Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ГЛАВА I. Педагогическое и психологическое развитие младших



Введение

 

В начале 90-х годов в связи с переходом от линейной к концентрической структуре учебных предметов Минобразование
рекомендовало перенести историческую пропедевтику " из основной в начальную школу, Возникали вопросы: в каком объеме, на каком материале (отечественной или всеобщей истории), за счет чего включать курс в учебный план начальной школы? Об этом не говорилось.

Что сделано за последние годы?

В четырехлетней начальной школе появился образовательный компонент Базисного учебного плана «Окружающий мир», который интегрирует знания о человеке, природе и обществе. Он состоит из двух областей — естествознания и обществознания.

В соответствии с Базисным учебным планом образовательный компонент «Окружающий мир» может быть представлен в двух вариантах:

интегрированным курсом «Окружающий мир» с 1 по 4 кл.;

— курсом «Окружающий мир» в 1 — 2 кл., природоведением и пропедевтическим курсом истории в 3 — 4 кл.

При работе школ по второму варианту на изучение пропедевтического курса истории в 3 — 4 классах отводится по 1 часу в неделю. Для этого варианта разработано несколько курсов по двум областям знаний. При этом обществоведческий материал представлен не только в исторических, но и в ряде природоведческих курсов. Например, материал о семье, родной школе, городе, крае и т.д. есть в курсе З.А. Клепининой «Природа и люди».

По поводу вышесказанного возникает законный вопрос: а нужен ли исторический курс в начальной школе? Жили же 20 лет без него.

Дело в том, что теперь в основной школе нет места исторической пропедевтике и обучение истории начинается с истории Древнего мира. Еще К.Д. Ушинский предупреждал, что неверно начинать обучение истории с всеобщей, учить детей смотреть «сквозь чужие очки». События отечественной истории более близки и доступны школьникам. Подобно тому как приобщение к языку принципиально важно начинать с родной речи, так и к изучению истории лучше приступать, знакомя детей именно с отечественной историей, Кроме того, в задачи природоведческих курсов входит расширение представлений детей не только о природе, но и об общественной жизни, обогащение их нравственного опыта, воспитание, (татриотизма и т п. А это уже прямые задачи образовательной области обществознания.

Исследователи давно показали, что

— у младших школьников есть интерес к прошлому — событиям, историческим личностям, жизни и быту людей и многому другому;

— исторический материал способствует воспитанию любви к Отечеству, уважению к истории и культуре других народов;

— без исторического материала значительно труднее формировать общественно-политические представления о жизни современной России.

Поэтому игнорировать воспитание уважения к минувшему, которое, по меткому выражению А.С. Пушкина, — «черта, отличающая образованность от дикости», начальной школе не следует. Вместе с тем младший школьный возраст — период интенсивной социализации, усвоения различных нравственных норм.

Объектом нашего исследования является процесс формирования познавательного интереса младших школьников к истории.

Предметом  - современное содержание пропедевтических курсов истории как средства формирования познавательного интереса к истории у младших школьников.

Цель работы – показать условия формирования познавательного интереса у младших школьников, необходимость введения пропедевтического курса в истории.

Структура работы входят: введение, 3 главы, заключение, список литературы из 35 источников.

Расширение социального опыта ребенка, развитие положительных качеств его личности — одна из задач изучения в начальной школе исторического обществоведческого материала.

Кроме того, история как учебная дисциплина составляет «вертикаль» гуманитарного знания. Она содержит сведения о человеке и обществе с древности до современности, представляет многообразную картину социального, нравственного, коммуникативного, созидательного и другого опыта людей. Поэтому история является источником информации для разных учебных дисциплин. И еще — она формирует у детей представления об историческом процессе, а именно — об изменениях в жизни людей, происходящих по этапам, внутренне связанных друг с другом, Разделяю суждения Л.В. Занкова, что «такого рода материал, размышления над ним служат благоприятным условием развития интеллекта, способного отображать явления в движении» (Занков Л.В. Избранные педагогические труды. — М., 1996, с.141).

Таким образом, если начальное образование — самоценное и самостоятельное звено в системе непрерывного общего образования, то в нем должны быть представлены (с учетом возраста) и образовательные области, формирующие у младших школьников представления об окружающем их мире. А без истории целостного взгляда на окружающий ребенка мир не сформировать.


ГЛАВА I. Педагогическое и психологическое развитие младших

Школьников

1.1. Необходимость и сущность образования младших школьников

 

Мы уже знаем, что понятие «обучение» определяет явление, а понятия «учебный процесс», «процесс обучения связаны с развитием обучения во времени и пространен, означают последовательность (систему) его актов. Возникает вопрос: когда понятия «обучение» и «процесс обучения» можно употреблять как тождественные, а когда их нужно различать, подчеркивая, о чем именно идет речь? Если вам трудно ответить, то необходимо вернуться к материалу о сущности педагогических категорий (ч. 1 «Общие основы»). Подсказку получите на странице блока коррекции (БК).

Одним из двух главных процессов, составляющих целостный педагогический процесс, является процесс обучения (учебный процесс).

Это очень сложный процесс объективной действительное уступающий, быть может, только процессам воспитания и развития, составной частью которых он является. Вот почему дать полное и всестороннее определение этого процесса очень трудно. Он включает большое количество разнообразных связей отношений множества факторов различного порядка и различной природы. Отсюда и множество определений процесса.

В сочинениях древних и средневековых мыслителей под понятиями «обучение», «процесс обучения» понимается главным образом преподавание. В начале нашего века в понят обучения стали включать уже два составляющих этот процесс компонента — преподавание и учение. Преподавание понимается как деятельность учителей по организации усвоения учебного материала, а учение — как деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний. Несколько позже в понятии обучения нашли отражение и управляющая деятельность учителя по формированию у учащихся способов познавательной деятельности, и совместная деятельность учителя и учащихся.

Но зачем же необходимо постоянно уточнять определения? Так ли они важны для практической деятельности? Эти вопросы постоянно возникают не только у студентов, но и у учителей. Отвечать на них нужно так — постоянное совершенствование понятий не самоцель, а жизненная необходимость. Определим мы обучение только как передачу и усвоение знаний, — значит, в центре внимания педагога окажутся именно эти моменты; выразим обучение через совместную деятельность учителей и учащихся, — значит, учитель должен обращать главное внимание на деятельность, искать пути и способы ее совершенствования и т. д.

Современные требования таковы, что школа должна учить мыслить, развивать учащихся во всех отношениях.

В современном понимании для обучения характерны следующие признаки: 1) двусторонний характер; 2) совместная деятельность учителей и учащихся; 3) руководство со стороны учителя; 4) специальная планомерная организация и управление; 5) целостность и единство; 6) соответствие закономерностям возрастного развития учащихся; 7) управление развитием и воспитанием учащихся.

Дидактика — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Впервые, насколько известно, это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке (Ратихия) (1571—1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом, как «универсальное искусство обучения всех всему», трактовал дидактику и Я.А. Коменский. В начале XIX в. немецкий педагог И.Ф. Гербарт придал дидактике статус целостной и непротиворечивой теории воспитывающего обучения. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики — разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить.

Основными категориями дидактики являются: преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, а также цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты (продукты) обучения. В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы и технологии обучения.

Отсюда получаем краткое и емкое определение: дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации, достигаемых результатах.

Преподавание — упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач), обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний.

Учение — процесс (точнее, сопроцесс), в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретенного опыта возникают новые формы поведения и деятельности, изменяются ранее приобретенные.

Обучение — упорядоченное взаимодействие педагога с учащимися, направленное на достижение поставленной цели. Учебный (дидактический) процесс содержит следующие главные звенья взаимодействия:

Деятельность педагога Деятельность обучаемых
1. Разъяснение учащимся целей задач обучения 2. Ознакомление обучаемых с новыми знаниями (явлениями, событиями, предметами, законами) 3. Управление процессом осознания и приобретения знаний, умений 4. Управление процессом познания научных закономерностей и законов 5. Управление процессом перехода от теории к практике 6. Организация эвристической и исследовательской деятельности 7. Проверка, оценка изменений в обученности и развитии учащихся 1. Собственная деятельность по созданию положительной мотивации учения 2. Восприятие новых знаний, умений   3. Анализ, синтез, сопоставление, систематизация   4. Познание закономерностей и законов, понимание причинно-следственных связей 5. Приобретение умений и навыков, их систематизация 6. Практическая деятельность по самостоятельному решению возникающих проблем 7. Самоконтроль, самодиагностика достижений  

 

Кратко напомним сущность некоторых других категорий, которые уже рассматривались в первой части.

Образование — система приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления.

Знание — совокупность идей человека, в которых выражается теоретическое овладение этим предметом (П. В. Копнин).

Умения — овладение способами (приемами, действиями) применения усвоенных знаний на практике.

Навыки — умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства.

Цель (учебная, образовательная) — то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.

Содержание (обучение, образование) — система научных знаний, практических умений и навыков, способов деятельности и мышления, которыми учащимся необходимо овладеть в процессе обучения.

Организация — упорядочение дидактического процесса по определенным критериям, придание ему необходимой формы для наилучшей реализации поставленной цели.

Форма (от лат. Гоппа — внешний вид, оболочка) — способ существования учебного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма прежде всего связана с количеством обучаемых, временем и местом обучения, порядком его осуществления и т.п.

Метод — путь достижения (реализации) цели и задач обучения.

Средство — предметная поддержка учебного процесса. Средствами являются голос (речь) педагога, его мастерство в широком смысле, учебники, классное оборудование и т. д. Это понятие употребляется и в других значениях, которые рассмотрим ниже.

Результаты (продукты обучения) — это то, к чему приходит обучение, конечные следствия учебного процесса, степень реализации намеченной цели.

Взаимосвязи между основными дидактическими категориями как структурными компонентами целостного дидактического процесса представлены на рисунке.

В современных типах школ учителя по возможности стараются учитывать индивидуальные познавательные возможности учащихся. В основе познавательных возможностей обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов: восприятие, воображение, памяти, мышления, внимания, речи. Они достаточно индивидуальны и взаимосвязаны между собой. В обучении также играет большую роль эмоционально-волевая характеристика личности, ее характер, темперамент. Это все влияет на общую обучаемость младшего школьника. В процессе учебной деятельности ученики находятся в различных познавательных состояниях: испытывают творческий подъем или апатию, одни довольствуются ситуативным одноразовым интересом и быстро теряют его в течение одного урока, другие - напротив испытывают устойчивый интерес, одни уверены в себе, другие застенчивы. Все эти индивидуальные различия необходимо знать учителю.

Обучаемость связана с мотивацией изучения истории. Особую роль играют процессуальные мотивы, т.е. интерес к процессу обучения. Психологи считают, что положительная мотивация в учении вызывают: положительные эмоции, общий устойчивы положительный настрой, уверенность в своих возможностях, активная позиция в деятельности. Наиболее сложный и наиболее привлекательный творческий уровень познавательной деятельности. Он характеризуется самостоятельным исследовательским поиском новых знаний и способов деятельности.

Процесс обучения – это сложный процесс объективной действительности, уступающий, быть может, только процессом воспитания и развития составной частью которых он является.

Исторического курса

Преимущества концентрической системы очевидны: молодежь после основной школы получала целостное, хотя и элементарное, представление об историческом процессе, при отборе материала учитывались возрастные особенности детей, все разделы истории имели почти одинаковое количество времени для усвоения. Зато линейная система имеет достоинства, которые являются недостатками концентрической: хронологическая последовательность курсов, учащиеся получают наиболее полное и законченное представление о периодах истории, экономия учебного времени из-за отсутствия повторов, поддержание устойчивого интереса к предмету за счет новизны материала.

В 90-е гг. решили отказаться от традиционных для России программ и ввести по западному образцу Госстандарт, определяющий обязательный минимум исторического образования количественные критерии оценки качества обучения. Во временном Госстандарте излагаются основные требования к историческому образованию учащихся в средней школе. В пояснительной записке определяются цели обучения истории в школе, объект изучения истории (прошлое человечества) и основные системные характеристики объекта (историческое время, пространство, движение).

Стандарт содержит обязательный минимум по истории, т.е. базовое содержание. Знания, вошедшие в эту часть, должно быть общепринятыми с точки зрения их образовательной ценности. Базовое содержание истории фиксируется с такой степенью детализации, которая бы исключала или сводила к минимуму возможность его произвольного толкования. Стандарт должен учитывать возможности массовой школы, но и должен оставлять возможность создавать на его основе любые программы. Обязательный минимум — это то ядро, которое необходимо усвоить любому ученику.

В то же время в стандарте заложен и базовый компонент тот минимум знаний, который должен дать учитель. Базовое содержание шире и глубже по сравнению с минимальным требуемым уровнем усвоения. В стандарте необходимы такие требования к минимальному уровню подготовки. В этом разделе представлены умения, причем полностью и в соответствии их последовательностью освоения. Технология проверочных работ в стандарте содержит типовые задания для проверки, критериально-ориентированные тесты.

В современной школе ученик получает большую свободу действий в процессе обучения, больше учитываются его индивидуальные способности, возможности, запросы и интересы. На пер вое место постепенно выдвигается вопрос выбора школы, учителя, форм обучения, учебников и пособий, темпов и последовательности изучения исторического содержания.

Осуществляется внедрение программ разных уровней обучения, дающих базовые и углубленные знания, учитывающих развитие интересов обучающихся, в том числе и будущих профессиональных. Все чаще при обучении истории применяется психология, причем как педагогическая, так и историческая, в целях углубленного и осмысленного познания истории.


Школы

Мы, конечно, знаем, что история - это рассказ, повествование о чем-либо. Ты часто слышишь и говоришь: “Вот какая приключилась со мной история”. Но есть еще и особая - наука история. Начиная знакомство с ней, прежде всего нужно уточнить, что это - наука о прошлом, о далеких и недавних событиях в жизни людей.

Потоп. Ноев ковчег

Прошло немало столетий, и на земле появилось множество людей - потомков Адама и Евы. Вначале многие из них боялись Бога и служили Ему, но постепенно стали поступать против воли Бога. Только один человек, по имени Ной, оставался верным своему Создателю и исполнял Его волю...

Господь увидел, что велико развращение людей на земле и что мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; каждый извратил путь свой на земле. Тогда Бог сказал: “Истреблю с лица земли всех людей, которых Я сотворил... ибо Я раскаялся, что создал их”.

Ной же обрел благодать пред очами Господа. Бог обратился к нему и сказал: “Конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями. И вот Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в нем и осмоли его смолою внутри и снаружи... И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить всякую плоть под небесами, в которой есть дух жизни; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и ты войдешь в ковчег, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою”.

Услышав это повеление Божие, Ной начал строить ковчег (большой корабль)...

Долго строился ковчег. Ной сделал все, что повелел ему Бог, и ковчег был готов. Господь сказал Ною: “Войди ты и все семейство твое в ковчег; ибо тебя увидел Я праведным предо Мною... И всякого скота возьми по семи, мужского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли. Ибо через семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли”.

Ной поступил так, как Господь повелел ему...

Через семь дней начался ливень и не прекращался сорок дней и сорок ночей... Наводнение было таким сильным, что скрылись все высокие горы и все, что имело дыхание жизни на суше, умерло...

Через сто пятьдесят дней кончилось наводнение, и вода стала постепенно убывать. Ковчег Ноя остановился на горе Арарат. Через сорок дней Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона, чтобы узнать, исчезла ли вода. Ворон, вылетев, отлетал и возвращался назад.

Потом Ной выпустил голубя. Но голубь не нашел места покоя для своих ног и возвратился к нему в ковчег, так как вода была еще на поверхности всей земли. Через семь дней Ной опять выпустил голубя из ковчега. Вечером голубь возвратился к нему, держа в клюве свежий масличный лист. Так Ной узнал, что вода сошла с земли.

Подождав еще семь дней, Ной опять выпустил голубя, и он уже больше не возвратился к нему. Тогда Ной открыл крышу ковчега и увидел, что поверхность земли высохла. Бог сказал Ною: “Выйди из ковчега ты, жена твоя, сыновья и их жены; выведи с собою всех животных, которые с тобою... и пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются...”

А вот как о расселении на земле рассказано в летописи Нестора

...После потопа три сына Ноевы, Сим, Хам и Афет, разделили землю: восток достался Симу, южная страна - Хаму, север и запад - Афету; от племени Афетова пошел народ славянский. Спустя много веков славяне сели по Дунаю, где теперь земля венгерская и болгарская. От тех славян разошлись по земле народы и назывались каждый своим именем, где кто сел на каком месте: так, например, одни поселились по реке Мораве и назвались моравами, а другие назвались чехами, а вот тоже славяне - болгары и сербы. Другие славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что стали жить в лесах; а другие сели между Припятью и Двиной и назвались дреговичами; полочане прозвались от речки, именем Полоты, которая втекает в Двину. Те, которые поселились около озера Ильменя, прозвались своим именем, славянами; они построили себе город и назвали его Новгородом.

Так разошелся славянский народ. Все названные племена жили особо друг от друга, каждое на своем месте, со своими нравами, обычаями и преданиями. У полян были обычаи кроткие и тихие, а другие племена жили, как звери.

 

3.3. Система методов обучения на уроке истории в начальной

школе

 

Время, в которое мы живем, учимся и трудимся, предъявляет все новые и новые требования к знаниям и способностям человека, постоянно испытывает на прочность его нравственность и силу воли, крепкость убеждений и характера. Остановиться в своем творческом росте, совершенствовании, значит быть не готовым к решению сегодняшних сложных и масштабных задач.

Необходимо пройти самостоятельно нелегкий путь сложной внутренней работы, путь самовоспитания. Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности, то есть каким человек хочет себя видеть, каким хочет стать.

Один из важнейших моментов становления личности, и основная предпосылка самовоспитания - формирование и развитие самосознания, то есть осознания себя как члена общества, осознания своих личных качеств, своих взаимоотношений с окружающим миром, другими людьми, своих сил, действий, поступков, мыслей и чувств.

Важным элементом самосознания является самооценка личности.

Что же такое личность? Личность - это не просто конкретный человек со своими достоинствами и недостатками, со своими сильными и слабыми сторонами, а человек, рассматриваемый с точки зрения его общественной значимости, как член общества.

Человек лишь постепенно формируется как личность. С момента рождения он включается в существенную систему общественных отношений, всегда находится в определенных взаимоотношениях с другими людьми.

На личностном уровне развития у человека вырабатываются собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу, к происходящим событиям. У него появляются собственные моральные требования к себе и окружающим, собственные оценки.

Предмет истории имеет главной своей целью формирование у детей мировоззрения, т.е. помогает увидеть жизнь как нечто целое и найти значение каждой составной ее части. Видеть, что все окружающее нас взаимозависимо и составляет одно целое, значит разобраться в вопросах жизни.

Это вечное стремление человека к познанию мира идет дальше: это поиск самой жизни - лучшей, а не худшей, поиск жизненной цели, а не пустоты, поиск чего-то, что дает надежду, а не отчаяние.

Это почетно, но и трудно - впервые познакомить детей начальной школы с таким увлекательным и сложным предметом, как история.

Перед детьми проходят яркие образы ушедших эпох с разнообразными мирами материальной культуры. И в этом мне помогает привлечение на уроках истории дополнительной литературы, схем, рисунков и, конечно, творческих работ самих детей. Знакомство с первой же темой вводит учащихся в историю как науку посредством понятий исторических источников. Здесь я всегда привлекаю красочную детскую историческую литературу: мифы, летописи, легенды. Это помогает мне заинтересовать детей, ведь и они приносят с собой на уроки ту историческую литературу, какую имеют в своих домашних библиотеках. Некоторые темы позволяют давать ребятам опережающие задания. Например, прежде тем изучать с детьми понятие “лентовремени”, я предлагаю ребятам задания: подготовить заранее сообщение о часах (водяных, песочных, солнечных, цветочных, механических). При этом дополнительную литературу я подбираю сама, так как детям еще не под силу искать дополнительные материалы.

При изучении темы “История в архитектурных памятниках” невозможно знакомить детей с первыми жилищами, не прочитав специальной литературы. Примером такой работы может служить приведенный отрывок “Как строили дом в старину на Руси? ”. Этот рассказ является не просто знакомством с техникой строительства на Руси, но дает возможность создать представления у детей о доме, как главной ценностей славян. А значит, привлекая на уроке данный материал, я обращаюсь к чувствам детей, к формированию представлений о духовных ценностях русского человека. И это замечательно, ведь дети уже имеют представления о родословной, знают свои корни.

Большое значение в формировании личности играет изучение краеведческого материала. Я стараюсь привить детям любовь к своему краю, своему городу. В этом мне помогают экскурсии в краеведческий музей, Дом народного творчества.

Но особенностью моей работы является изучение корней нашего народа на примере вышедшей в 1996 году впервые “Энциклопедии славянской мифологии”. В ней представлен не только пантеон славянских богов, но дается описание всего, что их окружало и окружает нас: воды, неба, лесов, полей, то есть всего живого мира в котором они жили и в котором живем мы и наши дети. В последовательных превращениях природы древние племена усматривали не проявление естественных законов, а действие одушевленных сил - благотворных и враждебных, их вечную борьбу между собою, торжество то одной, то другой стороны. Поэтому времена года представлялись нашим предкам не отвлеченными понятиями, но живыми воплощениями стихийных богов и богинь, которые поочередно нисходят с небесных высот на землю и устраивают на ней свое владычество.

Я рассказываю детям, что до христианства и других религий все народы были язычниками. Культура землян насчитывает тысячелетия.

Язычество окружено, с одной стороны, тайнами забвения и многих утрат, словно древний затерянный и потому совершенно не знакомый мир. С другой - на него наложено негласное “табу”. Это последнее - явление выталкивания, стирания из сознания людей исконной их культуры началось у восточных славян с введением христианства.

Язычество - от “языки” (суть: народы, племена); это слово объединяет в себе принцип веры разных народов, даже в рамках союза племен, могла быть меж собой весьма различной.

Славянское язычество развивалось по разным руслам: одни племена верили в силы космоса и природы, другие - в Рода и Рожениц; третьи - в души умерших предков и в духов (одухотворенные силы); четвертые - в тотемных животных - пращуров и так далее. Одни хоронили (хранили) своих умерших предков в земле, считая, что те потом помогают живым с Того Света, оставляли им что-нибудь в пищу. Другие - сжигали умерших в ладьях (лодьях), отправляли их души в небесное плавание, полагали, что, если тело сжечь, - душа быстрее поднимается на небо и там преставится каждая к своей звезде (отсюда - преставился).

Христианство, зародившееся вдали от славянских племен, восприняло язычество как чуждую религию, она жестко уничтожалась с верху. Народ же несколько веков сопротивлялся этому и разными путями вносил язычество в христианство (путем иносказания, кодирования, намека, переименования по созвучию и другое), в конце концов народное (изначальное языческое) мировоззрение, растворились в христианстве, создав уникальный сплав - Русское Православие.

Сегодня детям можно дать лишь общее (собранное из того, что удалось сохранить) представление о славянском языческом мире.

Причем, если отдельных богов можно более или менее подробно охарактеризовать, то от других сохранились лишь имена.

от самого рождения и до ухода в иные миры у каждого из нас есть неизменный - как у Земли Луна - спутник: наше имя. И, подобно лунному свету, оно окутывает каждого тайной. Эта тайна - происхождение имени.

Много веков тому назад, когда наши предки еще поклонялись языческим богам - Перуну, Яровиту, Зимперле, - никто над людскими именами не мудрствовал. Какое слово на ум взойдет, тем и награждали младенца. Так появились Волк, Овраг, Добрыня и другие.

Загадочная, необъяснимая власть имени. Одни имена на десятилетия, а то и на века предаются забвению, погружаясь на дно реки Времени, другие всплывают из ее темных роковых глубин.

“В любви мы повторяем любимое имя и взываем к любимому через его имя. Молимся мы, и проклинаем через имена, через произнесение имени. И нет границ жизни имени, нет меры для его могущества. Именем и словами создан и держится мир. Имя носит в себе каждое живое существо. Именем и словами живут народы, сдвигаются с места миллионы людей, подвигаются к жертве и к победе глухие народные массы. Имя победило мир”.

Эти слова русского ученого А.Ф.Лосева мне бы хотелось взять как заключение к данной работе. Но моя работа продолжается. Но моя работа продолжается. Ведь история - это не только прошлое, но и будущее, а главное - настоящее. Самое важное в моей работе - это воспитание у детей через историю чувства любви к родной земле, уважение к предкам и современникам.

Особое место в пропедевтике этого предмета в начальной школе занимает тема “История письменности”. Из опыта работы я могу сказать, что ребята с огромным удовольствием изучают эту тему, особенно когда я привлекаю к уроку дополнительный материал в виде древнеегипетских и китайских иероглифов и предлагаю детям самим определить, что же написали древние египтяне в том или ином иероглифе. Здесь я стремлюсь заинтересовать самих детей в изучении истории, в чтении других (дополнительных) книг, кроме учебника.

 


Заключение

 

В сфере же преподавания истории, особенно школьного, целесообразность выделения такого “глубинного” метаисторического (или, в аспекте исторической эпистемологии, метакогнитивного) “слоя” знания всегда вызывала сомнения; и, самое главное, возникала еще одна проблема: как реально встроить этот компонент изучения истории в школьную программу, традиционно сориентированную скорее на экстенсивный охват эмпирического исторического материала, чем на “интенсификацию” его проработки и осмысления. В русле современных британских методик преподавания истории предпринимаются попытки построить многоуровневую систему развития у школьников специальных навыков исторического мышления. Так, разработанный в конце 1980-х гг. Сомерсетовский Курс Развития Мышления предполагает следующие градации развития мыслительных навыков и способностей у школьников в процессе обучения истории: (а) формирование “убеждений, позиций, ценностей”; (б) приобретение соответствующих “когнитивных ресурсов”; (в) выработка “когнитивных стратегий”.4

Несомненным достоинством этой модели обучения является то, что системная целостность предпосылок (нормативный базис), условий (ресурсы) и способов (стратегий) познавательной деятельности здесь поэтапно развертывается через общее соответствие формируемых у ребенка операциональных структур мышления и субъективной логики исторического познания как исследования. Однако серьезной трудностью для применения этого подхода к преподаванию истории является соблюдение на каждом этапе более или менее точной корреляции между инструментальной оснащенностью исторического мышления и соответствующим ему по уровню сложности конкретным содержанием школьного исторического курса. Иначе говоря, предполагается, что постановка задачи развития исторического мышления должна существенно влиять на организацию и формы подачи исторического материала, то есть на методику его преподавания. Нарастание потенциала исторического мышления школьника в то же время органично сопрягается с объективным процессом усложнения изучаемой исторической реальности и отражающей ее источниковой базы. Так, например, капитализм XIX—XX вв. – заведомо более сложное социально-историческое образование, чем античный “капитализм” и объективно, в силу прогрессивного усложнения исторических форм, и с точки зрения нашей обеспеченности историческими источниками.

Иллюстрацией того, как может реализовываться подобная “интеллектуально-емкая” модель обучения, является пример ее адаптации к реальной практике преподавания истории. Так, английский исследователь Дж. Никол предлагает считать первичным элементом, детерминирующим развитие исторического мышления школьников, уяснение ими специфики истории как предмета, в частности, дистанции между историческим прошлым как объективной прошедшей действительностью и историей как мыслительным конструктом, историей субъективно окрашенной, “рассказанной”, которая наделяет каждый фрагмент или факт этой ушедшей действительности определенным социальным, этическим или сугубо личностным смыслом. Отсюда следует не только понимание различий между “первичностью” исторического источника и “вторичностью” исторических интерпретаций (глубокая методологическая проблема сама по себе! ) – на данном этапе формулируется и отправная нормативная идея, лежащая в основе всякого исторического мышления, а именно, представление о том, что мыслить исторически – это значит уметь наделить и связать события прошлого определенным смыслом.5

При всей кажущейся сложности такого понимания истории, базисная идея, лежащая в его основе, достаточно проста, но вместе с тем нисколько не примитивна в методологическом отношении: история, представленная младшим школьникам в доступной форме увлекательного или назидательного рассказа, в то же время обнаруживает исходное филогенетическое соответствие архаичным эпохам “детства” человечества, когда история выкристаллизовывалась из синкретических форм родового быта, прежде всего, как искусство рассказа о прошлом – рассказа далеко не всегда считавшегося правдоподобным, но всегда несущего в себе глубокий социальный смысл.6


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.069 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь