Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Как возникали цифры? (из истории Индии)



Система счета, которую мы используем сегодня, изобретена в индии тысячу лет назад. Арабские купцы распространили ее по всей Европе к 900 году. В этой системе использовались цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 0. Это - десятичная система, построенная на основе десятки.

Еще раньше, в древние времена, когда человек хотел показать, сколько у него овец или коз, он насыпал в мешок столько камешков, сколько у него было животных. Чем больше животных, тем больше камешков.

Затем человек научился использовать символы для разных единиц счета. Он рисовал черточку или другую отметку для любого предмета, который он считал, но у него по-прежнему не было слов, чтобы обозначить цифры. Позднее человек начал считать с помощью пальцев на руке. Так как у нас 10 пальцев на руках, это привело к использованию цифры 10 в системах счета.

В Древней Руси в качестве цифр использовались буквы с особым значком над ними (титло).

В древние времена не существовало единой для всех стран системы счета. Некоторые системы исчисления брали за основу 12, другие - 60, третьи - 20, 2, 5, 8. Система исчисления, которую ввели в Древнем Риме, была распространена по всей Европе вплоть до XVI века.

Кто изобрел бумагу? (из истории Китая)

Человек изобрел материал для письма задолго до того, как появилась бумага. Древние египтяне около 4000 лет назад брали стебли папируса, снимали кожицу и распрямляли ее. Потом полоски папируса клали крест-накрест и спрессовывали так, чтобы они склеивались. Высушенный лист папируса представлял собой хороший материал для письма.

Но это еще не была бумага. Ее изобрел в Китае примерно в 105 году Цай Лунь. Он нашел способ делать бумагу из волокнистой внутренней части коры тутового дерева. Китайцы научились толочь кору в воде, чтобы отделить волокна, потом они выливали эту смесь на подносы, на дне которых находились длинные узкие полоски бамбука. Когда вода стекала, мягкие листы клали сушиться на ровную поверхность. Для этой цели использовали бамбук и старые тряпки. Торговцы из Китая путешествовали далеко на север и запад и пришли в город Самарканд. Там арабы переняли их секрет и привезли его в Испанию. Оттуда искусство делать бумагу разошлось по всему миру.

Древние славяне. Расселение, занятия, обычаи

Ты уже знаешь, что из Библии с давних пор люди получали многие сведения, в том числе и о своем прошлом. В библейской истории о Великом потопе рассказано, как они расселились на земле.

Потоп. Ноев ковчег

Прошло немало столетий, и на земле появилось множество людей - потомков Адама и Евы. Вначале многие из них боялись Бога и служили Ему, но постепенно стали поступать против воли Бога. Только один человек, по имени Ной, оставался верным своему Создателю и исполнял Его волю...

Господь увидел, что велико развращение людей на земле и что мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; каждый извратил путь свой на земле. Тогда Бог сказал: “Истреблю с лица земли всех людей, которых Я сотворил... ибо Я раскаялся, что создал их”.

Ной же обрел благодать пред очами Господа. Бог обратился к нему и сказал: “Конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями. И вот Я истреблю их с земли. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в нем и осмоли его смолою внутри и снаружи... И вот, Я наведу на землю потоп водный, чтобы истребить всякую плоть под небесами, в которой есть дух жизни; все, что есть на земле, лишится жизни. Но с тобою Я поставлю завет Мой, и ты войдешь в ковчег, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою”.

Услышав это повеление Божие, Ной начал строить ковчег (большой корабль)...

Долго строился ковчег. Ной сделал все, что повелел ему Бог, и ковчег был готов. Господь сказал Ною: “Войди ты и все семейство твое в ковчег; ибо тебя увидел Я праведным предо Мною... И всякого скота возьми по семи, мужского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли. Ибо через семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей и истреблю все существующее, что Я создал, с лица земли”.

Ной поступил так, как Господь повелел ему...

Через семь дней начался ливень и не прекращался сорок дней и сорок ночей... Наводнение было таким сильным, что скрылись все высокие горы и все, что имело дыхание жизни на суше, умерло...

Через сто пятьдесят дней кончилось наводнение, и вода стала постепенно убывать. Ковчег Ноя остановился на горе Арарат. Через сорок дней Ной открыл окно ковчега и выпустил ворона, чтобы узнать, исчезла ли вода. Ворон, вылетев, отлетал и возвращался назад.

Потом Ной выпустил голубя. Но голубь не нашел места покоя для своих ног и возвратился к нему в ковчег, так как вода была еще на поверхности всей земли. Через семь дней Ной опять выпустил голубя из ковчега. Вечером голубь возвратился к нему, держа в клюве свежий масличный лист. Так Ной узнал, что вода сошла с земли.

Подождав еще семь дней, Ной опять выпустил голубя, и он уже больше не возвратился к нему. Тогда Ной открыл крышу ковчега и увидел, что поверхность земли высохла. Бог сказал Ною: “Выйди из ковчега ты, жена твоя, сыновья и их жены; выведи с собою всех животных, которые с тобою... и пусть разойдутся они по земле, и пусть плодятся и размножаются...”

А вот как о расселении на земле рассказано в летописи Нестора

...После потопа три сына Ноевы, Сим, Хам и Афет, разделили землю: восток достался Симу, южная страна - Хаму, север и запад - Афету; от племени Афетова пошел народ славянский. Спустя много веков славяне сели по Дунаю, где теперь земля венгерская и болгарская. От тех славян разошлись по земле народы и назывались каждый своим именем, где кто сел на каком месте: так, например, одни поселились по реке Мораве и назвались моравами, а другие назвались чехами, а вот тоже славяне - болгары и сербы. Другие славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что стали жить в лесах; а другие сели между Припятью и Двиной и назвались дреговичами; полочане прозвались от речки, именем Полоты, которая втекает в Двину. Те, которые поселились около озера Ильменя, прозвались своим именем, славянами; они построили себе город и назвали его Новгородом.

Так разошелся славянский народ. Все названные племена жили особо друг от друга, каждое на своем месте, со своими нравами, обычаями и преданиями. У полян были обычаи кроткие и тихие, а другие племена жили, как звери.

 

3.3. Система методов обучения на уроке истории в начальной

школе

 

Время, в которое мы живем, учимся и трудимся, предъявляет все новые и новые требования к знаниям и способностям человека, постоянно испытывает на прочность его нравственность и силу воли, крепкость убеждений и характера. Остановиться в своем творческом росте, совершенствовании, значит быть не готовым к решению сегодняшних сложных и масштабных задач.

Необходимо пройти самостоятельно нелегкий путь сложной внутренней работы, путь самовоспитания. Самовоспитание - это деятельность человека, направленная на совершенствование своей личности, то есть каким человек хочет себя видеть, каким хочет стать.

Один из важнейших моментов становления личности, и основная предпосылка самовоспитания - формирование и развитие самосознания, то есть осознания себя как члена общества, осознания своих личных качеств, своих взаимоотношений с окружающим миром, другими людьми, своих сил, действий, поступков, мыслей и чувств.

Важным элементом самосознания является самооценка личности.

Что же такое личность? Личность - это не просто конкретный человек со своими достоинствами и недостатками, со своими сильными и слабыми сторонами, а человек, рассматриваемый с точки зрения его общественной значимости, как член общества.

Человек лишь постепенно формируется как личность. С момента рождения он включается в существенную систему общественных отношений, всегда находится в определенных взаимоотношениях с другими людьми.

На личностном уровне развития у человека вырабатываются собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу, к происходящим событиям. У него появляются собственные моральные требования к себе и окружающим, собственные оценки.

Предмет истории имеет главной своей целью формирование у детей мировоззрения, т.е. помогает увидеть жизнь как нечто целое и найти значение каждой составной ее части. Видеть, что все окружающее нас взаимозависимо и составляет одно целое, значит разобраться в вопросах жизни.

Это вечное стремление человека к познанию мира идет дальше: это поиск самой жизни - лучшей, а не худшей, поиск жизненной цели, а не пустоты, поиск чего-то, что дает надежду, а не отчаяние.

Это почетно, но и трудно - впервые познакомить детей начальной школы с таким увлекательным и сложным предметом, как история.

Перед детьми проходят яркие образы ушедших эпох с разнообразными мирами материальной культуры. И в этом мне помогает привлечение на уроках истории дополнительной литературы, схем, рисунков и, конечно, творческих работ самих детей. Знакомство с первой же темой вводит учащихся в историю как науку посредством понятий исторических источников. Здесь я всегда привлекаю красочную детскую историческую литературу: мифы, летописи, легенды. Это помогает мне заинтересовать детей, ведь и они приносят с собой на уроки ту историческую литературу, какую имеют в своих домашних библиотеках. Некоторые темы позволяют давать ребятам опережающие задания. Например, прежде тем изучать с детьми понятие “лентовремени”, я предлагаю ребятам задания: подготовить заранее сообщение о часах (водяных, песочных, солнечных, цветочных, механических). При этом дополнительную литературу я подбираю сама, так как детям еще не под силу искать дополнительные материалы.

При изучении темы “История в архитектурных памятниках” невозможно знакомить детей с первыми жилищами, не прочитав специальной литературы. Примером такой работы может служить приведенный отрывок “Как строили дом в старину на Руси? ”. Этот рассказ является не просто знакомством с техникой строительства на Руси, но дает возможность создать представления у детей о доме, как главной ценностей славян. А значит, привлекая на уроке данный материал, я обращаюсь к чувствам детей, к формированию представлений о духовных ценностях русского человека. И это замечательно, ведь дети уже имеют представления о родословной, знают свои корни.

Большое значение в формировании личности играет изучение краеведческого материала. Я стараюсь привить детям любовь к своему краю, своему городу. В этом мне помогают экскурсии в краеведческий музей, Дом народного творчества.

Но особенностью моей работы является изучение корней нашего народа на примере вышедшей в 1996 году впервые “Энциклопедии славянской мифологии”. В ней представлен не только пантеон славянских богов, но дается описание всего, что их окружало и окружает нас: воды, неба, лесов, полей, то есть всего живого мира в котором они жили и в котором живем мы и наши дети. В последовательных превращениях природы древние племена усматривали не проявление естественных законов, а действие одушевленных сил - благотворных и враждебных, их вечную борьбу между собою, торжество то одной, то другой стороны. Поэтому времена года представлялись нашим предкам не отвлеченными понятиями, но живыми воплощениями стихийных богов и богинь, которые поочередно нисходят с небесных высот на землю и устраивают на ней свое владычество.

Я рассказываю детям, что до христианства и других религий все народы были язычниками. Культура землян насчитывает тысячелетия.

Язычество окружено, с одной стороны, тайнами забвения и многих утрат, словно древний затерянный и потому совершенно не знакомый мир. С другой - на него наложено негласное “табу”. Это последнее - явление выталкивания, стирания из сознания людей исконной их культуры началось у восточных славян с введением христианства.

Язычество - от “языки” (суть: народы, племена); это слово объединяет в себе принцип веры разных народов, даже в рамках союза племен, могла быть меж собой весьма различной.

Славянское язычество развивалось по разным руслам: одни племена верили в силы космоса и природы, другие - в Рода и Рожениц; третьи - в души умерших предков и в духов (одухотворенные силы); четвертые - в тотемных животных - пращуров и так далее. Одни хоронили (хранили) своих умерших предков в земле, считая, что те потом помогают живым с Того Света, оставляли им что-нибудь в пищу. Другие - сжигали умерших в ладьях (лодьях), отправляли их души в небесное плавание, полагали, что, если тело сжечь, - душа быстрее поднимается на небо и там преставится каждая к своей звезде (отсюда - преставился).

Христианство, зародившееся вдали от славянских племен, восприняло язычество как чуждую религию, она жестко уничтожалась с верху. Народ же несколько веков сопротивлялся этому и разными путями вносил язычество в христианство (путем иносказания, кодирования, намека, переименования по созвучию и другое), в конце концов народное (изначальное языческое) мировоззрение, растворились в христианстве, создав уникальный сплав - Русское Православие.

Сегодня детям можно дать лишь общее (собранное из того, что удалось сохранить) представление о славянском языческом мире.

Причем, если отдельных богов можно более или менее подробно охарактеризовать, то от других сохранились лишь имена.

от самого рождения и до ухода в иные миры у каждого из нас есть неизменный - как у Земли Луна - спутник: наше имя. И, подобно лунному свету, оно окутывает каждого тайной. Эта тайна - происхождение имени.

Много веков тому назад, когда наши предки еще поклонялись языческим богам - Перуну, Яровиту, Зимперле, - никто над людскими именами не мудрствовал. Какое слово на ум взойдет, тем и награждали младенца. Так появились Волк, Овраг, Добрыня и другие.

Загадочная, необъяснимая власть имени. Одни имена на десятилетия, а то и на века предаются забвению, погружаясь на дно реки Времени, другие всплывают из ее темных роковых глубин.

“В любви мы повторяем любимое имя и взываем к любимому через его имя. Молимся мы, и проклинаем через имена, через произнесение имени. И нет границ жизни имени, нет меры для его могущества. Именем и словами создан и держится мир. Имя носит в себе каждое живое существо. Именем и словами живут народы, сдвигаются с места миллионы людей, подвигаются к жертве и к победе глухие народные массы. Имя победило мир”.

Эти слова русского ученого А.Ф.Лосева мне бы хотелось взять как заключение к данной работе. Но моя работа продолжается. Но моя работа продолжается. Ведь история - это не только прошлое, но и будущее, а главное - настоящее. Самое важное в моей работе - это воспитание у детей через историю чувства любви к родной земле, уважение к предкам и современникам.

Особое место в пропедевтике этого предмета в начальной школе занимает тема “История письменности”. Из опыта работы я могу сказать, что ребята с огромным удовольствием изучают эту тему, особенно когда я привлекаю к уроку дополнительный материал в виде древнеегипетских и китайских иероглифов и предлагаю детям самим определить, что же написали древние египтяне в том или ином иероглифе. Здесь я стремлюсь заинтересовать самих детей в изучении истории, в чтении других (дополнительных) книг, кроме учебника.

 


Заключение

 

В сфере же преподавания истории, особенно школьного, целесообразность выделения такого “глубинного” метаисторического (или, в аспекте исторической эпистемологии, метакогнитивного) “слоя” знания всегда вызывала сомнения; и, самое главное, возникала еще одна проблема: как реально встроить этот компонент изучения истории в школьную программу, традиционно сориентированную скорее на экстенсивный охват эмпирического исторического материала, чем на “интенсификацию” его проработки и осмысления. В русле современных британских методик преподавания истории предпринимаются попытки построить многоуровневую систему развития у школьников специальных навыков исторического мышления. Так, разработанный в конце 1980-х гг. Сомерсетовский Курс Развития Мышления предполагает следующие градации развития мыслительных навыков и способностей у школьников в процессе обучения истории: (а) формирование “убеждений, позиций, ценностей”; (б) приобретение соответствующих “когнитивных ресурсов”; (в) выработка “когнитивных стратегий”.4

Несомненным достоинством этой модели обучения является то, что системная целостность предпосылок (нормативный базис), условий (ресурсы) и способов (стратегий) познавательной деятельности здесь поэтапно развертывается через общее соответствие формируемых у ребенка операциональных структур мышления и субъективной логики исторического познания как исследования. Однако серьезной трудностью для применения этого подхода к преподаванию истории является соблюдение на каждом этапе более или менее точной корреляции между инструментальной оснащенностью исторического мышления и соответствующим ему по уровню сложности конкретным содержанием школьного исторического курса. Иначе говоря, предполагается, что постановка задачи развития исторического мышления должна существенно влиять на организацию и формы подачи исторического материала, то есть на методику его преподавания. Нарастание потенциала исторического мышления школьника в то же время органично сопрягается с объективным процессом усложнения изучаемой исторической реальности и отражающей ее источниковой базы. Так, например, капитализм XIX—XX вв. – заведомо более сложное социально-историческое образование, чем античный “капитализм” и объективно, в силу прогрессивного усложнения исторических форм, и с точки зрения нашей обеспеченности историческими источниками.

Иллюстрацией того, как может реализовываться подобная “интеллектуально-емкая” модель обучения, является пример ее адаптации к реальной практике преподавания истории. Так, английский исследователь Дж. Никол предлагает считать первичным элементом, детерминирующим развитие исторического мышления школьников, уяснение ими специфики истории как предмета, в частности, дистанции между историческим прошлым как объективной прошедшей действительностью и историей как мыслительным конструктом, историей субъективно окрашенной, “рассказанной”, которая наделяет каждый фрагмент или факт этой ушедшей действительности определенным социальным, этическим или сугубо личностным смыслом. Отсюда следует не только понимание различий между “первичностью” исторического источника и “вторичностью” исторических интерпретаций (глубокая методологическая проблема сама по себе! ) – на данном этапе формулируется и отправная нормативная идея, лежащая в основе всякого исторического мышления, а именно, представление о том, что мыслить исторически – это значит уметь наделить и связать события прошлого определенным смыслом.5

При всей кажущейся сложности такого понимания истории, базисная идея, лежащая в его основе, достаточно проста, но вместе с тем нисколько не примитивна в методологическом отношении: история, представленная младшим школьникам в доступной форме увлекательного или назидательного рассказа, в то же время обнаруживает исходное филогенетическое соответствие архаичным эпохам “детства” человечества, когда история выкристаллизовывалась из синкретических форм родового быта, прежде всего, как искусство рассказа о прошлом – рассказа далеко не всегда считавшегося правдоподобным, но всегда несущего в себе глубокий социальный смысл.6

Аналогичным образом формулируются задачи второго этапа формирования исторического мышления, связанные с развитием “когнитивных ресурсов” – системы категорий, понятий и концептуальных построений, с помощью которых осуществляется аналитический разбор исторического материала. Дж.Никол делит исторические концепты на структурные (“сетка” понятий, характеризующих субстанциальные свойства исторического времени, таких, например, как “изменение”, “континуитет”, “хронологическая последовательность”, “причинность”, “ситуация”, “событие” и т.п.), организационные (качественные понятия, в которых осуществляется описание прошлого, такие, например, как “революция”, “реформа”, “феодализм”, “империализм” и т.п.) и специфицирующие (связанные с квалификацией исторических событий определенного времени и места, например, норманнское завоевание Англии, крестовые походы, Французская революция). Аналитические способности учащихся развиваются, во-первых, через поиск конкретно-исторических примеров и аналогий, соответствующих тем или иным концептам, и через установление границ понятий в историческом контексте, во-вторых, через тренировку практических навыков и умений, посредством которых обычно осуществляется “вопрошание” и аналитическое расчленение прошлого (чтение, слушание, описание и т.п.). На третьем этапе учащимися в полном объеме осваиваются связанные с обретенными ресурсами “когнитивные стратегии” – исследовательские процедуры и связанные с ними комбинации навыков и умений (методы сбора и упорядочения материала, умение формулировать вопросы и ставить проблемы в процессе работы с источником, способы идентификации и критической оценки источников, разработка плана исследования, методы обобщения материала и проверки выводы).7 Безусловно, обстоятельное изучение, методическое усовершенствование и экспериментальное освоение данного зарубежного опыта преподавания истории заслуживают самого серьезного внимания.


Список литературы

1. Алибекова Г.З. Ориентация и отбор школьников на педагогические профессии в США. — М., 1991.

2. Бацын В.К. О реформе исторического образования в современной российской школе // Преподавание истории в школе. —1997.—№8.

3. Временные требования к обязательному минимуму содержания основного общего образования // Преподавание истории в школе. — 1998. — № 7.

4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю., Короткова М.В, Ионов И.Н.
Историческое образование в современной России. — М., 1997.

5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. — М., 1999.

6. Голубева Т.С., Геллерштейн Л.С. Методическое пособие по истории СССР. 4 класс. М., 1965.

7. Герасимова Г.Г. Обучение истории в 4 классе. Методическое пособие для учителей. М., 1976. С.6.

8. Гуревич Я.Г. Опыт методики истории // Педагогический сборник. 1877. № 4-8.

9. Гиттис И.В. Начальное обучение истории. Л., 1940.

10. Днепров Э.Д. Школьная реформа между «вчера» и «завтра». —М., 1996.

11. Звягинцев Е.А. Опыты учебных книг по местной истории для начальных школ. Вып.2. 1917.

12. Васильева М.С. Материалы к урокам по истории СССР в 4 классе. М., 1958; Карцов В.Г. Методические указания к учебной книге “История СССР для 4 класса”. Пособие для учителя. М., 1958; Карцов В.Г. Методика преподавания истории в начальной школе. М., 1959.

13. История СССР. Краткий курс. Учебник для 3-го и 4-го классов / Под ред. А.В.Шестакова. М., 1938.

14. Карцов В.Г. Методика истории СССР в начальной школе. М., Л., 1947.

15. Концепция исторического образования в средней школе //Преподавание истории в школе. — 1989. — № 6.

16. Кролюницкий А. Опыт методики элементарного курса истории. М., 1890. С.10.

17. Материал к концепции школьного исторического образования // Преподавание истории в школе. — 1989. — № 6.

18. Миронов В.Б. Век образования. — М., 1990.

19. Методика начального обучения истории/Под ред. М.С. Васильевой. М., 1964. С.14.

20. Методика начального обучения истории. С.18.

21. Методика начального обучения истории. С.18.

22. Погодин М.П. Начертание русской истории для училищ; Полевой Н.А. Русская история для первоначального чтения; Ишимова А. История России в рассказах для детей.

23. Примерная программа единой трудовой школы 1 ступени. М., 1920. С.14.

24. Программа для 1-2 ступеней семилетней единой трудовой школы. М., 1921. С.88-98.

25. Постановление партии и правительства о школе: Сб. постановлений ЦК за 1931-39 гг. М., 1939. С.76.

26. Рябов Ю А. Проблема гуманизации содержания исторического образования на современном этапе. — Л., 1991.

27. Собрание постановлений правительства Союза Советских Социалистических Республик. 1959. № 1. С.466-468.

28. Сукневич И.И. Методика формирования исторических представлений и понятий у учащихся 4 классов. М., 1968. С.13.

29. Талызина Познавательный интерес у младших школьников., М. 2000.

30. Шомова. Познавательный интерес у младших школьников., М. 2000

31. Щукин Г.И. Формирование познавательного интереса у школьника., М. 1999.

32. Учебные планы восьмилетней и средней школы РСФСР // Учительская газета. 1959. 29 августа.

33. Уланов В.Н. Обзор программ по истории в начальной школе // Вопросы преподавания истории. Вып.1. 1916;

34. Эпизодические рассказы по истории СССР в 4 классе.

35. Эдиджер М. О преподавании истории // Преподавание истории в школе. — 1991, — № 5.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.058 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь