Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Сохранение народных традиций родного края в нашей школе



В школе № 10 г. Канаш большое внимание уделяется воспитанию детей на основе чувашской народной культуры. Традиционным стало участие наших ребят в одном из самых любимых школьных мероприятий – «День чувашского языка», где учащиеся могут проявить свои таланты в исполнении чувашских песен и танцев, стихов. Проявить знание обычаев и традиций предков, народных праздников, характерных для нашего края.

Не менее важную роль в сохранении культуры нашего края играет кабинет чувашского языка, где собраны предметы старины, воссоздан интерьер чувашской избы, представлены женские и мужские костюмы чувашского народа.

Посетив краеведческий музей, я рассматривала яркие, красочные и удивительно красивые вещи, созданные руками простых чувашских женщин, наших бабушек и прабабушек: вышитые домотканые платья и рубахи, покрывала, наволочки, украшающие красный угол избы, скатерти и т. д.. Это часть нашей истории, основа чуващской культуры. Но если бы у нас в школе и в городе не было бы музеев, то я, наверное, даже не знала бы таких слов как ама,  тевет, масмак и другие.  А ведь эти слова очень часто употребляли наши бабушки и прабабушки. Поэтому мне, прежде всего, хотелось бы показать, как прекрасна культура родного края, и как важно сохранить традиции предков, чтобы уже наши дети не выросли «Иванами, родства не помнящими».

 

 

Чувашские традиционные обычаи на селе сегодня

В современном обществе наблюдается возрождение интереса к истории народа и национальной культуре. С течением времени детали исполнения обрядов менялись, но оставалась их суть, их дух. Изменение среды обитания, быта, современные средства общения, передвижения, проживания изменили и меняют на наших глазах детали многих обычаев и обрядов. Иногда изначальный смысл обряда бывает, забыт, а традиционная форма наполняется новым содержанием.

Люди вновь стали отмечать народные праздники.

В чем же их привлекательность?

Во-первых, в эмоциональной насыщенности. Во-вторых, в комплексности, так как каждый праздник обязательно предполагал словесные, музыкальные, песенно-танцевальные и игровые формы. В-третьих, в огромном нравственном потенциале. В-четвертых, в познавательной ценности.  

Наша деревня Н. Котяки расположена на территории Канашского района. Большой степенью сохранения традиционных элементов в д. Н. Котяки отличается семейная обрядность, связанная с основными моментами жизни человека в семье:

- проводы в армию

- рождение ребенка

- вступление в брак

- уход в мир иной.

 Особенно почитается населением праздник Ёим\к. Вот как отмечают этот праздник в нашей деревне.

  Ёим\к сегодня

Рано утром в день праздника в деревне топятся бани. До посещения кладбища все члены семьи моются в бане и после себя оставляют воду и мыло для усопших родственников. Хозяйки с утра пекут пироги и блины, варят пиво и готовят угощение для себя и усопших. С наступлением обеда вся семья собирается на кладбище. На кладбище родственники собираются у одной могилы, расстилают скатерти и раскладывают на них угощения. Открывают калитки оград, раздают угощения по могилам. А затем начинается общее угощение. После посещения кладбища люди идут в центр села, собираются на пересечении двух улиц. Здесь все, от мала до велика, водят хоровод, поют обрядовые песни, пляшут под гармошку, играют в разные игры.

В этот день проводится и второй праздник – ёум=р чък – жертвоприношение дождю или моление о дожде. У Красной речки собирается с ведрами молодежь всей деревни. Набрав в ведра воды, молодежь отправляется по селу, обливая всех встречных. Взаимное обливание продолжается до самого вечера. Никто не в праве противится обливанию, так как считается, что это может привести к засухе. Множество ребят с ведрами, полными воды, бегают в этот день по улицам, иногда даже забегают в дома и обливают спрятавшихся хозяев. Допоздна не смолкают песни, танцы, веселье. У чувашей существует мнение, что если потанцуешь на ç имě к – весь год болеть не будешь.

Проводы в армию

После получения повестки о призыве новобранец с друзьями готовит связку из разноцветных платков, собранных девушками-сверстницами. На другой день в доме новобранца собираются друзья. Всех их усаживают за стол и угощают. Если это происходит зимой, то запрягают лошадь в сани с задком или в обычную подводу. Под дугу вешают колокольчик, гривы лошади разукрашивают лентами, полотенцами. Новобранец вместе с близким другом и гармонистом садится на сиденье, остальные едут стоя на коленях. Новобранец размахивает платками, все поют протяжные, печальные солдатские песни. Процессия останавливается у дома, где участников обряда ждут с угощением. Заходят в дом с песнями. После застолья начинаются пляски и частушки под гармошку. Родственники благословляют новобранца, дарят подарки (полотенца, деньги). Уходят с песней.

Накануне отправки новобранец с друзьями, тесно обнявшись, с песнями под гармонь, связкой платков ходит по улицам деревни по солнцу. Встречным односельчанам низко кланяется, всех приглашает на проводы.

В день отъезда все друзья, родственники с угощениями собираются в доме у родителей новобранца, садятся за стол. Затем новобранец делает 3 круга вокруг стола по солнцу, при этом вместе друзьями поет. Мать дает сыну каравай хлеба. Он подрезает горбушу. Если она падает навзничь, то служба пройдет удачно, если ничком - то будут трудности.

Родители благословляют сына, дают напутствие: “Пусть Бог бережет, возвращайся живым и здоровым и т.д.” Отец подносит к сыну икону, сын целует ее, стоя на коленях. Родители и все присутствующие дают новобранцу деньги с пожеланием вернуть их обратно (означало вернуться здоровым). Из дома выходят с песней.

Новобранец и друзья идут до околицы с солдатскими песнями, в сопровождении родственников и жителей деревни. На околице будущему солдату преподносят кружку пива. Выпив, кружку бросает вверх. Проводы завершаются песней прощания с родной деревней, лесами, полями, лугами, озерами, реками. Дальше на подводе отправляется в место сбора новобранцев.

 

Заключение

В своем проекте мы хотели показать, что обычаи и обряды надо знать и соблюдать, хотя бы потому, что их соблюдали наши предки, родители, чтобы не прерывалась связь времен и сохранилась гармония в душе. А своим друзьям я часто говорю: «Соблюдение обычаев - это то, что позволяет нам чувствовать себя чувашами. И если мы перестанем соблюдать их, тогда кто мы? ».

Изучать историю, прошлое родного края, хранить память о деяниях предков - это наш долг. И я считаю своим долгом стать достойным продолжателем традиций нашего народа. Прошлое всегда достойно уважения. Уважать прошлое необходимо в том смысле, что это реальная почва настоящего.

Практическим результатом моей работы стало создание мультимедийной презентации, рассказывающих об обычаях и традициях чувашского народа. После моих выступлений на классных часах многие ребята заинтересовались проектом, у них возникло желание создать похожие работы о своих народах.  Мне кажется, что все мы стали немножко лучше понимать друг друга.

 

 

 

Библиографический список

 

Ø Данилов В.Д., Павлов Б.И.. История и культура Чувашской Республики. Чувашский Республиканский Институт Образования. Чебоксары, 1996.

Ø Данилов В.Д., Павлов Б.И. История Чувашии (с древнейших времен до конца XX века): Учеб. пособие. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2003. – 304 с.

Ø Иванов В.П. Чувашский этнос: проблемы истории и этнографии. – Чебоксары, 1998.

Ø Иванов В.П., Николаев В.В., Дмитриев В.Д. Чуваши: этническая история и традиционная культура. – Чебоксары, 2000.

Ø Каховский В.Д. Происхождение чувашского народа. - 3-е изд., перераб.- Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2003. - 463 с.

Ø Краткая чувашская энциклопедия. – Чебоксары,  2001.

Ø Никитин А.С. Мир Чувашский.- Чебоксары, 2003. - 895 с.- (Память Чувашии).

Ø  Скворцов М.И.. Культура Чувашского края. Чувашское книжное издательство. Чебоксары 1994г.

Ø «Чă ваш ç емйин ылтă н ç ўпç и» = Золотое руно чувашской семьи: о праздниках и обрядах чувашской семьи (на чув. яз.) / сост. Н. А. Петроградская; Чуваш. респ. дет.-юнош. б-ка. - Чебоксары, 2008.

 

 

Приложения

№1


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.024 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь