Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В1. Роль философии в жизни человека и общества



Философия. Ответы

1. Роль философии в жизни человека и общества. Лист 2,

2. Философия и частные науки. Мировоззренческая и методологическая функции философии. Лист 3-4/1

3. Философия древнего Китая ( фото стр. 7-8 )

4. Индийская философия ( фото стр. 5 )

5. Философия античной Греции и Рима. ( фото стр. 8-9 )

6. Философия средневековья. ( фото стр. 10-12 )

7. Философия эпохи Возрождения. ( фото стр. 13-14 )

8. Европейская философия XVII – XVIII веков. ( фото стр. 15 )

9. Немецкая классическая философия. Кант ( лист 5-6)

10. Немецкая классическая философия. Гегель, Фейербах. ( лист 7-8)

11. Марксистская философия и её историческая судьба. ( лист 9)

12. Особенности возникновения и развития отечественной философии. (лист 14)

13. Русская религиозная философия.(лист 15)

14. Современная западная философия (Шопенгауэр, психоанализ, Ницше). Лист 16-17

15. Современная западная философия (феноменология, экзистенциализм, герменевтика). Лист 18-19

16. Современная западная философия (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм) лист 20-21

17. Учение философии о бытии. Лист 23

18. Учение философии о материи. Лист 22, часть на 23

19. Пространство, время, движение. Лист 22

20. Проблема единства мира. Монизм, дуализм, плюрализм. (лист 12 )

21. Мировоззрение и научная картина мира.

22. Религиозная картина мира.

23. Проблема сознания в философии.

24. Сознание и самосознание.

25. Сознательное и бессознательное.

26. Сознание и высшие формы психической деятельности: мышление, память, воля, эмоции.

27. Познание как предмет философского анализа.

28. Диалектика чувственного и рационального познания. Рациональное и иррациональное. (лист 13)

29. Познание и практика.

30. Истина и заблуждение.

31. Научное познание и его специфические признаки. Наука в современном мире.

32. Методология научного познания. (лист 4)

33. Диалектика и её альтернативы. .(лист 7, 10-11)

34. Категории диалектики.(лист 7, 10-11)

35. Принципы диалектики.(лист 7, 10-11)

36. Противоречивость бытия и познания.

37. Диалектика количественных и качественных изменений.(лист 7, 10-11)

38. Диалектические отрицания и синтез..(лист 7, 10-11)

39. Проблема человека в философии. Проблема антропосоциогенеза.

40. Единство биологического и социального в человеке.

41. Индивид, индивидуальность, личность.

42. Проблема смысла жизни в философии. Жизнь, смерть, бессмертие.

43. Общество как саморазвивающаяся система.

44. Материальное производство и его роль в жизни общества.

45. Личность и общество. Свобода личности и историческая необходимость. Свобода и ответственность личности.

46. Человек в мире ценностей. Аксиология как философская теория ценностей. (лист 12)

47. Типологизация общества.

48. Культура и цивилизация.

49. Единство и многообразие мировой истории.

50. Человечество перед лицом глобальных проблем.

 

 

Просто о сложном

https: //mystroimmir.ru/filosofiya

 


 

В1. Роль философии в жизни человека и общества

Философия – это рационально-системное теоретически оформленное мировоззрение.

Философия с греческого переводится как «люблю мудрость», т.е. это наука о наиболее общих законах развития природы, человеческого общества и мышления.

Впервые термин «философия» употребил Пифагор. «Фило» - любовь, «софия» - мудрость. Любовь к мудрости.

 

Философия - это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки.

 

Философия критична, т.е. проверяет на прочность то, что можно доказать логически. Она рациональна, ничего не отрицает, но и никогда не доминирует. Опирается на логику, теоретизирует. Но она никогда не занимается частностями, а пытается обобщить все законы в совокупности. Универсальность и абстрактность мира.

 

Философия изучает не человека, а общество в целом.

 

Мировоззренческая функция философии проявляется в том, что, вооружая людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.

 

Таким образом, философия не только дает единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод познания, который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов.

 

Философию можно назвать особым видом духовной жизни человека. Философия возникла в VII-VI веках до нашей эры одновременно в Древней Греции, Китае, Индии.

Истоки философии – мифология и религия. Возникла философия в раннем классовом обществе из потребности обобщить весь опыт познания мира человека и сформировать целостную картину мира.

 

Гераклит называл философом исследователя природы вещей. Платон говорил, что философия – познание единого. Призвание философов – постановка мировоззренческих вопросов и поиск ответов на них.

 

Возникновение философии стало переворотом в духовном мире общества. Человек за всю свою историю сделал попытку подойти к пониманию мира таким, каким он существует сам по себе. С возникновением философии формируется самосознание человечества.

 

Значение философии:

1. Изучение философии расширяет кругозор человека, помогает в выработке вдумчивого отношения ко всему, что происходит в окружающем мире.

2. Учит мудрости, глубокому проникновению в мир природы и чувств человека.

3. Позволяет выработать культуру разумного мышления.

4. изучение философии позволяет человеку выйти за рамки обыденного существования, делает ум острее, духовный мир богаче.

 

Философия – это свободное мышление и искание истины.

Философия – учение о мире, и месте человека в нём; наука о всеобщих науках развития природы, общества. С её помощью мировоззрение достигает высокой степени обобщённости и теоретичности, а в свою очередь развитое мировоззрение позволяет лучше разбираться в философских вопросах.


 

В2. Философия и частные науки. Мировоззренческая и методологическая функции философии.

 

Философия и частные науки

 

Философия занимается изучением общих принципов бытия, познания отношений человека и мира.

Функцией науки является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности.

Философия – это схема изучения. Наука – конкретика.

 

Частные науки имеют своим предметом какую-либо частную, конкретную область изучения и делятся обычно на три группы: естественные, общественные и технические науки. Различают также фундаментальные науки, к которым обычно относят математику, физику, химию, биологию, важнейшие социальные науки.

Наука изучает что-то конкретное: атом, клетку, экономику, физику и т.д. Философия изучает общество в целом.

Наука не пренебрегает опытом. Философия – опыт несовершенен.

У философии общее с наукой:

1Системный подход

2Доказуемость/не доказуемость утверждений, понятий, законов

3Структурность.

 

Философия сама оказывает воздействие на развитие частных наук.

Влияние философии осуществляется через мировоззрение, которое так или иначе воздействует:

— на первоначальные позиции ученого;

— его отношение к миру и познанию;

— на его отношение к необходимости развития той или иной конкретной области знания (например, ядерной физики, генной инженерии и т. п.).

 

В 32 Методология научного познания.

Методология – разложить проблему на составляющие.

Основной вопрос что первично? (материя или дух)

Теисты признают Бога, атеисты – не признают, отрицают сверхъестественное, придумали атом – мельчайшую частицу, сцепление атомов – появление физических предметов, планет.

Марксисты, Ленин, Энгельс, Фейербах, Плеханов – атеисты

Бруно, Булгаков, Бердяев, Толстой – теисты

Платон – множество эйдосов идеальные первообразы реальных предметов (царство идей)

Лейбниц – учение о мананах исходит из Платона

Рене Декарт – дуалист - материя и дух равноправны

Гносеологические оптимисты – бытие познаваемо.

Агностики – бытие не познаваемо (Д. Юнг, Беркли)

Скептицизм – бытие познаваемо до определенных пределов (Пиррон, Кант) познаем через рассудок, разум, чувства

Рационализм – разум в основе Спиноза, Лейбниц

Эмпиризм – опыт первичен Локк, Гобс, Бекком

Сенсуализм – чувства совершенны, через них познаем мир Локк

Иммануил Кант

 

Во вторую половину 18 века и первой половины 19 века начала развиваться немецкая философия. Основателем данного течения стал Иммануил Кант. Его учения и творчество принято разделять на докритический и критический период.

В своей знаменитой работе во время докритического периода о всеобщей естественной истории и теории неба мыслитель создал идею, которая заключалась в том, что Вселенная была создана естественным способом, благодаря действию динамических сил из космического газа. Эта же теория включает в себя общее устройство всего мира и наличие в нем всех физических законов между небесными телами, что послужило образованию одной системы. Благодаря этому предположению Кант высказал научное предсказание о том, что в Солнечной системе ещё есть нераскрытые планеты. В период механицизма он стал в ряды первых философов, который стремился создать образ динамичного, подверженного эволюции, мира.

Во время докритического периода, который представляется как подготовительный этап критическому, философ создавал идеи, которые впоследствии стали бессмертными и вошли в мировую классику философии.

 

В критические же период были созданы идеи, которые называют основными, поскольку они описывали работу человеческого разума и критику его работы.

В своих трудах Кант писал, если люди с их разумом начнут вести беседы о работе всего мира, не имея за плечами опыта, они придут в конце к противоречиям. А противоречивые утверждения должны вместе либо быть доказуемы, либо опровергнуты.

 

Вещь в себе - это понятие у Иммануила Канта означает, что вещи существуют сами по себе («в себе»), в отличие от того, как они являются «для человека» в процессе познания. Иммануил Кант считал «вещи в себе» непознаваемыми.

Кант указывал на то, что любая вещь или сила, оказывающая влияние на человека, не способна стать объектом для исследования, так как познание человека никак не связывается с основными целями познания. Так люди должны познавать в себе явления, а не вещи. Это утверждение сыграло против Канта: из-за него философа обвинили в агностицизме, а именно в отрицании мирового познания.

 


 

В 10 Немецкая классическая философия. Гегель, Фейербах 7/1

https: //mystroimmir.ru/filosofiya/nemetskaya.html

 

https: //mystroimmir.ru/filosofiya/gegel.html

 

Философия Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель стал философом, который подарил миру образ бытия во всех его уровнях, проявления и стадиях развития. Гегель утверждал, что, описывая развитие идеи, нельзя самостоятельно достичь философского исследования. Идея должна самостоятельно вырваться из круга абсолютности, если суть данного выражения выразить иными словами, то она должна покинуть себя и стать частью других сфер. Природа является одной из таких сфер.

Абсолютная Идея – основа мироздания. Природа не способна стать основой всего сущего, потому что является пассивной субстанцией, а Абсолютная Идея меняет ее, производя те или иные действия.

Так природу можно объяснить идеей, которая в самом начале является её основой. А в любом предмете или явлении заложено особое качество, которое объединяет его стороны, приходящие в противоречие из-за накопленных противоречивых свойств внутри такого качества.

Гегель оказал огромное влияние на развитие социальной части глубокой и мыслительной науки. Именно он создал учение об обществе граждан, о человеческих правах и частной собственности. Большая часть его работ была направлена на выяснение механизма цены и денег, стоимости и товарном фетишизме.

Философия Людвига Фейербаха

Фейербах строил свою теорию на противостоянии религии и философского учения как мировоззрений, которые невозможно совместить друг с другом. Из-за этого ученый пытался объяснить материалистическую форму духа и подвергал критике христианство как одну из религиозных форм. В итоге в своих трудах ученый писал, что бог представляет из себя не божественное существо, а лишь образ, который был рожден в людском сознании, отображая человеческую сущность.

 

Фейербах отмечал, что в основе религии лежит страх человечества перед природными явлениями, из-за чего в сознании людей рождаются могущие образы. По этой причине бог, который является не чем иным, кроме как создание человеческого разума, приобретает форму творца, которому подчиняется воля и судьба человека. И из-за этого религия приобрела античеловеческие черты характера, поскольку она не дает человеку стремиться к лучшей жизни в реальном мире, а также его преобразованию, заменяя его покорному ожиданию будущего возданию от сверхъявственного существа.

Диалектика

Слово «диалектика» пришло к нам из древнегреческой философии. Его впервые ввел в философию Сократ, который считал, что для постижения истины необходимо разработать искусство спора (dialektike techne). Этот подход был воспринят и развит Платоном, который разрабатывал технику расчленения и связывания понятий, приводящую к их полному определению. Аристотель называл диалектиком Зенона Элейского, так как тот анализировал противоречия, возникавшие при попытке мыслить множественность и движениеДля античной философии проблема противоречивости бытия сделалась одной из главных, а обсуждение и решение этой проблемы стало главной задачей диалектики.

В средневековой философии, диалектику стали истолковывать как формальное искусство спора, как логику, определяющую лишь технику использования понятий.

Восстановление диалектики, ее обогащение и развитие происходило особенно интенсивно в немецкой классической философии, главным образом в философии Гегеля. Для Гегеля философия – это способ самопознания сущности мира.

Законы диалектики:

1. Количественные изменения преобразуются в качественные. Основной закон диалектики.

2. Закон двойного отрицания. В процессе развития объект вновь обретает старое качество, но теперь на высшей ступени развития

3. Единство и борьбы противоположностей.

Начало гегелевской логики лежит в его диалектическом методе: если в рассуждениях исключить все мысли, имеющие какое-либо содержание, то останется неопределенное общее понятие, названное бытием, которое исключить уже нельзя. Бытие не имеет содержания и качества, следовательно, равно небытию. Так бытие переходит в небытие, и рассуждения о бытии приводят к противоположному.

Учение о логике представителя классической немецкой философии разделено на:

  • Учение о бытии. Исследует такие понятия как количество, качество и мера.
  • Учение о сущности. Объект изучения – явления, сущности и действительность.
  • Учение о понятии. Познание объективности, субъективности и идеи.

Диалектика была представлена в следующем виде:

I. Принципы диалектики:

1. Принцип всеобщей взаимной связи.

2. Принцип развития через противоречия.

II. Основные законы диалектики:

1. Закон перехода количественных изменений в качественные.

2. Закон единства и борьбы противоположностей.

3. Закон отрицания отрицания.

III. Категории (неосновные законы) диалектики:

1. Сущность и явление.

2. Единичное, особенное, всеобщее.

3. Форма и содержание.

4. Причина и следствие.

5. Необходимость и случайность.

6. Возможность и действительность.

Разумеется, все части этой системы взаимосвязаны, проникают друг в друга, предполагают друг друга. Принципы реализуются в законах и категориях, но и законы, оказывается, входят в содержание категорий Основные законы диалектики характеризуют процесс развития, в ходе которого противоречия приводят к разрушению старого и появлению нового качества, а повторное отрицание определяет общее направление процесса развития. Таким образом, формирующиеся в системе противоречия выступают как источник самодвижения и саморазвития, а переход количественных изменений в качественные – как форма этого процесса.

 

  Кант Гегель Фейербах
Философское направление Критицизм Немецкая классическая философия, Романтизм Материалист
Отношение к диалектике Учение Канта об антиномиях теоретического разума.Возобновителем и даже зачинателем диалектики. Именно с Канта ведет начало течение диалектического идеализма согласно Гегелю, — «движущая душа всякого научного развёртывания мысли и представляет собой единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость», метод исследования, противоположный метафизике. истинный характер абсолютного выражается в его самоотрицании чувственность — единый источник истинного знания. Другая характерная особенность теории познания Фейербаха заключается в его учении о теизме. Для него достоверность бытия определяется не только его доступностью собственному чувству человека, но и его реальностью для другого. Я познаю тебя раньше пробуждения собственного самосознания.
Отношение к науке профессор логики и метафизики Мартин Кнутцен, ознакомивший его с достижениями современной науки. Защитил несколько диссертации Учение о бытии (в широком смысле) и учение о сущности составляют две первые части гегелевской логики (логика объективная). Третья часть есть учение о понятии специалиста по праву. Читал лекции по логику, историю философии
Отношение к религии Отношение Канта к религии обусловлено его нравственной философией: он допускает только «моральную теологию», отрицая «теологическую мораль», т.е. по его точке зрения, религия должна быть нравственною, или основанной на нравственности.Реальной основой религии Кант признает «Реальное зло» в человеческой природе сущность религии. В религии абсолютное проявляется с более общим объективным и вместе с тем более глубоким субъективным характером, нежели в искусстве. Оно открывается представлению и душевному чувству как сверхчеловеческое — совершенно независимое от конечного субъекта, но теснейшим образом с ним связанное. Субъект божества — разум. Истинно и реально лишь чувственное; сверхчувственного, как некоторой сущности, лежащей вне природы и человеческого сознания, нет. Кантовские постулаты веры — Бог, свобода воли, бессмертие души — Фейербах признает излишними
Понимание человека три вопроса, обнимающие собой все духовные интересы человека и определяющие структуру философии: 1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. На что я смею надеяться? человек, по мысли Гегеля, может быть в состоянии посмотреть на мир и на себя с точки зрения завершившейся мировой истории, «мирового духа», для которого больше нет противоположности субъекта и объекта, «сознания» и «предмета», а есть абсолютное тождество, тождество мышления и бытия. субъект разума — человек. в стремлении противопоставить «физику» нравов «метафизике» и развивает эту мысль в ещё более радикальной форме, противопоставляя этику счастья господствующим нравственным учениям. Этика имеет своим объектом человеческую волю; но где нет побуждения, там нет и воли, а где нет побуждения к счастью, там нет и вообще никакого побуждения.
Характеристика свободы в первую очередь, относится идея моральности, которой определяется уровень свободы, достигнутый обществом и человеком. Свобода не дана для реального познания, но она указана практическому разуму посредством безусловного требования морального закона. свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими людьми Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу Человек изначально не свободен, " не-волен". Лишь в ходе своего развития он обретает свободу, так же, как человечество в ходе истории преодолевает рабство. " Воля не свободна, но она хочет быть свободной", - говорит Фейербах

Диалектика (продолжение)

https: //mystroimmir.ru/filosofiya/dialektika.html

Период античности

Понятие «диалектика» появилось еще в античности. Первоначально она носила стихийный характер.

Наиболее полно суть диалектизации философии изложил Гераклит. Согласно его работам, в мире непрерывно происходит вечный процесс появления и исчезновения. Вслед за ним и другие мудрецы Древней Греции в своих работах воспринимали действительность как изменчивую структуру, которая объединяет в себе противоположности.

Диалектичность философии классического периода заключалась в совмещении идеи вечного движения всего сущего, но представлении Космоса как единого целого, пребывающего в покое.

Сократ много сделал для развития диалектики. Его метод интеллектуальных споров как пути к истине повлиял на всю последующую античную философию.

Платон развил мысль своего учителя, не только проводя поиски истины с помощью вопросов и отчетов, но и объединяя противоречивые сведения о предмете спора в одно целое. Свои работы Платон оформлял в виде диалогов.

Аристотель взял идеи Платона, прибавил к ним учение об идейном потенциале и энергии. В результате возник способ познания реального космоса через обобщение всех движущихся вещей в движение самой действительности.

Средние века

Диалектика философии продолжила свое развитие в средневековье. Главенство религиозного монотеизма перевело диалектику в теологическую область. В отличие от античности, ее трактовали уже по-другому. Обычно под этим понятием означалось любое искусство дискуссии, если заданные вопросы и последовавшие ответы были правильными и доводы подобраны правильно, а рассматриваемая тема логически проанализирована еще до того, как была озвучена слушателям.

Диалектичность средневековья по своей сути опиралась на коллективизм феодальное общество.

Мыслители того времени пытались выполнить глобальную цель: обрести рай, на небесах или на земле. Основной проблемой, подлежащей рассмотрению, был переход от несовершенной реальности к идеальному будущему.

В своих учениях религиозные мыслители объединяли земной мир с идеальным небесным миром, от Бога-Сына к Богу-Отцу через Бога-Духа. Их целью оказывалось стремление охватить две ипостаси мира: телесную и духовную, низменную и возвышенную, земное и небесное, жизнь и смерть. И диалектика для средневековых философов выступала как предпосылка для решения данной проблемы.

Стоит отметить, что уже в средние века философия выработала все основные элементы диалектики, которые позднее включил в свои труды Гегель и которые используются и в наше время.

Марксизм

Диалектика была одним из главных методов для марксистских философов. Маркс и его последователи пользовались в своих трудах принципом диалектики, переводя его в материалистическую область. В материи происходит отображение самой себя. Она находится в постоянном движении и автономном развитии. В диалектике отражаются материалистические законы развития. Маркс противопоставил Гегелю свою трактовку диалектики. Он считал, что первичен не дух, а материя, вечная и бесконечная. Поэтому и диалектический метод основоположник марксизма использовал для осмысления законов развития действительности, а не теоретических представлений об этом.

Для материализма диалектическое учение являлось в первую очередь закономерностью экономического развития, из это следует, что оно становится закономерностью всего. Диалектику последователи марксизма определяли, как залог развития прогресса по пути глобального благополучия всех людей в мире.

Маркс вывел свою триаду: тезис-антитезис-синтез. Капитализм является тезисом, антитезис представлен диктатурой пролетариата, а их синтезом – достижение общего счастья для всего общества без разделения на классы.

Описывая развитие материи, соратник Маркса Энгельс опирался на труды другого немецкого философа, Гегеля и его законы диалектики:

  • отрицание отрицания;
  • единство и борьба противоположностей;
  • переход из количества в качество.

Особое место в трудах марксизма отведено закону о борьбе противоположностей. Именно опираясь на него, Ленин развил теорию Маркса и пришел к выводу о неизбежности мировой революции пролетариата.

СССР и современная Россия

В период Советского союза единственной разрешенной диалектикой оказалась материалистическая. Сутью этого учения стало то, что старое понятие философии, основанное на теоретических рассуждениях, упразднилось. Ее место занял научный подход. Диалектику Гегеля философам новой идеологии следовало систематизировать в соответствии с позициями материализма. Выведенные ими законы стали сутью бытия и познания для советских граждан.

По мнению Ленина и его последователей, целью материалистической диалектики стало научное понимание объективной реальности, для чего необходимо обобщение всех человеческих знаний. Советские философы пытались на основе теоретических работ Маркса и Гегеля вывести обоснование идеи Ленина о неизбежном крахе буржуазии и торжестве пролетарского мировоззрения. Именно пролетариат был выведен как воплощение диалектики в мире материи. А сама диалектика – как его теоретическое оружие.

Распад СССР внес свои коррективы, появились новые оригинальные концепции диалектики. Хотя часть мыслителей современности продолжают придерживаться ее марксистко-ленинской трактовки. Многие современные философы России не выступают открыто против материалистической диалектики прошлого, но признают ее устаревшей из-за главного для последователей Ленина революционного принципа: закона единства и борьбы. Хотя отмечается, что материалистическая теория обладает стройной системой законов, которые гармонично связаны между собой.

 

Современный мир

Современная диалектика развивается в нескольких направлениях. Можно отметить активное использование наработок этого философского учения в различных науках для разъяснения противоречий. В прикладной математике, социологии и психологии. Квантовая механика, генетика, кибернетика, астрофизика – все они обрели теоретическое осмысление законов природы через диалектику.

Приверженцы ее материалистической концепции смогли найти ряд подтверждений своей теории в мире биологии, выявив, что происходит непрерывное изменение живых организмов под воздействием эволюции и метаболизма.

Некоторые современные философы ограничивают диалектику лишь в рамках деятельности человека. Диалектику природы и ее законов вне человеческого общества они не принимают в расчет.

Содержание, которое вкладывается философами в понятие «диалектика» меняется вслед за научным прогрессом. Современная научная картина мира диалектична по своей сути. Любая система рассматривается как конкретное единство и расчлененная целостность одновременно. Во главу всего ставится внутренняя связь вещей, а противоречие выступает как главный принцип научного исследования.


Метафизика и онтология

С учетом различных областей применения, мыслители выделили основные разделы философии. Согласно этому разделению, метафизика считается центральной дисциплиной философии. Она исследует структуру реальности. Существует две главных проблемы метафизики, и первая из них – онтологическая.

Онтология изучает общие закономерности существования и характеристики бытия. Этот раздел философии ищет ответ на вопрос об общей основе вещей. По взглядам на этот вопрос, философы делятся на две группы:

1. Монисты, считающие, что существует единая общая субстанция вещей. Монизм проявляется во взглядах на материю и сознание. Эти две субстанции глубоко различаются во своей природе. Монисты стремятся свести одну из этих субстанций к другой. Монисты, сводящие сознание к материальному миру, считаются материалистами. А идеалистами называют монистов, сводящих материю к сознанию.

2. Плюралисты, полагающие что общих субстанций две или больше.

Также, существуют сторонники идеи о сосуществования обеих форм, несводимых друг к другу и одинаково реальных. Таких философов называют онтологическими дуалистами. Эту идею поддерживал Декарт и другие мыслители.

Онтология изучает вопросы закономерности существования природы (натурфилософия), социальных явлений (философия общества или социология) и функции человека (антропология).

Вторая метафизическая проблема – космологическая (затрагивающая вопрос устройства природы). Материалисты полагают, что законы Вселенной устроены по типу физических законов. Идеалисты же рассматриваю Вселенную как совокупность духов, систему, которую можно было бы увидеть, обладая достаточным знанием. Дуалисты делят мир на две части: одной управляют механические законы, а второй – духовные.

 

 

Шопенгауэр

Философия Шопенгауэра близка к идеям Иммануила Канта в области критики разума, а также к идеализму Фихте. Он соглашается с Кантом, что пространственно-временные характеристики являются субъективными и представляют формы человеческого сознания. Ум человека, по его мнению, не способен постичь суть вещей, ибо он познает их субъективно. То, что люди принимают за реальный мир, на самом деле является лишь их представлениями, «мозговым призраком» или фикцией разума.

Мыслитель признает только за таким человеческим качеством, как воля, истинность и объективность. В то же время, только с помощью интеллекта люди могут познавать мир и жизнь. Воля является вторым источником познания, поскольку она является главной и настоящей душевной сущностью. Он делит мир на две категории:

  1. мир как воля;
  2. мир как представление.

Под первым понимается стремление к жизни, под вторым – иллюзии человека о мире, который его окружает.

Будучи пессимистически настроенным философом, Шопенгауэр окрестил этот мир «худшим из возможных», где воля к жизни бессмысленна. Он был убежден, что ценность человеческой жизни крайне низка, потому что страданий, которые необходимо пережить за отпущенное в этой жизни время, слишком велика по сравнению с наслаждениями.

Воле он приписывает такие качества, как иррациональность, инстинктивность и слепоту, утверждая, что преодолеть эту бессмысленность можно только методом пробуждения сознания. Процесс состоит из ступеней объективации воли, находящих свое отражение в определенных вещах. Постепенно человек возвышается до понимания этих идей и постигает их вне временно-пространственных субъективных рамок. Умение созерцать вещи освобождает от жизненных мук.

Как философ Шопенгауэр защищал идеи пессимистического мировоззрения, именуя это направление «решительным пессимизмом». Это течение было особенно популярно среди представителей высшего сословия. Несмотря на то, что не сформировалось школы его имени, у него были последователи, горячо разделявшие его идеи. На его труды в своей работе опирались Ницше и Гартман. Его можно назвать одним из самых ярких представителей «философии жизни».

«Афоризмы житейской мудрости» – книга, которую написал Артур Шопенгауэр и снискавшая популярность не только на родине философа. Под житейской мудростью он подразумевает умение вести жизнь в состоянии счастья и беззаботности. Личность, живущая счастливо, держится за свою жизнь не из страха умереть, а ради нее самой. Эта позиция получила название «эвдемонология».

Люди имеют разную судьбу только потому, что у них есть разница в:

  • состоянии здоровья, красоте, физических силах, темпераменте, уме и нравственности;
  • имеющейся в распоряжении собственности;
  • мнении о них со стороны других людей.

Именно это – самые главные факторы, влияющие на способность человека жить счастливо. Внешний мир может влиять на человека исключительно в той степени, в какой он находит отклик в его внутреннем мире. Так, если речь идет о флегматике, то окружающая реальность, в которой он живет, будет скучной и безрадостной. А сангвиник сможет разглядеть любопытное событие в том, что покажется трагедией для меланхолика.

Таким образом, Шопенгауэр выдвигает теорию, в соответствии с которой только личность человека является главным условием для его счастья. Она имеет абсолютную ценность, в то время как другие блага – относительны.

Учение Фридриха Ницше пронизано нигилизмом и критическим отношением ко всему существующему на земле.Труды мыслителя являются очень сложными для понимания и принятия. Его убеждения могут встретить и резко отрицательную реакцию, и недоумение, и положительное принятие. Но только не равнодушие.

Философские взгляды Ницше очень долго воспринимались как идеи фашизма и нацизма. И до сих пор, его труды могут быть восприняты как основа фашистского мировоззрения. Ницше обвиняют в том, что его философия нигилизма и Сверхчеловека являются основополагающими для действий Гитлера.

Ницше

Основа всей философии Фридриха Ницше – происходящее Бытие. Его центр – это воля к власти, которая представляется собой ни от чего не зависящее космическое начало. Все существующее – материальное и нематериальное – появилось из небытия. Все происходящее на свете не имеет смысла и содержания. Человек находится в поиске власти и постоянства, но это неосуществимо. Все изменчиво. Весь мир – изменчивая ложь. Эти короткие цитаты являются основой философии жизни Ницше. Он утверждает, что людям необходима иллюзорная вера. Кому-то просто для выживания, а кому-то – чтобы стоять у власти. По Ницше жить значит не просто существовать, а расти, наращивать силы, укрепляться. Отсутствие воли к власти означает деградацию.

Жизнеописание Ницше сводится к тому, что жизнь существует здесь и сейчас, невозможно получить награду за хорошие поступки и достойные действия в загробной жизни, которой нет. Ницше уверял, что церковь заставляет людей

В14

совершать несвойственный им действия. Нужно понять, что Господа не существует, и ответственность за все поступки полностью ложится на самого человека.

Тогда и появится истинный человек – неповторимое природное создание или жестокий зверь. Все мужчины должны добиваться власти и достигать победы, в мужчинах заложено природой стремление доминировать.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.1 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь