Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Определите что такое диалектика. В чем смысл диалектического познания мира



 

Обычно считается, что диалектика - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. А вот изначально этим термином обозначалась способность вести спор посредством вопросов и ответов, искусство диалога, искусство вести диалог и достигать в нем истину (Сократ). Потом - искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды (Платон). Аристотель отличал диалектику от аналитики как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. По Канту, диалектика - способ разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях. Позже, в материализме под диалектикой стали понимать теорию познания или даже только метод (т.н. «диалектический метод»), хотя понимать диалектику как метод, тем более, как (только) «тезис - антитезис - синтез», - методологически и сущностно неправильно, другое дело, что проявления диалектики могут полагать элементы диалектических методов познания и постижения.

Можно встретить такие мнения: диалектика по Гегелю - процесс саморазвития и самопознания абсолютного духа, диалектика по Сократу - искусство вести беседу, направленное на взаимное обсуждение проблемы с целью достижения истины путем противоборства мнений, диалектика по Ф.Энгельсу - наиболее общие закономерности становления и развития природы, общества, человеческого мышления.

В современной диалектической философии повторно, после философии Гегеля, все искажения были исправлены, и все определения даны заново.

Термин «диалектика» в силу различных подходов к пониманию как ее самой, так и ее применения имеет ряд значений.

. В собственном значении в первом приближении диалектика есть высшее разумное движение. Корректным обычным значением термина «диалектика» является не «диалектический метод» и не теория познания (тем более, материалистическая теория познания), а непосредственно диалектическое познание в его собственном движении.

. В применительном смысле диалектика означает диалектическую философию, в наше время - современную диалектическую философию; в этом смысле диалектика имеет два этапа: диалектическая философия Гегеля и современная диалектическая философия. Без противоречия с указанным значением, термин «диалектика», в силу наличия соответствующей системы познания, может пониматься и как особое познавательное мировоззрение, и как соответствующая система познания.

. В гносеологическом смысле диалектика понимается как теория познания диалектической философии - диалектическая гносеология (необоснованно диалектикой называют либо вообще теорию познания, в этом случае следует использовать термин «гносеология», либо, совсем необоснованно, материалистическую теорию познания).

. В Новейшей философии в определенных значениях диалектика понимается как:

учение о мире - учение о миросоздании и бытии;

учение о познании (о сути, структуризации и методах познания и мышления);

познание (в широком значении термина);

практическая философия.

Диалектическое познание мира

Каждая философская система ставит и решает два вопроса: «что существует и как это «что» существует? Первый вопрос связан с бытием, субстанцией, материей и сознанием. Ответ на второй вопрос принято называть проблемой метода.

Познавая мир, человек получает знания, однако они нужны не сами по себе, а для дальнейшего познания, преобразования мира с целью удовлетворения материальных и духовных потребностей. Знания, используемые человеком в своей деятельности, называют методом (греч. methodos - путь исследования или познания, теория, учение). Диалектику в качестве метода можно определить как систему принципов, правил, приемов, законов и категорий, которыми руководствуется человек в своей познавательной и преобразующей деятельности. Методы построены из знаний, а поскольку знания бывают разной степени общности (частные, общие и всеобщие), соответственно и методы: можно разделить на частные (методы физики, биологии, химии и т.д.), общие, применяемые в нескольких науках, и всеобщие - философский метод, раскрывающий единые принципы бытия природы, общества и мышления. Всеобщий метод используется в каждом виде деятельности, во всех отраслях знаний, обеспечивая общую стратегию, генеральную программу деятельности.

Впервые в истории философии целостная концепция диалектики была разработана в немецкой классической философии. Основная заслуга в разработке диалектики как системы принципов, законов и категорий принадлежит Гегелю, который «...представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть, внутреннюю связь этого движения и развития»'.

В XIX в. развитие естествознания было связано с переходом опознания вещей к изучению связей и процессов, что потребовало соответствующего философского метода - материалистической диалектики.

Действительно, диалектические идеи и принципы были необходимы в виде философской основы для космогонии (И. Кант, П.С. Лаплас), химии (Д. Дальтон), геологии (М.В. Ломоносов, Ж. Кювье и др.).

Так как обозначение даже основных моментов познания диалектической философии мира, с одной стороны, само по себе имеет краеугольное значение и не может смазываться второстепенными вопросами, а, с другой стороны, имеет ряд метафизических положений, то мы пока остановимся на обозначении самых общих элементов структуры познания мира, которые в достаточной мере дадут ответы на ряд соответствующих вопросов, в первую очередь, о том, как в диалектической философии понимается изучение мира, а также позволят объяснить, почему в современной диалектической философии такое большое значение уделяется вопросам познания (что, кстати, определило последующую статью сайта, которая является началом более полного ответа на упомянутые вопросы, а также основанием для актуализации диалектической теории модернизации).

Но, выделяя основные положения познании мира в диалектической философии, следует указать на то, что, исходя из специфики определения начала соответствующей науки, о чем Гегель подробно сказал в начале своего труда «Наука логики», эта наука в исполнении великого мыслителя обозначила познание лишь части непосредственности, сама, которая является только одной из составляющих мира. Однако вопросы его начинания (изначальность), общего составления (упоминаемая Гегелем определенность и др.) и завершения (мирозавершение), а также индивидуализированного смысла всего этого мира (и многое другое) просто не могли быть позиционированы в гегелевской философии, в частности, в науке логики. Они исследуются в современной диалектической философии, в т.ч. включающей науки-логики-продолжение, однако в которой все исследования подчинены одной цели - познанию смысла жизни человека и ее всеобщей реализации.

Итак, позиционирование представления ряда моментов общей структуры познания мира, которое углубляется в современной диалектике и служит решению одной из ее самых главных задач, таково:

 

Рисунок 1 - Ряд моментов общей структуры познания мира

 

Изначальность - фаза образования Мира, не рассмотренная Гегелем (ее не следует путать с гегелевским ничто, обычно извращаемым в философской литературе). Изначальность важна не столько для понимания процесса создания мира, кардинально отличающегося от любых научных гипотез, сколько для осознания всеобщей логики и смысла развития, важного для познания Мира, а также для смысла жизни человека и ее всеобщей реализации и для решения одной из самых главных задач современной диалектической философии.

Мирозавершение - фаза существования мира, характеризующаяся особыми физическими и метафизическими процессами, приводящая к его стагнации и завершению. В части физических процессов ученые говорят о «горячей смерти вселенной», о «холодной смерти вселенной», о «циклической жизни вселенной» и т.д. - в общем, кто о чем. А в современной диалектической философии речь идет, в первую очередь, о логике мирового процесса, и определяется умозаключение**** о нем, которое содержит важное суждение о завершении Мира (здесь: а не мира).

Непосредственность - одна из метафизических составляющих Мира, обозначенная в трудах Гегеля. Вопросы ее появления и трансформации рассматриваются в диалектической онтологии современной диалектической философии.

Пространство и время присущи в своем проявлении не всему Миру, а только его материальной составляющей (области).

Аспект дублирования материи в первом приближении Вселенная, она может пониматься в обычном смысле или даже просто как космос. Вселенную не следует путать с термином философии Гегеля «природа», означающим совсем иное.

Органическая жизнь, человек и его реальная жизнь; в диалектической философии жизнь и человек понимаются совсем не так как в науках: общее представление об этом можно получить из трудов Гегеля.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь