Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение.



Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение.

Философия – это (наука) форма духовной интеллектуальной деятельности, зародившаяся в античную эпоху развития человеческой цивилизации, в Древней Греции (к. VII в. – VI в. до н.э.). Слово “философия”, т.е. “любовь к мудрости”, было введено Пифагором.

· Платон: «Философия есть тяга к мудрости, или отрешение и отвращение от тела души, обратившейся к умопостигаемому и истинно сущему»
Философское знание ставит своей задачей достижение мудрости

Мудрость истолковывается как иное понимание мира, явлений жизни, самого человека, всего того, о чем размышляют философы, состоящее в первую очередь в способности раскрыть то, что не находится на поверхности, а понять суть и тем самым стать на путь постижения Истины бытия и Истины способов его познания.

· Гегель сделал вывод: «изучение истории философии есть изучение самой философии»

Философское знание:

1) Абстрактно;

2) Трансцендентно (Трансцендентность - выход за пределы осмысливаемой реальности);

3) Диалектично (диалектики – особого способа вести рассуждение, раскрывая противоречия, заключенные в философских понятиях).

Философия – это третий исторический тип мировоззрения, который приходит на смену “мифу” и “религии”, но не вытесняет их из общества.

Специфика мифологического мировоззрения:

- миф основывается на чувственно-эмоциональной компоненте, комбинированно с воображением.

Религия, в отличие от мифа, определяется верой.

Основа философского мировоззрения – критически настроенный разум.

Философия и мировоззрение имеют под собой фундамент в виде отношения «человек-мир» и в то же время, философия – один из видов мировоззрения, т.к. второе понятие более широкое.

 

Мировоззрение:

– это система представлений о мире, о самом себе, о своём месте в мире, об отношении человека к окружающей его действительности, а также, обусловленные этими представлениями жизненные позиции и установки людей, их убеждения и идеалы, принципы познания их деятельности, а также, ценностные ориентации;

– это способ духовно-практического освоения мира человеком в единстве его теоретического и практического отношения к действительности. В мировоззрении находит своё выражение система категорий культуры, как обобщённая модель человеческого мира:

1) Знания (образуют информационный каркас мировоззрения);

2) Ценности (отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и самим объектом);

3) Убеждения (элемент, придающий личности уверенность в своих взглядах на мир);

4) Идеалы (высшие ценности и нормы, составляют духовную основу каждой личности и человеческих обществ).

Структура философского знания:

1. Онтология.

2. Гносеология.

3. Антропология.

4. Социальная философия.

5. Этика.

6. Эстетика.

7. Аксиология.

Функции философии:

1. Мировоззренческая – (философия – один из видов мировоззрения) рассмотрение места человека в мире.

2. Онтологическая – формирование целостного представления о мире.

3. Гносеологическая (познавательная) – изучение способов познания, этапов и видов познания, критериев истинного и ложного знания.

4. Аксиологическая – формулирование и обоснование ценностей.

5. Этическая.

6. Эстетическая.

7. Прогностическая.

 

 

Космоцентризм ранней греческой философии (ионическая, элейская, пифагорейская, атомистические школы).

Проблемой ранней античной философией было нахождение первого основания всего сущего (физиса).

Мыслительные школы того времени:

Милетская
Элейская
Пифагорейская
Атомистическая

 

Космоцентризм («Космос всё превосходит») – представление о мире, как о гармонично устроенном организме.

Упор делается на естественные причины существования мира.

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен):

Фалес считал, что начало всему – вода. Т.к.:

1. Цветы без воды умирают, а с водой расцветают.

2. Мир как бревно ( или любой другой материал подобный бревну) держится на воде.

3. Даже Солнце питается парами воды.

По Анаксимандру началом не является ни один существующий элемент: ни вода, ни воздух, ни огонь, а, так называемый Апейрон. Говорит, что вечное движение – начало всем. Что от него одно рождается, другое уничтожается. Бесконечность природы – источник, из которого всё рождается.

Анаксимен как ученик Анаксимандра перенял идею о вечном движении, но он считал, что началом всего является воздух. Что то, сгущаясь, то, разжижаясь, появились земля, облако (а из него вода) и т.д.

Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон):

Элеаты исходят из представления о том, что вещи всегда остаются тождественными сами себе, они всегда одни и те же. На первый план у элеатов выдвигается идея о том, что мир в своей подлинной сущности стабилен и неизменен. Истинное же бытие, вечное, единое и неподвижное, познается только умом.

Ксенофан считал, что у всего есть одно начало (и причем ни конечное, ни бесконечное, ни движущееся, ни неподвижное) или всеединство сущего. Под этим всеединством Ксенофан понимал Бога. Бог означает «самое могущественное» и «самое лучшее». Говорил, что Бог отличен от людей: он шарообразен, он весь целиком видит и весь целиком слышит.


Основные идеи Элеатов были изложены Парменидом в его поэме «О Природе». В ней говорится, что постижение истины дано только тому, кто будет руководствоваться своим разумом и будет убежден, что существует только бытие, а небытие не существует. «Ибо мыслить – то же, что быть…»

Зенон: был ярким представителем диалектики. Он первый показал существенную разницу между видимым и умопостигаемым сущим.

Пифогорейская школа:

Мир есть ограниченная сфера, носящаяся в беспредельности. Они утверждали что в центре вселенной образовался «центральный огонь, который притягивает к себе все тела из «беспредельного». Также, что вокруг этого огня вращаются с запада на восток 10 небесных тел, из них 5 - планеты. В пифагорейской философии считалось, что небесные тела подобны Земле, и, как она, окружены воздухом. На луне есть и растения, и животные; они гораздо больше ростом и прекраснее, чем на Земле.

Атомистическая школа:

Атомизм был создан представителями досократического периода развития древнегреческой философии Левкиппом и его учеником Демокритом Абдерским. Согласно их учению, существуют только атомы и пустота. Атомы — мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие сущности (частицы). Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего.

Философия Аристотеля: учение о бытии и познании.

О бытии:

Аристотель считал, что подлинным бытием обладает единичная вещь (сущность первого порядка). Вид, к которому принадлежит единичная вещь, – это сущность второго порядка, род – сущность третьего порядка и т.д. Только такая вещь может быть чем-то самобытным.

Всякая единичная вещь представляет собой сочетание материи и формы. Материя – это то, из чего возникает вещь, материал, из которого она состоит. Чтобы стать вещью, материя должна принять форму. Сама по себе форма есть нечто общее; а, чтобы стать единичным бытием, она должна соединиться с материей.
Понятия материи и формы у Аристотеля не абсолютны, а взаимообусловлены. То, что является материей в одном отношении, в другом может быть формой. В пример приводит бронзовую статую

О познании:

Для Аристотеля объектом познания является объективно существующий мир.

Задача познания состоит в том, чтобы идти от простого к сложному, от восприятия к абстракции. В основе этого пути познания лежат чувства.

«Тот, кто не ощущает, ничего не знает и ничего не понимает», — заявляет Аристотель. Для него без ощущений нет знаний.

Стремление к знанию – врожденное свойство людей.

Все науки делятся на практические (существуют ради последующего применения в жизни (этика, политика) и теоретические (существуют ради чистого познания, важнее практических; философия, математика, физика).

Ступени познания, выделяемые Аристотелем:

1. Чувственное восприятие.

2. Опыт.

3. Искусство.

4. Наука.

О проблеме универсалий:

Универсалии существуют трояко: до вещей, в сознании Бога, как идеи будущих вещей, как идеальные вечные прообразы сущего; в вещах – как общие, совпадающие признаки многих вещей, и после вещей – в мышлении человека как результат абстракции, как понятия о них.

Номинализм видел в общих понятиях лишь “манеру речи”, имена, которые применяются не к классу вещей “как целому”, а порознь к каждой отдельной вещи из какой-либо совокупности. Номиналисты учили, что в действительности существуют лишь индивидуальные вещи, а роды и виды-не более чем субъективные обобщения сходного.

Реализм полагал, что универсалии существуют реально и независимо от сознания.

Концептуализм истолковывал универсалии как обобщения, основанные на сходстве предметов.

6. Гуманизм и антропоцентризм философии эпохи Возрождения. (Кузанский, Монтень, Мирẚ ндола)

Мишель Монтень (1533-1592 гг.)

В учении о человеке Монтень критикует теологический подход, согласно которому человек – венец творения. С точки зрения схоластики, он бессилен и ничтожен, и будучи греховен, нуждается в божественном искуплении для достижения вечного спасения. Также, автор “Опытов” подвергает критике позицию, когда человек является центром мироздания, главным звеном космической иерархии. Этой критикой Монтень не принижает человеческого достоинства. Он отказывается видеть в человеке объект божественного промысла и призывает понять, что человек – часть природы, её порождение. И потому истинное достоинство человека – не в возвышении его от природного до божественного состояния, а в осознании себя частицей величественной, вечной и постоянно изменчивой природы. Человек подчинён “общим законам” природы, и свобода его может осуществиться лишь в том, чтобы, признавая законы природы, действовать согласно понятой естественной и неизбежной необходимости, а не “случайной и безрассудной свободе”. Такой подход ведёт к пересмотру всей картины мира, к новому пониманию Бога: по мнению Монтеня, нельзя не только обожествлять человека, но и очеловечивать Бога, т.е. приписывать ему человеческие черты.

Предмет философии. Структура и функции философии. Философия и мировоззрение.

Философия – это (наука) форма духовной интеллектуальной деятельности, зародившаяся в античную эпоху развития человеческой цивилизации, в Древней Греции (к. VII в. – VI в. до н.э.). Слово “философия”, т.е. “любовь к мудрости”, было введено Пифагором.

· Платон: «Философия есть тяга к мудрости, или отрешение и отвращение от тела души, обратившейся к умопостигаемому и истинно сущему»
Философское знание ставит своей задачей достижение мудрости

Мудрость истолковывается как иное понимание мира, явлений жизни, самого человека, всего того, о чем размышляют философы, состоящее в первую очередь в способности раскрыть то, что не находится на поверхности, а понять суть и тем самым стать на путь постижения Истины бытия и Истины способов его познания.

· Гегель сделал вывод: «изучение истории философии есть изучение самой философии»

Философское знание:

1) Абстрактно;

2) Трансцендентно (Трансцендентность - выход за пределы осмысливаемой реальности);

3) Диалектично (диалектики – особого способа вести рассуждение, раскрывая противоречия, заключенные в философских понятиях).

Философия – это третий исторический тип мировоззрения, который приходит на смену “мифу” и “религии”, но не вытесняет их из общества.

Специфика мифологического мировоззрения:

- миф основывается на чувственно-эмоциональной компоненте, комбинированно с воображением.

Религия, в отличие от мифа, определяется верой.

Основа философского мировоззрения – критически настроенный разум.

Философия и мировоззрение имеют под собой фундамент в виде отношения «человек-мир» и в то же время, философия – один из видов мировоззрения, т.к. второе понятие более широкое.

 

Мировоззрение:

– это система представлений о мире, о самом себе, о своём месте в мире, об отношении человека к окружающей его действительности, а также, обусловленные этими представлениями жизненные позиции и установки людей, их убеждения и идеалы, принципы познания их деятельности, а также, ценностные ориентации;

– это способ духовно-практического освоения мира человеком в единстве его теоретического и практического отношения к действительности. В мировоззрении находит своё выражение система категорий культуры, как обобщённая модель человеческого мира:

1) Знания (образуют информационный каркас мировоззрения);

2) Ценности (отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и самим объектом);

3) Убеждения (элемент, придающий личности уверенность в своих взглядах на мир);

4) Идеалы (высшие ценности и нормы, составляют духовную основу каждой личности и человеческих обществ).

Структура философского знания:

1. Онтология.

2. Гносеология.

3. Антропология.

4. Социальная философия.

5. Этика.

6. Эстетика.

7. Аксиология.

Функции философии:

1. Мировоззренческая – (философия – один из видов мировоззрения) рассмотрение места человека в мире.

2. Онтологическая – формирование целостного представления о мире.

3. Гносеологическая (познавательная) – изучение способов познания, этапов и видов познания, критериев истинного и ложного знания.

4. Аксиологическая – формулирование и обоснование ценностей.

5. Этическая.

6. Эстетическая.

7. Прогностическая.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.059 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь