввести психологическое понятие…никто вас не тронет или тронут умеренно…Но когда психология дорастает до уровня изменения ценностных ориентаций культуры, то это вызывает сопротивление в определенных кругах, современных идеологов России. Обратиться к толерантности - это значит посягнуть не на психологию, а посягнуть на идеологию" [1, с.10]. Идеология толерантности - это идеология поддержки и развития личности.А.Г. Асмолов продолжает: " Если мы хотим развиваться в мире разнообразия, мы обречены на толерантность. Толерантность - это норма гармонии в мире разнообразия" [1, с.11].

Политическая обстановка в мире сделала необходимым изучение проблемы толерантности как основного принципа взаимоотношений людей. Терпимость к другому человеку, нации или культуре, различающимся по своим ценностям и стилю жизни, является одной из предпосылок гармонии в современном мире.

Последние сто лет истории человечества характеризуются не только бурным развитием техники, науки, образования и культуры, но и двумя мировыми войнами, огромным числом вооруженных конфликтов, геноцидами, унесшими миллионы жизней и показавшими огромную мощь и потенциал человеческой способности к разрушению. Как отмечал отечественный философ Ю.А. Шрейдер: " Самая страшная, из грозящих нам катастроф, это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть, и всего живого) на Земле, сколько антропологическая - уничтожение человеческого в человеке" [2, с.8]. Именно поэтому прогрессивные общественные организации во всем мире так озабочены проблемой толерантности.

Цель исследования - исследование установить взаимосвязь между принятием себя и других

Объект исследования - социально-психологические процессы студентов Вуза.

Предмет исследования - принятие себя и других.

Гипотеза исследования - чем выше уровень принятия себя, тем выше уровень принятия других.

Задачи исследования:

)   Проанализировать феномен принятия других и проблему самопринятия личности в отечественной и зарубежной литературе;

2) Сформулировать общую модель принятия себя;

)   Провести эмпирическое исследование влияния принятия себя на принятие других;

)   Интерпретировать результаты практического исследования и выявить взаимосвязь между принятием себя и других.

Методы исследования:

толерантная личность студент воспитание

1) Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы.

2) Методика " Диагностика принятия других" В. Фейя.

)   Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС).


Глава 1. Теоретический анализ социально психологического феномена толерантности

 

Глава 2. Психологический феномен принятия себя

 

Организация и методы исследования

 

В данном исследовании нами было опрошено 40 студентов различных факультетов с целью исследования взаимосвязи уровня принятия себя и других.

В эмпирическом исследовании использовались опросники " Диагностика принятия других" В. Фейя и " МИС" С.Р. Пантелеева.

Методика " Диагностика принятия других" В. Фейя

Данная методика предназначена для диагностики уровня принятия других людей.

Встречаются два типа реагирования во время общения: реактивное и проактивное. Реактивное - отсутствие управления собой, даже если есть умение подавить вспышку эмоций. Проактивное (проэктивное) - когда между стимулом и реакцией, существует пауза для осмысления и выбора наилучшей реакции. Проактивные люди обладают свободой выбора, как реагировать на то, либо иное событие. Для проактивной реакции необходимо принятие, признание и уважение самого себя. Как уже говорилось ранее, к другим мы относимся также, как и к самим себе, и принятие себя становится решающим в принятии других [22].

Тест В. Фейя состоит из 18 вопросов, примерное время тестирования 10-15 минут.

Инструкция.

Внимательно прочитайте (прослушайте) утверждения опросника. Если вы считаете, что согласны с данным утверждением и оно соответствует вашему представлению о себе и других людях, то отметьте степень вашего согласия с ним, используя предложенную шкалу:

- практически всегда;

- часто;

- иногда;

- случайно;

- очень редко.

Опросник

1. Людей достаточно легко ввести в заблуждение.

. Мне нравятся люди, с которыми я знаком (а).

. В наше время люди имеют очень низкие моральные принципы.

. Большинство людей думают о себе только положительно, редко обращаясь к своим отрицательным качеством.

. Я чувствую себя комфортно практически с любым человеком*.

. Все, о чем люди говорят в наше время, сводится к разговорам о фильмах, телевидении и других глупых вещах подобного рода.

. Если кто-либо начал делать одолжение другим людям, то они сразу же перестают уважать его.

. Люди думают только о себе.

. Люди всегда чем-то недовольны и ищут что-нибудь новое.

. Причуды большинства людей очень трудно вытерпеть.

. Людям определенно необходим сильный и умный лидер.

. Мне нравится быть в одиночестве, вдали от людей.

. Люди не всегда честно ведут себя с другими людьми.

. Мне нравится быть с другими людьми*.

. Большинство людей глупы и непоследовательны.

. Мне нравится быть с людьми, чьи взгляды отличаются от моих*,

. Каждый хочет быть приятным для другого*.

. Чаще всего люди недовольны собой.

Ключ к методике диагностике принятия других В. Фейя (Фея) и обработка результатов

Подсчитывается сумма баллов, набранная испытуемым. По суждениям отмеченным звездочкой (*) баллы подсчитываются в обратном порядке, т.е.5 соответствует 1; 4 - 2; 3 - 3; 2 - 2 и 1 - 5.

Интерпретация результатов теста Фейя.

баллов и больше - высокий показатель принятия других;

-60 баллов - средний показатель принятия других с тенденцией к высокому

-45 баллов - средний показатель принятия других с тенденцией к низкому;

баллов и меньше - низкий показатель принятия других.

Ключ.

Шкала Согласен Не согласен
Замкнутость 1, 3, 9, 48, 53, 56, 65 21, 62, 86, 98
Самоуверенность 7, 24, 30, 35, 36, 51, 52, 58, 61, 73, 82 20, 80, 103
Саморуководство 43, 44, 45, 74, 76, 84, 90, 105, 106, 108, 110 109
Отраженное самоотношение 2, 5, 29, 41, 42, 50, 102 13, 18, 34, 85
Самоценность 8, 16, 39, 54, 57, 68, 70, 75, 100 15, 26, 31, 46, 83
Самопринятие 10, 12, 17, 28, 40, 49, 63, 72, 77, 79, 88, 97 -
Самопривязанность 6, 32, 33, 55, 89, 93, 95, 101, 104 96, 107
Внутренняя конфликтность 4, 11, 22, 23, 27, 38, 47, 59, 64, 67, 69, 81, 91, 94, 99 -
Самообвинение 14, 19, 25, 37, 60, 66, 71, 78, 87, 92 -

 

Таблица перевода " сырых" баллов в стены.

Шкала

Стены

  1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
1. Замкнутость 0 0 1 2-3 4-5 6-7 8 9 10 11
2. Самоуверенность 0-1 2 3-4 5-6 7-8 9 10-11 12 13 14
3. Саморуководство 0-1 2 3 4-5 6 7 8 9-10 11 12
4. Отраженное самоотношение 0 1 2 3-4 5 6-7 8 9 10 11
5. Самоценность 0-1 2 3 4-5 6-7 8 9-10 11 12 13-14
6. Самопринятие 0-1 2 3-4 5 6-7 8 9 10 11 12
7. Самопривязанность 0 1 2 3 4-5 6 7-8 9 10 11
8. Внутренняя конфликтность 0 1 2 3-4 5-7 8-10 11-12 13 14 15
9. Самообвинение 0 1 2 3-4 5 6-7 8 9 10 10

 

Для перевода " сырого" балла в стандартное значение (стен) необходимо найти в первом столбце нужную шкалу и двигаться по строке до пересечения со столбцом, в котором находится индивидуальный " сырой" балл или интервал индивидуальных " сырых" баллов. В верхней строке найденного столбца указан соответствующий стен. Например, если " сырой" балл по шкале " Самопринятие" равен 7, то в строке 6 находим интервал 6 - 7. В верхней строке данного столбца указано значение стена - 5.

Самоотношение рассматривается как представление личности о смысле собственного " Я". Самоотношение в значительной мере определяется переживанием собственной ценности, выражающимся в достаточно широком диапазоне чувств: от самоуважения до самоуничижения.

Интерпретация показателей осуществляется в зависимости от их выраженности. При этом значения 1-3 стена условно считаются низкими, 4-7 - средними, 8-19 - высокими. Ниже приводится краткая интерпретация каждой из шкал.

Шкала " Закрытость" определяет преобладание одной из двух тенденций: либо конформности, выраженной мотивации социального одобрения, либо критичности, глубоко осознания себя, внутренней честности и открытости.

Высокие значения (8-10 стенов) отражают выраженное защитное поведение личности, желание соответствовать общепринятым нормам поведение и взаимоотношений с окружающими людьми. Человек склонен избегать открытых отношений с самим собой; причиной может быть или недостаточность навыков рефлексии, поверхностное видение себя, или осознанное нежелание раскрывать себя, признавать существование личных проблем.

Средние значения (4-7 стенов) означают избирательное отношение человека к себе; преодоление некоторых психологических защит при актуализации других, особенно в критических ситуациях.

Низкие значения (1-3 стена) указывают на внутреннюю честность, на открытость отношений человека с самим собой, на достаточно развитую рефлексию и глубокое понимание себя. Человек критичен по отношению к себе. Во взаимоотношениях с людьми доминирует ориентация на собственное видение ситуации, происходящего.

Шкала " Самоуверенность" выявляет самоуважение, отношение к себе как к уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, который знает, что ему есть за что себя уважать.

Высокие значения (8-10 стенов) характеризуют выраженную самоуверенность, ощущение силы собственного " Я", высокую смелость в общении. Доминирует мотив успеха. Человек уважает себя, доволен собой, своими начинаниями и достижениями, ощущает свою компетентность и способность решать многие жизненные вопросы. Препятствия на пути к достижению цели воспринимаются как преодолимые. Проблемы затрагивают неглубоко, переживаются недолго.

Средние значения (4-7 стенов) свойственны тем, кто в привычных для себя ситуациях сохраняет работоспособность, уверенность в себе, ориентацию на успех начинаний. При неожиданном появлении трудностей уверенность в себе снижается, нарастают тревога, беспокойство.

Низкие значения (1-3 стена) отражают неуважение к себе, связанное с неуверенностью в своих возможностях, с сомнением в своих способностях. Человек не доверяет своим решениям, часто сомневается в способности преодолевать трудности и препятствия, достигать намеченные цели. Возможны избегание контактов с людьми, глубокое погружение в собственные проблемы, внутренняя напряженность.

Шкала " Саморуководство" отражает представление личности об основном источнике собственной активности, результатов и достижений, об источнике развития собственной личности, подчеркивает доминирование либо собственного " Я", либо внешних обстоятельств.

Высокие значения (8-10 стенов) характерны для тех, кто основным источником развития своей личности, регулятором достижений и успехов считает себя. Человек переживает собственное " Я" как внутренний стержень, который координирует и направляет всю активность, организует поведение и отношения с людьми, что делает его способным прогнозировать свои действия и последствия возникающих контактов с окружающими. Он ощущает себя способным оказывать сопротивление внешним влияниям, противиться судьбе и стихии событий. Человеку свойствен контроль над эмоциональными реакциями и переживаниями по поводу себя.

Средние значения (4-7 стенов) раскрывают особенности отношения к своему " Я" в зависимости от степени адаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях существования, в которых все возможные изменения знакомы и хорошо прогнозируемы, человек может проявлять выраженную способность к личному контролю. В новых для себя ситуациях регуляционные возможности " Я" ослабевают, усиливается склонность к подчинению средовым воздействиям.

Низкие значения (1-3 стена) описывают веру субъекта в подвластность своего " Я" внешним обстоятельствам и событиям. Механизмы саморегуляции ослаблены. Волевой контроль недостаточен для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели. Основным источником происходящего с человеком признаются внешние обстоятельства. Причины, заключающиеся в себе, или отрицаются, или, что встречается довольно часто, вытесняются в подсознание. Переживания относительно собственного " Я" сопровождаются внутренним напряжением.

Шкала " Отраженное самоотношение" характеризует представление субъекта о способности вызвать у других людей уважение, симпатию. При интерпретации необходимо учитывать, что шкала не отражает истинного содержания взаимодействия между людьми, это лишь субъективное восприятие сложившихся отношений.

Высокие значения (8-10 стенов) соответствуют человеку, который воспринимает себя принятым окружающими людьми. Он чувствует, что его любят другие, ценят за личностные и духовные качества, за совершаемые поступки и действия, за приверженность групповым нормам и правилам. Он ощущает в себе общительность, эмоциональную открытость для взаимодействия с окружающими, легкость установления деловых и личных контактов.

Средние значения (4-7 стенов) означают избирательное восприятие человеком отношения окружающих к себе. С его точки зрения, положительное отношение окружающих распространяется лишь на определенные качества, на определенные поступки; другие личностные проявления способны вызывать у них раздражение и непринятие.

Низкие значения (1-3 стена) указывают на то, что человек относится к себе как к неспособному вызвать уважение у окружающих, как к вызывающему у других людей осуждение и порицание. Одобрение, поддержка от других не ожидаются.

Шкала " Самоценность" передает ощущение ценности собственной личности и предполагаемую ценность собственного " Я" для других.

Высокие значения (8-10 стенов) принадлежат человеку, высоко оценивающему свой духовный потенциал, богатство своего внутреннего мира, человек склонен воспринимать себя как индивидуальность и высоко ценить собственную неповторимость. Уверенность в себе помогает противостоять средовым воздействиям, рационально воспринимать критику в свой адрес.

Средние значения (4-7 стенов) отражают избирательное отношение к себе. Человек склонен высоко оценивать ряд своих качеств, признавать их уникальность. Другие же качества явно недооцениваются, поэтому замечания окружающих могут вызвать ощущение малоценности, личной несостоятельности.

Низкие значения (1-3 стена) говорят о глубоких сомнениях человека в уникальности своей личности, недооценке своего духовного " Я". Неуверенность в себе ослабляет сопротивление средовым влияниям. Повышенная чувствительность к замечаниям и критике окружающих в свой адрес делает человека обидчивым и ранимым, склонным не доверять своей индивидуальности.

Шкала " Самопринятие" позволяет судить о выраженности чувства симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой есть, несмотря на недостатки и слабости.

Высокие значения (8-10 стенов) характеризуют склонность воспринимать все стороны своего " Я", принимать себя во всей полноте поведенческих проявлений. Общий фон восприятия себя положительный. Человек часто ощущает симпатию к себе, ко всем качествам своей личности. Свои недостатки считает продолжением достоинств. Неудачи, конфликтные ситуации не дают основания для того, чтобы считать, себя плохим человеком.

Средние значения (4-7 стенов) отражают избирательность отношения к себе. Человек склонен принимать не все свои достоинства и критиковать не все свои недостатки.

Низкие значения (1-3 стена) указывают на общий негативный фон восприятия себя, на склонность воспринимать себя излишне критично. Симпатия к себе недостаточно выражена, проявляется эпизодически. Негативная оценка себя существует в разных формах: от описания себя в комическом свете до самоуничижения.

Шкала " Самопривязанность" выявляет степень желания изменяться по отношению к наличному состоянию.

Высокие значения (8-10 стенов) отражают высокую ригидность " Я" -концепции, стремление сохранить в неизменном виде свои качества, требования к себе, а главное - видение и оценку себя. Ощущение самодостаточности и достижения идеала мешает реализации возможности саморазвития и самосовершенствования. Помехой для самораскрытия может быть также высокий уровень личностной тревожности, предрасположенность воспринимать окружающий мир как угрожающий самооценке.

Средние значения (4-7 стенов) указывают на избирательность отношения к своим личностным свойствам, на стремление к изменению лишь некоторых своих качеств при сохранении прочих других.

Низкие значения (1-3 стена) фиксируют высокую готовность к изменению " Я" -концепции, открытость новому опыту познания себя, поиски соответствия реального и идеального " Я". Желание развивать и совершенствовать собственное " Я" ярко выражено, источником чего может быть, неудовлетворенность собой. Легкость изменения представлений о себе.

Шкала " Внутренняя конфликтность" определяет наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой, выраженность тенденций к самокопанию и рефлексии.

Высокие значения (8-10 стенов) соответствуют человеку, у которого преобладает негативный фон отношения к себе. Он находится в состоянии постоянного контроля над своим " Я", стремится к глубокой оценке всего, что происходит в его внутреннем мире. Развитая рефлексия переходит в самокопание, приводящее к нахождению осуждаемых в себе качеств и свойств. Отличается высокими требованиями к себе, что нередко приводит к конфликту между " Я" реальным и " Я" идеальным, между уровнем притязаний и фактическими достижениями, к признанию своей малоценности. Истинным источником своих достижений и неудач считает преимущество себя.

Средние значения (4-7 стенов) характерны для человека, у которого отношение к себе, установка видеть себя зависит от степени адаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях, особенности которых хорошо знакомы и прогнозируемы, наблюдаются положительный фон отношения к себе, признание своих достоинств и высокая оценка своих достижений. Неожиданные трудности, возникающие дополнительные препятствия могут способствовать усилению недооценки собственных успехов.

Низкие значения (1-3 стена) наиболее часто встречаются у тех, кто в целом положительно относится к себе, ощущает баланс между собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, между притязаниями и достижениями, доволен сложившейся жизненной ситуацией и собой. При этом возможны отрицание своих проблем и поверхностное восприятие себя.

Шкала " Самообвинение" характеризует выраженность отрицательных эмоций в адрес своего " Я".

Высокие значения (8-10 стенов) можно наблюдать у тех, кто видит в себе прежде всего недостатки, кто готов поставить себе в вину все свои промахи и неудачи. Проблемные ситуации, конфликты в сфере общения актуализируют сложившиеся психологические защиты, среди которых доминируют реакции защиты собственного " Я" в виде порицания, осуждения себя или привлечения смягчающих обстоятельств. Установка на самообвинение сопровождается развитием внутреннего напряжения, ощущением невозможности удовлетворения основных потребностей.

Средние значения (4-7 стенов) указывают на избирательное отношение к себе. Обвинение себя за те или иные поступки и действия сочетается с выражением гнева, досады в адрес окружающих.

Низкие значения (1-3 стена) обнаруживают тенденцию к отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Защита собственного " Я" осуществляется путем обвинения преимущественно других, перенесением ответственности на окружающих за устранение барьеров на пути к достижению цели. Ощущение удовлетворенности собой сочетания с порицанием других, поисками в них источников всех неприятностей и бед.


Заключение

 

Самопринятие связано с основными личностными образованиями и определяет и эффективность общения, и эффективность деятельности, и психологическое благополучие, и психологическое и даже психическое здоровье личности. Поэтому проблема самопринятия должна объектом интереса не только психологов-теоретиков, но и практических психологов.

Человек, имеющий негативную " Я" - концепцию, в которой доминирующим является непринятие своих сильных сторон, отстраненность и недоверие к окружающему миру, как правило, считает, что его не уважают, не любят и не признают. Это происходит в силу пониженной самооценки, самоуважения, чувства " неполноценности" и др. И, именно это препятствует продуктивному взаимодействию людей друг с другом, принятию другого человека со всеми его достоинствами и недостатками.

Благодаря изучению и анализу теоретических работ отечественных и зарубежных исследователей, становится ясна основная методологическая проблема изучения и соотнесения психологических явлений принятия себя и других. Можно привести множество схожих предположений, но как отечественные, так и зарубежные теоретические подходы используют различный понятийный аппарат, что значительно затрудняет приведение этих теорий к общему знаменателю. Эти подходы пока не только не совпадают, но и в целом трудно сопоставимы. Отмечая актуальность и широкую востребованность темы толерантности во всем мире, большинство авторов соглашается с тем, что научная проработанность изучаемых механизмов еще далека от совершенства. Также необходимо подчеркнуть, что благодаря эмпирическому исследованию принятия себя и других на примере студентов Вуза, подтвердилась гипотеза исследования. Очевидно, что принятие себя и других людей взаимозависимы. Принятие себя прямо-пропорционально отражается на принятии других.

В целом следует отметить широкое разнообразие представленных в литературе мнений авторов о границах, структурных компонентах, параметрах, факторах, детерминант терпимости. Это представляется закономерным на этапе становления новой научной области, каковой является психология толерантности.


Список литературы

 

1. Асмолов А.Г. Идеологическая стратегия развития гражданского общества. // Толерантность в межличностном общении. Материалы регионального научно-практического семинара, 16-17 мая, 2002, Ростов-на-Дону, 2002. С.9-13.

. Асмолов А.Г. Личность на троне культуры // Психологическая газета № 5, 2009. С.10-12.

. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М.: МГУ, 1979.

. Бардиер Г.Л. Социальная психология толерантности. СПб., 2005.

. О смыслах понятия " толерантность" // Век толерантности. 2001. №1.

. Ениколопов С.Н. Агрессивные установки личности: истоки фобий в конфликтных ситуациях // Межкультурный диалог. Исследования и практика. - М., 2010. С.16.

. Клепцова Е.Ю. Психологические условия формирования терпимого отношения педагогов к детям.

. Настольная книга практического психолога / Сост.С.Т. Посохова, С.Л. Соловьева. - М.: АСТ: Хранитель; СПб.: Сова, 2008. - 671 с. (с.141-157)

. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. СПб., 2009.

. Риердон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.

. Скрипкина Т.П., Солдатова Г.У. Установки толерантного сознания у современной молодежи. - Ростов-на-Дону, 2008.

. Скрипкина Т.П. Доверие и толерантность: существуют ли границы? // Межкультурный диалог: исследования и практика / Под ред. Г.У. Солдатовой, Т.Ю. Прокофьевой, Т.А. Лютой. М.: Центр СМИ МГУ им. М.В. Ломоносова, 2004.

. Солдатова Г.У. Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив // Практикум по психодиагностике и исследованию толерантности / Под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2011.

. Толерантность как моральный идеал // Веста. Урал, ин-та общественных наук. 2001. №1.

. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. М., 2002.

. Уолцер М. О терпимости. М., 2010.

. Шрейдер Ю.А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990. С.7-25. С.8.

. Щеколдина С.Д. Тренинг толерантности. - М.: " Ось-89", 2004. - 80 с.

19. Fromm E. The Art of Loving. An Enquiry into the Nature of Love // 1956. P.4

. Mendus S. Toleration // Encyclopedia of Ethics. New-York; London, 2008. P.1251.

. Rogers C. Personality and Consciousness // 1959.


Приложения и таблицы

 

Приложение 1

 

Таблица 1

 


Приложение 2

Опросник

) Мои слова довольно редко расходятся с делами.

) Случайному человеку я, скорее всего, покажусь человеком приятным.

) К чужим проблемам я всегда отношусь с тем же пониманием, что и к своим.

) У меня нередко возникает чувство, что то, о чем я с собой мысленно разговариваю, мне неприятно.

) Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией.

) Самое разумное, что может сделать человек в своей жизни, это не противиться собственной судьбе.

) У меня достаточно способностей и энергии воплотить в жизнь задуманное.

) Если бы я раздвоился, то мне было бы довольно интересно общаться со своим двойником.

) Я не способен причинять душевную боль самым любимым и родным мне людям.

) Я считаю, что не грех иногда пожалеть самого себя.

) Совершив какой-то промах, я часто не могу понять, как же мне могло прийти в голову, что из задуманного могло получиться что-нибудь хорошее.

) Чаще всего я одобряю свои планы и поступки.

) В моей личности есть, наверное, что-то такое, что способно вызвать у других острую неприязнь.

) Когда я пытаюсь оценить себя, я прежде всего вижу свои недостатки.

) У меня не получается быть для любимого человека интересным длительное время.

) Можно сказать, что я ценю себя достаточно высоко.

) Мой внутренний голос редко подсказывает мне то, с чем бы я в конце концов не согласился.

) Многие мои знакомые не принимают меня так уж всерьез.

) Бывало, и не раз, что я сам остро ненавидел себя.

) Мне очень мешает недостаток энергии, воли и целеустремленности.

) В моей жизни возникали такие обстоятельства, когда я шел на сделку с собственной совестью.

) Иногда я сам себя плохо понимаю.

) Порой мне бывает мучительно больно общаться с самим собой.

) Думаю, что без труда смог бы найти общий язык с любым разумным и знающим человеком.

) Если я и отношусь к кому-нибудь с укоризной, то прежде всего к самому себе.

) Иногда я сомневаюсь, можно ли любить меня по-настоящему.

) Нередко мои споры с самим собой обрываются мыслью, что все равно выйдет не так, как я решил.

) Мое отношение к самому себе можно назвать дружеским.

) Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе.

) Часто я не без издевки подшучиваю над собой.

) Если бы мое второе " Я" существовало, то для меня это был бы довольно скучный партнер по общению.

) Мне представляется, что я достаточно сложился как личность, и поэтому не трачу много сил на то, чтобы в чем-то стать другим.

) В целом меня устраивает то, какой я есть.

) К сожалению, слишком многие не разделяют моих взглядов на жизнь.

) Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя.

) Я думаю, что имею умного и надежного советчика в себе самом.

) Сам у себя я довольно часто вызываю чувство раздражения.

) Я часто, но довольно безуспешно пытаюсь в себе что-то изменить.

) Я думаю, что моя личность гораздо интереснее и богаче, чем это может показаться на первый взгляд.

) Мои достоинства вполне перевешивают мои недостатки.

) Я редко остаюсь непонятым в самом важном для меня.

) Думаю, что другие в целом оценивают меня достаточно высоко.

) То, что со мной случается, - это дело моих собственных рук.

) Если я спорю с собой, то всегда уверен, что найду единственно правильное решение.

) Когда со мной случаются неприятности, как правило, я говорю: " И поделом тебе".

) Я не считаю, что достаточно духовно интересен для того, чтобы быть притягательным для многих людей.

) У меня нередко возникает сомнения: а таков ли я на самом деле, каким себе представляюсь?

) Я не способен на измену даже в мыслях.

) Чаще всего я думаю о себе с дружеской иронией.

) Мне кажется, что мало кто может подумать обо мне плохо.

) Уверен, что на меня можно положиться в самых ответственных делах.

) Я могу сказать, что в целом я контролирую свою судьбу.

) Я никогда не выдаю понравившиеся мне чужие мысли за свои.

) Каким бы я ни казался окружающим, я то знаю, что в глубине души я лучше, чем большинство других.

) Я хотел бы оставаться таким, какой я есть.

) Я всегда рад критике в свой адрес, если она обоснована и справедлива.

) Мне кажется, что если бы таких людей, как я, было больше, то жизнь изменилась бы в лучшую сторону.

) Мое мнение имеет достаточный вес в глазах окружающих.

) Что-то мешает мне понять себя по-настоящему.

) Во мне есть немало такого, что вряд ли вызывает симпатию.

) В сложных обстоятельствах я обычно не жду, пока проблемы разрешатся сами собой.

) Иногда я пытаюсь выдать себя не за того, кто я есть.

) Быть снисходительным к собственным слабостям - вполне естественно.

) Я убедился, что глубокое проникновение в себя - малоприятное и довольно рискованное занятие.

) Я никогда не раздражаюсь и не злюсь без особых на то причин.

) У меня бывают такие моменты, когда я понимал, что меня есть за что презирать.

) Я часто чувствую, что мало влияю на то, что со мной происходит.

) Именно богатство и глубина моего внутреннего мира и определяют мою ценность как личности.

) Долгие споры с собой чаще всего оставляют горький осадок в моей душе, чем приносят облегчение.

) Думаю, что общение со мной доставляет людям искреннее удовольствие.

) Если говорить откровенно, иногда я бываю очень неприятен.

) Можно сказать, что я себе нравлюсь.

) Я человек надежный.

) Осуществление моих желаний мало зависит от везения.

) Мое внутреннее " Я" всегда мне интересно.

) Мне очень просто убедить себя не расстраиваться по пустякам.

) Близким людям свойственно меня недооценивать.

) У меня в жизни нередко бывают минуты, когда я сам себе противен.

) Мне кажется, что я все-таки не умею злиться на себя по-настоящему.

) Я убедился, что в серьезных делах на меня лучше не рассчитывать.

) Порой мне кажется, что я какой-то странный.

) Я не склонен пасовать перед трудностями.

) Мое собственное " Я" не представляется мне чем-то достойным глубокого внимания.

) Мне кажется, что, глубоко обдумывая свои внутренние проблемы, я научился гораздо лучше себя понимать.

) Сомневаюсь, что вызываю симпатию у большинства окружающих.

) Мне случалось совершать такие поступки, которым вряд ли можно найти оправдание.

) Где-то в глубине души я считаю себя слабаком.

) Если я искренне и обвиняю себя в чем-то, то, как правило, обличительного запала хватает ненадолго.

) Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устраивает.

) Я вполне представляю себе, что меня ждет впереди.

) Иногда мне бывает трудно найти общий язык со своим внутренним " Я".

) Мои мысли о себе по большей части сводятся к обвинениям в собственный адрес.

) Я не хотел бы сильно меняться даже в лучшую сторону, потому что каждое изменение - это потеря какой-то дорогой частицы самого себя.

) В результате моих действий слишком часто получается совсем не то, на что я рассчитывал.

) Вряд ли во мне есть что-то, чего бы я не знал.

) Мне еще многого не хватает, чтобы с уверенностью сказать себе: " Да, я вполне созрел как личность".

) Во мне вполне мирно уживаются как мои достоинства, так и мои недостатки.

) Иногда я оказываю " бескорыстную" помощь людям только для того, чтобы лучше выглядеть в собственных глазах.

) Мне слишком часто и безуспешно приходится оправдываться перед самим собой.

) Те, кто меня не любит, просто не знают, какой я человек.

) Убедить себя в чем-то не составляет для меня большого труда.

) Я не испытываю недостатка в близких и понимающих меня людях.

) Мне кажется, что мало кто уважает меня по-настоящему.

) Если не мелочиться, то в целом меня не в чем упрекнуть.

) Я сам создал себя таким, каков я есть.

) Мнение других обо мне вполне совпадает с моим собственным.

) Мне бы очень хотелось во многом себя переделать.

) Ко мне относятся так, как я того заслуживаю.

) Думаю, что моя судьба сложится все равно не так, как бы мне хотелось теперь.

) Уверен, что в жизни я на своем месте [8].

Приложение 3.

 

Таблица 2

Данные испытуемых по методике " Диагностика принятия других" В. Фейя


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.148 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь