Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Особенности воспитания любви к природе у дошкольников в различные времена года



 

Летом. Далеко ли можно уйти летом с малышом? Гигиенисты считают, что в шесть лет ребенок может проходить «по прямой» до двух с половиной километров. Нормы эти, безусловно, примерны. Многое ведь зависит от физического состояния, от тренированности ребенка. Нормы и весьма изменчивы. Расстояние, которое еще месяц назад казалось пределом, сегодня малыш легко проходит «за один мах». А после короткого привала вприпрыжку впереди старших возвращается домой, вовсе не чувствуя усталости.

Июль — макушка лета. Частые грозы, ливневые дожди, росы, туманы, радуга. Все это дает большой простор для развития наблюдательности дошкольника.

Гроза нередко вызывает у ребенка страх. Необходимо объяснить детям суть этого явления природы, обратить их внимание на яркие сполохи молнии, прислушаться вместе с ними к громовым раскатам. Но еще до того, как начнется гроза, можно увидеть ее приближение. Можно обратить внимание ребенка, как внезапно и очень быстро темнеет небо, как ветер сгоняет тучи, несет пыль, листья, скручивая их столбом, поднимая от земли.

Разноцветье луга таит в себе немало интересного. Травянистые растения — основной объект летних наблюдений на лугу. Уже в 4 — 5 лет большинство детей знает названия нескольких цветов: ромашка, василек, колокольчик. Из признаков этих растений ребята называют обычно только цвет: белый, синий, лиловый. Надо обратить внимание ребенка на то, что у ромашки белые только лепестки, а «глазок» — желтый. И васильки бывают не только синие, но и голубые, розоватые и даже совсем белые.

Отличать одно растение от другого малыш может научиться не только по цветам, но и по листьям, стеблю. Иными словами, постепенно он запоминает все большее число признаков одного и того же предмета.

В солнечный день можно показать детям, как работают «цветочные часы»: в шесть утра просыпаются одуванчики, через час — полевой осот, в восемь — вьюнок, в девять — полевая гвоздика. Осот «засыпает» в десять утра, а гвоздика — в час пополудни. В это же время одуванчики сжимают желтенькие цветы в зеленый «кулачок». Еще пройдет час — закрываются маки, около пяти часов вечера — незабудки, в шесть опускаются под воду закрытые белые кувшинки. В пасмурную погоду ход «цветочных часов» нарушается. В дождь они совсем останавливаются. Необходимо поразмышлять вместе с малышами о причинах этого явления. Помогите понаблюдать за растениями, проверить и дополнить «цветочные часы». Попробуйте связать это с наблюдением за жизнью бабочек, пчел, ос, шмелей.

Много радости принесут детям наблюдения за насекомыми. На какие цветы чаще всего садятся бабочки, а на какие — шмели? Как охотятся кузнечики? Как отличить пчелу от осы? Ответы на эти и десятки других вопросов можно найти летним днем на лугу. Стоит лишь остановиться и присмотреться.

Громче всего кузнечики стрекочут в июле — августе. Но не всегда. Погода сухая — концерт в полном разгаре. Затихли — погода скоро испортится: ждите дождя. Но всегда ли оправдывается эта народная примета? Надо помочь малышам заметить, какие еще перемены происходят в жизни животных и растений незадолго до наступления ненастья.

Дорога поворачивает к лесу. С увлечением наблюдают ребята за муравьями. Когда просыпаются муравьи? Когда на ночь закрывают «окна» и «двери» муравейника? Как влияет погода на жизнь этих насекомых? Много ли дорожек вокруг муравейника? Куда ползут мураши? Что несут?

Уходя в лес, надо захватить с собой кусочек сахара. Смочив его в лесной лужице, положите возле муравейника. Скоро сюда протянется живой ручеек. Малышам радость, муравьям — вкусный корм.

Много радости приносят ребятам походы за грибами. Первый урожай в июне: разноцветные сыроежки, оранжевые лисички, подберезовики, подосиновики, боровики.

Только необходимо сразу сказать малышам: берем те грибы, которые нам годятся. Ведь и «поганки» по-своему красивы, главное — никому не мешают. А по поводу мухоморов бывалые люди говорят, что ими лоси лечатся. Старые грибы тоже совсем необязательно сшибать ногами.

Осенью. Первые приметы близкой осени — «золотые монетки» в тонких березовых прядях, желтые листочки появляются еще в августе. Следом начинают желтеть кроны других деревьев: липы, вяза, ясеня.

Листопад — яркое, незабываемое зрелище. Ребята с удовольствием собирают опавшие листья. Одни, скрепляя их черенками, мастерят пояса, гирлянды, «шьют» шапочки, другие составляют из опавшей листвы букеты. Собранные листья можно слегка подсушить через бумагу теплым утюгом, разложить на темном фоне красивым узором и покрыть сверху целлофаном.

Пока осенняя погода не измяла и не обесцветила листопадный ковер, надо помочь малышам заготовить впрок и вырезных кленовых, и треугольничком березовых, и круглых липовых листочков. Они пригодятся зимой для поделок, помогут интересно проводить время в помещении, когда на дворе станет холодно, сыро, неуютно.

Можно предложить детям сравнить форму, величину, окраску листьев с одного дерева, с разных деревьев. Попробуйте вместе с ними отыскать хотя бы два совершенно одинаковых и по цвету, и по величине, и по форме. Предложите найти самый маленький и самый большой лист от одного дерева, отыскать самый красивый, с самым длинным черенком. Обратите их внимание на удивительное сочетание и разнообразие цветов и оттенков.

Семена большинства растений созревают тоже осенью. А какие они разные! Тяжелые золотистые желуди у дуба, легкие крылатки-носики у клена, плотные зернышки внутри ягод рябины и круглые горошины в стручках акации. Самое время попытаться собрать коллекцию семян знакомых деревьев и кустарников. Зимой можно будет использовать этот материал для разных игр. Дошкольники с удовольствием отгадывают названия растений по семенам, по листьям, охотно рассказывают, где они видели дерево или кустарник с такими листьями, семенами. Особенно им нравится игра в путаницу.

Разложите на столе листья и семена: около дубового листочка — крылатка клена, рядом с еловой веточкой — желудь, на листе орешника — липовая лодочка с орешком... Чем разнообразнее материал, тем увлекательнее задача: распутать путаницу, разложить семена и листья парами. Когда такая задача будет решаться быстро и легко, подбирайте материал так, чтобы путаница до конца не распутывалась: все листья «нашли» свои семена, а лист клена и лесного ореха остались — им нет пары. Путаница может быть не только двойная, как описано выше, но и тройная. Тогда в игру включают карточки с силуэтами деревьев, кусочки коры от разных растений (их можно снять с пеньков, со спиленных или погибших стволов).

Надо обратить внимание, что многие птицы, которых можно было видеть летом и в самом начале осени, уже исчезли. Зато появились зимние гости — синицы: московки, лазоревки, гаечки. Перебираются они на зиму поближе к жилью (здесь легче добыть корм и скоротать суровое время).

Малыши с удовольствием подкармливают птиц. Однако многих из них ждет разочарование: и кормушка есть, и корм там всякий, а никто не прилетает. В чем дело? Нередко только в том, что кормушка появилась поздно, после того как выпал снег. А подкормку птиц нужно было начинать значительно раньше, еще тогда, когда в ней, казалось бы, не было нужды.

Зимой. Малыши, которые летом укладываются в постель засветло и просыпаются, когда солнце высоко, зимой ложатся спать и встают при электрическом свете, сами редко замечают изменение длины светового дня. А ведь это важно. В самом деле: стали короче дни, похолодало, осыпалась листва с деревьев, оголились леса, ударил морозец, выпал снег, улетели многие птицы.

Можно попробовать обратить внимание детей на то, что на часах уже восемь, пора выходить из дому, а за окном — ночь. И вечером свет в помещении приходится зажигать прямо с порога. А давно ли, вернувшись из детского сада, успевали раздеться и только потом щелкали выключателем?

Ну а мороз? Можно начиная с трехлетнего возраста регулярно проводить с малышами наблюдения за погодой, приучать их замечать и называть явления: холодно, ветер, светит солнышко, идет снег. Чем старше ребенок, тем больше явлений, связанных с изменением погоды, доступно его восприятию.

Дошкольников можно познакомить с термометром и принципом его работы (изменение температуры влияет на объем жидкости внутри трубочки, высота этого столбика и показывает температуру). Надо показать детям сначала нулевую отметку на шкале, познакомить с движением столбика «выше нуля», «ниже нуля». Вслед за этим можно научить малышей отсчитывать градусы на шкале: каждое деление — один градус. Самый обычный комнатный термометр дает возможность поставить десяток заданий. Их цель — научить определять температуру воздуха. Например, в комнате 22° выше нуля. Открыли форточку. Столбик термометра опустился до 18°. Спустя некоторое время — снова движение столбика вверх: температура воздуха в комнате опять повышается.

Снег — он очень рано привлекает внимание детей. Ребята с удовольствием рассматривают снежинки: каждая из них, как крошечная звездочка, только лучей у нее не пять, а шесть. Особенно хорошо видна форма снежинок при электрическом свете на темном фоне. Порой они опускаются не по одной, а по нескольку сразу, удерживая друг друга острыми лучиками. Потом вдруг вид их меняется, и на рукавичке уже не легкая звездочка, а комочек. Одни комочки компактные. Стоит дохнуть на хрупкую звездочку, и, превратившись в капельку, она на морозе через одну - две минуты станет полупрозрачной круглой льдинкой. А если попробовать поймать снежинку, сняв варежку? Холодная звездочка, коснувшись теплой ладошки, моментально превратится в капельку воды. А понимает ли малыш, почему это происходит? Постарайтесь ему доступно объяснить.

Обратите внимание детей: в зависимости от погоды меняются свойства снега. При температуре чуть выше нуля снег липкий. Огромный шар для снеговика скатать — пара пустяков. И снежки получаются гладкие, тяжелые. При сильном морозе снег рыхлый, сыпучий, а после оттепели — плотный и хорошо режется лопаткой на брусочки.

Много радости и удивительных открытий дарят малышам зимние наблюдения за жизнью птиц. Голод и холод выгоняют некоторых из них из лесов, ближе к человеческому жилью. Другие прилетают на зиму в наши края «погреться». Синицы, снегири, свиристели. Одни склевывают рябину, другие ощипывают березовые почки (зимой и это лакомство! ).

Надо объяснить детям, как важно помочь птицам благополучно перезимовать. Подкормку зимующих птиц лучше начинать, как мы уже сказали, еще до снега. Кормушка может быть любая: дощечка с бортиками, столик с крышей, пакет из под молока с дырочкой-лазейкой сбоку. Важно только, чтобы корм здесь был постоянно. И лучшего объекта для наблюдений за птицами, чем кормушка, вы не найдете.

Порой говорят: для того чтобы научить ребенка наблюдать жизнь животных и растений, с ним нужно непременно бывать за городом[9]. Спору нет, в условиях большого города довольно трудно иногда выбрать объекты для постоянных наблюдений. В поле, в лесу куда больше интересного. Но деревья, которые круглый год заглядывают в окна многих городских квартир, кусты по обе стороны асфальтированной дорожки, нахохлившиеся от студеного ветра воробьи, голуби — всегда рядом. И если мы научим ребят приглядываться к их жизни и с их помощью пробудим интерес к огромному миру природы, можно будет считать самую первую часть нашей задачи выполненной.

Весной. Природные события сменяют сейчас друг друга ежедневно. Нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники природы.

Резкие перепады температуры особенно часты ранней весной. Из-за оттепелей на снегу появляется ледяная корочка — наст. На крышах сосульки. Можно обратить внимание детей на то, что в самом начале весны сосульки бывают сначала только на одной стороне строений, а некоторое время спустя — и на другой тоже. Даже когда сосульками крыша уже украшена со всех сторон, одни длиннее и толще, чем другие. А это значит, что стаивание снега даже на небольшом участке идет неравномерно.

Отчего так происходит? Пусть ребенок попробует найти объяснение этому явлению, обратив внимание на неравномерность освещения поверхности земли в течение дня. Днем на остром конце ледышки скапливается водица и звонко падает вниз, постепенно вымывая в снегу ямку. Чем выше температура воздуха, тем чаще стучат капели. К вечеру похолодает, и «музыка» получается другая. Капли падают реже. Ночью, как правило, капель прекращается, но сосулька растет и в длину, и в толщину.

А вот и проталины-лунки появились у стволов деревьев. Под кленом лунка глубокая, почти до земли. В нескольких шагах от клена береза растет. Тут луночка едва наметилась. В чем дело? Теплее, что ли, под кленом? Конечно, теплее. Но почему? Вроде солнце поровну освещает и гладкий ствол березы, и шершавую кору клена. Освещает-то поровну, а нагревает по-разному. И убедиться в этом очень легко, стоит пять минут постоять на припеке. Предложите малышам положить ладошку на светлую курточку, а другую рядышком, на темные брюки. Теперь понятно: предметы нагреваются не одинаково. Темные — сильнее, светлые — меньше. Потому-то и белая кора березы холоднее темной коры клена. А если ствол клена нагрет сильнее, и снег вокруг его ствола сильнее стаивает.

 

Ребенок и прекрасное

 

Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосом и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту природы, поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло, почувствовать красоту окружающего мира. Искусство отражает жизнь, выражает свое отношение к ней. Но и сама жизнь — быт человека и его труд, природа и предметный мир — все это также источник, питающий эстетические переживания ребенка.

Яркое, привлекательное прежде всего воспринимается детьми как прекрасное. Встреча с ним радует ребенка. Он осваивает в жизни и в искусстве цвет, линии, звуки, ритм движения, симметрию и асимметрию, которые постепенно, по мере его развития выступают перед ним как прекрасные формы и свойства.

Богатство явлений действительности открывается перед детьми, если учить их прислушиваться к звукам и голосам природы, присматриваться к ее красотам. У детей накапливаются впечатления не только о красоте природы, но и о том, как она меняется, если приложить к ней труд. Они могут ухаживать за растениями, цветами, раскрашивать ящики для рассады, вазы для комнатных растений. Занятия с самим природным материалом дают детям возможность проявить свою инициативу: они выкладывают рисунок из камешков, шишек, лепят из снега, составляют букеты, рисуют на песке.

Так же широко, интересно, увлекательно может быть открыта красота линий, форм и цветов, окружающая ребенка в повседневной жизни, сочетания их в одежде, в художественной игрушке, в мебели — в том, что мы называем предметной средой. Эстетика быта — это весь уклад жизни семьи (и детского сада).

И, наконец, искусство — особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружающее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрасное в жизни и в природе.

Любое художественное явление требует от того, кто его воспринимает, соответствующей сенсорной готовности, т. е. определенного уровня развития процессов восприятия. Отечественные психологи и педагоги отмечают роль чувственной основы художественных восприятии[10]. Чем активнее будут, по их мнению, поисковые движения руки, глаза, слуха, тем полнее, интенсивнее будет восприятие предметного мира, его красок, форм, звуков.

Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении пению, игре на музыкальных инструментах помогает детям вслушиваться в звуки. Взрослый привлекает внимание ребенка к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям (выше — ниже, длиннее — короче). При этом всегда подчеркивается выразительное значение музыкальных звуков.

В процессе обучения рисованию дети усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют ее свойства; сопоставляют с наиболее подходящей геометрической фигурой, варьируют ее при изменении пропорций и положений предмета. Все это приводит к более правильному изображению предмета, к возникновению у ребенка художественного образа, к развитию творческого воображения, ведь ребенок должен многое изменять под влиянием возникшего у него замысла.

В целом развитие идет от восприятия простейших звуков к более активному осознанию красивых музыкальных сочетаний, от красок и форм к нюансам цветовой гаммы, разнообразию форм.

Развитие сенсорных способностей — основа для развития восприятия художественного образа. Восприятие это требует проявления многих способностей: воображения, наглядных представлений, умения жить радостью и печалью героев художественных произведений.

Здесь мы подходим к такому сложному явлению, как эстетическое переживание, эстетическое чувство.

Можно ли говорить о наличии эстетического чувства у дошкольника? Как рано оно зарождается, каковы его содержание и признаки, в чем близость его к нравственным переживаниям и отличие от них?

Бытовые предметы и явления природы оцениваются преимущественно со стороны их физических качеств, которые доступны для восприятия ребенка и сохраняются в его памяти также в форме наглядных представлений. Яркая окраска игрушек, своеобразные линии и необычное сочетание цветов на крыльях бабочек, звонкие перепевы птиц, плавные движения золотых рыбок в аквариуме — все это пленяет ребенка пропорциями, цветом, линиями.

Следует оговорить одно обстоятельство. Дети тянутся к блестящим и ярким вещам с самого раннего детства. Но это не должно приводить к тому, что в дальнейшем все блестящие, броские, эффектные предметы надо называть красивыми. Мы должны учитывать возрастные проявления ребенка, но при этом осуществлять развитие его вкуса в правильном направлении.

Эстетическое чувство, вызываемое действиями человека, его отношением к труду и быту, ко всей жизни, приближается к более высокому понятию — к прекрасному как высшему нравственному идеалу. Несомненно, что это более сложное, глубокое чувство. У ребенка оно возникает в самом его общем, смутном, нерасчлененном виде. Ребенок может очень горячо откликнуться на прекрасное поведение, прекрасный поступок, потянуться всей душой к нему. Но все это оставит следы, быть может, глубокие, но неосознанные.

Зная особую впечатлительность, тонкую организацию душевной жизни ребенка, мы стремимся окружить его светлыми и радостными переживаниями. Однако и явления безобразные могут также вызывать эстетическое чувство ребенка. Ведь его ярко впечатляет, например, образ Карабаса Барабаса. Несомненно, что в этом «ужасном» образе, так красочно созданном А. Толстым, явно сквозит отрицательное отношение к персонажу и самого писателя («можно окоченеть от ужаса при одном взгляде на него»). Это заставляет и детей почувствовать отвращение, негодование.

Эстетическое чувство включает эмоциональное отношение к полярным проявлениям в жизни, в искусстве — прекрасным и безобразным, возвышенным и комическим. Это ярко подчеркивает активную, преобразующую роль искусства, его воздействие на мысли и душу ребенка.

Соотношение эстетического и нравственного порой истолковывается неверно[11].

В одном случае в эстетическом переживании недооценивается его нравственная сторона. В другом случае в эстетическом подчеркивается его морализующее начало, вносится излишний дидактизм, недооценивается сила особого воздействия прекрасного (в том числе искусства) на моральный облик ребенка.

Это две крайности, которые мешают возникновению у детей правильных эстетических переживаний. Нравственное и эстетическое важно сочетать гармонически.

Дети поют, читают стихи, танцуют. Они не только «исполнители», но и «творцы» — они сочиняют песенки, воплощают свои замыслы в рисунке, в лепке. Это и есть первые творческие проявления. Дети с увлечением слушают стихи, сказки, музыку, рассматривают картинки, т. е. они проявляют большой интерес к восприятию искусства. Вместе с тем они задают бесконечно много вопросов, выясняя непонятное им при слушании или рассматривании. Так они приобщаются к простейшим знаниям об искусстве.

Все виды художественной деятельности возникают в дошкольном детстве — и восприятие произведений с первыми их оценками, и выразительное их исполнение, и даже попытки проявить себя творчески. Дело взрослых — создать все условия для приобщения ребенка к разнообразным видам художественной практики.

Все понимают, что в своей зрелой и развитой форме искусство не может быть освоено ребенком. И однако ко всем наиболее доступным его формам можно и надо приобщать детей с раннего возраста. Лишь в своих разносторонних формах искусство может помочь и становлению разносторонних художественных способностей ребенка. Все виды искусства нужны ему. С ранних лет они должны входить в его жизнь. Художественная игрушка, сказка, присказка, загадка и пословица, песни и инструментальная пьеса, картинка и декоративные изделия — вот с чего начинается знакомство ребенка с искусством.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.026 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь