Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Компьютерное сопровождение основных этапов читательской деятельности в процессе изучения эпических произведений



Компьютерное сопровождение основных этапов читательской деятельности в процессе изучения эпических произведений

(на примере произведения И.А. Гончарова «Обломов»)

 

 

Пермь, 2010г.
Содержание

 

Введение                                                                                       4

 

Глава 1. Сущность понятия «читательская деятельность»

в свете литературного образования школьников                            8

 

Глава 2. Применение компьютерных технологий в

процессе организации читательской деятельности

на уроках литературы                                                                       16

2.1 Адаптационные возможности традиционной

методики в аспекте компьютерных технологий                               16

2.2 Специфические приемы компьютерного сопровождения

в процессе организации читательской деятельности                                30

2.3 Уроки изучения эпического произведения

(вступительные уроки, уроки углубленного изучения                    33

художественного произведения, заключительные уроки)

 

Глава 3. Приемы компьютерного сопровождения

изучения романа И.А. Гончарова «Обломов»                                          41

3.1. Система уроков изучения романа И.А. Гончарова «Обломов» 41

3.2. Модель педагогического эксперимента                                     88

Заключение.                                                                                91

 

Библиографический список.                                              92

 

Приложение


Аннотация

Выпускная квалификационная работа посвящена проблеме компьютерного сопровождения основных этапов читательской деятельности в процессе изучения эпических произведений.

Автор исследования рассматривает адаптационные возможности как традиционных приемов читательской деятельности в аспекте ИКТ, так и обозначает новые, специфические приемы компьютерного сопровождения уроков литературы, формирующиеся на современном этапе.

В работе рассматривается ряд приемов, основанием для которого является специфика использования компьютерного сопровождения на разных этапах читательской деятельности.

Изучение романа И.А. Гончарова «Обломов» выстраивается как система уроков, в которых активно используется информационно-коммуникационная поддержка.

Материалы исследования можно использовать в практике преподавания литературы в школе.


Введение

Актуальность исследования. На современном этапе ученик из объекта воздействия становится субъектом действия, это педагогическая аксиома наших дней. Формирование научного мировоззрения, познавательной и социальной активности школьников, самостоятельности учащихся в обучении, творческого потенциала личности является важнейшими задачами современного образования. Особое место в структуре формирования личности занимает такой вид познавательной и информационной деятельности, как чтение. Именно оно в первую очередь формирует мыслительную деятельность, является основой развития, обучения и воспитания человеческого индивида в целом, поэтому возникает потребность в совершенствовании читательской деятельности учащихся, которая формируется в первую очередь на уроках литературы.

К сожалению, в наше время значение литературы упало. Учителя- словесники остро столкнулись с проблемой читательского кризиса. Учащиеся не читают. Обилие информации, получаемой с экранов телевизоров, посредством компьютеров и других средств массовой информации, буквально захлестнуло школьников, читать стало некогда и не принято. А произведения, изучаемые в рамках школьной программы, если и читаются учениками, то с большой неохотой или в кратком изложении.

Школьное литературное образование нуждается в новых технологиях и инновационных методиках, способствующих не только обновлению содержания образования, но и повышению его качества. Одним из наиболее эффективных путей является применение информационно-коммуникационных технологий. «Информационная технология обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио-и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети») для работы с информацией»[36; 43].

Отвечая нуждам современной педагогики, информационно-коммуникационные технологии расширяют методический спектр проведения уроков литературы. Применение компьютерного сопровождения уроков позволяет сделать их привлекательными для школьников и по-настоящему современными, осуществлять индивидуализацию и дифференциацию обучения, создает условия для максимально возможного всестороннего развития личности обучаемого.

Дидактически обоснованное использование компьютерного сопровождения на уроках литературы способствует активизации читательской деятельности подростков. «В условиях резкого ослабления авторитета литературы в мире в целом визуальные искусства выходят на первый план»[9; 25-26], и компьютерное сопровождение уроков литературы позволяет органично и активно ввести визуальное в процесс изучения художественных произведений.

Однако в компьютеризации обучения, в применении инфор­мационных технологий обучения еще много нерешенных дидакти­ческих проблем, в частности речь может идти о методике ввода компьютерного сопровождения основных этапов читательской деятельности. Именно этой проблеме посвящено данное исследование и этим объясняется его актуальность.

Объект исследования: компьютерные технологии в процессе формирования читательской деятельности на уроках литературы.

Предмет исследования: приемы компьютерного сопровождения основных этапов читательской деятельности в процессе изучения художественных произведений.

Цель исследования: разработка приемов компьютерного сопровождения основных этапов читательской деятельности и их внедрение в систему уроков изучения романа И.А. Гончаров «Обломов».

Задачи исследования:

1. Изучить дидактическую и методическую литературу по данной проблеме.

2. Адаптировать традиционные методы и приемы к использованию в сфере компьютерных технологий.

3. Обозначить специфические приемы компьютерных технологий, пригодных для сопровождения основных этапов читательской деятельности.

4. Познакомиться с методическими разработками изучения эпических произведений.

5. Познакомиться с методическими разработками изучения романа И.А. Гончарова «Обломов».

6. Разработать систему уроков изучения романа И.А. Гончарова «Обломов» с опорой на компьютерное сопровождение основных этапов читательской деятельности.

7. Создать модель педагогического эксперимента.

Гипотеза исследования: правомерно предположить, что компьютерное сопровождение основных этапов читательской деятельности изучения романа И.А. Гончарова «Обломов» позволит повысить мотивацию учащихся к процессу чтения и анализа романа, будет способствовать развитию художественного воображения, ассоциативного и интерпретационного мышления. 

В данной работе были использованы традиционные для подобного исследования методы:

- метод теоретического анализа использовался при работе с литературой по психологии, педагогике, методике изучения литературы и теории литературы;

- метод обобщения и систематизации в процессе адаптации традиционных приемов формирования читательской к ИКТ;

- метод моделирования – при разработке конспектов уроков и модели эксперимента.

Теоретическая новизна работы заключается в том, что определены адаптационные возможности в свете компьютерных технологий для традиционных приемов формирования читательской деятельности, обозначены специфические приемы компьютерного сопровождения различных этапов читательской деятельности в процессе изучения романа И.А. Гончарова «Обломов».

Практическая значимость проведенного исследования обусловлена тем, что приведенные в ней материалы (разработки уроков, презентации, слайд-фильмы, задания по работе со смежными видами искусства в формате ИКТ, дополнительные материалы для моделирования заданий в формате ИКТ, данные в приложении) можно использовать в школьной практике. 

Структура выпускной квалификационной работы: введение, три главы, заключение, библиографический список и приложение.

 


Глава 1. Сущность понятия «читательская деятельность» в свете литературного образования школьников

Понятие читательская деятельность относительно новое, определение его дано в трудах психологов, педагогов, учителей-методистов, и понятие «читательская деятельность» не тождественно понятию «чтение».

А.А. Гречихин в своей книге «Социология и психология чтения» [8; 267] утверждает, что в настоящее время существует несколько научных концепций читательской деятельности, но нет пока общезначимой ее теории.

Все предложенные ранее варианты, по мнению автора, отражали преимущественно частные аспекты читательской деятельности. Он посчитал необходимым решить вопрос о создании типологической модели читательской деятельности.

Автором предложена собственная модель типологии читательской деятельности, представленная ниже.

Читательская деятельность

 

I. Формирование круга чтения II. Чтение как творческий процесс III. Методы и формы воспроизведения результатов чтения
1. Цели и потребности (интересы и мотивы) 2. Информационный поиск (библиографический, документальный, фактографический) 3. Отбор и систематизация 1. Выборочное, или чтение-просмотр. 2. Быстрое, или динамическое, чтение. 3. Углубленное, с фиксацией результатов чтения. 1. Маргиналии. 2. Конспектирование 3. Составление библиографических пособий. 4. Дневник (журнал чтения).

 

ЧИТАТЕЛЬ

 

Как поясняет автор, из трех основных структурных блоков модели только центральный отражает непосредственно чтение. Функция других заключается в том, что бы обеспечить, с одной стороны, целенаправленность процесса чтения путем удовлетворения потребности в получении необходимых документальных источников информации – левый блок, а с другой стороны его эффективность путем использования разнообразных форм и методов фиксации результатов чтения – правый блок. [8; 268-269]

 

М.И.Оморокова, занимающаяся проблемой совершенствования чтения младших школьников, предлагает рассматривать читательскую деятельность

«как коммуникативную речевую познавательную деятельность, направленную на восприятие, осмысление, воссоздание и воспроизведение читаемого» [].

В педагогической науке большой вклад в изучение читательской деятельности внесла профессор Н.Н. Светловская. Ею разработана «Теория формирования типа правильной читательской деятельности».

Н.Н. Светловской введена система основных понятий: «тип правильной читательской деятельности», «читательская самостоятельность», «квалифицированный читатель»).

Тип правильной читательской деятельности по Н.Н. Светловской – это «трёхступенчатый процесс целенаправленного индивидуального осмысления и освоения детьми книг (до чтения, в процессе чтения и после чтения)»[32; 70-71].

Читательская деятельность – самостоятельный и самоценный вид интеллектуально-эмоциональной деятельности, который имеет сложную структуру. Она состоит из трех основных этапов: «предчтение», процесс чтения и «послечтение».

Овладение типом правильной читательской деятельности способствует формированию квалифицированного читателя, что является, по мнению Н.Н. Светловской, главной учебной целью обучения чтению.

«Квалифицированный читатель» с точки зрения Н.Н. Светловской – «это ребенок или взрослый, который обладает читательской самостоятельностью, т.е. умеет видеть в любой книге собеседника, различать собеседников и выбирать из их числа нужного для себя и делать это с наименьшей тратой времени и сил»[8; 26].

Н.Н. Светловской выявлено, что, читательская самостоятельность характеризуется наличием у ребенка мотивов, побуждающих его обращаться к книгам, и системы знаний, умений, навыков, дающих ему возможность с наименьшей затратой сил и времени реализовать свои запросы в соответствии с общественной или личной необходимостью[34; 24-27]. Именно читательская самостоятельность является залогом устойчивого спонтанного интереса всех учащихся (а не только детей, способных к изучению литературы) к миру книг и постоянному чтению книг по собственному выбору, а также объективной оценки детьми своих читательских возможностей и своей читательской  подготовки[34; 70].

Опираясь на мнение О.В. Сосновской [35; 38-39], мы можем сказать, что особенность читательской деятельности заключается в том, что проникновение в предметный, содержательный мир, стоящий за текстом, происходит с помощью общепсихологических и психолингвистических механизмов читательской деятельности. Поэтому значимо понятие «квалификация читательской деятельности», отражающая уровень сформированности психологического механизма осуществления читательской деятельности в сочетании с филологическими и культурологическими составляющими.

В процессе читательской деятельности читатель вступает в опосредованное (через текст) общение с другим субъектом, создавшим текст. Содержание многих подструктур личности читателя влияет на характер восприятия содержания текста. Особенно это касается читательской направленности, понимаемой как система отношений, определяющая избирательность и активность личности в ее читательском поведении, общении, деятельности. По характеру и особенностям содержания читательской направленности можно судить о читательском сознании личности. Содержание читательской направленности, по мнению А.В. Бородиной, влияет и на все фазы читательской деятельности: мотивационно-потребностную, процессуально-результативную, результативно-оценочную, рефлексивно-прикладную [6; 14-16].

Читатель (субъект, индивидуум и личность) развивается в читательской деятельности, в диалогическом взаимодействии с другими субъектами в определенном социуме непосредственно и опосредованно.

Формирование подготовленного, «квалифицированного», «грамотного», «культурного», «творческого», «талантливого», эстетически образованного читателя, умеющего ориентироваться в безбрежном море родной и зарубежной литературы, понимать и эстетически оценивать литературные произведения разных времен и народов – важная задача уроков литературы. Но чтобы успешно решать ее, необходимо знать, что входит в понятие читательской культуры, каковы ее основные составляющие, а затем осознанно и целенаправленно, от класса к классу вести работу по формированию читателя посредством формирования читательской деятельности.

В работах методистов читательская культура рассматривается как совокупность интереса к книге, широкого знакомства с литературой, специальных знаний о книге и способах работы с ней, умений, навыков и привычек, помогающих читать книгу с максимальной пользой. В.Г.Маранцман, подводя понятие культуры чтения под более широкое и общее понятие культуры, считает необходимыми качествами читателя активность и точность эмоциональной реакции, глубину осмысления художественного текста, конкретизацию литературных образов в читательском воображении, способность эстетически оценить форму произведения, видеть за художественным миром его автора» [19; 27].

Своеобразную трактовку понятия дает И.С. Збарский, рассматривая читательскую культуру как «совокупность знаний, умений и чувств» и потому выделяющий в ней три взаимодействующих компонента, уровня, которые характеризуются следующим образом:

«1. Уровень читательского сознания, литературной эрудиции включает в себя запас фактических знаний «золотого фонда» литературы (практическое знакомство с художественными произведениями), приобретение необходимого круга знаний по теории и истории литературы, освоение логики анализа произведений в их родовой и жанровой специфике.

2. Уровень читательских чувств, оценочных ориентаций включает в себя первичный показатель: способность к восприятию конкретных произведений - и последующие основные показатели: эстетический вкус, т.е. способность к оценке произведений искусства на основе осознанных критериев, и наличие литературно-эстетических идеалов личности.

3. Уровень читательского поведения указывает на наличие и степень развитости читательской культуры в практической деятельности человека (выбор литературы, работа с ней, пропаганда книги и т.д.), на степень приобщения к творческой деятельности, на уровень овладения переносом знаний, умений и навыков в сферу самостоятельного чтения» [19; 30].

Проблеме формирования общих и специальных литературных умений всегда придавалось большое значение, об этом много писали Г.В.Анджапаридзе, Н.Я.Мещерякова, Л.Я.Гришина. Однако чаще всего подразумеваются лишь умения, связанные с анализом, оценкой литературного произведения или каких-то его компонентов.

Но понятие читательской деятельности (а именно деятельность является основой как для формирования, так и для реализации умений) значительно шире. Сюда, кроме перечисленного, входит восприятие автора произведения, его идеи, сопереживание героям и событиям, «сдвиги», происходящие в интеллектуальной, нравственной, эстетической сфере личности под влиянием книги.

Таким образом, даже из такого краткого обзора мнений, касающихся читательской деятельности, видно, что компоненты ее у разных авторов различны. Это, на наш взгляд, обусловлено, во-первых, наличием определенного, собственного угла зрения исследователей, во-вторых, обилием конкретных видов читательской деятельности в процессе общения человека с художественным произведением.

Для практической работы учителя, как нам кажется, необходимо для начала выделить этапы читательской деятельности, которые так или иначе прослеживаются у всех исследователей, а затем соотнести частные виды читательской деятельности с этими этапами.

Можно выделить следующие этапы:

1. мотивационный (А.А. Гречихин – интересы и мотивы, Н. Н. Светловская – «предчтение», А.В. Бородина – мотивационно-потребностный, В.Г. Маранцман – подготовка первичного восприятия и др.);

2.  восприятия текста (А.А. Гречихин – чтение-просмотр, быстрое, углубленное, М.И. Оморокова – познавательная деятельность, направленная на восприятие; Н. Н. Светловская – процесс чтения, А.В. Бородина – процессуально-результативный, В.Г. Маранцман – первичное восприятие и др.);

3. аналитический (А.А. Гречихин – фиксация результатов чтения, М.И. Оморокова – осмысление, Н. Н. Светловская – «послечтение», А.В. Бородина – результативно-оценочный, В.Г. Маранцман – углубленный анализ, анализирующее наблюдение);  

4. воспроизведения (А.А. Гречихин – воспроизведение результатов чтения, М.И. Оморокова – воссоздание и воспроизведение читаемого, А.В. Бородина – рефлексивно-прикладной, В.Г. Маранцман – интерпретационный).

Этап мотивации – волевая, эмоциональная и интеллектуальная готовность к восприятию текста, к его образной конкретизации – стимулируется учителем различными методическими приемами, как традиционными, так и приемами компьютерного сопровождения. Причем мотивируется и готовность восприятия всего текста в целом (вступительные уроки), и готовность восприятия текста под углом темы урока (этап мотивации урока).

Этап восприятия текста – самостоятельный этап общения ученика с художественным произведением при первичном чтении – первичное восприятие, которое на этапе аналитической читательской деятельности переходит во «вторичное», т.е. откорректированное, адекватное.

На этапе анализа, направляемого учителем на уроках углубленного изучения художественного произведения, стимулируемого различными методическими приемами, ученик «вглядывается» в текст, постигает и глубину его идейного содержания, и художественную форму, и его эстетическую значимость как для литературного процесса, так и для себя.

Этап воспроизведения – это и возврат к целостности восприятия на новом уровне, и осмысление авторской позиции, и личностная рефлексия, и собственная интерпретация художественного текста в творческих работах различного рода. Данные виды читательской деятельности – прерогатива заключительных уроков изучения художественных произведений на уроках литературы.


Урок №1.

Задачи:

- ввести учащихся в эпоху Петербурга Обломова, в культурологические реалии эпохи (дать понятия чиновничьего аппарата и дворянского сословия на примере посетителей Обломова);

- подготовка восприятия образа Обломова.

Оборудование: текст романа, слайдовая презентация с иллюстративным материалом.

Ход урока

Мотивация

Слово учителя:

Появление романа «Обломов» совпало со временем острейшего кризиса крепостничества. Образ апатичного, неспособного к деятельности помещика, выросшего и воспитанного в патриархальной обстановке барской усадьбы, где господа жили безмятежно благодаря труду крепостных, был очень актуален для современников, и именно он стал главным объектом изображения в романе.

Путь Обломова – типичный путь провинциальных российских дворян 1840-х гг., приезжавших в столицу и оказывавшихся вне круга общественной жизни. Служба в департаменте с непременным ожиданием повышения, из года в год однообразие жалоб, прошений, завязывания отношений со столоначальниками – это то, что предложила столица главному герою романа, но такая жизнь оказалось не по силам Обломову. 

Критики, современники автора, дали высокую оценку роману, например Н.А. Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина? » (1859), слово «обломовщина» стало нарицательным и по сей день. Что оно обозначает? К кому применимо? Может быть и к нам? Знакомство с романом, надеюсь, позволит нам ответить на эти вопросы.

Давайте познакомимся с Петербургом «эпохи Обломова», но для начала немного истории.

В 1712 году столица Российской империи была перенесена из Москвы в Петербург, хотя никаких приказов о переносе столице царь не отдавал, просто в 1712 году в Петербург переместились все официальные учреждения и царский двор. Это уникальный в мировой истории казус, когда столица одного государства (России) на протяжении девяти лет находилась формально на территории другого государства (Швеции). Город официально оставался столицей до 1918 года, лишь на время царствования Петра II столица была временно возвращена в Москву. По сей день Санкт-Петербург часто неофициально называют северной столицей.

Компьютерное сопровождение (слайд-фильм):

- А сейчас обратите внимание на приготовленную для вас презентацию. Вы увидите Петербург, место, где происходило действие романа.

Беседа:

- Какое впечатление произвел на вас Петербург 19 века?

- Представьте себе людей, живущих в Петербурге 19 века. Как они жили? Чем они жили?

Слово учителя:

Жизнь Петербурга во время действия романа была тоже, как это ни странно для нас, суетливой, напряженной. Именно в такой Петербург приехал Илья Ильич Обломов из своего сонного, безмятежного окружения – Обломовки. В то время, как правило, так и поступали представители поместного дворянства – отсылали детей своих «на службу», в ведомство.

Компьютерное сопровождение (слайд № …):

- Что, по вашему, представляет собой понятие «поместное дворянство»? Обратите внимание на слайд, где раскрывается это понятие.  

Слово учителя:

Как правило, большинство представителей поместного дворянства получали чин и место на службе благодаря праву рождения.

Компьютерное сопровождение (слайд № …):

Предлагаю вашему вниманию понятие Табеля о рангах, в нем отражены чины, существовавшие в России 19 века.

Целеполагание

Давайте внимательнее присмотримся к посетителям Обломова. Они нам лучше помогут понять и эпоху, и, что очень важно, главного персонажа романа – Илью Ильича Обломова.

Анализирующее наблюдение

Слово учителя:

Гости Обломова – типичные представители Петербурга XIX века: дворянин, франт Волков и карьерист, чиновник Судьбинский. Как вы можете их описать?

Компьютерное сопровождение беседы (слайды №№ …):

- Обратите внимание на слайд. Соответствует ли изображение на нем вашему представлению?

- Как вы считаете, кто из этих двоих представителей сословий приносил наибольшую пользу для общества? Почему?

- Важен ли карьерный рост для Судьбинского? Как вы думаете, почему?

- Какие приоритеты у Волкова? Не забывайте, Волков молод, влюблен, видит жизнь прекрасной, он только вступает в нее. Со временем он может превратится в такого же Судьбинского – задуматься о карьере, жениться, остепениться.

- Что думает Илья Ильич о своих посетителях? Обоснуйте свой ответ, приведите цитаты из первой главы.

- Найдите в первой главе цитаты, которые выражают отношение Обломова к своим посетителям, к их образу жизни.

1. Волков. «В десять мест в один день – несчастный! – думал Обломов. – И это жизнь! – Он сильно пожал плечами. – Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? Конечно, недурно заглянуть и в театр и влюбиться в какую‑ нибудь Лидию… она миленькая! В деревне с ней цветы рвать, кататься – хорошо; да в десять мест в один день – несчастный! » – заключил он, перевёртываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя своё человеческое достоинство и свой покой.

2. Судьбинский. «Увяз, любезный друг, по уши увяз, – думал Обломов, провожая его глазами. – И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает… У нас это называется тоже карьерой! А как мало тут человека‑ то нужно: ума его, воли, чувства – зачем это? Роскошь! И проживёт свой век, и не пошевелится в нём многое, многое… А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома – несчастный! »

Он испытал чувство мирной радости, что он с девяти до трёх, с восьми до девяти может пробыть у себя на диване, и гордился, что не надо идти с докладом, писать бумаг, что есть простор его чувствам, воображению.

 

Концептуальное осмысление

Беседа:

- Как вам кажется, с какой целью автор в самом начале романа показывает гостей Обломова?

- Как размышления Обломова о гостях характеризуют его самого?

Слово учителя:

На следующем уроке мы ближе познакомимся с Обломовым, и узнаем, отчего же фамилия «Обломов» стала нарицательной в русской литературе.

Домашнее задание:

Прочитать роман далее – с 6 по 9 («Сон Обломова»).

Одному из учеников дать задание по подготовке доклада на тему «Распорядок дня обломовца» - по 9 главе (для работы на следующем уроке).

 


УРОК №2

Ход урока

Мотивация

Беседа:

- Давайте подумаем, с какой целью человек рождается на свет?

- Какие человеческие качества вы больше всего цените?

 

 

Слово учителя:

В «Энциклопедическом словаре крылатых фраз и выражений» Вадима Серова слово Обломов трактуется «как помещик, ведущий в городе праздную, бездеятельную жизнь». Благодаря статье Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина? », Обломов стало именем нарицательным, и служит для обозначения бездеятельного, ленивого человека, занятого праздными размышлениями, бесплодными мечтаниями. Это определение несет в себе ироничный смысл.

Целеполагание

Давайте же мы с вами в ходе урока подумаем, отчего имя главного героя романа стало нарицательным.

Анализирующее наблюдение

Беседа:

Какие личные качества Ильи Ильича вы можете назвать, опираясь на первую главу романа?

Компьютерное сопровождение работы с иллюстрациями и фотографиями – образная конкретизация (слайды №2)

Слово учителя:

На слайдах представлен Обломов в интерпретации двух художников, актера и режиссера. Какой из обликов героя более соответствует вашему представлению и почему?

(слайд №2)

Слово учителя:

Предлагаю вам внимательно вглядеться в «Сон Обломова». Это одна из важнейших глав романа, именно в ней мы увидим, как рос Илья Ильич, как становился его характер. Сейчас мы с вами услышим описание Обломовки, которым открывается «Сон». Давайте попробуем в нем найти значимые средства художественной выразительности, которыми автор передает свое отношение к этому месту.

Выразительное чтение (подготовленный ученик):

 «Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…

Небо там, кажется, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых принято кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, смотреть в раздумье на заходящее солнце.

Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой нитью, или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

Измученное волнениями или вовсе не знакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым счастьем. Все сулит там спокойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».

Беседа:

Выделите эпитеты и значимые слова в этом отрывке и сделайте вывод о том, чем было это место в жизни Обломова.  (благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды; веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно и т.д. - это идеальное место, рай для Обломова)

Слово учителя: А сейчас обратимся с вами к жизни людей в Обломовке. И посмотрим, действительно ли все в ней так идеально, как представлено в описании.

Компьютерное сопровождение сравнительного анализа текста и киноинтерпретации Н. Михалкова.

Для того чтобы вспомнить ключевые аспекты жизни обломовцев, мы посмотрим фрагменты из фильма Н. Михалкова «Шесть дней из жизни Обломова». Я прошу вас разделиться на две команды, задачей одной команды будет нахождение положительных моментов в обломовской жизни, а другой – моментов негативных, отрицательных. Для того чтобы вам легче было выделять аспекты, я предлагаю вам обратить внимание на 3 сферы:

1. Картина мира.

2. Философия жизни.

3. Воспитание ребенка.

Затем, используя примеры из фильма и дополняя их примерами из текста, мы ответим на вопрос: «Действительно ли можно назвать Обломовку раем? »

Просмотр эпизодов из фильма:

1. Любопытство Илюши (ссылка в слайде №3)

2. Бесхозяйственность обломовцев (ссылка в слайде №4)

3. Всеобъемлющий сон подобный смерти (ссылка в слайде №5)

4. Повторяющиеся, бесплодные вечера. Объединяющее начало в смехе (ссылка в слайде №6)

5. Молитва (ссылка в слайде №7)

Запись в тетради:

Результаты работы оформляются в тетради и  при помощи компьютера, проецируется через медиапроектор на экран в виде следующей таблицы (слайды №№8, 9, 10):

 

+ жизни обломовцев - жизни обломовцев

Картина мира

1. Единение людей с природой, природа антропоморфна, у человека нет страха перед ней. 2. Единение людей друг с другом, любовь родителей к Илюше. 1. Отгороженность Обломовки от внешнего мира, даже страх обломовцев перед ним (история с оврагом, галереей; в Обломовке нет календаря; страх перед письмом).

Философия жизни.

1. Размеренная, спокойная жизнь, где, как и в природе, нет катаклизмов. Естественным процессом воспринимается и смерть, которая приходит незаметно. 2. В Обломовке нет места злу, самое большое зло – это «кража гороху по огородам». 1. Доклад ученика «Распорядок дня обломовца». Из него видно, что жизнь – это механическое повторение еды и сна (равного смерти), пустых вечеров и бесплодных разговоров. 2. Детали, нарушающие размеренность жизни обломовцев (шатающееся крыльцо, изба Онисима Суслова, рухнувшая галерея). Все это показывает неумение обломовцев трудиться, отношение их к труду как к наказанию, надежда во всем на «авось».

Воспитание ребенка

1. Любовь матери. 2. Формирование поэтического духовного начала в ребенке при помощи сказок, фольклора. 1. Излишняя любовь, ведущая к ограждению от собственной деятельности. 2. Сказки рождают бесплодные мечтания о том, что в жизни без труда может произойти чудо, а это приводит к полной пассивности героя. 3. Воспитание Обломова «по-обломовски»

 

Слово учителя:

Итак, мы с вами отразили в нашей таблице противоречивые стороны жизни Обломовки, ставшие причинами противоречивости натуры Обломова.

Беседа (компьютерная поддержка – слайд №…):

Вот два высказывания критиков.  Их характеристики Обломова напрямую связаны с жизнью Обломовки. Какова эта связь? Соотнесите присущие Обломову черты с соответствующими реалиями жизни Обломовки, на которые указывают критики в своих суждениях.

Н. Добролюбов: «В книге Гончарова предстает перед нами живой современный русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью. В чем черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от апатии ко всему, что делается на свете…»

(слайд №11)

А.В. Дружинин: «Заспанный Обломов, уроженец заспанной и все-таки поэтической Обломовки, свободен от нравственный болезней… Он не заражен житейским развратом. Ребенок по натуре и по условиям своего развития, Илья Ильич во многом оставил за собой чистоту и простоту ребенка, которые ставят мечтательного чудака выше предрассудков своего века».

(слайд №12).

- Кто из этих исследователей, по-вашему, прав?

Беседа:


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-16; Просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.112 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь