Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Глава 1. Эстетическое воспитание дошкольников



Оглавление

 

Введение

глава 1. Эстетическое воспитание дошкольников

1.1 Содержание и средства эстетического воспитания дошкольников

1.2 Методы и формы организации эстетического воспитания дошкольников

1.3 Сущность экологического воспитания

1.4 Цели и задачи воспитания у дошкольников экологической культуры

Глава 2. Воспитание любви к природе у дошкольников

2.1 Особенности воспитания любви к природе у дошкольников в различные времена года

2.2 Ребенок и прекрасное

2.3 Роль художественной литературы в воспитании дошкольников

Глава 3. Экспериментальная часть

3.1 Первая часть эксперимента

3.2 Вторая часть эксперимента

Заключение

Список использованной литературы


Введение

 

Чрезвычайно большие возможности для воспитания дошкольников открывает природа. К.Д. Ушинский называл ее прекрасным воспитателем молодого поколения, оказывающим глубокое влияние на развитие эстетических чувств[1]. Экскурсии, походы, прогулки, изучение произведений искусства, посвященных природе, — традиционные дела данного направления. Однако только пребывать среди природы недостаточно. Надо уметь видеть красоту природы, эмоционально ее переживать. Эта способность постепенно развивается. Во время прогулок, походов, работы на садовом участке воспитателю рекомендуем обращать внимание воспитанников на богатство природы, совершенство и гармонию ее форм, воспитывать потребность не только любоваться природой, но и бережно к ней относиться.

Опасность надвигающейся экологической катастрофы, которую можно предотвратить только немедленной и кардинально улучшенной природоохранной деятельностью, общеизвестна. Жизнь требует не ограничиваться отдельными делами, а соединить их в цепь постоянных природоохранных действий, слить с трудовым воспитанием. Часть времени в таких воспитательных делах отводится экологическому просвещению — формированию необходимых знаний, суждений, понятий, убеждений. Дополненные местным материалом и преподнесенные должным образом экологические сведения вырабатывают убеждение в необходимости безотлагательной помощи природе, стремление хотя бы частично возместить ей то, что мы так долго от нее брали. Если ребенок поймет, что его благополучие, завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березке, он встанет в ряды защитников и друзей природы.

Основной смысл такой работы — конкретная практическая природоохранная деятельность. Объектами ее становятся все источники жизнедеятельности человека — земля, вода, воздух, животные, растения. Потребности региона, местные условия определяют направленность, вид, организацию и осуществление экологических воспитательных дел, таких, как движение «зеленых» и «голубых» патрулей, юных друзей леса, защитников птиц и животных, селекционеров редких растений.

Поэтому можно сформулировать следующую гипотез. Мы предполагаем, что у детей дошкольного возраста можно очень продуктивно воспитывать любовь к природе через художественную литературу и что тексты писателей-классиков могут способствовать экологическому воспитанию учащихся. Объектнашего исследования дошкольники, а именно в этом возрасте главной задачей является постижение окружающего мира: природы, различных природных связей. Предметом данной работы является воспитание любви к природе через средства художественной литературы, лучшие образцы русской классики.

Целью данной работы является рассмотрение и решение проблемы экологического воспитания и развития любви к природе у дошкольников на материале художественной литературы.

В ходе исследования мы попытаемся решить следующие задачи:

1. Рассмотреть содержание эстетического воспитания дошкольников.

2. Показать суть экологического воспитания дошкольников, формирование норм и правил экологического поведения.

3. Показать воспитание любви к природе у дошкольников средствами искусства и, в частности, художественной литературы.

4. Представить план такого занятия.

В своей работе мы используем труды Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Ж. Пиаже, В.В. Зеньковского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, Е.В. Субботского, Л.Я. Пэрну, Т.А. Репиной, Л.А. Венгера, З. Матейчика, Н.И. Непомнящей, А.А. Рояк, В.Л. Лола, В.К. Котырло и других.

Композиционно работа состоит из трех глав. В первой главе рассматривается эстетическое воспитание дошкольников. Подробно рассмотрены содержание и средства эстетического воспитания дошкольников, методы и формы организации эстетического воспитания дошкольников. Далее мы рассмотрели сущность экологического воспитания и цели и задачи воспитания у дошкольников экологической культуры.

Во второй главе рассматривается вопрос воспитания у дошкольников любви к природе. Подробно рассматриваются вопросы воспитания любви к природе у дошкольников в различные времена года и роль художественной литературы в воспитании дошкольников.

В третьей главе представлена экспериментальная часть. В ней приводится план тематической работы с дошкольниками по эстетическому воспитанию. Дается подробная беседа с детьми и ее анализ, проводится диагностика детей до и после работы с ними.

В заключении подводятся некоторые итоги данной работы.


Глава 1. Эстетическое воспитание дошкольников

Эстетическое воспитание целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты».

Эстетическое воспитание возможно и необходимо уже применительно к детям дошкольного возраста. Эстетическое воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает познавательную активность и даже влияет на физическое развитие.

Цели эстетического воспитания и образования[2]:

- развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве и действительности;

- совершенствование эстетического сознания;

- включение в гармоничное саморазвитие;

- формирование творческих способностей в области художественной, духовной, физической культуры.

Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его целей, можно сформулировать как приобретение творческих знаний. Это – группа задач приобщения к эстетическим ценностям:

- формирование эстетических знаний;

- воспитание эстетической культуры;

- овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;

- формирование эстетического отношения к действительности;

- развитие эстетических чувств;

- приобщение школьников к прекрасному в жизни, природе, труде;

- развитие потребности строить жизнь и деятельность по законам красоты;

- формирование эстетического идеала;

- формирование стремления быть прекрасным во всем: в мыслях, делах, поступках, во внешнем виде.

Вторая группа задач связана с формированием практических умений. Решение этих задач содействует активному включению ребенка в эстетическую деятельность.

Задачи формирования:

- обучение детей рисованию, лепке, конструированию;

- обучение пению, движениям под музыку;

- развитие словесного творчества;

- воспитание любви к природе.

Данные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

 

Содержание и средства эстетического воспитания дошкольников

Содержание эстетического воспитания дошкольников включает[3]:

- изучение элементов теории эстетики;

- систематическое общение с художественной культурой;

- организованное участие в художественном творчестве.

Базисная программа развития дошкольников «Истоки» представляет содержание эстетического воспитания в следующих блоках (старший дошкольный возраст):

- художественная литература (приобщение детей к высокохудожественной литературе, формирование запаса литературно-художественных впечатлений);

- изобразительное искусство (развитие способности к изобразительной деятельности);

- художественная декоративная деятельность, детский дизайн;

- дети в музее изобразительного искусства (развитие художественной культуры дошкольников в условиях социокультурной среды музея);

- музыка (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах).

Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных средств: быта, природы, искусства, деятельности.

Эстетика быта становится средством эстетического воспитания, если взрослые обращают внимание ребенка на эстетическую сторону быта. Средством эстетического воспитания быт становится и тогда, когда взрослые привлекают ребенка к анализу и действию на благо красоты. Так, три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя – делают эстетику быта средством эстетического воспитания ребенка.

Важным средством эстетического воспитания является природа. Именно в ней можно увидеть гармонию – основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании.

Сама по себе природа – это условие для всестороннего воспитания и развития ребенка. Средством эстетического воспитания она становится, когда взрослый целенаправленно использует ее «воспитательные возможности» и делает ее наглядной для ребенка.

Средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности.

Каждый вид искусства ценен для развития личности. Ученые отмечают, что один и тот же вид искусства ребенок на разных возрастных этапах воспринимает по-разному[4].

Средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с конкретными видами искусств (театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн).

В художественной деятельности, как правило, присутствуют воспроизводящий (репродуктивный) фактор и творческий. И следует отметить, что и тот и другой необходимы и взаимосвязаны – ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Все названные выше средства эстетического воспитания – быт, природа, искусство, деятельность – эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития детей.

При этом важно помнить, что при использовании средств воздействия нельзя забывать о чувстве меры. Необходимо искать и находить «золотую середину». Перенасыщение также вредно для развития, как и недостаток эмоционального воздействия.


Ребенок и прекрасное

 

Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосом и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту природы, поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло, почувствовать красоту окружающего мира. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней. Но и сама жизнь — быт человека и его труд, природа и предметный мир — все это также источник, питающий эстетические переживания ребенка.

Яркое, привлекательное прежде всего воспринимается детьми как прекрасное. Встреча с ним радует ребенка. Он осваивает в жизни и в искусстве цвет, линии, звуки, ритм движения, симметрию и асимметрию, которые постепенно, по мере его развития выступают перед ним как прекрасные формы и свойства.

Богатство явлений действительности открывается перед детьми, если учить их прислушиваться к звукам и голосам природы, присматриваться к ее красотам. У детей накапливаются впечатления не только о красоте природы, но и о том, как она меняется, если приложить к ней труд. Они могут ухаживать за растениями, цветами, раскрашивать ящики для рассады, вазы для комнатных растений. Занятия с самим природным материалом дают детям возможность проявить свою инициативу: они выкладывают рисунок из камешков, шишек, лепят из снега, составляют букеты, рисуют на песке.

Так же широко, интересно, увлекательно может быть открыта красота линий, форм и цветов, окружающая ребенка в повседневной жизни, сочетания их в одежде, в художественной игрушке, в мебели — в том, что мы называем предметной средой. Эстетика быта — это весь уклад жизни семьи (и детского сада).

И, наконец, искусство — особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в жизни и в природе.

Любое художественное явление требует от того, кто его воспринимает, соответствующей сенсорной готовности, т. е. определенного уровня развития процессов восприятия. Отечественные психологи и педагоги отмечают роль чувственной основы художественных восприятии[10]. Чем активнее будут, по их мнению, поисковые движения руки, глаза, слуха, тем полнее, интенсивнее будет восприятие предметного мира, его красок, форм, звуков.

Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении пению, игре на музыкальных инструментах помогает детям вслушиваться в звуки. Взрослый привлекает внимание ребенка к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям (выше — ниже, длиннее — короче). При этом всегда подчеркивается выразительное значение музыкальных звуков.

В процессе обучения рисованию дети усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют ее свойства; сопоставляют с наиболее подходящей геометрической фигурой, варьируют ее при изменении пропорций и положений предмета. Все это приводит к более правильному изображению предмета, к возникновению у ребенка художественного образа, к развитию творческого воображения, ведь ребенок должен многое изменять под влиянием возникшего у него замысла.

В целом развитие идет от восприятия простейших звуков к более активному осознанию красивых музыкальных сочетаний, от красок и форм к нюансам цветовой гаммы, разнообразию форм.

Развитие сенсорных способностей — основа для развития восприятия художественного образа. Восприятие это требует проявления многих способностей: воображения, наглядных представлений, умения жить радостью и печалью героев художественных произведений.

Здесь мы подходим к такому сложному явлению, как эстетическое переживание, эстетическое чувство.

Можно ли говорить о наличии эстетического чувства у дошкольника? Как рано оно зарождается, каковы его содержание и признаки, в чем близость его к нравственным переживаниям и отличие от них?

Бытовые предметы и явления природы оцениваются преимущественно со стороны их физических качеств, которые доступны для восприятия ребенка и сохраняются в его памяти также в форме наглядных представлений. Яркая окраска игрушек, своеобразные линии и необычное сочетание цветов на крыльях бабочек, звонкие перепевы птиц, плавные движения золотых рыбок в аквариуме — все это пленяет ребенка пропорциями, цветом, линиями.

Следует оговорить одно обстоятельство. Дети тянутся к блестящим и ярким вещам с самого раннего детства. Но это не должно приводить к тому, что в дальнейшем все блестящие, броские, эффектные предметы надо называть красивыми. Мы должны учитывать возрастные проявления ребенка, но при этом осуществлять развитие его вкуса в правильном направлении.

Эстетическое чувство, вызываемое действиями человека, его отношением к труду и быту, ко всей жизни, приближается к более высокому понятию — к прекрасному как высшему нравственному идеалу. Несомненно, что это более сложное, глубокое чувство. У ребенка оно возникает в самом его общем, смутном, нерасчлененном виде. Ребенок может очень горячо откликнуться на прекрасное поведение, прекрасный поступок, потянуться всей душой к нему. Но все это оставит следы, быть может, глубокие, но неосознанные.

Зная особую впечатлительность, тонкую организацию душевной жизни ребенка, мы стремимся окружить его светлыми и радостными переживаниями. Однако и явления безобразные могут также вызывать эстетическое чувство ребенка. Ведь его ярко впечатляет, например, образ Карабаса Барабаса. Несомненно, что в этом «ужасном» образе, так красочно созданном А. Толстым, явно сквозит отрицательное отношение к персонажу и самого писателя («можно окоченеть от ужаса при одном взгляде на него»). Это заставляет и детей почувствовать отвращение, негодование.

Эстетическое чувство включает эмоциональное отношение к полярным проявлениям в жизни, в искусстве — прекрасным и безобразным, возвышенным и комическим. Это ярко подчеркивает активную, преобразующую роль искусства, его воздействие на мысли и душу ребенка.

Соотношение эстетического и нравственного порой истолковывается неверно[11].

В одном случае в эстетическом переживании недооценивается его нравственная сторона. В другом случае в эстетическом подчеркивается его морализующее начало, вносится излишний дидактизм, недооценивается сила особого воздействия прекрасного (в том числе искусства) на моральный облик ребенка.

Это две крайности, которые мешают возникновению у детей правильных эстетических переживаний. Нравственное и эстетическое важно сочетать гармонически.

Дети поют, читают стихи, танцуют. Они не только «исполнители», но и «творцы» — они сочиняют песенки, воплощают свои замыслы в рисунке, в лепке. Это и есть первые творческие проявления. Дети с увлечением слушают стихи, сказки, музыку, рассматривают картинки, т. е. они проявляют большой интерес к восприятию искусства. Вместе с тем они задают бесконечно много вопросов, выясняя непонятное им при слушании или рассматривании. Так они приобщаются к простейшим знаниям об искусстве.

Все виды художественной деятельности возникают в дошкольном детстве — и восприятие произведений с первыми их оценками, и выразительное их исполнение, и даже попытки проявить себя творчески. Дело взрослых — создать все условия для приобщения ребенка к разнообразным видам художественной практики.

Все понимают, что в своей зрелой и развитой форме искусство не может быть освоено ребенком. И однако ко всем наиболее доступным его формам можно и надо приобщать детей с раннего возраста. Лишь в своих разносторонних формах искусство может помочь и становлению разносторонних художественных способностей ребенка. Все виды искусства нужны ему. С ранних лет они должны входить в его жизнь. Художественная игрушка, сказка, присказка, загадка и пословица, песни и инструментальная пьеса, картинка и декоративные изделия — вот с чего начинается знакомство ребенка с искусством.

 

Первая часть эксперимента

Подготовка исследования. Приготовиться к выразительному чтению сказки В. Бианки «Сказка несказка». Нарисовать старика и сову из сказки «Сказка несказка» (размер рисунка 50 х 100 см), вырезать красное сердечко из бумаги. Подготовить «подарки» от детей.

Проведение исследования. Исследование проводится с одними и теми же детьми 5 - 6 лет и состоит из 3 серий.

Первая серия. Экспериментатор предлагает подгруппе детей прослушать сказку В. Бианки «Сказка несказка».

Вторая серия. Работа ведется индивидуально. Каждому ребенку напоминают в чем смысл пословицы «Вместе тесно – а врозь, хоть брось».

Третья серия. Работа ведется индивидуально. Детям предлагают отдать вырезанное из красной бумаги сердечко персонажу, который больше всех понравился, показался самым хорошим. Ребенок дарит свое «сердце» одному из персонажей, подходя к рисунку, на нем изображены два героя: старик и сова. После этого он должен рассказать, кому и почему он отдал «сердце».

Обработка данных. В первой серии наблюдают внешние эмоциональные проявления, о которых свидетельствуют застывшие позы, вопросы, мимика. Во второй серии оценивают правильность объяснения детьми данной пословицы. По итогам выбора в третьей серии эксперимента судят о содержательной стороне переживаний каждого ребенка и о направленности этих переживаний. Отмечают эмоциональные проявления, степень уверенности или сомнения в процессе выбора.

Таблица 1

№ п/п Имя ребенка Эмоциональное состояние Правильность объяснения пословицы Степень уверенности в выборе
1 Вера П. равнодушие понял неуверенно
2 Лариса Г. интерес понял неуверенно
3 Максим Е. равнодушие не понял неуверенно
4 Дима Н. равнодушие не понял уверенно
5 Сережа К. интерес понял неуверенно
6 Настя Ц. равнодушие не понял уверенно
7 Наташа Т. интерес не понял неуверенно
8 Аня М. равнодушие понял неуверенно
9 Рома Щ. интерес не понял уверенно
10 Нина Ф. равнодушие понял неуверенно
11 Даша С. равнодушие не понял уверенно
12 Андрей В. интерес не понял неуверенно

Результаты обработки данных Табл. 1. представлены на диаграммах.

Таким образом, мы видим, что в большинстве своем у детей была негативная реакция на прочитанную сказку, что говорит о необходимости работы с детьми в данном направлении. У детей прослеживается непонимание прочитанного текста, низкий словарный запас, неумение сделать правильный нравственный выбор. Поэтому нами был разработан план работы с детьми на год по данной теме.

 

Вторая часть эксперимента

 

Перспективный план работы на год

Месяц Мероприятие
Сентябрь Экскурсии в библиотеку «Чей это дом». Создание библиотек как в группе.
Октябрь Музыкальная гостиная «Золотая осень».
Ноябрь «В гостях у сказки». Театрализация сказки В. Бианки «Сова».
Декабрь Выставка книг Чарушина.
Январь Экскурсия в ЭБЦ.
Февраль Родительское собрание по теме «Роль сказки в эстетически-нравственном воспитании ребенка».
Март Создание книжки-самоделки «Путешествие мышонка Пика».
Апрель Акция «Березкины слезки». Праздник «День Земли».
Май «В гостях у сказки». Театрализация сказки В. Бианки «Теремок».

 

Дети данной группы из 12 человек занимались по разработанному нами перспективному плану в течение года. В середине мая месяца нами была проведена беседа по произведению В. Бианки «Теремок» по представленному выше плану беседы по произведению В. Бианки «Сказка несказка». Результаты повторного эксперимента представлены в Табл. 2.

Таблица 2

№ п/п Имя ребенка Эмоциональное состояние Правильность объяснения пословицы Степень уверенности в выборе
1 Вера П. интерес понял уверенно
2 Лариса Г. интерес понял неуверенно
3 Максим Е. равнодушие понял уверенно
4 Дима Н. интерес не понял уверенно
5 Сережа К. интерес понял неуверенно
6 Настя Ц. интерес понял уверенно
7 Наташа Т. интерес не понял неуверенно
8 Аня М. интерес понял неуверенно
9 Рома Щ. интерес понял уверенно
10 Нина Ф. равнодушие понял уверенно
11 Даша С. интерес не понял уверенно
12 Андрей В. интерес понял уверенно

 

Результаты обработки данных Табл. 2. представлены на диаграмме.

 

 

Таким образом, мы видим, что после работы с детьми по разработанному нами перспективному плану, все показатели у них гораздо улучшились. Использование разных форм работы в течение года способствовало общему поднятию эстетической культуры детей. Дети стали более осознанно воспринимать прочитанные им произведения, выносить из них соответствующий смысл. Использование в процессе работы произведений природоведческой направленности способствовало повышению общей экологической культуры дошкольников. Дети научились видеть прекрасное в природе, бережно относится к живым объектам природы. Кроме этого был расширен общий словарный запас детей, они научились более адекватно выражать свои внутренние чувства и мысли.


Заключение

 

Воспитание любви к природе у дошкольников должно проводиться в системе, с использованием самих впечатлений от общения с живой природой и с привлечением различных форм искусства: художественной литературы, музыки, живописи. Лучшие образцы русской классики учат детей любви к природе, окружающему миру.

Чтобы это воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания[13]. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека. Эти представления могут развиваться у дошкольников на материале художественной литературы.

Постоянное внимание воспитателя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес дошкольников к художественным текстам русских классиков, обогащает представление о них. При простом заучивании стихотворений интерес у дошкольников постепенно снижается, это происходит неизбежно, даже в том случае, если воспитатель привлекает занимательные факты, загадки, пословицы и т. д. Если же при заучивании стихотворений раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи, поставленные перед дошкольником, усложняются, и это способствует развитию интереса.

Изучение экологических связей способствует повышению экологической культуры дошкольников, воспитанию ответственного отношения к природе.

Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание дошкольников.

Не существует однозначных рецептов по поводу того, какие экологические связи, на каком тексте художественной литературы и как именно рассматривать. Это может решить только воспитатель, работающий в конкретной группе в условиях конкретного природного окружения. Важно учесть необходимость дифференцированного подхода к детям, подбора для них заданий разной степени сложности.

Проведенный нами эксперимент показал необходимость привлечения к экологическому воспитанию текстов художественной литературы. При правильном эстетическом развитии детей, они способны воспринимать лучшие образцы русских писателей-классиков, в которых отражены мысли о необходимости бережного отношения к родной природе, показывается ее красота.

Таким образом, мы подтвердили в ходе эксперимента нашу гипотезу о необходимости привлечения художественных текстов к воспитанию бережного отношения к природе и любви к ней.


Список использованной литературы

 

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

2. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. (Дошкольный возраст). - М., 1969.

3. Волков И.П. Цель одна – дорог много. – М., 1990.

4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М., 1956.

5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М., 1960.

6. Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Психологическая наука в СССР. Т. 1. - М., 1959.

7. Гарбузов В.И. От младенчества до отрочества. – Л., 1991.

8. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. – М., 1987.

9. Дольто Ф. На стороне ребенка. – СПб., 1997.

10. Зеньковский В.В. Психология детства. – Екатеринбург, 1995.

11. Изучение развития и поведения детей / Под ред. Л.П. Липпситт, Ч.К. Спайкер. – М., 1966.

12. Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников. – Киев, 1971.

13. Лола В.Л. Учим воспринимать эстетические свойства природы // Начальная школа. - № 1. – 1988.

14. Матейчик З. Родители и дети. – М., 1992.

15. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6 – 7 лет. – М., 1992.

16. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Жан Пиаже. Избранные психологические труды. - М., 1979.

17. Поддьяков Н.Н. и др. Умственное воспитание дошкольника. - М., 1972.

18. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1965.

19. Пэрну Л.Я. Я воспитываю ребенка. – СПб., 1992.

20. Развитие личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. – М., 1965.

21. Развитие личности ребенка / Под ред. А.М. Фонарева. – М., 1987.

22. Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников / Под ред А.В. Запорожца и Я.3. Неверович. - М., 1965.

23. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. – М., 1986.

24. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М., 1988.

25. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М., 1988.

26. Сапогова Е.Е. Шестилетний ребенок: Вопросы и ответы. – Тула, 1992.

27. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир. – М., 1991.

28. Трусова Т.М. Воспитание любви к природе // Начальная школа. - № 8. – 1986.

29. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. - М., 1990.

30. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. – М., 1992.

31. Фромм А. Азбука для родителей. – Л., 1991.

32. Эльконин Д.Б. Детская психология. (Развитие ребенка от рождения до семи лет). - М., 1980.

33. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996.


Приложение

План занятия по развитию у детей любви к природе при помощи различных форм искусства

Программное содержание:

1. Через синтез искусств (музыка, поэзия, живопись) прививать детям любовь к природе.

2. Учить детей искусству слушать музыку, рассматривать картины, отмечать приемы рисования, составлять рассказы по картинкам.

3. Обогащать словарный запас музыкальными терминами и в области изобразительного искусства.

4. Побуждать детей в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой.

Предварительная работа:

1. Наблюдение природы в период осени.

2. Слушание музыки на тему «Осень» П.И. Чайковского, А. Вивальди.

3. Рассматривание картин на тему «Осень», заучивание стихов об осени А.С. Пушкина.

Дети входят в зал, в «музыкальную гостиную», их встречает музыкальный руководитель.

Муз руководитель: Здравствуйте дорогие ребята. Сегодня я приглашаю вас посетить «музыкальную гостиную, чтобы послушать музыку, стихи, полюбоваться картинами великих художников. И так садитесь по удобней. (Дети рассаживаются на места, свет гаснет, воспитатель зажигает свечи).

«Сладкая греза» П.И. Чайковского. Воспитатель (под музыку):

Тихо - тихо сядем рядом

Входит музыка в наш дом

В удивительном наряде

В разноцветном, расписном.

И раздвинулись вдруг стены

Вся земля видна вокруг.

Плывут звуки речкой пенной

Тихо дремлет лес и луг...

Вдаль бегут лесные тропки

Тают в дымке голубой

Это музыка торопит

И зовет нас за собой.

Вслед за нею можем сразу

В дальний путь пуститься мы

Побывать в гостях у сказок,

У весны, среди зимы.

Тихо - тихо сядем рядом

Входит музыка в наш дом.

В удивительном наряде

В разноцветном, расписном!

Не правда ли прекрасные стихи, которые помогли нам понять удивительную музыку, услышать, о чем она рассказывает. Это прозвучала музыка замечательного русского композитора П.И. Чайковского. А теперь я предлагаю вам послушать уже знакомое произведение этого композитора.

«Осенняя песнь» П.И. Чайковского (в оркестр, исполнении)

Муз. руководитель: Я вижу вы узнали музыку. Как называется это произведение? О чем рассказала эта музыка? (об осени).

Что вы услышали в ней? (шелест облетающей листвы, порывы ветра, звон капель надоедливого осеннего дождя).

Какая это музыка по характеру? (задумчивая, печальная, плавная, задушевная, медленная, певучая).

Ребята, а когда мы слушали это произведение на занятии раньше, на каком инструменте я ее исполняла? (на фортепиано).

А в чьем исполнении прозвучала эта пьеса сегодня? (в исполнении оркестра).

П.И. Чайковский написал эту замечательную музыку, прочитав стихи А.К. Толстого. Послушайте и вы эти стихи:

Осень, обсыпается весь наш бедный сад

Листья пожелтелые по ветру летят.

Лишь вдали красуются, там на дне долин

Кисти ярко-красные, вянущих рябин...

На меня тоже произвели впечатления стихи об осени замечательного поэта.

Муз. руководитель: Правда, музыка очень похожа на стихи, такая же грустная и печальная. А вы ребята, хотите попробовать сочинить свою музыку? Давайте вспомним, как называется человек, который пишет музыку? (композитор) И так послушайте стихотворение, к которому нужно сочинить музыку.

А.Н. Плещеев.

Скучная картина, тучи без конца

Дождик так и льется, лужи у крыльца...

Чахлая рябина мокнет под окном

Смотрит деревушка сереньким пятном.

Что ты рано в гости, Осень к нам пришла?

Еще просит сердце света и тепла.

Муз. руководитель: Какое настроение у этого стихотворения? (печальное, задумчивое, грустное).

О чем нам оно рассказало? (об осени).Что можно услышать в стихотворении? (как идет дождь). Ребята, а как он идет? (тихо, неторопливо, но долго).

Музыкальная импровизация на музыкальных инструментах «Дождик накрапывает» Л. Александрова.

Муз. руководитель: Какая завораживающая музыка у нас получилась. Ребята, а ведь не только композиторы и поэты сочиняли свои произведения, любуясь осенней красотой. Осень самое выразительное время года, какое разноцветье красок! Не остались равнодушными к осенним краскам и люди, которые рисуют картины. Как их называют? (художники).

Посмотрите сколько картин нарисовано об осени. И все они очень разные.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.117 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь