Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Космоцентризм ранней греческой философии (ионическая, элейская, пифагорейская, атомистические школы). ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Проблемой ранней античной философией было нахождение первого основания всего сущего (физиса). Мыслительные школы того времени: Милетская
Космоцентризм («Космос всё превосходит») – представление о мире, как о гармонично устроенном организме. Упор делается на естественные причины существования мира. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен): Фалес считал, что начало всему – вода. Т.к.: 1. Цветы без воды умирают, а с водой расцветают. 2. Мир как бревно ( или любой другой материал подобный бревну) держится на воде. 3. Даже Солнце питается парами воды. По Анаксимандру началом не является ни один существующий элемент: ни вода, ни воздух, ни огонь, а, так называемый Апейрон. Говорит, что вечное движение – начало всем. Что от него одно рождается, другое уничтожается. Бесконечность природы – источник, из которого всё рождается. Анаксимен как ученик Анаксимандра перенял идею о вечном движении, но он считал, что началом всего является воздух. Что то, сгущаясь, то, разжижаясь, появились земля, облако (а из него вода) и т.д. Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон): Элеаты исходят из представления о том, что вещи всегда остаются тождественными сами себе, они всегда одни и те же. На первый план у элеатов выдвигается идея о том, что мир в своей подлинной сущности стабилен и неизменен. Истинное же бытие, вечное, единое и неподвижное, познается только умом. Ксенофан считал, что у всего есть одно начало (и причем ни конечное, ни бесконечное, ни движущееся, ни неподвижное) или всеединство сущего. Под этим всеединством Ксенофан понимал Бога. Бог означает «самое могущественное» и «самое лучшее». Говорил, что Бог отличен от людей: он шарообразен, он весь целиком видит и весь целиком слышит. Основные идеи Элеатов были изложены Парменидом в его поэме «О Природе». В ней говорится, что постижение истины дано только тому, кто будет руководствоваться своим разумом и будет убежден, что существует только бытие, а небытие не существует. «Ибо мыслить – то же, что быть…» Зенон: был ярким представителем диалектики. Он первый показал существенную разницу между видимым и умопостигаемым сущим. Пифогорейская школа: Мир есть ограниченная сфера, носящаяся в беспредельности. Они утверждали что в центре вселенной образовался «центральный огонь, который притягивает к себе все тела из «беспредельного». Также, что вокруг этого огня вращаются с запада на восток 10 небесных тел, из них 5 - планеты. В пифагорейской философии считалось, что небесные тела подобны Земле, и, как она, окружены воздухом. На луне есть и растения, и животные; они гораздо больше ростом и прекраснее, чем на Земле. Атомистическая школа: Атомизм был создан представителями досократического периода развития древнегреческой философии Левкиппом и его учеником Демокритом Абдерским. Согласно их учению, существуют только атомы и пустота. Атомы — мельчайшие неделимые, невозникающие и неисчезающие сущности (частицы). Атомы бесчисленны, так как пустота бесконечна. Форма атомов бесконечно разнообразна. Атомы являются первоначалом всего сущего. Философия Платона. Учение об идеях, о познании, о государстве. Платон вносит новый исключительно рациональный взгляд на объяснение и познание мира. Философия Платона носит характер объективного идеализма, когда за первооснову сущего принимается безличный универсальный дух, индивидуальное сознание Выделяет два мира: подлинный (мир чистых сущностей) – мир идей и неподлинный – мир вещей Про идеи: По Платону мир состоит из мира Идей и мира вещей. Идея – это сущность вещи, ее сущность, которая должна оставаться неизменной и постоянной. Признаки идей:
Выделял ярусы в мире идей: Первый – ярус природных вещей Средний ярус – физических явлений, математических формул Высокий ярус – прекрасного, истины, справедливости Вершина – идея Блага Также, по Платону мир идей – мир сущего бытия, которому противопоставляется мир небытия – мир вещей. Первенство отдается миру идей: не будь идей, не было бы и материи, хоть оба этих начала необходимы для существования вещественного мира. Про познание: Занимает промежуточную позицию, т.к. знание присуще только Богу. Платон разработал собственную теорию познания: Познание: чувственное и разумное. Чувственное (вера, подобие) познание имеет своим пределом мир вещей и дает Место философии в познании находится между знанием и незнанием. Она ложное понимание мира. Разумное (мышление, рассудок) же познание – знание о сущности вещей, доходящее до постижения идей, как подлинного знания. Платон утверждает, что душа может «припоминать», что он доказывает на примере диалога с необразованным рабом. Платоновское учение указывает в качестве основной цели познания припоминание того, что созерцала душа в мире идей, прежде чем спустилась на землю и воплотилась в человеческое тело. Предметы чувственного мира служат для возбуждения воспоминаний души. О государстве: Т.к. Платон в юности готовил себя для политики, он много размышляет об обществе и государстве. Платон считает, что государство возникает тогда, когда человек не может удовлетворить самостоятельно свои потребности, и нуждается в помощи других. В принципе разделения труда он видит фундамент всего современного. Разделение труда также лежит в основе разделения общества на различные сословия: Выделяет еще и 4-ую доблесть – справедливость Она воцаряется над всеми тремя классами. Итак, совершенное государство – это когда три разряда граждан составляют гармоничное целое, а управляют государством немногие люди, наделенные мудростью, то есть философы. Философия Аристотеля: учение о бытии и познании. О бытии: Аристотель считал, что подлинным бытием обладает единичная вещь (сущность первого порядка). Вид, к которому принадлежит единичная вещь, – это сущность второго порядка, род – сущность третьего порядка и т.д. Только такая вещь может быть чем-то самобытным. Всякая единичная вещь представляет собой сочетание материи и формы. Материя – это то, из чего возникает вещь, материал, из которого она состоит. Чтобы стать вещью, материя должна принять форму. Сама по себе форма есть нечто общее; а, чтобы стать единичным бытием, она должна соединиться с материей. О познании: Для Аристотеля объектом познания является объективно существующий мир. Задача познания состоит в том, чтобы идти от простого к сложному, от восприятия к абстракции. В основе этого пути познания лежат чувства. «Тот, кто не ощущает, ничего не знает и ничего не понимает», — заявляет Аристотель. Для него без ощущений нет знаний. Стремление к знанию – врожденное свойство людей. Все науки делятся на практические (существуют ради последующего применения в жизни (этика, политика) и теоретические (существуют ради чистого познания, важнее практических; философия, математика, физика). Ступени познания, выделяемые Аристотелем: 1. Чувственное восприятие. 2. Опыт. 3. Искусство. 4. Наука. |
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 1481; Нарушение авторского права страницы