Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сущность и особенность народных обычаев и обрядов



Актуальность

История того места, где мы родились и живем, для нас очень важна. Невозможно познать историю своей страны вне истории своей малой Родины. Знание своих истоков, корней дает чувство сопричастности к истории всего народа, всей страны, понимание своего места в жизни, помогает в выборе будущего.

В последние годы очень много внимания уделяется изучению и сохранению народной культуры. Опора на народные традиции чувашского народа помогает при воспитании подрастающего поколения, так как культура чувашского народа высоконравственна.

 Активно этот процесс проходит и в нашем городе: создаются фольклорные ансамбли, драмкружки, проводятся конкурсы чувашской песни и танца. Успешно действует городской краеведческий музей, большую часть которого составляют экспозиции, посвящённые народной культуре, открыты краеведческие музеи в школах, где собираются и бережно хранятся предметы старины. Но как мало мы знаем о культуре нашего края, как много упущено времени!

Уходят из жизни люди, простые чуваши, уносят с собой частичку истории. Важно успеть собрать ценные материалы и сохранить их для следующего поколения. Большую роль в этом процессе должна играть школа и мы, её ученики, будущее нашей страны.

Проблема: Недостаточность знаний о традициях, обрядах, обычаях чувашского народа. Современное развитие общественных отношений способствует утере жизненных установок, стремлению к «западной культуре», стремлению быть «модным», что приводит к отрыву молодого поколения от национальных корней, искажению нравственных ценностей.

Гипотеза: Если вести поисково-исследовательскую, краеведческую работу, то это приведет к систематизации наших знаний об обрядах и обычаях нашего народа, повышению культурного уровня, информированности, заинтересованности в дальнейшем поиске материала, любви к родному народу и своей малой Родине.

 

Так появилась цель проекта:

Сохранение и развитие чувашских народных традиций и обычаев, углубление знаний культуры своей деревни Н. Котяки.

Задачи:     

Ø Исследовать обычаи и обряды чуваш, классификацию праздников и обрядов;

Ø Выявить, насколько сохранены обычаи и обряды наших предков в д. Н. Котяки Канашского района и отношение подростков к ним;

Ø Создать мультимедиа-презентацию о чувашских обрядах, обычаях и в доступной форме рассказать сверстникам о культуре нашего народа.

 

Элементом новизны в моем проекте является попытка изучить опыт сохранения народных традиций учащимися нашей школы и д. Н. Котяки Канашского района. (см. приложения №1, №2)

Методы исследования:  

1.Работа в библиотеках, архивах;

2. Поиск, сбор, анализ материалов;

3. Посещение краеведческого музея;

4. Использование поисковой системы в пространстве Интернет;

5. Расспрос старожилов д. Н. Котяки Канашского района;

6. Анкетирование.

Этапы выполнения проекта:

 

Название этапа Содержание этапа
I Подготовительный этап Май –август 2009 г. Выбор темы, первоначальный подбор материалов
II Основной этап Сентябрь – декабрь 2009 г. Анализ и отбор собранной информации, распределение материала по группам, обобщение с помощью таких программ, как Microsoft Word, Power-Point, создание мультимедиа-презентацию    
III Заключительный этап Январь – март 2010 г.  Защита проекта,  выступления на классных часах в сопровождении мультимедийной презентации.    

        

  Практическое значение работы. Работу можно использовать при изучении курса «Культура родного края», на уроках чувашского языка, при проведении внеклассных мероприятий.

Структура и объём работы. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, основной части, заключения, приложений, библиографического списка, таблицы анкетирования учащихся.

        Ожидаемый результат:

- приобщение подрастающего поколения к историческому прошлому;

- будет способствовать воспитанию национальной гордости, чувства любви к малой родине;

- возрастет уровень воспитанности учащихся на добрых и устойчивых традициях чувашского народа.

Основная часть

Сохранение народных традиций родного края в нашей школе

В школе № 10 г. Канаш большое внимание уделяется воспитанию детей на основе чувашской народной культуры. Традиционным стало участие наших ребят в одном из самых любимых школьных мероприятий – «День чувашского языка», где учащиеся могут проявить свои таланты в исполнении чувашских песен и танцев, стихов. Проявить знание обычаев и традиций предков, народных праздников, характерных для нашего края.

Не менее важную роль в сохранении культуры нашего края играет кабинет чувашского языка, где собраны предметы старины, воссоздан интерьер чувашской избы, представлены женские и мужские костюмы чувашского народа.

Посетив краеведческий музей, я рассматривала яркие, красочные и удивительно красивые вещи, созданные руками простых чувашских женщин, наших бабушек и прабабушек: вышитые домотканые платья и рубахи, покрывала, наволочки, украшающие красный угол избы, скатерти и т. д.. Это часть нашей истории, основа чуващской культуры. Но если бы у нас в школе и в городе не было бы музеев, то я, наверное, даже не знала бы таких слов как ама,  тевет, масмак и другие.  А ведь эти слова очень часто употребляли наши бабушки и прабабушки. Поэтому мне, прежде всего, хотелось бы показать, как прекрасна культура родного края, и как важно сохранить традиции предков, чтобы уже наши дети не выросли «Иванами, родства не помнящими».

 

 

Чувашские традиционные обычаи на селе сегодня

В современном обществе наблюдается возрождение интереса к истории народа и национальной культуре. С течением времени детали исполнения обрядов менялись, но оставалась их суть, их дух. Изменение среды обитания, быта, современные средства общения, передвижения, проживания изменили и меняют на наших глазах детали многих обычаев и обрядов. Иногда изначальный смысл обряда бывает, забыт, а традиционная форма наполняется новым содержанием.

Люди вновь стали отмечать народные праздники.

Проводы в армию

После получения повестки о призыве новобранец с друзьями готовит связку из разноцветных платков, собранных девушками-сверстницами. На другой день в доме новобранца собираются друзья. Всех их усаживают за стол и угощают. Если это происходит зимой, то запрягают лошадь в сани с задком или в обычную подводу. Под дугу вешают колокольчик, гривы лошади разукрашивают лентами, полотенцами. Новобранец вместе с близким другом и гармонистом садится на сиденье, остальные едут стоя на коленях. Новобранец размахивает платками, все поют протяжные, печальные солдатские песни. Процессия останавливается у дома, где участников обряда ждут с угощением. Заходят в дом с песнями. После застолья начинаются пляски и частушки под гармошку. Родственники благословляют новобранца, дарят подарки (полотенца, деньги). Уходят с песней.

Накануне отправки новобранец с друзьями, тесно обнявшись, с песнями под гармонь, связкой платков ходит по улицам деревни по солнцу. Встречным односельчанам низко кланяется, всех приглашает на проводы.

В день отъезда все друзья, родственники с угощениями собираются в доме у родителей новобранца, садятся за стол. Затем новобранец делает 3 круга вокруг стола по солнцу, при этом вместе друзьями поет. Мать дает сыну каравай хлеба. Он подрезает горбушу. Если она падает навзничь, то служба пройдет удачно, если ничком - то будут трудности.

Родители благословляют сына, дают напутствие: “Пусть Бог бережет, возвращайся живым и здоровым и т.д.” Отец подносит к сыну икону, сын целует ее, стоя на коленях. Родители и все присутствующие дают новобранцу деньги с пожеланием вернуть их обратно (означало вернуться здоровым). Из дома выходят с песней.

Новобранец и друзья идут до околицы с солдатскими песнями, в сопровождении родственников и жителей деревни. На околице будущему солдату преподносят кружку пива. Выпив, кружку бросает вверх. Проводы завершаются песней прощания с родной деревней, лесами, полями, лугами, озерами, реками. Дальше на подводе отправляется в место сбора новобранцев.

 

Заключение

В своем проекте мы хотели показать, что обычаи и обряды надо знать и соблюдать, хотя бы потому, что их соблюдали наши предки, родители, чтобы не прерывалась связь времен и сохранилась гармония в душе. А своим друзьям я часто говорю: «Соблюдение обычаев - это то, что позволяет нам чувствовать себя чувашами. И если мы перестанем соблюдать их, тогда кто мы? ».

Изучать историю, прошлое родного края, хранить память о деяниях предков - это наш долг. И я считаю своим долгом стать достойным продолжателем традиций нашего народа. Прошлое всегда достойно уважения. Уважать прошлое необходимо в том смысле, что это реальная почва настоящего.

Практическим результатом моей работы стало создание мультимедийной презентации, рассказывающих об обычаях и традициях чувашского народа. После моих выступлений на классных часах многие ребята заинтересовались проектом, у них возникло желание создать похожие работы о своих народах.  Мне кажется, что все мы стали немножко лучше понимать друг друга.

 

 

 

Библиографический список

 

Ø Данилов В.Д., Павлов Б.И.. История и культура Чувашской Республики. Чувашский Республиканский Институт Образования. Чебоксары, 1996.

Ø Данилов В.Д., Павлов Б.И. История Чувашии (с древнейших времен до конца XX века): Учеб. пособие. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2003. – 304 с.

Ø Иванов В.П. Чувашский этнос: проблемы истории и этнографии. – Чебоксары, 1998.

Ø Иванов В.П., Николаев В.В., Дмитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. – Чебоксары, 2000.

Ø Каховский В.Д. Происхождение чувашского народа. - 3-е изд., перераб.- Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2003. - 463 с.

Ø Краткая чувашская энциклопедия. – Чебоксары,  2001.

Ø Никитин А.С. Мир Чувашский.- Чебоксары, 2003. - 895 с.- (Память Чувашии).

Ø  Скворцов М.И.. Культура Чувашского края. Чувашское книжное издательство. Чебоксары 1994г.

Ø «Чă ваш ç емйин ылтă н ç ўпç и» = Золотое руно чувашской семьи: о праздниках и обрядах чувашской семьи (на чув. яз.) / сост. Н. А. Петроградская; Чуваш. респ. дет.-юнош. б-ка. - Чебоксары, 2008.

 

 

Приложения

№1

Свадьба

                   У чувашей были распространены три формы заключения брака: 1) с полным свадебным обрядом и сватовством (туйла, туйпа кайни); 2) свадьба «уходом» (х\р тухса кайни); 3) похищение невесты, часто с ее согласия (х\р в=рлани).

Значение описываемых свадебных обрядов состоит не только в «информации» о том, как раньше игралась свадьба, но и, главным образом, в жизненных принципах и уроках нравственности, ненавязчиво предлагаемых нам людьми старшего поколения. Обратимся к информации некоторых старожилов нашей деревни.                                

    

 

№4

Ильина Антонина Петровна, 1931 г.р., житель д. Н. Котяки:

«Такой красоты обычаев и традиций не имела и не имеет ни одна нация»

Деревня моей молодости была резкой противоположностью нынешней. Молодежь была воспитанной, вежливой. Они знали, как общаться со старшими, ценили и уважали их, не то, что нынешнее поколение. Сегодня на улице такое можно увидеть среди молодежи, что во времена моей молодости это показалось бы страшным сном. Молодое поколение ни во что не ставит взрослых, даже дети могут запросто нагрубить старику. А тогда такое нельзя было и представить.

Наши традиции, обычаи такие красивые, что иногда на меня накатывает ностальгия по тем временам, когда они неукоснительно соблюдались. Молодежь собиралась по вечерам, после рабочего дня и устраивала концерты. Девушки и парни исполняли чувашские народные песни и танцы. А туда приходили и представители старшего поколения, и смотрели на концерт с восхищением, получая огромное эстетическое удовольствие.

Красивейшее зрелище в былые времена представляла собой чувашская свадьба. Такой красоты обычаев и традиций не имела и не имеет ни одна нация. Молодежь никогда не садилась за один стол с взрослыми, а взрослые никогда не напивались - это считалось большим позором».

 

 

 

 

№5

И. Я. Яковлев:

«…Свечи прикреплялись по числу покойников, за которых молились. Свечи ставили, зажигая их, с правой руки к левой, начиная со старших покойников. Ставил их в таком порядке глава семьи, говоря, например, так: „Дедушка! (Называется имя.) Будь доволен: и тебе ставят свечку. Бабушка!.. (Опять имя.) Будь довольна! И тебе ставят свечку“. При этом глава семьи садился на стул так, что глаза его были на одной линии со свечами. Потом глава семьи опускал в пустую чашку, которую держал в руках, кусочки хлеба — по числу покойников, — вливая в чашку пиво и опять приговаривая каждый раз, называл покойников поименно: „Вот тебе, бабушка!..“, „Вот тебе, отец …“, „Вот тебе, мать …“. Потом шли дети-покойники по старшинству. „А вот тебе, несчастный! “ — говорил глава семьи, прикрепляя к стене зажженную свечку, кладя в чашку кусок хлеба и поливая его пивом. Это обращение относилось к таким чужим покойникам, которые умерли, не оставив никого, кто бы за них на земле помолился, — ни родства, ни потомства. В поминании „несчастного“ видна особенная, гуманная черта чувашской души. Во время же самого обряда, совершавшегося главой семьи, все члены семьи стояли сзади него, слушали, смотрели на это священнодействие с благоговением, молча».

 

№8

Улах.

Во время долгих зимних вечеров молодежь проводила время на посиделках улах. Организаторами этих посиделок были девушки. Собирались обычно у кого-нибудь дома, если родители, например, уезжали в гости в соседнюю деревню, или в доме одинокой старушки. Потом за это девушки, парни помогали ей в какой-нибудь работе: дров наколоть, хлев почистить и т. п.

Девушки приходили с рукоделием — вышивали, пряли, парни могли плести лапти. Обязательные участники улах — музыканты. Всю ночь молодые девушки и парни веселились, пели песни, шутили, плясали, играли.

Иногда улах приходили смотреть родители. Гостей угощали пивом, они в ответ клали в ковш деньги, которые потом обычно отдавали музыканту. Приходили на посиделки и ребятишки, но они долго не задерживались, насмотревшись на веселье, отправлялись по домам.

Молодые люди в течение всей зимы посещали веселые улах то в одной, то в другой деревне, заводили новые знакомства, присматривали себе невест, женихов.

 

№9

Пушкова Валентина Ивановна, 1935 г.р., житель д. Н. Котяки:

«Рождение ребенка

воспринималось как особое радостное событие. В детях видели, прежде всего, будущих помощников. Роды обычно проходили летом в бане, зимой в избе. Считали, что душу новорожденному дал дух. Если ребенок рождался раньше времени слабым, то совершали обряд впускания в него души: сразу после рождения три пожилые женщины, взяв железные вещи (сковороду, ковш, заслонку), отправлялись на поиски души. Одни из них шла на чердак просить душу у бога, другая – в подполье, просила ее у шайтана, ретья выходила во двор и призывала всех языческих богов дать новорожденному душу.

После рождения ребенка устраивали жертвоприношения духам. Знахарь липовой палочкой разбивал над головой новорожденного два сырых яйца и, оторвав голову петуху, выбрасывал ее за ворота как угощение злому духу – шуйтану. Бабки-повитухи совершали и другие действия: за ворота бросали хмель, держа ребенка перед очагом, бросали в огонь соль, заклиная злых духов и покойников удалиться прочь и не вредить новорожденному. Они высказывали ребенку пожелания быть храбрым, быстрым, трудолюбивым, как мать и отец.

По случаю рождения ребенка в избе собиралась вся семья. На стол подавали хлеб, сыр, Старший член семьи раздавал их по кусочку каждому присутствующих. Угощение в честь новорожденного можно было устроить и в какой-нибудь праздник, но не позднее чем через год после рождения. Имя нарекали по своему усмотрению, либо именем почитаемого в деревне пожилого человека. Чтобы обмануть злых духов, отвести от ребенка ненастье, новорожденных нарекали именами птиц, животных, растений и т.д. (Ласточка, Дуб и пр.). В связи с этим человек мог иметь два имени: одно бытовое, другое для духов. С укреплением христианства имя ребенку стали давать в церкви при крещении».

 

 

Актуальность

История того места, где мы родились и живем, для нас очень важна. Невозможно познать историю своей страны вне истории своей малой Родины. Знание своих истоков, корней дает чувство сопричастности к истории всего народа, всей страны, понимание своего места в жизни, помогает в выборе будущего.

В последние годы очень много внимания уделяется изучению и сохранению народной культуры. Опора на народные традиции чувашского народа помогает при воспитании подрастающего поколения, так как культура чувашского народа высоконравственна.

 Активно этот процесс проходит и в нашем городе: создаются фольклорные ансамбли, драмкружки, проводятся конкурсы чувашской песни и танца. Успешно действует городской краеведческий музей, большую часть которого составляют экспозиции, посвящённые народной культуре, открыты краеведческие музеи в школах, где собираются и бережно хранятся предметы старины. Но как мало мы знаем о культуре нашего края, как много упущено времени!

Уходят из жизни люди, простые чуваши, уносят с собой частичку истории. Важно успеть собрать ценные материалы и сохранить их для следующего поколения. Большую роль в этом процессе должна играть школа и мы, её ученики, будущее нашей страны.

Проблема: Недостаточность знаний о традициях, обрядах, обычаях чувашского народа. Современное развитие общественных отношений способствует утере жизненных установок, стремлению к «западной культуре», стремлению быть «модным», что приводит к отрыву молодого поколения от национальных корней, искажению нравственных ценностей.

Гипотеза: Если вести поисково-исследовательскую, краеведческую работу, то это приведет к систематизации наших знаний об обрядах и обычаях нашего народа, повышению культурного уровня, информированности, заинтересованности в дальнейшем поиске материала, любви к родному народу и своей малой Родине.

 

Так появилась цель проекта:

Сохранение и развитие чувашских народных традиций и обычаев, углубление знаний культуры своей деревни Н. Котяки.

Задачи:     

Ø Исследовать обычаи и обряды чуваш, классификацию праздников и обрядов;

Ø Выявить, насколько сохранены обычаи и обряды наших предков в д. Н. Котяки Канашского района и отношение подростков к ним;

Ø Создать мультимедиа-презентацию о чувашских обрядах, обычаях и в доступной форме рассказать сверстникам о культуре нашего народа.

 

Элементом новизны в моем проекте является попытка изучить опыт сохранения народных традиций учащимися нашей школы и д. Н. Котяки Канашского района. (см. приложения №1, №2)

Методы исследования:  

1.Работа в библиотеках, архивах;

2. Поиск, сбор, анализ материалов;

3. Посещение краеведческого музея;

4. Использование поисковой системы в пространстве Интернет;

5. Расспрос старожилов д. Н. Котяки Канашского района;

6. Анкетирование.

Этапы выполнения проекта:

 

Название этапа Содержание этапа
I Подготовительный этап Май –август 2009 г. Выбор темы, первоначальный подбор материалов
II Основной этап Сентябрь – декабрь 2009 г. Анализ и отбор собранной информации, распределение материала по группам, обобщение с помощью таких программ, как Microsoft Word, Power-Point, создание мультимедиа-презентацию    
III Заключительный этап Январь – март 2010 г.  Защита проекта,  выступления на классных часах в сопровождении мультимедийной презентации.    

        

  Практическое значение работы. Работу можно использовать при изучении курса «Культура родного края», на уроках чувашского языка, при проведении внеклассных мероприятий.

Структура и объём работы. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Она состоит из введения, основной части, заключения, приложений, библиографического списка, таблицы анкетирования учащихся.

        Ожидаемый результат:

- приобщение подрастающего поколения к историческому прошлому;

- будет способствовать воспитанию национальной гордости, чувства любви к малой родине;

- возрастет уровень воспитанности учащихся на добрых и устойчивых традициях чувашского народа.

Основная часть

Сущность и особенность народных обычаев и обрядов

 

Традиции - это все то, что передается из поколения в поколение. Такая передача происходит всегда и везде, имеет место во всех сферах жизни общества, например, производственные, трудовые, культурные, нравственные, бытовые, семейные и другие традиции.

Обычай – привычный для населения способ поведения, унаследованный от предыдущих поколений и изменяемый временем.

Обряд - совокупность действий (установленных обычаем или ритуалом), в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции.

Удивительно богатыми, незаменимыми источниками изучения исторического прошлого чувашского народа, его мировоззрения, национального самосознания являются народные традиции и обычаи.

Нам часто кажется, что мир традиций безвозвратно ушел в прошлое и уж менее всего мы склонны выполнять дедовские обряды и традиции. Но общество вновь и вновь оборачивается к своим истокам. Начинается поиск утраченных ценностей, попытки вспомнить былое, позабытое, и оказывается, что обряд, обычай направлен на сохранение вечных общечеловеческих ценностей:

- мира в семье

- любви к природе

- заботы о доме, хозяйстве

- мужской порядочности

- добра

- чистоплотности и скромности.

Система обычаев и обрядов формировалась на ранних ступенях развития человеческого общества. В примитивных обществах они выполняли функции управления, передачи опыта. У чувашского народа много традиций и обрядов. Некоторые из них позабыты, другие не дошли до нас. Они дороги нам как память о нашей истории. Без знания народных традиций и обрядов невозможно полноценное воспитание молодого поколения. Отсюда и стремление осмыслить их в контексте современных тенденций развития духовной культуры народа.

Весь комплекс обычаев и обрядов можно выделить в три группы:

1. Обряды, осуществляемые всей деревней или рядом поселений, так называемые сельские.

2. Обряды семейно – родовые, т.е. домашние или семейные.

3. Обряды, совершаемые индивидом или ради него или индивидуально, т.е. индивидуальные.

Чуваши с особым почтением и уважением относились к умению достойно вести себя в обществе. Чуваши учили друг друга: «Не срами имени чуваша», «Ч=ваш ятне ан ё\рт».

 Всегда в формировании и регулировании морально – этических норм большую роль играла общественное мнение: «Что на деревне скажут».

Особенной необходимостью являлось соблюдение этих обычаев молодежью.

1. Здороваться с соседями, односельчанами, с почтенными, стариками:

  - Сыв=-и? Здоров ли?

 - Аван – и? Хорошо ли?

2. Входя в избу к кому-либо из соседей, чуваши снимали шапки, клали под мышку и здоровались с «Х\рт-сурт» - домовым. Если семья в это время обедала, то вошедшего обязательно сажали за стол. Приглашенный не имел права отказаться, если даже был сыт, то все равно по обычаю должен был зачерпнуть из общей чашки хотя бы несколько ложек.

3. Чувашский обычай осуждал гостей, пьющих без приглашения, поэтому хозяин вынужден был непрерывно предлагать гостям угощение, он черпал ковш за ковшом, из которого часто отпивалось немного.

4. Крестьяне строго соблюдали давно сложившийся обычай, по которому раз – два в году он должен был звать к себе всех родственников и соседей, хотя в иных случаях эти гуляния уносили добрую половину из скудных запасов.

Основой всей жизни была семья. В отличие от сегодняшнего дня семья была прочной, разводы были крайне редки. Отношениям в семье были присущи:

- преданность

- верность

- порядочность

- большой авторитет старших.

Вся личная и общественная жизнь чувашей, их хозяйственная деятельность была связана с их языческими верованиями. Все живое в природе, все то, с чем сталкивались чуваши в жизни, имело своих божеств. В сонме чувашских богов в некоторых селениях насчитывалось до двухсот богов.

Только жертвоприношения, молитвы, наговоры по поверьям чувашей могли предотвратить вредные действия этих божеств:

1. Обряды типа Чък, когда люди приносили жертвоприношения великому богу Тур=, его семейству и помощникам с целью поддержания всеобщей гармонии и моление о хорошем урожае, приплоде скота, здоровье и достатке.

2. Обряды типа Киремет – когда на обрядовое жертвоприношение собирались жители нескольких деревень в специально отведенном месте. Жертвами в обряде служили крупные домашние животные в сочетании с молитвой.

3. Обряды, адресованные духам – божествам. Они имели определенную последовательность в исполнении, при обращении соблюдали общепринятую иерархию. Просили у своих божеств здоровья, покоя.

4. Обряды очищения, которые подразумевали моление с целью высвобождения от всех проклятий и заклинаний: с\рен, вир\м, вуп=р.

Если человек нарушал общепринятые нормы поведения и морали, следовал адекватный ответ. Нарушивших ждало неминуемое наказание: «Пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которой истомятся глаза, измучится душа. Поразит господь тебя чахлостью, горячкою, лихорадкою, воспалением, засухой, палящим ветром и ржавчиною». Поэтому заболевшие спешили к свом духам и божествам с просьбами и приносили им дары.

Жизнь чуваш проходила не только в труде. Народ умел, и веселиться, и радоваться. В течение года проводились праздники и обряды, связанные с языческими верованиями и приуроченные к основным переломным периодам астрономического года: зимнему и летнему солнцевороту, осеннему и весеннему солнцестоянию.

1. Праздники зимнего цикла начинались с праздника сурхури – в честь приплода скота и урожая хлеба.

2. Праздники весеннего цикла начинались с праздника  ё=варни– проводов зимы и встречи весны, изгнания злых духов – вир\м, с\рен.

3. Праздники летнего цикла начинались с ёим\к – общественных поминок покойников; уйчук – жертвоприношения и моления об урожае, приплоде скота, здоровья; уяв – молодежные хороводы и игрища.

4. Праздники осеннего цикла. Проводился чъклеме – праздник освещения нового урожая, время совершения обрядов поминовения в месяц юпа (октябрь).

После обращения в христианство обрядовый репертуар праздников пополнялся. Многие из праздников переосмысливались, но в своей основе остались прежними.

    

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.087 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь