Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Тема 1. Философия и мировоззрение



Тема 1. Философия и мировоззрение

 

1. На примерах формирования экзистенциальных дихотомий покажите процесс возникновения философских проблем. Укажите причины их порождающие

 

Философские проблемы - это трудноразрешимые вопросы в системе «человек - мир», которые имеют всеобщий, предельный характер; они носят принципиально открытый характер для новых решений.

Самая фундаментальная экзистенциальная дихотомия - это дихотомия между жизнью и смертью, что является одной из причин возникновения философской проблемы. То, что мы должны умереть, - факт, неизбежный и неизменный для каждого человека. Человек осознает неизбежность смерти, и это осознание оказывает глубокое влияние на всю его жизнь. Смерть остается прямой противоположностью жизни, чуждой и несовместимой с опытом, жизни. Никакое знание о смерти не изменяет того факта, что смерть не является ничего не значащей частью нашей жизни и что нам не остается ничего, как только смириться с нею; отсюда, казалось бы, тщетно все, что предпринимается для жизни. Человек пытался отрицать дихотомию жизни и смерти с помощью различных идеологий, к примеру с помощью христианской концепции бессмертия, которая, признавая бессмертие души, отрицает тем самым трагический факт прекращения жизни со смертью. Именно данный аспект и есть порождение данной проблематики.

Факт смертности человека рождает и другую дихотомию: хотя каждый человек является носителем всех человеческих потенциальных способностей, кратковременность его жизни не позволяет полностью реализовать все возможности, даже при наличие наиболее благоприятных условий. Только если бы время индивидуальной жизни было тождественно времени человечества, ' тогда мог бы человек полностью реализоваться в таком человеческом развитии, которое осуществляется в историческом процессе. Жизнь человека, начинаясь и обрываясь в случайный для общего эволюционного процесса всего рода человеческого момент, вступает в трагическое противоречие с индивидуальными притязаниями на реализацию всех его возможностей. Об этом противоречии между тем, что он мог бы реализовать, и тем, что он в действительности реализует, человек имеет весьма смутное представление. И здесь также различные идеологии стремятся ослабить или снять противоречие, либо защищая тезис, что жизнь продолжается и после смерти, либо что исторический период жизни каждого человека является полным и неоценимым вкладом в достижения всего человечества.

Другие утверждают, что смысл жизни не в наиболее полном осуществлении собственных возможностей, а в социальном служении и исполнении общественного долга; что развитие, свобода и счастье индивида - второстепенно или вовсе ничего не значит по сравнению с благосостоянием государства, общества или какой-то другой символической вечной силы, трансцендентной человеку.

 

В чем специфика философской проблематики? Проанализируйте характер противоречий, лежащих в их основе

 

Философия - это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение. Мировоззрение же отражает ценностное отношение субъекта к окружающему миру или самому себе.

Поскольку предметом философии выступает мировоззрение и культура, постольку проблемы, с которыми имеет дело философия, являются смысложизненными. Таких проблем много и все они выступают как стороны аспекты, проблемы человека. Проблема человека - центральная проблема философии. В качестве отдельных сторон человека проблема сознания и самосознания человека проблема познавательных возможностей и методов познания, проблема отношения человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи.

Философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается им. Существуют различные классификации многообразных проблем философии. Выделим некоторые из них.

. Проблемы устройства мира, бытия, т. е. проблемы онтологии: существует ли субстанция бытия, и какова она, что есть движение, пространство, время; что такое сознание и как оно возникло, какое место занимает в мире человек, какова его природа, существует ли цель мирового развития, существуют ли законы природы или мы верим в них благодаря склонности к порядку и т. п.?

. Проблемы познания мира, или проблемы гносеологии: познаваем ли мир в принципе; безгранично ли человеческое познание в своих возможностях или оно имеет границы, как получается знание о мире, как удостовериться в том, что полученные результаты? истина, а не заблуждение?

. Проблемы ценностей, или проблемы аксиологии: что есть благо; какова природа ценностей, как они связаны между собой; как соотносятся ценности и? факты? реальности и т. д.?

. Проблемы преобразовательной деятельности человека, или проблемы праксиологии: способен ли человек преобразовать мир; где границы допустимого вмешательства в естественное развитие природы и общественных процессов; каковы принципы оптимальной деятельности.

. Проблемы логики, этики, политики, эстетики и др. Результатом философской рефлексии являются философские знания. Специфика философского знания: взаимосвязь и в то же время отличие от других типов знания. Философское знание является системно-рациональным, т.е. оно строится на основе некоторых исходных положений, принципов и развертываются посредством обоснования логического выведения одного из другого, достижение и изложение философского знания связано с использованием специальных знаний и специального языка. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным.

Философское знание является целостным выражением мира отношением человека к миру, причем это целостное, духовное выражение мира осуществляется на уровне всеобщих его свойств и связей. Любое знание стремиться к духовному воспроизведению мира в форме картины мира (научной, философской, религиозной). В этом своем свойстве философия отличается от любой другой картины мира: философская картина мира характеризуется всеобщностью.

Философское знание являются ценностным, что сближает его с другими типами мировоззренческого знания (религия, искусство), а также отличается от любого предмета знания, научного.

 

Тема 2. Проблема человека в философии

Существует ли единый для всех людей смысл жизни? Где и как его искать?

 

Смысл единый для всех действительно существует, только он включает в себя не только Жизнь, но и Смерть. Поэтому, если кто-либо собирается смысл искать, необходимо искать смысл Жизни и Смерти, иначе его найти невозможно, поскольку отдельного смысла жизни реально не существует. Иллюзия - самообман, такая действительно есть, но это всего лишь иллюзия и не больше. Что еще вам потребуется для поиска: во-первых, как можно более многообразное образование. Узкий специалист решать задачу эту заведомо неспособен. Во-вторых, огромный запас терпения и упорства, поскольку смысл Абсолютный очень большой и сложный, и упрощению не поддается. И в-третьих, понадобится учитель, способный осознавать смысл. Ни один человек не способен только самостоятельно эту задачу решать. Люди такие есть, только их очень мало, и чтобы вызвать у них интерес к себе, весьма попотеть придется. Для справки - ни одна из известных религий или наук, и явных, и тайных тоже, знанием смысла Жизни и Смерти не обладает, даже если и претендуют на эту роль, поэтому попотеть придется уже на подступах - разыскивая учителя.

 

Тема 4. Социальная философия

Какие типы культур в истории общества выделял П. Сорокин?

 

Сорокин выделял три типа культуры: идеациональная (средневековая), идеалистическая (переходная культура 13 - 14 столетия) и чувственная (современная культура, начинается приблизительно с 16 века).

 

Тема 5. Русская философия

Человек неотделим от биосферы. Как же происходит познание биосферы?

Тема 1. Философия и мировоззрение

 

1. На примерах формирования экзистенциальных дихотомий покажите процесс возникновения философских проблем. Укажите причины их порождающие

 

Философские проблемы - это трудноразрешимые вопросы в системе «человек - мир», которые имеют всеобщий, предельный характер; они носят принципиально открытый характер для новых решений.

Самая фундаментальная экзистенциальная дихотомия - это дихотомия между жизнью и смертью, что является одной из причин возникновения философской проблемы. То, что мы должны умереть, - факт, неизбежный и неизменный для каждого человека. Человек осознает неизбежность смерти, и это осознание оказывает глубокое влияние на всю его жизнь. Смерть остается прямой противоположностью жизни, чуждой и несовместимой с опытом, жизни. Никакое знание о смерти не изменяет того факта, что смерть не является ничего не значащей частью нашей жизни и что нам не остается ничего, как только смириться с нею; отсюда, казалось бы, тщетно все, что предпринимается для жизни. Человек пытался отрицать дихотомию жизни и смерти с помощью различных идеологий, к примеру с помощью христианской концепции бессмертия, которая, признавая бессмертие души, отрицает тем самым трагический факт прекращения жизни со смертью. Именно данный аспект и есть порождение данной проблематики.

Факт смертности человека рождает и другую дихотомию: хотя каждый человек является носителем всех человеческих потенциальных способностей, кратковременность его жизни не позволяет полностью реализовать все возможности, даже при наличие наиболее благоприятных условий. Только если бы время индивидуальной жизни было тождественно времени человечества, ' тогда мог бы человек полностью реализоваться в таком человеческом развитии, которое осуществляется в историческом процессе. Жизнь человека, начинаясь и обрываясь в случайный для общего эволюционного процесса всего рода человеческого момент, вступает в трагическое противоречие с индивидуальными притязаниями на реализацию всех его возможностей. Об этом противоречии между тем, что он мог бы реализовать, и тем, что он в действительности реализует, человек имеет весьма смутное представление. И здесь также различные идеологии стремятся ослабить или снять противоречие, либо защищая тезис, что жизнь продолжается и после смерти, либо что исторический период жизни каждого человека является полным и неоценимым вкладом в достижения всего человечества.

Другие утверждают, что смысл жизни не в наиболее полном осуществлении собственных возможностей, а в социальном служении и исполнении общественного долга; что развитие, свобода и счастье индивида - второстепенно или вовсе ничего не значит по сравнению с благосостоянием государства, общества или какой-то другой символической вечной силы, трансцендентной человеку.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь