Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Различные подходы к пониманию явления толерантности
С точки зрения социальной психологии, толерантность (от лат. tolerantia - терпение) - это, прежде всего некое особое, идущее от самого человека, отношение, аттитюд (уважение, принятие, понимание-признание - это три компонента аттитюда), потребность, ценность, норма, взгляд или убеждение; вместе с тем, это некая морально-нравственная категория, которая формируется обществом (долг, обязанность). Пусковой механизм появления и проявления толерантности - это обнаружение различий между людьми, группами, государствами, культурами и способ реагирования на них (война или мир). По данным ООН: " Толерантность - это ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям". В разных языках в зависимости от исторического опыта народов общее содержание понятия толерантности имеет различные смысловые оттенки: в английском языке толерантность - " готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь"; во французском - " уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов"; в китайском - быть толерантным значит " позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других"; в арабском толерантность - это " прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение. расположенность к другим"; в персидском - " терпение, терпимость, выносливость" [5, с.5-6]. Показательным является определение толерантности С. Мендаса как " намеренного допущения или воздержания от препятствования действиям, рассматриваемым. даже как ложные с моральной точки зрения" [20, с.1251]. Человеку может быть что-то не понятно в плане других нравственных норм, другой культуры, но это не дает ему право чувствовать свое превосходство. Толерантность подразумевает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия, она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Многие авторы для определения толерантности пользуются категорией " свое-чужое", обозначающей, с одной стороны, факт существования различий между людьми (социальными группами), с другой-факт существования процессов самоидентификации. Предполагается, что толерантность позволяет человеку принимать " чужое" (иное, другое, отличное), не теряя при этом собственной идентичности. В парадигме " свое-чужое" " толерантность - это не пассивное принятие, а активный поиск соприкосновения с неясным, непонятным, чужим; желание понять это неясное. Пассивное принятие чужого - это элемент конформности, т.е. процесса потенциально возможной потери индивидуальности" [4, с.32]. Г.Л. Бардиер выделяет 4 детерминирующих толерантность подструктуры: . Индивид (прежде всего возраст, пол и особенности функционирования нервных процессов). . Индивидуальность (темперамент, характер, индивидуальные избирательные связи человека с окружающей действительностью). . Личность (аффективные, когнитивные и коммуникативные свойства личности и личностные ресурсы - задатки, способности, уровень сформированности " Я-концепции" и др.). . Субъект деятельности (весь репертуар активности личности - потребности, мотивы, цели деятельности, стили и стратегии поведения, включая личностные защиты и копинг-стратегии, самооценка, уровень притязаний, уровень самоактуализации, опыт, умения и навыки) [4, c.62]. В рамках коммуникативной толерантности выделяются: ситуативная коммуникативная толерантность (к конкретному другому человеку: брачному партнеру, коллеге, пациенту, случайному попутчику); типологическая коммуникативная толерантность (к собирательным типам личностей или группам людей: к представителям конкретной нации, социального слоя, профессии, типу мужчин, типу женщин); профессиональная толерантность (к собирательным типам людей, с которыми приходится иметь дело по роду деятельности); общая коммуникативная толерантность [15]. Майкл Уолцер, профессор Гарвардского университета, видит в толерантности разные аспекты: отстраненно-смиренное отношение к различиям во имя сохранения мира; милостивое равнодушие к различиям (" Пусть расцветают все цветы" ); принципиальное признание того, что и " другие" обладают правами, даже если их способ пользования этими правами вызывает неприязнь; открытость в отношении других, любознательность, уважение, желание прислушиваться и учиться; восторженное одобрение различий (они воспринимаются как культурная ипостась многообразия творений Божьих); одобрение функциональное, предоставляющее любому мужчине и любой женщине всю полноту свободы выбора, ибо именно свобода выбора составляет смысл их автономии [16, с.27]. Рассматривая толерантность как моральный идеал, в качестве основных ее характеристик Питер П. Николсон предлагает использовать: . Отклонение. То, к чему относятся толерантно, отклоняется от того, о чем субъект толерантности думает как о должном, либо от того, что он делает как должное. . Важность. Предмет отклонения не тривиален. . Несогласие. Толерантный субъект морально не согласен с отклонением. . Власть. Субъект толерантности обладает властью, необходимой для попытки подавить предмет толерантности (или, по крайней мере, воспротивиться либо помешать ему). . Не-отторжение. Тем не менее толерантный субъект не применяет своей силы, позволяя тем самым существовать отклонению (не-отторжение, а не обычно используемое " принятие" ) [14, с.131-132]. Е.Ю. Клепцова выделяет следующие преобладающие формы терпимого, толерантного и нетерпимого отношений: · " Черепаха Тортилла" - преобладание снисхождения как формы выражения терпимого отношения. · " Миролюбец" - преобладание сотрудничества как формы выражения терпимого отношения. · " Альтруист" - преобладание уступчивости как формы выражения терпимого отношения. · " Сноб" - преобладание высокомерия как формы выражения толерантного отношения. · " Стоик" - преобладание терпеливости как формы выражения толерантного отношения. · " Золушка" - преобладание беспомощности как формы выражения толерантного отношения. · " Диктатор" - преобладание пренебрежения как формы выражения нетерпимого отношения. · " Снежная Королева" - преобладание отстраненности как формы выражения нетерпимого отношения. · " Боец" - преобладание импульсивности как формы выражения нетерпимого отношения [7, с.12]. Обсуждая вопрос о границах толерантности, Т.П. Скрипкина предлагает на теоретическом уровне выделять, как минимум, пять толерантных личностных позиций, различающихся по степени допустимой толерантности: толерантность как внутренняя установка, как принятие и терпимость к иному, чужому; толерантность как культурологическая норма (иными словами-толерантность внешнего выражения); толерантность как беспристрастность, как равнодушие к иному; толерантность к тому, кто наносит нам вред; толерантность по отношению к тому, кто наносит вред не нам, а кому-то другому, но нам нет до этого дела [12]. В качестве симптомов нетерпимости и типовых особо тяжелых проявлений нетолерантных отношений (нетерпимости) Бетти Э. Риэрдон выделяет: язык, стереотипы, насмешки, предубеждения, дискриминацию, преследование, осквернение (или порчу), запугивание, изгнание, отчуждение, сегрегацию (включающую апартеид), подавление и насилие (включающее геноцид) [10]. 1.2 Соотнесение понятий " доверие" и " толерантность"
Проблему соотнесения понятий " доверие" и " толерантность" ставит и пытается решить Т.П. Скрипкина. По ее определению, доверие - это сложное двухполюсное явление, связанное с одновременным существованием доверия к себе и к той части мира, с которой субъект намеревается вступить во взаимодействие. При этом границы доверия определяются некоторой мерой, неким " количественным" показателем доверия. Если речь идет о взаимодействии с другим человеком, то доверие можно трактовать как внутреннее состояние готовности взаимодействующих субъектов не просто " проникнуть" в ценностно-смысловую сферу друг друга, быть готовым не только принять ее, отнестись к ней как к ценности, но и разделить ее и ценностном плане, соотнести с собственными ценностями. Далее автор предполагает, что с точки зрения функционального анализа механизмом формирования доверия выступает толерантность. Более того, толерантность может существовать в форме авансированного доверия. В этом смысле доверие является необходимым условием толерантности. Но, с другой стороны, толерантность - это ступень, этап на пути к взаимному доверию как источнику социального и психологического благополучия общества, - заключает автор [11, с.47-55]. 1.3 Воспитание " толерантной" личности в современном обществе
Воспитание толерантной личности является в настоящее время одной из важнейших общественных проблем. Трудности взаимопонимания, которые закономерно возникают у людей вследствие расовых, национальных, возрастных, половых и других различий в ситуации их постоянного интенсивного взаимодействия, ведут к росту психологической напряженности, культурной нетерпимости, межэтнической агрессии, религиозного экстремизма, которые невозможно преодолеть без решающего вклада со стороны психологической науки. Одним из факторов формирования толерантности является приобретение человеком социально значимых норм и правил поведения. Они созданы в ходе исторического развития человека и способствуют его гармоничному и равномерному прогрессу. Во всем мире существует определенная система ценностей, закрепленная в большинстве стран на законодательном уровне. В нее включены такие нормы как презумпция прав человека, терпимость к недостаткам и ошибкам других людей, ценность согласия и ненасильственного разрешения конфликтов, следование нормам права, сострадание, сопереживание, сочувствие, ценность человеческой жизни и отсутствия физических страданий. Для развития и воспитания толерантной личности используются различные методы и приемы. Методы воспитания толерантности - это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам. В интеллектуальной сфере необходимо формировать знания о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп. При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. Убеждаясь в правоте сказанного, ребенок формирует свою систему взглядов на отношения между людьми. Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу является внушение, и связанные с ним приёмы аттракции. Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Через внушение в сознание входят стереотипы, создаётся настроение. Метод внушения может реализоваться через использование цитат из библии, высказываний великих людей, музыкальных произведений, использование речёвок, заучивание лозунгов и т.д. Процесс внушения часто сопровождается самовнушением, когда ребёнок пытается сам себе внушать ту или иную эмоциональную оценку своему поведению [7]. Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности. Стимулирование может осуществляться в различных вариациях. Одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребёнок изменяет своё поведение в позитивную сторону. Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных и социальных групп. В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения. Для воспитания толерантности более эффективно использование косвенного требования (совета, просьбы, намёка, доверия, одобрения и т.д.). Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения - многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений - навыки и привычки - устойчивые качества личности. Бетти Э. Риердон, автор концепции и многих технологий воспитания толерантности у школьников, указывает на нижеследующие области проявления толерантности [10]: . Язык (не употребление оскорбительных выражений и намеков, уважение к другим языкам и тем, кто на них говорит). . Устои взаимоотношений (одинаковое отношение учителя ко всем ученикам). . Социальные отношения (уважительность и сердечность в отношениях преподавателей и детей). . Принятие решений (со всеми детьми советуются, предлагают им выразить свое мнение, решения принимаются совместно). . Отношения между большинством и меньшинством (деликатное отношение и интерес к представителям религиозных, культурных, этнических, лингвистических меньшинств; учет жизненного опыта и перспектив таких учеников при составлении учебных планов). . Особые события (одинаковое участие всех детей в фестивалях, родительских днях, иных мероприятиях). . Культурные события и действия (признаются праздники всех культурных групп, все принимают в них участие). . Религиозные обычаи (уважение вероисповедания всех детей, предоставление им возможности, если они хотят, объяснения своих религиозных обычаев и веры другим). . Межгрупповое взаимодействие (совместные практики, выполнение работ группами, в которых представлены разные культуры и характеры) [11, с.98-99]. Таким образом, используя наиболее эффективные формы и методы воспитания толерантности у детей, мы отмечаем, что в онтогенезе они начинают глубже разбираться в чувствах, представлениях окружающих людей, а в своих действиях руководствоваться уважением к личности каждого человека, терпеливым вниманием к " инакомыслящим" людям. |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы