Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Характеристика творческих способностей у детей.
Творчество – психический процесс создания новых ценностей, как бы продолжение и замена детской игры. Деятельность, результат которой— создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по сути культурно-историческим явлением, имеет и психологический аспект — личностный и процессуальный. Предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонент умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. В творчестве особое место занимает воображение творческое. Наряду с воображением творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. Но оно не сводится к одному воображению, одному мышлению или одному чувству. Творчество как процесс сперва рассматривалось, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась озарению, вдохновению и сходным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфически творческим моментом считалось озарение — интуитивное схватывание искомого результата. Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в деятельности предметной, доступной анализу. Выделяя специфику психической регуляции процесса творчества, К. С. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении творческого продукта. Обусловленность творчества той сферой культуры, где оно реализуется (производство, техника, искусство, наука, политика, педагогика и пр.), требует выявить своеобразие психологии творчества в каждой из них, а также характер отношений между ними. Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Содержание труда в современных условиях измеряется не только степенью его интенсивности, но и уровнем проявления творчества. Причем наблюдается объективная тенденция — с развитием общества интенсивность и количество физического труда убывает, а интеллектуального, творческого возрастает. Изменяется и оценка труда и труженика. Все большую общественную значимость приобретает творческий труд, а значит и творчески работающий человек. Настало то время, когда, как писал Ф. Энгельс, «...личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает»* Подготовка учащихся к работе в народном хозяйстве, формирование у них любви к труду и умений творчески применять свои знания и навыки в процессе созидательной деятельности — одна из основных задач общеобразовательной школы. В решении этой задачи большую роль играет вовлечение школьников в творчество. В современных условиях проблеме творчества и творческой личности уделяют внимание философы, социологи, педагоги, психологи. Советские психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Различие состоит лишь в масштабах достижении и их общественной значимости. Не менее важным, чем предыдущий, является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего возраста. В советской педагогике считается доказанным, что если к творческой деятельности «не
*Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 29.—С. 116.
начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполнимый в последующие годы. Поэтому творчеству надо учить с самого раннего возраста, и этому можно научить».* Советские психологи утверждают, что творчество может проявляться независимо от возраста человека во всех областях его деятельности, что все без исключения люди обладают творческим потенциалом, хотя и в разной степени, что творческие способности поддаются развитию. Надо сказать, что и в этой области действует так называемый механизм переноса, т. е. упражнения в творчестве в одной области на одном материале благотворно сказываются на творческой деятельности и в других областях. Но такой перенос возможен лишь тогда, когда развитие творческих способностей становится специальной заботой и задачей воспитания.** Эти положения позволяют говорить о необходимости раннего включения всех учащихся в творческую деятельность. Работами многих психологов раскрыто единство творческого процесса детей и взрослых, доказано, что творчество независимо от возраста имеет единую психологическую основу. На первый взгляд трудно обнаружить общее между творческой деятельностью ученого и ребенка. Хотя по конечному результату эти процессы принципиально различны (открытие еще неизвестных человечеству истин и «открытие» уже давно открытого), по своему психологическому механизму они во многом схожи. Творческая задача остается таковой до тех пор, пока способ ее решения неизвестен независимо от того, кто ее решает—гений или семилетний ребенок. Ведь задача является творческой не сама по себе, а лишь по отношению к возможностям ученика, а наличие ключа делает эту задачу нетворческой. Стадии протекания, активность творческой деятельности детей аналогичны соответствующим моментам в работе взрослых. Творческий процесс протекает одинаково, как у ученого,
* Скаткин М. Н. Дидактика средней школы. М.: Просвещение, 1982, с. 106. ** Бернштейн Н. С. О природе научного творчества//Вопросы философии.—1966.—№ 6.—С. 141.
совершающего открытие в науке, так и у ребенка, занятого построением из мозаики новой фигуры. Эти так называемые «открытия для себя»—основа будущей творческой деятельности человека. Творческая работа учащихся младшего возраста протекает на уровне субъективной новизны — открытия для себя. Чем ученик становится старше, тем больше возможности ее объективизации. Эффективность развития творчества учащихся начальных классов зависит от учета их психологических особенностей. Школьники в этом возрасте импульсивны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, не могут долго работать над одной и той же поделкой. Им не терпится начать работу и сегодня же, в крайнем случае завтра получить результат. Педагогикой также определены пути развития творческих способностей. Определены также и пути развития творческих способностей детей. Результаты научных исследований позволяют утверждать, что деятельность учащихся в современной школе должна иметь творческий поисковый характер, а для этого необходимо применение таких методов, «которые учили бы школьников самостоятельно выявлять, исследовать и объяснять явления объективной действительности».*** Знания же, сообщаемые школьникам в готовом виде, притупляют их творческие способности. Как известно главный труд детей — учеба. Поэтому вполне очевидно, что для воспитания творческих черт личности у учащихся его нужно сделать творческим. К сожалению, в нашей школе преобладает репродуктивное обучение. Процесс обучения часто представляет собой передачу информации от учителя к ученикам. Учитель при этом выступает в качестве передатчика готовой информации, знаний, а учащиеся — пассивных «запоминающих устройств». Чем точнее на последующих уроках ученик воспроизводит полученные в готовом виде знания, тем он лучше успевает. Репродуктивно полученные знания и умения не находят применения на практике. Знания и умения даются учащимся как бы
***Атутов П. Р. Политехнический принцип в обучении школьников. М.: Педагогика, 1976, с. 92. впрок, на будущее, хотя хорошо известно, что ребенок не осознает этого, он живет настоящим. Со временем у ученика вырабатывается не только стереотип такой деятельности, но и характер мышления. Сказанное выше всецело относится и к трудовому обучению. В трудовом обучении еще в большей мере, чем по другим учебным предметам, используются репродуктивные методы обучения. Учителя редко прибегают к решению технических задач, использованию проблемности, техническому эксперименту, эвристическим беседам и т. д. Требует значительного углубления политехнический принцип обучения. На современном этапе развития науки и техники трудовое обучение надо поставить гак, чтобы учащиеся не только знакомились с современными достижениями в технике и на производстве, но и получали обобщенные знания о них, были причастны, пусть даже в самом малом, к совершенствованию производства. Для удовлетворения социального запроса общества в творческих кадрах, нужно коренным образом перестроить обучение в школе и, прежде всего, в творческом плане. Для этого надо шире использовать достижения психолого-педагогической науки, внедрять в школу творческие методы обучения и воспитания, находить средства, повышающие познавательную активность школьников. Творческая активная деятельность в процессе обучения формирует у школьников ряд качеств, которые в конечном итоге положительно скажутся на характере личности будущего рабочего, инженера, ученого. Однако было бы неправильно полагать, что воспитание творческих черт личности школьников возможно только в учебной деятельности. Наоборот можно утверждать, что только в процессе обучения в школе, даже самого творческого, нельзя в надлежащей мере развить творческие черты личности. Нужна непосредственная, практическая деятельность в конкретном виде творчества — техническом, художественном и т. д. Установлено также, что приобретение научных, общетрудовых, общетехнических и специальных знаний и умений на занятиях по основам наук, трудового обучения и производственного труда должно идти параллельно с включением учащихся в творческую деятельность уже на самых ранних этапах процесса обучения и труда. При этом условии формирование и закрепление знаний и умений происходят значительно эффективней, так как учащиеся видят в них необходимость. Исследования и передовой опыт включения учащихся всех возрастов в творческую деятельность показывает, что эффективность ее зависит от выполнения ряда основных педагогических требований, и в первую очередь от посильности предлагаемых учащимся творческих задач и заданий, результативности их творческой деятельности и непрерывности творческого процесса. Требование результативности особенно важно, так как получаемый результат вызывает положительный эмоциональный настрой, стимулирует творческую активность учащихся. Результативность творческой деятельности следует рассматривать не только по отношению к конечному «продукту», но и применительно к каждому этапу выполнения творческого задания. При организации технического творчества детей необходимо также учитывать следующие условия: а) учебный творческий цикл должен укладываться в определенное время; б) содержание творческой деятельности должно соответствовать уровню знаний, трудовых умений и навыков учащихся; в) для поддержания нормального творческого процесса должна быть создана соответствующая современному уровню производства материально-техническая база и подобраны (подготовлены) инженерно-педагогические кадры, владеющие методикой творческой работы с учащимися. Наряду с выполнением основных психолого-педагогических требований по включению школьников в творческую деятельность большое значение имеет выбор методов, адекватных содержанию этой деятельности, поставленной цели и возрасту учащихся. В настоящее время определен ряд эффективных методов, к которым относятся конструирование (моделирование) изделий, манипулятивное конструирование, решение творческих задач, выполнение творческих заданий, повторное выполнение работ с изменением ранее изготовленных конструкций, мысленный эксперимент, поиск и др. Использование этих методов в определенной системе позволяет развивать творческие способности учащихся и пробуждать у них интерес к труду. Анализ психолого-педагогических исследований и опыта позволяет прийти к выводу, что творчество создает прежде всего благоприятные условия для развития мышления учащихся. Творческая деятельность способствует формированию у школьников преобразующего отношения к окружающей действительности. У человека, который не занимается творческой деятельностью, вырабатывается приверженность к общепринятым взглядам и мнениям. На его восприятие влияют привычные установки, оценки и т.д. Это приводит к тому, что в своей деятельности, работе и мышлении он не может выйти за пределы известного. Со временем стереотип такой деятельности закрепляется и порождает косность мышления, от которой человеку трудно избавиться. Если же с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблем, способность предвидения и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества укрепляются, совершенствуются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека. Эффективность формирования и развития творческих черт личности во многом зависит от умения педагогов организовать творческую деятельность учащихся. Одним из главных педагогических требований к ученической творческой деятельности является учет возрастных особенностей школьников. Без учета особенностей развития психики детей невозможно правильно соотнести между собой цель, мотивы и средства достижения цели. Особого внимания требуют к себе мотивы деятельности. Ведь собственно они определяют интерес к работе, возникновение проблемной ситуации и стремление к достижению цели. Немаловажное значение в организации творческой деятельности школьников имеет доступность предлагаемых задач и заданий. Сложность их должна быть строго согласована с «шагом» творческого развития школьников. Психологией установлено, что каждый человек имеет свой, присущий только ему «шаг» творческого развития. Замедление развития, а тем более ускорение всегда приводит к нежелательным последствиям. Данное требование порождает новое — умелое сочетание индивидуальной и коллективной творческой деятельности школьников. Кружковая, внеурочная творческая деятельность детей тем и хороша, что позволяет оптимально сочетать индивидуальную работу с коллективной. Большое значение в творческой деятельности имеет непрерывность творческого процесса. Практика показывает, что эпизодическая творческая деятельность малоэффективна. Она может вызвать интерес к конкретной выполняемой работе, активизировать познавательную деятельность во время ее выполнения, может даже способствовать возникновению проблемной ситуации. Но эпизодическая творческая деятельность никогда не приведет к развитию творческого отношения к труду, стремления к изобретательству и рационализации, экспериментаторской и опытнической работе, т. е. к развитию творческих качеств личности. Непрерывная, систематическая творческая деятельность на протяжении всех лет обучения в школе, как свидетельствует опыт, непременно приводит к воспитанию устойчивого интереса к творческому труду. Познавательные процессы младших школьников отличает непроизвольность, неустойчивость, недифференцированность и нецеленаправленность. Так, у учащихся начальных классов непроизвольное внимание преобладает над произвольным. Оно «скачет» по ярким, эмоционально значимым признакам предметов. Поэтому при восприятии предмета ребята в первую очередь выделяют то, что бросается в глаза: яркость окраски, необычность формы, величины и т. д., не могут отделить главное от второстепенного. Формирование познавательного интереса школьника связано также с преодолением трудностей, а следовательно, воспитанием силы воли. В процессе волевого действия формируются определенные качества личности. Чем отчетливее у школьника цель, к которой он стремится, тем упорнее он преодолевает препятствия на пути ее достижения. Принятие волевого решения сопровождается формированием у ученика решительности, которую характеризует быстрота и уверенность в правильности решения. Младший школьник должен учиться охотно, с интересом, но не легко, а с преодолением трудностей. Этот принцип, выдвинутый Л. В. Занковым, был убедительно доказан на практике работы Ш. А. Амонашвили. Поднимая своих учеников «по винтовой познавательной лестнице», Ш. А. Амонашвили специально создает трудности в обучении. Но искусство педагога заключается не только в том, чтобы умело ставить преграды «познавательному марафону» (Ш. А. Амонашвили), но и в том, чтобы помогать детям преодолевать эти преграды. В результате волевых действий достигается намеченная цель. Это позволяет школьнику соотнести итог деятельности с ее целью и мотивацией (очень хотел сделать и запустить бумажный змей). Если они совпадают (змей получился, прекрасно летает), то ученик испытывает радость, получает удовлетворение от работы, переживает успех. А новые переживания, связанные у школьника с успехом, ведут к новым усилиям. Если же цель реализуется без усилий воли, то ученик не испытывает радости, удовлетворения, стимулирующих дальнейшую работу. Так, преодолевая одно затруднение за другим, ученик переходит от одного успеха к другому, в результате у школьника формируется опыт творческой деятельности. Именно опыт играет существенную роль в развитии личности в процессе технического творчества. Необходимо отметить, что сформулированные уровни творческой подготовленности следует использовать не для оценки творческого потенциала школьника, а для учета преподавателем возможностей творческого продвижения каждого учащегося и дифференцированного подхода к использованию имеющихся методов и приемов включения учащихся в творческий процесс.
|
Последнее изменение этой страницы: 2020-02-17; Просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы