Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Что мы называем мировоззрением? Назовите основные составляющие мировоззрения
Мировоззрение в первом приближении есть совокупность обобщенных идей о мире и месте человека в нем, система основных жизненных установок человека. Мировоззрение - это духовный каркас личности, групп людей, общества в целом. Первым историческим типом мировоззрения является миф. В мифологии человек растворяется в окружающем мире, а окружающий мир очеловечивается. Мифология не знает объектив и субъектов, она синкретична. В мифе мысли совпадает с переживанием, действующим. Мифологическое сознание есть осознание сущностной связи человека и природы. . Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия . Философское мировоззрение. Предмет философии. Основные проблемы философии. Функции философии. . Философия в системе культуры. Философия и наука. . Философия как путь личностного восхождения к мудрости. За прошедшие два с половиной тысячелетия существенно изменились содержание и форма выражения философии, но она осталась особым типом мышления, который лежит в основе так называемого философского отношения к жизни, утвердилась как образ жизни и особый тип мировоззрения. На основе мифа формируется религия как тип мировоззрения. Специфика религии заключается в вере в сверхъестественное. В религиозном мировоззрении целостный мир существует в единстве священного (сверхъестественного) и мирского (естественного). Творческое начало возвышается над естественными и определяет его высшие ценности. Религиозное сознание стало первым осознанием универсальной целостности бытия. Со времени возникновения философии существуют дискуссии об её сущности и назначении. Философское мировоззрение оценивается в широком диапазоне - от способности проникновения в основания бытия до личностного самовыражения. В разноречивых суждениях о философии есть общее. Философия стремится к универсальным, всеобщим ответам на смысловую тайну мира. Но тайна эта и ужасающа, ибо ее раскрытие может обнаружить бессмысленность открывателя. Этим объясняется двойственное отношение к философии в истории культуры. Этимология термина «философия» (от греч. phileo - любовь, sophia - мудрость) означает «любовь к мудрости», «любовь к Софии», т.е, к высшей, целостной истине. Философия выступает как объективная археология, с помощью которой человек извлекает смысловые ископаемые мира, совокупность которых обозначается термином «мудрость». Философия - это своеобразный символический язык судьбы, на котором она общается с человеком в книге его жизни. Буквы этого языка - отдельные философские системы. Философия - первый шаг на пути преодоления человеком своей конечности и ограниченности через приобщение к бесконечному уму. Философия - это все едино сущее, «схваченное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Являясь духовным выражением смысловой тайны, загадки мира, она сама является частью этой загадки. Интересно, что вопрос о смысле бытия ставит не философия, а сам мир, философия же дает формы его выявления и исследования. Смысл разлит во всем мироздании, являясь идеальным элементом всех его форм и явлений. Поэтому человек, имея дело с предметными формами мира, с необходимостью должен иметь ответ на вопросы о смысловых фигурах бытия. Почему и для чего существует мир? «Это маленькое словечко «почему» разлито по всей вселенной с самого первого дня мироздания, … и вся природа ежеминутно кричит своему творцу: «Почему? » - и вот уже семь тысяч лет не получает ответа» (Ф. М. Достоевский). Философия своеобразно выражает этот вечный вопрос мироздания на языке человеческих понятий. Таким образом, предмет философии - это исследование всеобщих законов развития природы, человека, мышления, общества. Основная проблематика философии - соотношение внутреннего и внешнего мира человека, субъективного и объективного, идеального (духовного) и материального, необходимости и свободы. В современной философии возрастает значимость ценностного подхода, который в синтезе материи и духа (идеального) видит источник свободы и творчества человека. Функции философии призваны решать поставленные вопросы. Онтологическая функция связана с рассмотрением основных вопросов бытия, созданием в сознании человека общей картины мира как всеобщего единства. Вопросами познаваемости мира и объективности познания занимается гносеологическая функция. Аксиологическая функция (от греч. аxios - ценность) заключается в подходе человека к вещам, явлениям окружающего мира, к самому себе, к другим людям с точки зрения различных ценностей. Аксиологическая функция связана с материальной, чувственно-предметной, целеполагающей деятельностью человека, имеющей своим содержанием освоение и преобразование природы, общества. Философия является сложным и многомерным явлением в культурно-историческом контексте. Человек живет в обществе, а общество характеризуется определенной культурой. Однако внутри себя культура всегда дифференцирована. Даже на самом поверхностном уровне она разделяется на основные формы: науку, религию, искусство, мораль, право и т.д. Осмысливая культуру в целом, философия берет на себя интегрирующую функцию. Не случайно, принято говорить, что философия есть «живая душа культуры». В философии воплощаются «экстракты» культуры. Философ обращается ко всем формам культуры, к их особенностям, вехам исторического развития и др., стремясь обобщить достижения культуры в целом. На этой основе он обнаруживает некие новые свойства культуры, выражая их в философски рациональной форме. В философии культура получает возможность обратить свой взор на самое себя. Таким образом, философия играет роль самосознания культуры. Единство и целостность культуры являются потребностью нормального общественного развития. Общество, где нет стремления, уяснить и осмыслить собственную культуру, не будет жизнеспособным. Философия находится в тесной взаимосвязи с другими науками - социальными, гуманитарными, естественными, техническими. Философия выступает в качестве методологической основы для других наук, разрабатывая всеобщие, универсальные методы научного познания, применимые во всех науках. В свою очередь, она использует эмпирический материал других наук для подтверждения или опровержения тех или иных философских концепций. Философия берет научные знания в самом общем виде, интегрирует их и на этой основе строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.д. Философия обогащает человеческую сущность, раскрывая ее смысл образующий потенциал, учит человека искусству общения с духовным миром на языке идей, понятий. Философия - «определенный способ существования», «человеческое в человеке», «со-природность». «Говоря о философии, мы имеем дело с самой мыслью, с работой мысли, что ею выполняется нечто, без чего человека не было бы. То есть философия тоже оказывается способом его само созидания. Это одно из орудий само конструирования человеческого существа в его личностном аспекте» (М.К. Мамардашвили). Философия, наряду с мифом и религией, является историческим типом мировоззрения. В отличие от мифа и религии философия выступает теоретически оформленным мировоззрением, которому присущи системность и рациональность. Благодаря данным качествам и свойствам, философское мировоззрение вскрывает рациональный смысл и всеобщие закономерности бытийствование и развития сущего и человека. Философия как предмет изучает общие принципы бытия и познания, отношение человека к миру, всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Философия включает в себя учение об общих принципах бытия (онтология, или метафизика), о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология), теорию познания (гносеология или эпистемология), методологические принципы и формы правильного мышления (логика), этику, эстетику, теорию культуры, собственно историю философии. Существует множество подходов в определении функций философии. Основными функциями философии являются: онтологическая, гносеологическая, методологическая, аксиологическая, аксиологическая. Философия является составной компонентой («живой душой») культуры, выполняет в ней интегрирующую и созидающую функции. Философия играет большую роль в личностном становлении человека. Р.Декарт: «Мыслю, следовательно, существую». М.К.Мамардашвили: «Философия есть конститутивный элемент объективного бытия в мире личностных структур».
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы