Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


В16. Современная западная философия (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм)



https: //lektsia.com/8xe98.html

https: //lektsii.org/8-95956.html

Позитивизм

Еще в конце 19 – начале 20 века в западной философии оформляется позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер, Дж.Милль), предложивший идеи «положительного знания» и очищения философии от метафизических иллюзий. Позитивизм стремился обратить философию на пользу науке, адаптировать методологические принципы к бурно растущему естественнонаучному знанию.

Так, О.Конт предложил признать положение о том, что наука должна опираться не на философию, а на саму себя.

Позитивная наука должна отказаться от постижения первоначал бытия и познания, основных положений онтологии и гносеологии (Д. Миль, Г. Спенсер). Эталоном научного знания для них является естествознание, методы которого автоматически переносятся на другие науки, в том числе социально-гуманитарные.

Позитивизм – (от лат. positivus - положительный) - философское направление XIX-XX вв., подчеркивающее надежность и ценность положительного научного знания по сравнению с философией и иными формами духовной деятельности, отдающее предпочтение эмпирическим методам познания и указывающее на недостоверность и шаткость всех теоретических построений.

По мнению Конта, существует основной исторический закон, согласно которому, каждое из наших главных понятий, каждая отрасль наших познаний проходитпоследовательно через три ступени (теоретических состояния):

теологическое (состояние вымысла);

метафизическое (состояние абстракции);

позитивное или положительное (научное состояние).

На первой, теологической, ступени (характеризующейся господством духовенства и военных властей) человек объясняет явления природы как порождение особой воли вещей и сверхъестественных сущностей (фетишизм, политеизм, монотеизм).

На второй, метафизической, ступени (при господстве философов и юристов) природные явления рассматриваются людьми с позиций абстрактных причин, «идей» и «сил» (по словам Конта, ипостазированных абстракций).

Позитивный этап – это, когда все явления мира люди начинают объяснять не идеей Бога (теологически), не исходя из идей разума (метафизически), а на основании опыта, эксперимента, позитивных (положительных) данных науки. Факты, эксперимент, опыт – вот основания для философских заключений. Каждая наука – сама себе философия, и не нуждается в умозрительных принципах и положениях. Позитивизм рассматривается как философия отрицания философии. На третьей, позитивной, ступени, для которой характерно объединение теории и практики, индивид довольствуется тем, что благодаря наблюдению и эксперименту выделяет связи явлений и на основе тех связей, которые оказываются постоянными, формулирует законы. «Savoir pour prevoir, prevoir pour prevenir» – « Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы избегать » – эти слова являются девизом позитивной науки.

По Конту, науки распределяются согласно естественной иерархии: математика, астрономия, физика, химия, психология. Психологию Конт подразделяет на биологию и социологию. Социология, благодаря Конту, была разработана в определённую научную систему. Конт ввёл термин «социология» в научный обиход. Практической целью социологии, по Конту, является организация человеческого общества.

Основные принципы позитивизма состоят в следующем:

1. Опыт является и первичным, и единственным источником знания.

2. Каждая наука вырабатывает собственные внутренние причины исследования своего объекта.

3. Вещи – это комплексы ощущений.

4. Задача философии – изучение языка и методов науки.

 

Неопозитивизм

Эта школа имеет и другие названия, такие, как логический позитивизм, современный эмпиризм. Её представители считали себя наследниками английского эмпиризма Локка, Юма, Беркли. Неопозитивизм берёт своё начало с образования в 1922 г. Венского кружка, в который входили профессора логики, философии, физики и других наук. Наиболее яркие представители кружка – Мориц Шлик (1882-1936 гг.), Филипп Франк (1884-1966 гг.). В 1926 г. в Вену был приглашён Рудольф Карнап, Ханс Рейнхенбах (1891-1953 гг.).

Неопозитивисты считали, что есть только два вида научного знания, научных высказываний, обладающих знанием: 1) все то, что относится к частным дисциплинам, – все эмпирические науки; 2) логика и математика, являющиеся инструментом упорядочения и построения эмпирического знания. В этом разделении знания философии места не остаётся. Неопозитивисты утверждали, что философия – не наука, а просто деятельность по прояснению языка науки, её логики и методологии. То, что в традиционной философии называлось теорией познания, неопозитивизм большей частью относил к психологии. Основная цель философии науки, а логический позитивизм и является ею, – рассмотрение логической структуры научных теорий и анализ значений научных высказываний. Для достижения которой, неопозитивисты выдвинули так называемый принцип верификации (от лат. verus – истинный и facio – дело) – подтверждение. Он применим только к высказываниям эмпирического характера, т.е. проверяемым наблюдением.

Со временем логические позитивисты заменили формулировку верификации положением подтверждаемости (испытуемости). Определённые трудности у логических позитивистов возникли из-за двусмысленности и узости понятия «опыт», который они понимали в основном как наблюдаемость и субъективную переживаемость. Однако понятие «опыт» подразумевает и реальный эксперимент, и наблюдение, и сложившиеся у субъекта схемы, и прошлые знания, навыки в соответствующих областях.

Неопозитивисты подчёркивали, что логика и математика основаны на конвенции – т.е. соглашении учёных друг с другом о принятии той или иной логико-математической структуры для упорядочения опыта в зависимости от её удобства и простоты.

 

Постпозитивизм.

На смену методологии неопозитивизма пришло новое направление в философии – постпозитивизм. Данное направление представлено трудами таких философов, как К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабеннд. Начало постпозитивизма связывается с выходом в свет основной методологической работы Поппера «Логика научного открытия» (1959) и книги Куна «Структура научных революций» (1962). Для постпозитивизма характерно ослабление внимания к проблемам формальной логики, что было присуще предыдущему этапу позитивизма. Главная проблема в постпозитивизме – объяснение развития науки, закономерного роста научного знания. Представители постпозитивизма задаются следующими вопросами: как возникает новая теория, каким образом она утверждается в научном сообществе, каковы критерии выбора конкурирующих научных теорий? Внутри постпозитивизма можно выделить ряд направлений, наиболее яркими из которых были – критический рационализм и историко-эволюционистское направление.

Основатель критического рационализма английский философ и социолог Карл Раймунд Поппер (1902-1994 гг.). Рационализм в понимании представителей этой школы – особая норма поведения учёного, который при обосновании научных выводов не должен бояться никаких опровержений своих предположений и гипотез. Рационализм предполагает открытость для критики, опирающуюся, конечно, на факты и научную методологию. Рационализм включает в себя принцип фальсификации (от лат. falsus – ложный и facio – делаю). Этот принцип и был предложен Поппером в качестве критерия разграничения науки и метафизики, а также как альтернатива принципу верификации в неопозитивизме. Поппер полагал, что законы науки не сводимы к наблюдению и, следовательно, не верифицируемы. Научным может считаться такое утверждение, которое возможно опровергнуть опытным путём и, если при попытках его опровержения, оно остаётся не опровергнутым. Наличие же фактов, противоречащих научной теории, фальсифицируют её и потому вынуждают учёных отказаться от этой теории. Поппер утверждает явный философский пессимизм: « Мы не знаем – мы можем только предполагать ».

В области социальной философии Поппер выступает протии историцизма, широко используемого в марксистской философии. Историцизм рассматривает развитие истории как закономерный процесс. Согласно Попперу, в обществе нет никаких объективных законов развития, поэтому нет возможности и социального прогнозирования. Свою социально-философскую концепцию Поппер изложил в работе «Открытое общество и его враги» (1945), которая включает рассмотрение двух противоположных, по его мнению, обществ: открытого общества и закрытого общества. Под открытым обществом автор имеет в виду общество демократического типа, характеризующееся плюрализмом в экономике, политике, культуре, развитыми социальными структурами, гражданским обществом и правовым государством. К закрытым обществам Поппер относил общества докапиталистические и социалистические. Для них характерны такие черты как неизменность социальных форм функционирования, тоталитаризм, превалирование коллектива над личностью, идейный догматизм и социальная демагогия. Почти уже в девяностолетнем возрасте Поппер писал, что главная идея открытого общества – идея власти закона. Он указывал, что «Власть закона – самая насущная потребность России»


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.018 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь