Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Что такое миф, мифология? Что такое религия?



Прежде всего, нам предстоит выяснить, что изучает предмет " Мифология" и для чего он необходим. Само слово " мифология" греческого происхождения. Оно состоит из двух слов - " миф" и " логос" " Логос" переводится буквально как " слово", " понятие" и в других известных вам составных греческих словах (биология, геология и др.) обозначает знание, науку. Итак, мифология - это знание о мифах или наука, о мифах.

Слово " миф" в переводе с древнегреческого означает " сказание", " предание", а также " слово".

Первое значение слова " мифология" - свод, собрание мифов того или иного народа. Между тем, слово " мифология" имеет и иное значение. Мифология - это наука о мифах. Чем отличается наука о мифах от их пересказа, изложения. Дело в том, что наука - это особый вид знания. Наука не только сообщает факты, но объясняет их, выявляет причины тех или иных явлении, обычно скрытые от непосредственного наблюдения. Исходя из этого, наука мифология - это не пересказ мифов и их художественное изложение. Наука о мифах представляет собой очень серьезное знание о том, что такое миф. Какое место он занимает в человеческой культуре, когда и почему возникают мифы, в чем источники их популярности, почему и сегодня они живут в человеческой памяти. Мифология объясняет и многое другое, например, что означают мифологические образы, каково значение символов, почему в мифах разных народов мы находим сходные черты. Такое научное изучение мифов приоткрывает завесу над древнейшим прошлым человечества, позволяет проследить взаимодействие культур, народов, языков. Мифы возникли чрезвычайно давно, в те незапамятные времена, когда человечество еще не вступило в эпоху цивилизации. Тогда не существовало еще городов и государств, не было письменности и литературы, Жизнь той эпохи кажется нам бесконечно примитивной. В основном эти древнейшие (их еще называют архаическими) культуры давно ушли в прошлое. Однако почти до наших дней сохранились в разных частях света (Амазония, Океания и др.) " островки" таких культур. Их изучение проливает свет на время возникновения мифов и их роль в жизни людей древнейших эпох истории.

Ученые, изучающие образ жизни современных народов, задержавшихся на архаической ступени развития, исследуют и их мифологию. Такое исследование позволяет сделать вывод, что мифы были исторически первой, самой ранней формой человеческой духовности. Передаваясь из поколения к поколению, из уст в уста, мифы аккумулировали опыт людей и были своего рода способом постижения человеком мира, окружающей природы и тайн сверх природного бытия. Миф существовал в то время, когда не было еще науки, не существовало современных религий. Поэтому миф сочетал в себе все эти стороны духовной жизни: и науку, и искусство, и религию - причем как бы в нерасчлененном виде, и поэтому играл огромную роль в жизни людей архаической поры. Миф был их естественным спутником в различных жизненных ситуациях. Многие поколения черпали в нем мудрость, объясняли свое происхождение, искали защиты от страшных стихий, брали примеры героизма и преданности роду. В мифах люди обретали бессмертие. Благодаря мифам сплачивались члены рода. Миф учил тому, как следует почитать богов как относиться к соплеменникам, когда следует жениться, как воспитывать детей, предостерегал от дурных поступков, давал объяснения необычным явлениям. Вот что значил миф в жизни людей той далекой поры.

В архаическую эпоху и на заре цивилизации миф неразрывно был связан с религией. Племена, города, народы держались своих богов, видели в них покровителей. Поэтому все, что рассказывалось о них в мифах, почиталось священны. Неверие в мифы зачастую каралось. Например, в эпоху греческой классики афиняне приговорили Сократа к смертной казни лишь за то, что он (как заявили доносчики) не почитал богов греческих мифов и призывал верить в своих богов.

Возникает письменность, а вместе с ней и литература. Мифологические сюжеты становятся сюжетами художественных произведений, а мифические герои занимают место среди литературных персонажей. Шумеро-аккадский " Эпос о Гильгамеше", " Прометей" Эсхила, " Царь Эдип" Софокла, " Илиада" и " Одиссея" Гомера - в основу всех этих произведений, с которых начинается мировая литература, положены сюжеты знаменитых мифов. Миф становится неиссякаемым источником художественного творчества. Позже мифы, самые умные и интересные, порывают с родной почвой и становятся достоянием других народов.

Характерны в этом отношении библейские персонажи. Самсон, Давид, Моисей были знаменитыми героями древнейшей истории Израиля. Многое в их жизни было легендарно, даже невероятно. Сложившиеся вокруг их образов мифы составили ядро еврейской мифологии. Но интерес к ним давно вышел за границы древней Палестины. Не уступают по популярности еврейским мифам греческие. Вообще европейскую живопись и скульптуру этой эпохи едва ли можно представить без мифологических сюжетов и аллегорий. Мифы служили основой творчества великих мастеров, источником их вдохновения, давали образцы поступков и характеров. Поэтому понимание искусства прошлого фактически невозможно без знания мифологии. Без нее картина, скульптура, рельеф молчат, превращаясь в набор красивых, но мало понятных образов.

Древние мифы - это колыбель человеческой духовности, начало культуры Миф - это особый образ мира, с помощью которого наши далекие предки ориентировались в нем, выживали, сплачивались, передавали жизненный опыт последующим поколениям. Вместе с тем мифы продолжили свою жизнь в искусстве, составляя на многие столетия его сюжетную, образную и идейную основу. Поэтому знание мифологии является необходимым условием понимания изобразительного искусства, расшифровки его образов и прочтения символов.

Религия - это выражение признания Абсолютного начала, т. е. Бога, от которого зависит все конечное, в том числе и человек, и стремление согласовать нашу жизнь с волей Абсолюта.

В каждой религии можно найти две стороны:

теоретическую, в которой выражается понимание Абсолюта;

практическую, в которой устанавливается реальная связь Абсолюта с жизнью человека. Религию нельзя считать выражением деятельности какой-либо одной стороны человеческой души.

В религии участвует весь человек со всеми его духовными потребностями и склонностями. В вопросе о происхождении религии много разнообразных мнений. Прежде всего, нужно различать психологические мотивы возникновения религии, а также социальные корни религиозного сознания.

Принципы, которые лежат в основании объяснения возникновения религии, подразделяются на две группы:

супернатуралистические (говорят о врожденности религиозного сознания и указывают на откровение как на его источник);

рационалистические(предполагают сознательное намерение и рефлексию человека при образовании религии (евгемеризм), чисто прагматические стремления определенных лиц (Т. Гоббс, Г. Болин-брок) ради удержания власти, олицетворение известных сил природы (Эпикур, Д. Юм), объективированные известных душевных качеств (Л. Фейербах, Ж. Ренан), почитание предков (Г. Спенсер)).Что касается проблемы отношения веры к знанию, то она решается в зависимости от общих философских позиций того или иного мыслителя. Известны три подхода к этой проблеме:

сциентистски-позитивистский - объясняет религию как низший вид знания и сводит ее к суеверию, которое с развитием науки якобы обречено на исчезновение;

исторический (эволюционный) - усматривает в религии развивающуюся форму знания, которое сохраняет всегда свое значение, даже тогда, когда оно входит в состав иного, более высокого, уровня знания;

абсолютный - рассматривает религиозное и научное знание как две различные и правомерные формы духовной активности человека: между ними постоянно отыскиваются границы и продумывается специфика как по сути, так и по значимости для человека и общества.Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении всей его истории и охватывающее до настоящего времени подавляющую часть населения земного шара, оказывается, тем не менее, областью, мало понятной для очень многих людей. Одной из причин этого, казалось бы, странного факта служит то обстоятельство, что религию, как правило, оценивают по ее внешним признакам, по тому, как она практикуется ее последователями в культе, в личной и общественной жизни. Отсюда проистекает масса различных трактовок религии, усматривающих ее существо либо в элементах, являющихся в ней второстепенными, незначительными, либо даже в ее искажениях, которых не избежала ни одна религия. Существует несколько точек зрения на происхождение слова «религия» (от лат. religio - совестливость, благочестие, благоговение, религия, святость, богослужение...). Так, знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что оно является производным от латинского глагола relegere («вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать, откладывать на особое употребление»), что в переносном смысле означает «благоговеть» или «относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением». Отсюда и самое существо религии Цицерон видит в благоговении перед высшими силами, Божеством. Эта мысль Цицерона, верно указывает на то, что благоговение является одним из важнейших элементов в религии, без которого религиозность превращается в ханжество, лицемерие и пустое обряд исполнение, а вера в Бога - в холодную безжизненную доктрину. В то же время нельзя согласиться с тем, что благоговение перед чем-то таинственным и даже перед Богом составляет сущность религии. Сколь ни велико и необходимо благоговение в религии, тем не менее, оно представляет собой лишь одно из чувств, присутствующих в религиозном отношении человека к Богу, и не выражает его сущности.

Религия как определённая мировоззренческая система, включающая обязательные общественно-нравственные установки, определяет умонастроения своих последователей, их жизненные устремления, социальное поведение, политические действия.

Воздействие на политику оказывают конфессиональные организации и священнослужители. В зависимости от особенностей конкретной религии это воздействие может быть открытым и всеобъемлющим или преобладающим (например, в ряде мусульманских регионов). В регионах с развитыми светскими традициями руководство религиозных объединений высказывается за неучастие в политической жизни, против вмешательства в политику партий, в государственные дела, однако определённую политику при этом осуществляют не сами религиозные учреждения, а примыкающие к ним специфические общественно-политические институты, в первую очередь, различные созданные по конфессиональному признаку движения и структуры.

Взаимодействие политики и религии проявляется в использовании религии в своих интересах политическими деятелями различных ориентаций, в первую очередь, стоящими у власти.

Религиозный фактор присутствует в политике и в тех случаях, когда верующие, участники массовых движений, обращаются к религии для оправдания своих собственных действий, для идеологического обоснования своих интересов, надежд, чаяний. Религиозными лозунгами (христианскими, мусульманскими, буддистскими и др.) вдохновлялись социальные и национально-освободительные движения от начального периода формирования Российского государства до наших дней во многих его регионах.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь